Новый закон о средствах индивидуальной мобильности в вопросах и ответах

Должны ли водители автомобилей уступать дорогу СИМ?

Да, и в этом случае средства индивидуальной мобильности пользуются преимуществами как пешеходов, так и велосипедистов:

  • при выезде с прилегающей и въезде на прилегающую территорию автомобили должны уступать дорогу пешеходам и лицам на СИМ,
  • на нерегулируемых пешеходных переходах появилась обязанность уступать дорогу не только абсолютно пешим, но и лицам на гироскутерах, электросамокатах, коньках, скейтбордах, моноколёсах и сигвеях,
  • при повороте направо нужно также уступать дорогу лицам на средствах мобильности.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Вся правда о поправках в ПДД и новых штрафах ГИБДД с марта 2023 года
  • Должен ли пешеход убедиться в безопасности при переходе дороги? Кто будет виноват?
  • С марта 2023 года введут новые сигналы светофора – это правда или нет?

Какие штрафы для лиц на моноколесе?

Неопределённость с правовым статусом моноколёс не сильно сказывается на ситуации с вынесением наказаний для управляющих гаджетами с электротягой. Сейчас основные штрафы приходятся за езду по проезжей части.

Согласно действующему КоАП, наказания следующие:

Что грозит за езду пьяным?

Тонкость в том, что в действующих УК РФ и КоАП нет отдельного наказания для наездника моноколеса, если тот нарушил ПДД или нанёс ущерб здоровью, будучи в нетрезвом состоянии.

Однако в готовящихся поправках к ПДД будет прямой запрет управлять СИМ в пьяном виде. Соответственно, уже скоро в КоАП может появиться отдельная норма, которая ужесточит ответственность за нарушения на моноколесе в состоянии «подшофе».

Что изменится в Правилах езды на электросамокатах с 1 марта 2023 года?

Самое время обсудить главные новшества в ПДД для самокатчиков, благо их предостаточно. Тем не менее, спорных моментов также хватает. Но давайте по порядку!

Официальный статус «средств индивидуальной мобильности»

Пожалуй, главное изменение – это классификация электротранспорта в качестве средства передвижения людей. Шутка ли, но раньше в ПДД не было даже определения. С 1 марта оно появится в официальной трактовке.

Определение СИМ будет звучать так:

Обращает на себя внимание объединение электрических колёсных устройств с двигателем в новую общую категорию – средства индивидуальной мобильности. А если устройство не оснащено двигателем, его нельзя причислить к СИМ

То есть обычные ролики и скейтборды по-прежнему не вынесены в отдельную категорию, а значит передвигающиеся на них – пешеходы.

Максимальная скорость

С 1 марта 2023 года пункт 24.6 ПДД дополняется уточнением о максимально допустимой скорости движения на электросамокатах и других СИМ. Ограничение составляет 25 км/ч. Вместе с тем, если вы собираетесь ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, в законе будет ещё одно требование – масса личного или арендованного электроустройства не должна превышать 35 кг.

Но даже со скоростью всё условно! Преимущество при движении по тротуару по-прежнему имеют пешеходы, а едущие на электросамокате не должны создавать им помех. Если помехи могут быть созданы или существует опасность наезда на людей – придётся либо спешиться, либо снизить скорость до оптимальной. Получается, что самокатчики не могут даже посигналить пешеходу, чтобы тот его пропустил. Придётся самим подстраиваться под идущих по тротуару людей.

Где и как можно передвигаться на электросамокате?

Движение на средствах индивидуальной мобильности условно приравняли к езде на велосипеде. Требования к владельцам таких устройств практически идентичны.

Давайте рассмотрим все эти новшества:

  • Если вес вашего электроустройства превышает 35 кг, заезжать на тротуары на нём нельзя – можно двигаться лишь по велодорожкам или полосам для велосипедистов, а при отсутствии таковых – по правому краю проезжей части,
  • Управлять электросамокатом может любой желающий, независимо от возраста – но есть несколько ограничений: дети до 7 лет могут ездить на СИМ лишь в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, с 7 до 14 лет – им доступна та же зона катания + велосипедные зоны, но присутствие взрослых уже необязательно, а с 14 лет помимо указанных мест допускается и движение на самокате по краю проезжей части,
  • Скорость движения на участке дороги не должна превышать 60 км/ч – так что ездить на электросамокате по автомагистралям и трассам ПДД запрещают,
  • Для возможности передвигаться на СИМ по проезжей части устройство должно быть оборудовано исправными тормозами и фарами: белыми спереди, красными – сзади. То есть на моноколесе, гироскутере или сигвее на дороге делать нечего!

Кроме того, если вы собираетесь пересечь проезжую часть по «зебре», вам придётся спешиться и катить электросамокат рядом с собой (аналогичное требование в ПДД есть и для велосипедистов).

Что запрещено?

Пользователи СИМ вынесены в отдельную категорию участников дорожного движения, поэтому обязаны соблюдать ПДД и в части ограничений.

Таких запретов несколько:

  • двигаться со скоростью свыше 25 км/ч и заезжать на тротуары на электросамокате массой от 35 килограммов и выше,
  • ехать, не держась за руль хотя бы одной рукой (исключения: моноколесо, гироскутер, электроскейт – устройства, где руль не идёт в составе конструкции),
  • перевозить пассажиров, если модель СИМ не предусматривает совместные поездки,
  • перевозить груз, если он мешает управлению самокатом или выступает за его пределы на 0,5 метра в длину или ширину,
  • буксировать СИМ или СИМом что-либо, за исключением прицепа (если он входит в комплект эксплуатации устройства),
  • поворачивать налево и совершать разворот на дорогах с двумя и более попутными полосами или с трамвайными путями.

Словом, запретов предостаточно – но на практике с соблюдением всех правил явно могут наблюдаться проблемы.

Новые дорожные знаки в ПДД

Одновременно с выделением средств индивидуальной мобильности в обособленную группу транспорта, власти добавили в ПДД несколько новых знаков – специально под электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и другие устройства.

Дорожный знак 8.4.7.2 – распространяет действие исключительно на тех, кто управляет любым СИМ:

Знак 8.4.16 – напротив, не действует в отношении едущих на электроустройствах:

Дорожный знак 3.35 – запрещает дальнейшее движение на СИМ:

Что такое СИМ?

Таким образом, персональные мобильные устройства могут быть определены в правилах дорожного движения. В частности, перечислены устройства, которые включают:

  • роликовые коньки,
  • скутеры,
  • электрические скутеры,
  • скейтборды,
  • электрические скейтборды,
  • гироскутеры,
  • сегвеи,
  • моноциклы,
  • другие аналогичные транспортные средства.

Как видно, законодатель предусмотрел практически неограниченный перечень таких транспортных средств, предоставив свободу инспекторам ГИБДД, судьям и другим правоприменительным органам для применения его на практике. Поэтому сюда можно отнести даже детские тренажеры с выдвижными колесами.

Но главными критериями для новых мобильных средств являются 2 — они приводятся в движение мускульной силой человека или электродвигателем и являются приборами. То есть, они должны быть отдельным объектом, и логически не являться предметом одежды или обуви (например, высокой платформой или каблуками).

Официальное толкование:

Но велосипеды и инвалидные коляски, как вы видите, исключены из SIM-устройств. Это связано с тем, что они представляют собой отдельную группу. То есть, велосипед — это транспортное средство в целом.

Правила приоритета для СИМ

Самое важное изменение, касающееся приоритета. направлено на решение наиболее спорного вопроса: должен ли автомобиль уступать дорогу СИМ, когда съезжает с дороги или выезжает на нее

Теперь ответ однозначен – уступать нужно, независимо от того, едет СИМ по проезжей части или по тротуару. И для СИМ, выезжающих из жилой зоны, введено такое же требование – уступить дорогу всем остальным участникам движения.

Аналогично установлено требование для водителей уступать дорогу СИМ при повороте и пропускать СИМ, завершающее пересечение дороги на регулируемом переходе:

Запомните этот пункт 14.3. Из него следует, что лицо, использующее СИМ может пересекать дорогу по регулируемому пешеходному переходу, потому что если бы он делал это спешившись, то был бы пешеходом.

Урегулирован и вопрос приоритета СИМ во дворах:

Пешеход имеет преимущество в том числе и перед СИМ и только на проезжей части ограничен размытым “не создавать необоснованных помех”.

Если я еду на электросамокате, я водитель?

Да. Только дети в возрасте до 7 лет являются пешеходами, а также те, кто несёт СИМ с собой, ведёт или везёт его рядом.

Любое лицо, которое едет на мобильном устройстве, является водителем. Понять это достаточно просто из термина транспортного средства – средства мобильного передвижения формально подпадают под это определение, так как являются устройствами, предназначенными для передвижения по дорогам (а тротуары, к слову, тоже включены в дорогу).

А водитель – это лицо, управляющее ТС.

В этом и кроется главное изменение ПДД – если раньше вы могли ехать на электросамокате, который развивает скорость выше многих скутеров, и являться по сути пешеходом, то теперь эту “лазейку” прикрыли, и отвечать придётся по полной.

Таблица сравнения новых ПДД
Как сейчас Как может стать после изменений

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также дети до 7 лет, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Но не спешите начинать бояться огромных штрафов и возможного лишения водительских прав за нарушения езды на электросамокатах и гироскутерах! Всё же правила движения для средств индивидуальной мобильности значительно мягче и во многих случаях водители СИМ всё же приравнены к пешеходам и могут пользоваться большинством их преимуществ по части перехода дороги. Об этом и поговорим ниже.

Где можно ехать?

Для устройств менее 250 Вт, то есть для пешеходов:

  • электросамокаты должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам,
  • если вышеперечисленного нет на данном участке, то по обочине,
  • если и обочины нет, то по краю проезжей части дороги навстречу потоку автомобилей.

Для средств свыше 250 Вт:

  • по дороге по правому краю проезжей части или по полосе для велосипедистов,
  • а также по обочине при условии, что при этом нет помех пешеходам.

Обратите внимание, что на электросамокате мощностью свыше 250 Ватт по ПДД запрещается ездить по тротуарам, а также по пешеходным дорожкам и велодорожкам

Где можно ехать после изменений ПДД?

Давайте подробнее рассмотрим каждый участок дороги.

По велодорожке

По новым ПДД водители СИМ старше 14 лет не просто могут, а именно обязаны двигаться по:

  1. велодорожкам,
  2. велозонам,
  3. велополосе на проезжей части.

Но эта обязанность, конечно же, действует при наличии перечисленной инфраструктуры. Но даже если вы едете на обычных роликовых коньках, то при наличии велодорожки тротуар вам противопоказан по новым ПДД.

По тротуару

Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов.

По обочине

Здесь всё в той же закономерности – при отсутствии велоинфраструктуры и тротуара можно ехать по обочине, но только лицам старше 14 лет.

По краю проезжей части

  • И уже если нет ни обочины, ни тротуара, ни велодорожек, можно ездить по правому краю проезжей части только водителям средств мобильности старше 14 лет. Также такая возможность есть, если отсутствует возможность двигаться по перечисленным участкам дороги. При этом, аналогично велосипедистам, нельзя обгонять другие СИМ, нужно двигаться в один ряд.
  • Если данная дорога не автомагистраль, а также если на этой дороге есть ограничение скорости 60 км/ч и не запрещено ездить велосипедистам.
  • Если мобильное устройство оборудовано электродвигателем, тормозами, звуковым сигналом, светоотражателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета по бокам и красного цвета сзади, а также рабочим фонарём белого цвета спереди.

Отдельный запрет для гироскутеров, сигвеев и моноколёс

Добавлено и определённое запрещение для владельцев СИМ, которые оборудованы системой стабилизации для передвижения – теперь им нельзя ездить по проезжей части дорог в любом случае (кроме ПЧ велозоны).

Официальная трактовка:

Знаки особых предписаний

Знаки из специальных положений объединяют в себе несколько типов знаков — информационные и разрешающие

Знаки пешеходного перехода показывают, где пешеходы могут переходить дорогу, и информируют водителей о том, где им следует снизить скорость и соблюдать повышенную осторожность. В эту категорию также входят знаки, обозначающие съезды с автомагистралей, зоны, предназначенные только для общественного транспорта, и расположение остановок общественного транспорта

Все знаки имеют квадратную или прямоугольную форму и могут быть синими (стрелки, реверсивное или одностороннее движение), зелеными (въезд на автомагистраль) и белыми (специальные зоны ограниченного движения).

Бизнес против

В России существует несколько сервисов кикшеринга – прокатов электросамокатов, и новые требования коснутся, в том числе, и их. Сервис Whoosh, к примеру, сообщил изданию, что считает новые требования к регистрации СИМ преждевременными.

В компании прямо указывают, что в отрасли хватает других проблем, которые нужно решать при непосредственном участии властей. В списке перечисленных – отсутствие «порядка размещения СИМ на территориях общего пользования». Упоминается и тот факт, что в России до сих пор «не унифицирован стандарт образовательной программы, направленной на повышение культуры и этики эксплуатации СИМ».

«В вопросе правового регулирования СИМ нужно двигаться, не создавая дополнительных неясностей и неточностей. Сначала решить наиболее актуальные и принципиальные проблемы в области, – заявили изданию представители Whoosh.

Штрафы за аварию на электросамокате

За любое нарушение ПДД на электросамокате могут оштрафовать на 800 рублей. Штраф могут получить в том числе любители кататься вдвоём. Большинство СИМ, в том числе и электросамокат, не предусматривают такую езду.

Создание помех движению другого транспорта карается штрафом в 1000 рублей. За наезд на пешехода наказание нестрогое — штраф 1000–1500 рублей, если вред здоровью был лёгкий или средний.

Если нарушить ПДД в пьяном виде, то можно получить штраф в 1000–1500 рублей. К слову, до новых правил, когда на мощные самокаты требовали получать права, за пьяную езду могли влепить штраф в 30 000 рублей.

Какими ТС можно управлять без прав?

По ПДД транспортными средствами признаются устройства, созданные для перевозки людей или грузов. И это определение достаточно расплывчатое. Например, ролики и самокаты к ТС не относятся. А вот велосипед к транспортным средствам причисляется, хотя также может использоваться в спортивных или досуговых целях.

Самокаты, скейтборды и так далее

Любое приспособление, которое приводится в движение с помощью физического воздействия (то есть благодаря усилиям едущих на таком устройстве людей) не признаются транспортными средствами. Те, кто использует их для передвижения признаются пешеходами.

Список таких устройств довольно обширный:

  • инвалидные и детские коляски;
  • санки, тележки;
  • самокаты, скейтборды, коньки;
  • прочие аналогичные устройства.

Велосипеды и электровелосипеды

«Общие положения» ПДД четко устанавливают, что велосипед является транспортным средством. Однако от возникновения неясностей это не спасает. Сразу в этом же пункте документа есть разъяснения понятий «водитель» и «пешеход». С одной стороны, водителями признаются лица, управляющие любым ТС. С другой стороны, лица, ведущие велосипед, признаются пешеходами.

Несмотря на все эти противоречия, управлять велосипедом может любой желающий. Велосипедистам не требуется сдавать какие-либо экзамены, получать определенные документы или ставить свое ТС на учет в ГИБДД. Однако некоторые обязанности у велосипедистов все же есть: они должны передвигаться по велодорожкам, тротуарам (когда нет велодорожек) или обочине/краю проезжей части (если нет даже тротуара). Все данные правила распространяются и на электровелосипеды мощностью до 0,25 кВт.

Сигвеи, гироскутеры, электросамокаты, моноколеса

В России данные устройства стали общедоступны совсем недавно, поэтому и в законодательстве о них пока нет ни слова. Технически они являются механическими транспортными средствами, а некоторые, особо мощные модели можно даже приравнять к мопедам. Тем не менее никаких водительских прав для их управления не требуется. Для лиц, передвигающихся на электросамокатах, сигвеях и т.д., распространяются те же правила, что и для велосипедистов.

В конце 2019 года Министерство транспорта предложило внести в ПДД правки, вводящие новый термин – средства индивидуальной мобильности. К таким средствам будут приравниваться коньки, самокаты, скейты, их электрические аналоги и подобные средства, к которым также отнесут сигвеи, гироскутеры и моноколеса. Первая версия законопроекта уже выложена на Федеральном сайте проектов нормативных правовых актов. Подробнее о юридическом статусе гироскутеров, сигвеев и моноколес по ПДД можно прочесть в отдельной статье на нашем сайте (ВСТАВИТЬ ССЫЛКУ НА СТАТЬЮ «Сегвеи, гироскутеры и моноколеса – статус по ПДД»).

Мотоблоки

Термина «мотоблок» в ПДД также нет, поэтому, чтобы определить, является ли он транспортным средством, вернемся к определению ТС. Как уже было сказано, транспортные средства должны предназначаться для перевозки людей или грузов. Мотоблок же предназначен для обработки почвы, а его конструкция предполагает, что человек будет самостоятельно идти за ним. Отсюда и его альтернативное название – пешеходный трактор.

Тем не менее, некоторые владельцы мощных мотоблоков покупают для них различные прицепы, позволяющие перевозить людей или грузы. По закону выезжать на таком устройстве на дорогу общего пользования нельзя. Чтобы ездить на таком мотоблоке по дорогам, его придется зарегистрировать в ГИБДД и, конечно, получить права необходимой категории. На практике сделать это очень сложно, а иногда даже невозможно, так как мотоблоки не соответствуют многим стандартам безопасности. Так что «водители» мотоблоков, выехавшие на них на проезжую часть, нарушают законодательство и будут нести административную ответственность. А сам мотоблок при составлении протокола могут эвакуировать на штрафстоянку.

Питбайк

Для управления стандартными мотоциклами водительское удостоверение, конечно, необходимо, однако на питбайки это не распространяется. Это – еще одно механическое устройство, которое создавалось не для передвижения по проезжей части. Питбайками называются мотоциклы, приравненные к спортивному инвентарю. Многие из них конструктивно также не соответствуют российским стандартам безопасности. Поэтому, даже если водитель будет иметь права, разрешающие управление мотоциклами, выезжать на питбайке на дорогу ему нельзя.

Дополнительные секции светофоров бело-лунного цвета

Законодатели наконец обратили внимание на важную проблему пешеходных переходов сразу за поворотом. Изменения с 1 марта 2023 для автомобилистов добавляют к светофорам еще одну дополнительную секцию

Так, пункт 6.4 ПДД дополнен положениями о световой секции с изображением стрелки и пешехода, которая мигает бело-лунным светом во включенном режиме. В направлении, куда указывает стрелка, находится регулируемый пешеходный переход. Если водитель, поворачивая в ту сторону, видит загоревшийся сигнал, то он должен посмотреть, не окажутся ли на его пути пешеходы, когда он будет завершать маневр.

Соответственно, эта секция будет включаться только в том случае, если на регулируемом переходе за углом включен зеленый сигнал для пешеходов.

Нужны ли права?

Как раз в зависимости от характеристик вашего электросамоката и выясняем, в каких случаях потребуется водительское удостоверение. И у нас здесь всего 2 варианта:

  • если электросамокат имеет мощность меньше 250 Вт, то права на него не потребуются,

Третий вариант – когда у вашего электросамоката максимальная конструктивная скорость выше 50 км/ч. По определению это уже не мопед, а мотоцикл. Но судебной практики по таким случаям ещё не было. Почти всегда суды приравнивают такое устройство именно к мопедам.

Таким образом, для езды на электросамокате мощностью свыше 250 Ватт нужны водительские права любой категории.

Нужно ли ставить на учёт ГИБДД электрический самокат?

Здесь та же ситуация, когда практика несколько отличается от теории.

Фактически правила регистрации регулирует одноимённый Федеральный закон:

То есть формально, если ваш электросамокат может ехать быстрее 50 км/ч, то его необходимо регистрировать. С другой, вы этого сделать не сможете, потому что он не прошёл все испытания на соответствие Техрегламенту и не имеет ПТС.

На практике сотрудники ГИБДД ни за что не будут требовать у вас регистрационные документы.

Где можно встретить запрещающий знак?

Размещение вывески регламентируется «ГОСТ-Р-52289-2004

» и его установка возможна в случаях:

  • Для разделения мест въезда и выезда на автостоянках и заправочных станциях (АЗС)
  • На дорогах с односторонним движением или запрещающих движение по определенной полосе (в последнем случае к знаку добавляется табличка 8.14)
  • Запретить движение по выделенным полосам для общественного транспорта (исключение составляют: автобусы, троллейбусы и такси)

Исключения для знака «Въезд запрещён»

Хотя знаки «Въезд запрещен» очень популярны, некоторые водители не знают об исключениях из этого запрета. Существует исключение для водителей, которые живут или работают в зоне действия знака. Исключение допускается также для транспортных средств общественного пользования, таких как автобусы, трамваи и троллейбусы.

Однако не будем забывать, что езда под «кирпич» запрещена, за исключением случаев, когда водитель болен, нездоров или гостит у друзей.

Штраф за проезд под «Въезд запрещён»

За езду под «кирпич» предусмотрен штраф, наказание может варьироваться в зависимости от действительности знака.

Если вы въехали на прилегающую территорию под знак «Въезд запрещен», на вас налагается штраф в размере 500 рублей.

(В некоторых случаях может быть вынесено предупреждение).

Если вы въедете на полосу для маршрутных транспортных средств, то будете оштрафованы на 3 000 рублей.

В Московской области — в два раза меньше, чем в других регионах
1 500 рублей

Немного статистики

К слову, власти при предложении законопроекта для велосипедистов ссылаются на якобы рост числа ДТП вместе с ростом числа велосипедов на дорогах страны. Количество двухколёсных на дорогах, и правда, увеличивается с каждым годом – в этим никто не будет спорить.

Число наездов на велосипедистов за тот же период:

Здесь не следует чётко понимать вину водителей автомобилей в наездах. Вполне вероятно, что статистика может говорить и о том, что причиной стало несоблюдение обязанности по ПДД спешиваться на пешеходном переходе, например.

Статистика ДТП с детьми-велосипедистами младше 16 лет:

Что изменилось в ПДД

В 2023 году на электосамокат нужны права – это правда?

Нет, неправда. Более того, как раз согласно поправкам в Правилах дорожного движения с 1 марта водительские права для электорсамокатов стали не нужны, а ранее условно могли быть обязательны для некоторых типов этих устройств. Но об этом мы ещё поговорим немного ниже.

Вопрос здесь решается несколько иным образом. И дело в последовательности законодательных постулатов.

Таким образом, данный несложный сценарий устанавливает, что на электросамокаты в 2023 году не нужны права. И на любом таком устройстве можно передвигаться в России без прав.

Вас также заинтересует:

  • Изменения штрафов ГИБДД и поправки ПДД в июне 2023 года – что правда, а что нет?
  • Новое для электросамокатов 2023: запрет ездить вдвоём и госномера
  • Где можно и нельзя передвигаться на моноколесе по новым ПДД?
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий