Что делать, если сбила машина на пешеходном переходе?

Сбил пешехода в не положенном для перехода месте или по вине пешехода

В этом случае уже для пешехода всё становится сложнее по части ответственности, и у сбитого пешехода всё ещё есть законные права. Но, увы, и с водителя ответственность полностью не снимется, даже без его вины в ДТП.

И, если для пешехода всё понятно: нарушил ПДД – плати за вред автомобилю, то в чём же здесь дело с водителем, почему он должен нести наказание без наличия виновности?!

Ответ на данный вопрос даёт статья 1079 уже Гражданского кодекса России. Именно он определяет транспортное средство как средство повышенной опасности, а водителя – как владельца источника повышенной опасности (ИПО). Но главное, ГК РФ регламентирует, что эксплуататор ИПО вне зависимости от вины в ДТП должен возмещать нанесённый таким источником вред.

Исключением из этой обязанности являются 2 условия в нашем случае:

  • когда пешеход умышленно прыгнул под колёса (а это ещё нужно доказать),
  • когда наезд произошёл под действием непреодолимой силы.

Так, владельцами ИПО признаются водители:

  • автомобилей при столкновении с пешеходами или велосипедистами,
  • даже водители велосипедов при ДТП с пешеходами.

Как следствие такой сложившейся практики законодательства 2022 года, получаем, что если в ДТП с участием автомобиля и пешехода виновен пешеход, то вне зависимости от исхода и последствий для обоих участников пешеход платит за восстановление машины, а водитель – за вред, причинённый пешеходу (даже в отсутствие вины водителя)… Впрочем, вред пешеходу оплачивает страховая автолюбителя по ОСАГО, если у него есть действующая страховка.

Чаще всего ДТП с наездом на пешехода по вине последнего происходят:

  • на загородной трассе,
  • на длинных магистралях,
  • в местах интенсивного пешеходного движения, где некоторым представителям этой категории участников дорожного движения просто лень дойти до пешеходного перехода.

Ещё один неприятный сюрприз в законодательстве 2022 года – если вдруг водитель собьёт пешехода и скроется с места ДТП при вине пешехода, то отвечать будет собственник машины, потому что статья 1079 ГК отсылает к владельцам транспортных средств как источников ИПО. Конечно, это при условии, что скрывшийся водитель не будет установлен, а сама машина будет известна по госномерам. Но и в этом случае ущерб пешеходу покрывает ОСАГО собственника авто.

К чему снится грузовая машина, пожарная машина, скорой помощи?

Видеть во сне грузовую машину – вы чрезмерно загружены в жизни. Взвалив на себя слишком много, вы явно не рассчитали сил.

Предлагаем ознакомиться: Молитвы об исцелении от болезней

Пожарная машина, увиденная вами во сне, обещает начало нового важного крупного проекта в жизни. Не преуменьшайте значение предстоящего дела, подойдите к нему со всей ответственностью

Возможно, от его исхода будет зависеть ваша судьба.

Пожарная машина во сне — к новым крупным проектам в жизни

Ничего хорошего не ждите, если в вашем сне появилась машина скорой помощи

Обратите внимание, насколько близко от вас проехала эта машина. Чем ближе и отчетливее вы видели «скорую» во сне, тем сложнее вам придется в жизни

Неприятности и болезни могут подстерегать вас на каждом шагу.

«Скорая помощь» во сне предвещает проблемы в жизни

Приснилось видеть, как автомобиль сбивает кого-то? Спящему понадобится помощь друга.

К чему снится, будто машина сбивает близкого человека сновидца? Сонник подсказывает: это ночное отражение беспокойства о нем.

Сбил человека, что делать — инструкция для водителей

Причинение живому человеку травм, а тем более смерти — не только гражданское преступление, но и тяжелая психологическая травма. Но как ни тяжела ситуация, в которую вы попали надо держать себя в руках. Из любой ситуации нужно искать и находить выход.

Шаг первый — действия при ДТП

Сразу же остановиться. Включить «аварийку». Если есть травмы у людей необходимо вызвать скорую помощь и сообщить в ГИБДД о случившемся.

Отвозить пострадавших в больницу водителю можно только тогда, когда нет никакой другой возможности сделать это, то есть не могут приехать врачи и нет других автомобилистов. Но и в таком случае водитель обязан сразу же возвратиться к месту происшествия для оформления его инспекторами ГИБДД.

Поэтому если ДТП случилось не в чистом поле за несколько километров от цивилизации, не уезжайте от места аварии ни под каким предлогом. Поверьте, у бригады скорой больше шансов добраться к вам быстрее, чем вы доедете до больницы, кроме того, пострадавший сразу получит квалифицированную помощь.

Первую помощь надо оказывать с осторожностью, если есть соответствующие знания. Иначе, особенно когда ранения внутренние, тяжелые, можно и навредить раненому

Шаг второй — фиксируем обстоятельства

Нужно записать имена и координаты свидетелей. Они очень понадобятся. Равно как и видеозаписи происшествия. Это может быть видеорегистратор, ваш или других участников движения, а также видеозаписи с камер наружного наблюдения. Попросите очевидцев остаться до оформления аварии.

Если авария произошла в месте, неположенном для перехода, сделайте общий снимок в оба направления дороги. Это будет дополнительным доказательством нарушения прохожим ПДД.

Шаг третий — оформление аварии

Если из-за происшествия движение автотранспорта становится невозможным, то проезжую часть можно освободить, перед этим сфотографировав и описав положение предметов, относящихся к аварии.

Дождавшись сотрудников ГИБДД, приступайте к оформлению аварии. Если вы не нарушали ПДД, обязательно укажите это, не спешите признавать за собой вину, если это ее на самом деле нет. Будет отлично, если вашу точку зрения подтвердят свидетели. Проследите, чтобы в документах были закреплены все обстоятельства. Хорошо, если при оформлении будет присутствовать и потерпевший.

Что делать дальше

Ни в коем случае не употребляйте спиртное после аварии до прохождения медосвидетельствования. Поскольку если оно покажет опьянение, вас однозначно признают совершившим аварию в пьяном виде, и никто не будет выяснять, когда именно вы выпивали.

Оказывайте посильную помощь потерпевшему, постарайтесь максимально загладить свою вину. От этого во многом будет зависеть наказание за аварию, в случае вашей виновности. Обязательно посещайте и активно участвуйте в досудебном следствии и в судебных заседаниях, особенно если ваша виновность отсутствует или спорна.

Помните, в том числе и от вашей активности зависят последствия происшествия. Постарайтесь расположить к себе потерпевшего и его родственников. Их позиция относительно вашего наказания также имеет сильное влияние на меру наказания.

Что бы ни случилось, не отчаивайтесь. И не стыдитесь понести наказание, если вы его заслуживаете. Потому что Неземного Суда никому не избежать.

Вменяют УК за пешехода – как избежать наказания?

Очень часто при таком виде ДТП можно столкнуться с превзятым в сторону водителя отношением правоохранительных органов – как следствия, так и ГИБДД.

Увы, но если пешеход сбит насмерть на пешеходном переходе или в ином месте, где имел преимущество перед машинами, и вина водителя очевидна, то наказания не избежать при очевидной вине водителя. Можно лишь смягчить наказание примирением сторон, помощью автолюбителя семье сбитого человека и иными смягчающими обстоятельствами.

Вот только даже если вина полностью лежит на пешеходе, и это очевидно обывателю, то служителям закона это далеко не всегда очевидно. Даже если пешеход переходил в неположенном для него месте, вину могут признать обоюдной, а то и возложить всю виновность на водителя. При этом, автовладельцу чаще всего вменяют нарушение пунктов ПДД:

  • 10.1 (не выбрал скорость, которая позволила бы избежать столкновения) – это вообще универсальный пункт, который любят применять законодатели как в отношении сбитых в неположенном месте пешеходов, так и наезде на яму или открытый люк на дороге и другим видам ДТП; логика полицейских проста – если допустил наезд на пешехода, даже переходящего вне перехода, значит, не выбрал скорость, позволяющую вовремя обнаружить опасность, а именно это и предписывает пункт 10.1 Правил;
  • 8.1 (если водитель маневрировал, пытаясь избежать столкновения) – здесь обвинительная сторона часто ссылается на то, что вы могли бы избежать столкновения с пешеходом, если бы двигались прямо; впрочем, иногда это бывает правдой – пешеход отпрыгнул туда, куда перестроился водитель;
  • 1.5 (создание опасности для движения) – ещё один универсальный пункт ПДД, который вменяют водителю; здесь дело может доходить до асурда, ведь именно пешеход создал опасность, а водитель пытался её избежать.

В этом случае избежать наказания вам помогут любые показания свидетелей, наружных камер, вашего видеорегистратора. Разумеется, понадобится помощь хорошего юриста, чаще всего адвоката, чтобы разгрести такое дело.

Помните, ваша задача – избежать вменения любого нарушенного вами пункта ПДД, а не просто доказывание того, что пытались избежать ДТП со сбитым пешеходом.

Ходатайствуйте о проведении судебной экспертизы, которая бы доказала наличие нарушения ПДД пешеходом и отсутствие таковых водителем. Не допускайте голословных констатаций ваших нарушений обвинительной стороной.

Дорога является зоной повышенной опасности. Даже находясь на зебре и соблюдая все правила дорожного движения, пешеход не может быть уверен в том, что его здоровью и жизни ничего не угрожает. Причины и следствия наезда могут быть самыми разными, так же как и ответственность за них.

Что произошло

Мы точно знаем, что на переходе водитель допустил столкновение с вашим велосипедом. С точки зрения ПДД он должен был ехать со скоростью, при которой сможет затормозить и даже остановиться, если возникнет опасность. А по словам таксиста, он не смог этого сделать из-за большой массы автомобиля.

Обычно сотрудники ГИБДД выясняют детали в ходе разбирательства и решают, мог ли водитель избежать столкновения. В вашем случае разбирательства не было, поэтому единственный способ доказать вину водителя — подтвердить, что инцидент можно считать ДТП. Тогда таксиста могут наказать как минимум за то, что тот уехал с места происшествия.

Учитывайте, что вы тоже нарушили ПДД, когда не спешились и решили проехать по переходу. За это вас как велосипедиста могут оштрафовать на 800 Р. С точки зрения ПДД велосипед — транспортное средство, а оно не должно пересекать пешеходный переход вместе с пешеходами. Когда велосипедист ведет его за руль, он тоже пешеход.

Есть и практический момент: велосипед двигается по пешеходному переходу гораздо быстрее пешехода — даже на небольшой скорости у водителя не так много шансов среагировать вовремя и успеть остановить машину.

Если ситуацию можно считать ДТП, есть риск, что водитель попробует доказать вашу вину. Если ГИБДД согласится с его доводами, вас могут обязать возместить ущерб — например, если при ударе пострадало лакокрасочное покрытие автомобиля.

На что может претендовать пешеход

Теоретически человек, который подвернул ногу на пешеходном переходе, может получить дополнительную компенсацию. Если кто-то причинил вред, он должен его возместить. Но потребовать их и получить выплату — это не одно и то же. Возмещать материальный и моральный вред нужно в том случае, если есть вина. Иногда моральный вред возмещают даже при отсутствии вины, но все равно нужна причинно-следственная связь между управлением автомобилем и вредом пешеходу.

Если бы документы были оформлены правильно, как при ДТП, пешеход мог бы получить компенсацию от страховой компании. А для водителя повысился бы коэффициент при оплате полиса ОСАГО. Моральный вред, утраченный заработок и наем жилья страховая возмещать не будет. Эти суммы водитель должен платить из своего кармана.

Если формально ДТП как бы не было или оно не оформлено и теперь невозможно доказать такой факт, страховая в выплате возмещения не участвует. Но и требовать деньги с водителя, который просто отвез человека в больницу, тоже нет оснований. Пешеход может пойти в суд и попытаться доказать факт ДТП, связь действий водителя и своей травмы. Но не факт, что у него получится это сделать.

Если пешеход решит пойти в суд, ему придется доказать следующее:

  1. Сам факт ДТП. А его никто не фиксировал. Суды у нас, конечно, часто принимают парадоксальные решения, о которых мы рассказываем в рубрике «Изумительные истории». Но при этом они, как правило, требуют документально подтвердить факт ДТП. Желательно документами из ГИБДД, но подойдут любые доказательства: записи камер видеонаблюдения, показания свидетелей, медицинская экспертиза. Если таких доказательств нет, у пешехода нет и шансов на компенсацию. Он может предъявить расписку, но в ней нет ни слова о ДТП, а компенсация могла быть за что угодно. Нельзя просто так прийти в суд с любой распиской и потребовать возмещение за травму ноги.
  2. Вину водителя в происшествии. Не всякий человек под машиной автоматически становится потерпевшим. А еще бывают ситуации, когда водитель технически не мог предотвратить ДТП. Если вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, он не подлежит возмещению. Доказывать наличие непреодолимой силы должен сам водитель, но в данной ситуации он не мог воспользоваться своим правом. Моральный вред придется возместить даже при отсутствии вины — просто потому, что машина — это источник повышенной опасности. Но для этого также должен быть установлен факт ДТП.
  3. Наличие причинно-следственной связи между ДТП и переломом. Здесь пострадавший постарался сам — нигде об этой связи даже не упомянул. Если вспомнит позже — ему, возможно, в суде придется объяснять причины провалов в памяти. Может случиться так, что объяснение найдется: появятся свидетели, заключение экспертизы и записи с камер. Тогда водителю все же придется отвечать и за оставление места ДТП, и за ущерб пешеходу. Пока с учетом всех обстоятельств нельзя говорить об успешном исходе дела для пешехода, но такой риск все же есть и водителю стоит его учитывать хотя бы теоретически.
  4. Размер ущерба. Рабочему без документов из Челябинска нужно подтвердить утраченный заработок — не словами, а справкой о доходах или договором. Также ему нужно доказать другие расходы, которые он заявляет как ущерб: стоимость лечения и реабилитации, найма квартиры. Размер компенсации за моральный вред доказывать не нужно: обычно просят с запасом, а суд решает, сколько придется выплатить. Сумма зависит от степени вреда и страданий. Но она не зависит от компенсации за имущественный вред — его может вообще не быть.

Если пешеход решит пойти в суд, придется сослаться на расписку, по которой он уже получил 50 тысяч рублей в счет компенсации. При таких травмах компенсация через суд может оказаться даже меньше и водителю больше ничего не придется платить. Но такой гарантии нет, поэтому на всякий случай стоит учитывать даже самый неблагоприятный сценарий: что пешеход докажет факт ДТП и наличие связи со своими травмами, суд установит вину водителя и насчитает большую сумму компенсации.

Суд может спросить самого водителя, как было дело. Но статья 51 Конституции позволяет не свидетельствовать ни против себя, ни против своих родственников. Можно вообще отказаться от объяснений — это на случай, если дело дойдет до суда. Пусть пешеход сам все доказывает — без показаний водителя сделать это будет еще сложнее.

Если у пешехода тяжелое состояние или сбили насмерть, что делать родственникам?

К родственникам переходит право требования получения денежной компенсации по ОСАГО, если возник летальный исход. Соответствующие правила закреплены в статье 12 ФЗ №40. Если родственника сбила машина на пешеходном переходе, выплату могут предоставить:

  • лицам, потерявшим кормильца;
  • родителям;
  • детям;
  • гражданам, у которых потерпевший находился на иждивении.

Для получения выплаты предстоит обратиться к страховщику виновника происшествия

Важно подтвердить присутствие соответствующих обстоятельств документально. Необходимо предъявить свидетельство о смерти и пакет подтверждающих документов, указанных выше

Возмещение за причинение вреда жизни и здоровью не наследуется (ст. 1040 ГК РФ). Это значит, что получить выплату гражданин может только самостоятельно. Исключение составляют ситуации, когда произошла потеря кормильца (ст. 1088 ГК РФ). В этом случае, если человека сбил автомобиль на пешеходном переходе, на компенсацию вреда смогут рассчитывать:

  • иждивенцы;
  • несовершеннолетние дети;
  • один из родителей или супруг, если лицо не работает и ухаживает за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего, которые находились на иждивении погибшего и не достигли возраста 14 лет. Период может быть продлен, если иждивенец старше, однако по состоянию здоровья нуждается в постоянном уходе.

Если пешеход серьезно пострадал в процессе ДТП, это приводит к тому, что в деле будут участвовать его родственники. Они должны подготовить пакет документов и обратиться в уполномоченный орган. Если гражданина сбила машина на пешеходном переходе насмерть, родственники будут отслеживать ход дела, могут потребовать объявить в розыск водителя, если лицо скрылось с места преступления. Они осуществляют взаимодействие со следователем и имеют право направить ходатайство о признании одного из них потерпевшим. Это дает право принимать участие в разбирательстве на законных основаниях.

Внимание

К родственникам переходит право требования получения денежной компенсации по ОСАГО, если нанесен тяжкий вред, или возник летальный исход. Соответствующие правила закреплены в статье 12 ФЗ №40

Важно подтвердить присутствие соответствующих обстоятельств документально. Можно предъявить справку из больницы о состоянии гражданина

ДТП с участием пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте: судебная практика

Основной массив судебных решений свидетельствует о том, что водителям редко удается отстоять свои права, особенно когда собрана достаточная доказательная база

Поэтому важно участие адвоката уже на ранних стадиях следствия. Его усилия будут способствовать достоверности составляемых документов.

Когда человека сбила машина насмерть, законодательство предусматривает несколько альтернативных видов наказания. При выборе санкций суды учитывают как смягчающие, так и отягчающие ответственность факторы. В связи с этим владелец автомобиля должен стремиться оказать следствию максимальное содействие.

Вот лишь несколько примеров из многочисленного массива решений судов разных инстанций. Все фамилии фигурантов дел изменены.

Отсутствие оценки действиям пешехода

Гражданин Жуков был осужден районным судом по ч. 2 ст. 264 УК РФ за наезд на пешехода со смертельным исходом. Вышестоящая инстанция оставила вынесенный приговор в силе.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Жуков подал надзорную жалобу в Верховный Суд. В обращении обвиняемый настаивал на том, что суды не проанализировали поступок пешехода и не установили причинную связь действий водителя и пострадавшего с наступившим летальным исходом.

Между тем материалами уголовного дела установлено, что погибший неожиданно выбежал из-за встречной машины, пересекал дорогу в неположенном месте, будучи при этом нетрезвым.

При предыдущем рассмотрении дела оценка этим обстоятельствам дана не была. В результате Верховный Суд своим определением от 08.12.2005 г. счел нужным передать дело на повторное рассмотрение в первую инстанцию.

Когда вина доказана?

Вынося приговор по соответствующей части ст. 264 УК РФ, суды дают оценку всему набору доказательств, собранных ранее в рамках расследования уголовного дела. Сюда входят показатели свидетелей, результаты многочисленных экспертиз, пояснения медиков, выезжавших на место трагического случая.

Исследуется также то, можно ли было в существовавших условиях избежать наезда, и какие действия предпринял водитель с учетом обстановки. Когда допустимыми средствами доказывания установлены элементы небрежности, наказания не избежать.

Примером этому является приговор Петропавловск-Камчатского городского суда от 22.10.2018 г. по делу № 1-533/2018. В нем указано, что подсудимая имела возможность избежать наказания. Однако нашлось и несколько смягчающих обстоятельств, которые ограничили приговор исправительными работами и лишением прав.

Если потерпевший сам бросился под колеса?

В случае, когда пешеход сбит насмерть по собственной вине, это не означает, что для сидевшего за рулем отсутствие уголовного преследования не обернется другими последствиями. Речь идет о возмещении морального вреда родственникам жертвы.

Так, когда собранными следствием материалами будет доказано, что потерпевший бросился под колеса до совершения столкновения, водитель может избежать приговора по ст. 264 УК РФ. Данный вывод следует из решения Гурьевского районного суда Калининградской области от 10.07.2018 г. по делу № 2-826/2018.

Он рассмотрел иск матери погибшей к водителю о взыскании морального ущерба, причиненного смерти дочери. Первоначальная сумма иска составила 3 миллиона рублей. Однако в ходе дознания было выяснено, что, будучи нетрезвой, женщина сама стремилась броситься под колеса проезжающего транспорта.

Принимая во внимания обстоятельства конкретное ДТП, другие факторы, суд ограничился 100 тысячами. При этом в решении указано, что в возбуждении уголовного дела в отношении сидящего за рулем отказано в связи с отсутствием состава преступления.

Ответственность водителя

Санкции, которые будут применены к водителю, если он сбил пешехода, будут зависеть от обстоятельств ДТП, а также наличия вины самого пешехода.

Ответственность водителя может быть следующей:

  • гражданской – если имеют место легкие телесные повреждения, виновный в ДТП не против возместить ущерб, оплатить лечение, если оно нужно;
  • административная – если пешеход получил травмы средней тяжести, утратил работоспособность не больше, чем на 10 суток и речь идет только об одном пострадавшем, нет отягощающих обстоятельств;
  • уголовная – если пешеход получил тяжелые повреждения, имеет место летальный исход, в аварии два и больше пострадавших, есть отягощающие обстоятельства.

Административная ответственность регулируется статье 12.24 КоАП РФ:

  • если пешеход получил травмы легкой степени тяжести – штраф в размере 2500-5000 рублей, лишение водительских прав сроком до 1,5 лет. Также нужно возместить ущерб пострадавшему;
  • при наличии средней тяжести травм – штраф от 10 000 до 25 000 рублей, лишение прав сроком до 2 лет. Возмещение ущерба пострадавшему по иску последнего.

Уголовная ответственность регламентируется статье 264 УК РФ:

  • если нанесение увечий было непредумышленно, нет отягощающих обстоятельств – арест до 6 месяцев, исправительные работы до 2 лет, лишение свободы до 2 лет, дополнительное наказание – выплата компенсации, запрет заниматься определенной трудовой деятельность до 2 лет, изъятие водительских прав;
  • при ДТП в нетрезвом виде – лишение свободы до 4 лет, принудительные работы до 3 и запрет на определенные виды трудовой деятельности до 3 лет;
  • ДТП с летальным исходом непредумышленно – до 5 лет лишения свободы, запрет на ведение определенной деятельности до 4 лет;
  • ДТП с летальным исходом при водителе в нетрезвом виде – от 2 до 7 лет лишения свободы;
  • ДТП с 2 и более летальными исходами непредумышленно – лишение свободы на 7 лет, принудительные работы до 5 лет;
  • ДТП с 2 и больше летальными исходами, водитель при этом был в нетрезвом виде – до 9 лет лишения свободы с дополнительным наказанием.

Как оформляется наезд на пешехода

Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.

Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования ДТП с пострадавшими.

  1. В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.

    При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.

    При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.

    Подробности в статье:

  2. На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.

    Подробности в статье:

  3. Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.

    При этом в числе прочих обстоятельств выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.

  4. В целях установления механизма ДТП, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.

    Подробности в статье:

  5. Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью, и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).

  6. Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением ДТП назначается автотехническая экспертиза.

    Подробности в статье:

  7. По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.

Условия привлечения к ответственности водителя за наезд на пешехода

Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.

Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.

При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.

Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог это сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением и др.), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.

Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.

Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.

При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам, будем рады вам помочь.

Сразу после столкновения

Если вы стали виновником аварии, то, прежде всего, вам необходимо заглушить мотор машины и выйти из нее. Так вы будете уверены в том, что возникшая по вашей вине ситуация не приведет к возникновению новых аварий. Если вы с этим справились, то вам необходимо как можно скорее подойти к пострадавшему и оказать ему первую помощь. Если вашего опыта недостаточно для того, чтобы помочь человеку, рекомендуем вызвать спасателей и инспекторов дорожно-постовой службы.

Первые действия при ДТП

Как действовать дальше зависит от того, насколько серьезные травмы получил пострадавший.

  • Если после наезда пешеход остается в сознании и предпринимает попытки покинуть место происшествия, то попробуйте удержать его от этого.
  • Выясните, не требуется ли ему медицинская помощь. В случае наличия у него серьезных травм предложите помочь его доставить в больницу. По внешнему виду оцените, насколько тяжелое его состояние.

Бывают ситуации, когда люди после наезда стараются продолжить движение, даже если у них имеется открытый перелом или отбиты внутренние органы, либо изо рта, носа и ушей течет кровь. Но проходит примерно полчаса, и они теряют сознание, а в некоторых случаях может произойти и более опасная ситуация — они падают замертво. Главное, о чем нужно помнить — если наезд на пешехода произошел по вине водителя, то отвечать за все последствия будет именно он. Невзирая на то, смог пострадавший самостоятельно добраться до больницы или остается на месте аварии, рекомендуем вам дождаться прибытия наряда ДПС. Не стоит исключать возможность того, что пострадавший по вашей вине человек может обратиться в полицию и оформить на вас заявление.

Как действовать родственникам?

Помощь пострадавшему

Если машина сбила пешехода насмерть или он находится в больнице в тяжелом состоянии, все должны взять под контроль родственники или близкие люди. Они вынуждены обратиться к правоохранителям, написав заявление о привлечении виновника происшествия, то есть водителя. Иногда приходится объявлять его в розыск.

Далее нужно контролировать ход следствия и иногда даже принимать в нем участие. Родственнику нужно в письменном виде или устной форме подать ходатайство в следственный орган, который ведет дело. Его должны признать потерпевшим, но для этого придется предоставить пакет документов, включающий:

  • удостоверение личности;
  • бумаги о подтверждении родственных связей.

После этого следователь сможет вынести постановление о признании заявителя потерпевшим, и далее можно обращаться в иные организации. Аналогичные действия предпринимаются, когда у потерпевшего нет возможности взаимодействовать с правоохранителями, например, по состоянию здоровья.

Процедура не имеет конкретных сроков, но обычно следователи могут признать родственников потерпевшими после проведения медицинской экспертизы. В ходе нее врачи должны установить, что пешеходу нанесли вред именно при ДТП.

Преследование водителя в уголовном порядке

Если сбил человека в неположенном месте какое грозит наказание? Оно чревато для автовладельца, если по состоянию здоровья пострадавшего констатированы тяжкие повреждения или даже наступил смертельный исход.

Даже когда водитель сбил пьяного человека вне пешеходного перехода насмерть, то уголовного производства не избежать. При своевременном обращении за помощью к адвокату по ДТП с пострадавшими, наказание в этом случае может быть минимальным.

В Уголовном кодексе РФ существует ст

264, которая говорит о том, что тяжкие телесные повреждения или смерть на дороге наказываются и тогда, когда все произошло по неосторожности.. Части данной статьи предусматривают для водителя разные меры наказания.

Части данной статьи предусматривают для водителя разные меры наказания.

Если пешеход, получил тяжкие повреждения для своего здоровья, то водителю грозит:

  • ограничение свободы либо направление на выполнение принудительных работ до 2 лет;
  • полгода вынужденного ареста;
  • приговор к лишению свободы с периодом до 2 лет.

Если задавил пешехода насмерть наказание значительно строже. Ч. 3 ст. 264 УК РФ предусмотрены принудительные работы до 4 лет или лишения свободы до 5 лет, при условии, что виновник был трезвый и не скрылся с места происшествия.

Повторимся, что наказание назначает суд в зависимости от конкретных особенностей дела. И то, что водитель совершил наезд на пьяного пешехода вне перехода, наверняка послужит смягчающим обстоятельством.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий