Оформление дорожно-транспортного происшествия инспекторами ГИБДД

Порядок действий при оформлении ДТП с пострадавшими

Если в результате дорожного происшествия были зафиксированы телесные повреждения водителей, пассажиров или пешеходов, то событие должно быть оформлено инспектором ГИБДД, в компетенции которого вменена организация к выезду оперативно-следственной группы, в состав которой входят специалисты: оперативник, эксперт, дознаватель и врач. Оформление всех бумаг осуществляется комиссией по итогам проведения узкопрофильной деятельности в сфере расследования. Все процедуры могут быть выполнены представителем ГИБДД в случае, если оперативно-следственная группа не может выехать на место аварии по уважительной причине.

На месте происшествия осуществляет работу дознаватель, в обязанности которого входит осмотр места аварии и беседа с водителями. Все показания оформляются документально и анализируются комиссией, после чего составляется протокол осмотра места происшествия. По завершению работы дознавателя, пострадавшие автомобили могут быть убраны с проезжей части. Поиском свидетелей и получением от них объяснений занимаются оперативные сотрудники. Функция уполномоченного специалиста ГИБДД заключается в организации выезда комиссии и в оформлении справки о ДТП.

Нужно ли вызывать сотрудников ГИБДД при аварии?

Не все ДТП требуют личного присутствия инспекторов ГИБДД. Когда можно обойтись без них?

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России

  1. В аварии нет пострадавших.
  2. Не повреждено госимущество.
  3. Задействовано не более двух автомобилей.
  4. У участников есть действующие полисы ОСАГО.
  5. Нет споров о виновнике аварии.

Если все эти пункты сошлись, то оформить дорожно-транспортное происшествие можно и без сотрудников инспекции. В этом случае оформляется Европротокол. Если есть разногласия или несоответствия хотя бы одному из пунктов, то для оформления ДТП необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

Как составить схему ДТП онлайн?

У неопытных водителей могут возникнуть проблемы с составлением схемы ДТП, специально для таких ситуаций созданы несколько онлайн-сервисов, облегчающих в 2023 году данную задачу:

  • Автокадабра. Простой в управлении редактор на одном из популярнейших автомобильных сайтов. С его помощью можно воспроизвести даже очень сложную аварию, так как количество элементов (дорожных знаков, ТС, разметки и т.д.) в данном сервисе не ограничено. Это наиболее популярный в своём роде инструмент. Ссылка — http://autokadabra.ru/road-editor
  • Составление схемы ДТП онлайн. Воронежская компания, занимающаяся выкупом автомобилей разработала собственный сервис. От предыдущего он отличается неприхотливостью (работает даже при медленном интернет — соединении). Ссылка — https://avtovikup136.ru/составление-схемы-дтп-онлайн/
  • Конструктор дорожных ситуаций. Ещё один мощный сервис для составления схемы ДТП. Отличается более разнообразным функционалом. Единственный минус – относительно долгая загрузка страниц (это связано с тем, что при первом запуске загружается библиотека различных файлов и данных). Ссылка — http://www.roadimage.ru

Действия сотрудника ДПС по прибытии на место ДТП

Согласно п.210 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» по прибытии на место дорожно-транспортного происшествия сотрудник ДПС:

= обеспечивает обозначение и ограждение места дорожно-транспортного происшествия с целью предотвращения наезда на его участников, транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии, и участников ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия посредством размещения на проезжей части или обочине дороги патрульного автомобиля с включенными специальными световыми сигналами, конусов, ограждающих лент, переносных дорожных знаков;

= устанавливает водителей, транспортные средства которых участвовали в дорожно-транспортном происшествии, и других причастных к нему лиц, осуществляет проверку документов у участников дорожно-транспортного происшествия, обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия;

= выявляет свидетелей дорожно-транспортного происшествия и записывает их данные;

= принимает меры к сохранности вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию;

= выясняет, если водитель на транспортном средстве скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, вероятное направление его движения, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя, полученные при осмотре места дорожно-транспортного происшествия и опросе свидетелей; данные о скрывшемся транспортном средстве и водителе сотрудник немедленно докладывает дежурному, в дальнейшем действует в соответствии с его указаниями;

= путем изучения места дорожно-транспортного происшествия, а также опроса его участников и свидетелей устанавливает причины и условия, способствовавшие его совершению, в том числе фиксирует наличие сопутствующих дорожных условий;

= при необходимости организует движение транспорта в объезд места дорожно-транспортного происшествия и проведения аварийно-спасательных работ, а при невозможности сделать это — фиксирует в присутствии двух понятых и участников дорожно-транспортного происшествия расположение транспортных средств, следов дорожно-транспортного происшествия и других предметов, имеющих отношение к нему, после чего принимает меры к удалению поврежденных транспортных средств с проезжей части и возобновлению движения;

= в случае установления при оформлении дорожно-транспортного происшествия недостатков в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети, непосредственно угрожающих безопасности участников дорожного движения, принимает меры к обозначению и ограждению опасных мест, передает информацию в дежурную часть и действует по указанию дежурного».

//Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» Опубликовано 7 июля 2009 г. Вступил в силу: 1 сентября 2009 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 июня 2009 г. Регистрационный N 14112//

Расследование ДТП без пострадавших

Авария, после которой приходится лишь подсчитывать имущественный урон, изучается иначе, чем при наличии пострадавших. Но подобные ДТП бывают не менее запутанными. Поэтому в процессе расследования проводят:

Осмотр места происшествия. Оно начинается с точки, где есть следы ДТП, или с участка, по которому двигались ТС. Учитываются особенности местности, расположение имеющихся там предметов, знаки, бордюр, деревья, состояние дорожного покрытия.

Начальную точку осмотра выявляют при опросе очевидцев происшествия. У них выясняют положение машин и препятствий на пути до аварии, реакцию участников на обострение ситуации на дороге, места ТС после случившегося. Все имеющие отношение к ДТП следы анализируются, производятся нужные измерения. Специалисты изучают частицы краски, автомобильных жидкостей, детали ТС, отметины колес. Последние не только фотографируют, с них делают слепки.

Детально осматривается транспорт участников. Исследуют все повреждения, определяется последовательность их возникновения. Устанавливается, какие части авто первыми получили дефекты. Полученные в результате осмотра сведения вносят в протокол. После составляется схема происшествия с условными обозначениями всех деталей и привязкой к местности.

Опрос участников. Он может происходить не на месте аварии, а уже в отделе ГИБДД. Каждый водитель пишет объяснения. А сотрудник ГИБДД в это время оформляет справки о ДТП, заполняет часть протокола. По совокупности полученной информации инспектор определяет виновного, что и фиксирует в документе.

После внесения туда всех сведений оба участника расписываются в документе, если согласны с имеющейся в нем информацией. Затем они получают копии протокола, справку о ДТП. И через короткое время виновному приходит постановление об уплате штрафа либо повестка в суд, где будет слушаться дело об административном правонарушении.

Работа группы разбора. Отсутствие возможности установить виновника сразу требует его выявления в подразделении ГИБДД, на территории которого произошла авария. В процедуре участвуют сотрудники службы, а также участники ДТП. Решение выносится максимум через 15 дней после поступления материалов дела, а судом – в течение 2 месяцев.

Во время расследования могут проводиться различные экспертизы. Их делают как по назначению суда, так и по желанию одного из участников ДТП и за его счет.

О том, как провести экспертизу автомобиля после ДТП, смотрите в этом видео:

Статистика

Согласно неофициальным данным, каждое 13-е дорожное происшествие случается с участием сотрудника полиции.

Учитывая все происходящие ДТП в России, можно составить статистику аварий, произошедших, в том числе, с участием служителей порядка:

СтатистикаС участием полицейскихС участием простых граждан
Общее число аварий10%90%
Количество смертей18%82%
Наезд на пешехода8%92%

Но с каждым годом количество ДТП, произошедших по вине сотрудников полиции, увеличивается. Так, с 2014 года показатель вырос на 40%.

Хотя в МВД данный параметр отрицают. Они утверждают, что, наоборот, полицейские стали более аккуратными и количество ДТП с их участием стремительно снижается.

Например, во время погони за правонарушителем. Также столкновения связаны с отказом других водителей пропускать машину на светофорах со спецсигналами.

Но нередко в ДТП виновником становятся и сами полицейские. Большая часть аварий происходит на личных автомобилях, вне времени выполнения служебных обязательств. Связано это с мнением о безнаказанности, наличием удостоверения.

Сотрудники полиции нередко нарушают ПДД, что становится причиной столкновения с другими участниками движения.

Они могут находиться в состоянии алкогольного опьянения, превышать скорость, парковаться в неположенных местах. И за все нарушения предусмотрены штрафные санкции, как и для гражданских лиц.

Что делать водителю в ответ на угрозы судом и требование выплат

Как вызвать ГАИ

Основная проблема в аварийной ситуация заключается в телефоне. Хотя мобильные сегодня есть у всех, даже детей, иногда они оказываются банально разряженными. И времени искать возможность зарядки может не оказаться. Например, в результате столкновения автомобиль загорелся, утонул и т.д. В этом случае вызвать ГИБДД можно с любого смартфона, который «оказался под рукой». Даже без владельца, если тот находится без сознания.

Горячая линия ГИБДД

Второй важный момент – наличие на счету денег для совершения звонка. Существует всероссийская горячая линия УГИБДД ГУ МВД России. И если заранее сохранять номер, куда звонить при ДТП, в записную книжку стоит записать бесплатный номер 8(800)222-74-47. Это позволяет без проблем вызывать помощь даже с нулевым балансом, с любого телефона, стационарного (или проводного), с мобильного, со спутникового.

Как вызвать ГАИ с мобильного телефона

Существуют дополнительные варианты. Сотовые операторы предлагают «свои» короткие номера: МТС, Мегафон и Теле 2 – 020, Билайн – 002, Скайлинк – 902, Yota – 102. Их проще запомнить без сохранения в записной книжке, быстрее набрать «трясущимися руками» в экстренной ситуации. При отсутствии возможности выяснить SIM-карта какого оператора установлена, вместо номера ДПС можно набрать МЧС – 112. Его телефон примет даже без разблокировки экрана.

Отказ от оформления ДТП

Могут ли сотрудники ГИБДД, прибывшие на место происшествия отказать вам в оформлении ДТП? Ответ однозначный – нет. Помните, что даже если ваша ситуация попадает под все пункты Европротокола, вы вправе вызвать сотрудников Госавтоинспекции. Они не могут вам отказать на основании того, чтобы в результате аварии автомобилям нанесен незначительный ущерб, так как они не являются экспертами и не могут определить стоимость повреждений на глаз. Нередки ситуации, когда, например, незначительная вмятина приводит к внутренним повреждениям и определить стоимость такого ущерба может только профессиональный оценщик.

Сокрытие ДТП

Сокрытие такого серьезного происшествия, как ДТП, сотрудниками инспекции – повод для обращения потерпевшего в прокуратуру. К полицейским, не желающим регистрировать аварию и заниматься ее расследованием, грозят как минимум ч.1 ст. 285 и ч.1 ст.286 УК РФ:

Наказание может быть и строже, если при этом применялись угрозы, насилие, оружие, или участник аварии получил в результате действий полицейских тяжкий вред.

Но и для автомобилиста, скрывшегося с места ДТП, тоже есть санкция. Она прописана в ч.2 ст.12.27 КоАП. Это лишение ВУ на 1-1,5 года или арест на 15 суток.

А здесь подробнее о том, куда звонить при ДТП.

Расследование дел об авариях может быть длительным и сложным. Участникам нужно контролировать как все делается, чтобы защитить свои интересы еще на этой стадии. Они имеют такое право по статье 25.1 КоАП. Это поможет в суде, если решения по делу придется ждать от него.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:

Это быстро и бесплатно !

Происходит лишение прав за ДТП в зависимости от тяжести последствий. Как избежать лишения прав? Всегда ли их забирают, если оставлено место, водитель скрылся, ДТП с пострадавшими? Будет ли суд?

Проводится трасологическая экспертиза при ДТП. Можно подать самостоятельно ходатайство после аварии. Только все же стоит посмотреть образец транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП и быть уверенным, что проведение подтвердит невиновность или увеличит выплаты по страховке.

Передать важную информацию в ГИБДД, сообщить о нарушении нужно правильно. Чтобы сообщить о ДТП, о пьяном водителе, аварии, можно воспользоваться несколькими способами. Можно даже сделать это анонимно.

В 2017 году предусмотрен довольно существенный штраф за езду в нетрезвом виде. И если первый раз попался, но продолжил нарушать, повторно придется заплатить в разы больше. Оплата проводится в ГИБДД в установленные сроки. В случае неуплаты может быть конфисковано имущество.

Что делать при ДТП без пострадавших

Необходимо зафиксировать дефекты машины. В схеме аварии укажите сведения из водительских прав, страховок или грин карты. Далее водители должны убрать авто с проезжей части. Однако передвигать транспортные средства можно только после записи всех подробностей ДТП. Если вы сделаете это перед регистрацией всех подробностей дела, страховые агенты могут не принять бланк извещения об аварии и потребуют справку из ГАИ. Получение документа может затянуться, потому что инспекторы будут рассматривать дело заново, в связи с новыми подробностями происшествия.

Если участники ДТП не имеют претензий друг к другу, они могут доехать в ближайшее отделение полиции и зафиксировать факт аварии там. Или решить проблему на месте, предварительно написав расписки о данных обязательствах друг другу. После аварии невиновный водитель может обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации в течение пяти дней. Агентам лично или почтовым письмом вместе со списком прикрепленных бумаг необходимо предоставить:

  • извещение об аварии;
  • заявление о страховой компенсации;
  • паспорт владельца авто;
  • полис ОСАГО;
  • банковский счет;
  • документы об оплате услуг экспертов, эвакуатора;
  • водительское удостоверение.

Опытные водители советуют перед отправкой бумаг агентам пройти независимую экспертизу. Это поможет вам проконтролировать, чтобы автосервисы, которые сотрудничают с вашей страховой службой, намерено не занизили сумму ущерба.

Порядок расследования с пострадавшими

Когда в аварии есть травмированные или погибшие, расследование включает в себя большее количество этапов:

Осмотр места ДТП. Процедура проводится так, как было рассказано выше. Но помимо автомобилей и их деталей, предметов обстановки исследуются пятна крови, одежда пострадавших. При наличии погибшего происходит осмотр тела. Изучаются его поза, одежда, характер ее дефектов и повреждений кожи, иных органов.

Во внимание принимается положение трупа относительно других элементов, находящихся на месте аварии. Если есть нехарактерные для данного ДТП травмы, выясняются причины их появления

Следственный эксперимент. Этот этап расследования предполагает воссоздание условий, в которых произошло ДТП. Он покажет, что видели и слышали участники аварии в критический момент, могли ли ее спровоцировать внешние факторы. Проведение следственного эксперимента нужно для установления возможностей образования повреждений ТС при обстоятельствах, описываемых свидетелями, названной ими скорости.

Процедура выполняется на огороженном участке, где в зону действия не попадут посторонние объекты или люди. Воссоздание ситуации происходит по предварительно выполненным расчетам, чтобы участники эксперимента не пострадали.

Экспертизы. Исследования проводятся разными специалистами, если иные методы не дали ответов на имеющиеся вопросы. С их помощью устанавливают место аварии, направление движения ТС, особенности появления следов. Вычисляется также вид ДТП (опрокидывание, наезд или столкновение машин), если нет иных возможностей сделать это. Эксперты получают доступ к документам дела, любым другим материалам.

Иногда специалист выезжает на место аварии, изучает автомобили, их отдельные детали, агрегаты. При наличии пострадавших проводят также судебно-медицинскую экспертизу. С ее помощью устанавливают положение тела до аварии, траекторию его движения в момент ДТП. Эксперт-медик выявит особенности водителя, которые могли способствовать возникновению происшествия, например, сниженный слух, проблемы со зрением.

Проведенные мероприятия помогут следователю составить полную картину аварии, выявить влияние на ее возникновение внешних условий, личностных особенностей участников. Но иногда их недостаточно, приходится использовать дополнительные меры в расследовании. Например, разыскивать виновника происшествия или его же вместе с машиной.

В некоторых ДТП помимо выявленных участников может обнаружиться еще один, который уехал или ушел с места. Необходимо искать его по названным очевидцами приметам, идентифицировать машину, доказывать причастность к аварии.

Важную часть в расследовании занимают допросы участников и свидетелей. Следователь должен выявить имеющиеся в их показаниях несоответствия, откровенную ложь и подтасовку фактов, безосновательное сваливание вины на погибшего.

О том, как проводят следственный эксперимент при ДТП, смотрите в этом видео:

Особенности проведения разбора ДТП

Этапы расследования зависят от обстоятельств аварийной ситуации: наличия пострадавших, свидетелей, технического состояния автомобилей. Причины проведения дополнительных мер для выяснения нюансов дорожного происшествия – смерть одного из участников, оставление места столкновения до приезда инспектора, отсутствие очевидцев, противоречивые показания водителей. Алгоритм действий, как происходит разбор ДТП в ГИБДД:

  1. Исследование материалов, собранных на месте происшествия: фотографии, видеосъемка, показания очевидцев.
  2. Заполнение документов.
  3. Опрос водителей.
  4. Проведение экспертизы.
  5. Оформление постановления.

Для определения обстоятельств дела устанавливается порядок проведения технического расследования причин инцидента аварии, осуществляется судебно-медицинский, криминалистический анализ, назначается день следственного эксперимента при ДТП.

Кто входит в состав группы

Специальная административная единица, формируемая районным отделением дорожной полиции, назначает комиссию. По законодательству возглавлять группу разбора происшествия, в результате которого пострадали граждане, обязано должностное лицо органа исполнительной власти.

Состав участников расследования:

  • инспектор ГИБДД;
  • судебный эксперт;
  • криминалист;
  • дознаватель;
  • следователь.

Сотрудник дорожной полиции изучает обстоятельства происшествия, опрашивает водителей и очевидцев, составляет схему аварии, предварительно заносит в бланк решение о причинах ДТП. По запросу инспектора эксперт проводит судебно-медицинское освидетельствование участников инцидента. На этапе дознания анализируются документальные материалы, устанавливается виновник дорожного происшествия, квалифицируется степень тяжести правонарушения.

При заведении уголовного дела следователь оформляет обвинительное заключение на основании изучения вещественных доказательств, осмотра места аварии, повторного допроса участников ДТП. При составлении административного протокола ответственный представитель выносит решение о сумме штрафных выплат.

В каком случае проводится экспертиза

Для установления обстоятельств, причинно-следственной связи происшествия назначаются диагностики. Виды экспертиз на этапе разбора ДТП:

  • автотехническая;
  • криминалистическая;
  • судебно-медицинская;
  • трасологическая;
  • автотовароведческая.

В рамках разбирательства назначается автотехническое исследование механизма ДТП, действий участников инцидента, нарушений правил дорожного движения. Криминалистический осмотр проводится при установлении факта незаконной эксплуатации автомобиля, попавшего в аварию. В ходе судебно-медицинской экспертизы по биоматериалам определяется состояние водителей, положение тела при управлении транспортным средством. Трасологическая проверка устанавливает скорость, траекторию движения машин. Автотовароведческое исследование осуществляется для выяснения суммы материального ущерба.

Что делать участникам аварии

Согласно ст. 25.1 КоАП РФ водители вправе изучать материалы расследования, предъявлять собственные фотографии и видеосъемку с места дорожного происшествия, требовать проведения экспертизы. Автовладельцы могут узнавать, как проходит разбор ДТП. Участники аварии имеют право изучать заявления, документы и подписывать или опротестовывать постановление.

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП

Если у участников аварии нет разногласий, то схема ДТП в 2023 году составляется самостоятельно. Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Определяется масштаб чертежа.
  2. Первым делом изображается участок дороги (на котором произошло ДТП) с детальным обозначением ландшафта, светофоров и дорожных знаков. Не нужно углубляться и наносить все мельчайшие детали.
  3. Далее на бумагу наносят транспортные средства. Их принято изображать в виде прямоугольника (фары — треугольником).
  4. После этого на схему ДТП необходимо нанести точные координаты транспортных средств как до аварии, так и после. Для этого производятся замеры (расстояние между ТС, от колес до обочины и т.д.). Для таких целей желательно иметь рулетку.

Новые Правила

Законодатель разделил все дорожно-транспортные происшествия на две группы:

  • аварии, которые оформляются только инспекторами ГИБДД;
  • происшествия, которые могут оформляться, как с привлечением сотрудников ГИБДД, так и без них.

Рассмотрим подробнее каждую из групп ДТП. К первой группе относятся автоаварии предусмотренные п.2.6 ПДД – это дорожно-транспортные происшествия, при которых был нанесен вред здоровью людей или произошел летальный исход. Если автолюбитель причастен к такой аварии, то он обязан вызвать сотрудников ГИБДД и дождаться их приезда на месте столкновения.

Когда нужно ехать в полицию после автоаварии?

Вторая группа автоаварий рассматривается п. 2.6.1 ПДД. Главное условие всех ДТП, которые относятся ко второй группе – причинен только материальный вред транспортным средствам и другому имуществу. Ключевое слово «только». Ведь, если кто-то из участников столкновения, получил повреждения, то происшествие относится к первой группе.

  1. Между водителями, которые стали участниками дорожно-транспортного происшествия возникают разногласия, по поводу обстоятельств столкновения и нет понимания, кто его спровоцировал. Также, когда автолюбители не могут прийти к согласию относительно характера и количества повреждений, полученных машинами, в результате автоаварии.
  2. Разногласия между участниками аварии, как по поводу причиненного вреда имуществу, так по причинам столкновения отсутствуют. Один из автовладельцев признал свою вину.

Для того чтобы оформить ДТП первой категории водителям необходимо позвонить в полицию и сообщить о случившемся. Сотрудник полиции даст указания, куда должны прибыть автолюбители для оформления документов с участием инспекторов ГИБДД. Участникам аварии предложат подъехать к ближайшему посту дорожно-патрульной службы или подразделению полиции.

Прежде чем покидать место столкновения автовладельцам необходимо провести фотосъёмку и видеозапись последствий автоаварии. Они фиксируют положение автомобилей относительно друг друга и дорожной разметки, а также каждое повреждение. Кроме того, ищут свидетелей столкновения и записывают их ФИО, адрес проживания, номер контактного телефона.

Когда водителям необязательно посещать ГИБДД?

Нужно ли ехать в ГАИ после ДТП? При оформлении автомобильных аварий второй категории Правилами дорожного движения предоставлено водителям три варианта действий. Мы подробно рассмотрим каждый, но предварительно напомним, что между автолюбителями нет никаких разногласий касательно случившегося дорожно-транспортного происшествия.

Заполнение извещения о ДТП.

В зависимости от размера причиненного ущерба при столкновении автовладельцы могут выбрать один из вариантов оформления ДТП:

  1. Если выполняются все условия Европротокола и материальный ущерб не превышает 100 тыс. рублей, а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 400 тыс. рублей, то участники аварии могут оформить Европротокол. Согласно, п. 2.6.1 ПДД водители не обязаны сообщать о ДТП в полицию.
  2. Когда полученный ущерб превышает лимит Европротокола, то автолюбители могут поехать на ближайший пост ГИБДД или подразделение полиции для оформления документов. Такой вариант следует выбирать автовладельцам, которые не уверены, что в результате столкновения машины не получили скрытых повреждений и они правильно оценили размер причиненного вреда. Предварительно им нужно сделать фото и видеосъёмку места аварии, а также записать контактные и личные данные свидетелей.
  3. Водители могут вовсе не оформлять документы о ДТП, если пострадало только их имущество и у каждого из них отсутствует необходимость оформлять документы. Например, ущерб настолько невелик, что автовладельцы предпочитают возместить его собственными деньгами и не тратить время на все процедуры по оформлению документов для страховщика.

Такой подход к оформлению автомобильных аварий направлен на то, чтобы водители самостоятельно оформляли документы для страховых компаний и не тратили лишнее время на ожидание приезда сотрудников ГИБДД. Тем самым, уменьшится количество дорожных пробок, которые создавали мелкие ДТП.

Если есть пострадавшие

В дорожном инциденте зачастую наносится вред человеческому здоровью. И если травмы серьезные, то водитель должен предпринять определенные шаги, предписываемые ПДД, нормами другого законодательства.

Действия водителя при ДТП с пострадавшими

В первую очередь следует позаботиться об оказании первоначальной медицинской помощи пострадавшим. Для этого могут пригодиться элементы автомобильной аптечки.

Если человек не знаком с правилами врачебной помощи, он должен вызвать на место аварии бригаду медиков. До ее приезда следует обеспечить стабильное положение тела пострадавшего человека.

Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД с пострадавшими

В документах об аварии указывается характер нанесенных потерпевшему повреждений. Более точно определить степень вреда здоровью призвана медицинская экспертиза. Человек, причастный к ДТП, может принимать необходимое участие в ее проведении.

Если существуют возможности, в документах ГИБДД должно быть зафиксировано время приезда медиков. Это поможет водителю при предъявлении обвинений в оставлении человека в опасности.

От тяжести телесных повреждений зависит ответственность водителя. Легкий, средний ущерб здоровью может обернуться административным наказанием в виде штрафа, лишения водительских прав. Более серьезный вред чреват уголовным наказанием, подразумевающим исправительные работы или заключение на определенный срок. При этом ответственность наступает также тогда, когда для нанесения вреда здоровью не было никакого умысла.

Документирование дорожного инцидента с ГИБДД: основные этапы

Процедура оформления ДТП с ГИББД — при невозможности применения «европротокола» или  нежелании сторон применять такую схему, предполагает:

  1. Осуществление первичных действий и вызов ГИБДД.

Участникам инцидента необходимо:

  • проверить состояние здоровья участников ДТП и прохожих;
  • обеспечить неподвижность автомобилей;
  • включить «аварийку», выставить аварийный знак;
  • обеспечить неподвижность и сохранность возможных улик;
  • попытаться найти свидетелей происшествия — других водителей, прохожих, работников близлежащих магазинов, заправок.

В случае, если установлено, что в результате инцидента пострадали люди, необходимо:

  • оказать им первую помощь;
  • вызвать скорую и сразу же — полицию.

В случае, если пострадавшего нужно отвезти в больницу, то для этого можно воспользоваться автомобилем участника ДТП — если его техническое состояние позволяет это сделать. После участнику ДТП необходимо вернуться на место инцидента.

Если пострадавших нет, то необходимо:

  • задокументировать расположение автомобилей и улик (сняв на телефон, составив схему доступным способом и заверив ее у свидетелей);
  • освободить дорогу для проезда других машин;
  • позвонить в полицию.
  1. Оформление схемы инцидента при участии приехавшей полиции.

Схема представляет собой заполняемый полицейским вручную документ, в котором фиксируются:

  • место инцидента (с обозначением улиц и иных координат);
  • сведения о расположенных рядом объектов, учитываемых правилами дорожного движения (например, дорожных знаков, светофоров или разметки);
  • расположение транспортных средств относительно места аварии (на основании измерений рулеткой).

Участники ДТП должны ознакомиться со схемой под роспись. Если у них есть пожелания по корректировке сведений, отраженных в схеме, то полицейский обязан их учесть и отразить в ней. Если этого сделано не будет, то стороны получают право обжаловать действия ГИБДД.

Схема ДТП также должна быть заверена 2 понятыми.

  1. Составление объяснительных документов.

В них участники дорожного инцидента отражают причины происшествия и рассказывают о своих действиях. Сведения, приведенные в объяснительных документах, могут стать значимым фактором установления виновной стороны.

  1. Составление справки и протокола о дорожном инциденте.

Оба документа оформляет сотрудник ГИБДД. Основная задача при составлении справки — корректно зафиксировать в ней повреждения автомобилей. На основании сведений, отраженных в документе, страховая компания рассчитает компенсацию за ущерб, нанесенный пострадавшей стороне.

Важно уделить внимание детализации повреждений

  1. Составление постановления о дорожном инциденте.

Изучив факты об инциденте, сотрудник ГИБДД выносит постановление, в котором отражаются:

  • виновная и потерпевшая стороны (при этом, не исключено, что виновными будут признаны оба участника инцидента);
  • правовые последствия для виновной стороны со ссылками на правила дорожного движения и выявленные факты при осмотре места происшествия.

Водитель, которому вменяется вина в совершении ДТП, вправе не согласиться с такой формулировкой в протоколе, и обжаловать решение работника ГИБДД. В этих целях в протокол вносится формулировка о несогласии участника признать свою вину. При этом, также приводится ссылка на законодательство и указываются факты, на основании которых участник инцидента отстаивает свою позицию.

Если говорить о типичных правовых последствиях для виновника, то таковым в общем случае становится административный штраф, который выписывается участнику ДТП. При этом, уплата штрафа не освобождает виновника ДТП от возмещения ущерба пострадавшей стороне. Вопросы такого возмещения решаются в судебном порядке. Аналогично суд определяет, есть ли необходимость в применении к виновной стороне прочих санкций — таких как лишение прав, арест, конфискация автомобиля.

Бывает, что инспектор ГИБДД не имеет достаточных оснований для установления виновной стороны инцидента. В этом случае документы, оформленные на месте происшествия, направляются для принятия решения по ним непосредственно в ГИБДД. С результатами такого решения участники ДТП получают возможность ознакомиться позже — не позднее, чем через 15 дней после происшествия.

Отдельные правила регулируют оформление ДТП, если в результате аварии пострадали люди.

Зачем и когда необходимо составлять схему ДТП в 2023 году?

В 2023 году при самостоятельном составлении протокола о ДТП схема аварии является ключевым документом, на основании которого страховая компания устанавливает виновников. С ее помощью сотрудники ГИБДД имеют возможность подробно разобрать обстоятельства происшествия. В случае обращения в суд (например, при наличии пострадавших) схема также прикрепляется к материалам дела.

Чтобы схема ДТП имела юридическую силу, её нужно составить с учетом всех предписаний, описанных в ФЗ «об ОСАГО». В противном случае можно получить законный отказ в выплате материального ущерба со стороны страховой компании.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий