Когда камеры начнут фиксировать штрафы за езду без ОСАГО и где будут стоять?

Можно ли закрыть страховой полис без владельца автомобиля?

Сегодня многие водители задаются вопросом: можно ли закрыть страховой полис без владельца автомобиля. В связи с тем, что к 2023 году будут введены новые штрафы за езду без ОСАГО, все больше автовладельцев задумываются об оформлении надлежащей страховки.

К сожалению, без владельца автомобиля страховка не может быть заключена. По требованию ГИБДД страховка ОСАГО расторгается вместе с владельцем транспортного средства. Это означает, что только владелец автомобиля может заключить собственный полис.

Если вы не являетесь владельцем автомобиля, вы не можете заключить полис ОСАГО на себя. Вы можете быть дополнительным водителем по полису владельца автомобиля, но полис оформляется на владельца автомобиля.

Что делать, если срок действия моего полиса ОСАГО закончится или я попаду в аварию во время ДТП? В этом случае вам грозит штраф в размере до 5 тыс. руб. и лишение водительских прав на срок до одного года. Чтобы обжаловать штраф или лишение водительских прав, необходимо обратиться в компанию «Трафик» и предоставить все необходимые доказательства.

Когда закон разрешает наложить штраф за отсутствие ОСАГО

Действующее российское законодательство позволяет сотрудникам ГИБДД привлекать автомобилистов к административной ответственности, если автогражданка оформлена с ошибками либо полностью отсутствует. Особенностью 2022 года может стать возможность фиксации нарушений с помощью видеокамер. Как ожидается, они будут оснащаться специальным программным обеспечением, которое сверяет госномера транспортных средств с базой РСА. Если на какой-то автомобиль не оформлена страховка, его владельцу будет прислано уведомление о штрафе за отсутствие ОСАГО.

Штраф без полиса ОСАГО в 2022 году не выписывается таким категориям граждан:

  • Автомобили оформлены за пределами Российской Федерации при наличии «зелёной карты»;
  • Транспортное средство не является колёсным (имеет санный, гусеничный либо полугусеничный ход);
  • Конструктивно максимальная скорость езды ТС не превышает 20 км/ч;
  • Владельцы прицепов для легковых автомобилей.

Какой штраф в 2023 году, если водитель за рулём не вписан в страховку?

Сколько стоит в 2023 году оформить ОСАГО?

Стоимость страховки формируется по предустановленным значениям различных сумм. Если быть точнее, то берётся базовая ставка, размер которой имеет право устанавливать страховая компания на своё усмотрение, а затем применяются различные коэффициенты, включая территориальный (регион или город использования автомобиля), возраст и стаж водителя, мощность двигателя машины, безаварийный стаж и другие. Эти коэффициенты увеличивают (чаще всего) либо уменьшают стоимость страховки.

Однако, в данной формуле самую главную роль играет начальная сумма – именно базовая ставка. И она варьируется в 2023 году очень сильно. Для легковых автомобилей – от 1646 до 7535. Страховщикам дали возможность устанавливать свои цены для того, чтобы регулировать отношения между ними и примерными либо, наоборот, плохими водителями. Но получилось то, что получилось – фактически большинство страховых организаций устанавливают либо максимальный тариф при расчёте полиса, либо близкий к максимальному.

Все тарифы и коэффициенты вы можете посмотреть в специальном Указании банка России, там же приведена и формула расчёта. Так вы можете получить конечную стоимость полиса.

А для примера приведём наиболее яркий пример расчёта для автомобиля Kia Rio мощностью 123 л.с., 2020 года выпуска и водителем возрастом 22 года и стажем 4 года, использующим его в Москве, с КБМ, равным единице (1 год безаварийного вождения) на одном из официальных сайтов страховых компаний. И получаем стоимость страховки – 21 457 рублей. И это чуть более 4 штрафов по 5 000 рублей, даже если введут такие новые наказания.

И заметьте, это не самые худшие условия водителя и автомобиля.

Вопрос-ответ

В последнем разделе рассмотрим популярные вопросы и ответы на них.

Фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО для транзитного автомобиля?

Да, камеры будут определять наличие полиса на транспорт, который перегоняется в другой регион с целью постановки на учет. В рамках закона есть страховка на время перегона (20 дней).

Что делать, если придет штраф при наличии бланка?

Бывает, что полисы оформляются с ошибкой. Полученный протокол следует обжаловать. При наличии полиса несложно отстоять свои права.

В завершение можно отметить, что проверяют ОСАГО пока только в Москве. При этом штрафы пока автолюбители не получают, поскольку система не может получить информацию об отсутствие или наличии бланка из базы РСА.

В течение какого срока будут устранены недочеты — пока неизвестно. В любом случае нововведение вступило в силу и в скором будущем на всей территории РФ будут установлены фото и видео камеры, которые с легкостью будут фиксировать отсутствие бланка ОСАГО и направлять штраф собственнику.

Правомерно ли наложение ареста за езду без ОСАГО в 2023 году?

Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2023 году юридическому лицу

Транспортные средства в установленном порядке могут регистрироваться как на физических лиц, так и на юридических лиц.

Привлечь за вождение без ОСАГО (ч. 2 ст. 12.3. и ч. 1 ст. 12.37. КоАП) юрлицо не могут (так как субъектом нарушения по указанным статьям является только водитель ТС, который может быть только гражданином).

Соответственно, предприятия или организации-собственники машин, могут быть привлечены исключительно по ч. 2 ст. 12.37. КоАП – за невыполнение обязанности по обязательному ОСАГО-страхованию.

В ч. 2 ст. 2.10. сказано, что нормы статей КоАП, регламентирующих ответственность за определенные проступки, распространяются в равной степени и в отношении физических, и юридических лиц, если не сказано иное. Поскольку касаемо ч. 2 ст. 12.37. никаких отдельных норм о том, что штраф 800 рублей назначается исключительно владельцам-физлицам, в КоАП нет, значит, для юрлиц порядок наложения санкций и их размер тот же, что и для граждан.

Какой штраф?

По состоянию на 2021 год он составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП.

Между тем, в ряде источников Вы найдёте информацию о 500 рублях именно в контексте новой возможности фиксации по камерам водителей без ОСАГО. Это не соответствует правде – 500 рублей по части отсутствия страховки налагается в двух случаях:

  • если Вы не вписаны в полис или ездите вне границ периода использования (не путать с просроченной страховкой),
  • если Вы забыли дома сам полис ОСАГО, но договор страхования у Вас есть.

Камеры будут проверять именно наличие договора страхования, а за его отсутствие предусмотрен штраф в размере именно 800 рублей.

В конце 2017-начале 2021 годов шло много разговоров о повышении данного штрафа до 5000 рублей. А в конце осени 2021 появилась информация о том, что штраф с 20 ноября вырастет до 8000 плюс будет предусмотрена эвакуация. Но все обозначенные новости являются фейком.

Нарушения ПДД которые фиксируют камеры видеофиксации

Список нарушений которые способны фиксировать современные камеры видеофиксации:

  • превышение скорости
  • проезд на запрещающий сигнал светофора
  • выезд за стоп-линию
  • выезд на встречную полосу движения
  • проезд под знак «Въезд запрещен»
  • проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено»
  • выезд на полосу для маршрутных транспортных средств
  • выезд на тротуар
  • движение грузовиков далее второй полосы на автомагистралях и дорогах для автомобилей
  • нарушение требований дорожной разметки
  • выполнение поворота из второго ряда
  • не включенный ближний свет фар или дневные ходовые огни
  • нарушение правил оплаты проезда для тяжелых грузовиков
  • непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах

Размеры штрафа за езду без страховки ОСАГО в 2023 году

Нормативные положения КоАП в 2023 году предусматривают 5 составов правонарушений, так или иначе связанных с несоблюдением законодательства, содержащего нормы об обязательном страховании ОСАГО:

Размер штрафного взыскания за езду без страховки в 2023 году

Статья КоАП, регламентирующая соответствующий состав правонарушения и санкции

Причина наложения штрафа ГИБДД

800 рублейЧ. 2 стат. 12.37.Нет полиса “автогражданки” вообще, то есть он не был оформлен в принципе.
500 рублей (или письменное предупреждение)Ч. 2 стат. 12.3.Полиса ОСАГО нет при себе в авто, то есть “забыл дома”, но сам договор “автогражданки” заключен.
800 руб.Ч. 2 стат. 12.37.Езда по полису ОСАГО в 2023 году с истекшим периодом действия.
500 руб.Ч. 1 стат. 12.37.Управление автомашиной гражданином, который не указан на бланке страхового полиса ОСАГО.
500 руб.Ч. 1 стат. 12.37.Езда на машине при несоблюдении условий страхового полиса ОСАГО о сезонном использовании автомототранспортных средств (то есть только в определенные месяцы года).

Оплата штрафа за отсутствие ОСАГО в 2023 году может быть произведена со скидкой в 50 % (ч. 1.3. ст. 32.2. КоАП) – если совершить оплату в первые 20-ть суток после именно вынесения (не вступления в силу) постановления.

Когда начнут фиксировать и как будет работать

Разговоры о штрафах с камер за отсутствие ОСАГО велись еще с 2016 года. Инициатива принадлежала ГИБДД и РСА. Для этого требуется объединение баз данных двух структур для быстрого установления нарушителей. Их объединение это основной камень преткновения для реализации озвученной идеи. На это требуется много времени. Если даже в крупных городах инициатива приживется, то выявятся трудности в регионах. Особенно из-за отсутствия хорошей технической оснащенности на их территориях.

Планируемый алгоритм работы для фиксации камерами нарушений по отсутствию ОСАГО:

  1. Камеры на дорогах считывают госномера на авто.
  2. По зафиксированному регистрационному знаку в информационной базе МВД уточняется VIN номер.
  3. С установленной информацией осуществляется запрос в РСА. Система выдает сведения о наличии или отсутствии полисов.

Сложность заключается в том, что такая проверка должна происходить беспрерывно в отношении каждой автомашины на дороге. Запрос делается даже при отсутствии видимых нарушений ПДД со стороны водителей. Это большой объем работы. Обращение к базам данных РСА в данном случае это самое эффективное решение, поскольку в Российском Союзе Автостраховщиков имеются сведения обо всех договорах автострахования ОСАГО. Это информация попадает в РСА автоматически после заключения договора со страховой компанией. СК обеспечивает включение выкупленного полиса в реестры РСА.

Когда начнут фиксировать?

Этого пока неизвестно. Дело в том, что материально-техническая база для возможности выписывания постановлений за вождение без страховки уже практически работает, фактически ни одна камера на дорогах не проверяет наличие договора ОСАГО.

Чтобы понять, что на данный вопрос в настоящее время нет ответа, давайте проследим хронологию событий и узнаем, сколько раз запуск планировался, но откладывался.

  • Самые первые новости о начале видеофиксации за езду без ОСАГО появились ещё в конце 2015 года – тогда это было ещё инициативой с задачей проработать техническую часть.
  • В 2021 году по интернету начали ходить «фейки» в виде последних новостей о том, что камеры начали штрафовать водителей за отсутствие ОСАГО. Это оказалось неправдой.
  • Такие же публикации облетали интернет в период до 2021 года – причём, с явно прослеживающейся сменой начала фиксации езды без страховки, а затем информацией, что проверку наличия полиса отложили.
  • Между тем, в то же время Российский союз автостраховщиков (РСА) начал утверждать о готовности базы данных с госномерами машин для определения отсутствия ОСАГО. Но в ГИБДД ещё не были готовы.
  • Не так давно РСА снова пригрозилось о скором начале запуска фиксации этого нарушения камерами.
  • Но однажды такую автофиксацию запустили в тестовом режиме – вот только владельцам авто приходили не штрафы, а просто уведомления об отсутствии страховки. Таким образом система была протестирована и застрахована от последствий ошибок, собственно, отсутствием таких последствий, ведь наказания не назначались.
  • По состоянию на 03 Июня 2021 года всё ещё идёт подготовка системы для начала запуска, планируется, что это произойдёт в Москве.

Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?

Может случиться то, о чём иногда говорят: “Кроилово ведёт к подпадалову”. Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.

При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.

Отсюда следуют два простых вывода:

  • если вы передвигаетесь без ОСАГО, и при этом являетесь виновником ДТП, то, помимо штрафа за отсутствие страховки, будете платить из собственного кармана причинённый ущерб потерпевшему (и пострадавшим при наличии); а также сами восстанавливать свою собственную машину,
  • если же вы без страховки, но не виновны в происшествии, а у виновника есть действующий полис, то вы получаете возмещение, обращаясь в страховую виновника.

Камеры фото- и видеофиксации в Москве

В ближайшем будущем планируется ввести еще и «автоматические» штрафы за езду без ОСАГО и диагностической карты.

Вождение автомобиля без полиса ОСАГО является административным правонарушением. Камеры видео- и фотофиксации уже начали осуществлять онлайн-проверку наличия страховки. Официальная информация об этом нововведении подтверждена Центром организации дорожного движения Москвы и Российским союзом автостраховщиков (РСА).

В марте прошлого года РСА и ГИБДД смогли наконец наладить электронное взаимодействие между своими базами данных, а два месяца спустя впервые опробовали систему контроля в действии. В опытном режиме она проработала целый год, в течение которого страховщики исправляли ошибки и неточности в базах данных.

По моему мнению страховое возмещение должно быть в пределах 5 лямов «по железу» и столько же «по здоровью» и без всяких «довзысканий» с виновника.

Но что тогда? В данной статье мы выясним, работают ли камеры, фиксирующие отсутствие ОСАГО, в 2021 году, штрафуют ли водителей в автоматическом режиме, где стоят средства фиксации и когда они начнут отслеживать автовладельцев без страховки.

Где установлены камеры

В первую очередь следует отметить, что по состоянию на ноябрь 2019 года устройства фото и видео фиксации для проверки автогражданки действительно установлены. Вот только есть они пока только в Москве. Их количество составляет порядка 120 штук.

При этом они установлены, фото и видео записывают, но штрафы водителям не выставляют. Это объясняется тем, что система пока не доработана. Как только все базы для получения полной информации будут соединены, московские автолюбители начнут получать «письма счастья». Через какое время это случится — никто не знает.

В результате этого жители других регионов могут пока расслабиться и оформить полис обязательного страхования, если по каким-либо обстоятельствам ранее не успели его купить.


Идентификация авто камерами видеофиксации

Принцип действия камеры

Цель нововведения заключается в том, чтобы привлечь автолюбителей к ответственности, которые нарушают закон и управляют машиной без бланка.

Принцип действия будет следующим:

  1. Номер машины считывается с помощью фото или видеофиксации.
  2. Далее отправляется информация в РСА, с целью получения отчета о наличии или отсутствие бланка.
  3. При отсутствии полиса ОСАГО собственнику машины выставляется штраф.
  4. После вынесения протокола оповещение клиента.

Как быстро будет получена информация, пока неизвестно.

Штраф за езду без страховки в 2021 году

Предусмотренный законодательством штраф за управление авто без наличия полиса “автогражданки” и техосмотра

Согласно п. “е” ч. 3 ст. 15 ФЗ № 40, при заключении договора ОСАГО страхователь обязан предъявить оформленную диагностическую карту, удостоверяющую прохождение ТО. При ее отсутствии страховку не сделают, в том числе, и в электронном виде (кроме случаев, когда карта не нужна по законодательству – например, когда машине еще не исполнилось 3 года с момента выпуска – ч. 2 ст. 15 ФЗ № 170 от 1-го июля 2011-го года).

В соответствии с ч. 1 ст. 4.4. КоАП, при совершении нескольких нарушений в отношении лица накладываются санкции за каждое из них.

А это значит, что за управление ТС без автостраховки и диагностической карты штраф будет по двум составам правонарушений.

Другое дело в том, что в действующей редакции КоАП отсутствует какая-либо статья, регламентирующая санкции за отсутствие диагностической карты для водителей автомобилей, но кроме:

  • такси;
  • автобусов с числом сидячих мест больше 8;
  • специализированных ТС, транспортирующих небезопасные грузы.

В отношении водителей вышеуказанных ТС наказание последует по:

  • и ч. 2 ст. 12.37. КоАП;
  • и ч. 2 ст. 12.1. (штрафное взыскание от 500 до 800 рублей).

Водитель же обычной легковой или грузовой машины, просто понесет ответственность по ч. 2 ст. 12.37. КоАП. Отдельного штрафа за отсутствие ТО не будет.

Как будет работать камера, проверяющая отсутствие ОСАГО?

Очень непросто. Как раз отмена сентябрьского нововведения была произведена из-за несовершенства баз данных. Ранее планировалось, что база данных будет едина, и предоставляться она будет Российским союзом автостраховщиков. Штраф же с камеры за страховку будет выписываться, если автомобиля не окажется в базе с действующими полисами.

Проблема заключалась в том, что несколько раз собственника (а с камер штрафы выписываются именно собственникам) наказывать нельзя. Кроме того, проблема была в том, что автомобиль может быть продан, а у покупателя есть законные 10 дней на езду без полиса. Это средства автофиксации также распознавать, очевидно, не умеют.

При запуске возможности привлечения автовладельцев с камер ни одна из этих проблем не решена. А сама система будет работать следующим образом:

  1. РСА предоставляет ГИБДД базу данных всех имеющихся полисов ОСАГО на определённую дату (дату предоставления данных, по всей видимости),
  2. ГИБДД идентифицирует все полисы по VIN автомобиля с госномерами, сравнивая всё это с базой данных транспортных средств, находящихся на учёте ГАИ,
  3. доработанная база данных с номерами отправляется в центр автофиксации, и уже последний фиксирует посредством камеры автомобили, которых нет в базе данных, но эти данные всё ещё не означают выписывание штрафа, они передаются обратно в ГИБДД,
  4. ГИБДД делает запрос в РСА, и та проверяет наличие полиса у данного автомобиля,
  5. если полиса в конечном итоге нет, то только тогда владельцам таких авто и будет выписан штраф за отсутствие страховки ОСАГО.

Такая сложная схема реализована из-за различия баз данных у разных ведомств.

Сколько раз будет выписано?

Как мы уже указали выше, штраф, начиная с 1 ноября 2018 года, придёт ровно столько раз, сколько автомобиль без заключённого договора страхования проедет под камерой. Это официально заявляет служба ГИБДД.

Если на участке дороги будет серия камер, то столько водителю и придёт штрафов.

Штрафы за отсутствие ОСАГО

Основная цель нововведений заключается в том, что автолюбителям будут приходить штрафы с камер за отсутствие ОСАГО. Вся информация будет считываться по номеру транспортного средства с помощью фото или видеофиксации. Несомненно, такой способ сможет выявить нарушитель с большей вероятностью.

Что касается размера штрафа, то его значение остается неизменным. Таким образом потребуется заплатить от 500 до 800 рублей.

Также не стоит забывать про «плюшку» от ГИБДД. Суть ее заключается в том, что водитель получает скидку в размере 50%, если оплатит нарушение в течение 20 дней после вынесения постановления.

Сколько штрафов могут выписать

Водители задаются вопросом: когда заработают камеры на ОСАГО, сколько штрафов может получить автолюбитель в течение дня? Стоит отметить, что официального приказа с разъяснением пока нет.

Если верить общедоступной информации, то камеры фиксации ОСАГО будут учитывать каждое нарушение. Если в течение дня их несколько, то водитель может оплатить только один. Миф это, или реальность — участники движения узнают, когда закон вступит в силу.

Исключения из правил

В любом правиле есть исключения. В результате этого есть лица, которых не штрафуют за отсутствие обязательного договора.

Избежать наказания смогут только иностранные граждане. В рамках закона такая категория водителей может купить как ОСАГО, так и Зеленую карту. На практике именно второй полис пользуется спросом.

Когда?

Как мы уже упомянули выше, запуск новой схемы наказания владельцев машин планировался на 1 сентября. Но неожиданно перед самым запуском проект отложили на неопределённый срок.

И дело здесь не в неподготовленности технической базы для этого. Новшество отложили по причине отсутствия конкретного решения о том, сколько штрафов будет выписывать в том случае, если водитель проедет несколько Автодорий на своём пути.

Кроме того, власти не определились, по какой статье штрафовать собственников автомобилей. Впрочем, вопрос достаточно странный – на 2023 год отсутствие страховки может предполагать различные ситуации в зависимости от обстоятельств, и в зависимости от них различаются и наказания по КоАП:

  • если на автомобиль вообще не оформлена страховка ОСАГО либо если она просрочилась, то применяется ч.2 статьи 12.37 КоАП со штрафом 800 рублей,
  • если водитель не вписан в полис, то часть 1 этой же статьи и 500 рублей,
  • если полиса просто нет с собой, но автогражданка оформлена, то те же 500 рублей, но по части 2 статьи 12.3 Кодекса.

Очевидно, что нарушение под вторым пунктом камера в принципе не способна выявить, так как не умеет идентифицировать водителя. Также система не способна определять наличие полиса в бардачке машины, поэтому третий пункт также абсурден. Поэтому очевидно, штраф должен быть выписан за отсутствие страховки как таковой, и в чём вопрос о применении конкретной статьи, кажется достаточно странным.

Заявление на регистрацию авто через госуслуги

Штрафное взыскание за использование ОСАГО в непредусмотренный временной период

Страхователь может купить полис с условием о сезонном использовании ТС в течение 3 или более месяцев. Например, если планируется ездить только летом – с июня по август. Тогда эти месяцы нужно указать в блоке 4 заявления, которое подается в целях заключения договора ОСАГО, по форме, представленной в Приложении 2 к Положению ЦБ № 431-П от 19-го сентября 2014-го года.

Соответственно, езда на машине не в те месяцы, которые были указаны страхователем в заявлении, повлечет за собой наложение взыскания за езду без ОСАГО размеров в 500 рублей по все той же ч. 1 ст. 12.37. КоАП.

Снова-таки, за данный проступок привлечь собственника машины нельзя – ответственность несет исключительно водитель (или водитель и собственник в одном лице).

Есть ли лишение прав?

Как штрафуют?

Чтобы проверить наличие договора страхования у водителя на дороге в автоматическом режиме, камера должна:

  1. сначала считать госномер машины,
  2. отправить информацию в некую программу для проверки,
  3. программа должна быть подключена к базе данных, которая, в свою очередь, черпает информацию из баз ГИБДД и РСА и сопоставляет госномер и договор страхования,
  4. если договора у водителя не оказалось, то программа выписывает штраф, который затем перепроверяется.

Если водитель попадётся несколько раз

В этом случае разработчики штрафов с камер за езду без ОСАГО обещали не более 1 штрафа в сутки. Но верить этой информации или нет, дело второе. По аналогии, за превышение скорости сейчас Автодории штрафуют столько раз, сколько автомобиль проедет под камерами – даже если сам факт превышения был один. Если Вы проедете под 3, к примеру, парами Автодорий, то и «писем счастья» придёт 3.

Таким образом, и за отсутствие страховки ОСАГО штрафы могут выписываться всеми камерами, под которыми водитель проедет.

Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?

Нет. По состоянию на 01 Июня 2021 года нововведение ещё не появилось – мы ежедневно следим за ситуацией и своевременно обновим статью, когда это случится. Но на сегодняшний день камеры фиксируют езду без страховки, а вместо штрафов водителям приходят уведомления об отсутствии у них полиса.

«Пруфы» для подтверждения этого просты: Вы не найдёте подлинной информации в интернете о случаях штрафов дорожных камер ГИБДД за отсутствие страховки ОСАГО. Под подлинной информацией мы подразумеваем наличие фото или сканов постановлений, вынесенных в автоматическом режиме, с конкретным указанием, что штраф вынесен именно за управление без полиса.

Обновление от 20 августа 2021: камеры автофиксации начали фиксировать нарушение, но штрафы пока не введены. Водителям вместо «писем счастья» приходят уведомления об отсутствии страховки и необходимости её приобрести. Разослано более 5 тычяч таких уведомлений. По окончании тестирования уже будут рассылаться штрафы, но когда это произойдёт, не сообщается.

«Утка» о начале автофиксации

Между тем, в конце сентября 2021 года по сети начала активно распространяться информация о том, что камеры начали проверять езду без ОСАГО у водителей. В частности, приводится некий скриншот штрафа за езду без полиса от пользователя, пересланный по мессенджеру WhatsApp.

Вот так выглядит штраф:

Данный штраф, вероятно, был вынесен в отношении автолюбителя, но по ошибке. Либо снимок экрана мобильного телефона представляет собой не более чем фейк. Третий вариант – штраф показан мошеннической программой, которая призвана предложить оплатить его по реквизитам мошенников. Почему же такой вывод?

Всё дело в том, что по состоянию на дату снимка экрана официального заявления о начале автофиксации этого нарушения не было. В ГИБДД заявляли, как мы уже упомянули выше, что камеры научились распознавать водителей без ОСАГО, но штрафы пока ещё не выписываются.

Но главное заключается в том, что такой суммы штрафа за отсутствие договора страхования попросту нет. 500 рублей выписываются, если водитель не вписан в действующий полис. На скриншоте же указано, что наказание за управление водителем без полиса. А такой штраф на сегодняшний день составляет 800 рублей (400 со скидкой).

Но начало положено давно!

Тем временем, информация о новых штрафах с камер за ОСАГО далеко не новая – начало было положено ещё в далёком 2021 году, когда с данной инициативой впервые выступили ГИБДД совместно с РСА:

  • сначала одно популярное новостное издание сообщило, что камеры планировалось снабдить возможностью начать штрафовать за отсутствие страхового полиса ещё с 1 января 2021 года,
  • затем интернет облетели новости о начале фиксации ОСАГО с начала 2021 года,
  • потом аналогично с начала 2021,
  • а вот в 2021 начались бурные обсуждения якобы нового закона о штрафах с камер за ОСАГО, даты будущего начала назывались:
  • 1 сентября, затем перенеслось на 1 октября,
  • после на 1 ноября,
  • сейчас камеры «научились» распознавать отсутствие ОСАГО у водителя, а водители начали получать в почтовые ящики информацию об этом. Но это всё ещё не штрафы.

Нюансы

Приведем некоторые нюансы, так или иначе связанные с управлением ТС без наличия страховки или с нарушением иных требований законодательства об ОСАГО в 2023 году:

  • 196-ФЗ от 23-го июля 2013-го года утвердил действующую и по сей день сумму административного штрафа по ч. 2 ст. 12.37. КоАП – 800 рублей, до принятия указанного федерального закона размер взыскания составлял от 500 до 800 российских рублей;
  • с сентября 2018-го года электронные договоры ОСАГО вступают в силу не раньше, чем через 3 дня с момента их оформления – этот факт нужно учитывать при приближении срока окончания действия старого полиса, чтобы не ездить эти 3 дня без страховки и не получить штраф за езду без страховки ОСАГО;
  • если система с камерами все-таки заработает, то штрафы всегда будут приходить по ч. 2 стат. 12.37. КоАП собственникам ТС (ч. 1 стат. 2.6.1. КоАП) – водителя по этой же части сможет привлечь только инспектор.

Что будет при ДТП?

Отсутствие договора может серьезно потрепать ваш кошелёк в случае дорожного происшествия – причём, окажись вы по обеим сторонам: в статусе потерпевшего или виновника. ОСАГО, хоть и не уберегает от ДТП, но существенно экономит деньги. Если «автогражданки» нет, возникнут проблемы.

Я виновник

Если виновник ДТП не имеет ОСАГО, ему придется возмещать причиненный ущерб из собственного кармана.

Дело в том, что страховщик имеет право подать регрессный иск к виновнику аварии, если тот не вписан в ОСАГО, но был допущен к управлению транспортным средством – в силу подпункта «д» ст. 14 ФЗ №40. Регресс подается и в случае, если причинивший вред угодил в ДТП в период, не предусмотренный договором (подпункт «е» той же статьи).

То есть вначале страховая покроет ущерб потерпевшему по ОСАГО, а затем взыщет эту же сумму с виновника в течение 3-хлетнего срока исковой давности – поскольку зачинщик аварии не был вписан в страховку.

Полис учитывает износ автомобиля, поэтому в случае аварии виновник оплачивает:

  • всю стоимость запчастей (как новых),
  • нормо-часов на восстановление транспортного средства – по рыночным ценам,
  • плюс штраф за езду, будучи не вписанным в действующую страховку.

Итоговая сумма к взысканию ущерба окажется выше, чем стоимость ремонта по ОСАГО. Поэтому виновник аварии может попасть в лучшем случае на десятки тысяч, а в худшем – на миллионы рублей!

Я потерпевший

Если вам или автомобилю был нанесен ущерб, а страховки нет, штрафа не избежать. Европротокол оформлять нельзя, нужно вызывать автоинспекторов.

Однако, у вас всё ещё есть право получения страхового возмещения. Но раз ОСАГО у вас не оформлено, значит, придется идти в страховую компанию виновника аварии – при условии, что у того есть действующий договор страхования. Алгоритм действий совпадает с тем, если бы вы обращались за возмещением ущерба к своему страховщику. На размер выплат и сроки это никак не повлияет.

А если страховщик вдруг откажется возмещать ущерб только на основании отсутствия у вас ОСАГО, можно обжаловать его действия и обратиться в суд.

Другая ситуация: ни у вас, ни у виновника ДТП нет страховки. Это наиболее сложный вариант. Вам, как потерпевшему, останется взыскать компенсацию напрямую – через мировой или районный суд по месту проживания ответчика (ст. 28 ГПК РФ).

Ещё несколько странностей

Шутка ли, но действующее на 2023 год законодательство предусматривает возможность ездить с неоформленной страховкой. Такое право владельцу авто даёт ФЗ “Об ОСАГО”, предусматривающий возможность ездить 10 дней без ОСАГО после покупки машины – новой или с рук.

Как именно будут определяться такие автомобили, вопрос спорный, учитывая то, что о факте продажи машины до её регистрации на нового собственника будет известно только продавцу и покупателю. Вероятно, если у предыдущего хозяина не было страховки вовсе, то штраф будет приходить ему, а тот уже должен будет обжаловать штраф на основании того, что транспортное средство перешло в другие руки. А новому хозяину штраф так и не выпишут, так как у него есть законное право передвигаться 10 суток без страховки.

Новый полис ОСАГО

Если хозяин оформил страховку только что и сразу поехал домой или куда-либо ещё, попал на камеру, то ему придёт штраф. Потому что требуется определённое время для того, чтобы:

  1. тот, у кого он оформлял страховку (работники страховой, агенты или страховые брокеры) внесли данные полиса в базу данных РСА (а именно из неё будут считываться данные камерами),
  2. информация в базе обновилась даже после внесения.

Несмотря на то, что это происходит достаточно быстро, но всё же не за несколько десятков минут, которых хватит, чтобы водитель поехал и попал на финансовую санкцию.

Когда заработает фиксация?

Очень скоро!

Главная проблема и сложность, по заявлению ГИБДД, заключается в настройке и интеграции баз данных двух важных составляющих для появления такой возможности у законодателей:

  • базы ГИБДД номеров автомобилей,
  • базы РСА по действующим страховым полисам.

О том, как это будет работать, мы поговорим ниже, здесь же отметим лишь то, что без объединения или интеграции этих двух баз камеры по части проверки ОСАГО не заработают.

Между тем, несмотря на обилие постоянных переносов начала фиксации камерами отсутствия полиса, официальный ответ МВД, актуальный на 01 Июня 2021 года, прост:

Это всё, что нужно знать о том, когда начнётся фиксация отсутствия страховки у водителей. То есть конкретной даты не называется. Но оговоримся ещё раз, что мы следим за актуальной информацией и обновим статью, когда это изменится.

Где будут стоять такие камеры?

Первоначально планировалось запустить эксперимент по проверке наличия ОСАГО у водителей камерами в Москве. При этом, речь идёт не обо всех комплексах фиксации и даже не определённых их видах, а об отдельных камерах на отдельных участках дорог.

Очевидно, что эти конкретные участки и адреса не сообщаются, иначе водители без ОСАГО просто не будут там ездить.

Нюансы для юридических лиц

Размер штрафных санкций, налагаемых на юридические лица, аналогичен сумме взыскания с физических: 500 и 800 рублей, в зависимости от причины отсутствия.

Особенность наказания в том, что протокол будет составлен на водителя, а не на организацию или директора.

Минимальный срок, на который организация-собственник транспортного средства может оформить страховку — 1 год.

Чтобы не вписывать всех в страховку более 5 водителей, фирма обычно получает ОСАГО без ограничений.

Преимуществом покупки безлимитного полиса на все авто таксопарка организации будет скидка за количество застрахованных транспортных средств. Так стоимость страховки на каждую корпоративную машину будет ниже. Для юридических лиц, не оформивших полис вовремя, существует угроза подачи судебного иска со стороны водителя, которого остановили без бланка ОСАГО. Сотрудник, управляющий незастрахованным авто, вправе требовать возмещения суммы штрафа.

Когда камеры начнут определять отсутствие страховки

В актуальном официальном ответе МВД указано, что до окончания обозначенных работ автоматическое выявление данных правонарушений не осуществляется. Оно будет запущено только после технической подготовки информационных систем.

Как видно из представленного официального ответа ведомства, когда заработают камеры на ОСАГО, не известно. Точная дата не называется. Очевидно, что это произойдет после интеграции и настройки баз данных ГИБДД и РСА.

По традиции пилотный режим автоматической фиксации отсутствия страховки будет запущен в Москве. Следом за столицей камеры начнут выявлять водителей без ОСАГО в Татарстане. В этом регионе также проводятся тестирования различных нововведений ГИБДД. После успешного прохождения испытаний система автоматической видеофиксации отсутствия «автогражданки» заработает на всей территории России.

Впрочем, и старт московского этапа могут перенести. Говоря об информационном взаимодействии с ГИБДД в РСА, прежде всего имеют в виду получение сведений о грубых нарушениях ПДД, которые будут влиять на страховой тариф с 24 августа. Это первоочередная задача.

Напомним, что законом предусмотрено влияние на тариф определенных видов нарушений. Во-первых, это вождение в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования и оставление места ДТП. Во-вторых, это выезд на встречную полосу, проезд на красный свет и превышение скорости более чем на 60 км/ч по сравнению с разрешенной. Учитываются только неоднократные нарушения в течение года до заключения договора ОСАГО. Их не станут учитывать в том случае, если они были зафиксированы камерами либо вследствие таких нарушений было ДТП и страховая выплата, повлиявшая на КБМ, уточнили в РСА.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий