Знаменитый Приказ ГИБДД №664 отменён, вместо него с 11.07.2023 года вступает в силу Приказ ГИБДД №264, что ждать от него водителям
Кто имеет право остановить движущийся транспорт
Согласно положениям пункта 2.4 ПДД право останавливать транспорт в дороге предоставлено только регулировщикам, а также сотрудникам Минтранса РФ, осуществляющим государственный надзор за организацией международных автоперевозок, на специально оборудованных контрольных пунктах. В пункте 1.2 ПДД даётся определение понятия «регулировщик», согласно которому им является сотрудник гражданской или военной полиции,работник дорожно-эксплутационной службы или дежурный служащий железнодорожного переезда и паромной переправы, уполномоченный в регулировании транспортного движения.
Это ответственное лицо должно быть одето в установленную форменную одежду, иметь положенные атрибуты и отличительные знаки, служебное удостоверение, подтверждающее исполняемые полномочия. Многих автолюбителей интересует вопрос о том, имеет ли право останавливать транспорт обычный сотрудник полиции, не являющийся инспектором ГИБДД? И ответ здесь не в их пользу: да, он имеет право останавливать идущий транспорт при наличии факта правонарушения, включая нарушения ПДД, на основании общих обязанностей сотрудников полиции, требующих принятия мер по поддержанию правопорядка (см. ст.27 п.2 пп.2 Закона о полиции). Естественно, в таком случае сотрудник полиции должен предъявить свое служебное удостоверение по первому требованию.
Может ли инспектор вести видеосъёмку?
Да. Причём, полицейскому не запрещено снимать и на любительскую аппаратуру, в том числе на свою собственную камеру или смартфон. Зафиксированное таким образом нарушение является полноценным доказательством.
Теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций, когда выявленное нарушение водителя оказалось не пресечено – по крайней мере, сразу же – инспектором ДПС.
Вас также заинтересует:
- Имеет ли право сотрудник ППС останавливать автомобили, проверять документы и лишать прав?
- Имеет ли право инспектор ДПС задавать вопросы при остановке, куда и откуда я еду?
- Могут ли ГИБДД стоять и останавливать автомобили с нарушением?
Возможные последствия для водителя, если он не остановился по требованию инспектора ДПС
Согласно требованиям п.6.11 ПДД, при подаче полицейским сигнала остановки жестом или с помощью громкоговорителя, водитель должен остановить транспорт в указанном месте. Если же он не остановился по требованию инспектора ДПС и продолжил движение, то при наличии патрульной машины за ним может быть организовано преследование с целью принудительной остановки. При отсутствии возможности преследования информация о нарушителе будет передана по рации следующему полицейскому посту для принятия мер по задержанию. В любом случае к ответственности за нарушение ПДД прибавляется ответственность за неподчинение требованию сотрудника полиции.
Однако в случае организации преследования возможны более серьёзные последствия для водителя и автомобиля, связанные с применением спецсредств по задержанию и использованием допустимых мер физического воздействия.
При наличии веских причин, например, ориентировки на похожий разыскиваемый автомобиль или проводимой полицейской спецоперации, преследователи имеют право применять особые меры вплоть до использования огнестрельного оружия. И в этом случае есть риск получения материального, физического и морального ущерба, компенсацию которого невозможно будет добиться. Но и это не самый печальный вариант, при нетактичном или агрессивном поведении водителя, блюстители порядка могут «притянуть» другую статью 19.3 КоАП, говорящую о неповиновении требованию сотрудника правоохранительных органов, исполняющего служебные обязанности, которая подразумевает штраф до 1000 рублей или 15-суточный арест.
В любом случае игнорировать требование инспектора ДПС об остановке автомобиля для водителя становится себе дороже, так как уйти от наказания за нарушение ПДД вряд ли удастся. Даже в том идеальном случае, когда не была организована погоня за ним, и он не был задержан на следующем контрольном посту, водителю может прийти по почте уведомление с приглашением посетить отделение ГИБДД для процедуры разбирательства по совершённому нарушению. Если водитель и в этот раз проигнорирует приглашение, то неявка будет трактоваться не в его пользу, дело будет рассмотрено без него, и вынесено однозначное постановление о выплате максимально установленного размера штрафа по соответствующей статье правонарушения.
Данное постановление будет выслано нарушителю по почте по месту его регистрации. Если он не согласен с данным постановлением, то ему придётся для отстаивания своих интересов совершить таки визит в органы ГИБДД для обжалования штрафа.
Стоит ли возвращаться к сотрудникам, если уже проехал
Александр Торвард, автоюрист
Иногда водитель может не заметить, что инспектор подал сигнал остановиться и проезжает дальше. Инспектор, скорее всего, не станет вас догонять, если не заподозрит в угоне или пьяной езде. Можно не возвращаться.
Могу привести случай из практики. Мужчина ехал по незнакомой дороге ночью. Ему подал знак остановиться человек, похожий формой на сотрудника ГИБДД, но жезла в руке и мигалки на крыше авто не было. Мужчина испугался за свою жизнь и не стал останавливаться. Оказалось, что это были настоящие сотрудники ГИБДД, и выписали они ему настоящий штраф. Позже в суде мужчина объяснил, почему не стал останавливаться
Суд принял во внимание его объяснение и штраф отменил. В таких случаях действительно лучше не останавливаться и не возвращаться — ради собственной безопасности
Что признается нарушением
После подачи сигнала инспектором водитель обязан незамедлительно совершить остановку, однако при этом не должны создаваться опасности и помехи для других участников дорожного движения. Что касается предписаний знаков и разметки, то указания инспектора обладают большей силой и водителю необходимо совершить остановку, даже если это запрещено правилами.
ВАЖНО !!! В законе не устанавливается время и расстояние, за которое должна быть совершена остановка. На практике следует исходить из разумных значений
Если проехать небольшое расстояние после поданного сигнала ничего не произойдет, но не стоит продолжать движение более чем на 100 метров. Стоит понимать, что умышленное игнорирование сигнала остановки (когда он подается несколько раз) является основанием для возникновения состава правонарушения.
Нужна бесплатная консультация юриста? Звони! +7 (800) 350-56-12
В случаях, когда в действиях водителя имеет место явное игнорирование указаний инспектора, возможно применение мер по принудительной остановке.
Перечень таких действий большой, но можно перечислить следующие:
- передача информации другому наряду, который будет обязан провести принудительную остановку. В большинстве случаев водителям становится достаточно такого предупреждения, и они выполняют требование, однако в иных случаях прибегают к другим способам;
- применение специальных средств, разработанных непосредственно для остановки автомобиля;
- заграждение проезжей части путем каких-либо объектов;
- табельное оружие.
На практике последние 3 случая применяются крайне редко и для них нужны весомые основания. Особенно это касается применения оружия.
К обстоятельствам, когда допустимо его использование относят:
- ситуации, в которых достоверно известно и возможной опасности со стороны водителя;
- имеется подтверждение о совершенном водителем преступлении и необходимости задержания в срочном порядке.
Исходя из этого видно, что в обычного водителя никто не будет стрелять, да и выстраивать баррикады тоже.
Неосуществление остановки: дело не ограничится штрафом?
Если по требованию сотрудника ГИБДД остановка не совершена, то это может привести к тому, что он воспользуется правом предпринять действия, предусмотренные п. 95-97 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 № 664.
А именно:
- обратиться по рации к другому экипажу ГИБДД (предположительно находящемуся на пути следования автомобиля, который не остановился) с просьбой обеспечить остановку ТС;
- начать преследование ТС (с возможной его принудительной остановкой впоследствии).
Начав преследовать автомобиль, инспектор ГИБДД должен включить маячки и сирену на своей машине. Также необходимо, догнав нарушителя, с помощью громкоговорителя (или, если это уместно, жестами) сообщить ему о необходимости немедленной остановки. Кроме того, если потребуется, о действиях нарушителя по громкоговорителю информируются другие водители.
Машина может быть принудительно остановлена:
- Силами регулировщика (скорее всего, представляющего другой экипаж — с которым инспектор, предпринявший первую попытку остановить ТС, уже связался), выходящего на трассу.
Он специальными жестами дает понять водителю, ранее проигнорировавшему требование об остановке на посту ГИБДД, что нужно немедленно притормозить.
- Посредством блокирования трассы автомобилем ГИБДД (одним или несколькими) со включенными мигалками.
В сложных случаях — когда ситуация такова, что машину нужно остановить любой ценой, на трассу выставляется грузовик. При этом нельзя в качестве «стены» использовать грузовик, который перевозит опасные грузы, людей.
- С применением специальных средств — например, «ежей».
При этом эти спецсредства не могут быть использованы, если останавливаются:
- автобусы с пассажирами;
- автомобили дипломатических представительств других государств;
- мотоцикл (мопед) на дороге, расположенной в горах или зоне плохой видимости;
- любые ТС на железнодорожных переездах, путепроводах, в туннелях, на эстакадах или на мостах.
- С применением табельного оружия.
Догнав «непослушный» автомобиль, инспектор, действительно, вправе — если устные обращения к водителю ни к чему не привели, произвести выстрелы по преследуемой машине.
Основания для применения оружия инспекторами ГИБДД закреплены в статье 23 Закона «О полиции». Так, остановка машины с помощью огнестрельного оружия возможна, если:
- водитель неоднократно проигнорировал требования ГИБДД об остановке ТС;
- водитель может создать угрозу гражданам, которые находятся на пути его движения.
Таким образом, штраф за не остановку по требованию инспектора ГИБДД — сущий пустяк в сравнении с прочими возможными последствиями игнорирования призыва сотрудника Госавтоинспекции остановиться. Тем более, что для законопослушного водителя, как правило, нет причин беспокоиться по поводу такой остановки. Сотрудники ГИБДД ее обычно осуществляют, если у них есть серьезный повод сделать это (например, если похожий автомобиль числится в угоне, или если водитель фактически совершил нарушение ПДД). Оспорить ложное подозрение в данном случае, как правило, гораздо легче, чем обосновать неосуществление остановки позднее — особенно, если ГИБДД пришлось применять те самые спецсредства или не менее грубую альтернативу им.
Нежелательные и опасные последствия
Разумеется, если вы просто пропустили сигнал, т. к, например, совершали трудный маневр, или сам он был подан слишком поздно, никаких тяжелых последствий это не повлечет. Другой разговор, если вы проигнорировали сигнал намеренно и не остановились даже при повторной подаче соответствующего сигнала.
Невыполнение требования об остановке транспортного средства автоматически дает инспектору право начать преследование. Также он (гаишник) может передать информацию иному наряду ДПС. А тот, в свою очередь, и произведет принудительную остановку транспортного средства, водитель которого выказал неподчинение. Подтверждение этим словам можно найти в административном регламенте ГИБДД (ст.72). А если обратиться к ФЗ «О полиции», то узнаем, что инспектор вправе производить остановку транспортного средства, водитель которого пытался убежать, используя:
- Различные спец-средства, разработанные специально для этих целей;
- Временное ограничение /запрет движения на конкретных дорожных отрезках;
- Патрульные и/или грузовые автомобили, выставленные на проезжей части на манер заслона;
- Огнестрельное оружие.
Как производится требование
Сотрудник ГИБДД для остановки ТС может использовать громкоговоритель, жезл или просто руку. Если есть необходимость в дополнительном привлечении внимания, то инспектор может воспользоваться свистком, иными средствами – световыми или звуковыми сигналами.
Если требование об остановке подается в условиях ограниченной видимости – будь то плохая погода или темное время суток, то полицейский обязан использовать дополнительные сигналы.
Кроме самого требования инспектор должен указать место, где необходимо остановиться. Останавливаться в нарушение ПДД, то есть на тех участках дороги, где это строго запрещено нельзя, и инспектор не имеет право требовать от вас произвести остановку в таких местах.
Но существует исключения:
- остановка производится с целью пресечения совершения административного преступления;
- существует реальная угроза жизни и здоровью других участников движения или самого водителя;
- остановка необходима в связи с невозможность продолжать движение по любым причинам: ремонт дороги, огорожено место аварии и т.д.;
- в данном месте стоит автомобиль ГИБДД с включенными проблесковыми маячками.
Во всех указанных выше случаях остановка возможна на любом участке дороги. Но совершить ее водители должны таким образом, чтобы минимизировать последствия наступления неблагоприятным событий, которые возможны в результате нарушения ПДД в этом случае.
В соответствии с п. 45 Административного регламента, инспектор должен подойти к остановленному ТС, представиться водителю, объяснить причину и попросить совершить необходимые действия, которые требуются: передать документы, выйти из машины и т.д.
Если водитель привлекается в качестве понятого, то инспектор обязательно разъясняет ему ст. 25.6 и 25.7 КоАП. Данные нормы описывают порядок проведения процедуры.
Если инспектор намерен использовать ТС, то он обязан разъяснить с какой целью он собирается использовать машину и куда последует на ней. Конечно, это правило не касается случаев, когда машина берется для осуществления преследования преступника. За неподчинение сотруднику ДПС КоАП предусматривает ответственность в ст. 19.3 вплоть до ареста на 15 суток.
В декабре 2017 года поступило обращение в Генеральную Прокуратуру РФ, в связи обнаружением правовой коллизии. Дело в том, что ответственность за невыполнение требований сотрудника ГИБДД в части непредоставления ТС также прописана в ст. 12.25 КоАП, где предусмотрен только один вид наказания – административный штраф. На данный момент документ проходит правовую экспертизу с целью внесения в него изменений.
Управлять авто должен сам водитель, если, конечно, нет ограничений для этого. Ситуации, когда водитель обязательно отстраняется от управления ТС, перечислены в ст. 27.12 КоАП, кроме того остранение возможно, если есть основания предполагать, что водитель находится в состоянии опьянения.
В каких случаях не могут оштрафовать за игнорирование требования остановки?
В некоторых случаях водителя не могут наказать, даже если инспектор выполнит все требования п. 6.11 ПДД. Существует несколько обстоятельств, оправдывающих отказ от совершения остановки по требованию сотрудника ГИБДД:
- Если инспектор стоял на неосвященном участке дороги вдали от патрульного автомобиля или не в светоотражающей униформе сотрудника ГИБДД. Проще говоря, водитель может не остановиться, если у него будет достаточные основания полагать, что его пытался остановить не сотрудник Госавтоинспекции, а мошенник.
- Если остановка по требованию инспектора привела бы к созданию аварийной ситуации. Однако, если водитель не смог остановиться и проехал мимо сотрудника ГИБДД, он должен остановиться в ближайшем безопасном месте и самостоятельно вернуться к инспектору.
Важно! Ни одно из этих обстоятельств не оправдает водителя, если он будет пытаться уехать от автомобиля ГИБДД со включенными спец. сигналами и проблесковыми маячками.
Как обжаловать наказание?
Если же инспектор все же составил протокол и назначил штраф, несмотря на наличие оправдывающих водителя обстоятельств, то наказание можно обжаловать. На это дается 10 дней после составления протокола. Нарушитель должен установить ОГИБДД, к которому относился сотрудник, выписавший штраф, и написать жалобу на имя начальника отделения, приложив к ней доказательства невиновности. К сожалению, единственным весомым доказательством будет только запись с видеорегистратора.
На ней должно быть запечатлено одно из следующих обстоятельств:
- инспектор на самом деле не подавал жеста остановиться или находился за препятствием, которое ограничивало видимость для водителя ТС;
- жест, требующий остановки, был неявным, неточным, направлялся на другой автомобиль или был явно похож на случайное движение руки;
- инспектор не имел светоотражающей формы в ночное время суток;
- остановка в указанном месте могла привести к аварийной ситуации (это обстоятельство оправдывает только тех водителей, которые все же остановились, но не в указанном инспектором месте).
Штраф и иные виды наказания, если не остановился по требованию ДПС
Итак, что ждет водителя за невыполнение требований об остановке транспортного средства? За игнорирование «просьбы» инспектора об остановке ТС предусмотрена административная ответственность, поскольку имеет место нарушение ПДД. Пунктом 2 ст. 12.25 КоАП установлено наказание в виде штрафа, размер которого определен в диапазоне от 500 до 800 рублей. Конкретную сумму штрафных санкций устанавливает непосредственно сотрудник ГИБДД, чьи сигналы об остановке были проигнорированы водителем.
Однако перед тем как составить протокол необходимо догнать автомобиль, водитель которого не затормозил по требованию сотрудника. Ждет ли преследование, если не остановиться на требования инспектора ГИБДД, читайте ниже.
В каких случаях не могут оштрафовать за игнорирование требования остановки?
В некоторых случаях водителя не могут наказать, даже если инспектор выполнит все требования п. 6.11 ПДД. Существует несколько обстоятельств, оправдывающих отказ от совершения остановки по требованию сотрудника ГИБДД:
- Если инспектор стоял на неосвященном участке дороги вдали от патрульного автомобиля или не в светоотражающей униформе сотрудника ГИБДД. Проще говоря, водитель может не остановиться, если у него будет достаточные основания полагать, что его пытался остановить не сотрудник Госавтоинспекции, а мошенник.
- Если остановка по требованию инспектора привела бы к созданию аварийной ситуации. Однако, если водитель не смог остановиться и проехал мимо сотрудника ГИБДД, он должен остановиться в ближайшем безопасном месте и самостоятельно вернуться к инспектору.
Важно! Ни одно из этих обстоятельств не оправдает водителя, если он будет пытаться уехать от автомобиля ГИБДД со включенными спец. сигналами и проблесковыми маячками
Как обжаловать наказание?
Если же инспектор все же составил протокол и назначил штраф, несмотря на наличие оправдывающих водителя обстоятельств, то наказание можно обжаловать. На это дается 10 дней после составления протокола. Нарушитель должен установить ОГИБДД, к которому относился сотрудник, выписавший штраф, и написать жалобу на имя начальника отделения, приложив к ней доказательства невиновности. К сожалению, единственным весомым доказательством будет только запись с видеорегистратора.
На ней должно быть запечатлено одно из следующих обстоятельств:
- инспектор на самом деле не подавал жеста остановиться или находился за препятствием, которое ограничивало видимость для водителя ТС;
- жест, требующий остановки, был неявным, неточным, направлялся на другой автомобиль или был явно похож на случайное движение руки;
- инспектор не имел светоотражающей формы в ночное время суток;
- остановка в указанном месте могла привести к аварийной ситуации (это обстоятельство оправдывает только тех водителей, которые все же остановились, но не в указанном инспектором месте).
Как по регламенту происходит остановка транспорта по требованию сотрудника ДПС
В пп. 85-87 специального регламента для сотрудников дорожной полиции сказано, что сигнал к остановке инспектор обязан подать одним из способов:
- рукой,
- жезлом,
- с помощью громкоговорителя,
- с помощью свистка.
Инспектор ГИБДД обязан учитывать безопасность всех остальных водителей на дороге и не может указывать остановиться в месте, опасном для водителя или вразрез с ПДД.
Дальнейшие действия инспектора описаны в п. 89 регламента. Сотрудник ГИБДД при остановке транспорта должен:
- без промедления подойти к водителю;
- назвать должность, звание имя и фамилию;
- назвать причину остановки;
- потребовать документы, если посчитает это необходимым;
- предъявить удостоверение по желанию автовладельца;
- если собирается задержать водителя или его машину, объяснить причину, права и обязанности;
- если планирует привлечь водителя или пассажиров в качестве свидетелей или понятых — объяснить их права и обязанности.
Объективные причины не останавливаться по требованию сотрудника ДПС
Далеко не во всех случаях водитель, который не остановился по требованию работников ГИБДД, хотел сделать намеренное правонарушение.
Чаще всего это происходит в двух случаях:
- если водитель не остановился, поскольку соответствующее требование настигло его на плохо освещенном дорожном участке, или тогда, когда человек, призывающий его остановиться, не показался ему похожим на сотрудника ДПС. В таких случаях лучше заплатить штраф, чем стать жертвой мошенников. Помните, что сотрудник ДПС по требованию водителя должен показать ему свой нагрудный знак и удостоверения сотрудника дорожной службы;
- если он не остановился в указанном месте, поскольку такая остановка стала бы грубым нарушением правил дорожного движения. Лучшее решение – это требование остановить автомобиль в положенном месте. Если же сотрудник дорожной службы все равно продолжает выписывать штраф, то следует уточнить причину неподчинения.
Основания для остановки
В документе сказано, что остановка может быть произведена по факту нарушения ПДД, причем имеется уточнение, что само нарушение может быть запечатлено на камеру или фотоаппарат, но может быть и установлено визуально. Данное правило прописано в п.84.1 этого регламента
Обратить внимание на этот факт следует тем, кто продолжает считать, что доказательством совершения правонарушения могут быть только данные с камеры
Причиной для остановки могут быть данные ориентировок, если есть сведения, что водитель на данном автомобиле совершил ДТП и скрылся с места преступления, или что этот автомобиль угнан.
Остановка возможна, если существует предположение, что водитель или пассажиры останавливаемого ТС могли быть очевидцами совершения преступления, или когда существует необходимость в понятых для фиксации правонарушения, совершенного иным лицом.
В соответствии с п. 37 ч.1 ст. 13 ФЗ “О полиции” сотрудники ГИБДД могут воспользоваться частными автотранспортными средствами граждан для пресечения преступления, перевозки пострадавшего до больницы. Соответственно, для производства данных действий они имеют право попросить водителя остановиться.
Инспектор может остановить движение нескольких ТС, если в этом возникла необходимость.
Например, в связи с производством дорожных работ, проведением на проезжей части дороги массовых мероприятий или для предоставления возможности проезда транспортным средствам, пассажиры или водитель которого выполняют социально значимые функции. К последнему случаю относятся в том числе и автомобили скорой медицинской помощи, спешащие к месту ДТП или аварийно – спасательные службы.
Сегодня очень популярным способом использования превентивных мер является остановка ТС, которая происходит часто при съемках программ для телевидения, с целью разъяснения ПДД. Остановка в этом случае также является законной. Останавливаться и в этом случае необходимо.
Самым распространенным поводом для остановки является проверка документов на управление ТС, или документации на перевозимый груз, когда речь идет о грузовом автотранспортном средстве. Документы, которые необходимо иметь при себе перечислены в п. 2.1 ПДД.
К ним относятся:
- удостоверение водителя;
- регистрационные документы на машину;
- документы на груз, если он перевозится, или лицензию на осуществление перевозки пассажиров, если остановлено такси или маршрутка;
- если на машине повешен знак “инвалид”, то с собой надлежит возить справку, подтверждающую наличие инвалидности;
- страховку.
А в ситуации, когда есть основания для подозрения в совершении преступления водителя или других людей, находящихся в машине, то инспектор может попросить показать паспорт.
Штраф за не остановку по требованию инспектора с погоней
Сама по себе сумма штрафа за игнорирование требования сотрудника ДПС остановиться невелика. Однако нужно учитывать, что подобное неповиновение может спровоцировать погоню со всеми исходящими из этой ситуации последствиями. Если водитель просто был не внимателен (или выполнял трудный маневр на сложном дорожном участке) и пропустил или просто не обратил внимания на команду патруля, а затем увидел, что за ним начато преследование, естественно, сразу должен остановиться.
Возможно, автовладельцу при лояльном отношении представителей ГИБДД, и наличии всех документов и исправности авто ничего не грозит. Однако по закону штраф может быть выписан. Другое дело – намеренный уход от спецавтомобиля. Чтобы узнать о всех негативных последствиях этого действия, можно просто обратиться к закону «О полиции» Статьи , , .
В частности ст. 23, в пункте 3 говорится, что авто может быть остановлено с применением огнестрельного оружия, путем нарушения его механизмов – когда автовладелец отказался после нескольких повторов требования об остановке. Оружие будет тем более оправданно применяться, если сотрудники рассмотрели в действиях водителя намеренный уход и попытку скрыться, а также есть угроза от этого здоровью или жизни других участников движения, пешеходов и проч.
Кроме того, в пункте 97 приказа 664 говорится, что инспектор ГИБДД имеет право затормозить преследуемую машину, применяя для этого:
- Специальные устройства (например, шипованная лента).
- Остановку движения на отдельном участке дороги.
- Выставление заслона из автомобилей.
- Стрельбу из огнестрельного оружия.
Если преследуемый автомобиль и действия его водителя покажутся сотрудникам ДПС чрезмерно подозрительными, они имеют право применить любой из рассмотренных методов, чтобы как можно скорее завершить погоню. Последствия таких мероприятий могут завершиться фатально как для транспортного средства, так и для водителя с пассажирами.
○ Наказания и штрафы: не остановился по требованию.
Ответственность за неостановку по требованию инспектора предусмотрена ч. 2. Ст. 12.25 КоАП:
«Невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.»
Штраф в 500- 800 р. не слишком велик, если не принимать в расчет возможные последствия погони. Если инспектор не станет преследовать нарушителя, то шанс его получить, минимален, разве, что по результатам видеофиксации вам придет письмо.
Но если инспектор пустится в погоню ситуация может развиться гораздо хуже. Вплоть до применения ч.1 т. 19.3 КоАП за неповиновение сотрудникам при исполнении. Потом в суде придется доказывать, что ст.12.5 КоАП частная по отношению к ней и должна применяться в данном случае, но инспекторы расскажут, как вы не хотели выходить из машины и сопротивлялись.
Если решение неправомерно
Если водитель не согласен с решением правоохранительных органов, согласно законодательству он может его оспорить. После получения извещения о том, что владельца авто решили штрафовать, в течение следующих 10 дней он должен отправить письменную жалобу по почте или предъявить её при личном визите в тот орган, который это постановление вынес. К обращению нужно приложить возможные доказательства невиновности водителя, а при посещении органа потребуется паспорт.
Спор автомобилиста в суде
Как только заявка о несогласии с вынесенным решением поступает в учреждение, постановление на время замораживается и считается, что начался повторный досмотр дела. Допрашивают свидетелей, общаются с водителем и по-новому изучают видео- и фотоматериалы при их наличии. Далее водителя уведомляет о результатах повторного расследования. Если автомобилист считает неправомерным и это решение, он может подать иск на дальнейшее разбирательство в суде.
К чему может привести игнорирование сигнала инспектора
Здесь стоит четко разграничить ситуации. Начнем с той, когда водитель просто не мог увидеть, что ему подали сигнал об остановке. Например, совершал сложный маневр. В этом случае ему не будет грозить ничего серьезного, поскольку он может увидеть повторный сигнал.
Другое дело, если требование было намеренно проигнорировано. В этом случае сотрудник ГАИ имеет полное право на преследование, в конце которого нарушитель все равно будет вынужден остановиться. При этом могут быть предприняты следующие меры для задержания движения требуемого авто:
- Использование специальных средств для остановки ТС;
- Временный запрет или ограничение на движение на определенном участке дороги;
- Использование грузовых и/или патрульных ТС для составления заслона на проезжей части;
- Применение огнестрельного оружия.
Все эти меры допустимы в соответствии с ФЗ «О полиции» и статьей 72 регламента ГИБДД.
Есть ли скидка на штраф за не остановку по требованию инспектора ГИБДД?
В одном из изменений федерального законодательства, касающегося КоАП (ст. 32.2), допустима скидка 50% на оплату штрафа. Главное — успеть погасить штраф за 20 календарных дней.
Снижение стоимости возможно за:
- движение без номеров;
- проезд на красный свет;
- повторное превышение скорости;
- управление машиной в пьяном виде;
- причинение вреда здоровью участника ДТП;
- отказ от медосвидетельствования;
- езда с несоблюдением дорожной разметки и знаков.
При оплате в течение 20-ти следующих дней штрафа за нарушение требования инспектора ГИБДД остановиться можно вполне законно воспользоваться скидкой и уменьшить сумму наполовину. Такая возможность будет правомерна, если инциденту не сопутствуют некоторые исключительные случаи, указанные в п. 1.3 ст. 32.2 КоАП.
Оспаривание постановления
Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство.
Можно оспорить постановление, направившись в отделение ГИБДД, так как существует правила, на основании которых должен действовать сотрудник полиции. Знаки, подаваемые водителям, должны быть четкими и ясными для понимания.
Исходя из этого, вы можете опротестовать постановление, если будет доказательство того, что сигналы сотрудника были неясными:
- сотрудник выбежал поздно на дорогу, или совсем до нее не добежал;
- не было понятно, какой автомобиль останавливают;
- присутствуют свидетели, либо запись регистратора;
- сигнал был подан некорректно (требования об остановке подаются с помощью громкоговорящего устройства, либо жеста руки по направлению к ТС);
- ситуация произошла в ночное время, жезл инспектора не светился, либо инспектор находился в форме без светоотражателей.
При данных условиях, вы сможете оспорить постановление.