Инспектор просит пересесть в патрульный автомобиль. Как быть? Соглашаться или нет?
Довольно часто бывает так, что после остановки и разговора инспектор просит водителя пройти в патрульный автомобиль.
Нужно ли выполнять это требование или можно отказаться.
Все зависит от ситуации.
Например, при проверке документов оказалось, что у вас просрочен полис ОСАГО или его нет при себе. (Надо заметить, что в законе нет понятия «просроченный полис». Если срок полиса истек, то это приравнивается к отсутствию полиса).
Отсутствие полиса ОСАГО — это нарушение ПДД, за которое предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере 500,00 руб. по части 2 статьи 12.3 КоАП либо 800,00 руб. по части 2 статьи 12.37 КоАП.
При этом инспектор говорит, что нужно составить протокол, а для этого предлагает вам пересесть в патрульный автомобиль.
Соглашаться или нет?
В Пункте 93 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ №644 перечислены основания, по которым сотрудник полиции вправе предложить водителю выйти из машины:
- наличие у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Ситуация, связанная с составлением протокола в данном перечне отсутствует.
Кроме того, как видно из приведенной нормы,у инспектора есть право попросить выйти из машины, но не указано, что водитель обязан это сделать. Санкции (наказания) для водителя за отказ выполнить такую просьбу инспектора данный приказ не предусматривает.
Поэтому водитель вправе вежливо отказаться от просьбы инспектора пересесть в патрульную машину.
Инспектор же может составить протокол на месте или в патрульной машине, и передать его водителю для ознакомления и подписания/
Можно прямо спросить инспектора, выйти из машины — это требование или просьба. Как уже сказано выше, если это просьба, то по закону водитель вправе отказать.
В требовании тоже можете отказать, но только если оно действительно незаконно. За отказ же от законного требования инспектора наказание может быть вплоть до административного ареста сроком до 15 суток.
В то же время водитель может добровольно согласиться пересесть в патрульный автомобиль. Опасаться здесь особо нечего. Все патрульные автомобили ДПС оборудованы видеорегистраторами. Как правило, ведется запись всего происходящего в салоне патрульного автомобиля. Это и для водителя своего рода гарантия, что инспектор не выйдет за рамки.
Таким образом, соглашаться или нет пересесть в патрульную машину в приведенной выше или подобной ситуации решать вам.
Две ситуации, когда требование выйти из машины законно
Однако есть две ситуации, предусмотренные Административным регламентом (Приказ МВД №644), когда водитель обязан выйти из машины по требованию инспектора.
1. Задержание водителя
Пункт 180 регламента «Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную часть территориального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц».
2. Досмотр транспортного средства
Пункт 207 регламента «Досмотр транспортного средства проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль сотрудниками наряда».
В обеих этих ситуациях должен быть составлен протокол досмотра транспортного средства или протокол задержания.
В протоколе задержания должны быть обязательно указаны основания и мотивы задержания.
Досмотр автомобиля и задержание водителя будут незаконными, если не составлен соответствующий протокол.
Если же требование инспектора законно, а водитель его не исполняет, то к нему может быть применено административное взыскание по ст. 19. КоАП вплоть до ареста на срок до 15 суток.
В остальных случаях (о которых сказано выше) Административный регламент предусматривает, что инспектор может только предложить водителю выйти из автомобиля.
Благодарю, что дочитали до конца.
Беседа с инспектором: нужно ли садиться в машину ДПС?
Споры о том, нужно ли выходить из своего автомобиля и садиться в машину к сотруднику ДПС по его просьбе, продолжаются не первый год. Казалось бы, в чем проблема – немного размяться водителю не повредит, а вести беседу можно как на улице, так и в патрульной машине. Но многие продолжают ссылаться на психологические факторы, считая, что выгоднее все-таки «играть на своем поле». Итак, вас остановил сотрудник ДПС и предложил пересесть в его машину. Рассмотрим эту ситуацию в двух разных аспектах.
Право или обязанность?
Сотрудник ГИБДД обязан подойти к вам после остановки вашего автомобиля. Выходить из своей машины, даже если вас попросил об этом инспектор, в ваши обязанности не входит. Такая обязанность возникает только с момента составления инспектором:
В соответствии с пунктом 70 Административного регламента (Приказ № 185 МВД РФ от 2 марта 2009 г. ) сотрудник ГИБДД вправе предложить вам выйти из своей машины в случаях:
Хочется особо отметить, что в Приказе № 185 нет ни слова о принудительном исполнении просьбы выйти из своего автомобиля. Инспекторы ДПС часто убеждают водителей в законности своих требований покинуть машины для составления протокола, зачастую настаивая на том, что отказ водителя подпадает под действие части 1 статьи 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».
Это совсем не так. 28 февраля 2013 года Верховный суд РФ постановил, что водители не обязаны выходить из машины для составления протокола сотрудником ГИБДД (Дело № ФКПИ 13-58).
Из решения суда следует, что сотрудник ДПС не может обязать водителя выйти из машины, а в праве только предложить это сделать. «Речь идет не о распоряжении либо требовании сотрудника (полиции), являющемся обязательным для участника дорожного движения, а о наличии у сотрудника права предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, – указано в решении суда. – Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника дорожного движения исполнить такое предложение».
Довод о том, что за отказ выйти из машины возможно привлечение водителя к ответственности по статье 19.3 КоАП, высокий суд назвал «ошибочным».
Оформляйте на месте правонарушения!
Что касается просьбы сесть в автомобиль инспектора ДПС, то на нее вполне можно ответить отказом, за исключением случая, если вам сообщили о плане-перехвате. Тогда нужно вести себя спокойно и вежливо, не проявляя ненужной агрессии. Вы можете попросить инспектора предъявить документы, но затем следует выполнить требования сотрудника полиции.
Если же речь идет о составлении протокола об административном правонарушении, то в законодательстве место для оформления такого протокола не оговорено. Многие считают, что обычно сотрудник ГИБДД использует такое приглашение как психологический приём. Однако вы можете отказаться от составления протокола в автомобиле инспектора, ссылаясь на пункт 35, согласно которому «Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131, 187, 193, 216 настоящего Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом допускается их оформление в служебном помещении стационарного поста дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля».
Слово «допускается» здесь ключевое. Императивом оно не является.
Согласно закону, вас могут заставить сесть в машину инспектора только в случае задержания или ареста. Других оснований для того чтобы усадить вас в патрульную машину, у инспекторов нет. В соответствии с пунктом 197 Административного регламента задержанному лицу должны быть зачитаны его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, по данному факту вносятся соответствующие записи в протокол о задержании.
Психология или предубеждение?
Зная, что вы имеете право оставаться в своей машине, можете выбирать, что же делать, если инспектор все-таки просит вас пересесть в его машину. Инспекторы ДПС любят, когда с ними разговаривают по-человечески. Если вы не хотите тратить время на препирательства, и вам не сложно покинуть свою машину, то можете подчиниться. И не торопитесь – будьте предельно внимательны, читая протокол.
Чем отличается понятой от свидетеля и очевидца?
Всё очень просто, и различия исходят из самих значений понятого и других статусов граждан в данный момент времени:
- очевидец – неформальный статус человека, который что-то где-то видел, то есть сам факт того, что Вы являетесь очевидцем, не может фигурировать ни в каком документе;
- очевидец становится свидетелем после того, как будет привлечён в качестве последнего с соблюдением всех норм и требований для этого: уведомления надлежащим образом (повесткой), зачтения ему его прав;
- значение понятого вообще никак не связано ни со свидетелем, ни, тем более, с очевидцем – понятой лишь удостоверяет своим присутствием и подписью факт наличия той или иной админпроцедуры, а также соответствия её порядка проведения описанному в документах (протоколе или акте).
Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ГИБДД?
Среди водителей нередко возникает споры о том, нужно ли выходить из машины после остановки сотрудником ГИБДД.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Они придерживаются позиции послушного гражданина и покорно идут навстречу инспектору.Это имеет одно преимущество — можно завершить проверку документов быстрее, чем при ожидании блюстителя порядка в машине. Вторая половина водителей считает, что выходить из автомобиля они не обязаны и готовы на длительное ожидание инспектора.
Для чего нужно, чтобы водитель присел в их автомобиль
Примем за безоговорочный факт, что инспекторы ГИБДД – самые настоящие психологи, и в нынешнее время, когда значительную часть работы у них забирают камеры и роботы, они пытаются из любой ситуации выжать как можно больше.
У каждого патруля, по всей видимости, есть какой-то план на штрафы и протоколы. Поэтому, чтобы побыстрее всё сделать и поехать на отдых или по своим делам, нужно просто обработать водителей, которые по психологическим качествам больше всего к этому подходят.
Вы садитесь в патрульную машину, вместе с этим сразу ощущаете дискомфорт. Во-первых, парни в погонах – практически на каждого человека действует такая психологическая атака, а когда вы еще и не в своей машине, вы чувствуете себя скованнее.
В этой ситуации многие пытаются как-то поддакивать инспектору, пытаясь расположить его к себе, именно этим и делают самую большую ошибку. Почувствовав вашу слабость, вас начнут раскручивать в прямом смысле, и в 90% из 100% у инспектора это получится.
Если водитель трезв и не угрожает обществу и безопасности дорожного движения, то его никто не имеет права заставить сесть в патрульный автомобиль. Весь разговор можно вообще проводить через приоткрытое стекло, и даже если вы что-то нарушили, вы можете сказать, чтобы инспектор составлял протокол и принес вам его на подпись.
На сегодняшний день все патрульные автомобили ГИБДД оборудованы камерами, которые записывают все, что происходит в салоне автомобиля. Под хитрым прессингом гаишников вы скажете, мол, ну может быть и правда, что-то сделал не так, или вовсе скажете – виноват, исправлюсь.
Милая беседа, вот только вам составляют протокол за то, что вы в принципе не совершали, и после этого, даже если вы не согласитесь с протоколом и подадите в суд, эта видеозапись будет играть против вас.
В подобных ситуациях нудно собраться и понимать, что инспектор не всемогущ, он обычный смертный человек на работе, у него есть свои полномочия, но в то же самое время есть ограничения и обязанности.
Не спешите оправдываться, порой вас могут остановить просто для проверки документов, но завидев, что вы начинаете суетиться и оправдываться, инспектор может заподозрить вас в том, чего вы не совершали, и просто подвести как вас к этому, они это делать умеют.
В то же самое время грубить инспектору не надо, не нужно переходить на личности и оскорбления, иначе все может закончиться вообще плачевно.
Никогда не говорите, что у вас есть знакомые в прокуратуре, среди их начальства, еще какие-то там знакомые, если такого на самом деле нет. Это приводит в бешенство сотрудников автоинспекции, и в дело может вступить принцип.
Может ли ГИБДД наказать водителя за отказ выйти из машины?
В адрес наших юристов поступил интересный вопрос, касаемо поведения водителя в случае требования инспектора ГИБДД выйти из машины.
Разбираемся, нужно ли выходить к инспектору ГИБДД из машины. Вопрос: Меня остановил инспектор ГИБДД и стал требовать, чтобы я вышел из машины.
В противном случае обещал привлечь за неповиновение. Я вышел, а теперь думаю – законны ли были его действия? Ответ: С большой долей вероятности действия инспектора были незаконными.
При осуществлении деятельности по контролю за безопасностью дорожного движения, инспектор обязан руководствоваться положениями вступившего с 20 октября 2017 года административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664
Зачем инспектор ГИБДД просит пройти в патрульную машину
Вот здесь самое интересное. Нужно понимать, что не каждое нарушение может быть зафиксировано при помощи технических средств – радаров, камер и прочего.
Бывает, например, что водитель немного пересёк двойную сплошную только одним колесом. А расположение камеры не позволяет достоверно это подтвердить. Выходит, что прямых доказательств вашего нарушения не имеется.
Да и сами инспектора ГИБДД – практически обычные люди, которые стараются не доставлять себе лишних хлопот. А среди водителей довольно много простачков, что готовы тут же предложить озвученную сумму и тоже не испытывать каких-то неудобств.
Провозиться с несговорчивым водителем больше, чем обычно, инспектор, конечно же, не горит желанием. Тем более, когда нет официального подтверждения нарушения.
Обязан ли водитель садиться в служебную машину по новому Приказу №664?
Новый Приказ №664 породил множество мифов. Точнее сказать, породил не он, а разного рода информационные ресурсы, копирующие сообщения, не проверяя фактически соответствие их действующему на 2022 год законодательству. Одним из таких мифов стала законность требования сотрудника полиции пройти с ним в патрульный автомобиль для составления административного материала. Обязан ли водитель садиться в служебную машину для составления протокола или постановления по новому Приказу № 664 и законно ли требование инспектора ДПС пройти к нему в патрульную машину? Давайте разбираться!
Фактически в новом регламенте, который вводится в действие Приказом № 664, наоборот, появился пункт, регламентирующий посадку водителя в служебное авто. И пункт этот даёт нам чёткий ответ на наш главный вопрос.
Обязан ли водитель садиться в машину инспектора?
Итак, для того, чтобы пройти в служебный автомобиль, водитель обязан выйти из своей машины по требованию или просьбе инспектора. Мы уже перечислили основания для такого требования, которые делают его совершенно законным. И их всего два:
- задержание водителя,
- досмотр машины.
Это реально 2 исчерпывающих основания, когда водитель не то что обязан пройти в патрульную машину сотрудника ГИБДД, а просто покинуть свой автомобиль.
В остальных же случаях, равно как и в этих двух, такой обязанности у водителя нет, за исключением, пожалуй, административного задержания или доставления водителя в дежурную часть, когда отвезти его для этого можно только в патрульном автомобиле. Ни один пункт нового Административного регламента, актуального на 2022 год, не обязывает водителя садиться в машину инспектора и не дают законного права инспектору требовать от водителя пройти к нему в патрульный авто, кроме административного задержания и доставления. Вы можете хоть до дыр перечитать весь этот регламент.
Что касается задержания, то оно также должно иметь свои чёткие основания, перечисленные в статье 14 ФЗ «О полиции», а перед таким задержанием составляет соответствующий протокол, это предписывает пункт 186 регламента:
Однако, выше мы упоминали, что новый некий пункт Приказа всё же предусматривает посадку водителя в патрульный авто. И это правда! Вот только о требовании выйти из машины и сесть в служебную речи в этом пункте не идёт.
Разговор о пункте 93 регламента:
Как видим, в пункте 93 речь идёт лишь о предложении, а за отказ от такого предложения сотрудника ГИБДД на 2022 год никакого наказания нет.
Какие наказания для пешеходов и пассажиров?
Вообще за любое нарушение ПДД пешеходом или пассажиром в контексте их участия в процессе дорожного движения предусмотрен единый штраф – всего 500 рублей, которые ещё и можно оплатить со скидкой в течение 20 дней со дня его выписывания. Штраф предусмотрен частью 1 статьи 12.29 Административного кодекса.
Но есть и более тяжёлая санкция – за отказ от законного требования сотрудника полиции вас могут оформить по части 1 статьи 20.25 КоАП, а за это максимальное наказание – административный арест до 15 суток.
И последнее наказание могут применить при отказе выполнить именно законное требование сотрудника:
Что за новый закон?
Итак, как мы уже указали, речь идёт о Постановлении Правительства о внесении изменений. Помимо ПДД, КоАП, Приказа №664, есть ещё целый ряд законодательных норм, которые регулируют в том числе вопрос нарушения законов на дорогах России. К ним и относится, ППРФ №716 о надзоре в этой области, устанавливающее общие правила порядка такого надзора.
Изменения вносятся в этот правовой акт по части добавления войск национальной гвардии в число служб, которым дана возможность надзора за водителями. А именно:
- Росгвардии даны полномочия останавливать автомобили,
- право проводить досмотр и осмотр,
- следить за изменением конструкции автомобилей.
Какое наказание за невыполнение требования выйти из машины
В Административном кодексе существует специальная санкция за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Повторимся, что именно законного требования.
Но санкция эта достаточно жёсткая, хотя и предусматривает вилку наказаний. Водителя ждёт мера наказания от штрафа от 500 рублей до административного ареста на 15 суток. Всё будет зависеть от тех или иных обстоятельств невыполнения требования, а также от вреда и опасности, причинёнными таким нарушением.
Санкцию эту предусматривает статья 19.3 КоАП в своей части 1. Подробной градации там к сожалению не указано, поэтому всё будет зависеть от сотрудников и судебного решения.
Нужно ли садиться в машину к гаишникам и что будет за отказ
Исходя из ЭТОЙ логики, отказ быть понятым они так же могут «притянуть за уши» к неисполнению законного требования сотрудника полиции.
Вы садитесь в патрульную машину, вместе с этим сразу ощущаете дискомфорт. Во-первых, парни в погонах – практически на каждого человека действует такая психологическая атака, а когда вы еще и не в своей машине, вы чувствуете себя скованнее.
Вообще, выходить из автомобиля необходимо исключительно для участия в тех или иных процессуальных действиях (освидетельствование на состояние опьянения, участие в качестве понятого, осмотр или досмотр транспортного средства). Проверять документы инспектор вполне может без нашего присутствия в патрульном автомобиле.
Сотрудники ГИБДД могут остановить любое транспортное средство для проверки документов. Обычно водители без восторга воспринимают взмах полосатого жезла инспектора ДПС, но на самом деле поводов расстраиваться (если вы не нарушаете правила дорожного движения) нет. Нужно четко знать свои права на дороге, вести себя с инспектором корректно, внимательно читать предлагаемые на подпись документы.
При каких операциях понятые не нужны?
Список таких процедур достаточно широкий, и мы перечислим лишь самые неочевидные (ведь понятно, что для выписывания простого штрафа на 500 рублей, к примеру, понятой определённо не потребуется):
- административное задержание водителя или любого другого лица,
- доставление в отдел полиции,
- осмотр автомобиля (чем он отличается от досмотра, читайте в специальной статье),
- привод лица в суд или отдел полиции,
- выдворение иностранных граждан,
- выписывание требований и предписаний за тонировку,
- составление протокола по лишенческим статьям для передачи в суд,
- изъятие номеров и СТС за езду на незарегистрированном авто.
При каких процедурах понятой должен быть?
Список таких административных процедур не очень велик. Но главное в том, что в любой из них понятого может заменить обыкновенная видеозапись (об этом немного ниже).
Итак, Вас могут вызвать в качестве “удостоверяющего” процедуру в следующих процессах на дороге.
ОСАО и МОСО
Расшифровывается как “освидетельствование на состояние алкогольного опьянения” – то есть “продувка” водителя на дороге, или “медицинское освидетельствование на состояние опьянения”. Это сложное административное действие, требующее соблюдение ряда тонкостей от инспектора, и порядок этого действия сложен:
- инспектор отстраняет водителя от управления и предлагает водителю пройти ОСАО, от которого водитель может отказаться, тогда, при наличии достаточных оснований полагать, что водитель пьян, он направляется на медосвидетельствование, от которого отказываться уже нельзя,
- если водитель соглашается, составляется акт освидетельствования, и для этого мероприятия приглашаются понятые или применяется видеозапись,
- понятым зачитываются их права, а также называются основания для проведения ОСАО (а они должны быть), и операция проходит под их наблюдением,
- если прибор после “продувки” показывает значение выше 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха, на водителя составляется протокол, куда вписываются понятые и ставится их подпись,
- если прибор показал не запрещённые для управления значения, то водителя либо отпускают, и тогда понятые подписывают акт освидетельствования; либо направляют на медосвидетельствование, при оформлении документов на которое участвуют те же понятые или производится видеозапись, а на само медицинское освидетельствование водитель едет уже без понятых.
Досмотр автомобиля, груза или личных вещей и/или их изъятие
- Сотрудник ГИБДД составляет протокол досмотра ТС и приглашает двоих понятых либо включает видеозапись, понятые сразу должны быть вписаны в протокол,
- понятым зачитываются их права, называются основания для проведения досмотра, и при них проводится сама операция,
- при нахождении запрещённых искомых предметов, они изымаются, что демонстрируются понятым и вписываются в протокол,
- протокол досмотра вручается понятым для подписи, а также протокол изъятия вещей, если таковые изымались.
Личный досмотр
Личный досмотр проводится только при понятых. Это единственная административная процедура, видеозапись для которой не подойдёт (п. 190 регламента). Если досматривают мужчину, то проводить операцию тоже должен мужчина, если женщину – соответственно, женщина.
Порядок привлечения понятых и их подписей аналогичен досмотру автомобиля.
Эвакуация на штрафстоянку
Понятые при эвакуации автомобиля вызываются, только когда водителя нет при такой эвакуации (пункт 250 регламента). При задержании машины составляется соответствующий протокол (п.251), где понятые расписываются.
Сам процесс эвакуации, помимо протокола, должен сопровождаться опечатыванием дверей и крышки багажника авто (должны быть наклеены специальные наклейки).
Понятые могут быть заменены видеозаписью процесса.
Арест автомобиля
Это одна из очень редких операций, которая требует понятых либо производство видеозаписи процесса. Арест должен также сопровождаться описью имущества, в том числе внутри машины, и соответствующим протоколом, который подписывается понятыми.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Приказы №185 и №664 — какие изменения внесены в регламент?
- Обязан ли водитель садиться в служебную машину по новому Приказу №664?
- Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?
Правила и порядок привлечения понятого
Чаще всего порядок привлечения Вас для удостоверения того или иного процесса на дороге сотрудником ГИБДД обстоит следующим образом:
Вас останавливает инспектор (не важно, водитель Вы или пешеход); основание – ;
вызывает выступить понятым для проведения той или иной процедуры;
обязательно разъясняет Вам Ваши права и обязанности – конкретно статью 51 Конституции (о том, с чем Вы имеете право знакомиться в ходе дела и что Вы не обязаны свидетельствовать в данном случае против своих родственников) – ;
Понятых всегда вызывается двое – не бывает процедур с привлечением только одного понятого.
Зачем инспектор ГИБДД просит пройти в патрульную машину
Вот здесь самое интересное. Нужно понимать, что не каждое нарушение может быть зафиксировано при помощи технических средств – радаров, камер и прочего.
Бывает, например, что водитель немного пересёк двойную сплошную только одним колесом. А расположение камеры не позволяет достоверно это подтвердить. Выходит, что прямых доказательств вашего нарушения не имеется.
Да и сами инспектора ГИБДД – практически обычные люди, которые стараются не доставлять себе лишних хлопот. А среди водителей довольно много простачков, что готовы тут же предложить озвученную сумму и тоже не испытывать каких-то неудобств.
Провозиться с несговорчивым водителем больше, чем обычно, инспектор, конечно же, не горит желанием. Тем более, когда нет официального подтверждения нарушения.
Нужно ли садиться в машину к гаишникам и что будет за отказ
Вопрос о том, можно ли не садиться в автомобиль к инспектору ДПС отечественные водители в массе своей, судя по всему, даже не задают. Ведь человека в форме априори следует беспрекословно слушаться. Сказал – шагайте за мной, значит шагайте. Узнали себя? Конечно, узнали…
Зачем гаишники зовут водителей в свою машину? Очевидно, это в том числе психологический прием – нарушитель или человек, которого хотят сделать таковым, находится на “чужой территории”. Если он робок и мнителен, да еще и не слишком хорошо знает свои права, равно как и Правила дорожного движения на пару с КоАП, то в спецтранспорте с цветографической схемой и проблесковыми маячками на него проще оказать давление. И необязательно оно будет грубым! Инспектор может попытаться втереться в доверие фразами вроде “Иван Петрович, ну вы же нарушили, мы оба это знаем, а я вынужден выполнять свою работу”.
Обратимся к букве закона, а, именно, к пункту 93 Приказа МВД РФ №664, который вступил в силу 20 октября 2017 года. В нем сказано, что сотрудник вправе предложить (ключевое слово – предложить!) участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в определенных случаях, а, именно:
наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника
Здесь стоит отметить и пункт 93.3: ” Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов”. Но мы опять подходим к рекомендательному посылу. По факту садиться в машину к гаишникам вовсе необязательно, и гражданин водитель от подобного предложения вполне может отказаться.
” В этом нет никакой необходимости. Вообще, выходить из автомобиля необходимо исключительно для участия в тех или иных процессуальных действиях (освидетельствование на состояние опьянения, участие в качестве понятого, осмотр или досмотр транспортного средства). Проверять документы инспектор вполне может без нашего присутствия в патрульном автомобиле. А подписать процессуальные документы (протокол или расписаться в получении копии постановления) можно и у себя в машине. Но сотрудники ДПС, как правило, прибегают к таким уловкам, чтобы удостовериться, например, в наличии оснований для медосвидетельствования. Так сказать, “понюхать” водителя именно в салоне патрульной машины”, – говорит автоэксперт и юрист Сергей Смирнов. Тем не менее, в ряде случаев, связанных с составлением процессуальных документов, а, именно:
Административный протокол о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ
Протокол о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ
Протокол об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ
В завершении отметим, что попытки инспектора обвинить вас в неподчинении представителю власти неправомерны, поскольку предложение проследовать в патрульный автомобиль является не требованием и не обязанностью, но правом.
Приказ 185 ГИБДД РФ: основные положения
Нужно ли выходить из машины к инспектору и садиться в машину ДПС?
Нет, уважаемые автомобилисты.
Выходить из своей машины, по устной просьбе инспектора, в ваши обязанности не входит. Более того, инспектор сам обязан подойти к вам во время остановки вашего автомобиля.
Такая обязанность у вас настанет только с момента составления инспектором протокола:
- о вашем задержании (ст.27.4.1 КоАП РФ),
- или протокола досмотра вашего автомобиля(27.9).
- протокола об отстранении вас от управления транспортным средством (ст.27.12 КоАП РФ)
Фото: В соответствии с Административным регламентом, а именно пунктом 70 Приказа № 185 МВД РФ сотрудник ГИБДД, вправе предложить вам выйти из своей машины в следующих случаях:
- для устранения технической неисправности транспортного средства или правил перевозки грузов;
- для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника
- наличия у водителя признаков опьянения, то есть когда имеются достаточные основания полагать, что водитель не трезв;
- для проведения личного досмотра, или досмотра транспортного средства и груза;
- когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
- в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов, то есть быть понятыми либо оказании помощи другим участникам движения или сотрудникам полиции;
Обратите внимание, что в данном пункте Приказа № 185 нет ни слова о принудительном исполнении