Кто виноват в ДТП при гололеде?

Кто виноват при заносе автомобиля и ДТП

В данном вопросе существуют противоположные мнения. В большинстве случаев суды делают виноватыми водителей автомобилей.

Пункт 10.1 ПДД

Транспортное средство считается источником повышенной опасности, так как водитель не может слишком быстро его остановить во время езды по дороге.

  • погодные условия;
  • качество дороги;
  • возможность быстро остановить автомобиль при возникновении опасности.

Для разъяснения последнего пункта можно рассмотреть такой пример. Вы ехали по автотрассе и не успели вовремя затормозить перед деревом, которое лежало на дороге. Этим вы нарушили п. 10.1 ПДД. Но, если дерево упало прямо перед вами, и вы этого не могли предвидеть, то виновным должны признать того, кто это допустил.

Но в жизни при заносе автомобиля обычно виноватым делают водителя, который не учел погоду и состояние дороги. Инспекторы ГИБДД любят выписывать такие постановления. Если водитель пытается обжаловать наказание в суде, то чаще всего судьи поддерживают полицию.

Можно ли доказать вину дорожной службы

Если все доказательства собраны и правильно предъявлены суду, что вы не могли предвидеть занос автомобиля и ДТП, рассчитывали, что дорога соответствует требованиям закона, можно переложить вину на дорожную службу. Примеров обвинения дорожников судами в нашей стране немало.

Нужно ли заставить сотрудников ГИБДД замерить скользкость дороги?

Нужно по приезду полицейских для оформления ДТП настоять на замере скользкости покрытия дороги… Но вот незадача! Вы не уполномочены заставить инспектора произвести замер коэффициента сцепления дорожного полотна – а именно этот показатель вам нужен, чтобы в дальнейшем попытаться остаться невиновным в такого рода ДТП.

  • определить все причины и условия, которые поспособствовали совершению ДТП с заносом,
  • выявить наличие дорожных условий в этом отношении,
  • выявить недостатки дороги посредством изучения дороги (в том числе и просто визуального),
  • в том числе изучить такие недостатки с помощью технических средств в виде измерительных приборов,

То есть, на первый взгляд кажется, что приехавший оформлять ДТП инспектор должен изучить дорогу и выявить её недостатки, отразив их в соответствующем акте. Однако, такое почти происходит довольно редко по нескольким причинам:

  1. у редких сотрудников ГИБДД не то что с собой, даже в подразделении бывают измерительные приборы для выявления коэффициента скользкости дорожного полотна,
  2. и в этом случае прямой обязанности привлекать к замерам другие организации, в том числе дорожные службы, у которых такой прибор есть, тоже нет,
  3. инспектор вообще может указать на то, что визуально исследовал дорожное покрытие и не выявил никаких его недостатков – измерение попросту не требуется.

Максимально подробно мы описывали данную ситуацию с судебной практикой в

Однако, здесь у нас есть важное преимущество – если вашу машину занесло вне гололёда, то состояние дороги не изменится по прошествии некоторого времени… Достаточного, чтобы вы самостоятельно наняли экспертную компанию, которая после замера дала бы заключение о состоянии скользкости дороги

Тем не менее, на практике 2023 года добиться этого достаточно сложно. Но можно написать ходатайство об этом – оно пишется на отдельном листе бумаги сразу на месте ДТП из-за заноса и в свободной форме. Вы можете скачать образец такого ходатайства.

И нужно нам это как раз для того, чтобы переложить вину на дорожные службы при объективной оценке состояния дороги как ненадлежащей. Давайте поговорим об этом подробнее!

Поврежден только мой автомобиль – можно ли просто уехать

Европротокол можно оформлять, если:

  1. Повреждены 2 автомобиля, люди не пострадали.
  2. У обоих водителей есть страховка ОСАГО.
  3. Нет разногласий у водителей по обстоятельствам ДТП.

Нельзя просто уезжать, ничего не оформляя, в следующих случаях:

  1. Ваш автомобиль занесло, и он получил повреждения. Больше никто не пострадал, второго участника не было.
  2. Повреждены другие предметы, принадлежащие иным людям, которые не имеют полис ОСАГО, так как это не транспортное средство.
  3. Если вы заплатили, например, хозяину сломанного забора, то все равно не можете уезжать с места ДТП.
  4. Если пострадал человек, даже получивший маленькую царапину.

Покрывает ли ОСАГО?

Если вы попали в аварию на гололеде, в которой виноваты вы или дорожники, то вы не можете оформить страховку ОСАГО.

если вы признаны виновным в ДТП на льду, то следует понимать, что «самогражданин» страхует вашу ответственность, а не автомобиль, поэтому рассчитывать на возмещение убытков нет смысла; только если у вас есть полис Каско,
у дорожников нет полиса ОСАГО в принципе, если они были виноваты, то есть компенсацию будет нести ваша организация.

Но ваша страховка может пригодиться в одном случае: если вас признали виновным и повредили другой автомобиль или дорожную инфраструктуру. В отличие от сервисной организации гражданская ответственность водителя должна быть застрахована по договору ОСАГО. В этом случае ваш страховщик возместит ущерб, причиненный автомобилю в результате ДТП.

Но, к сожалению, виновному водителю придется чинить разбитую машину самостоятельно, за свой счет.

Поэтому в заключение хотелось бы еще раз обратить внимание водителей на необходимость соблюдения скоростного режима на дорогах, особенно в снежных и гололедичных условиях

Можно ли доказать невиновность, если есть запись с видеорегистратора

Многие автомобилисты устанавливают в машине видеорегистратор как раз для того, чтобы избегать проблем на дороге, в случае чего иметь подтверждение своей правоты. Аппаратура фиксирует все происходящее в салоне и на дороге. Если регистратор достаточно дорогой, он сохранит информацию о скорости ТС. Это может пригодиться при разбирательстве дела о ДТП, совершенном из-за гололеда.

Проблема в том, что суды не всегда принимают записи видеорегистратора в качестве доказательств. Мотивируется это тем, что изображение некачественное, отсутствует дата и время, другими причинами.

Но если запись есть, всегда стоит ходатайствовать о ее приобщении к делу. Ведь на ней может быть видно скользкую дорогу, отсутствие знака, требующего снижения скорости на участке. С помощью записи можно также доказать, что водитель не нарушал ПДД, ехал так, как подсказывал ограничительный символ. То есть видеорегистратор может стать дополнительным подтверждением невиновности автомобилиста и поводом задать вопросы ответственным за состояние дороги лицам.

Как доказать невиновность

Для своей защиты водителю следует:

  • после аварии вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД;
  • сделать несколько фотографий участка, где произошла авария, со всеми подробностями;
  • найти свидетелей, записать их имена, телефоны и адреса;
  • проследить, чтобы в протоколе была информация о состоянии полотна, скользкой поверхности, отсутствии ее обработки специальными веществами, а также знаков ограничения скорости;
  • настоять на вызове инспектором ответственных сотрудников дорожной службы;
  • потребовать проведения экспертизы.

Последний этап особенно важен. Ведь измерить тормозной путь автомобиля на льду вряд ли получится. На таком покрытии не останется качественных следов. Но экспертиза поможет выявить коэффициент сцепления шин автомобиля с покрытием участка пути. Он измеряется с помощью специального прибора. Значение должно соответствовать ГОСТу «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию…». В пункте 3.1.4 документа сказано:

За соблюдением этого норматива обязаны следить организации, в ведении которых находится участок пути. Если эксперт обнаружит, что коэффициент меньше требуемого, значит, дорожная служба не обеспечила безопасных условий движения. То есть ее вина в происшествии имеется.

Водителю также нужно доказать, что он ехал не только с разрешенной, но и соответствующей погодным условиям скоростью. В этом могут помочь свидетели (другие автомобилисты или пассажиры его же машины). Ему могут инкриминировать нарушение пункта 10.1 ПДД. Это опровергается также экспертизой и показаниями очевидцев, собственными утверждениями водителя.

Автомобиль занесло, случилось ДТП – что делать

Простые обязанности водителя в таких случаях:

  1. Остановиться, не перемещать автомобиль и другие предметы, связанные с ДТП.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Установить знак аварийной остановки.
  4. При наличии пострадавших вызвать скорую и ГИБДД. Если никто не пострадал, то сфотографировать обстоятельства ДТП, убрать автомобили с дороги, если они мешают движению. Оформить европротокол или разъехаться, в зависимости от обстоятельств.

Последующие обстоятельства дела зависят от правильности оформления ДТП, мелких подробностей аварии, которые сразу не заметны на дороге.

Если вашей вины нет, то при оформлении важно сделать следующее:

  • сохранить видеозапись;
  • найти свидетелей;
  • ДТП должен оформить инспектор ГИБДД;
  • схему ДТП подписывайте только после ее тщательной проверки;
  • если схема неправильная, укажите это на ней и распишитесь, затем сделайте запись видео или фото, на которых виден ваш автомобиль, тормозной путь, окружающие предметы.

Досудебное урегулирование вопроса

При наличии информации о виновнике аварии, то есть об коммунальном предприятии, для решения спора о возмещении ущерба можно обратиться к менеджеру с письменной претензией.

В претензии указывается сумма ущерба, подлежащая возмещению, и прикрепляются реквизиты, чтобы виновная сторона могла перечислить деньги.

Внимание! Если коммунальная служба не производит оплату в установленный срок (срок рассмотрения претензии 30 дней), то потерпевший вправе обратиться с иском в суд. В иске может быть указано не только о необходимости возмещения материального ущерба, но и о возмещении морального вреда и судебных издержек, понесенных истцом при обращении с иском в суд

В иске может быть указано не только о необходимости возмещения материального ущерба, но и о возмещении морального вреда и судебных издержек, понесенных истцом при обращении с иском в суд.

Печальная статистика о массовом ДТП зимой

В последние несколько лет ледяные дожди зимой перестали быть редкостью. Сопровождаясь минусовой температурой воздуха, они приводят к образованию на дороге ледяной корки. Поэтому так много аварий возникает из-за гололеда, причем это явление имеет массовый характер. И количество ДТП зимой возрастает во много раз. В то время как число аварий, в которых главную роль играет человеческий фактор, сокращается.

Водители становятся более ответственными. А качество дорог не улучшается, что в холодное время года приводит к возрастанию числа происшествий с автомобилями и жертв.

08.01.2017 в Северной Каролине 250 аварий за день из-за гололеда

Их было бы значительно больше. Но некоторые автомобилисты ставят свой транспорт в гараж с ноября до мая. Ведь даже новая надежная машина может не справиться с гололедом на дороге. Доказательство тому, например, сотни ДТП, произошедшие за 3 дня прошлой осени во Владивостоке. Машины становились неуправляемыми, так как все дороги были покрыты льдом. И никакое снижение скорости, экстренное торможение не спасало от столкновений и наездов.

Судебная практика 2020 года

Изучив достаточно большое количество судебных актов, принятых судами за последние годы, могу сказать, что выиграть такое дело крайне сложно.

Из плюсов только 2 судебных акта:

  1. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан по делу № 33-17991/2019. Следовательно, взаимная вина водителя и дорожников установлена ​​судом в процентном соотношении 50% на 50%.
  2. Постановление Президиума Ленинградского областного суда № 44г-23/2019 по делу № 2-632/2018. Дело было направлено на новое рассмотрение в Апелляционный суд. Следует отметить, что данный случай является массовым ДТП на МКАД.

Но, несмотря на то, что Президиум ВОС все правильно написал и указал, при повторном рассмотрении дела решение первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований осталось без изменений. Истец не смог доказать вину дорожных служб.

Верховный суд — Апелляционное определение,
Верховный суд 33-2984/2019,
Воронежский областной суд — определение апелляционной жалобы 33-293/2019,
Курганский областной суд — определение апелляционной жалобы 33-841/2019,
Нижегородский областной суд — определение апелляционной жалобы 33-16570/2018,
суд Ненецкого автономного округа — определение апелляционной инстанции 33-82/2019.

Оренбургский областной суд — определение апелляционной жалобы 33-7684/2014,
Верховный суд Коми — определение апелляционной жалобы 33-3653/2013,
Верховный Суд Коми, апелляционное определение 33-6150/2013,
Ленинградский областной суд — определение 33-398/2014,
Курский областной суд — определение апелляционной инстанции 33-1682-2012.

Судебная практика 2023 года

Изучив достаточно большое количество судебных актов, принятых судами в последние годы, могу сказать, что выиграть такое дело крайне сложно.

Из положительных есть всего 2 судебных акта:

  1. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан по делу № 33-17991/2019. Как итог, установленная судом обоюдная вина водителя и дорожников, с процентным соотношением 50% на 50%.

Но, несмотря на то, что Президиум ЛОС все правильно написал и указал, при повторном рассмотрении дела решение первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований было оставлено без изменений. Истцу не удалось доказать вину дорожных служб.

Какая яма на дороге не соответствует государственному стандарту (ГОСТу)?

Состояние дорог и улиц в населенных пунктах регулируется различными федеральными законами и подзаконными актами. Все дороги должны соответствовать установленному ГОСТу. На данный момент в нашей стране используется ГОСТ 50597-93, который трактуется следующим образом: размер дорожной ямы не должен превышать 15 см в длину и 60 см в ширину. Это самый важный момент: отверстие в дорожке должно быть не более 5 сантиметров в глубину.

Этот государственный стандарт на состояние дорог был разработан в результате испытаний, показавших, что если яма на дороге больше установленной ГОСТом, то в этом случае легковой автомобиль обязательно или почти наверняка будет поврежден. Поэтому, если вы, не дай Бог, попали в яму, и автомобиль при этом получил повреждения, то, скорее всего, эта яма на дороге не соответствует установленному ГОСТу. Убедитесь в этом сами, измерив размер такой ямы на дороге.

Кто виноват в ДТП из-за гололеда

ГИБДД при разбирательстве аварий, совершенных на обледеневшей дороге, стремятся обвинить водителя. Сделать это проще и выгоднее по нескольким причинам:

В ПДД есть пункт 10.1, который требует от водителя учитывать погодные и дорожные условия. В соответствии с ними он должен выбирать скорость движения авто. А если возникла опасность, обязан предпринять меры для ее ликвидации. Если следовать логике сотрудников ГИБДД, раз авария произошла при неблагоприятной погоде, водитель ее не учел

Поэтому ехал слишком быстро, не затормозил вовремя, следовательно, он и виноват.
Обратить внимание на такой фактор, как состояние дороги, означает необходимость противостояния с теми, кто за него отвечает. А это солидная дорожная организация и контролирующая ее работу администрация города, поселка или области

Привлечь их к ответственности обычному инспектору сложнее, иногда это может стоить ему рабочего места.
Водители сами не предпринимают должных усилий для своей защиты. Они уверены, что доказывать правоту бесполезно.

На самом же деле государство несет большую ответственность за происходящее на дороге, чем автомобилисты. В частности в зоне контроля находится и состояние покрытий улиц, автомагистралей. Это установлено Федеральным законом «О безопасности дорожного движения». Часть 2 статьи 12 гласит:

А их контролируют государственные и муниципальные органы власти. Так что в аварии из-за гололеда может быть виноват не только проигнорировавший погодные условия водитель, но и вовремя не посыпавшая солью полотно организация, не поставившая знак ограничения скорости или иной сигнал опасности служба. Ведь существуют даже нормативные сроки ликвидации ледяной корки на дороге в зависимости от ее группы.

Она должна быть убрана в течение 4 — 6 часов после обнаружения. И, конечно, заниматься этим следует не водителям, а службам, обязанным содержать дороги.

Обязаны ли дорожные службы убирать гололёд и снег?

Да.

Государственные органы или владельцы дорог обязаны следить за состоянием дорог страны. В обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения входит, в том числе, ремонт и содержание дорог в России. Как правило, эти обязанности перераспределяются на специализированные организации, в народе они называются просто одним словом — «дорожники».

Существует большое количество различных нормативных правовых актов (далее — НПА), регулирующих обеспечение безопасности дорожного движения, это:

Федеральные законы,
Технический регламент Таможенного союза,
куча различных ГОСТов,
а также различные методические рекомендации.

Нас также интересуют те, которые непосредственно связаны с содержанием дорог в зимний период.

Итак, прежде всего, рассмотрим документ, который был принят и вступил в силу в марте 2014 года, а именно «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», в котором отражены требования к содержанию путей в зима.

Именно в методических указаниях закреплены обязанности дорожников по борьбе с гололедом, снежными заносами и расчисткой дорог.

В частности, к противообледенительным мероприятиям относятся:

  1. профилактическая обработка покрытий (дорог) антифризами,
  2. обработка образовавшегося льда или снежно-ледяного слоя — льда — антифризами;
  3. повысить шероховатость дорожного покрытия за счет распределения фрикционных материалов (песок, сита, щебень, шлак) на скользком льду);
  4. устройство (слои) антифриза и антипригарного покрытия типа Грикол».

В свою очередь каждое из этих мероприятий дополнительно регламентировано требованиями, как их выполнять, как часто, какими средствами и т.д.

Но водители не обязаны знать все эти стандарты и следить за их выполнением, это должны делать госорганы и чиновники.

Надзор за безопасностью дорожного движения, согласно ППРФ № 716, возлагается на:

  1. Министерство внутренних дел и его территориальные органы;
  2. Министерство обороны Российской Федерации в части отдельных федеральных надзорных функций возлагает на военный осмотр автомобилей;
  3. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации в части отдельных функций.

Может ли ГИБДД указать убрать дорогу?

Именно ГАИ в большинстве случаев обеспечивает безопасность дорожного движения на дорогах нашей страны.

При обнаружении нарушений и несоответствий нормам содержания дорог сотрудники ГИБДД обязаны оформить документы об этом нарушении и выдать предписание дорожным службам об устранении данных нарушений. Если указанный приказ не будет выполнен в установленный срок, то обслуживающая организация будет привлечена к административной ответственности в соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ.

Но, как вы понимаете, на практике такие приказы обычно издаются только после того, как что-то происходит или происходит на вверенной инспекторам территории. Например, когда авария происходит из-за плохих дорожных условий или гололеда.

Покрывает ли ОСАГО?

Если вы попали в ДТП в гололёд, где виновными признаны вы или дорожники, то обращаться по страховке ОСАГО вы не можете.

  • если виновником в аварии на гололёде признаны вы, то следует понимать, что «автогражданка» страхует вашу ответственность, а не ваш автомобиль, поэтому рассчитывать на возмещение ущерба не имеет смысла; только если у вас есть полис Каско,
  • дорожники же не имеют полиса ОСАГО в принципе, если виноватыми оказались они, то есть возмещение будет за счёт их организации.

Но ваша страховка может оказаться очень полезной в одном случае – если виновником признаны вы, а повреждён другой автомобиль или дорожная инфраструктура. В отличие от обслуживающей организации гражданская ответственность водителя должна быть застрахована по договору ОСАГО. В таком случае за вред, причиненный автомобилем в ДТП, заплатит ваш страховщик.

Но, к сожалению, свою разбитую машину придется чинить виновному водителю самому, за свой счет.

Поэтому, в завершение хотелось бы еще раз обратить внимание водителей на необходимость соблюдения скоростного режима на дорогах, особенно в условиях снежного покрова и гололёда

Когда виноваты дорожники?

По мнению водителей, попавших в аварию, они виноваты всегда

Но легко сказать, да трудно доказать! Анализ судебной практики 2020 года, позволяет дать водителям рекомендации и обратить их внимание на важные тонкости ДТП при гололёде

Фиксация обстоятельств ДТП и состояния дорожного покрытия

Если вы не пострадали в ДТП, будь вы водителем или пассажиром, старайтесь как можно тщательнее и подробнее зафиксировать все обстоятельства произошедшего. Для этого нужно произвести фото- и видеосъемку:

  1. дороги – и желательно, чтобы на ней был различим гололёд,
  2. следов от авто (в том числе, тормозного пути, если он был),
  3. самого автомобиля,
  4. его повреждений.

После того, как вы сообщите в ГИБДД о случившемся, сразу после звонка или по приезду на место сотрудники ГИБДД в большинстве случаев сообщат дорожникам о произошедшем, и те примчат устранять причину вашего заноса (всё почистят и посыпят)

Поэтому важно до их приезда зафиксировать гололёд и иные нарушения по содержанию дороги. Обязательно нужно, чтобы эти нарушения были зафиксированы инспектором, и составлен акт о состоянии дороги

Но есть одна проблема, очень большая проблема. Инспектору недостаточно написать словами о состоянии дороги. Он обязан измерить параметры специальными техническими средствами и отразить их показания в акте. Если это не будет сделано, то доказать, что на момент ДТП дорога не соответствовала установленным нормативам, почти нереально.

Есть специальный Перечень таких основных технических средств. Данными приборами и техническими средствами и необходимо производить замеры.

Нас интересуют:

8. Прибор для измерения коэффициента сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием«ППК-МАДИ-ВНИИБД» (МАДИ-ГТУ, г. Москва), «Зима» (МАДИ-ГТУ, г. Москва)
114. Рейка универсальная нивелирная складнаяРейка дорожная универсальная «КП-231» (ОАО «Росдортех» г. Саратов)

Рейка используется для измерения поперечных и продольных уклонов дорожных покрытий, в том числе колейности.

Если рейка у сотрудников еще может оказаться в патрульном автомобиле, то вероятность того, что будут приборы для измерения коэффициента сцепления с дорогой – а этот показатель может стать главным аргументом в суде, указывая на гололёд на дороге как причину ДТП с виной дорожников, практически нулевая. Просто потому, что они не используются инспекторами ДПС в повседневной работе, и, скорее всего, на балансе ГИБДД их очень мало.

Возможно, будет не лишним при звонке в ГИБДД указать на необходимость проведения таких замеров, чтобы инспекторы взяли приборы с собой из подразделения, если они там есть.

Свидетельские показания, записи видеорегистраторов

Если получится, то необходимо найти свидетелей вашего ДТП, которые также смогут подтвердить состояние проезжей части, вашу скорость и другие обстоятельства произошедшего. Их данные лучше сразу отразить в документах ГИБДД.

Если у вас или очевидцев есть записи видеорегистратора – берите и сохраняйте.

Ещё во время ожидания инспекторов для оформления можете пройтись в поисках камер наружного налюдения. Если найдёте таковые, потребуйте ходатайством (пишется в свободной форме) при возбуждении административного расследования запросить видео с них у ГАИ.

Обжалование определения

Инспекторам проще всего написать, что вы нарушили 10.1 ПДД, и тогда им не надо ничего измерять, заморачиваться с дорожниками, выписывать предписания и прочее.

И с большой долей вероятности такое произошло или произойдёт и в вашем случае. Поэтому, если вам будут вменять нарушение данного пункта, то обжалуйте определение об отказе в возбуждении дела о правонарушении в части указания в нем на вашу виновность в данном ДТП во время гололёда.

Экспертиза

Не знаю, получится ли осуществить такое на практике, но в теории можно сразу с места ДТП связаться с экспертными организациями и оперативно вызвать эксперта на место ДТП, который сможет, также техническими средствами, измерить необходимые параметры дороги и дать заключение

Важно искать учреждение, в котором такие технические средства имеются, об этом нужно сразу спросить и уточнить

Собирание доказательств осложняется тем, что большинство используемых приборов по измерению коэффициента сцепления можно использовать только при температуре выше 0°С.

Когда виноваты дорожники?

По словам водителей, попавших в аварию, они всегда виноваты

Но это легко сказать, но трудно доказать! Анализ судебной практики 2020 года позволяет дать рекомендации водителям и обратить их внимание на важные тонкости дорожно-транспортных происшествий в гололед

Фиксация обстоятельств ДТП и состояния дорожного покрытия

Если вы не пострадали в аварии, будь вы водителем или пассажиром, постарайтесь как можно тщательнее и подробно зафиксировать все обстоятельства происшествия. Для этого необходимо сделать фото и видео сессию:

  1. дороги — и желательно, чтобы на ней был заметен лед,
  2. следы автомобиля (включая тормозной путь, если он есть),
  3. сама машина
  4. ваш урон.

После сообщения в ГИБДД о случившемся, сразу после вызова или по прибытии на место, сотрудники ГИБДД в большинстве случаев сообщат о случившемся дорожникам и те бросятся устранять причину их заноса (убирают и вытирают пыль все)

Поэтому важно устранить гололед и другие нарушения содержания дорог до вашего приезда. В обязательном порядке инспектор фиксирует эти нарушения и составляет отчет о состоянии дороги

Но есть проблема, очень большая проблема. Инспектору недостаточно написать словами о состоянии дороги. Он обязан измерять параметры специальными техническими средствами и отражать их показания на месте. Если этого не сделать, то доказать, что на момент аварии дорога не соответствовала установленным нормам, практически невозможно.

Существует специальный Перечень таких основных технических средств. Эти приборы и технические средства и необходимо производить измерения.

Мы заинтересованы в:

8. Устройство для измерения коэффициента сцепления автомобильных шин с дорожным покрытием«ППК-МАДИ-ВНИИБД» (МАДИ-ГТУ, Москва), «Зимний» (МАДИ-ГТУ, Москва)
114. Складная универсальная выравнивающая рейкаУниверсальная железная дорога «КП-231» (ОАО «Росдортех», г. Саратов)

Рельс используется для измерения поперечных и продольных уклонов дорожных покрытий, в том числе колеи.

Если штатный еще может иметь рельс на патрульной машине, то велика вероятность того, что есть приборы для измерения коэффициента сцепления с дорогой, и этот показатель может стать основным аргументом в суде, указывающим на гололед на дороге как на причина ДТП по вине дорожников практически нулевая. Просто потому, что инспекторы ГИБДД не используют их в своей повседневной работе, и, скорее всего, на балансе ГИБДД их очень мало.

Может быть не лишним будет вызвать ГИБДД для указания на необходимость таких замеров, чтобы проверяющие забрали приборы из подразделения, если они там есть.

Свидетельские показания, записи видеорегистраторов

По возможности вам необходимо найти свидетелей вашей аварии, которые также смогут подтвердить состояние дороги, вашу скорость и другие обстоятельства происшествия. Ваши данные лучше отразить сразу в документах ГИБДД.

Если у вас или у очевидцев есть записи DVR, возьмите их и сохраните.

Даже ожидая регистрации инспекторов, вы можете ходить в поисках камер наружного наблюдения. Если таковые обнаружены, требуйте ходатайство (вольно написанное) при возбуждении административного расследования об истребовании их видеозаписи из ГИБДД.

Обжалование определения

Инспекторам проще всего написать, что вы нарушили ПДД 10.1, и тогда им не нужно ничего мерить, возиться с дорожниками, выписывать предписания и т.д.

И с большой долей вероятности это произошло или произойдет в вашем случае. Поэтому, если вам инкриминируется нарушение данного пункта, то обжалуйте определение об отказе в возбуждении дела о преступлении в части указания в нем вашей вины в данном ДТП на льду.

Экспертиза

Не знаю, удастся ли это реализовать на практике, но в теории можно сразу обращаться в экспертные организации с места ДТП и оперативно вызывать на место ДТП эксперта, который сможет, также техническими средствами измерить необходимые параметры дороги и дать свое заключение

Важно искать учреждение, в котором имеются такие технические средства, об этом нужно сразу спросить и уточнить

Сбор данных осложняется тем фактом, что большинство приборов, используемых для измерения коэффициента трения, можно использовать только при температуре выше 0°C.

Кто виноват в аварии

Присутствие субъективных факторов ДТП делает ответственным за него и водителя тоже. Но он не должен быть единственным виновником. Ведь за состояние дороги отвечают не природа и время года. Существуют организации, которые обязаны следить за этим, то есть устранять гололед посыпанием полотна реагентами и песком, устанавливать знаки временного ограничения скорости. Фирмы могут быть и частными.

Но договор на ремонт и содержание дороги эти организации заключают с государственным или муниципальным органом власти.

В статье 3 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. сказано:

Статья 5 того же документа диктует необходимость надзора за выполнением ГОСТов и иных нормативных документов в области безопасности дорожного движения. Частью 2 раздела 12 закона определяется:

А в статье 24 говорится, что:

Все это делает возможным возложение вины за ДТП на скользкой дороге на ремонтную организацию и призванный контролировать ее работу орган власти.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий