Новый штраф за отсутствие техосмотра в России – сколько и когда вступит в силу?

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?

Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.

Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.

Таблица периодичности техосмотра по годам выпуска
Тип транспортного средства
Кому принадлежит?
Год выпуска ТС
Как часто нужно проходить техосмотр?
Легковые автомобили
юридическому лицу
от 4 до 10 лет
каждые 24 месяца
Легковые машины
юридическому лицу
10 лет и старше
ежегодно
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси
физическому лицу (гражданину)
старше 4 лет и до 10 лет
каждые 24 месяца
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси
физлицу
от 10 лет
раз в 12 месяцев
Легковые такси
неважно
до 5 лет
один раз в год
Легковые такси
неважно
от 5 лет и старше
каждые 6 месяцев
Грузовики, массой до 3,5 тонн
неважно
4-10 лет
раз в 24 месяца
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн
неважно
свыше 10 лет
ежегодно
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн
неважно
до 5 лет
раз в год
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн
неважно
более 5 лет
каждые 6 месяцев
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя)
неважно
до 5 лет
каждые 12 месяцев

Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8
неважно
старше 5 лет
раз в полгода
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы
неважно
неважно
один раз в 12 месяцев
Автобусы
неважно
до 5 лет
ежегодно
Автобусы
неважно
старше 5 лет
каждые 6 месяцев
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн
юридическому лицу
от 4 до 10 лет
один раз в 24 месяца
Те же прицепы и полуприцепы
юрлицу
от 10 лет и старше
каждые 12 месяцев

Какая ответственность возложена на руководителя юридического лица, если оно не прошло техосмотр?

Штрафные санкции

Если юридическое лицо не пройдет технический осмотр в срок, то в соответствии с законодательством на него будут наложены штрафные санкции. В случае если истек срок действия техосмотра более 30 дней, штраф может составлять от 5 000 до 10 000 рублей в зависимости от типа транспорта.

Однако, главой юридического лица могут быть предусмотрены еще более серьезные штрафы по решению суда. Например, если отсутствие налаженной системы технического контроля привело к аварии, где пострадали люди или был причинен материальный ущерб, то руководитель может не только быть штрафован, но и потерять должность.

Моральная ответственность

Кроме финансовых штрафов, руководитель юридического лица несет моральную ответственность перед своими сотрудниками и партнерами, если они пострадали в аварии из-за не налаженной системы технического контроля. Нарушение законодательства в области безопасности дорожного движения может негативно сказаться на репутации компании и привести к утечке клиентов.

Контроль технической осмотра

Руководитель юридического лица должен контролировать техосмотр своего транспортного средства, чтобы избежать штрафных санкций и аварий на дорогах. Для этого необходимо создать систему планирования техосмотров, обозначив ответственных за такой контроль. Также может быть назначен и контролирующий должностное лицо, которое будет следить за своевременностью прохождения техосмотра каждого транспортного средства юридического лица.

Проверок стало меньше

С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:

  • наличие коррозии элементов тормозной системы;
  • наличие повреждений тормозных трубопроводов;
  • наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
  • уровень шума выпускной системы;
  • наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
  • наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
  • способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
  • работу штатного противоугонного устройства.

Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.

Что такое диагностическая карта?

В диагностической карте (ДК) содержится информация о прохождении техобслуживания ТС. Осмотр проводится только в специализированном центре, его цель – обеспечение безопасности владельца автомобиля и пассажиров. Ранее техкарту оформляли все автомобили старше 3-х лет. Однако в 2023 году осмотр для частных легковых автомобилей и мотоциклов проводится на добровольной основе. Техосмотр необходим только:

  • такси, автобусам и грузовикам;
  • для соблюдения требований Евросоюза;
  • при постановке на госучет ТС старше 4-х лет;
  • при смене владельца, если автомобилю больше 4-х лет;
  • при визуальном наличии неисправности, которая угрожает безопасности участников дорожного движения;
  • при регистрации действий, касающихся внесения изменений в конструкцию ТС, заменой одного из основных элементов.

Стоит отметить, что Российский Автотранспортный Союз (РАС) все еще рекомендует проходить проверку на добровольной основе. Если сотрудники ГИБДД остановят автомобиль, они вправе провести принудительную проверку на месте или в стационарном пункте. Основанием для осмотра часто становится участие водителя в ДТП или визуальные признаки поломки. При обнаружении неисправности водитель получит штраф, а ТС эвакуируют. От проверки спасет действующая ДК.

Во время диагностики специалист проверяет:

  • двигатель;
  • узлы управления;
  • тормозную систему;
  • наличие аварийного знака;
  • осветительные устройства;
  • срок годности огнетушителя;
  • предметы, находящиеся в аптечке;
  • покрышки, диски и крепления колес;
  • приборы, служащие для омывания стекол;
  • дополнительные элементы: зеркала, ремни, замки.

К отказу в выдаче карты приводит неисправность этих элементов или запрещенный тюнинг.

Для получения карты необходимо пройти осмотр в центре из списка, опубликованного на официальном сайте РСА. Потребуется оригинал паспорта водителя и ПТС. Сотрудник центра проведет осмотр и фотофиксацию автомобиля до и после. Снимки обязательны с 2021 года, на каждом из них ставится ЭЦП проверяющего, а также:

  • марка ТС;
  • модель;
  • цвет кузова;
  • государственный номер;
  • координаты места, в котором велась съемка.

Если один из этих пунктов заполнен ошибочно, карточка признается недействительной. Если мастер выявил поломку, водитель должен устранить ее за 10 дней и прийти на повторный осмотр, доплатив за сканирование неисправного ранее узла. При просрочке этого срока ему придется оплачивать процедуру полностью.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Нужен ли техосмотр в 2023 году для постановки на учет автомобиля в ГИБДД?

Каждое транспортное средство, выезжая на дороги страны, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам дорожного движения. Это, в первую очередь, исправность, что поможет избежать аварийных ситуаций.

Соответствие допуску и безопасности подтверждается прохождением технического осмотра. Результатом является диагностическая карта. Но она не требуется при постановке на учет транспортного средства.

Перечень необходимых документов для проведения регистрационных действий в ГИБДД перечислен в ч. 1,2 ст. 15 Закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ:

  • заявление автовладельца, на основании которого будет производиться постановка на учет автомобиля;
  • паспорт собственника машины;
  • ПТС, если выдан в бумажном виде;
  • свидетельство о регистрации ТС (при наличии);
  • документ о праве собственности на авто (договор купли-продажи или иной);
  • полис ОСАГО и платежный документ об уплате госпошлины (по желанию).

Однако, инспектор ГИБДД обязан осмотреть транспортное средство для проверки соответствия номеров с указанными в документации. После чего он ставит отметку в заявлении с указанием своей ФИО, даты и времени проведения действий.

Какой штраф за не пройденный техосмотр?

В России с 2023 года вступил в силу новый закон, согласно которому обязательный технический осмотр (техосмотр) стал необходим для автомобилей каждый год. Отменены также существовавшие ранее сроки пройденного техосмотра, теперь необходимо выполнять его ежегодно.

Если вам необходимо пройти техосмотр и вы его не прошли, вы можете получить штраф. В соответствии с законом, штраф за не пройденный техосмотр составляет от 500 до 2 500 рублей для физических лиц и от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц. Размер штрафа зависит от множества факторов, включая регион, тип транспортного средства и нарушение.

Для определения необходимости прохождения техосмотра можно использовать диагностическую карту. Она содержит информацию о техническом состоянии автомобиля и сроке последнего прохождения техосмотра. Техосмотр нужно проходить в специализированных станциях, которые занимаются проверкой технического состояния автомобилей.

Если вы всё-таки сомневаетесь, отменили ли техосмотр в 2022 году, то правда заключается в том, что обязательный техосмотр был сохранён с 2023 года. Таким образом, каждому владельцу автомобиля необходимо проходить техосмотр ежегодно, чтобы соответствовать требованиям закона.

Как сделать онлайн проверку штрафов по водительскому удостоверению

Штраф за отсутствие диагностической карты в 2023 году КОАП РФ

Согласно ч. 2 ст. 12.1 КоАП штраф за езду без техосмотра могут получить юридические лица и водители, которые используют автомобиль:

  • в качестве легкового такси;
  • для служебных целей (к примеру, перевозки товаров для офиса, работы курьером);
  • для перевозки пассажиров, например проведения экскурсий (друзья и родственники – исключение).

Если сотрудник дорожной службы остановит такой автомобиль без ДК, он выпишет владельцу штраф. На устранение проблемы дается 24 часа, то есть спустя сутки возможно повторное наказание.

Сколько штраф для юридических лиц

Юрлица, индивидуальные предприниматели и некоторые физические лица (см. выше), за езду без диагностической карты обязаны выплатить штраф в размере 2 000 рублей.

До 1 марта 2023 года сумма составляла всего 500 — 800 рублей. В плане введение проверок с помощью камер. Так как новые штрафы выносятся каждые 24 часа, теоретически санкция за неделю езды под датчиками без ДК составит 14 000 рублей. Однако пока автоматическая система еще не работает, камеры не могут одновременно учесть все необходимые факторы.

Сколько штраф для физических лиц

Дело в том, что многие водители незаконно покупали карты, не проходя настоящий техосмотр. Власти не могли отследить легальность процедуры и ввели фотофиксацию, обязали проверяющих отсылать данные в ЕАИС ТО, занялись разработкой новых тарифов. Однако вскоре МВД предложило отменить техосмотр. Глава ГИБДД заявил, что в некоторых регионах пункты обслуживания не отвечают требованиям, а водители и без карты обязаны поддерживать автомобиль в рабочем состоянии.

Хотя проходить техосмотр необязательно, стоит посещать сервисный центр ради собственной безопасности. К тому же, ДК пригодится в случае ДТП.

Посмотреть еще статьи из рубрики: Техосмотр

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий