Но ведь у меня есть действующий техосмотр! Можно ли избежать проверки состояния авто?
Нет, нельзя.
К сожалению или к счастью, технический осмотр – это отдельная регламентная процедура, обеспечивающая допуск автомобилей для участия в дорожном движении. И то, его частично отменили не так давно.
Тем не менее, действующая диагностическая карта – это не “иммунитет” к правомерности проверки технического состояния машины сотрудниками ГИБДД. В пункте 111 Административного регламента МВД, введённого Приказом №664, 4 основания для проверки авто:
- обнаруженные признаки нарушений (например, инспектор ДПС непосредственно увидел неработающую фару или услышал визг тормозных накладок либо неисправность глушителя),
- если ваш автомобиль участвовал в ДТП (имеются видимые повреждения, опять же),
- у инспектора есть ориентировки или иные данные, указывающие, что ваша машина участвовала в ДТП,
- разного рода спецмероприятия ГИБДД.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Произошло ДТП с одним участником – можно ли оставить место аварии и лишат ли прав?
- Автомобиль перекрыл выезд из двора или гаража: что делать и куда звонить?
- Можно ли возить металлолом на своей машине, какие правила перевозки, штраф и какие документы нужны?
При каких поломках я не имею права ехать дальше вообще?
Мы опустим сцепное устройство для прицепа, потому что здесь все очень просто: каждая неисправность ведет к еще одному запрету на вождение.
Тормозная система
И в этом случае все не так просто, как предполагают многие автомобилисты. Дело в том, что вы теряете право управлять автомобилем не только в случае полного отказа тормозов, но и в случае отказа этого узла.
И существует значительное непонимание применения закона не только среди водителей, но и среди инспекторов и даже судей. Да, неисправности тормозной системы перечислены. Но есть только 5 точек разлома. Например, износ тормозных колодок не учитывается. Что грозит водителю, если сотрудник дорожной полиции услышит на дороге визг изношенных тормозных колодок?
Но давайте вернемся к разделу 2.3.1 Кодекса дорожного движения. И здесь мы видим, что ссылка на список встречается только в третьем абзаце, где упоминаются и другие дефекты. Но для тормозов вышеуказанный пункт не упоминается. Но и далее, где логически следует пункт 2, официальное толкование ссылается на общие правила утверждения.
Здесь в пункте 3 можно увидеть, что техническое состояние автомобиля должно соответствовать различным документам:
- правил (ПДД вместе с Перечнем неисправностей),
- стандартов (ГОСТов и Технических регламентов),
- руководств по эксплуатации.
Потому что помимо перечня неисправностей, при которых нельзя ездить, есть еще перечень неисправностей в Приложении 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Перечислены и многие другие недостатки. Но опять же, вы не найдете упоминаний об изношенных накладках или колодках.
Однако вы почти всегда найдете эту неисправность в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Поэтому в данной статье де-юре предполагается, что практически любой самый незначительный недостаток или несоответствие приведет к тому, что вся система будет признана дефектной. Например, изношенные тормозные колодки приводят к дефекту тормозной системы. И это означает, что вы не можете продолжать.
Рулевая система
То же самое происходит и здесь. Следующие условия могут рассматриваться как полный запрет на вождение:
- наличие люфта в руле вне пределов допустимого,
- имеются видимые дефекты на рулевом колесе,
- есть ослабленные места,
- руль заменён на другой, не соответствующий конструкции автомобиля,
- не работает или недостаточно хорошо работает ГУР или электроусилитель руля.
Не горят фары и фонари
И это работает только в темноте или при плохой видимости.
Согласно определениям, данным в Кодексе дорожного движения, первое — это время от начала сумерек до конца рассвета, а второе — видимость менее 300 метров в дождь, туман, другие погодные или дорожные условия и в сумерках.
В этот период все фары и задние фонари должны быть на месте и находиться в рабочем состоянии. Кроме того, в пункте 2.3.1 не упоминается их количество. Поэтому дальнейшее движение запрещено, даже если, например, на дороге перегорит хотя бы один задний фонарь.
Еще одна важная деталь. Согласно официальной трактовке Дорожного кодекса, это ближний свет в автомобиле:
Что говорит законодательство 2023 года о таких ДТП?
А вот более конкретные пункты, которые фигурируют в исходах таких происшествий:
- пункт 10.5: водителю запрещено применять резкое торможение, если этого не требуется для предотвращения ДТП,
- пункт 9.10: дистанция должна быть выбрана такая, которая позволит избежать столкновения,
- пункт 10.1: вы обязаны ехать с такой скоростью, которая позволит избежать аварии, в том числе с учётом погодных и дорожных условий,
- пункт 1.5: вы должны действовать на дороге так, чтобы в любом случае не создавать опасности для движения.
Давайте немного подробнее остановимся на данных нормах законодательства.
Пункт 10.5
Сюда также относится, к примеру, резко ухудшившееся самочувствие водителя или возникшая неисправность, например, рулевой системы.
А вот список случаев, когда вы нарушили 10.5:
- если вы резко тормозили, чтобы проучить водителя, подрезав его перед этим,
- вы применили экстренное торможение и остановились на перекрёстке на мигающий зелёный или жёлтый сигнал,
- вы невовремя увидели поворот, разворот или любой другой объект, до которого вы можете остановиться, только активно затормозив.
Но что самое главное, в ПДД нет чёткого определения экстренного торможения и не даётся ответа, насколько активным должно быть замедление, чтобы приобщить его к резкому. Ни наличие юза, ни “нога в пол” не делают торможение экстренным. Поэтому критерий определяется непосредственно рассматривающим дело лицом или судьёй, определяя наличие состава в нарушении пункта 10.5.
Пункт 9.10
Это более простой пункт, но и здесь есть свои тонкости. Если со случаями, когда впереди едущая машина резко затормозила, и в него сзади “прилетели”, то здесь чаще всего всё без вопросов.
Другая ситуация – впереди едущее авто не просто тормозило, а само не соблюдало дистанцию и въехало в стоящий автомобиль, в результате чего остановилось не просто экстренно, а внезапно – раньше, чем если бы применило резкое торможение. Или вовсе из-за этого откатилось назад.
И вот во втором случае ситуации разборов таких ДТП бывают очень и очень спорные, и нередко виновным оказывается именно тот, кто оказался посередине в примере выше.
Пункт 10.1
Здесь есть лишь один нюанс. Даже если вы соблюдаете дистанцию, следуя за автомобилем, но тот превышает скорость, то вы, передвигаясь с той же скоростью, тоже нарушаете.
Пункт 1.5
Это общая норма, которая запрещает, в частности, подрезать и “учить” других водителей и иным образом создавать умышленно вред и даже риск нанесения вреда.
При каких поломках я не имею права ехать дальше вообще?
Сцепное устройство опустим, так как здесь всё предельно просто – любая его неисправность влечёт дальнейший запрет езды.
Тормозная система
И в этом случае не всё так просто, как предполагают многие автолюбители. Дело в том, что право на дальнейшее движение по закону у вас утрачивается не только при полном отказе тормозов, а именно при любой поломке в этом узле.
И здесь есть существенное недопонимание работы законодательства не только автовладельцами, но и инспекторами и даже судьями. Да, неисправности тормозной системы перечислены в Перечне. Но здесь всего 5 пунктов поломок. И не включена, например, такая, как износ тормозных накладок. Что будет грозить водителю, если сотрудник ГИБДД на дороге услышит скрип изношенных колодок?
Но вернёмся к пункту 2.3.1 ПДД. И здесь мы можем увидеть, что отсылка конкретно на Перечень идёт только в третьем абзаце, где говорится про прочие неисправности. А вот с тормозами абзац выше – и здесь ни слова. Зато ещё выше, откуда и перетекает логически абзац №2, официальная трактовка ссылается на Основные положения по допуску.
Заглянем сюда, и можем увидеть в пункте 3, что техническое состояние автомобилей должно соответствовать нескольким документам:
- правил (ПДД вместе с Перечнем неисправностей),
- стандартов (ГОСТов и Технических регламентов),
- руководств по эксплуатации.
Дело в том, что, помимо Перечня, список неисправностей, при которых нельзя ездить, есть ещё в Приложении №8 Техрегламента О безопасности колёсных ТС. И здесь поломок перечислено гораздо больше. Но вы всё равно не найдёте тут ни слова об износе колодок или накладок.
Однако, почти всегда вы найдёте эту неисправность в руководстве вашего автомобиля.
Поэтому де-юре будем в данной статье считать, что практически малейший дефект или недостаток приведёт к оценке всей системы как неисправной. К примеру, износ тормозных накладок фактически делает неисправной тормозную систему. И это означает, что вам нельзя двигаться дальше.
Рулевая система
Здесь всё аналогично. К полному запрету на дальнейшее движение можно отнести следующие условия:
- наличие люфта в руле вне пределов допустимого,
- имеются видимые дефекты на рулевом колесе,
- есть ослабленные места,
- руль заменён на другой, не соответствующий конструкции автомобиля,
- не работает или недостаточно хорошо работает ГУР или электроусилитель руля.
Не горят фары и фонари
А это условие работает исключительно либо в тёмное время суток, либо при недостаточной видимости.
Исходя из определений в ПДД, первое – это время от начала вечерних сумерек до конца утренних, а второе – видимость менее 300 метров при осадках, тумане, других погодных или дорожных условиях, а также в сумерках.
Именно в этот период времени у вас должны присутствовать и работать все фары и задние фонари
Причём, обратите внимание, что в 2.3.1 не говорится об их количестве. Поэтому, даже если хотя бы в одном заднем габарите, к примеру, перегорела лампа в пути, это запрещает движение дальше
И ещё одна важная тонкость. Согласно официальной трактовке в ПДД, речь идёт о следующем свете в автомобиле:
- передних фарах (причём, по всей видимости, допускается, к примеру, чтобы работал ближний свет, а дальний был неисправен),
- задних габаритных огнях (передние габариты не образуют запрет дальнейшего движения).
То есть противотуманные фары и фонарь, подсветка номера, факультативные огни и прочее не запрещают доехать до места стоянки или ремонта.
Если не работает «дворник»
Здесь также обратите внимание, что речь идёт именно о стеклоочистителе со стороны водителя. Пассажирский может не работать
И только в условиях дождя либо снегопада. Например, при граде (если только вместе с ним не падают капли дождя или снежинки) вы уже имеете право ехать по букве подзаконного акта.
Кроме того, в трактовке говорится о «недействующем» дворнике. Если, к примеру, он просто работает плохо, медленно, его резинки стёрты очень сильно, это не влияет на запрет дальнейшего движения. Что уж, даже если вы за верёвку тянете его сами, обеспечивая его «действие» таким образом, то он прекращает фактически быть объектом запрета пункта 2.3.1. Но это, конечно же, формальности – любой сотрудник примет меры по запрету дальнейшего движения и выпишет штраф.
Рулевое управление
Вторым пунктом в перечне, при каких неисправностях запрещена эксплуатация автомобиля, стоит рулевое управление.
Главное требование касается абсолютной величины люфта, которое должно принимать следующие граничные значения:
- 10º – для легковых авто;
- 20º – для автобусов;
- 25º – для грузовых ТС.
Под люфтом здесь следует понимать поворот руля на определённый угол, который не сопровождается поворотом колёс. Если люфт для указанных разновидностей автотранспортных средств больше предельных значений, это означает, что детали рулевого механизма настолько изношены, что представляют опасность, или что имеет место ослабление креплений деталей РУ, или существенным образом нарушены его регулировки.
Измерение люфта выполняется специнструментом – люфтомером. Если рулевое управление оснащено усилителем, проверка наличия/отсутствия люфта проводятся на автомашине с заглушённым силовым агрегатом.
Запрещено эксплуатировать автотранспорт, если узлы РУ смещены относительно штатных мест, или не соответствуют пространственному положению, предусмотренному конструкцией, при незатянутых резьбовых соединениях. Все эти неисправности выявляются методом визуального осмотра посредством поворачивания рулевого колеса. Затяжка резьбовых соединений осуществляется с использованием ключей, оснащённых динамометром.
При каких поломках законодательно наложен запрет на эксплуатацию
В целом есть пять серьезных поломок систем авто, столкнувшись с которыми, стоит отказаться от затеи сесть за руль:
- Тормозная система. Исправные тормоза – залог безопасного движения. В ПДД перечислен перечень поломок: утечка тормозной жидкости (тормоза откажут), низкая эффективность работы тормозов. Это ситуации, когда тормоза могут полностью исчезнуть, следовательно, нельзя доехать даже до стоянки или СТО.
2. Рулевое управление. В эту группу входят поломки системы управления автомобилем такие как, отказ усилителя руля, если он предусмотрен конструкцией ТС, люфт в рулевом управлении от 10 градусов и выше.
3. Стеклоочиститель со стороны водителя при движении в дождь, снегопад. Если не работает стеклоочиститель со стороны водителя, а за окном идет град, ливень или снег, то даже с места трогаться нельзя. Единственный выход – переждать, когда дождь закончиться. Но в дороге ливень способен усилиться, поэтому стоит сразу остановиться на обочине и снова ждать его окончание. В ходе эксплуатации авто резиновые накладки изнашиваются и утрачивают эластичность, их стоит время от времени менять.
4. Прицепное устройство при движении с прицепом
Обратите внимание именно с прицепом! Без прицепа езжайте до места ремонта
5. Внешние осветительные приборы. Нарушена регулировка фар, внешние световые приборы сильно загрязнены. В светлое время, конечно, можно доехать до СТО, но ночью даже не стоит и думать о том, чтобы добраться без освещения до мастерской. Световые приборы, их цвет и количество должны отвечать заводской конструкции ТС.
С какими неисправностями я могу доехать до стоянки или автосервиса?
Обратим также ваше внимание на то, что при упоминании возможности передвижения до места парковки или стоянки или же ремонта автомобиля, ПДД ссылаются конкретно на Перечень неисправностей. Поэтому всё, что в этом нормативно-правовом акте не перечислено, неисправностью как таковой не является
Тем не менее, Основные положения требуют проверить до начала движения и обеспечить исправность в том числе и в соответствии с Техрегламентом, иными ГОСТами и руководством по эксплуатации. Поэтому штраф вы всё ещё можете получить – только если не удастся убедить инспектора ДПС в том, что поломка возникла у вас в пути.
Внешние световые приборы
3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.
3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
3.6. На транспортном средстве установлены:
- спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
- сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Примечание. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.
Категорический запрет использования ТС
Какой же основной перечень неисправностей, согласно пдд?
Системы торможения
Когда неисправной является тормозная система, пользоваться автомобилем запрещено. Это и понятно, ведь такое транспортное средство представляет большой риск на дорогах.
Если обратиться к правилам дорожного движения, то станет понятно, что нормально функционирующая система торможения должна обеспечивать автомобиль неподвижным на уклонах:
- при полной нагрузке до 16 %,
- автобусы и легковые авто до 23%,
- грузовые машины и автопоезда до 31%.
Пользоваться транспортным средством можно, если:
- свободный ход тормозной педали уменьшен,
- находится в нерабочем состоянии лампа тормозной системы.
Рулевое управление
Еще один запрещающий пункт пользования транспортным средством. Существуют специальные показатели, при которых запрещается эксплуатация.
Если общий люфт в рулевом управлении превысит следующие значения:
- для легковых авто -10,
- для автобусов – 20,
- для грузовых авто – 25.
Помимо данных показателей, определены еще несколько моментов, когда нельзя пользоваться автомобилем:
Неисправны внешние световые приборы
Данный показатель имеет значение в темное время и при плохой видимости, поскольку такое движение будет нести прямую угрозу и остальным участникам дорожного движения.
Необходимо знать, что количество всех приборов должно соответствовать конструкции авто.
Запрет будет в следующих случаях:
- внешние световые устройства загрязнены,
- регулировка фар с нарушениями,
- нет в наличии рассеивателей, либо они не подходят под конкретный тип фар.
- отсутствие задних габаритных огней.
Относиться данный момент может, тех автомобилей, которые используются вместе с прицепом.
Недействующие стеклоочистители и омыватели
Нарушением будет лишь его неисправность со стороны водителя и в период, когда в нем есть необходимость. То есть, если речь идет о снегопаде или сильном дожде. Тогда будет отсутствовать видимость проезжей части, а это опасно, как для самого автомобилиста, так и для других владельцев транспорта.
При наличии данных проблем, ТС становится источником опасности на дороге. И любое перемещение авто может спровоцировать неблагоприятные последствия. Как бы аккуратно автомобилист не передвигался, повлиять на дорожную ситуацию ему вряд ли будет по силам.
Признаки и неисправности вакуумного усилителя тормозной системы
Орган управления тормозом, например, педаль тормоза, имеет несколько положений.
Первое — это нормальное положение, когда педаль нажимается без заметных изменений, проседаний, рывков, ударов, без особых усилий и т.д. Следующие два положения педалей неудобны для водителя и вызывают некоторое напряжение.
Это происходит, когда педаль тормоза слишком тугая или тормоза слишком мягкие. В этой ситуации, если педаль тормоза больше не работает так, как должна, беспокойство водителя вполне оправдано. Это означает, что что-то не так и тормозная система нуждается в ремонте. Не медлите.
Почему у вас тугая педаль тормоза
Причин, по которым педаль тормоза внезапно становится вялой, может быть несколько, и они не обязательно традиционны или характерны для всех типов и моделей тормозов. Однако давайте рассмотрим наиболее важные и типичные причины и методы их устранения.
В большинстве дефектов, когда педаль тормоза становится мягкой, «виноват»: либо вакуумный усилитель, либо главный тормозной цилиндр.
Поэтому увеличение силы при нажатии на педаль тормоза обусловлено тормозной силой:
- произошло засорение воздушного фильтра вакуумного усилителя. В этом случае необходимо заменить воздушный фильтр;
- заедает корпус клапана в вакуумном усилителе. Выход – замена вакуумного усилителя;
- разрушена диафрагма вакуумного усилителя. Менять вакуумный усилитель;
- неисправен наконечник вакуумного усилителя – необходима замена наконечника;
- заедает или не срабатывает обратный клапан в вакуумном усилителе, требуется замена обратного клапана;
- обратный клапан вакуумного усилителя неисправен (негерметичен), что позволяет в полость вакуумного усилителя попадать топливу. Нужно менять вакуумный усилитель в сборе с обратным клапаном;
- поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель с впускным коллектором, лидо ослаблено крепление шланга на штуцере. Меняем шланг, или подтягиваем хомут крепления. Подробнее о шланге вакуумного усилителя тормозов. За его состоянием нужно следить систематически. Особенно в холодное время года. Пока шланг не разогрет, он остаётся достаточно жёстким и тормоза работают нормально. После непродолжительной работы двигателя шланг нагревается, становится эластичнее, и если вы не заметили его расслоения, например, то снижается его пропускная способность. Может возникнуть проблема с педалью тормоза.
- в рабочих (колесных) цилиндрах разбухли уплотнительные кольца. Это может произойти из-за попадания в них горюче-смазочных материалов, либо использования некачественно тормозной жидкости. Ремонт рабочих тормозных цилиндров, замена тормозной жидкости на рекомендованную производителем.
Существует два способа проверки вакуумного усилителя
Запустите двигатель. В системе создается вакуум. Теперь нажмите на тормоз. Вялая педаль тормоза указывает на неисправность усилителя тормозов или тормозной магистрали. Заглушите двигатель и подождите около 5 минут, не нажимая на тормоз.
Определите неисправность. Нажмите на педаль. Если педаль по-прежнему твердая, вероятно, неисправен клапан вакуумного усилителя.
Еще один тест. При выключенном двигателе несколько раз нажмите на педаль тормоза, чтобы снять вакуум в тормозной системе. Держите педаль тормоза нажатой и запустите двигатель. Если педаль опускается незначительно, то проблем с усилителем тормозов нет.
Другие элементы конструкции машины
Нельзя ездить за рулем авто с ограниченной обзорностью ветрового стекла. Запрещается наносить специальные покрытия, существенно занижающие способность стекла пропускать свет, вещать большое число игрушек и других принадлежностей. А вот жалюзи и шторки на заднее стекло машины можно установить, но при условии наличия наружных зеркал с внешней стороны.
Двигатель. Нельзя ездить, если из системы питания утекает топливо, поскольку высок риск возгорания ТС, неисправна система выпуска отработанных газов, то есть, выхлоп слишком ядовитый – экологи не простят, да и инспекторы ГИБДД заметят это по чрезмерной задымленности. Сюда относится и повышенная шумность выхлопа, глушитель должен быть исправным, в противном случае, например, ночью можно легко разбудить весь спальный район.
Колеса и шины. Машину нельзя использовать, если шины получили внешние повреждения: боковые порезы, обнажившийся корд, отслоение протектора. В эту категорию входят деформации колесного диска, отсутствует хотя бы один болт крепления колеса. Согласно ПДД остаточная высота рисунка протектора у легковых машин должна быть как минимум 1.6 мм, для грузовых машин 1 мм, автобусов – 2 мм
Получить штраф можно и за неработающие исправно измерительные приборы – спидометр, тахометр. В случае если спидометр отказал во время движения, стоит остановить авто и попытаться устранить поломку самостоятельно. Следовать к месту стоянки или остановки с соблюдением правил безопасности, если поломка не устраняется.
Также правилами установлено, что использование авто в качестве средства передвижения возможно только при наличии:
- аптечки со всем перечнем необходимых лекарств;
- огнетушитель необходимой емкости, не должен быть просроченным или поврежденным;
- знак аварийной остановки.
Также крайне важно, чтобы в зимнее время года не замерзала жидкость стеклоомывателя. Не только начинающие, но уже и опытные автомобилисты сталкиваются с такой неприятностью, как лед в бачке стеклоомывателя
Есть эффективные способы растопить лед.
Допустимый уровень тонировки лобового стекла
Отдельно стоит сказать о тонировке. Многие из автомобилистов тонируют стекла разными пленками. Чтобы не получить штраф в размере 500 рублей, она должна быть в пределах допустимой нормы. По закону лобовое стекло должно пропускать минимум 70% света. Специалисты, занимающиеся тонировкой стекол, знают об этом, но лучше всего лишний раз напоминать о необходимом уровне затемнения ветрового стекла
А вот тонировка задних стекол ничем не ограничивается, но необходимо осторожно подходить к этому вопросу