Что делать при ДТП без пострадавших
Необходимо зафиксировать дефекты машины. В схеме аварии укажите сведения из водительских прав, страховок или грин карты. Далее водители должны убрать авто с проезжей части. Однако передвигать транспортные средства можно только после записи всех подробностей ДТП. Если вы сделаете это перед регистрацией всех подробностей дела, страховые агенты могут не принять бланк извещения об аварии и потребуют справку из ГАИ. Получение документа может затянуться, потому что инспекторы будут рассматривать дело заново, в связи с новыми подробностями происшествия.
Если участники ДТП не имеют претензий друг к другу, они могут доехать в ближайшее отделение полиции и зафиксировать факт аварии там. Или решить проблему на месте, предварительно написав расписки о данных обязательствах друг другу. После аварии невиновный водитель может обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации в течение пяти дней. Агентам лично или почтовым письмом вместе со списком прикрепленных бумаг необходимо предоставить:
- извещение об аварии;
- заявление о страховой компенсации;
- паспорт владельца авто;
- полис ОСАГО;
- банковский счет;
- документы об оплате услуг экспертов, эвакуатора;
- водительское удостоверение.
Опытные водители советуют перед отправкой бумаг агентам пройти независимую экспертизу. Это поможет вам проконтролировать, чтобы автосервисы, которые сотрудничают с вашей страховой службой, намерено не занизили сумму ущерба.
Как на практике?
Как видим, Административный регламент не указывает чёткого времени прибытия на место ДТП после вызова в 2023 году: ни полчаса, ни 2 часа, ни 10 и ни сутки и более. Указано просто, что сотрудники ГИБДД должны действовать незамедлительно. А как это незамедлительно, не указано, и ждать инспекторов приходится порой по много часов. На практике же могут быть случаи, когда:
- другие ДТП, которые ДПС оформляют в порядке очереди (а может и пропуская “особо важных персон” вперёд), и ваш вызов 20-й по порядку, к примеру, остаётся только догадываться, сколько ещё придётся ждать ДПС,
- отсутствие свободных патрулей, так как в вашем городе проводится мероприятие, и подавляющее их большинство стянуто для охраны общественного порядка туда,
- не все экипажи ГАИ уполномочены оформлять документы по авариям, поэтому ждать приходится часто долго.
Невозможно применить общие отрезки времени, сколько времени можно дожидаться полицию на место происшествия, так как это зависит от многих факторов даже внутри одного города. Но если заключить в целом с большим плюсом/минусом, то можно сделать такой вывод:
- в Москве ждать сотрудников ГИБДД, как правило, приходится меньше всего – от часа до 3-4 часов,
- в крупных городах, включая Петербург, Самару, Краснодар, Екатеринбург, Казань и другие время ожидания может увеличиваться до 8-9 часов,
- а в мелких городах происходит чаще всего полное самоуправство и использование предписания регламента в свою пользу, поэтому были случаи промедления ГАИ вплоть до суток и более.
Дело в том, что во многих подразделениях заинтересованы в том, чтобы вы оформились по европротоколу, поэтому умышленно могут медлить, чтобы не повадно было.
Вас также заинтересует:
- Сколько времени может сотрудник ГИБДД удерживать водителя после остановки?
- Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ГИБДД?
- Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
Отсутствие второго участника ДТП…
Прежде всего, нужно четко понимать, что отсутствие одного из участников ДТП не является основанием для отказа оформлять аварию. Главное, чтобы вы прибыли в подразделение Госавтоинспекции с обязательными документами.
Речь идет:
- о водительском удостоверении и документах на транспортное средство — чтобы идентифицировать участника аварии;
- фотографиях, на которых видно взаимное расположение автомобилей, попавших в ДТП;
- снимках общего плана с улицами, дорогами и объектами инфраструктуры, по которыми можно четко установить место аварии;
- детальных фото конкретных повреждений автомобиля;
- видеозаписи с места дорожно-транспортного происшествия.
Вышеперечисленного вполне хватит для возбуждения по факту аварии административного дела и приобщения к нему ваших фото- и видеозаписей. Далее, в соответствии с пунктом 290 Административного регламента МВД (утвержденного ведомственным Приказом № 664 от 23 августа 2017 года), сведения о дорожно-транспортном происшествии регистрируются в информационной системе Госавтоинспекции.
Если второй участник аварии так и не явился в ГИБДД, то устанавливать обстоятельства происшествия, как правило, поручают инспекторам так называемой группы разбора. Они занимаются опросом водителей и выявляют виновника ДТП.
Что касается исчезнувшего водителя, то его (как, впрочем, и вас) законодательство не обязывает являться на разбор ДТП. Но, повторимся, ваше положение от этого не ухудшится — дело всё равно будет рассмотрено.
Неумышленное оставление места ДТП
Как себя вести при разборе ДТП в ГИБДД?
Даже незначительные повреждения, полученные во время аварийной ситуации, не могут стать причиной для неявки гражданина в группу разбора ДТП. Не стоит пренебрегать таким требованием, поскольку игнорирование может стать причиной серьезных последствий, а именно того, что гражданин будет признан виновным в аварии со всеми вытекающими последствиями.
Присутствие на разборе позволяет гражданам защитить свою правоту при помощи различных доводов и фактических доказательств. При наличии объективных факторов, не позволяющих принять участие в разборе в установленный срок, следует подать специальное ходатайство о переносе сроков мероприятия. Каждый участник процедуры вправе:
- получить доступ к материалам дела;
- подавать ходатайства и доказательства;
- пользоваться услугами переводчика, а показания давать на родном языке;
- требовать проведения экспертиз, вызывать свидетелей и приобщать к делу дополнительные справки, выписки;
- производить запись процедуры на диктофон;
- привлекать к делу юриста;
- обжаловать постановление.
На основе результатов разбора выносится соответствующее постановление, а невиновное лицо получает официальную справку. Все дальнейшие действия и меры по отношению к виновнику аварии могут быть применены лишь после судебного заседания и вынесения соответствующего решения.
Инспектор ГИБДД не оформляет
Часто бывает, когда вы вызвали наряд полиции на место аварии, но никто не приехал. Если такое происходит, то существуют законные и незаконные способы действий.
Вас заставляют заполнять европротокол
Такие действия полиции незаконны. Правила, устанавливающие, в каких ситуациях водитель должен, а в каких нет вызывать инспектора, определяют именно эти действия. Ни один закон прямо не указывает на то, что участники происшествия на дороге должны в обязательном порядке оформлять европротокол.
То же самое изложено и в инструкциях для сотрудников ГИБДД, которые определяют, что они могут предложить автовладельцам оформить европротокол, но не принуждать к этому. Такое указание отмечено в Административном регламенте пункте 284, который утвержден Приказом МВД №664. Если ознакомиться с пунктом 285 того же регламента, то в нем указаны действия сотрудника полиции, если автовладелец отказывается от оформления европротокола. В таком случае ему будет предложено прибыть на пост ГИБДД и оформить аварию как положено.
Практически часто бывает так, что сотрудники приезжают, ДТП не оформляют, а заставляют заполнять европротокол для страховщика, а затем уезжают. При этом необходимо повторно позвонить в дежурную часть полиции, и высказать жалобу на действия сотрудников, сообщить, что вы по-прежнему стоите и ждете их для оформления документов.
Рекомендуется также узнать у дежурного номер входящего звонка. После оформления происшествия, вам необходимо повторно отправить жалобу через форму на официальном сайте ГИБДД.
Чтобы не портить отношения с сотрудниками полиции, можете сообщить им, что у вас нет бланков европротокола, нечем писать.
Сотрудники предложили прибыть в ГИБДД
Такие действия будут вполне законными. В пункте 2.6.1 ПДД сказано, что участник ДТП должен выполнять указания инспектора, который предлагает прибыть для оформления в определенное место. В Административном регламенте в пункте 285 об этом также имеется указание для сотрудников.
Чтобы правильно оформить происшествие на посту ДПС или в отделении ГИБДД, вначале нужно сделать фотоснимки дорожного происшествия. Только после этого можно составить схему аварии на листе бумаги от руки.
Практически можно прибегнуть к такой хитрости. Согласно Правилам, вы должны сделать снимок места происшествия в обязательном порядке. Исключением является тот случай, когда на ДТП прибывают сотрудники полиции. Это означает, что при отсутствии у вас возможности сделать фотографии или записать видео, нужно ждать прибытия автоинспекторов. По телефону сообщите дежурному, что у вас нет фотоаппарата и видеокамеры.
Аварийные комиссары
Существует другой вариант событий, когда к вам отправят аварийных комиссаров, либо они прибудут самостоятельно до приезда сотрудников. Если вы не можете отличить сотрудников ГИБДД и комиссаров, то дело обстоит хуже
Отличие между ними большое – аварийный комиссар не относится к сотрудникам полиции, и для вас он не играет важной роли
Поэтому, если происшествие оформлено с участием комиссара, это считается действием без сотрудников ГИБДД. В таком случае лучше не прибегать к их помощи.
Если участник ДТП не прибыл в ГИБДД
В Административном кодексе 2023 года можно найти две части статьи 12.27, которые подходят под наш случай:
- Первая часть определяет наказание за оставление места происшествия на дороге -лишением водительского удостоверения до 1 года 6 месяцев.
- Вторая часть содержит ответственность за иные нарушения по ДТП и штраф за них 1000 рублей.
Первая часть содержит более мягкое наказание, и сразу кажется, что она подходит под случай, когда вы не прибыли в ГИБДД для оформления. Ведь вы сами сообщили о происшествии на дороге, просто решили не оформлять аварию.
На самом деле ситуация обстоит по-другому, теперь за это могут изъять водительское удостоверение. Это связано с нарушением Правил, ведь водитель уехал с места происшествия. Наказание при этом будет не за то, что он скрылся, а только за оставление, независимо от того, что вы самостоятельно сообщили о ДТП дежурному.
Ответственность за оставление места ДТП
Все обязательные действия, которые водитель должен совершить после дорожно-транспортного происшествия, отражены в ПДД. В частности, в соответствии с требованиями пункта 2ю5 данного нормативного правового акта, автомобилист, который причастен к ДТП, должен остановить свое транспортное средство и не трогать его до приезда на место столкновения сотрудников ГИБДД.
Соответственно, если участник дорожно-транспортного происшествия оставляет место аварии, а также в ситуациях, когда все участники ДТП оставляют место происшествия, значит, своими действиями они не выполняют нормы законодательства, установленные ПДД. Следовательно, при выявлении данного факта сотрудники дорожной инспекции имеют право привлечь таких автолюбителей к административной ответственности.
Оформят ли ДТП в его отсутствие?
Да. Было бы глупо, если один участник инцидента отвечал за действия второго и в ГАИ отказывали бы в оформлении, пока оба не прибудут вместе.
В 2023 году инспекторы зафиксируют происшествие и выдадут документы даже если другой автолюбитель не явился по требованию дежурного. Главное, чтобы у приехавшего участника были при себе доказательства факта ДТП, а именно:
- фотографии расположения автомобилей по отношению друг к другу,
- снимки дороги, улицы, объектов инфраструктуры – с помощью которых угадывается место ДТП,
- детальные снимки повреждений каждой машины,
- видеозапись с места аварии,
- а также водительские права и документы на машину для идентификации прибывшего участника.
На этом ваша миссия окончена. Остальные мероприятия возлагаются на сотрудников полиции.
Назначат ли группу разбора?
Да, с большой долей вероятности.
Отсутствие второго участника ДТП делает необъективным рассмотрение происшествия, поскольку инспекторы должны взять с него объяснения и установить личные данные.
Для этого существует так называемая группа разбора. Её проводят инспекторы отдела по исполнению административного законодательства (ИАЗ). В их задачи входит проверка законности возбуждения административного дела, опрос водителей, установление обстоятельств ДТП и степени вины его участников в контексте несоблюдения ПДД.
Но что, если второй водитель не явится и на группу разбора? Санкций к нему именно за неявку законом не предусмотрено, поскольку в КоАП нет наказания за игнорирование группы разбора. Но ничего страшного для вас в этом нет.
Надлежащим уведомлением участника производства считается отправленная по его адресу заказное письмо, повестка или телефонограмма. Если их подавали, но водитель так и не приехал в назначенное время на группу разбора – дело рассмотрят уже без него.
Можно ли покидать место ДТП в 2023 году?
Документальное оформление ДТП – варианты действий
Ждать инспекторов или ехать самим?
Согласно ПДД, в 2023 году есть 2 сценария развития событий, даже если полицейские согласятся оформлять происшествие:
- сотрудники ГИБДД откажутся приезжать на ДТП, но заставят вас самих приехать в отделение, составив предварительно схему ДТП (об этом немного ниже),
- инспекторы сами выедут на место аварии – это классический вариант развития событий.
Конкретные действия вам укажет сотрудник полиции, а именно дежурный. Именно в его обязанности входит опрос водителей, выяснение обстоятельств ДТП и принятие решения о том, как, куда и кого направлять.
Если свободных инспекторов поблизости с вами нет, то дежурный укажет проехать на ближайший пост или в ближайшее отделение и там оформиться.
Однако, чтобы покинуть место ДТП, необходимо предварительно зафиксировать его обстоятельства:
- положения автомобилей относительно друг друга,
- стационарных объектов вокруг,
- следы,
- предметы и осколки,
- повреждения авто.
Если у вас цель – оформиться именно на месте происшествия, то добиться своей цели вам поможет указание на то, что никаких технических средств у вас нет, как нет и чистого листа бумаги вместе с ручкой (чтобы нельзя было оформить схему ДТП).
В таком случае дежурный обязан принять решение направить к вам инспектора, но через сколько он приедет, сказать не сможет никто. Может быстро, а может через несколько часов. И последний вариант на практике 2023 года, действительно, имеет место быть как своего рода отместка за ваш отказ оформляться без полиции.
Оформление дорожно-транспортного происшествия аварийным комиссаром без ГИБДД
Аварийный комиссар – профессионал, который разбирается в страховании, психологии, в правилах дорожного движения и в юриспруденции. Этот человек специализируется на помощи людям, попавшим в дорожно-транспортное происшествие. Аварийный комиссар находится в спокойном состоянии, а не в состоянии стресса, как автомобилист после аварии, поэтому он может помочь не только оформить бумаги и оценить ущерб, а также вызвать скорую медицинскую помощь или помочь психологически участникам данного происшествия.
Так как аварийный комиссар является посторонним человеком, он не может полностью выполнить работу дорожного ГИБДД, но может помочь оформить документы и соблюсти законодательные требования. Предусмотрено законом в политике правил дорожного движения, что аварийный комиссар во многих случаях может оформить дорожно-транспортное происшествие, не привлекая сотрудников ГИБДД.
Если нет погибших и пострадавших, водители могут не вызывать сотрудников ДПС. Также нужно, чтобы в ДТП были задействованы не более двух автомобилей и эти транспортные средства были не сильно повреждены. В данных случаях комиссар сам составит документы и проконтролирует, чтобы всё было, как положено.
Когда комиссар регистрирует аварии без сотрудников ГАИ, существует ряд определённых особенностей:
Не важно, работает этот комиссар в компании по страхованию или частным образом, он может прибыть на место ДТП в районе двадцати минут после звонка, а представителей власти из-за пробок можно прождать и несколько часов, что для некоторых является проблемой. Аварийный комиссар может оформить происшествие за 20-40 минут, потому что он высококвалифицированный специалист
Аварийный комиссар может успокоить клиента, который находится в шоковом состоянии и не может адекватно отвечать на вопросы. Также комиссар может оказать психологическую помощь, если она будет нужна пострадавшим. Тем более, общение с полицейскими может увеличить стресс, который участник аварии получил в результате дорожного происшествия. Аварийный комиссар также может представлять интересы перед ДПС; Бывают ситуации, когда аварию специально провоцируют мошенники. Профессиональные аварийные комиссары могут им противодействовать. Когда на место аварии прибывает специалист, мошенники понимают, что им бесполезно давить на автомобилиста.
Присутствие аварийного комиссара существенно экономит время и помогает справиться с волнением и стрессом. Также комиссар может защитить своего клиента от мошенников, которые работают на дорогах. Помимо этого, аварком сумеет предварительно оценить ущерб, который получило пострадавшее транспортное средство, если участники инцидента решат договориться на месте аварии.
Оформление на месте происшествия происходит в следующем порядке:
- осмотр места, где произошло дорожно-транспортное происшествие, обязательно внимательный;
- оказание людям, участвующим в аварии, первой скорой помощи или психологической поддержки;
- составление схемы самой аварии;
- при помощи фотографирования или видеосъёмки фиксируется само место происшествия и расположение транспортных средств;
- поиск камер наблюдения, расположенных в месте аварии либо поиск свидетелей;
- фотографирование документов водителей, которые подтверждают данные этих людей;
- осмотр повреждений на транспортных средствах и точное описание этих повреждений;
- запись номеров полисов ОСАГО водителей, попавших в аварию;
- помощь людям в составлении заявления с обращением в ГИБДД, в том районе, где случилось ДТП;
- написание причины произошедшего случая;
- помощь в оформлении аварийного сертификата.
Чтобы закончить оформление данного происшествия, автомобилистам нужно прийти на пост ГИБДД. Это делается после того, как соблюдены все формальности, составлены документы, описаны повреждения после осмотра места аварии. Частные компании оказывают большой спектр услуг, и если аварийный комиссар числится в компании по страхованию, то он может только произвести фиксацию повреждений на транспортных средствах. И в его интересах занижать денежные выплаты по страхованию.
Что ещё говорит закон?
Обратите внимание, что в 2023 году ДТП оформляется не обязательно с приездом ГАИ. Есть 3 варианта исхода событий:
- вы вызываете сотрудников ГИБДД и ждёте их прибытия по указанию по телефону самих инспекторов,
- вы вызываете сотрудников, но те указывают вам составить схему и приехать в отделение для оформления – это ваша обязанность,
- вы решаете оформить ДТП с помощью европротокола и в этом случае вообще не нуждаетесь в полицейских, либо звоните сотрудникам, а те указывают вам заполнить европротокол.
Ситуация, когда ДПС заставляют вас оформлять аварию с помощью европротокола и отказываются приезжать, незаконна.
А ещё есть возможность – опуская вопрос, зачем это делать – не ехать в отделение ГИБДД, а дождаться сотрудников на месте. Просто укажите, что у вас нет авторучки, бумаги, чтобы нарисовать схему, а также отсутствуют средства фотофиксации, чтобы запечатлеть обстоятельства происшествия. Но в этом случае будьте готовы к справедливой ответной реакции ДПС – вопрос о том, сколько придётся ждать сотрудников на место, встанет для вас боком, и они, возможно, специально будут ехать очень долго.
Как проходит группа разбора ДТП в ГИБДД и как себя вести
Даже несмотря на незначительность повреждения, полученного в аварии и стопроцентную уверенность в свой невиновности, участнику ДТП не следует пренебрегать явкой на разбор в отделение ГИБДД, так как на практике есть много примеров того, что такое игнорирование приводило к неприятным последствиям в виде признания его виновником аварии со всеми вытекающими последствиями. Присутствие на разборе даст возможность защитить свою правоту весомыми аргументами. При наличии объективных причин, препятствующих участию в разборе в установленный срок, нужно заранее подать письменное ходатайство о его переносе.
Каждый участник ДТП в этот период имеет право:
- Быть ознакомленным со всеми материалами дела;
- Давать ходатайства, объяснения и представлять свои доказательства по делу;
- Объясняться на родном языке с участием переводчика;
- Требовать проведения технической и трасологической экспертизы, вызова очевидцев происшествия, приобщения доказательных документов к делу, истребования справок от муниципальных и дорожных служб о состоянии дорог и освещения на данном участке;
- Производить запись процедуры разбора ДТП в ГИБДД на диктофон;
- Пользоваться услугами автоюриста;
- Обжаловать решение постановления.
При наличии собственных свидетелей происшествия (ими могут выступать как случайные прохожие, так и родственники, находившиеся в машине) следует заранее представить письменное заявление об их вызове на разбор в отделение ГИБДД. На сложных для разбора происшествиях квалифицированную помощь в защите интересов участника ДТП может оказать адвокат, специализирующийся по этому профилю автоюрист, об участии которого должно быть также заявлено заранее.
Направляясь в ГИБДД, следует вспомнить все свои первоначальные показания на месте происшествия, чтобы новые объяснения не противоречили прежним показаниям. Если в повторной объяснительной возникнут несовпадения с первичными данными, это станет поводом для инспектора подозревать вас в нечестности и попытке уйти от ответственности. Отстаивать своё мнение и добиваться правды нужно, основываясь на положениях нормативных актов и используя свои законные права.
Общаясь с участниками аварии, сотрудники ГИБДД обычно не дают возможности смотреть в материалы дела и схему ДТП также демонстрируют частично. Таким образом, они создают условия, чтобы водители сами смогли вспомнить все детали и обстоятельства происшествия. Участникам аварии в этом случае может помочь фотокопия схемы ДТП, составленной инспектором ГИБДД на месте происшествия, если они успели сфотографировать её в своё время.
Бывает так, что обе стороны приглашаются на разбор в отделение ГИБДД одновременно и проводится она с их участием, превращаясь фактически в очную ставку. Во время проведения таких встреч по характеру общения дознавателя можно судить о том, насколько объективно он стремится «распутать» дело, нет ли у него заинтересованности и предвзятого отношения к одной из сторон. При наличии такой тенденции в ходе расследования «немилая» сторона может подать жалобу прокурору или вышестоящему руководству ГИБДД, однако она должна быть обоснованна конкретными примерами, репликами и действиями, допущенными дознавателем в отношении заявителя.
Вне зависимости от того, как происходит разбор ДТП в ГИБДД, многие споры по дорожным происшествиям не могут быть решены объективно без проведения автотехнических экспертиз, назначаемых дознавателем или проводимых по инициативе одной из сторон конфликта. Обычно дознаватели стараются обойтись без дополнительных экспертных исследований, так как выводы эксперта могут не совпадать с их окончательным решением по делу. К тому же экспертные службы МВД всегда перегружены, а сторонним независимым организациям, предоставляющим услуги по проведению трасологических и технических экспертиз, нужно платить приличные деньги.
Копия-постановления об административном правонарушении
Итогом работы группы разбора является вынесенное постановление об административном правонарушении по данному происшествию, которое вручается под роспись виновнику аварии. Обжаловать данное постановление можно в суде или вышестоящем органе ГИБДД в течение десятидневного срока с момента его получения, поэтому не следует подписывать документы задним числом.
Справка о ДТП
Тот участник аварии который невиновен получает справку о дорожно-транспортном происшествии. Инспектор в группе разбора не может арестовать или лишить прав, это делает суд, а инспектор лишь выносит постановление об административном правонарушении.