Багажник на крыше — изменение конструкции или нет?

Штраф за багажник на крыше

В Техническом регламенте, Приложении № 9 изложен перечень всех возможных конструктивных изменений, которые разрешено осуществлять с автомобилем. Съемный багажник, размещенный на заводском крепеже, представляет собой съемную конструкцию.

Он считается закрепленным грузом, а не частью транспорта. Если же багажник установлен на крыше авто при помощи сварки без возможности его снять, ситуация относится к изменению конструкции машины. Следовательно, соответствует статье закона, согласно которой необходима регистрация данного дополнения в инспекции.

Как можно узнать, имеет ли багажник сертификат? Ведь все устройства, реализуемые через торговлю на территории РФ, должны его иметь согласно ГОСТу.

Какие виды багажников на крышу бывают, расскажет это видео:

При приобретении нужно найти наклейку с маркировкой, содержащей информацию по сертификации. Это символы ЕЭК ОНН 26-02 или 26-03, которые работник ГИБДД не будет проверять. Но водителю это обеспечит безопасную эксплуатацию грузового дополнения.

Каков размер штрафа в случае нарушения данных правил? При попадании транспортного средства в перечень неисправностей и условий запрета на их эксплуатацию, налог на 2018 год составляет 500 рублей.

Какие изменения требуют проверки и оформления документов, а какие — нет

В Приложении 9 Технического регламента Таможенного союза перечислены типовые, самые распространенные изменения в конструкцию:

  1. Все, что связано с оборудованием или дооборудованием грузового транспорта: изменение типа кузова, установка дополнительных топливных баков, установка лебедок и гидравлических подъемников и т.д.
  2. Установка газобаллонного оборудования.
  3. Замена фар с изменением класса источника света. Например, замена галогеновых фар на ксеноновые.
  4. Переоборудование авто для возможности управления им инвалидами.
  5. Переоборудование авто под автомобиль скорой медицинской помощи.

Все эти изменения необходимо проверять на соответствие требованиям безопасности и вносить в документы отметки о переоборудовании.

Кроме перечисленного, изменением в конструкцию считается установка на машину не предусмотренных изготовителем деталей, которые влияют на безопасность вождения. Например:

  • замена двигателя на двигатель с иными характеристиками,
  • внесение изменений в тормозную систему,
  • лифт подвески или ее занижение,
  • внедорожный тюнинг: установка нестандартных силовых бамперов, лебедок, внедорожных колес.

Такие изменения также подлежат обязательной проверке и регистрации.

Какая допускается конструкция багажника

Чтобы убедиться в правильности установки багажника необходимо проверить следующее:

  • верх автомобиля должен быть снабжен штатными крепежами, которые установлены на заводе-изготовителе;
  • к самой грузовой конструкции также предъявляются требования. На нее должен быть сертификат, подтверждающий, что оборудование безопасно и произведено на заводе, а не собственными силами владельца транспортного средства (обычно наклейка с сертификацией).

Как правило, кустарные багажники легко определить визуально, а на всех современных машинах изготовителями предусмотрена размещение специальных крепежей. В качестве последних сейчас используются рейлинги и ригели, продольные и поперечные дуги.

Рекомендации для водителей: как избежать штрафов за перевозку грузов и пассажиров на крыше

1. Изучите правила перевозки

Перед тем, как переносить груз или пассажиров на крыше, изучите правила перевозки. Они могут различаться в зависимости от вида транспорта и груза. Несоблюдение правил может привести к штрафам и опасным ситуациям на дороге.

2. Используйте специальные крепления

Никогда не переносите груз или пассажиров на крыше без специальных креплений. Они обеспечат надежную фиксацию и предотвратят случайное падение во время движения

Важно выбирать крепления, подходящие конкретно для вашей машины и типа груза

3. Убедитесь в корректности установки креплений

Проверьте, правильно ли установлены крепления перед загрузкой груза или пассажиров на крыше. Неправильно установленные крепления могут привести к неожиданным последствиям. Крепления необходимо проверять периодически во время поездки, особенно если вы двигаетесь по грубой дороге.

4. Ограничьте количество груза или пассажиров

Не перегружайте крышу своей машины. Убедитесь в том, что вы не переносите больше груза или пассажиров, чем позволяют правила. Если вы перегрузите крышу, это может привести к проблемам с балансом и увеличению количества топлива, которое потребуется для движения.

5. Соблюдайте скоростной режим

Соблюдайте скоростной режим на дороге. Никогда не превышайте ограничения скорости, особенно если у вас на крыше есть груз или пассажиры. Вы должны иметь достаточно времени для торможения в случае необходимости. Кроме того, слишком высокая скорость может нарушить целостность креплений или вызвать потерю контроля над машиной.

Багажники на крышу автомобиля

В зависимости от того, есть рейлинги или нет и как выглядит крыша автомобиля, багажники делятся по способу крепления: на рейлинги, на крышу со штатными местами для установки (предусмотренными производителем), на крышу с водостоками, на гладкую крышу без специальных мест для установки багажника, на стеклянную панорамную крышу, на крышу с Т-образным профилем. Это могут быть поперечные дуги или «корзины». Дуги могут служить просто платформой, изолирующей груз от крыши, а могут иметь специальный крепёж для перевозки велосипедов, лыж, сноубордов и т.п. или для установки автобокса. Они выполнены из разных материалов (алюминия, стали или армированного пластика), имеют различные аэродинамические характеристики и разный уровень сложности монтажа. «Корзины» чаще всего соответствуют понятию «экспедиционного багажника», на котором можно разместить отдельный груз, от канистр до домкратов, а также закрепить дополнительное оборудование, например фары.

Для специфичных грузов выпускаются отдельные удерживающие приспособления, например фиксаторы для перевозки лестниц или держатели для длинномеров круглого сечения — труб и бревен. Есть специальные системы для перевозки таких вещей, как лодки или байдарки, включающие удлинители платформы и держатели для вёсел и мачт. Если перевозится несколько велосипедов разного размера, то может потребоваться установка промежуточной рейки.

Что такое автобокс с точки зрения закона

Ответ содержится в тексте Техрегламента, выпущенного Таможенным союзом. Автобокс — компонент ТС. Когда владелец решает устанавливать его на машину, конструкция которой не предполагает таких обновлений, это считается внесением изменений в базовую комплектацию.

Неужели водителей начали штрафовать за багажники на крыше автомобилей из-за внедрения новых запретов? Нет. Требования ПДД остались прежними: согласно им, люди могут свободно кататься и пользоваться багажником, если он изначально предусмотрен (или был) на ТС.

Также допускается ставить новые детали, не входящие в первоначальный комплект. Однако, неся ответственность за свое ТС, владелец обязан регистрировать вносимые изменения через базу ГИБДД.

Там назначают техосмотр, где специалисты оценивают безопасность и практичность детали. Затем выдают соответствующие бумаги. Это легальный путь, иначе могут оштрафовать, так как инспекторы вправе проверять документы и наличие разрешения.


Есть ограничения, касающиеся размера и веса груза, который можно перевозить на крыше транспорта

Разрешенные багажники

Закон требует ставить лишь определенные типы багажников — на них должна быть маркировка. Знак, соответствующий данным с документов, обозначающийся графическим знаком по Техрегламенту.


Пример маркировки

Багажники, приобретаемые готовыми в специальных местах, содержат указанные обозначения. Еще владелец должен помнить о требованиях по обеспечению безопасности в момент езды на дорогах:

  • Пройти полный техосмотр после установки автобокса, если он сделан кустарным способом или не содержит маркировки.
  • Само устройство должно соответствовать условиям безопасности.
  • Когда установка автобокса предусматривается производителем, в руководстве по эксплуатации это отражено, есть пометки. Иногда новые авто продаются укомплектованными, тогда регистрация не нужна.

Нужно ли регистрировать экспедиционный багажник? Если он предусмотрен первоначальной комплектацией автомобиля, то нет.


Пример маркировки «правильного» багажника, к которому не будет претензий

С одной стороны, водителям незачем носить при себе документы на дополнительную конструкцию, потому как на месте инспекторы не смогут определить, каким образом была усовершенствована конструкция, так как не вправе просить официальное подтверждение.

Но, с другой стороны, доказать свою невиновность в российских реалиях и избежать наказания на практике сложно, опять же из-за невозможности доказать правоту на словах. Поэтому не прошедшим регистрацию водителям стоит носить техпаспорт с собой, где указан возможный вариант модификации транспорта.

Запрещенные багажники

Согласно поправкам от 1 июля 2020 года, внесенным в техрегламент Таможенного союза, запрещена установка самодельных устройств без оценки специалистом. Подобные действия влекут штраф 500 рублей за первое нарушение, дальше суммы растут.

Если водитель ставит на автомобиль автобокс, сделанный самостоятельно из подручных материалов, ему следует пройти регистрацию с оценкой степени безопасности конструкции. Под требования не попадают лишь модели транспорта, предусматривающие установку дополнений.


В правилах все достаточно понятно

Имеются уточнения в правилах, касающиеся перевозки груза. Водители обязаны крепить обозначения на выступающие детали вещей, чтобы остальным участникам движения их было видно, особенно ночью.

Дробные вещи (части целого) следует закрепить специальными тросами и крюками, главное не загораживать себе обзор спереди или сзади.

Дорожная инспекция не может запрещать ставить багажники, они лишь проверяют степень безопасности конструкции с помощью прохождения техосмотра.

Откуда вообще взялась информация про штрафы за багажники

На просторах сети и в прессе с августа 2020 года курсирует информация о штрафе за багажник. Данный слух появился после изменения требований регламента от Таможенного союза, получившего законную силу в текущем году.

Даже установившие дополнительное оборудование на крышу машины 5-10 лет назад стали беспокоиться и хотят получить сертификат в качестве защиты от инспекторов ГИБДД.


Желанная индульгенция от новых требований

Согласно обновленной версии правил, решившим поставить багажник на крышу или совершить иные изменения в базовой конструкции машины, нужно зарегистрировать это в системе ГИБДД.

Подобные действия меняют первоначальные характеристики транспортного средства, отражаясь на безопасности езды и цельности механизмов машины. Поэтому все они требуют оценки специалиста, то есть потребуется прохождение техосмотра.

Особенно касается самодельных багажников, сделанных «на коленке» подручными средствами.

Установить подобное изделие на авто водитель может, но потом должен представить свой «проект» специалистам. Если техосмотр не выявит проблем с безопасностью для всех участников дорожного движения, ему разрешат так ездить, предоставив соответствующие документы. Иначе могут запретить, вынудив демонтировать «обновление».


Аккуратный бокс на крыше авто

Если багажник изначально имеется на крыше или его установка предусмотрена конструкцией, будут соответствующие указания в техпаспорте ТС. Тогда ограничений по эксплуатации не будет.

Автовладельцу достаточно возить с собой бумаги с пометками. Вдобавок, устанавливать фирменные детали, приобретенные в специализированных магазинах. Они изготавливаются той же компанией, которая выпустила марку авто. Это гарантирует простоту монтажа и безопасность эксплуатации.

А что там с регламентом на самом деле?

Последняя коррекция техрегламента Таможенного союза в части безопасности транспорта была проведена 21 июня 2019 года, и никаких изменений по части переоборудования автомобилей в ней не было. Помимо чисто технических поправок в регламент внесли дополнения, касающиеся возможности сертификации автомобилей по требованиям Евро 6, которые действуют в Европе с конца 2015 года.

Первая версия техрегламента образца 2011 года вообще не содержала упоминаний о 6 экологическом классе, поэтому любой транспорт Евро 6 в России и странах Союза получал максимально возможный класс Евро 5, что не позволяло использовать этим машины при международных перевозках в Европе. В прошлом году эту коллизию устранили, причем изменения начали действовать с начала 2020 года.

Что требуется запомнить

Перед покупкой автобокса на крышу, будь то конструкция Атлант, производства Terra Drive, либо самый желанный автобокс Thule, следует кое-что запомнить.

Сотрудники ДПС не имеют права требовать предъявить документ. Но порой его лучше взять с собой, положить в бардачок, и при возникновении спорного диалога просто показать представителю ГИБДД.

Если приобрести и установить кустарный автобагажник, сделанный своими руками или собранный каким-то гаражным мастером, штраф будет неизбежен. Это прямое нарушение закона о внесении изменений в ТС.

И еще один ключевой момент.

Это рейлинги, либо крепежные отверстия под установку рейлингов. На продольные дуги крепятся поперечины, и на них уже можно поставить автобокс. В технической документации автопроизводитель обязательно должен прописывать возможность установки рейлингов и автобагажников.

Если взять сертифицированный автобокс, но установить его, применяя сварку или сверление кузова, то есть не на штатные крепежи, тогда это тоже будет нарушением. Ждите штраф.

Как минимум, автовладельцу придется демонтировать незаконно установленную конструкцию.

Так что штраф за багажник на крыше вовсе не миф.

Инспектор вообще может проверять машину на дороге?

Любое конструктивное изменение может стать поводом для остановки на дороге, однако возить с собой сертификат на багажник и диагностическую карту водитель не обязан, утверждает Сергей Смирнов: «Водитель должен предъявить права, свидетельство о регистрации и страховку. Сотрудник может привлечь за конструктивные изменения, но для этого он должен доказать, что такие изменения вообще есть».

Если не считать требований по габаритам и видимости световых приборов, конкретных условий по конструкции багажников и методах их установке нет ни в техрегламенте, ни в российских законах, добавляет юрист. Поэтому если не видно явных и очевидных нарушений, споры между инспектором и водителем могут затянуться

Если же конструктивные изменения есть, но они корректно оформлены, вся информация о них должна содержаться в графе СТС с особыми отметками, которую инспектор обязан принять во внимание

Какой размер штрафа за данное нарушение?

Наказание за изменение конструкции транспортного средства при поверхностном рассмотрении выглядит лояльно. За управление автомобилем, эксплуатация которого не допускается, сумма штрафа выписывается в размере 500 рублей. Но этим водитель не ограничится. Инспектор составит предписание автовладельцу, по которому тот обязан демонтировать нештатную конструкцию.

Если выполнить предписание на месте невозможно, водителям разрешено прибыть к месту ремонта, соблюдая меры предосторожности. Игнорирование требования инспектора дает основания на запрет дальнейшего использования машины

Отказ выполнить требование должностного лица расценивается как неподчинение полицейскому.

Основной проблемой в таких ситуациях является то, что проконтролировать выполнение предписания намного сложнее.

Что делать автомобилисту, если требуется нестандартный багажник?

Чтобы реализовать особую необходимость в нестандартной конструкции багажника, необходимо официально зарегистрировать изменения. Автоадвокат утверждает, что это единственный способ ездить по стране, не имея проблем с инспекторами.

В ГИБДД обращаются с заявлением и проектом, либо с изготовленной конструкцией. В зависимости от региона, в какую инстанцию обращаться дальше, там скажут. После того как специалисты изучат конструкцию, рассмотрят возможность ее монтажа и правильной эксплуатации, автовладелец получит заключение. С этим решением в автоинспекции официально вносятся изменения в конструкцию, о чем будет указано в документах.

Есть ли требования ПДД к езде в автобоксом в 2023 году?

  • масса автобокса с содержимым не должна быть больше грузоподъёмности вашего автомобиля (либо не больше разницы между максимально разрешённой и полной массы – эти значения указаны в вашем СТС),
  • вы обязаны перед началом движения проверить крепления автобокса и не допускать его падения (или багажа из него) в пути,
  • он не должен ограничивать обзор (не выступать вперёд перед лобовым стеклом, в частности),
  • автобокс не должен нарушать устойчивость вашей машины.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Есть ли штраф за громкий выхлоп и езду без глушителя и какой его размер?
  • Отлетел госномер – можно ли установить его на лобовое и какой штраф?
  • Можно ли установить зеркало-видеорегистратор в машину вместо родного по ПДД? Грозит ли штраф?

Какой штраф за “неправильный” автобокс на крыше?

Но гораздо серьёзнее штрафа может быть аннулирование регистрации автомобиля. Мы писали специальную статью о том, как и за какие нарушения применяют данную меру. Суть её кроется в том, что в случае обнаружения на дороге нарушений, при которых машина не подлежит постановке на учёт в ГАИ, уже стоящий на таком учёте автомобиль подлежит его прекращению.

А происходит процедура “кабинетно”: инспектор ДПС на дороге при обнаружении таких нарушений составляет рапорт (помимо постановления со штрафом) своему начальнику, затем дело передаётся в регистрационное подразделение ГИБДД, которое аннулирует регистрацию авто. Вы, в свою очередь, получаете соответствующее письмо об этом и с предложением предоставить автомобиль на осмотр с исправленными нарушениями для возобновления учёта.

Касается ли это оригинальных аксессуаров?

Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:

Установка дополнительного оборудования, в том числе аксессуаров, на автомобиль является изменением конструкции, так как они не входят в штатную (стандартную) комплектацию автомобиля и подлежат регистрации в органах ГИБДД.

Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.

Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.

Какая должна быть конструкция багажника

Чтобы быть уверенным в законности установки грузовых конструкций на крыше авто, нужно сделать следующее.

  1. Проверить, снабжен ли верх машины заводскими (штатными) крепежами. Это свойственно многим современным авто.
  2. Предъявляются требования к самому багажнику. Он должен быть произведен на заводе и сертифицирован, а не смонтирован собственными силами владельца.

Перечислим основные элементы, которые при этом могут быть установлены на крыше частного транспортного средства:

  • Рейлинги — продольные дуги для присоединения грузовой конструкции.
  • Ригели — поперечный тип крепежа. С их помощью багажник фиксируют к рейлингам.

Какие багажники запрещены на крыше?

С помощью этих двух деталей багажники присоединяются к современным моделям авто. Используется один из элементов или оба. Крепления должны производиться строго по стандарту от завода — производителя.

Будут ли штрафовать водителя за багажник на крыше

Инспекторы взимают штраф с автомобилистов, если наблюдаются изменения конструкции машины, не согласованные с ГИБДД. А также в случаях, если новшества не зарегистрированы законным образом.

В свою очередь водители часто интересуются, законна ли установка ригелей, рейлингов, а затем и самого багажника на крышу транспортного средства. Ответ: на это имеет право каждый автовладелец, который нуждается в таких усовершенствованиях.

Важно, что если при этом конструкция машины не изменяется, то и регистрации в автоинспекции такое действие не требует. То есть, согласование с ГИБДД не обязательно, если на крыше машины имеются специальные зоны, и крепежные детали, на которые можно установить фиксирующие багажник рейлинги, ригели

Нужно запомнить два основных правила:

То есть, согласование с ГИБДД не обязательно, если на крыше машины имеются специальные зоны, и крепежные детали, на которые можно установить фиксирующие багажник рейлинги, ригели. Нужно запомнить два основных правила:

  • документация на автомобиль должна содержать инструкцию в виде этапов, как устанавливать багажник;
  • само это дополнение следует приобретать с сертификатом по стандартам ЕЭК ООН (то же, что и ГОСТ).

Нужно ли согласовывать багажник в ГИБДД, смотрите в этом видео:

https://www.youtube.com/watch?v=v970KDMhps8

При полном выполнении данных условий не обязательно каким-то образом уведомлять ГИБДД. Работы при этом разрешается проводить своими руками или в автосервисе. А инспекторы, остановив транспортное средство, не имеют права взимать объяснения и документы на багажник. Ведь инструкция или сертификат не предназначены для предъявления.

Разрешенные багажники

Между тем все это не касается штатных багажников, изготовленных на заводах автопроизводителя или поставщиками комплектующих. Для многих моделей автомобилей предусмотрены штатные рейлинги, на которые уже монтируются приспособления для перевозки крупногабаритных грузов. Они прикручиваются к рейлингам специальными скобами, которые прошли испытания и сертифицированы во время подготовки к продажам. Багажники продаются уже с полным комплектом документов, и эксплуатировать их разрешается.

Правда, необходимо следить за количеством груза, размещенного на крыше. Обычно производители указывают грузоподъемность багажника в пределах 100 кг. Больший вес размещать сверху машины нельзя из-за опасности нарушения развесовки. Центр тяжести перегруженного автомобиля поднимается, отчего управляемость в поворотах ухудшается. На высокой скорости автомобиль начнет сильно крениться, и будут наблюдаться проблемы со сцеплением внешних колес. На скользкой дороге можно почувствовать эффект заноса.

В общем, на автомобилях теперь можно использовать только штатные багажники, предусмотренные конструкцией транспортного средства. Если на заводе их не устанавливали, а автомобилисту необходимо переоборудовать автомобиль, то придется инициировать процедуру регистрации изменений в конструкции машины и получать разрешение в ГИБДД.

Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил перевозки грузов и пассажиров?

Штрафы за перевозку грузов

Перевозка грузов на автомобиле должна осуществляться в соответствии с правилами дорожного движения и с учетом возможных ограничений. Нарушение данных правил может привести к наложению штрафа.

  • Перевозка грузов на автомобиле без соответствующей фиксации груза или без оформления разрешительных документов: штраф от 5 000 до 10 000 рублей
  • Перевозка грузов на автомобиле, превышающих установленные ограничения по массе и габаритам: штраф от 5 000 до 20 000 рублей
  • Перевозка грузов на автомобиле, на котором отсутствуют зеркала заднего вида или другие необходимые устройства: штраф от 2 000 до 5 000 рублей

Штрафы за перевозку пассажиров

Перевозка пассажиров на автомобиле также должна соответствовать всем нормам и правилам безопасности. Несоблюдение правил может привести к наложению штрафа.

  • Перевозка пассажиров на автомобиле свыше разрешенной численности: штраф от 1 500 до 3 000 рублей
  • Перевозка пассажиров на автомобиле без использования ремней безопасности: штраф от 1 000 до 1 500 рублей
  • Перевозка детей до 12 лет без использования специальных детских удерживающих устройств: штраф от 3 000 до 5 000 рублей

В случае нарушения правил перевозки грузов и пассажиров может быть наложен штраф различной величины

Поскольку в 2023 году ожидается введение новых правил вождения, водителям следует обращать на это особое внимание, чтобы избежать нежелательных последствий

Всегда ли штрафуют за багажник?

Оштрафовать могут в том случае, когда присутствуют конструктивные изменения, которые не согласованы с ГИБДД, либо если есть элементы не согласованные подобающим образом. Если говорить о ригелях и рейлингах созданных на заводах, то здесь можно сказать уверенно: каждый автомобилист имеет право установить их если имеется подобная необходимость. То же самое касается и багажника как такового.

Главное — чтобы машина при этом не видоизменялась в конструктивном плане. Если этого нет, то и регистрировать что-то не нужно.

Таким образом, согласовывать каждое действие с ГИБДД не имеет смысла. Тем более если машина имеет специализированные элементы крепежа где можно устанавливать ригели и рейлинги. Но при этом стоит иметь в виду пару основополагающих правил. Среди таковых:

  • багажник должен приобретаться с сопутствующими документами, сертификатами и его официальное производство обязательно;
  • автомобиль должен содержать страницы в инструкции в которых бы указывались этапы установки багажника на крышу.

Если все делается согласно данной инструкции уведомлять ГИБДД не придется. Можно монтировать багажник своими руками или в сервисе, это не будет играть роли. В такой ситуации инспекторы не могут предъявлять претензий или требовать объяснений. Инструкцию или сертификаты они тоже требовать не могут.

Административная ответственность

Как наказывается самовольная или неправильная установка багажника, указано в КоАП РФ. ПДД устанавливается только перечень неисправностей, с которыми эксплуатация ТС запрещается, а санкции указаны в Кодексе об административных правонарушениях.

В данном случае применяется ст. 12.5. В части первой как раз содержится ссылка на Основные положения по допуску и их нарушение наказывается штрафом в размере 500 рублей. При этом у сотрудника ГИБДД есть право ограничиться только предупреждением водителю.

Таким образом, никакие новые правила в 2020 году не вводились, изменения к ГОСТ Техрегламента, вступившие в законную силу с 1 июля, касаются только автомобилей с правым рулем. Что касается багажников, то они не запрещены, если являются съемными и сертифицированными, установлены по инструкции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий