Содержание закона
Изменения в законодательстве касаются регистрации автомобилей. До 2019 года в список машин, подлежащих изъятию в случае военных действий, были включены только некоторые виды транспортных средств. Сейчас в этот список могут попасть и машины легкого типа.
В тексте 2019 года сказано, что изымать будут автомобили:
- Класса L6. Сюда относят все виды квадроциклов и квадрициклов;
- Класса M2 и M3. В этот класс входят все виды автобусов;
- К классу N относят все типы грузовых машин;
- К классу O относят все прицепы, относящиеся к транспорту;
- К классу G относят автомобили, имеющие повышенную проходимость;
- Специальные единицы транспорта.
Этот законопроект не возник на пустом месте. Ранее существовали законы, позволяющие правительству пользоваться автомобилями, автобусами и специальной техникой, изъятой у граждан. Даже в недавнем прошлом владельцы внедорожников обязаны были регистрировать свои машины в военном комиссариате.
На кого распространяется
Военно-транспортная обязанность распространяется:
- На федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
- На организации, у которых в собственности есть автотранспорт. И на те, что владеют транспортом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
- На граждан.
От исполнения военно-транспортной обязанности освобождены:
- Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств.
- Иностранные и международные организации.
- Иностранные граждане и лица без гражданства.
Правительство может устанавливать перечень российских владельцев транспортных средств, освобождаемых от военно-транспортной обязанности. Но на момент подготовки статьи такой перечень не утвержден.
Что за новый закон?
Итак, новый проект изменений вносит поправки в Приказ о перечне ТС для постановки на учёт в военкоматы. Если ранее там значились не самые массовые виды и классы транспортных средств, то после изменений в список попадают легковые автомобили.
На 08 Августа 2023 года, согласно этому Приказу, в перечень попадают автомобили следующих категорий:
- L6 – квадроциклы и квадрициклы,
- M2 и M3 – автобусы весом до 5 тонн и более, соответственно,
- N – все грузовые машины,
- O – все прицепы к грузовым автомобилям, автобусам и мототранспортным средствам,
- G – машины повышенной проходимости,
- Спецтехника (автокраны, бульдозеры, тракторы, лесовозы, скорая помощь и другие).
Соответствующие изменения в список автомобилей, которые необходимо ставить на воинский учёт, добавят категорию M1 – все легковые автомобили, имеющие не более 8 мест и с максимальной массой не более 3,5 тонны.
Как видим, закон этот вовсе не новый, а хорошо забытый старый, о котором вспомнили многочисленные СМИ, благодаря изменениям с включением сюда легковых автомобилей. В отношении грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники всегда существовала такая практика при военном положении. А около 20 лет назад полноприводные российские внедорожники необходимо было ставить на специальный учёт в военном комиссариате и без этого их было не зарегистрировать в ГАИ.
Как это будет работать?
Согласно проекту новшеств, транспортные средства категории M1 – то есть легковые машины граждан – не будут направляться в горячие точки, где ведутся активные боевые действия. Даже логически толка от них будет очень мало. Но при предоставлении вооружённым силам внедорожников и кроссоверов не исключается такая возможность. Как говорят сами законодатели-инициаторы, речь идёт о таких марках, как УАЗ и Нива.
Но и здесь отбирание “предоставление” военным гражданских авто будет произведено в рамках недостатка собственной техники или пока такая техника транспортируется к месту боевых действий. После этого автомобили будут возвращены их законным владельцам, а, если им будет в результате военных действий причинён ущерб, он также будет компенсироваться. Правда, не уточняется, как именно будет производиться расчёт компенсации. Если речь идёт о калькуляции по единой методике расчёта ущерба в страховании, то, очевидно, средств к восстановлению может не хватить.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Новые штрафы с 1 и 20 октября 2018 года – правда или нет?
- Цифровой пропуск в Москве с 15 апреля: порядок оформления, сроки, штрафы и как получить?
- Новые штрафы с 20 ноября 2017 — правда или нет?
Учёт в военкомате
В целом же, в мирное время гражданские легковые автомобили будут стоять просто на воинском учёте по госномерам. Подчеркнём ещё раз – если только изменения вступят в силу, иначе всё останется как прежде; либо если проект изменений не будет серьёзно доработан.
К каждому такому авто в комиссариате должны будут завести собственную карточку, где будет указываться его текущее техническое состояние, отражающее возможность использования машины государством в военных целях. Эта информация будет обновляться по результатам прохождения техосмотра и получения собственником диагностической карты. Учитывая, что последние многие владельцы попросту покупают, достоверность данных ставится под сомнение.
Но самим собственникам не нужно предпринимать никаких действий для постановки автомобиля на учёт в военкомат. Такой обязанности не содержится ни в одном нормативном акте для граждан. Комиссариаты самостоятельно запрашивают данные из ГИБДД и других служб и ведут учёт пригодных для военных нужд автомобилей.
Какие автомобили будут забирать?
Первым делом будут изымать внедорожные автомобили. Министр обороны подчеркнул, что машины любого типа у граждан могут забрать лишь при ведении военных действий. Также скорее всего заберут машины типа УАЗ и вездеходы, у которых есть от восьми колёс. Министерство обороны сейчас занимается ведением изменения в существующий закон, изданный в марте 2014 года. Он находится под номером No151. В данный момент решение согласовывается с другими ведомствами и текущим правительством.
К перечню автомобилей, которые находятся на военном учёте, подпадут и транспортные средства типа М1. В эту категорию относят не только машины с небольшим количеством сидений, но и другие средства передвижений. Самый подходящий транспорт для ведения военных действий — это внедорожные отечественные автомобили. Например, УАЗ-439, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 («Патриот»). Но конечно заберут не только отечественные марки автомобилей. Мобилизируют скорее всего и Toyota Prado, VW Touareg, BMW X 5, Chevrolet Captiva, Suzuki Grand Vitara, Subaru Forester, Ford Explorer, Honda CR-V, Infiniti и другие. Нет гарантии, что под закон не попадут «Жигули».
В тексте закона написано, что все машины возвратят их собственникам сразу же после того, как военнослужащие обзаведутся другими машинами. Эти машины поступят из резервных запасов. Собственники могут рассчитывать на возмещение ущерба, если их машина была повреждена в результате военных действий. Размер компенсационных выплат зависит от того, какое количество времени эксплуатировался автомобиль, и насколько серьёзно был повреждён. Однако зарегистрировать машину в военном комиссариате могут и в мирное время. Предполагается, что у каждого автомобиля будет своя личная карта. И в ней будут содержаться информация о техническом осмотре, состоянии автомобиля и текущем полисе страхования.
Мобилизовать личные автомобили правительство может только в случае начала военных действий. Военное положение будет объявлено, если к государству будет проявлена внешняя агрессия, либо появится угроза нападений. В данный момент по законодательству мобилизовать могут только автомобили, относящиеся к классу грузовиков и автобусов.
Что за изменения в полномочия военной полиции?
Речь идёт о 3 основных новых правах:
- право остановки автомобилей сотрудниками ВАИ,
- право проверки документов ими же,
- оснащении техники и объектов вооружённых сил камерами автофиксации, аналогично ГИБДД/ЦАФАП.
В обоснование изменений указывается главная задача – контроль над обеспечением безопасности дорожного движения при движении военных автоколонн по дорогам общего пользования, контролирования внутренних военных объектов (камеры автоматической фиксации нарушений), а также отслеживание нарушений ПДД военнослужащими на личных автомобилях.
Казалось бы, ничего необычного – просто военным хотят дать право эффективнее контролировать безопасность дорожного движения в рамках самих военных.
Но есть проблема!
Фактически об обновлениях законодательства говорится как о праве сотрудников военной полиции останавливать в том числе и гражданские машины. А это уже приравнивает их в таком праве к ГИБДД.
И никто не знает, чем это может обернуться для обычных водителей. И, главное, насколько может усилить коррупционную составляющую при общении в сотрудниками полиции.
Право проверки документов
Это также новая возможность инспектора ВАИ. Логично, что после остановки авто нужно идентифицировать водителя.
В данном случае в ПДД также уже прописана обязанность водителя передать документы сотруднику военной инспекции. Речь идёт о пункте 2.1.1 Правил дорожного движения, который предписывает водителю передать для проверки документы сотруднику полиции. Таковым и является инспектор ВАИ.
Более того, в том же Указе Президента закреплены даже 2 термина:
- ДПС ВАИ – служба патрулирования, которая в 2023 году пока имеет полномочия остановки и проверки документов только у водителей автомобилей вооружённых сил,
- инспектор ДПС ВАИ – собственно, исполняющий обязанности по вышеназванной службе.
Но и здесь есть проблема по части проверки документов у гражданских водителей – водитель обязан не просто идентифицировать себя предъявлением документов, но и доказать, что не нарушает – у него должно быть в стандартных ситуациях 3 документа:
- водительское удостоверение,
- свидетельство о регистрации ТС,
- полис ОСАГО.
Ни один из этих документов не идентифицирует водителя, а лишь доказывает его право на участие в дорожном движении.
Но что же сделает инспектор ВАИ, если документов у водителя не окажется или вообще если установит нарушение гражданским автолюбителем нарушения ПДД?
Что делать, чтобы комиссариат не забрал машину?
Иногда сотрудники комиссариата могут снять машину с учёта. Пункт восьмой Приказа No 151 говорит, что снять автомобиль с воинской регистрации могут в следующих ситуациях:
- Изменилось место жительства владельца машины. В этом случае машину всё равно будут учитывать, но уже в другом отделении ГИБДД.
- Машина была снята с регистрации в текущем отделении ГИБДД.
- Ели машина не попадает под текущее законодательства, то есть не включена в число подходящих для военного использования машин.
Выходит, что не могут забрать только ту машину, которая была снята с регистрации и не используется. Чтобы машину не забрали, придётся сделать её нерабочей. А на это далеко не каждый согласится.
Какой транспорт могут направить в войска
Обычно военно-транспортную обязанность понимают просто: приходят люди в форме и изымают машины. Но речь идет не только об автомобилях.
Перечень транспортных средств, предоставляемых войскам, устанавливает Министерство обороны.
Главный вопрос, который интересует рядовых владельцев, — могут ли изъять обычный легковой автомобиль. Тут все зависит от типа автомобиля. В перечне речь идет о категории M1G — это автомобили повышенной проходимости с числом мест до 8, а также M2 и M3 — автомобили с числом мест более 8.
Для мобилизации подходит далеко не каждый автомобиль повышенной проходимости. Например, к категории G могут отнести автомобили категорий M и N, если они могут преодолевать подъем 30° и удовлетворяют как минимум пяти из шести приведенных ниже требований:
- Угол въезда должен быть не менее 25°.
- Угол съезда должен быть не менее 20°.
- Продольный угол проходимости должен быть не менее 20°.
- Дорожный просвет под передней осью должен быть не менее 180 мм.
- Дорожный просвет под задней осью должен быть не менее 180 мм.
- Межосевой дорожный просвет должен быть не менее 200 мм.
Но чтобы понять, могут ли ваш автомобиль использовать в мобилизационных мероприятиях, не нужно измерять линейкой дорожный просвет под осями и углы въезда. Категория всегда указывается в свидетельстве о регистрации транспортного средства.
В СТС в разделе «Категория ТС» через дробь указаны две категории. Первая — категория водительского удостоверения, с которой можно управлять автомобилем. Вторая — категория машины по техрегламенту. Этот автомобиль относится к категории M1 и не подпадает под военно-транспортную обязанность
В перечне упомянуто много другой техники, включая автомобили скорой помощи, трактора, строительные машины. Но, по всей видимости, перечень не исчерпывающий. Судя , могут изъять:
- железнодорожный транспорт — локомотивы, вагоны и все, что передвигается по железной дороге. А также железнодорожную инфраструктуру — рельсы, стрелки, вокзалы;
- воздушный транспорт, то есть воздушные суда и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру — аэропорты, диспетчерские и технические службы;
- суда рыбопромыслового флота, морской, внутренний водный транспорт и специальные суда — все, что связано с судоходством на внутренних водных путях и на море;
- трубопроводный транспорт — тот, что предназначен для транспортировки газообразной, жидкой и иной продукции по трубам;
- автомототранспортные средства, трактора — принадлежащие как организациям, так и частным лицам;
- дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.
Если в перечне нет какой-то техники, Министерство обороны может утвердить новый, в который включит все необходимое. На момент написания статьи простых граждан могут коснуться только два последних пункта из перечисленных — и только отчасти. Владелец легковой машины с одной ведущей осью ничем не рискует.