Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом

ДТП с участием велосипедиста – стоит ли звонить в полицию?

Как всегда при столкновении или ДТП нужно соблюдать простое правило: если нет пострадавших, можно не вызывать полицию.

– Стороны могут прийти к соглашению и решить вопрос мирным путем. Если убытки невелики, то виновный может возместить их наличными, на месте. После написания заявления с отметкой о возмещении материального ущерба стороны могут не согласиться, говорит уполномоченный Аркадиуш Калита в Департаменте дорожного движения Главного управления воеводской полиции в Люблине.

Участники ДТП также могут написать совместное заявление о дорожно-транспортном происшествии, что облегчает получение компенсации от страховой компании, в которой виновник ДТП приобрел страховку гражданской ответственности. Бланк заявления можно скачать, среди прочего с интернет-сайта Бюро автостраховщиков Польши pbuk.pl.

Однако, когда кто-то погиб или получил ранения в результате несчастного случая, необходимо вызвать полицию. Вмешательство офицеров заканчивается вынесением мандата и штрафных баллов виновному или дело передается в суд. Независимо от этого, идет процесс получения компенсации от виновника ДТП или его страховщика (в случае велосипедистов наличие полиса ОСАГО не обязательно).

Ответственность участников ДТП

Ответственность каждой стороны определяется КоАП, но для этого проводится экспертиза, позволяющая выявить виновника. Нередко велосипедисты скрываются с места ДТП, и наказать их за порчу имущества крайне сложно. В остальных случаях обстоятельства дела рассматривает суд. Санкция для каждой стороны обычно выражается в следующем:

  1. Водитель. Если он сбил велосипедиста, и тот погиб или получил серьезные ранения, то ответственность предполагается в рамках УК РФ. Материальный ущерб компенсирует страховая компания на основе полиса ОСАГО, который есть у каждого владельца ТС. Самое суровое наказание предусмотрено за ДТП с летальным исходом.
  2. Велосипедист. За нарушение правил ему грозит штраф в размере до 1500 руб. в зависимости от нанесенного ущерба. За вред полученный автомобилем придется заплатить лично, если вторая сторона докажет вину в судебном порядке. Если лицо скрывается с места преступления, то наказание будет серьезнее, вплоть до уголовного.
  3. Пешеход. Для них в такой ситуации также предусмотрена ответственность в рамках КоАП. Если виноват гражданин, он полностью компенсирует понесенные убытки второй стороной.

Суровое наказание ждет велосипедиста, который решил проучить виновников ДТП, не дожидаясь приезда сотрудников ГИБДД. Поэтому в случае возникновения аварийной ситуации, следует соблюдать установленный порядок и не нарушать закон.

Нюансы

При попытке работодателя получить возмещение ущерба от ДТП за счет работника следует помнить:

  • Если сотрудник не признан виновником ДТП в результате которого был нанесен ущерб имуществу компании, то водитель освобождается от выплат компенсации работодателю.
  • Если авария произошла в результате воздействий обстоятельств непреодолимой силы, то работник также не должен компенсировать фирме стоимость материального ущерба. Статья 239 Трудового Кодекса РФ.

Не менее важным нюансом становится то, что сотрудник несет материальную ответственность перед работодателем в размере, своего среднемесячного заработка.

Имеет ли право велосипед двигаться по дороге?

Если рассматривать данный вопрос строго формально и руководствуясь определениями из ПДД, то всем велосипедистам так или иначе разрешено движение по дороге

Это очень важно в контексте разборов ДТП с велосипедом, если вы его сбили или он совершил наезд на авто. Всё потому, что дорога включает в себя и проезжую часть, и тротуар, и обочину

В основном, разрешено движение велосипедистов, как маленьких, так и взрослых, по тротуарам, велосипедным и велопешеходным дорожкам.

А вот по проезжей части дороги можно двигаться не всем и не всегда. Разрешается в следующих случаях и только по правому краю проезжей части:

  1. когда отсутствуют соответствующие велосипедные, велопешеходные дорожки, отдельная полоса для велосипедистов или нет возможности двигаться по ним,
  2. при больших габаритах велосипеда, перевозимого груза или прицепа к велосипеду, а именно более 1 метра в ширину,
  3. если двухколесных целая колонна.

При этом, возраст таких веловодителей должен превышать 14 лет.

С таким же возрастным цензом можно двигаться по обочине дороги, когда отсутствуют специальные дорожки, специальная полоса или нет возможности двигаться по ним или по правому краю ПЧ.

Если ничего вышеперечисленного нет или нет возможности двигаться по ним, тогда можно ехать на велосипеде по тротуару или пешеходной дорожке.

Тем лихачам, которым от 0 до 14 лет, можно двигаться на велосипеде только по специальным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон.

Возмещается ли ущерб по страховке

При аварии с велосипедистом можно получить возмещение, предусмотренное полисом ОСАГО. Обращается за ним пострадавшая сторона с заполненным заявлением и собранным пакетом документов. В него входят следующее:

  • Паспорт, удостоверяющий личность.
  • Извещение.
  • Постановление о ДТП.
  • Справка из органов ГИБДД.
  • Номер банковского счета.
  • Выписка из больничной карты.

ДТП с велосипедистом не редкость, так как эти участники движения зачастую нарушают правила по незнанию. Часто это случается на перекрестках, когда водители двухколесной техники забывают, что на этом участке дороги они обычные пешеходы и обязаны передвигаться со всеми по зебре, удерживая велосипед руками. Наказание за правонарушение напрямую зависит от обстоятельств дела и состояния сторон в момент столкновения. За алкогольное опьянение полагается лишение прав.

Кто платит комиссару при ДТП в 2023 году?

Аварийный комиссар – специалист, который, выезжает к месту происшествия и оказывает помощь в оформлении необходимых документов. Эксперт может быть штатным сотрудником СК или независимым предпринимателем.

Содействие комиссара заключается в следующем:

  • Оказание психологической поддержки участникам ДТП.
  • Вызов Госавтоинспекции, скорой помощи, эвакуатора и т.д.
  • Проведение фото- и видеосъемки места происшествия.
  • Помощь в принятии решения: что лучше – оформить европротокол или вызвать ГИБДД.
  • Консультационные услуги по вариантам взаимодействия с другими участниками аварии, инспекторами ГИБДД.
  • Проведение опроса очевидцев.
  • Оказание профессиональной поддержки в случае судебного разбирательства.

На место происшествия аварком прибывает по просьбе кого-либо из участников ДТП. Лучше, если это будет независимый эксперт. В этом случае комиссар будет всегда на стороне своего клиента.

Услуги аварийного комиссара оплачивает вызвавший его водитель. При выплате финансовой компенсации пострадавшей стороне эти затраты не будут включены. Если участник происшествия полностью признал свою вину, он может возместить второй стороне расходы на аваркома. Можно выбрать компромиссный вариант – оплатить услуги специалиста совместно.

Если аварийный комиссар сотрудник СК, то он получает вознаграждение за свою работу на условиях трудового контракта, то есть его услуги оплачивает наниматель – страховщик.

Таблица ответственности

Степень ответственности совершенного деяния напрямую связана со степенью тяжести последствий, возникающих в результате ДТП:

Административная  ответственность Уголовная

ответственность

ДействиеНарушение водителем ПДД или же правил эксплуатации транспортного средстваНарушение водителем ПДД или же правил эксплуатации транспортного средства
ПоследствияПричинения вреда здоровью легкой или средней тяжестиПричинение тяжкого вреда здоровью или наступление летального исхода у пострадавшего
Норма, согласно которой устанавливается степень ответственностиКодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях статья 12.24Уголовный Кодекс Российской Федерации статья 264.

Кто виноват в ДТП с детьми-велосипедистами в 2023 году?

В определении виновности и причинителя вреда в современном законодательстве работает принцип причинно-следственной связи.

Таким образом, на вину в ДТП влияют два фактора:

  • нарушения ПДД водителем машины или ребёнком на велосипеде,
  • причинно-следственная связь такого нарушения в случившемся ДТП.

Например, если водитель был в момент столкновения пьяным, но его в даже едущую машину врезался ребёнок велосипедом, то нетрезвое состояние автолюбителя не находится в такой причинно-следственной связи с ДТП. Да, водителя накажут лишением прав, но виновным в конкретном событии будет признан ребёнок.

Поэтому виноват будет тот, кто нарушил ПДД и чьё нарушение привело непосредственно к аварии.

Есть ещё одна тонкость. Как правило, когда ребёнок въезжает в машину на велосипеде или наоборот, речь идёт о пересечении траекторий (причём, во времени и пространстве). В таком случае часто один из участников дорожного движения обязан был уступить дорогу.

И вот в этом случае тоже есть важная в нашей теме ДТП с участием детей на велосипедах тонкость. Дело в том, что обязанность уступить дорогу у вас возникает только тем транспортным средствам, которые имеют преимущество перед вами на дороге. Если точнее, то не просто преимущество, а преимущественное право на движение. Но, если нет права на движение в намеченном направлении, то и преимущества не может быть. Так указал Верховный суд – пункт 14 Постановления Пленума ВС РФ №20 от 25.06.2019 г.

И это один из самых важных факторов при определении виновности в ДТП, поэтому для ответа на главный вопрос определим, где именно дети-велосипедисты имеют право на движение.

ПДД для детей на двухколёсных

Вообще, правила езды на двухколёсных для детей подразделяются в зависимости от возраста:

  • для детей-велосипедистов до 7 лет,
  • для детей от 7 до 14 лет,
  • а с 14 начинаются требования ПДД как для взрослых.

То есть в довольно стандартной ситуации, когда водитель на автомобиле движется по проезжей части дороги двора, и сталкивается с ребёнком на двухколёсном, то виновность должна лечь на последнего. Причём, не только когда ребёнок врезался велосипедом в стоящую машину, но и когда столкнулся с движущейся.

Теперь рассмотрим, где должны двигаться велосипедисты в зависимости от возраста.

Ребёнок старше 14 лет

  • велодорожка, велопешеходная дорожка либо полоса для велосипедистов на выбор,
  • правый край проезжей части дороги,
  • обочина,
  • тротуар или пешеходная дорожка.

Таким образом, если, к примеру, нет велодорожки или невозможно по ней ехать (по объективным причинам, а не просто, например, плохое покрытие для передвижения по ней), то можно ехать по правому краю проезжей части. То есть при наличии проезжей части на данном участке дороги и возможности ехать по ней, у велосипедиста нет права двигаться по обочине и, тем более, по тротуару.

Возраст – от 7 до 14 лет

А вот здесь уже проще – дети-велосипедисты в указанном возрастном диапазоне обязаны ездить только по:

  • велопешеходным дорожкам,
  • велодорожкам,
  • тротуарам,
  • либо по пешеходным зонам.

ПДД для детей младше 7 лет

Ещё более ограничены малолетние велосипедисты. Им можно передвигаться:

  • по тротуарам,
  • велопешеходным дорожкам (только по полосам для пешеходов),
  • пешеходным дорожкам,
  • либо по пешеходным зонам.

Таким образом, детям в возрасте до 14 лет вообще запрещено выезжать на проезжую часть дорог. При отсутствии права на движение ребёнка у него не образуется и преимущественного права, как мы указали выше. Однако, никогда не следует забывать, что для водителя есть ещё пункт 10.1 ПДД (про неверно выбранную скорость, не соответствующую дорожной обстановке). Нарушение этого по сути универсального пункта очень часто вменяют автолюбителям в судебной практике.

Сбил велосипедиста на проезжей части: чья вина

Разобрав вопрос с правилами движения по дороге на велосипеде, нужно поговорить и о том, если водитель автомобиля сбил велосипедиста на проезжей части, чья вина? Отвечая на поставленный вопрос следует заметить, когда велосипедист выезжает на дорогу, он становится непосредственным участником движения и должен соблюдать принятые правила движения. В противном случае, виновником аварии может быть признан велосипедист

Обратите внимание, что выезжать на проезжую часть разрешено не всем. В зависимости от возрастных ограничений, велосипедисты имеют право передвигаться:

  1. Лица, достигшие 14 лет: по специальным дорожкам, по правой стороне дороги, обочине. В случае отсутствия предыдущих вариантов, допускается движение по тротуару.
  2. Лица, не достигшие 14 лет: допускается движение по тротуарам, пешеходным дорожкам.

Особое внимание обратите на движение по тротуару. Не забывайте, передвигаясь, вы не должны создавать помех прочим участникам движения, если такое происходит, вы должны продолжить движение пешком, ведя велосипед рядом

В случае аварии между велосипедистом и машиной при движении по тротуару (в рассматриваемом примере, проезд по тротуару на машине разрешен) виновными будут признаны оба водителя. Однако, если велосипедист придвигался пешком, а велосипед вел рядом, виновным признают водителя машины. В этом случае велосипедист не понесет расходов по восстановлению автомобиля.

Наиболее часто велосипедисты нарушают запреты относительно движения по пешеходным зонам.

Обратите внимание! В случае столкновения между водителем и велосипедистом на пешеходном переходе, водитель не будет признан виновным. Он должен пропускать только пешеходов

В этом случае расходы по ремонту автомобиля ложатся на плечи велосипедиста.

Подводя итоги, и отвечая на вопрос, сбил велосипедиста на проезжей части, чья вина хочется еще раз заметить, если велосипедист не соблюдал правила движения по дороге, не показывал руками соответствующих знаков, он будет признан виновником аварии и впоследствии понесет траты по ремонту автомобиля. В противном случае виновным будет считаться водитель автомобиля.

Нормативная база

Правовое урегулирование по возмещению причиненного ДТП ущерба в 2023 году содержится в Гражданском Кодексе (ст. 15, , и ), Законе № 40 «Об ОСАГО» (ст. 4, определяющая гражданскую и административную ответственность перед другими участниками движения) и в Правилах страхования по КАСКО.

Степень виновности и меры компенсации пострадавшим лицам основывается на нормах Административно-Правовой базы КоАПП, в статье 12 подробно описываются все последствия для нарушившего Правила Движения водителя, здесь же можно узнать о своде правил по различным видам нарушений, меру наказаний и размер компенсации по ним.

Что касается особо серьезных последствий от действий неумелого водителя при совершении маневров на автострадах, повлекших серьезные увечья или смерть участников движения, в 2023 году рассматриваются Уголовным Законодательством России.

Пояснения

Любая дорожно-транспортная авария неизбежно ведет к понесению денежных потерь, иногда вред здоровью, жизни или личному имуществу. Исходя из правовых положений ГК РФ, у лица, понесшего материальные убытки в 2023 году есть право требования на полное возмещение ущерба с виновника ДТП.

Нормы закона об ОСАГО обязывают владельцев автотранспортных средств заранее упредить возможную гражданскую ответственность и заключить договор обязательного страхования. Это служит гарантией по компенсационным выплатам за нанесенный ущерб с виновника ДТП, причем пострадавший имеет право получить возмещение:

  • За испорченное личное имущество.
  • Полученное увечье, повлиявшее на трудоспособность или нормальный образ жизни.
  • За потерянную заработную плату в связи с нетрудоспособностью в результате ДТП.
  • Компенсацию затрат на погребение или потерю единственного кормильца.

Основные причины ДТП с велосипедистами

Причины ДТП с участием велосипедистов бывают разные, так как каждая ситуация на дороге по-своему уникальна. Часто транспорту мешают вовремя увидеть двигающуюся технику зеленые насаждения, рекламные конструкции. Но бывает виновником и сам пострадавший, который резко выехал из-за угла, не убедившись в безопасности поворота. Чаще всего аварийные ситуации происходят в следующих местах:

  • На переходе для пешеходов. Тут ДТП происходит по вине велосипедиста, старающегося быстро пересечь перекресток, не слезая с транспорта. Столкновения избежать крайне сложно, а это в свою очередь ведет к травмам и материальному ущербу.
  • Во дворе. ДТП с велосипедистом происходят и на территории пешеходной зоны, из-за плохого обзора и быстрого движения двухколесной техники между домами. С юридической точки зрения виновником в таком случае выступает владелец автомобиля, так как он должен принимать все меры для исключения столкновения с пешеходами и велотранспортом.

  • На проезжей части. Такое происходит из-за нарушения ПДД при попытке двигаться по «встречке» или обгонять авто с правой стороны. Провоцируют аварию обычно сами велосипедисты, неправильно пересекая перекрестки, выезжая на середину дороги закрытого поворота и т.д.
  • На остановке. Это место не предназначено для движения любого вида транспорта, кроме автобусов, Авария случается с участием трех сторон, когда авто двигается по своей полосе, велосипедист пытается его объехать по правой части полотна, а городской транспорт возвращается в свой ряд после высадки и посадки пассажиров. Предугадать исход ситуации невозможно, но в большинстве случаев он печальный.

Самые распространенные причины ДТП по вине велосипедиста, но ответственность при этом несет водитель авто, если он не доказал, что инициатором была другая сторона. Наказание всегда зависит от степени тяжести последствий и обстоятельств конкретного происшествия.

Что делать в первую очередь?

  1. сразу же остановиться,
  2. выставить аварийный знак и включить “аварийку”,
  3. позвонить в ГИБДД и следовать их указаниям,
  4. не трогать предметы, относящиеся к ДТП, в том числе не перемещать машину и детский велосипед.

Обратите внимание, ничего вам не запрещает как гражданину и участнику ДТП разговаривать, опрашивать ребёнка. Разумеется, в том числе на предмет вреда здоровью

Первым делом следует найти или вызвать его родителей на место происшествия. В зависимости от возраста детей именно его родители (а также опекуны или попечители) как представляют его, так и несут за него ответственность. Об этом мы ещё поговорим подробнее немного ниже.

Вызывать ли скорую помощь?

Конечно же, всё зависит от конкретной ситуации. Но главное здесь – не недооценить её. В судебной практике 2023 года немало случаев, когда пренебрежение вызовом Скорой было расценено как осложнение последствий для вреда здоровью детей.

Объясним подробнее… Речь здесь не только и не столько о реальных последствиях, а во многом о нежелании родителей компенсировать ущерб автомобилю в случае виновности ребёнка-велосипедиста. Те иногда используют все возможности, чтобы либо избежать таким образом ответственности, переложив многое на водителя машины, либо просто попытаться отомстить автолюбителю.

То есть не вовремя оказанная медицинская помощь ребёнку является по сути ответственным бездействием водителя, которое осложняет последствия его виновности в ДТП с участием детей на велосипеде либо даже без наличия вины усугубляет последствия (речь об источнике повышенной опасности – об этом подробно поговорим ниже).

Водитель, честно полагая, что никаких последствий в лёгком столкновении велосипеда и автомобиля не может быть, просто договаривается о возмещении ущерба родителями либо им самим ребёнку – в зависимости от того, кто, по их решению или ГИБДД оказывается виновным в ДТП. Но потом родители решают обратиться в травмпункт или другое лечебное учреждение, где ребёнку ставят определённый диагноз. И затем в судебных разбирательствах судья может указать на то, что несвоевременная медицинская помощь из-за пренебрежения вызовом скорой водителем машины усугубила последствия для вреда здоровью ребёнка.

И расписки, взятые с родителей, в данном случае вряд ли помогут. Ведь отсутствие вреда здоровью никак не доказать на месте. А симптомы травмы могут проявиться и позднее.

Поэтому здесь как раз та ситуация, когда лучше перебдеть, чем недобдеть… Но без “паранойи”, конечно же!

Можно ли разъехаться, если нет претензий?

Причём, согласно той же судебной практики 2023 года, лишить права управления могут не только водителя, но и велосипедиста (например, если ему уже есть 16 лет и права категории M или подкатегории A1).

Даже при отсутствии претензий нельзя разъезжаться очень желательно вызвать ГИБДД и зафиксировать событие дорожного происшествия. Так как неимение претензий не спасёт от лишения водительских прав. И первоначальное отсутствие материального ущерба и вреда здоровью может в их появление позже. Например, когда родители ребёнка обнаружат даже малейшую царапину на ребёнке или на велосипеде.

Однако, иная ситуация в том случае, если автомобиль был припаркован. В таком случае самого события покидания места ДТП не может быть в принципе. В момент столкновения в авто не было водителя (даже если кто-то находился внутри припаркованной машины, но не воздействовал на органы управления). Поэтому и обязанности выполнить пункты 2.5-2.6.1 у такого человека не возникло.

Оплата при аварии на каршеринге

Каршеринг – краткосрочная аренда ТС у юридического или физического лица. Цель проката – краткосрочные внутригородские поездки. Промежутки времени, на которые арендуется транспорт тарифицируются в минутах.

Финансовые последствия для водителя, как пострадавшего, так и потерпевшего, определяются условиями договора на краткосрочную аренду. Дело в том, что не каждая каршеринговая компания оформляет на свои автомобили добровольный полис КАСКО на полное возмещение ущерба.

Прежде чем подписывать договор аренды нужно его внимательно прочитать, особенно раздел ответственности арендатора. Здесь должны быть прописаны условия возмещения убытков и то, кто платит в случае ДТП на каршеринге.

Обычно, условия соглашения о краткосрочной аренде авто, предусматривают такие правила компенсации ущерба:

  • Незначительные повреждения – оплата восстановительного ремонта в полном объеме со стороны арендатора.
  • Серьезный урон – выплата лимитированной суммы франшизы КАСКО водителем. Остальную сумму должна возместить страховая компания арендодателя.

Ответственность за ремонт будет нести виновник происшествия, если водитель каршеринга является пострадавшим лицом, то платить после ДТП, он не обязан. Убытки должен покрыть установленный правонарушитель, либо его страховая компания.

Порядок оформления аварии

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

  1. Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.
  2. Позвоните в ГИБДД, сделать это можно по горячей линии.
  3. Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
  4. По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
  5. Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Кто виноват

Установление виновного в аварии с велосипедистом происходит на основании ПДД. После ДТП изучается степень вины каждого из участников, поскольку нередки ситуации, когда в роли нарушителей выступают обе стороны. Рассмотрим самые распространенные варианты и выявим причины ДТП по вине велосипедиста и водителя автомобиля.

На пешеходном переходе

Данный вид аварии часто происходит по вине велосипедиста, забывающего, что на «зебре» он обязан сойти с велосипеда и катить его рядом до окончания перехода. В этом случае в ДТП виноват всегда он, однако инспектор может выявить и нарушения, допущенные водителем машины.

Если наезд был совершен на спешившегося велосипедиста, переходящего в правильном месте, то водителю придется отвечать за наезд на пешехода. Обычно в случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе полиция и суд выступают на стороне владельца безмоторного транспорта, так как перед переходом автолюбитель должен быть особенно осторожен и иметь возможность остановиться перед внезапно появившимся пешеходом.

При езде по тротуару

Правила не приветствуют езду на велосипеде по тротуарам, особенно при оживленном пешеходном движении, хотя и не запрещают ее велосипедисту напрямую. Такая езда представляет опасность для окружающих людей и для самих велосипедистов. В условиях ограниченной видимости, выезжающие из дворов водители могут не среагировать на внезапное появление двухколесного транспорта.

В этом случае вступают в противоречие два положения ПДД. С одной стороны, статья 8.3 требует уступать велосипедистам при повороте на съезд и выезде на дорогу. С другой стороны, статья 9.9 запрещает движение велосипедного транспорта по тротуарам, если это мешает прохожим. В условиях описанного противоречия, первое, что должен делать велосипедист, который попал в ДТП при езде по тротуару, — это доказать, что своими действиями он не препятствовал пешеходам или не имел возможности выбрать альтернативный маршрут по проезжей части.

Во дворе

Данный случай трактуется, исходя из следующих положений в правилах. Поскольку машина в отличие от велосипеда является средством повышенной опасности, во время езды по дворам от водителя требуется особая внимательность. Также для него существуют скоростные и иные ограничения.

Следовательно, ДТП во дворах интерпретируется в пользу велосипедиста, но это не значит, что на двухколесном транспорте можно безнаказанно таранить автомобили. Определенное преимущество будет иметь силу только в спорных ситуациях, кто виноват в ДТП во дворе дома.

При встречном движении

Такой вид столкновения является самым опасным, ведь происходит оно на большой скорости. Инспектор будет устанавливать ответственность участников в зависимости от обстоятельств, но, безусловно, виновником аварии признается велосипедист, двигавшийся в нарушение п. 24.2 ПДД не по крайней правой полосе.

На остановке общественного транспорта

В ситуации, когда велосипедист пытается объехать слева остановившийся на остановке общественный транспорт и попадает под колеса машины из левого ряда, виновником будет он, потому что нарушил требование не покидать правый ряд. Если же в момент опережения маршрутки ее водитель не заметит велосипед и заденет его, пытаясь выехать с остановки, виноватыми в ДТП будут оба участника движения. Вина водителя ТС будет состоять в том, что он не убедился в безопасности маневра. Это самые распространенные аварийные ситуации, которые могут возникнуть с велосипедистом на дороге, однако, нередки и ДТП с припаркованным автомобилем. В них есть свои особенности.

ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе

ДТП и его правовые последствия

В соответствии с Правилами дорожного движения дорожно-транспортное происшествие – это событие при движении ТС, при котором произошли:

  • гибель или травмирование людей;
  • повреждение транспортных средств, сооружения, грузы;
  • причинен иной материальный ущерб.

Дорожное происшествие влечет следующие правовые последствия:

  • привлечение его участников к административной ответственности в виде штрафа;
  • назначение уголовного наказания в виде лишения свободы;
  • обязанность виновного возместить вред здоровью или имуществу, моральный вред.

ПДД для велосипедиста

Велосипедист — полноправный участник дорожного движения, на которого распространяются ограничения, запреты и предписания, установленные Правилами при движении по общественным дорогам.

Если автомобилист сбил велосипедиста на пешеходном переходе вопрос кто виноват, не имеет очевидного ответа. 

Велосипедист — это тот, кто управляет велосипедом. Тот, кто ведет велосипед рядом с собой — пешеход. На дороге их права и обязанности различаются.

Велосипед, с точки зрения Правил, — транспортное средство, которое должно быть исправным и безопасным.

На дорогах общего пользования велосипедисты обязаны соблюдать следующие требования и запреты Правил:

  • не управлять велосипедом в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • дети могут выезжать на общественные дороги только после 14 лет;
  • передвигаться по специальным велодорожкам, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части, при движении по тротуару не создавать помех пешеходам;
  • на перекрестке подавать сигналы поворота световыми указателями, а при отсутствии — рукой;
  • В Правилах есть понятие «велосипедная зона», при движении в ее пределах водитель велосипеда пользуется преимуществом перед автомобилистом;
  • при подъезде к переходу байкер обязан снизить скорость, а перед переходом остановиться и пропустить пешеходов;
  • при движении в темное время суток включать фары или фонари,;
  • запрещается левый поворот или разворот на дороге с двумя и более полосами;
  • запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу.

Последнее требование означает, что проезжую часть велосипедист может пересечь только в качестве пешехода, ведущего велосипед рядом с собой.

Нарушение последнего требования особенно опасно. Велосипедист может развивать скорость порядка 40км/час. Водитель автомобиля, который сам движется в транспортном средстве, не успеет отреагировать на внезапный выезд велосипеда. При этом, водитель авто не будет виноват в ДТП, так как на пешеходном переходе он обязан пропускать пешеходов.

Если действия автомобилиста в такой ситуации признают правильными, то он избегнет наказания в виде штрафа за нарушение ПДД. Но если велосипедисту будет причинен вред здоровью, суд взыщет с владельца автомобиля компенсацию, хотя бы частичную.

Пересекая проезжую часть по пешеходному переходу, велосипедист сам может сбить пешехода и создать помехи движению.

При нарушение любого из выше перечисленных требований вина за ДТП лежит на водителе велосипеда или будет взаимной, если автомобилист тоже допустит нарушение.

Если ДТП совершил ребенок до 14 лет, к ответственности будут привлечены его родители, так как допустили выезд на общественную дорогу. Правда, отвечать они будут не за ДТП, а за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка.

Участник ДТП не должен покидать место происшествия до приезда должностных лиц ГИБДД. Последствия ДТП не всегда очевидны. Ухудшение здоровья может наступить через несколько дней. Размер вреда будет установлен экспертизой или оценкой через несколько месяцев

Для защиты своих прав важно участвовать во всех процессуальных действиях

Несмотря на то, что в стране действуют нормы о европейском протоколе, условия обязательного страхования: ОСАГО, КАСКО требуют обязательного вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД. 

Судебная практика ДТП с велосипедистами

Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.

Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:

  1. Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
  2. Велосипедист находился в состоянии опьянения;
  3. Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.

По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.

Меры снижения ДТП с участием велосипедистов

Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:

  • оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
  • внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
  • присваивать государственные номерные знаки;
  • обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.

Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.

  • About
  • Latest Posts

Автоюрист. Стаж работы 11 лет в судах общей юрисдикции по вопросам, связанным с возмещением ущерба от ДТП, с возмещением ущерба в порядке регресса. В настоящее время является старшим преподавателем на кафедре Гражданского процесса. Его колоссальный опыт и знания в этой области помогают читателям портала избежать необоснованных трат и рисков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий