Имеют ли право ДПС стрелять по колёсам и по машине при погоне?

В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт

Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:

  • были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
  • наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
  • получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
  • необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
  • если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
  • для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
  • когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
  • необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
  • для проверки перевозимых в ТС грузов.

Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:

  • диска со световозвращателем красного цвета;
  • жеста (когда необходимо, применяется жезл);
  • громкоговорящего устройства.

Такой порядок установлен п. 64 вышеуказанного Приказа МВД.

Какие могут применяться меры по задержанию

Если водитель проигнорирует сигнал сотрудников ГИБДД и не остановится, может быть организовано его преследование на патрульной машине. Также данные о нарушителе передаются следующему посту ДПС для принятия мер по задержанию. То есть, если водитель сбежал от ДПС, рано или поздно его остановят. Но тогда придется отвечать не только за нарушение ПДД, но и за неподчинение требованиям сотрудников Госавтоинспекции.

В ходе преследования инспекторами ГИБДД могут быть применены допустимые меры физического воздействия, а также специальные средства по задержанию, вплоть до огнестрельного оружия. Тогда водитель столкнётся с риском получения морального, материального и физического ущерба, компенсировать который ему не удастся.

В лучшем случае нарушитель получит почтовое уведомление о необходимости посещения отделения ГИБДД для разбирательства по факту содеянного. При неявке дело будет рассмотрено без присутствия водителя. Тогда однозначно придётся заплатить максимальную сумму штрафа по соответствующей статье.

Имеет ли право ГАИ или ДПС гнаться за мотоциклом если мотоциклист без шлема.

Вообще езда на мотоцикле без шлема явялется нарушением правил дорожного движения и равносильно езде в автомобиле с непристегнутыми ремнями безопасности.п. 2.1.2. ПДД Водитель механического транспортного средства обязан:При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности) .

При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.В противном случае — административная ответствнность Статья 12.6.

  • Какое напряженное состояние называется чистым сдвигом как можно осуществлять явление чистого сдвига

      

  • Как задекларировать место жительства в литве

      

  • Патент в европе мировая новизна что это значит

      

  • Что положено многодетному военнослужащему

      

  • Уфмс должности какие бывают

Когда и где ГИБДД нельзя стрелять в машину во время преследования?

Между тем, существуют ограничения на применение огнестрельного оружия по автомобилям нарушителей. Все они перечислены в части 6 ст. 23 ФЗ О Полиции и пункте 98 Регламента МВД № 664.

Так, инспекторы не могут открывать огонь по нарушителю:

  • Если за рулём находится беременная женщина, инвалид с явными признаками или подросток (чей возраст известен инспектору), при условии, что эти лица сами не оказывают сопротивление при погоне с оружием в руках,
  • Если преследование происходит в местах скопления людей или других автомобилей, которые могут быть задеты пулями,
  • Если местом погони является горная дорога, ж/д переезд, мост, эстакада, туннель или на участке дороги плохая видимость,
  • Если преследуется машина с опасным грузом, автобус, скорая помощь, мотоцикл, мопед или ТС, принадлежащие консульским или дипломатическим структурам, либо международным организациям.

Проще говоря, в населённых пунктах пальба по машинам нарушителей практически исключена. Ведь даже если пуля угодит в колесо и автомобиль потеряет управление, неизвестно, куда он потом съедет на скорости и не пострадают ли от этого случайные люди.

Допускается ли использовать «ежи» и другие спецсредства для остановки нарушителя?

Да, есть такая возможность.

При преследовании правонарушителя сотрудники полиции имеют право применять не только табельное оружие (пистолеты), но и другие специальные средства. Некоторые из этих вещей перечислены в ч. 2 ст. 21 Закона о полиции.

Для принудительной остановки транспортных средств в 2023 году применяются:

  • лента с шипами (модели «Ежик», «Еж-М», «Лиана», «Гарпун»),
  • барьеры для проезда автомобилей («Кактус»),
  • патрульные машины на дороге
  • блокирование проезда нарушителя грузовиками,
  • другие средства остановки автомобиля.

Практически всегда в результате применения спецтехники и оружия автомобиль преступника повреждается. Но в этом случае компенсация не дается даже по ОСАГО. Это означает, что владелец должен в лучшем случае потребовать компенсацию ущерба от нарушителя, который находился за рулем автомобиля в момент погони.

Кто будет виноват в ДТП?

В России несколько лет назад усилили наказание за непредоставление преимущества автомобилям «Скорой помощи» – теперь, если из-за действия водителя пациенту будет причинен тяжелый вред здоровью, он рискует получить штраф в 80 тысяч рублей или до 2 лет тюрьмы. А если пациент умрет из-за этого – виновник может получить до 4 лет лишения свободы. Даже если до уголовной ответственности это не дотягивает – водителя за препятствование действиям медиков «Скорой» накажут штрафом в размере 4000-5000 рублей.

С одной стороны, это справедливо – если спецтранспорт имеет преимущество при езде с включенными сигналами, все обязаны уступать ему дорогу. С другой – ответственность несет и водитель самой «Скорой», который обязан убедиться в безопасности маневров.

С этим не так давно был связан судебный прецедент – водитель «Скорой помощи» сбил на пешеходном переходе девушку, когда возвращался на подстанцию (но с включенным проблесковым маячком). ГИБДД, и суды всех инстанций в итоге признали виновным именно его – и суть даже не в том, что он в момент ДТП не выполнял неотложного задания, а в том, что даже водители спецтранспорта обязаны убеждаться в безопасности своих маневров на дорогах.

Это значит, что водитель должен действовать так, чтобы своими действиями не создавать опасности для движения и не причинять никому ущерба.

Но что будет, если водитель «Скорой» (или пожарного авто, или авто ДПС, ВАИ или другого ведомства) не убедится в безопасности маневра, и попадет в ДТП – но с включенными сигналами и действительно выполняя неотложное задание?

Судебная практика по таким делам противоречивая – например, водителя «Скорой» из Новочеркасска, который столкнулся с легковым автомобилем, следуя на красный свет светофора с очень тяжелым пациентом, суд признал виновником ДТП (хотя он утверждал, что не видел другое авто из-за киоска возле перекрестка)

Но в других случаях суд может принять и противоположное решение, акцентируя внимание на том, что спецсигналы все же дают приоритет в движении

Если же следовать логике, в подобных ситуациях виновны обе стороны: водители спецтранспорта виновны в том, что не убедились в безопасности, а водители других авто – в том, что не уступили дорогу. Так что решения судов будут разными в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств ДТП.

Сотрудник записывал видео – могут ли прислать штраф по почте?

На практике, могут, хотя таких случаев очень мало. Но по закону нет. Но и водители в таких ситуациях часто путают уже вынесенный штраф по почте с простым приглашением в отделение ГИБДД.

Дело в том, что ДПС, несущий на дороге службу с камерой в руках – это всё тот же сотрудник. Камера не является в данном случае средством автофиксации, а полученное видео таким способом автоматически не делает виновным собственника автомобиля.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
  • Общение с ГИБДД: что почитать для повышения юридической грамотности?
  • Могут ли ГИБДД патрулировать в гражданском или личном автомобиле, останавливать и штрафовать?

Поэтому вполне закономерной может показать ситуация, когда и инспектор, сняв нарушение, но даже не остановив водителя, просто пришлёт штраф по почте.

Но камера в руках ГИБДД не является специальным техническим средством для функций автофиксации нарушений. И потому здесь действует общее правило презумпции невиновности: инспектор ДПС не просто должен снять видео нарушения, но и установить личность водителя.

При каких процедурах понятой должен быть?

Список таких административных процедур не очень велик. Но главное в том, что в любой из них понятого может заменить обыкновенная видеозапись (об этом немного ниже).

Итак, Вас могут вызвать в качестве “удостоверяющего” процедуру в следующих процессах на дороге.

ОСАО и МОСО

Расшифровывается как “освидетельствование на состояние алкогольного опьянения” – то есть “продувка” водителя на дороге, или “медицинское освидетельствование на состояние опьянения”. Это сложное административное действие, требующее соблюдение ряда тонкостей от инспектора, и порядок этого действия сложен:

  1. инспектор отстраняет водителя от управления и предлагает водителю пройти ОСАО, от которого водитель может отказаться, тогда, при наличии достаточных оснований полагать, что водитель пьян, он направляется на медосвидетельствование, от которого отказываться уже нельзя,
  2. если водитель соглашается, составляется акт освидетельствования, и для этого мероприятия приглашаются понятые или применяется видеозапись,
  3. понятым зачитываются их права, а также называются основания для проведения ОСАО (а они должны быть), и операция проходит под их наблюдением,
  4. если прибор после “продувки” показывает значение выше 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха, на водителя составляется протокол, куда вписываются понятые и ставится их подпись,
  5. если прибор показал не запрещённые для управления значения, то водителя либо отпускают, и тогда понятые подписывают акт освидетельствования; либо направляют на медосвидетельствование, при оформлении документов на которое участвуют те же понятые или производится видеозапись, а на само медицинское освидетельствование водитель едет уже без понятых.

Досмотр автомобиля, груза или личных вещей и/или их изъятие

  1. Сотрудник ГИБДД составляет протокол досмотра ТС и приглашает двоих понятых либо включает видеозапись, понятые сразу должны быть вписаны в протокол,
  2. понятым зачитываются их права, называются основания для проведения досмотра, и при них проводится сама операция,
  3. при нахождении запрещённых искомых предметов, они изымаются, что демонстрируются понятым и вписываются в протокол,
  4. протокол досмотра вручается понятым для подписи, а также протокол изъятия вещей, если таковые изымались.

Личный досмотр

Личный досмотр проводится только при понятых. Это единственная административная процедура, видеозапись для которой не подойдёт (п. 190 регламента). Если досматривают мужчину, то проводить операцию тоже должен мужчина, если женщину – соответственно, женщина.

Порядок привлечения понятых и их подписей аналогичен досмотру автомобиля.

Эвакуация на штрафстоянку

Понятые при эвакуации автомобиля вызываются, только когда водителя нет при такой эвакуации (пункт 250 регламента). При задержании машины составляется соответствующий протокол (п.251), где понятые расписываются.

Сам процесс эвакуации, помимо протокола, должен сопровождаться опечатыванием дверей и крышки багажника авто (должны быть наклеены специальные наклейки).

Понятые могут быть заменены видеозаписью процесса.

Арест автомобиля

Это одна из очень редких операций, которая требует понятых либо производство видеозаписи процесса. Арест должен также сопровождаться описью имущества, в том числе внутри машины, и соответствующим протоколом, который подписывается понятыми.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Приказы №185 и №664 — какие изменения внесены в регламент?
  • Обязан ли водитель садиться в служебную машину по новому Приказу №664?
  • Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Когда инспектор имеет право применить оружие?

Ходят слухи, что сотрудники ГИБДД могут стрелять по автомобилю, только если их здоровью угрожает опасность, однако это не совсем верно. Фактически, сотрудники получают право на применение табельного оружия сразу после начала преследования, но при соблюдении некоторых формальностей. Перед выстрелом по автомобилю инспектор должен предупредить о намерении применить оружие: с помощью громкоговорителя, установленного в патрульной машине, и выстрела в воздух.

Также использование оружия ограничивается некоторыми условиями:

  • на линии огня и поблизости не должно находиться третьих лиц, которым может быть причинен ущерб;
  • целиться необходимо не в нарушителя, а в его автомобиль (причиняемый вред должен быть минимальным);
  • в результате выстрелов водитель не должен потерять управление ТС, так как это может привести к жертвам.

Таким образом, сотрудники ГИБДД стреляют по пытающейся скрыться машине только в крайних случаях, так как при применении оружия инспекторы тоже несут некоторую ответственность за последствия. Однако все перечисленные условия могут быть законно не соблюдены, если действия водителя предоставляют прямую угрозу жизни и здоровью инспекторов или окружающих людей и если другими методами, кроме применения табельного оружия, остановить преступника не выйдет.

Допускается ли использовать «ежи» и другие спецсредства для остановки нарушителя?

Да, такая возможность есть.

В ходе преследования нарушителя сотрудники полиции имеют право применять не только табельное оружие (пистолет), но и другие спецсредства. Некоторые из этих вещей перечисляются в части 2 ст. 21 Закона о полиции.

Для принудительной остановки транспортного средства в 2023 году применяются:

  • ленты с шипами (модели «Еж», «Еж-М», «Лиана», «Гарпун»),
  • заграждения для проезда автомобилей («Кактус»),
  • стоящие на дороги патрульные машины,
  • блокирование проезда нарушителю грузовиками,
  • иные способы остановки ТС.

Практически всегда в результате применения спецсредств и оружия автомобиль нарушителя получает повреждения. Но в этом случае какая компенсация, даже по ОСАГО, не предусмотрена. То есть в лучшем случае собственнику придётся требовать возмещения ущерба с того нарушителя, который был за рулём машины в момент погони.

Можно ли не останавливаться в этом случае?

Несмотря на то, что водитель обязан подчиняться исключительно законным требованиям сотрудника полиции, практика 2023 года прямо говорит о том, что неостановка по требованию, которое было не совсем законным, может грозить штрафом, а иногда и задержанием с последующим административным арестом – тоже, впрочем, незаконным.

Добавить к этому то, что пункт 88 регламента фактически позволяет включить проблесковые маячки на патрульной машине, что сделает остановку на автобусной полосе, например, уже законной, то и требование об остановке является также основанным на законности.

Вообще, теме остановки транспортных средств и проверки документов приведена отдельная статья по части наличия оснований для этих действий.

Здесь лишь отметим, что в Административном кодексе есть специальная статья за неостановку по требованию со штрафом от 500 до 800 рублей по .

Но на практике 2023 года вас могут оформить по статье 19.3 КоАП за невыполнение законного требования сотрудника ГИБДД. Это незаконно, и фактически любой судья обязан отменить такое наказание, потому как норма статьи 12.25 является более частной по отношению к 19.3. Вот яркий пример такого решения в судебной практике.

А за незаконное задержание и, тем более, арест сотрудника вообще может ждать статья 286 Уголовного кодекса. Вот ещё один пример такого дела.

Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?

Вопрос законности этого напрямую регулируют два правовых акта:

  • Федеральный закон “О полиции”,
  • Административный регламент, введённый в действие Приказом №664.

Поэтому давайте обратимся непосредственно к регламенту. Пункт 63 регулирует сразу три положения и условия видимости патрульной машины.

Итак, первый абзац пункта 63 говорит нам следующее:

Вроде бы всё логично, и ответ на главный наш вопрос получен. Если деятельность полиции является публичной, а пресечение нарушений ПДД первостепенно, то автомобиль должен быть отчётливо виден. Но не всё так просто!

Это второй абзац того же пункта. Из него следует, что всё-таки ГИБДД могут прятаться в кустах, согласно Приказу №664 (точнее, его регламенту), но только при двух определённых условиях (выполнении одного любого из них):

  1. ДПС прячут машину, когда дежурят только на аварийно-опасных участках дороги,
  2. применяется фото- или видеофиксация нарушений ПДД.

Причём, практически всегда в 2023 году при выявлении нарушений сотрудники ГИБДД используют видеокамеру. Это факт.

Но в этом пункте прямого перечисления кустов нет. Кусты могут быть элементами обустройства улично-дорожной сети, но только в том случае, если они посажены в целях такого обустройства — то есть искусственно (например, в качестве защиты дороги от заноса снегом зимой), а не сами выросли возле дороги. Однако, ни то, ни обратное не доказуемо, и потому налицо пробел в трактовке этого правового акта.

Поэтому захлестнувшие интернет новости о том, что только после выхода нового Приказа ГИБДД могут прятаться в кустах, не более чем “утка”.

Как определить аварийно-опасный участок дороги?

Нет, это вовсе не тот участок, который отмечен предупреждающим знаком 1.33:

Этот знак предупреждает о прочих опасностях, и это прямо говорит его одноимённое название. Именно к аварийным участкам дорог он не имеет прямого отношения, хотя и устанавливается перед ними. Но это совсем не означает, что если Вы увидели данный знак, то перед Вами аварийно-опасный участок.

Чёткое определение такого участка даёт нам Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” в своей статье 2:

Да и практически любой участок дороги в нашей стране при такой статистике можно считать аварийным.

Поэтому прятать машину в кустах сотрудникам ГИБДД на практике можно практически везде. Но это ещё не всё. Выше мы говорили о том, что пункт 63 регламента имеет ещё и третий абзац.

Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов

Итак, третий абзац запрещает инспекторам даже при условии сокрытия патрульной машины в кустах умышленно препятствовать распознаванию водителями атрибутов автомобиля:

Но это совсем не значит, что они могут спрятать машину в кустах, но при этом отчётливо должны быть видны цветографические схемы и “мигалка” патрульного авто. Данный пункт аналогичен, например, сокрытию госномеров водителем листом бумаги или грязью в виде умышленных помех для их идентификации.

Но данная трактовка также и не исключает обязанности не скрывать такие схемы и “мигалку” в кустах при выявлении нарушений.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
  • Досмотр и осмотр автомобиля в вопросах и ответах
  • Можно ли снимать на камеру сотрудника ГИБДД по новому закону?

В каких случаях не могут оштрафовать за игнорирование требования остановки?

В некоторых случаях водителя не могут наказать, даже если инспектор выполнит все требования п. 6.11 ПДД. Существует несколько обстоятельств, оправдывающих отказ от совершения остановки по требованию сотрудника ГИБДД:

  1. Если инспектор стоял на неосвященном участке дороги вдали от патрульного автомобиля или не в светоотражающей униформе сотрудника ГИБДД. Проще говоря, водитель может не остановиться, если у него будет достаточные основания полагать, что его пытался остановить не сотрудник Госавтоинспекции, а мошенник.
  2. Если остановка по требованию инспектора привела бы к созданию аварийной ситуации. Однако, если водитель не смог остановиться и проехал мимо сотрудника ГИБДД, он должен остановиться в ближайшем безопасном месте и самостоятельно вернуться к инспектору.

Важно! Ни одно из этих обстоятельств не оправдает водителя, если он будет пытаться уехать от автомобиля ГИБДД со включенными спец. сигналами и проблесковыми маячками.

Как обжаловать наказание?

Если же инспектор все же составил протокол и назначил штраф, несмотря на наличие оправдывающих водителя обстоятельств, то наказание можно обжаловать. На это дается 10 дней после составления протокола. Нарушитель должен установить ОГИБДД, к которому относился сотрудник, выписавший штраф, и написать жалобу на имя начальника отделения, приложив к ней доказательства невиновности. К сожалению, единственным весомым доказательством будет только запись с видеорегистратора.

На ней должно быть запечатлено одно из следующих обстоятельств:

  • инспектор на самом деле не подавал жеста остановиться или находился за препятствием, которое ограничивало видимость для водителя ТС;
  • жест, требующий остановки, был неявным, неточным, направлялся на другой автомобиль или был явно похож на случайное движение руки;
  • инспектор не имел светоотражающей формы в ночное время суток;
  • остановка в указанном месте могла привести к аварийной ситуации (это обстоятельство оправдывает только тех водителей, которые все же остановились, но не в указанном инспектором месте).

Можно ли обжаловать постановление инспектора ГИБДД

Чтобы обжаловать постановление инспектора ГИБДД, нужно обратиться в суд или в вышестоящий орган Госавтоинспекции. Второй вариант менее хлопотный и затратный с точки зрения сбора подтверждающих документов. Однако ввиду того, что на принятие решения могут влиять ведомственные интересы, доказать водителю свою невиновность будет непросто (если убежать он, действительно, не собирался).

Но в обоих случаях для объяснения неостановки можно предъявить следующие аргументы:

  • действия инспектора из-за стоявших на обочине ТС не были замечены;
  • в плотном потоке автомобилей непонятно, кто из участников дорожного движения должен остановиться;
  • жест, требующий остановку, был невыразительным/неправильным;
  • в ночное время на инспекторе не было светоотражающей формы, и он не имел светящегося жезла.

Подтвердить эти факты можно с помощью записей видеорегистратора или свидетельских показаний.

Существующие мнения по вопросу

Многие предполагают, что мотоцикл (велосипед, скутер, квадроцикл, мопед и так далее) нельзя преследовать при наличии на нем пассажира, движении в черте города, превышении скорости нарушителем более 100 км/ч. Якобы подобные действия инспекторов являются повышенным источником опасности возникновения дорожной аварии. Поэтому разработано негласное распоряжение для ДПС о том, что не нужно принимать никаких мер в отношении таких «гонщиков». Или наоборот, преследовать малогабаритное ТС разрешается, если на пассажире и водителе надеты шлемы, присутствует боковая коляска, водителю уже исполнилось 18 лет и так далее. Но слухами, как известно, земля полнится, а ответ на интересующий вопрос содержится в действующем законодательстве.

Что грозит водителю за не остановку при погоне?

После принудительной остановки ТС следует задержание водителя и пассажиров машины. До суда их увозят в дежурную часть МВД, а на место происшествия для осмотра вызывается следственно-оперативная группа.

За не остановку по требованию при погоне водителю в 2023 году грозит:

  • штраф от 500 до 800 рублей за невыполнение требования инспектора об остановке (часть 2 ст. 12.25 КоАП),
  • штраф до 4 тысяч, арест до 15 суток или обязательные работы до 120 часов – за неповиновение законному требованию полиции по ч. 1 ст. 19.3 КоАП,

… а также наказания за сопутствующие погоне нарушения:

  • несоблюдение правил расположения ТС на проезжей части,
  • за езду в состоянии опьянения,
  • отказ от медосвидетельствования,
  • управление автомобилем будучи лишённым водительских прав,
  • за езду без прав (никогда их не получали),
  • проезд на красный свет (сколько светофоров проехали на запрещающий сигнал – столько постановлений и составят на водителя).

Пример судебного решения, где сотрудникам ГИБДД пришлось открыть огонь по колёсам нарушителя. В итоге суд назначил ему арест на 10 суток (Постановление Благодарненского районного суда № 5-252/2017 от 9 декабря 2017 года). А вот еще одно решение суда, где водителю-дебоширу назначили 1 сутки ареста (еще сутки он отсидел после задержания), а во время преследования ИДПС пришлось пробить колесо его автомобиля выстрелом из табельного оружия.

Всё это административные правонарушения. Но обычно остановленные ТС подвергают тщательному досмотру. И если в ходе него в машине обнаружат, к примеру, наркотики, контрафакт, оружие или иные запрещенные средства, отделаться административкой уже не получится, поскольку за это грозит УК РФ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий