Оформление обоюдной вины при ДТП

Как возмещается ущерб

Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины

Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом

Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.

А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.

Обоюдная вина и европротокол

Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся

По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений

Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.

Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).

Возмещение по ОСАГО

ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4  п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.

Важно понимать лишь нюансы:

  • априори выплата будет разделена пропорционально 50/50;
  • если степень не равная, о чем есть решение суда, то выплата будет в соответствующих долях;
  • если участников несколько, выплата делится на всех.

При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.

Выплаты КАСКО

Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.

В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.

Когда есть пострадавшие

В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.

Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.

Если нет страховки

Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.

Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.

Страховые выплаты при обоюдной вине

При установлении обоюдной вины в ДТП выплата страховки производится пропорционально степени вины данного участника происшествия по  решению суда. Чем больше вина человека, тем на меньшую долю возмещения он может претендовать. Таким образом, если степень вины в аварии не одинакова, то менее виноватому участнику стоит обратиться в суд для официального установления этой разницы, иначе страховая фирма разделит установленную сумму страховых выплат поровну между обоими участниками по 50% каждому.

В действующем российском законодательстве не регламентированы вопросы о порядке выплат по компенсации ущерба при обоюдном ДТП, поэтому страховые фирмы по-своему решают эти проблемы, руководствуясь своими интересами. При этом обычно применяются следующие варианты их реализации:

Выплачивают обоим участникам ОСАГО – виновникам ДТП по 50% полученного ущерба. Страховщики исходят из того, что если нет возможности точно определить степень виновности каждого участника, то они считаются равными, т.е. размер возмещения ущерба делится поровну. Доказательство неравности вины участников обоюдного ДТП при недостатке фактической информации является достаточно сложным процессом.

Выносят решение об отказе в выплате компенсации обоим участникам происшествия на основании невозможности определения степени их виновности в аварии. Неправомерность такого решения очевидна, оно осознается и страховой фирмой, но принимается с тем расчётом, что потерпевшие-виновники просто не захотят впутываться в судебное разбирательство, требующее от них дополнительных финансовых расходов.

Однако закон устанавливает (ГК РФ ст.1083 ч.2) зависимость размера возмещения ущерба потерпевшему от степени его вины в случившемся происшествии. Теоретически это принимается в расчёт судебными органами при проведении разбирательства, однако практически установить обоснованную фактами истинную меру вины потерпевших очень сложно. Поэтому суды нередко следуют по упрощённому пути – определяют равную долю в компенсации ущерба.

Но бывает и так, что искушённые адвокаты добиваются своих целей и достигают других решений суда в распределении процентного соотношения размера компенсации участникам аварии – 90/10, 80/20 и т.д. Однако на практике редко кто из виновников-потерпевших выражает готовность идти до конца и бороться за более выгодное для себя решение суда.  Особенно, когда вопрос касается не очень больших сумм.

Большинство таких потерпевших участников аварии по обоюдной вине предпочитают гарантированную «синицу в руках» далёкому «журавлю в небе» и безропотно соглашаются на встречное предложение страхователя о выплате 50-процентной компенсации обеим сторонам. Таким образом, наличие обоюдной вины в дорожном происшествии на руку страховой фирме, так как неразбериха в правовом урегулировании этого вопроса даёт ей возможность маневрирования в принятии выгодных для себя решений.

Худший поворот событий для участников аварии – это невозможность получения компенсации ущерба по ОСАГО в связи с тем, что суд не может принять решение о конкретном виновнике происшествия или установить обоюдную вину по следующим причинам:

  • отсутствие достаточных фактов для принятия обоснованного решения о виновнике ДТП;
  • отсутствие объективных материалов об обстоятельствах происшествия или отсутствие свидетельских показаний, проясняющих истинную картину аварии;
  • кардинальные противоречия в объяснениях участников ДТП.

В таком случае им остаётся надеяться только на КАСКО, если соответствующее страхование было оформлено.

С 27.04.2017 года вступили в действие дополнения и изменения в Закон об ОСАГО, согласно которым установление обоюдной вины в ДТП позволит потерпевшему получить денежную компенсацию вместо восстановления повреждённой автомашины в сертифицированной станции техобслуживания. При этом сумма денежной компенсации зависит от степени износа автомобиля.

Если же пострадавший автовладелец решит восстанавливать машину в СТО страховой фирмы, то часть ремонта ему придётся оплачивать самому в зависимости от степени вины. Например, если стоимость восстановления оценена в 40 000 рублей, а вина сторон установлена одинаковой, то бесплатно ему будет оказана только половина этих услуг, а оставшуюся часть в 20 000 рублей он доплачивает  из своего кармана.

Это решение более выгодно для потерпевшего в ДТП с обоюдкой, так как при получении возмещения деньгами он получит сумму, равную 50% ущерба, дополнительно уменьшенную на определенную величину с учётом износа автомобиля.

Полезные советы

Бывают случаи, когда на деле виновен в ДТП лишь один водитель, а вас приписывают как второго. Чаще же виновны в аварии оба водителя, но нужно понимать, как себя вести в разной ситуации.

Если вы уверенны в том, что не нарушали ПДД и вашей вины в аварии нет, то защищайте свои права и отстаивайте свою позицию. Дело отправится в суд, где вам нужно уверенно настаивать на том, чтобы второй водитель был признан виновным на 100%. Для такого дела вам лучше нанять юриста, который поможет подготовить документы. Также не стоит теряться сразу после ДТП – при наличии свидетелей постарайтесь собрать их контактные данные для дачи показаний в суде.

Не забывайте о страховой компании второго водителя – она должна также выступать ответчиком по делу, ведь она обязана вернуть вам деньги.

Если вы понимаете, что обе стороны виновны в аварии, но процесс определения степени вины стоит на месте, тогда старайтесь добиться хотя бы равного распределения вины. В таком случае вы точно получите половину необходимой вам компенсации. Намного хуже, если виновников по ДТП в итоге не окажется. Данный вариант приводит к тому, что вы несете финансовые потери, а страховые компании – нет, ведь выплат пострадавшим не будет.

Как доказать обоюдность вины

За свои права и интересы нужно бороться. Финальное решение по тому, кто же является виновником аварии, выдает суд, но на деле все не так просто. Изначально виновниками аварии считаются все, кто во время ДТП нарушал ПДД. Сотрудники ГИБДД обычно не горят желанием находится на месте аварии пол дня и разбираться в ситуации. Если все проходит без жертв, автоинспекторы обычно стараются быстрее оформить документы, не сильно разбираясь в том, кто же виноват на самом деле. В документах по аварии могут быть разные заключения:

  • ДТП без виновников;
  • виноват в аварии один из водителей;
  • оба водителя признаны виновными;
  • виновна третья сторона.

Последнее случается довольно редко. Речь идет о том, чтобы сотрудники ГИБДД вынесли такое решение. За примерами далеко ходить не нужно – один водитель выехал на встречную полосу. Водитель второго автомобиля, пытаясь избежать столкновения, резко повернул в сторону, из-за чего в итоге столкнулся с водителем третьего автомобиля. Без жертв суд может определить, что виновником аварии является автомобиль, которые выехал на встречную полосу. При этом, хоть водитель второго автомобиля и стал инициатором столкновения, его действия были вызваны попыткой сохранить жизнь.

Если вы не согласны с заключением сотрудников ГИБДД, тогда готовьтесь к обращению в суд. Иска, как такового, для определения виновника аварии в принципе нет – вам нужно будет подавать иск по делу нанесения ущерба вам и вашей собственности другим человеком. При этом в самом иске вам нужно указать, что в ходе судебного процесса вы хотите провести разбирательство по определению виновника аварии.

В такой ситуации важно еще помнить, что иск вы подаете не только на водителя другого автомобиля, но и на его страховую компанию – они вместе должны будут возмещать вам ваши убытки, не говоря уже о моральном ущербе

Страховая отказывает в выплате – что делать?

Отказ страховой в выплате – дело абсолютно незаконное. Участник ДТП (любой из) может подать иск в суд, дабы оспорить решение своего страховщика и истребовать у него законную выплату. Такими делами занимается суд первой инстанции общей юрисдикции.

Суд будет в первую очередь опираться на протокол сотрудника ГИБДД, а потом на все остальные доказательства, но, тем не менее, своей юридической силы они не теряют, поэтому к иску обязательно нужно подать все имеющиеся на руках записи с видеорегистратора, показания свидетелей и прочее.

Если суд установит, что выплату необходимо присудить в равных долях, хотя степень вины одного из участников ДТП явно выше, чем у другого, то пострадавшая от такого решения сторона может смело обратиться в апелляционный суд, дабы отстоять свои права. Там с большей вероятностью к делу отнесутся внимательнее.

Стоит помнить, что судебное разбирательство не ограничится только вопросом степени вины. Судья при рассмотрении дела может вообще не найти виновника ДТП за неимением достаточного количества доказательств. В таком случае выплат по ОСАГО не будет вообще, поэтому многие водители и не обращаются в суды, дабы избежать подобного стечения обстоятельств.

Особенности толкования «обоюдной вины»

Обоюдная вина в ДТП на дороге может быть как реальной, так и кажущейся.

Бывает, что водитель допустил нарушение правил, но в происшедшем столкновении он не виноват. Рассмотрим, к примеру, два реальных случая из судебной практики аварий по обоюдным ДТП:

  1. Водитель выехал в город на машине, на которую не оформлена страховка по ОСАГО, нарушив тем самым требование п.2.1.1 ПДД. Подъехав к перекрёстку, он остановился на стоп-линии, так как светофор замигал и переключился на красный свет, но на него сзади наехал грузовик. В данной ситуации различные нарушения ПДД совершили оба водителя, но виновен в столкновении только водитель грузовика, который не соблюдал нужную дистанцию, поэтому фактически здесь в ДТП нет обоюдной вины. В этом случае виновником происшествия будет определён с большой долей вероятности водитель грузовой машины, а пострадавшим будет первый водитель.
  2. Точно такой же случай из судебной практики, только нарушение пострадавшего состояло в том, что он оказался пьяным за рулём. Нарушителями ПДД, как и в первом случае, признаны оба водителя. Но виновником ДТП признан наехавший сзади водитель из-за несоблюдения требуемой дистанции. Пьяный водитель признан пострадавшим, но виновным в управлении транспортом в нетрезвом состоянии, за что привлечён к выплате штрафа и временному лишению водительских прав. На восстановление автомобиля он получил страховку по ОСАГО от страховой компании виновника аварии.

К сожалению, существует много нюансов в толковании случаев дорожных происшествий по обоюдной вине и последствий по страховым выплатам. В практике судебного разбирательства были и такие случаи, когда страховое возмещение выплачивалось обеим сторонам в полном объёме на том основании, что в положении по ОСАГО не предусмотрено сокращение страховой компенсации в зависимости от установленной степени виновности участника ДТП, случившегося по обоюдной вине.

Если в дорожной аварии существуют какие-то признаки обоюдки, то участникам следует особо внимательно отнестись к оформлению протокола сотрудниками ГИБДД, чтобы в нём были отмечены все детали ДТП, свидетельствующие о виновности противной стороны

Не стесняйтесь обращать внимание инспектора на обстоятельства, которые были упущены в протоколе или схеме аварии

Может быть и так, что один из участников ДТП, осознавая свою вину и надеясь возместить причинённый ущерб за счёт страховой компании, признаёт свою виновность. Однако в дальнейшем, когда выясняется, что размер ущерба превышает максимальную сумму страховки ОСАГО и ему придётся оставшуюся часть компенсировать пострадавшему из своего кармана, он передумывает брать вину на себя и обращается в страховую фирму с заявлением, что в аварии имеется факт обоюдной вины.

Тем самым страховой компании предоставляется возможность сократить или отменить выплаты, которой она обязательно воспользуется и приостановит процесс компенсации ущерба потерпевшему до завершения рассмотрения дела в суде. Если на суде адвокат докажет, что имело место обоюдная вина участников, то первоначальный потерпевший не сможет рассчитывать на возмещение ущерба со стороны страховой компании, а первоначальный виновник аварии  освободится от обязанности выплачивать компенсацию пострадавшему из своего кармана.

Важные вопросы и ответы

При анализе обоюдной вины часто возникают вопросы, которые требуют детального рассмотрения. Выделим наиболее важные из них:

В Правилах дорожного движения (в пункте 10.1) имеется разъяснение, что водитель обязан перемещаться с безопасной скоростью, которая позволит контролировать ситуацию и принимать адекватные решения. В случае опасности он должен успеть остановиться.

Если водитель неправильно выбрал скорость движения и не смог предотвратить аварийную ситуацию, его действие (бездействие) может быть принято с позиции причины происшествия. В такой ситуации он также может быть признан виновником ДТП и будет нести ответственность за имеющиеся последствия. Это актуально даже для тех случаев, когда вторая сторона ДТП является явным нарушителем правил. В такой ситуации водитель, которого признают виновным из-за неправильно выбранного скоростного режима, должен установить, была ли возможность предотвратить столкновение.

Как отмечалось выше, главным органом, определяющим факт наличия вины, является судебная инстанция. Именно судья после анализа всех событий может принимать окончательное решение — признавать участника виновным или нет. До заседания по умолчанию все участники относятся к категории виновных. Следовательно, если в документах не определен уровень вины каждого из водителей, но, по мнению автовладельца, она является идентичной, не обойтись без обращения в суд.

Подать «прямой» иск, направленный на определение виновного в аварии лица, не получится. Этот вопрос рассматривается только на этапе разбирательства по иску, оформленного в отношении автовладельца, который нанес вред. В роли ответчика должен выступать не только второй участник ДТП, но и его страховая компания.

Ключевым фактором успеха в суде является наличие необходимой доказательной базы, подтверждающей личную невиновность или вину другой стороны. Это значит, что для достижения успеха необходимо занимать активную позицию и в процессе разбирательства делать упор на конкретные пункты ПДД.

При отсутствии достаточного опыта лучше обратиться к квалифицированному юристу, который поможет с решением подобного вопроса. В ряде случаев может потребоваться организация автотехнической и трасологической проверки. Если работа выполнена безошибочно, судебная инстанция определяет виновного и степень его вины. На этом основании определяется и размер платежей.

Обоюдная вина требует особого подхода в вопросе погашения материальных затрат, ведь в такой ситуации каждая сторона играет сразу две роли — является потерпевшей и пострадавшей. На этом фоне каждый вправе рассчитывать на возмещение вреда, который был нанесен другим участникам. При наличии страховки покрывается только та часть ущерба, вина по которой лежит на страхователе. Если один из водителей не имеет на руках полиса ОСАГО, вопрос по компенсации решается через судебную инстанцию. Выплаты в этом случае получает только потерпевшая сторона, ведь речь идет о страховании гражданской ответственности.

Законодательно установлено, что размер выплат по ОСАГО напрямую зависит от степени вины каждого из участников события. В свою очередь, задача по определению этого фактора лежит на судебной инстанции. Если же судебное решение отсутствует, вина будет обоюдной. В ситуации, когда вина участников ДТП не установлена законодательно, никаких выплат также не будет.

Что это значит? Если участника аварии признали виновным на 80 процентов, он получит только 20% от полученного ущерба. Если не ремонт машины требуется 50 тысяч рублей, ему выдадут только 10 тысяч. Второму лицу положена оставшаяся сумма в 40 тысяч рублей.

Стоит также помнить, что ответственность всегда лежит на водителе, который признан виновником в ДТП. Подобное утверждение актуально и для случаев, когда из-за столкновения машина невиновного ударила еще одно авто.

Обоюдная вина при ДТП с пострадавшими

Если в дорожно-транспортном происшествии, которое произошло по обоюдной вине есть пострадавшие или даже погибшие, то в зависимости от тяжести вреда здоровью, для водителей, виновных в происшествии наступает административная или уголовная ответственность.

В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года административную или уголовную ответственность, в том числе и лишение свободы, будут нести оба участника дорожного происшествия.

  • За вред, который причинён самому себе, наказание нести не придётся, а вот другой виновник ДТП будет отвечать в зависимости от степени вины.
  • За вред, причинённый постороннему участнику движения или пассажиру при обоюдном ДТП отвечать будут оба водителя, виновных в аварии.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Способы доказывания степени вины

Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.

Виды экспертиз:

  • трассологическая;
  • автотехническая;
  • на алкогольное/наркотическое опьянение;
  • психоневрологическая;
  • метеорологическая.

Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.

Примеры судебной практики

Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.

Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.

К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.

Этим же документом установлено разъяснение, что выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если не установлена степень вины

Это важное мнение высшего суда существенно упростило процедуру участникам ДТП с описанными факторами.. Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона

Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.

К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.

Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.

Так в решении Рыбинского городского суда Ярославской области по делу № 2-2052/2017 установлена ответственность Администрации за выбоину (степень вины – 80%), а также вина водителя (20%), за его невнимательность.

Какие могут быть нюансы

Существует несколько возможностей, при которых обоюдная вина может как сыграть на руку, так и оказаться серьезной проблемой.

  1. Уменьшение собственных расходов. В случае, когда становится явно видно, что лимит страховки не покрывает восстановление автомобиля пострадавшей стороны, можно попытаться добиться признания обоюдной вины, если есть какие-то зацепки, свидетельствующие о данном факте. Не лишним будет извлечение записи с видеорегистратора или камер наблюдения, которая сможет доказать, что водители виноваты в ДТП в равной степени. Это позволит избежать уплаты суммы сверх лимита страховки из своего кармана, да еще и даст право требовать какого-то размера компенсации для восстановления собственного автомобиля.
  2. Отмена вердикта об обоюдной вине. Иногда решение о солидарной ответственности в произошедшем ДТП может быть в корне неверным. Это происходит в том случае, если непосредственно перед столкновением, водителем было нарушено какое-то требование правил дорожного движения, но данное нарушение не могло повлечь за собой произошедшие последствия. Довольно часто группа разбора трактует любое происшествие как причастие к совершению ДТП, но этот факт можно оспорить. К примеру, подобной ситуацией может быть игнорирование требования пропустить пешехода на пешеходном переходе, после чего сразу же происходит столкновение с другим участником, нарушившим правила, касающиеся приоритета пересечения перекрестка. Выходит, что, хоть нарушение и имело место быть, оно никоим образом не могло повлиять на факт ДТП, поэтому вина должна полностью лежать на другом водителе. Это позволит доказать собственную невиновность, и получить компенсацию в полном объеме.
  3. Состояние водителя не должно влиять на вердикт службы разбора. Еще одним ярким примером того, как ситуацию преображают для вынесения обоюдки в том случае, когда ее нет, являются проблемы управления автомобилем в нетрезвом виде. Зачастую выпившего водителя принято винить во всех совершенных ДТП, но в некоторых обстоятельствах он может оказаться пострадавшей стороной. Так происходит, если машина просто стояла на дороге, к примеру, на запрещающий сигнал светофора, и в нее врезался другой водитель. У стоявшего в крови может быть обнаружен алкоголь, после чего часто признается обоюдка в ДТП. Но при этом фактического нарушения ПДД, которое могло бы повлечь за собой ДТП, с его стороны не было. Такой вердикт должен быть однозначно оспорен, при этом штраф и изъятие водительского удостоверения сохраняются как правомерные.

Существует еще множество спорных ситуаций, связанных с обоюдной виной за совершение ДТП. Отчасти они связаны именно с отсутствием данного понятия в официальных документах. Из-за этого группа разбора происшествия всегда принимает решение на основании собственных оценочных суждений, которые не всегда бывают верными. Но эти бреши в законодательстве можно использовать и для собственной выгоды, если необходимо частично сбросить с себя ответственность и для этого есть все основания.

Как получить выплату по ОСАГО

Наличие вины в действиях каждого участника аварии не является причиной для отказа в выплате страховки. Закон предусматривает возможность для каждого из них обратиться в страховую компанию другого участника для получения компенсации.

Таким образом потерпевший может получить компенсацию, обратившись к страховщику другого виновника аварии. О принятом решении компания должна сообщить в письменной форме в течение 20 дней с момента подачи заявления.

Если у одной стороны нет ОСАГО или виновник не записан в полис, то договариваться о компенсации придется по обоюдному согласию или урегулировать спор в судебном порядке.

Необходимо учитывать, что страховая компания сохраняет за собой право регресса (то есть на обращение в суд и взыскание выплаченной в качестве компенсации суммы с другого виновника).

Размер возмещения

При обоюдке страховая компания выплачивает в качестве компенсации не полную страховую премию, а только ее часть.

Возможны следующие варианты для установления размера возмещения:

  1. Стороны обращались в суд и степень вины установлена на основании судебного решения. Выплата будет рассчитана исходя из степени вины.
  2. Стороны не обращались в суд. В такой ситуации закон устанавливает выплату 50 на 50.

Если получатель не согласен в начисленной суммой, он имеет право взыскать остаток с другого нарушителя в судебном порядке.

Чтобы обосновать сумму иска, проведите независимую экспертизу. Через суд можно получить разницу между оценкой эксперта и компенсацией от страховой компании.

Способ возмещения

Единственным способом возмещения по ОСАГО при обоюдке является денежная компенсация. Так как гражданин получает частичное возмещение, на полноценный ремонт его не хватит.

Чтобы получить возмещение убытков в натуральной форме, потребуется просить об этом страховую компанию и доплатить до полной стоимости ремонтных работ. Как показывает практика, такое предложение может стать выгодным, если по страховке предусмотрена компенсация 50%.

В случае денежного возмещения, расчет проводится с учетом износа транспортного средства. Поэтому страховая насчитает мало, недостаточно для полноценного ремонта.

Можно ли оформить европротокол при обоюдном ДТП в 2023 году?

  • в ДТП должно участвовать только 2 автомобиля – не больше и не меньше,
  • у обоих есть действующие страховки ОСАГО,
  • вред причинён только автомобилям (не другому имуществу и не здоровью),
  • между машинами был прямой контакт,
  • не превышен лимит 100 тысяч рублей (больше вы не получите) или 400 000, если оформляется с помощью приложения,
  • отсутствуют разногласия по обстоятельствам ДТП.

Обратите внимание на последний пункт. Он на практике 2023 года означает, что оба участника должны признавать свою обоюдную вину

Хотя, закон прямо этого не указывает, однако, страховщики часто именно признание вины в том числе относят к разногласиям.

Некоторые нюансы

Часто возникает вопрос, можно ли оформить европротокол, если оба участника ДТП являются виновниками? В соответствии со статьей 12 Закона «Об ОСАГО» и положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 23.06.2015 года выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если судом не установлено пропорциональное соотношение вины. Кроме того, для осуществления страховых выплат документов от ГИБДД не требуется.

В соответствии с ПДД РФ оставить место дорожного происшествия можно в тех случаях, когда составлен европротокол или тогда, когда составлена схема ДТП и оба водителя направились на ближайший пункт ДПС для дальнейшего оформления.

Как подать в суд

Получив на руки отказ страховщика в выплатах по ОСАГО, водитель должен подать заявление в суд. Для этого нужно подготовить следующий комплект документов:

  • исковое заявление;
  • правоустанавливающие документы на автотранспорт (свидетельство о регистрации ТС, ПТС);
  • действующий полис ОСАГО истца;
  • процессуальные документы о ДТП – протокол ГИБДД, акт или справки об аварии, извещение о ДТП по программе Европротокола, схемы с места происшествия;
  • копия переписки со страховой компанией, в том числе письменный отказ в выплате компенсации;
  • экспертное заключение с результатами осмотра автомобилей;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление пошлины;
  • иные письменные доказательства.

Вести дела в суде граждане могут не только лично, но и через представителя (юриста, адвоката и т.д.). Для этого нужно оформить доверенность через нотариальную контору.

Содержание иска будет зависеть от особенностей ситуации. Выделим перечень обязательных пунктов, которые нужно учесть при подготовке заявления:

  1. наименование судебного учреждения;
  2. подробные данные сторон – об автовладельцах, страховых компаниях;
  3. сведения обо всех обстоятельствах ДТП, в том числе о потенциальной вине обоих автовладельцев;
  4. информация о соблюдении порядка обращения в страховую компанию, причины отказа в выплатах;
  5. указание на степень вины каждого водителя и обоснование таких доводов;
  6. исковые требования – установление степени вины истца и ответчика в ДТП, взыскание выплат со страховщика;
  7. дата и личная подпись.

Чтобы соблюсти все процессуальные правила подачи иска, целесообразно осуществлять действия при поддержке .

Если по итогам аварии были составлены протоколы о нарушении ПДД, суд может приостановить судебное разбирательство до рассмотрения административного дела. Постановление о наложении штрафа или иной меры наказания будет являться одним из доказательств в гражданском процессе. Однако привлечение к ответственности за нарушение ПДД не обязательно влечет признание вины водителя, так как суд должен установить причинно-следственную связь.

Установление причинно-следственной связи позволяет сделать выводы, чьи действия повлекли негативные последствия (имущественный ущерб, вред здоровью). В частности, суд должен оценить следующие обстоятельства:

  • насколько факт нарушения ПДД повлиял на причины столкновения и наступившие последствия – например, наложение административного штрафа за непристегнутый ремень не может рассматриваться как причина аварии, если в действиях водителя отсутствуют иные нарушения;
  • в каких конкретных действиях или бездействии проявляется вина автовладельца – например, превышение скоростного режима, проезд на красный свет и т.д.;
  • влияние виновных действий или бездействий на последствия от аварии.

Для разграничения вины может потребоваться назначение судебной экспертизы. Например, если схема ДТП не позволяет сделать однозначный вывод о траектории движения машин перед аварией, может проводиться трасологическая или иная экспертиза. Экспертное заключение будет содержать оценку действий водителей, их поведение на дороге и т.д.

Для определения вины каждого из автовладельцев суд должен указать процентное отношение – например, 30% вины одного из граждан и 70% вины второго участника спора. Именно этот показатель будет применяться страховой компанией для расчета компенсации и выплаты водителю. Суд вправе возложить всю вину только на истца или ответчика, если это следует из представленных доказательств.

При несогласии с выводами суда, граждане могут оспорить решение в вышестоящих инстанциях. Это повлияет на сроки получения выплат, так как страховая компания должна получить судебный акт, вступивший в силу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий