Изменения в ПДД 2023: светоотражающие жилеты по ГОСТу в вопросах

Как на самом деле?

Давайте для начала приведём, как строго по ПДД теперь нужно надевать световозвращающий жилеты, в виде интерактивных вопросов об условиях.

Нужно ли мне надевать жилет? Онлайн-тест

Вы попали в ДТП или совершили вынужденную остановку?

ДаНет

Сейчас тёмное время суток, туман или дождь с недостаточной видимостью дороги?

ДаНет

Вы вышли из машины и находитесь на проезжей части или обочине?

ДаНет

Вам не нужно надевать светоотражающий жилет. Но обязательно купите его и возите с собой на случай, когда такая обязанность появится. Пройти заново

Вам не нужно надевать светоотражающий жилет по ПДД, но желательно это сделать для того, чтобы Вас видели другие водители, если есть опасность попасть под машину. Также обязательно купите его и возите с собой на случай, когда такая обязанность появится. Пройти заново

Вы обязаны надеть светоотражающий жилет или куртку-накидку со световозвращающими полосами по ГОСТу 12.4.281-2014 (с шириной полосы не менее 50 мм), как на рисунке ниже.

Подробнее…

Пройти заново

Если кратко, то не при любом выходе из авто, не везде, не только в тёмное время суток и не просто световозвращающие жилеты. Но давайте подробнее!

Вот официальная трактовка нового пункта 2.3.4 ПДД 2021 года:

Что?

Куртка или жилет-накидка именно с полосками светоотражающего материала, которые соответствуют указанному ГОСТу. Разбирать весь этот ГОСТ не имеет смысла, но так как жилетка или куртка должна быть по этому ГОСТу, то приведём основные тонкости:

  • ширина светоотражающей полосы должна быть не менее 50 мм (п. 4.2.2 ГОСТа);
  • и жилетка, и куртка должны иметь по 2 (не более и не менее) такие светоотражающие полосы, расположенные горизонтально на торсе; нижняя полоса должна быть расположена на расстоянии не меньше 50 мм от низа изделия, а верхняя — не менее 50 мм от нижней (п. 4.2.3 ГОСТа);
  • ещё две световозвращающие полосы должны идти каждая от верхней горизонтальной полосы спереди и далее к верху, затем через плечи на спину и до этой же горизонтальной полосы сзади — по обеим сторонам (по обоим плечам) (п. 4.2.3 ГОСТа).

Но допускается и одна горизонтальная полоса (п. 4.2.3 ГОСТа, пп. в).

Вот так выглядит правильный светоотражающий жилет по ГОСТу:

А так неправильный (хотя одна горизонтальная полоса и допускается, но через плечи всё равно должны идти по 2 полосы):

Где?

Как видно из официальной трактовки изменения в ПДД, светоотражающий жилет водитель должен надеть только вне населённых пунктов и только при нахождении на проезжей части или на обочине.

Когда?

И не только в темноте, но и на части дороги с ограниченной видимостью. Определение этого есть в ПДД:

На каком расстоянии видимость должна быть ограничена, не уточняется.

При каких условиях?

Если водитель попал в ДТП или совершил вынужденную остановку, и вышел из автомобиля. Последняя, как мы помним из Правил — это остановка связанная с поломкой или опасностью, ухудшимся состоянием водителя или препятствием на пути следования машины.

Как выглядит квадратный знак нового образца?

По правде говоря, он всё же не совсем равносторонний – он прямоугольный. Но главное отличие его от старого в том, что:

  • квадратные номера в России по-новому чуть больше по ширине, чем по высоте, а буквы с цифрами на нём расположены в 2 яруса,
  • старые же ГРЗ намного шире, чем выше, и символы в нём идут одной строкой (кроме региона и надписи “RUS” с флагом).

Вот так выглядит официальная схема с типоразмерами нового квадратного государственного номера:

А вот его фото на автомобилях:

Но они не совсем для японских авто!

Разрушим блуждающий в сети миф о том, что эти номера предназначены специально для японских автомобилей.

Дело в том, что типоразмер квадрата на машинах из страны восходящего Солнца – 330×165 мм. А размеры новых квадратных номеров в России – 290×170 мм – именно такие у американских автомобилей. То есть по сути они могут не подойти по высоте на ряд “японок”, где нет запаса в 5 миллиметров. Но фактически на всех моделях праворульных такие запасы есть.

На примере фото выше вы можете увидеть, что российский квадратный номер не доходит по ширине до краёв места под него, что немного портит внешний вид. Но это в любом случае лучше загнутых широких ГРЗ.

Когда начнётся действие новых правил?

Соответствующие поправки внесены в ПДД (раздел обязанности водителей) 12 декабря 2021 года, в результате чего у многих автолюбителей появились вопросы.

В частности, автолюбители, особенно начинающие, могли подумать, что жилеты со светоотражательными характеристиками необходимо надевать с 12 декабря.

Вопреки данным некоторых автомобильных изданий, действие новых поправок начнётся не 12 марта: всё дело в том, что постановление действительно вступает в силу через 90 суток, но только с даты официальной публикации в особых правительственных СМИ. А значит, отсчёт ведётся со дня публикации поправок в таких изданиях, как:

  • Российская газета;
  • Правовой портал;
  • Собрание законодательства РФ.

Это говорит о том, что отсчёт 3 месяцев до вступления поправок в законную силу пошёл с 18 декабря – со дня публикации на правовом информационном портале.

Требования к жилету

В условиях ограниченной видимости к жилету предъявляются требования, указанные в ГОСТе Р 12.4.281-2014, среди всех правил стоит выделить следующие:

  • Жилет должен обхватывать торс и иметь 1-2 горизонтальные светоотражающие полосы.
  • Необходимо наличие вертикальных полос, проходящих от пояса через плечи.
  • Полосы должны быть шириной от 5 см, располагаться на расстоянии друг от друга не менее чем 50 мм, отступать от подола изделия на расстояние более 5 см.
  • Разрешено всего три цвета для фоновых материалов – желтый, оранжевый и красный, все они должны быть флуоресцентными.

Во избежание дорожно-транспортного происшествия каждый водитель, покинувший автомобиль за пределами города, при аварийной остановке или в результате ДТП, должен быть одет в светоотражающий жилет.

Все детали жилета обязаны соответствовать ГОСТу, о чем должно быть сказано на этикетке производителя. Требования касаются прочности ткани, устойчивости ее к износу и истиранию, воздействию дождя, мороза и ультрафиолета, а также количества стирок, которые без вреда для своих свойств жилет может перенести. Учитываются как домашние стирки, так и химические чистки.

Самое важное – сделать водителя заметным на дороге. Эта задача выполняется при соблюдении всех правил, при наличии большого количества светоотражающих элементов, а также правильном их расположении, в результате двигающийся по дороге водитель сумеет различить человеческий силуэт и вовремя среагировать

Кроме этого указаны требования не только к фоновым материалам, а также и к комбинированным. Среди важных показателей учитывается минимальный коэффициент яркости по координатам цветности. Для каждого оттенка установлены свои правила. Для светоотражающих полос важным считается коэффициент световозвращения под разными углами освещения. Это необходимо для того, чтобы водитель на дороге был виден движущемуся автомобилисту при любом положении тела.

Для жилетов и материалов, из которых они изготовлены, проводятся проверки на прочность и качество ткани, ее износостойкость, чувствительность цвета. Для этих проб из партии выбирают случайным образом экземпляры, которые проверяются на соответствие требованиям. Считается, что все остальные имеют такие же характеристики.

Вероятность штрафа за отсутствие у водителя светоотражающего жилета

Итак, вступивший в силу закон о наличии светоотражающих жилетов на трассе и обочине для автомобилистов в условиях недостаточной и плохой видимости пока ничего не сообщает о санкциях. Но здесь применима статья о нарушениях правил остановки ТС, которая весьма обширна. КоАП в разделе 12.29 в части 1 сообщает о том, что если пассажир нарушил ПДД, то возможно наложение штрафа в 500 рублей или предупреждение. Санкции минимальны, но реальны. Но могут ли их использовать сотрудники дорожной полиции, если, например, пассажир выйдет вместе с водителем на трассу, чтобы помочь заменить колесо?

Оказывается – нет, поскольку пункт 2.3.4 относится к разделу об обязанностях водителя. Но есть в ПДД пункт 4.1, который предписывает пешеходам ночью и при плохой видимости, находясь на обочинах дороги и на краю трассы иметь при себе и показывать водителям светоотражающие элементы, которые будут обеспечивать его видимость для водителей проезжающих транспортных средств. Поскольку пассажир, выйдя из машины, становится пешеходом, то и он обязан иметь сигнальную экипировку. Так, водитель попадает под ответственность, согласно разделу об обязанностях водителей, а пассажир – об обязанностях пешеходов. Последнее положение можно оспорить, если пассажир является напарником водителя, но лучше все же подстраховаться.

Кстати! Для некоторых отраслей предусмотрена норма выдачи специальных жилеток для водителей бесплатно –  в качестве рабочей экипировки.

Какие требования к огнетушителю?

Требования к огнетушителю диктуются только Техническим регламентом о безопасности колёсных ТС, поэтому прямых обязанностей для водителя у него нет.

Так, регламент предусматривает следующие правила:

  • в каждом автомобиле и мотоцикле должно быть предусмотрено место для его установки (п. 1.15.6.3):

    • для легковых авто – 1 огнетушителя объёмом 2 литра,
    • для грузовых автомобилей свыше 3,5 тонн – 2 огнетушителей: одного – 2 литра, второго – 5 литров,
    • для автобусов – 2 огнетушителей, один из которых должен находиться около места водителя.
  • до огнетушителя водитель должен доставать рукой со своего места (п. 1.15.6.3.1), что удивительно, ведь у многих огнетушители расположены в багажнике или сзади салона,
  • он должен быть опломбирован и с указанным сроком годности,
  • он должен быть надёжно закреплён.

Что за новый сигнал светофора вводится с марта 2023?

На самом деле, он не совсем новый. Он уже работал в некоторых городах ранее в экспериментальном и неофициальном режиме. Так, его замечали в Москве, Череповце, Белгороде и Петрозаводске.

Речь идёт о новой дополнительной секции на светофорах с изображением человека со стрелкой. Он обозначает, что при повороте на перекрёстке на зелёный сигнал для вас как водителя вы обязаны будете уступить дорогу пешеходам на дороге, на которую вы поворачиваете, потому что у них тоже горит разрешающий для перехода.

Данная информационная секция вводится новым абзацем пункта 6.4 ПДД. Вот его официальная трактовка:

Как будет выглядеть новый светофор?

По существу описания в пункте 6.4 нового сигнала речь идёт об изображении человечка и рядом с ним стрелки вправо или влево.

Вот так будет выглядеть новая допсекция:

Обратите внимание, что в данном изображении совпадают оба цвета – белый (бело-лунный, как для трамваев) и чёрный – с тем, как это должно выглядеть на улицах с таким сигналом. Кроме того, изображение человека будет статично гореть, стрелка будет мигать

Кроме того, изображение человека будет статично гореть, стрелка будет мигать.

Примеры размещения секций на светофоре

А теперь рассмотрим, как такая дополнительная секция будет сочетаться с основным светофором.

На данной схеме, соответственно, представлены следующие варианты размещения (слева направо):

  1. на первом рисунке указано, что при повороте направо уступаем дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по пешеходному переходу,
  2. на втором сигнал указывает, что при повороте налево нужно пропустить пешеходов,
  3. на третьем – оба варианта: как при повороте направо, так и налево, пешеходам горит зелёный свет,
  4. наконец, на четвёртом – сочетание с дополнительной стрелкой, разрешающей поворот.

Само схематичное изображение нового сигнала, а также его сочетания (в частности то, что допсекция располагается перед основным светофором, а не под стрелкой) содержатся в ГОСТ Р52289-2019, который также привели в соответствие с изменениями ПДД.

Всё равно непонятно, какие требования устанавливает секция?

Ровно никаких новых требований данное новшество не несёт. Оно является по сути своей информирующим сигналом для дополнительного предупреждения поворачивающих водителей о необходимости уступить дорогу пешеходам.

Если сигнала с пешеходом нет, значит, не нужно уступать дорогу при повороте?

Нет, не значит. Как мы уже указали выше, появляющийся с марта 2023 года сигнал светофора лишь информирует водителя о наличии у того обязанности, предусмотренной пунктом 13.11 Правил. Однако, отсутствие секции на конкретном светофоре отнюдь не умаляет вашу обязанность – она существует вне зависимости от сигналов на светофоре.

Кроме того, никаких противоречий в ПДД здесь также не будет. Описание допсекции приведено в 6 разделе Правил, который сам по себе не предписывает никаких обязанностей. А 13 раздел как раз обязывает пропустить пеших участников дорожного движения.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Новые правила проезда кольца с 1 марта 2023 года – какие поправки ПДД?
  • Новые поправки в ПДД в сентябре 2020 года: какие изменения?
  • У пешеходов загорелся зелёный – должны ли они дать завершить манёвр водителю автомобиля?

Как на самом деле?

Давайте для начала приведём, как строго по ПДД теперь нужно надевать световозвращающий жилеты, в виде интерактивных вопросов об условиях.

Нужно ли мне надевать жилет? Онлайн-тест

Вы попали в ДТП или совершили вынужденную остановку?

ДаНет

Сейчас тёмное время суток, туман или дождь с недостаточной видимостью дороги?

ДаНет

Вы вышли из машины и находитесь на проезжей части или обочине?

ДаНет

Вам не нужно надевать светоотражающий жилет. Но обязательно купите его и возите с собой на случай, когда такая обязанность появится.

Пройти заново

Вам не нужно надевать светоотражающий жилет по ПДД, но желательно это сделать для того, чтобы Вас видели другие водители, если есть опасность попасть под машину. Также обязательно купите его и возите с собой на случай, когда такая обязанность появится.

Пройти заново

Вы обязаны надеть светоотражающий жилет или куртку-накидку со световозвращающими полосами по ГОСТу 12.4.281-2014 (с шириной полосы не менее 50 мм), как на рисунке ниже.

Пройти заново

Если кратко, то не при любом выходе из авто, не везде, не только в тёмное время суток и не просто световозвращающие жилеты. Но давайте подробнее!

Вот официальная трактовка нового пункта 2.3.4 ПДД 2018 года:

Что?

Куртка или жилет-накидка именно с полосками светоотражающего материала, которые соответствуют указанному ГОСТу. Разбирать весь этот ГОСТ не имеет смысла, но так как жилетка или куртка должна быть по этому ГОСТу, то приведём основные тонкости:

  • ширина светоотражающей полосы должна быть не менее 50 мм (п. 4.2.2 ГОСТа);
  • и жилетка, и куртка должны иметь по 2 (не более и не менее) такие светоотражающие полосы, расположенные горизонтально на торсе; нижняя полоса должна быть расположена на расстоянии не меньше 50 мм от низа изделия, а верхняя — не менее 50 мм от нижней (п. 4.2.3 ГОСТа);
  • ещё две световозвращающие полосы должны идти каждая от верхней горизонтальной полосы спереди и далее к верху, затем через плечи на спину и до этой же горизонтальной полосы сзади — по обеим сторонам (по обоим плечам) (п. 4.2.3 ГОСТа).

Но допускается и одна горизонтальная полоса (п. 4.2.3 ГОСТа, пп. в).

Вот так выглядит правильный светоотражающий жилет по ГОСТу:

А так неправильный (хотя одна горизонтальная полоса и допускается, но через плечи всё равно должны идти по 2 полосы):

Где?

Как видно из официальной трактовки изменения в ПДД, светоотражающий жилет водитель должен надеть только вне населённых пунктов и только при нахождении на проезжей части или на обочине.

Когда?

И не только в темноте, но и на части дороги с ограниченной видимостью. Определение этого есть в ПДД:

На каком расстоянии видимость должна быть ограничена, не уточняется.

При каких условиях?

Если водитель попал в ДТП или совершил вынужденную остановку, и вышел из автомобиля. Последняя, как мы помним из Правил — это остановка связанная с поломкой или опасностью, ухудшимся состоянием водителя или препятствием на пути следования машины.

Светотражающий жилет – новые требования ПДД, штрафы в 2022 году

C 2018 годf наличие жилета со светоотражающими элементами в машине получило регулирование на законодательном уровне. Правительство Российской Федерации предложило и утвердило поправки к пункту 2.3.4 ПДД о корректном поведении автовладельца. Согласно новому закону, управляющий транспортным средством человек обязан надеть специальный светоотражающий жилет при выходе из транспортного средства на автотрассу. Требование нормативного документа распространяется только на остановки ночью или в условиях слабой видимости за границами населенных пунктов.

Постановление №1524 о необходимости использования сигнальной жилетки было подписано председателем правительства Д.А.Медведевым 12 декабря 2017 года и вступило в действие 18 марта 2018 года. Спецодежда должна отвечать ГОСТ 12.4.281-2014.
 

Инициатива Правительства вызвала неоднозначную реакцию среди водителей. Так, большинство автолюбителей согласны, что многие жизни могут быть сохранены благодаря сигнальному жилету. При этом они считают, что каждый должен самостоятельно принимать решение о покупке защитной одежды, и что требования об обязательности присутствия такого предмета в автомобиле являются незаконными.

Штрафы за светоотражающие жилеты – есть или нет?

И еще один животрепещущий вопрос для автолюбителей – есть ли штраф за отсутствие светоотражающего жилета?

Стоит отметить сразу – административного штрафа за отсутствие светоотражающего жилета на водителе в темное время суток – в КоАП нет. То есть, напрямую за отсутствие жилета, как и за то, что вы его не надели, вас оштрафовать не могут.

Однако в теории, все же есть несколько ситуаций при которых отсутствие на водителе светоотражающего жилета может послужить причиной для административного штрафа.

1. Статья 12.27 КоАП. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей.

В соответствии с данной статьей инспекторы ГИБДД частенько штрафуют нерадивых водителей за отсутствие аварийного знака или аптечки. Теперь же у них появилась возможность оштрафовать вас и за отсутствие светоотражающего жилета (напомню: пункт 2.3.4 ПДД обязывает водителя надевать жилет в случае ДТП вне населенного пункта, в темное время суток или в условиях с ограниченной видимостью).

И как только вы покинете свой автомобиль, у инспектора появиться право оштрафовать вас за невыполнение обязанностей в случае ДТП.

2. Во втором случае вас опять же могут оштрафовать за не надетый жилет, но как пешехода. Дело в том, что правила дорожного движения дают следующее определение термину “Пешеход”:

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства  на дороге либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке  и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

То есть, покидая свое транспортное средство вы становитесь пешеходом. А с 2014 года при движении по обочине и вдоль проезжей части вне населенных пунктов пешеходы также обязаны иметь при себе предметы со светоотражающими элементами. Штраф в данном случае – 500 рублей.

Стоит отметить, что данный вариант довольно спорный, а выписанный штраф вполне может быть обжалован в суде.

Не забывайте также о возможности заплатить штраф с 50% скидкой.

Заключение

Конечно, новый закон не лишен недостатков, пробелов и не стыковок.  И все же,  новые требования ПДД, в первую очередь направлены на обеспечение безопасности участников дорожного движения, а не на взимание дополнительных штрафов. Поэтому стоит отнестись к ним со всей серьезностью и не пренебрегать.

Имеет ли право гаишник проверять наличие жилета?

Многих водителей интересует вопрос: нужно ли светоотражающий жилет всегда иметь с собой, аналогично аптечке или стоп-знаку?

Юристы разъясняют, что если транспортом пользуются только в светлое время суток, или в пределах городских поселений, то водителю нет необходимости приобретать светоотражающую одежду.

Однако необходимо понимать, что в иных случаях сигнальный жилет в прямом смысле может спасти вас от непредвиденного наезда, в результате которого можно получить серьезные увечья.

Если верить статистическим данным по ДТП, в частности, ночных происшествий с наездами, то они увеличились примерно на 5%.

Поэтому при остановке автотранспорта ГИБДД, сотрудник дорожной полиции может только порекомендовать приобрести светоотражающий жилет, но требовать его обязательное наличие в багажнике или салоне он не вправе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий