Новый ГОСТ Р 52289-2023: какие изменения, новые знаки и статус?

Что за новый ГОСТ?

На самом деле, основная концепция документа осталась прежней – датированной ещё 2004 годом. Однако, появилось множество поправок, которые привели в соответствие с Венской конвенцией и нашими локальными Правилами дорожного движения.

Так, наиболее значимые изменения:

  • в изменившемся ГОСТе Р 52289-2019 появились правила применения дорожных знаков, которые уже давно внесены в ПДД, но были не регламентированы для установки,
  • знак 3.20 Обгон запрещён теперь во всех случаях должен дублироваться слева от дороги – таким образом, закрыта тонкость, когда водителей лишали прав за обгон (без разметки), о запрете которого они и не подозревали просто потому, что, к примеру, опережали по встречной полосе фуру, которая закрывала этот знак,
  • границы платных парковок теперь обозначаются прерывистой разметкой синего цвета.

Вы сами можете сравнить этот новый правовой акт с его прежней редакцией, загрузив документ.

Когда вступает в силу?

Между тем, пока остаётся непонятным, насколько быстро практически будут приводиться в действие его предписания. Например, то же требование дублировать дорожный знак 3.20 слева проезжей части дороги – очевидно, что для установки дополнительных знаков у дорожных служб потребуется много времени.

Вас также заинтересует:

  • Обязательны ГОСТы в дорожном движении или нет?
  • Есть ли штраф за вафельную разметку и какой?
  • У кого преимущество при движении и перестроении по полосе разгона? Обгон и опережение

Было-стало: дорожная разметка

Ниже приведены изменения текста приложения к ПДД с 1 марта 2023 года. Однако, с 1 марта также изменились некоторые пункты основного текста ПДД, в которых описывается применение разметки. Описание данных изменений приведено в статьях:

  • Изменения в дорожной разметке – новые цвета и новая разметка
  • Изменения в применении дорожных знаков (в частности, про применение разметки 1.4 и 1.10 со знаками “Остановка запрещена” и “Стоянка запрещена”)
Редакция, действующая до 1 марта 2023 годаРедакция, действующая c 1 марта 2023 года
Приложение 2. Дорожная разметка и ее характеристики 
по ГОСТу Р 51256-2011 и ГОСТу Р 52289-2004по ГОСТу Р 51256-2018 и ГОСТу Р 52289-2019
1. Горизонтальная разметка
Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26 желтого цвета, временная – оранжевый цвет.Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Для постоянной горизонтальной разметки (включая дублирование изображения дорожных знаков) установлены следующие цвета: белый, желтый, красный, синий, черный, зеленый. Для временной дорожной разметки установлен оранжевый цвет (кроме разметки 1.4, 1.10, 1.17.1, 1.17.2 и 1.26)*.
* Цвета разметки соответствуют ГОСТу Р 51256-2018.
1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
1.2 – обозначает край проезжей части;1.2 – обозначает край проезжей части или границы участков проезжей части, на которые въезд запрещен;
1.7 – обозначает полосы движения в пределах перекрестка;1.7 – обозначает полосы движения в пределах перекрестка или зону парковки. Разметка синего цвета обозначает, что зона парковки используется на платной основе;
1.14.3 – обозначает диагональный пешеходный переход;
1.16.1 – обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, места для стоянки транспортных средств (парковки) и велосипедные полосы;1.16.1 – обозначает островки, которые разделяют либо транспортные потоки противоположных направлений, либо места для стоянки транспортных средств (парковки) от велосипедных полос;
1.17 (цвет – желтый) – обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси; 1.17.1 (цвет – желтый) – обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянок транспортных средств, используемых в качестве легковых такси;1.17.2 (цвет – желтый) – обозначает места остановок трамваев, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней;
1.23.2 – обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов;1.23.2 – обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов , лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистов;
1.24.7 – дублирование дорожного знака 8.9.2 “Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса”1.24.7 – дублирование дорожного знака 8.9.3 “Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса”

<< Было-стало: дорожные знаки

Далее: Было-стало: допуск ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по безопасности дорожного движения >>

Какие изменения?

Обновлений правил применения знаков и разметки очень много. Все их вы можете прочитать в специально подготовленном обзоре РосДорНИИ.

Мы же рассмотрим наиболее значимые и интересные для рядовых водителей и автолюбителей.

Знак Обгон запрещён должен дублироваться слева

Такое предписание было и ранее у ГОСТа 2004 года. Но только не для 2-хполосных дорог (по полосе в каждом направлении).

Отныне 3.20, а также 3.22 (Обгон запрещён только грузовым авто) обязан дублироваться слева на всех дорогах, кроме односторонних, разумеется. Здесь обогнать не получится по определению ПДД, так как отсутствует встречная полоса.

Новые знаки

Как мы уже упоминали выше, стандарт дополнен новыми дорожными знаками в соответствии с требованиями ПДД и некоторыми законами. Вот список всех новых обозначений, которые вы можете увидеть на дорогах, после изменений.

  • 1.35 по новому ГОСТу обозначает подъезд к перекрёстку с “вафельной” разметкой,
  • 3.34 – запрет проезда автобусов,
  • 5.14.2 и 5.14.4 сигнализируют о начале и, соответственно, конце полосы для велосипедистов,
  • 5.35 и 5.36 означают зоны начала и конца действия зоны с ограничением экологического класса, указанного в СТС автомобиля,
  • 5.37, 5.38 дополнительно к вышеуказанным дорожным знакам действуют только для определённой категории машин,
  • 5.39 и 5.40 – начало и конец велозоны,
  • 7.14.1 символизирует о пункте таможенного контроля,
  • 7.21 – о заправке для электромобилей,
  • табличка 8.4.3.1 уже применяется вместе с каким-либо знаком и означает, что знак распространяется на электромобили,
  • 8.4.15 наоборот, указывает, что знак не действует на электрические автомобили,
  • 8.9.2 указывает, что парковаться здесь можно только при наличии спецразрешения,
  • 8.9.3 разрешает парковку или стоянку только для авто дипломатического корпуса,
  • 8.25 указывает, что знак действует на автомобили написанного на табличке экологического класса,
  • 8.26 предписывает, что в том месте, который символизирует дорожный знак, есть зарядка для электромобилей.

Отмена отражающей поверхности для некоторых знаков

Знаки приоритета теперь запрещено встраивать в квадратные световозвращающие коробы. Ранее это применялось редко, но ГОСТу не противоречило.

Однако, изначально форма таких знаков была разработана с той целью, чтобы даже с других направлений дорог было понятно, что это за дорожные знаки. Например, “Уступи дорогу” в виде перевёрнутого прямоугольника – и более для других знаков такой же формы нет. То же касается для главной дороги.

Поэтому ныне с изменениями это правило приведено в соответствие с международной Конвенцией.

RFID-маркировка в знаках

Теперь в сооружения, снабжённые световозвращающими элементами, можно встраивать специальные чипы для чтения этих сооружений (знаков, разметки и других обозначений) специальными программными средствами). Ещё один шаг в сторону автомобилей-бепилотников.

Знак парковки всё ещё не отменяет действие запрета остановки

А теперь рассмотрим поправку, которой не было, но которую ждали многие водители.

Дело в том, что уже многие годы на дорогах России можно встретить противоречие знаков, когда на участке дороги, к примеру, с местным уширением, стоит знак 6.24, указывающий, что здесь можно парковаться. В то же время, ранее установлен 3.27 “Остановка запрещена”.

Так вот, первый дорожный знак не отменяет действие запрета. И зачем он тогда вообще нужен, не очень понятно.

Новый ГОСТ, к сожалению, не раскрыл ответа на данную тонкость, и потому парковаться даже при наличии специального знака, нужно осторожно

Синяя разметка на платных парковках

Зона платной стоянки или остановки транспортных средств в 2020 году может обозначаться прерывистой разметкой синего цвета. Вот так пример такой линии приводят в РосДорНИИ:

В заключение отметим, что ГОСТ 52289 относится к обязательным для соблюдения в Российской Федерации. Это означает, что его предписания обязаны соблюдать повсеместно и обязательно. Это означает, что в теории отсутствие, к примеру, дублирующего знака запрета обгона может помочь в обжаловании постановления ГИБДД.

Что за новый ГОСТ?

На самом деле, основная концепция документа осталась прежней – датированной ещё 2004 годом. Однако, появилось множество поправок, которые привели в соответствие с Венской конвенцией и нашими локальными Правилами дорожного движения.

Так, наиболее значимые изменения:

Вы сами можете сравнить этот новый правовой акт с его прежней редакцией, загрузив документ.

Когда вступает в силу?

Статус действующего госстандарт приобретает с 1 апреля 2020 года. Это официальная дата вступления его в законную силу.

Между тем, пока остаётся непонятным, насколько быстро практически будут приводиться в действие его предписания. Например, то же требование дублировать дорожный знак 3.20 слева проезжей части дороги – очевидно, что для установки дополнительных знаков у дорожных служб потребуется много времени.

Стандарты по обустройству пешеходных переходов

Зоны для пешеходов играют важную роль для обеспечения безопасности на дороге. По этой причине государство выдвигает высокие стандарты по их обустройству, которые периодически подвергаются изменениям.

Требования ГОСТ Р 52289-2004

Стандарт 52289-2004 устанавливает требования по применению технических средств, позволяющих организовать безопасное движение на дороге.

Согласно ГОСТу Р 52289-2004:

  1. Не допускается размещение рекламных плакатов, зеленых насаждений и других приспособлений, которые препятствуют обзору дорожного знака или светофора.
  2. Разметка, которая в связи с погодными условиями, оказалось плохо различима, должна быть временно подкреплена соответствующими знаками.
  3. Видимость знаков – 100 и более метров.
  4. Знак 1.22 должен быть установлен перед всеми нерегулируемыми перходами, которые не заметны на расстоянии до 150 м.
  5. Знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливаются на расстоянии не более 1 м от границ перехода. Первый знак должен находиться справа от дороги или проезжей части, а второй – слева.
  6. Для определения ширины пешеходной зоны следует пользоваться формулой: 1м = 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
  7. Светофоры являются техническим средством урегулирования дорожного движения на переходах для пеших лиц.

Нормативный документ также допускает введение экстремальных разметок или знаков, но только после согласования с Госавтоинспекцией.

Нормативы ГОСТ Р 52766-2007

ГОСТ Р 52766-2007 внес свои коррективы в обустройство зон для пеших лиц. Документ содержит следующие нормативы:

  1. Расстояние между переходами в населенных пунктах составляет 200-300 м. Исключением являются жилые пункты протяжностью менее 0,5 км. В таком случае расстояние может составлять 100-150 м, а количество переходов не должно превышать 2.
  2. Если ширина проезжей части составляет более 15 м, пешеходные зоны должны быть оборудованы островками безопасности.
  3. Вне населенных пунктов переходы устанавливаются вблизи общественных заведений и таким образом, чтобы они хорошо просматривались с двух сторон проезжей части, на расстоянии 150 и более метров.
  4. Рядом с регулированными переходами должны находиться ограждения перильного типа с двух сторон дороги. Расстояние – более 50 м в обе стороны.
  5. На многополосных дорогах, в местах внеулочных переходов в обязательном порядке устанавливаются ограждения длинной не менее 20 м в обе стороны от надземного или подземного перехода. Место установки – разделительная полоса.

Данный ГОСТ не совершенен и требует некоторых доработок, среди которых внесение требования об обязательном устройстве внеулочного перехода с более, чем 3 полосами движения в одну сторону.

Что изменилось в ГОСТ Р 58398-2019

ГОСТ Р 58398-2019 не отменяет нормативы, установленные ранее принятым стандартами, а лишь дополняет их для возможности организации комфортного и безопасного дорожного движения для всех его участников.

Согласно нормативному акту:

  1. Типоразмер знаков может быть уменьшен до 50-40 см.
  2. Использование дополнительных рамок повышенного внимания на знаках 5.19.1 и 5.19.2, установленных в слабоосвещенных местах или указывающих на нерегулируемый пешеход.
  3. Внедрение знаков 5.19.3 и 5.19. 4, которые позволяют переходить улицу по диагонали.

Некоторые требования нового стандарта противоречат ГОСТам принятым годами ранее, однако не отменяют их.

Какие изменения?

Обновлений правил применения знаков и разметки очень много. Все их вы можете прочитать в специально подготовленном обзоре РосДорНИИ.

Мы же рассмотрим наиболее значимые и интересные для рядовых водителей и автолюбителей.

Знак Обгон запрещён должен дублироваться слева

Такое предписание было и ранее у ГОСТа 2004 года. Но только не для 2-хполосных дорог (по полосе в каждом направлении).

Отныне 3.20, а также 3.22 (Обгон запрещён только грузовым авто) обязан дублироваться слева на всех дорогах, кроме односторонних, разумеется. Здесь обогнать не получится по определению ПДД, так как отсутствует встречная полоса.

Новые знаки

Как мы уже упоминали выше, стандарт дополнен новыми дорожными знаками в соответствии с требованиями ПДД и некоторыми законами. Вот список всех новых обозначений, которые вы можете увидеть на дорогах, после изменений.

  • 1.35 по новому ГОСТу обозначает подъезд к перекрёстку с “вафельной” разметкой,
  • 3.34 – запрет проезда автобусов,
  • 5.14.2 и 5.14.4 сигнализируют о начале и, соответственно, конце полосы для велосипедистов,
  • 5.35 и 5.36 означают зоны начала и конца действия зоны с ограничением экологического класса, указанного в СТС автомобиля,
  • 5.37, 5.38 дополнительно к вышеуказанным дорожным знакам действуют только для определённой категории машин,
  • 5.39 и 5.40 – начало и конец велозоны,
  • 7.14.1 символизирует о пункте таможенного контроля,
  • 7.21 – о заправке для электромобилей,
  • табличка 8.4.3.1 уже применяется вместе с каким-либо знаком и означает, что знак распространяется на электромобили,
  • 8.4.15 наоборот, указывает, что знак не действует на электрические автомобили,
  • 8.9.2 указывает, что парковаться здесь можно только при наличии спецразрешения,
  • 8.9.3 разрешает парковку или стоянку только для авто дипломатического корпуса,
  • 8.25 указывает, что знак действует на автомобили написанного на табличке экологического класса,
  • 8.26 предписывает, что в том месте, который символизирует дорожный знак, есть зарядка для электромобилей.

Отмена отражающей поверхности для некоторых знаков

Знаки приоритета теперь запрещено встраивать в квадратные световозвращающие коробы. Ранее это применялось редко, но ГОСТу не противоречило.

Однако, изначально форма таких знаков была разработана с той целью, чтобы даже с других направлений дорог было понятно, что это за дорожные знаки. Например, “Уступи дорогу” в виде перевёрнутого прямоугольника – и более для других знаков такой же формы нет. То же касается для главной дороги.

Поэтому ныне с изменениями это правило приведено в соответствие с международной Конвенцией.

RFID-маркировка в знаках

Теперь в сооружения, снабжённые световозвращающими элементами, можно встраивать специальные чипы для чтения этих сооружений (знаков, разметки и других обозначений) специальными программными средствами). Ещё один шаг в сторону автомобилей-бепилотников.

Знак парковки всё ещё не отменяет действие запрета остановки

А теперь рассмотрим поправку, которой не было, но которую ждали многие водители.

Дело в том, что уже многие годы на дорогах России можно встретить противоречие знаков, когда на участке дороги, к примеру, с местным уширением, стоит знак 6.24, указывающий, что здесь можно парковаться. В то же время, ранее установлен 3.27 “Остановка запрещена”.

Так вот, первый дорожный знак не отменяет действие запрета. И зачем он тогда вообще нужен, не очень понятно.

Новый ГОСТ, к сожалению, не раскрыл ответа на данную тонкость, и потому парковаться даже при наличии специального знака, нужно осторожно. Ещё кое-что полезное для Вас:

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Новый ГОСТ о синей и жёлтой разметке в вопросах и ответах
  • Можно ли обогнать трактор или тихоходное транспортное средство по новым правилам?
  • Изменения в ПДД летом 2018: отмена знака Шипы и парковка для инвалидов по-новому

Синяя разметка на платных парковках

Зона платной стоянки или остановки транспортных средств в 2023 году может обозначаться прерывистой разметкой синего цвета. Вот так пример такой линии приводят в РосДорНИИ:

Какие изменения?

Обновлений правил применения знаков и разметки очень много. Все их вы можете прочитать в специально подготовленном обзоре РосДорНИИ.

Мы же рассмотрим наиболее значимые и интересные для рядовых водителей и автолюбителей.

Знак Обгон запрещён должен дублироваться слева

Такое предписание было и ранее у ГОСТа 2004 года. Но только не для 2-хполосных дорог (по полосе в каждом направлении).

Отныне 3.20, а также 3.22 (Обгон запрещён только грузовым авто) обязан дублироваться слева на всех дорогах, кроме односторонних, разумеется. Здесь обогнать не получится по определению ПДД, так как отсутствует встречная полоса.

Новые знаки

Как мы уже упоминали выше, стандарт дополнен новыми дорожными знаками в соответствии с требованиями ПДД и некоторыми законами. Вот список всех новых обозначений, которые вы можете увидеть на дорогах, после изменений.

Отмена отражающей поверхности для некоторых знаков

Знаки приоритета теперь запрещено встраивать в квадратные световозвращающие коробы. Ранее это применялось редко, но ГОСТу не противоречило.

Однако, изначально форма таких знаков была разработана с той целью, чтобы даже с других направлений дорог было понятно, что это за дорожные знаки. Например, «Уступи дорогу» в виде перевёрнутого прямоугольника – и более для других знаков такой же формы нет. То же касается для главной дороги.

Поэтому ныне с изменениями это правило приведено в соответствие с международной Конвенцией.

RFID-маркировка в знаках

Теперь в сооружения, снабжённые световозвращающими элементами, можно встраивать специальные чипы для чтения этих сооружений (знаков, разметки и других обозначений) специальными программными средствами). Ещё один шаг в сторону автомобилей-бепилотников.

Знак парковки всё ещё не отменяет действие запрета остановки

А теперь рассмотрим поправку, которой не было, но которую ждали многие водители.

Дело в том, что уже многие годы на дорогах России можно встретить противоречие знаков, когда на участке дороги, к примеру, с местным уширением, стоит знак 6.24, указывающий, что здесь можно парковаться. В то же время, ранее установлен 3.27 «Остановка запрещена».

Так вот, первый дорожный знак не отменяет действие запрета. И зачем он тогда вообще нужен, не очень понятно.

Новый ГОСТ, к сожалению, не раскрыл ответа на данную тонкость, и потому парковаться даже при наличии специального знака, нужно осторожно

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий