Дорожно-транспортное происшествие при левом повороте

Авария на нерегулируемом перекрестке

Эта ситуация является наиболее распространенной и часто возникает в сельской местности на нерегулируемом Т-образном перекрестке. Для путешествующих на автомобиле есть дорога слева, примыкающая к главной дороге. На встречной дороге нет движущихся автомобилей.

Перед совершением маневра водитель включает левый указатель, сигнализируя тем самым, что он совершает поворот налево. Для того чтобы сделать задуманный маневр быстрее, водитель начинает поворачивать руль за несколько метров до начала пунктирной линии, на перекрестке он выполняет маневр. В это же время третий автомобиль, выполнявший маневр поворота, начинает обгон, что приводит к аварии. Вы совершаете обгон и поворачиваете налево, так кто же виноват в аварии?

В первую очередь виноват тот, кто совершал поворот на перекрестке, но не только он виноват в аварии.  Будет решено, кто первым начал манипуляцию. Чаще всего два водителя одинаково виноваты, поскольку не соблюдали правила дорожного движения. Поэтому протоколы об административном правонарушении составляются и в том, и в другом случае.

Вина сторон

  1. Маневр поворота не был оценен водителем, который не убедился, что его маневр не создаст опасности для других транспортных средств.
  2. Если он видел намерение обгоняющего водителя и намеренно ускорил свой маневр, чтобы оказаться перед ним. Он считал, что включив свой индикатор, он предупредит других участников дорожного движения о своих намерениях и тем самым обеспечит безопасное маневрирование своего автомобиля.

Вина обгоняющего водителя также очевидна — скорее всего, он начал обгон, когда увидел, что у автомобиля перед ним включился индикатор. А это запрещено правилами дорожного движения.

Водитель мог смягчить столкновение, повернув машину влево, при условии, что на встречной полосе не было транспорта. Если бы было встречное движение, последствия могли бы быть гораздо серьезнее.

Меры исключения аварии

Таким образом можно избежать потенциально опасной ситуации, но это необходимо для того, кто поворачивает налево:

Оценивайте и даже изучайте ситуацию во время выполнения маневра. Зеркала заднего вида не всегда дают объективную картину. Стоит обернуться на секунду, чтобы оценить ситуацию позади

Важно не забывать, что у каждого автомобиля есть слепые зоны.
Даже если на данном участке дороги действует запрет на обгон, все равно необходимо убедиться в отсутствии нарушителя правил.
При наличии автомобиля, совершающего обгон, лучше объехать его и не создавать проблем.

Вам нужно быть более внимательным на дороге и к тому, кого обгоняют:

  1. Обгон на таких участках дороги не запрещен, но все же не рекомендуется совершать этот маневр, даже если вы едете по главной дороге.
  2. Если обгон необходим, то прежде чем его совершить, следует трезво и реалистично оценить свои шансы на обгон.
  3. Чтобы совершить обгон в таких условиях, вы должны иметь возможность видеть как можно больше транспортных средств, движущихся впереди и позади вас. Если ситуация удовлетворительная и видимость достаточная, маневр может быть выполнен.

Кто виноват при проезде на жёлтый сигнал светофора?

В большинстве случаев, если никто не будет идти в доказывании своей правоты дальше, чем разбор ГИБДД (а сами сотрудники почти всегда не захотят разбираться досконально), виновность будет обоюдная – по 50% степени вины у каждого из водителей.

Однако, чтобы этого не произошло, придётся отстаивать свою позицию. А сделать это можно, и достаточно легко.

Главное понимать, невиновным в таком типе аварий будет тот, кто докажет, что у него не было нарушения ПДД и, соответственно, что у другого участника такое нарушение было.

То есть, рассматривая с обоих полюсов:

  • если тот, кто не уступил дорогу, не сможет доказать, что у проскакивающего на жёлтый сигнал светофора не было преимущества, потому что не было права на движение, то он и будет виноват,
  • если же проехавший на жёлтый докажет, что он имел на это право, то виновен будет не уступивший дорогу на перекрёстке,
  • ну или, как мы уже указали выше, чаще всего вина будет обоюдная, если никто не захочет идти в суд.

Таким образом, в этой статье нам по порядку нужно будет ответить на следующие поставленные вопросы.

  1. В каких случаях жёлтый цвет светофора по ПДД является разрешающим, а когда запрещающим?
  2. Что такое экстренное торможение и какие у него критерии?
  3. Какие доказательства нам понадобятся и сколько они стоят? А они стоят денег – ниже вы поймёте, каких.
  4. Кому есть обязанность уступать дорогу при повороте налево на перекрёстке и кому – при начале движения на зелёный?
  5. Как суды разрешают такие дела в судебной практике 2023 и на что смотря в первую очередь?
  6. Кто, в конце концов, оказывает виноват в ДТП при проезде перекрёстка на жёлтый сигнал светофора?

Итак, давайте по порядку! По тексту вы поймёте, что всё на самом деле очень просто. Хотя на практике придётся сделать ряд сложных движений.

ПДД при повороте налево

Есть правила дорожного движения при повороте налево, обязательное соблюдение которых предотвращает ДТП:

Для обгоняющих и спешащих на обгон

  • Водитель может приступить к совершению обгона лишь в том случае, если имеется свободная полоса движения прямо по направлению обгона и на удовлетворительном расстоянии для его выполнения, когда подобный маневр не создаст аварийной ситуации для дорожного движения и не будет являться помехой для других автовладельцев.
  • Осуществление обгона категорически запрещается, если авто, которое располагается спереди и совершает движение, уже подало соответствующий сигнал о проведении поворота налево;

Обгон считается категорически запрещенным правилами на:

  1. пешеходном переходе;
  2. участках, где сильно ограничена степень видимости, к примеру, при подъеме и на очень опасных поворотах, на которых могут быть специальные указатели;
  3. железнодорожных переездах и приблизительно за 100м до них;
  4. перекрестках, где проводится регулирование автодвижения, и на нерегулируемых перекрестках, на которых полоса обгоняющего автомобилиста не считается главной.

Дорожно-транспортное происшествие при повороте на перекрёстках

ДТП при повороте влево на перекрестках происходят часто. В большинстве случаев сотрудниками правопорядка признается виновным тот, кто поворачивает. Однако изучение дорожно-транспортных происшествий экспертом нередко приводит к тому, что устанавливается вина шофера, который двигается прямо. Обычно авария на перекрестке происходит так: водитель, намеревающийся повернуть налево, выезжает на середину перекрестка, а затем пересекает полосу и начинает выполнять намеченный маневр. Второй автомобилист, едущий по той полосе, на которой находится совершающий поворот водитель, не успевает остановиться, что приводит к ДТП.

Поворот направо

И третий момент – стоящий автомобиль может начать движение, причем, без всяких указателей поворота. Такую возможность нужно попытаться предусмотреть по косвенным признакам: есть ли люди в машине (интересует конкретно водитель), работает ли двигатель (можно определить по выхлопной, но летом, например, иногда это сложно), момент начала его движения (со стороны можно определить по началу вращения колес). Если есть сомнения, можно коротко подать звуковой сигнал для предупреждения об опасности. Но когда перед въездом стоит припаркованный автомобиль или въезд с правой полосы по каким-то причинам затруднен, то для поворота направо, сначала, придется это «препятствие объехать с его левой стороны.

Для этого нужно по всем правилам перестроиться влево. Поэтому сначала должен быть включен указатель левого поворота, затем следует перестроение из правой на левую полосу и выключение «поворотника». Далее, плавное снижение скорости, после того, как достигли «препятствие», нужно сразу включить правый «поворотник и, завершив объезд, повернуть направо, на территорию или во двор, в общем, туда, куда нужно. Дело в том, что нередко, особенно в часы пик, находится немало желающих повернуть направо с левого ряда.

Они, не церемонясь, вырываются вперед, и круто поворачивают, подрезая путь тем, кто поворачивает с правой полосы. Это нарушение и причины в данном случае не важны, но оно имеет место. Когда нарушителя «поймают – он будет оштрафован, пусть этим занимаются те, кому положено, а сейчас задача другая — избежать ДТП. Несколько по-другому ситуация складывается в случае, когда на многополосных дорогах поворот направо разрешен со второй полосы. В подобных случаях, поворачивая направо именно со второй полосы, нужно внимательно следить за обстановкой справа и справа-сзади вашей машины.

Всегда есть риск, что оттуда кто-нибудь «приедет». Один такой случай был подробно рассмотрен в статье Рисковый поворот на широком перекрестке, и немного другой случай – въезд на прилегающую территорию в разрешенном случае со второй полосы – в одноименной статье Поворот направо со второй полосы.

Авария при повороте налево: кто виноват

Для большего понимания вопроса, как происходит выявление вины водителя при аварии в зоне пересечения дорог, стоит разобрать наиболее типичную ситуацию – столкновение в момент поворота влево.

Часто происходит так, что водитель, желает совершить маневр, пропускает авто, едущие по главной дороге, но при попытке вывернуть вдруг сталкивается с двигающимся автотранспортом. В подобных случаях обычно требуется помощь ГИБДД. Инспектора составляют протокол, при этом вина за ДТП на перекрестке при повороте налево, скорее всего, будет возложена на водителя, выезжающего с второстепенной дороги.

Происходит это по причине того, что водитель, поворачивающий влево, должен уступить дорогу ТС, двигающимся по встречной полосе либо вправо. При этом следует дождаться полной остановки движения после того, как вспыхнет желтый сигнал светофора. И только затем можно приступать к совершению маневра и поворачивать налево. Нередко, автовладельцы торопятся и не замечают, что кто-то в потоке машин продолжает движение. Так и происходит столкновение.

Несмотря на то, что обычно сразу понятно, кто выступил нарушителем, при обжаловании решения инспекторов, вполне вероятно обнаружатся дополнительные факторы, когда вина будет признана обоюдной. Например, если второй водитель, перемещающийся по главное дороге, не остановил вовремя свое авто и продолжил движение, когда сигнал светофора уже сменился на запрещающий.

В любом случае, если виновный не согласен с признанием его таковым, стоит не просто обжаловать решение, но провести дополнительную независимую экспертизу, заручиться показаниями очевидцев и видеоматериалами регистратора. После составить иск и передать его в судебные органы.

Процедура выявления виновника в ДТП на перекрестке отличается многочисленными нюансами. Прежде всего следует опираться на свод ПДД, но не стоит упускать из внимания и сопутствующие факторы. При несогласии водителя с тем, что его признали виновным, допускается обжаловать подобное решение. А вот чтобы не потребовалось заниматься столь неприятными моментами, стоит быть внимательным на участках с пересечением дорог, и строго следовать правилам передвижения по ним. Тогда и виноватого искать не потребуется.

Спорные ситуации

Бывают различные обстоятельства, способные повлиять на возможность совершения маневров на дороге. Поэтому не всегда удается определить с помощь схемы, кто виноват в ДТП при повороте налево. Спорные моменты возникают при условии, если оба водителя совершили действия, которые привели к аварии. В этом случае оценить, чье нарушение больше повлияло на исход ситуации, практически невозможно.

Обычно это происходит, когда автомобиль начинает движение на разрешающий сигнал, но не успевает окончить маневр. В такой ситуации он старается завершить поворот налево быстрее, что может привести к столкновению с другими ТС. На первый взгляд кажется, что вина этого водителя доказана, но на самом деле такой случай свидетельствует о том, что второй автомобилист также не учел предупреждающий сигнал.

В целом, существует множество спорных ситуаций. Во многих из них доказать правоту одного из участников аварии практически невозможно.

ДТП при обгоне поворачивающего

Авария может возникнуть, если два автомобиля движутся по одной полосе. Транспортное средство, находящееся впереди, поворачивает налево. Водитель, едущий сзади, в этот же момент принимает решение совершить обгон. Участники ДТП при повороте налево видят ситуацию по-разному. Водитель, желающий повернуть, замедляется, чтобы совершить манёвр. Он не знает, что машина, находящаяся позади, уже близко. Второй гражданин не знает причин замедления находящегося впереди автомобиля. Человек считает, что снижение скорости произошло просто так, и решает выполнить обгон. Оба автолюбителя начинают совершать маневр. В результате возникает ДТП.

ВАЖНО

Вина в ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля определяется в зависимости от ситуации. Обычно представители ГИБДД учитывают, кто первый включил сигнал поворота. Этот человек будет признан невиновным. Процедура оценки ситуации выполняется с учетом записи видеорегистратора и свидетельских показаний.

Если водители не хотят оказаться в ДТП при повороте налево, эксперты советуют подавать сигнал о планируемом маневре заранее. Человек, движущийся позади, должен понимать, что замедление может быть выполнено не просто так.

Авария при обгоне справа: кто ответит

Продолжаются споры о том, разрешен ли обгон справа только среди автомобилистов. Сотрудники дорожной полиции уверяют, что такой маневр запрещен. Их закон подкреплен разделом 9.9 Кодекса дорожного движения:

Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам…..

Отсутствие законной возможности обгона справа также отражено в пункте 11.2 Правил дорожного движения. Этот пункт гласит, что вы должны вернуться на свою полосу движения, не создавая опасности для обгоняемого автомобиля. Поэтому в случае ДТП, вызванного недопустимым маневром, виновником будет тот, кто совершил этот маневр.

О том, как совершать обгон и когда он разрешен, вы узнаете из этого видео:

Разворот на главной дороге: кого пропускать

Если нужно выполнить разворот на главной дороге, судить о том, кого пропускать, нужно по обстоятельствам:

  • При совершении маневра вне перекрестка уступают всем, кто следует по приоритетной дороге по пути или навстречу. Ведь они находятся в равных условиях с разворачивающимся транспортом.
  • При выполнении действия на перекрестке, где приоритетный путь не меняет направления, нужно пропустить всех следующих по нему. А те, кто въезжает на участок с второстепенного, обязаны уступить разворачивающемуся авто.
  • При осуществлении действия на перекрестке, где приоритетная поворачивает налево, нужно пропустить тех, кто едет по ней и приближается справа. Здесь участок считается пересечением равнозначных дорог.
  • При выполнении разворота на перекрестке, где приоритетное направление уходит вправо, тоже действует условие правой руки. Но уступают лишь тем машинам, которые приближаются с этой стороны и одновременно едут по равнозначной.

И все же собирающимся развернуться следует делать это, не забывая о п.8.1 ПДД. То есть сначала следует убедиться, что оппонент понимает намерения и сигналы, успеет затормозить, чтобы уступить проезд, как того требуют правила. Не стоит начинать маневр, если он создаст на участке опасную ситуацию.

Схемы ДТП при повороте налево

Ниже приведены схемы распространенных случаев ДТП, которые происходят при повороте налево, при различных дорожных условиях.

Совершая поворот с дороги с односторонним движением красный автомобиль не перестроился заранее в крайнее левое положение, то есть на полосу движения синего автомобиля. Водитель синего автомобиля, начиная маневр, не убедился в его безопасности.

В данном случае знаки разрешают левый поворот с обоих полос. Но на перекрестке нанесена специальная разметка, предписывающая траекторию поворота. Белый автомобиль нарушил требования этой разметки, въехав на чужую полосу движения.

Красный автомобиль, при совершении левого поворота, обязан уступить дорогу встречному синему автомобилю, пересекающему перекресток в прямом направлении:

Выезжая на дорогу с односторонним движением водитель синего автомобиля не учел, что на такой дороге Правила разрешают занять любую полосу. Водитель красного автомобиля не выполнил требование о предварительном перестроении в крайнее левое положение.

Синий автомобиль не выполнил требование Правил занять крайнее правое положение на дороге после выполнения маневра и выехал на чужую полосу движения.

Красный автомобиль не учел наличие помехи движению справа.  

Можно ли избежать ДТП

Предотвратить аварию на перекрестке неравнозначных дорог или на одном из таких направлений реально. Ведь подобные ДТП случаются в типичных ситуациях:

  • при повороте с второстепенной на главную;
  • при выезде со двора;
  • при проезде через перекресток.

Как вести себя автомобилистам, чтобы избежать столкновения:

Выезжающему с второстепенного направления или с прилегающей к дороге территории стоит помнить, что в случае аварии он находится в заведомо невыгодной для себя ситуации. Поэтому не стоит спешить, скорость ТС должна быть невысокой

Важно также контролировать машины с правой и левой сторон главной дороги. Ведь они могут появиться внезапно отовсюду, заметить оппонента слишком поздно и врезаться в него.
Автомобилисту с второстепенного направления нужно учитывать также имеющиеся на перекрестке кусты, парковку и другие предметы, которые загораживают обзор водителям с главного пути

Ведь последние едут с большей скоростью и благодаря преимуществу могут не среагировать на опасность. Оценка дорожной обстановки поможет спрогнозировать вероятность ДТП и избежать его.
Водителям, едущим по главной дороге, тоже лучше двигаться с умеренной скоростью, даже если на этом отрезке нет требующих ее снизить знаков. Так больше шансов заметить выруливающего с другой дороги автомобилиста.
При интенсивном движении едущему по главному направлению не стоит совершать обгон на перекрестке, несмотря на допустимость маневра. Он часто приводит к аварийным ситуациям. И не всегда потом обвиняют второго автомобилиста.
Всем водителям следует учитывать, что основная дорога может определяться не только по знаку 2.1, но и по типу покрытия. Если перекрещиваются широкая асфальтированная полоса и грунтовая, преимущество имеют те, кто едет по первой. Она является главной.

О том, как избежать ДТП при выезде на перекресток со второстепенной дороги, смотрите в этом видео:

Знак пересечения с главной дорогой

На пересечение с главной дорогой указывает знак 2.4 или 2.5. Есть также символ 2.3.1, предупреждающий, что скоро будет перекресток с второстепенной. Но его устанавливают на приоритетном пути. О примыкании второго по значимости отрезка указывают также символы 2.3.2-2.3.7. Изображения на каждом повторяют особенности местности.

Символы 2.4 и 2.5 предупреждают, что на данном участке недопустим обгон, и нужно готовиться уступить проезд машинам, едущим по пересекаемой дороге. Тем, у кого на пути оказались 2.3.1-2.3.7, маневр разрешен. И в проезде эти авто имеют преимущество. Ведь приоритетная дорога не сворачивает, наоборот, к ней примыкает второстепенная.

Что сказали суды

Произошло ДТП при повороте налево по рядам – кто виноват по ПДД

Тогда нужно просто занять крайнее левое положение. Напомним, что по ПДД при наличии двустороннего движения и отсутствии разметки дорога делится пополам. Следовательно, вам необходимо встать так, чтобы окажись кто-либо левее вас, он был бы уже на встречном направлении.

Что такое «возможность» в контексте пункта 8. 6? Этого неизвестно никому. Является ли, например, пешеход на правой полосе причиной отсутствия такой возможности?

Или тот факт, что на следующем перекрестке синему нужно будет повернуть налево, поэтому он сразу решил занять крайнее левое положение уже при повороте на эту дорогу направо.

  • в отсутствие разметки красный нарушил 8. 5 ПДД, поэтому виновен в любом случае он,
  • если разметка и/или знаки разрешают поворот из правого ряда налево, то снова видим 2 лагеря оппонентов практики ПДД:
    • с одной стороны, 8. 5 не делает исключение для красного занять крайнее положение, даже если левый поворот ему разрешен по его траектории,
    • с другой – практика ДТП показывает, что «виноватят» синего за нарушение движения по полосам (хотя данного нарушения здесь нет, так как не размечены полосы).

В случае, если красному нужно на выезде с перекрестка в правый ряд, то обязанность уступить синему для него регулируется пунктом 13. 4 Правил дорожного движения. Но что, если наоборот – синий хочет в левую полосу, а красный – тоже в левую, кто будет виноват в таком ДТП?

  • если перекресток регулируемый (есть светофор или регулировщик) и обоим горит зеленый, то виноват красный (нарушение п. 13. 4 ПДД), аналогично, если обоим горит красный сигнал, и, соответственно, оба нарушают,
  • если перекресток нерегулируемый и главная проходит прямо для синего, то виноват красный; если главная поворачивает налево по траектории красного авто, то синий виноват.

Но ясно одно: практика разборов ДТП в ГИБДД здесь ведет в сторону виновности водителя красного автомобиля, потому что синий может указать на то, что возможности не было (препятствие, остановившийся другой автомобиль и тому подобное). Поэтому при отсутствии записи видеорегистратора у красного доказать иное будет сложно.

В при повороте направо выехал не на крайнюю правую полосу, несмотря на то, что имел возможность двигаться ближе к правому краю проезжей части. А двигался по крайней левой полосе с большей скоростью, соблюдая требования ПДД. Таким образом, В нарушил п. 8. 6 ПДД. Перед поворотом налево В не занял крайнее левое положение и совершил столкновение с А, также поворачивающим налево из крайнего левого положения либо с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью. Таким образом, В нарушил п. 8. 5 ПДД .

А, двигаясь по крайней левой полосе своей стороны проезжей части, имеющей более 2-х полос для движения в одну сторону, произвел столкновение с транспортным средством В (грузовой автомобиль, с разрешенной массой более 2, 5 тонн), которое двигалось спереди. Таким образом, А нарушил п. 9. 10 ПДД. А, двигаясь по крайней левой полосе своей стороны проезжей части, имеющей не менее 2-х полос для движения в одну сторону, произвел столкновение с транспортным средством В (транспортное средство, скорость которого не может быть более 40 км/ч), которое двигалось спереди.

Таким образом А нарушил п. 9. 10 ПДД.

Ответственность водителей

Вина автомобилистов в каждом случае устанавливается в зависимости от обстоятельств происшествия. Оценить ее в приведенных выше распространенных случаях можно так:

  • Если разворачивающееся авто врезалось в то, что ехало следом за ним и свернуло налево, это не означает, что виновен водитель первого. Ведь существует пункт 8.9 ПДД: В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

    То есть в этой ситуации виновен тот, кто ехал налево. К нему справа приближался разворачивающийся автомобиль, значит, он должен был пропустить его. Ответственность для этого водителя наступит и в случае, если он сам врезался в левую сторону машины оппонента. Ведь пункт 8.9 ПДД все же им нарушен.

  • Если идущее навстречу по той же дороге ТС въехало на перекрестке в разворачивающееся авто, виновник определяется иначе. В этом случае пункт 8.9 не применяется. Но водитель разворачивающегося ТС обязан приостановиться, чтобы пропустить другой автомобиль. Ведь если он этого не сделал, нарушил пункт 13.12 ПДД: При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

    То есть этот водитель и будет признан виновным.

  • Если идущий следом за разворачивающимся автомобиль ехало прямо, решил обогнать и врезался в его правый бок, управляющий им скорее понесет ответственность. По правилам он должен был дать возможность проехать машине с включенным поворотником. Значит, его и признают виновным. Но отсутствие зажженного сигнала делает ответственным за ДТП водителя разворачивающейся машины.

Ведь второй автомобилист, который обгонял, не мог узнать о его намерении выполнить маневр.

При определении виновника происшествия значение в конкретном случае будет иметь также нарушение других правил или статей КоАП. Важна скорость, с которой двигались автомобили. Поэтому нередко в расследовании столкновения при развороте на перекрестке назначают техническую экспертизу. Пригодятся также показания очевидцев и съемка видеорегистратора.

Мера ответственности виновного автомобилиста определяется разделом КоАП, который он нарушил. Это может быть штраф по статьям 12.14, 12.15, части 2 статьи 12.16 Кодекса. А если в результате ДТП есть тяжело раненые или погибшие, действует Уголовный Кодекс. И виновник может лишиться свободы. Его страховщику в любом случае придется выплачивать деньги на ремонт автомобиля потерпевшего.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий