Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Значение и содержание экспертного заключения

Итогом экспертизы является заключение эксперта, исполненное в письменном виде, закреплённое его личной подписью и печатью экспертной организации. Оно выдаётся лично заказчику в руки и может быть изготовлено в нескольких экземплярах для представления в судебные, правоохранительные органы или страховые компании. Заключение независимой экспертизы является веским основанием для суда, следователя или должностных лиц страховой организации для принятия или изменения решения в определении виновника происшествия или выяснения других спорных вопросов.

Экспертное заключение, как официальный документ, должно оформляться на фирменном бланке организации с указанием её наименования и содержать следующие основные части:

  1. Введение, где описываются все нормативные документы, на основании которых проводится исследование по данному конкретному случаю, обязанности и права экспертов.
  2. Основная часть, где указываются все методы исследования, которые были использованы для проведения экспертизы, описываются все полученные исходные сведения по происшествию и транспортному средству, приводится перечень документального сопровождения и обеспечения.
  3. Заключительная часть, содержащая в себе анализ событий, результаты исследований и окончательные выводы с ответами на конкретные вопросы и указанием виновника происшествия.

Инженерно-психологическое исследование

Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.

В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.

Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.

Трасологическое исследование

Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.

Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.

Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.

Как подать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы

Право участвующих в суде сторон ходатайствовать о назначении экспертиз в судебном процессе закреплено в статье 79 Гражданского процессуального кодекса и в статье 82 Арбитражного процессуального кодекса.

Нюансы подачи просьбы о проведении исследования

Подавать ходатайство можно:

  • До первого судебного заседания;
  • В суд первой инстанции;
  • В апелляционном суде (при указании уважительной причины, из-за которой раньше экспертиза не проводилась, например, отклонение ранее подаваемого ходатайства предыдущим судом).

На всех указанных стадиях ходатайство можно подать в любой момент вплоть до того, как судья примет решение по рассматриваемому делу.

В Гражданском процессе подавать его можно и устно. Хотя о нём и должно быть написано в протоколе заседания, во избежание возможных недоразумений лучше сделать письменное заявление, которое обязательно останется в материалах дела.

Каждая из сторон может предложить суду:

  • вопросы, которые необходимо задать эксперту;
  • какому эксперту или организации доверить проведение расследования.

Окончательный выбор делает суд.

Ходатайство можно передать:

  • на судебное заседание;
  • в канцелярию суда, разбирающего дело.

Как писать ходатайство в суд

Сам текст ходатайства пишется в свободной форме. Но оно обязательно должно содержать:

  • реквизиты, такие как наименование суда, номер дела, ФИО (наименования) участвующих сторон, дату и подпись;
  • объяснение причины необходимости проведения экспертизы, о которой подаётся ходатайство;
  • кому вы хотите поручить расследование;
  • вопросы, на которые нужно узнать ответ;
  • список объектов и документов, которые вы готовы предоставить.

Обязательно необходимо указать тип экспертизы – транспортно-трасологическая (исследование следов). Образец бланка ходатайства можно скачать здесь.

Срок выполнения экспертизы, назначается судом. Эксперт, осуществляющий её, несёт уголовную ответственность в случае дачи ложных показаний, поэтому результат такого исследования будет максимально точным. Не стоит забывать, что ходатайство, так как это, по сути, официальная просьба, может быть и отклонено судом, но с объяснением причины отказа.

Сумму, затраченную на заказ и проведение экспертизы необходимо включить в список трат, которые указываются в ходатайстве о взыскании понесённых издержек с проигравшей суд стороны.

Можно ли оспорить результаты?

Каждый участник дорожно-транспортного происшествия может не согласиться и обжаловать заключение трасологической экспертизы. Однако для этого нужны очень весомые причины, чтобы все не обернулось простой тратой денег и времени. Вескими доводами для оспорения заключения можно считать:

  • отсутствие ответов и выводов по некоторым, поставленным в начале экспертизы вопросам;
  • несоответствие с фактическими обстоятельствами;
  • нелогичное объяснение ситуации;
  • указание не всех материалов и документов, фигурирующих в расследовании;
  • недостижение конечного результата и т.д.

Если наличие весомых доводов будет обосновано, то заказчик может подать исковое заявление в суд. Только в этом случае необходимо будет проводить новую независимую экспертизу, обращаться к услугам другого специалиста-трасолога. Если результаты его расследования окажутся иными, то существует большая вероятность отмены предыдущей экспертизы и возврату денег.

Трасологическая экспертиза хорошо помогает разобраться в различных запутанных авариях, требующих дополнительного расследования. Также она способствует поиску реального виновника дорожно-транспортного происшествия, отвечает на все заданные вопросы, касающиеся этой ситуации, а также воспроизводит целостность картины аварии.

На нашем портале в ряде статей мы также рассказали об особенностях и видах экспертизы при ДТП:

  • Тонкости и нюансы проведения судебной автотехнической проверки.
  • Все о проведении криминалистической экспертизы.
  • Что такое комплексная автотехническая проверка после аварии?

Кто уполномочен назначать трасологическую экспертизу

Трасологическая экспертиза может назначаться в судебном порядке судьей, прокурором, следователем или дознавателем. Во внесудебном порядке экспертизу заказывает заказчик, участник или пострадавший в ДТП. По опыту можно сказать, что лучше не заказывать экспертизу в частном, внесудебном порядке. Лучше сразу подать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как, скорее всего, суд назначит судебную экспертизу в любом случае, даже, если она проводилась во внесудебном порядке. И тогда придется платить дважды.

По времени времени выполнения трассологическая автоэкспертиза занимает от 7 до 14 дней

Причины и порядок заказа трасологической экспертизы

Поводом для заказа экспертизы могут быть следующие случаи:

  1. Отказ страховой фирмы в выплате компенсации после участия в ДТП.
  2. Оспаривание решения постановления инспектора ГИБДД в отношении установления виновника происшествия.
  3. Неправомерное изъятие водительского удостоверения инспектором ГИБДД за убытие с места происшествия.

Для заказа и проведения экспертизы нужно:

  • связаться с экспертом и подготовить пакет документов, который необходим ему для проведения исследований;
  • представить готовые документы и дать максимум объективной информации о происшествии;
  • предоставить на осмотр повреждённый автомобиль, эксперт может осмотреть место аварии и автомобили других участников ДТП;
  • дать дополнительные объяснения и ответы на возникающие вопросы эксперта по ходу проведения исследований, предоставив ему свои контактные данные дл оперативной связи;
  • получить заключение эксперта и выплатить стоимость трасологической экспертизы.

Что даёт экспертиза?

Не секрет, что такие исследования требуют огромных ресурсов, причём не только человеческих, но и материальных, ввиду чего такая экспертиза стоит немалую сумму. Наверняка большое количество законопослушных граждан даже не догадывается, как проводится трасологическая экспертиза при ДТП. Разбирать оставленные на месте происшествия следы должны исключительно специально обученные люди, вызвать которых на место аварии можно по нескольким причинам:

  • Если виновный в аварии человек признаёт свою неправоту и готов возместить нанесённый ущерб, но пострадавшие в ДТП заявители требуют от него огромную сумму на погашение штрафа за те повреждения авто, которые присутствовали на транспортном средстве до случившегося. Довольно часто именно этим обстоятельством стараются прикрыть свои противозаконные деяния мошенники, которые за ранее полученные на автомобиле вмятины и царапины хотят рассчитаться деньгами виновного в происшествии. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП поможет сопоставить события, предшествующие возникшей ситуации, объяснит владельцу авто, обратившемуся за помощью, о возможном появлении повреждений в этой ситуации и их последствиях.
  • Если страховая компания по некоторым причинам отказывает своему страхователю в выплатах, определить правоту поможет сторонняя организация. Нередки случаи, когда страховщики преднамеренно не желают выплачивать деньги пострадавшим в авариях клиентам, даже если налицо страховой случай. Независимая трасологическая экспертиза при ДТП поможет разобраться в случившемся и решить все спорные вопросы.
  • Если в результате дорожного происшествия не удаётся установить виновного, а оба участника аварии отрицают свою причастность к случившемуся, установить водителя, из-за которого произошла неприятная ситуация, поможет эксперт, который детально изучит все элементы, имеющие отношение к ситуации, и решит образовавшийся спор.
  • Если виновный или пострадавший в результате аварии не согласен с теми обвинениями, которые ему предъявляет судья, судебная трасологическая экспертиза при ДТП поможет собрать все необходимые для пересмотра дела или вынесения другого обвинения доказательства, помогающие определить невиновность или непричастность определённого участника движения. Эксперты, постоянно работающие с типичными ситуациями, быстро составляют важные документы, которые нужны для дальнейшего рассмотрения дела.

Отказ в выплате страховой компанией

Последнее время при решении споров со страховой компанией все чаще требуется проведение повторной, экспертизы. Это связано с тем, что страховая компания могла отказать в возмещении причиненного ущерба на основании ошибочного заключения эксперта трасолога.

Сопоставления повреждений заявленным событиямНе редко предъявители требований по возмещению причиненного ущерба могут быть задействованы в различных видах мошенничества. Уличить подобные правонарушения позволит заключение транспортно-трасологической экспертизы, которая сможет сопоставить повреждения, выявленные на автомобиле, заявленным условиям их возникновения и дать разъяснение о возможности такого события.

Проведение независимой транспортно трасологической экспертизы

Для организации и проведения независимой оценки, специалисту-трасологу необходимо получить нужную информацию для понимания схемы дорожно-транспортного происшествия, дать заключение о произошедшем событии. Эта оценка позволяет определить, как двигался каждый из участников происшествия перед столкновением автомобиля, что позволяет установить истинную картину происходящего.

При проведении оценки для выявления обстоятельств произошедшего события, специалисту-трасологу могут потребоваться различные материалы. Этот перечень документов в первую очередь определяется задачами которые ставятся перед экспертом.

Ниже приведен перечень материалов, который может потребоваться специалисту при проведении оценки:

  • Схема места ДТП (составленные участниками либо сотрудниками правоохранительных органов)
  • Протокол осмотра места ДТП (составленные специалистом либо сотрудниками правоохранительных органов)
  • Фотоматериалы, прилагаемые к протоколу маста осмотра (если съемка производилась экспертом).
  • Автомобили участвовавшие в ДТП (для наружного обследования повреждений)
  • Фото/видео материал ТС(отвечающие требованиям судебной фото/видео фиксации).
  • Протокол осмотра и проверки технического состояния ТС(необходим для подтверждения исправного состояния автомобиля)
  • Справка о ДТП (составляется сотрудниками правоохранительных органов).
  • Дополнительные фото либо видео материалы с места происшествия(выполненные участниками либо свидетелями)

Этот перечень документов не является строгим, поскольку глубина изучения, а, следовательно, количество исходных данных, определяется, в первую очередь, задачами которые ставятся перед экспертом-трасологом. Для данной оценки достаточно подробных фотографий с места события.

Производство судебной автотехнической экспертизы

▸ Эксперт государственного судебно-экспертного учреждения (далее – СЭУ) приступает к производству экспертизы после получения письменного указания руководителя экспертного учреждения (его структурного подразделения) вместе с определением (постановлением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.

Если представленных на экспертизу материалов недостаточно для решения поставленных вопросов, или имеется необходимость в организации осмотра ТС, эксперт заявляет ходатайство правоприменителю о предоставлении дополнительных материалов и организации осмотра ТС, поскольку эксперт не вправе самостоятельно собирать требующиеся ему для производства экспертизы дополнительные документы и объекты. Предоставление дополнительных материалов и организация осмотра являются процессуальным действием, связанным с удовлетворением ходатайства эксперта, и является прерогативой правоприменителя.

▸ Эксперт проводит исследование представленных ему материалов, руководствуясь специальными знаниями и рекомендованными методиками, в строгом соответствии с требованиями закона и своей компетенцией. В распоряжение эксперта должны быть предоставлены полные сведения о транспортном средстве, о его повреждениях, а также хорошо различимые изображения поврежденного ТС, размещенные на бумажных или электронных носителях.

Объекты исследования и материалы дела, поступившие в экспертное учреждение, подлежат возврату органу, назначившему экспертизу, одновременно с представлением заключения эксперта.

➥ Заключение эксперта с приложениями к нему или сообщение о невозможности дачи заключения составляются в двух экземплярах, подписываются экспертом (экспертами) и постранично визируются. Один экземпляр документа передается органу, назначившему экспертизу, а другой хранится в делах учреждения. Подписи эксперта удостоверяются печатью СЭУ.

Как добиться назначения экспертизы

Суд назначает экспертизу по своей инициативе либо по ходатайству истца или ответчика. Как правило, производство экспертизы — часть стратегии ведения дела, поэтому момент для подачи ходатайства выбирает инициатор исследования.

Суды крайне редко отказывают в экспертизах, учитывая их прямую заинтересованность в том, чтобы решение не было отменено при обжаловании. Проблема в другом — ошибки при подготовке ходатайства, связанные с затягиванием процесса назначения экспертизы, неверным определением предмета исследования и вопросов для эксперта.

Как уже говорилось, определение размера ущерба — зачастую конечная стадия судебного разбирательства. Да и спор по этому поводу может возникнуть уже после того, как выяснены обстоятельства происшествия и установлен виновник. Из-за этого назначение экспертизы по ущербу может слишком запоздать. И даже если суд все-таки пойдет навстречу, чем больше экспертиз — тем больше затрат. Как избежать этого? Разумнее необходимость производства исследований изучать уже на стадии подготовки к судебному процессу. И если очевидно, что автотехническая экспертиза нужна, — сразу же готовиться к ней, определять направления и вопросы в комплексе.

Вопросы по определению размера ущерба в комплексных автотехнических исследованиях ставятся «автоматически», потому что ответы на них все равно понадобятся в делах, где фигурирует ущерб, а большая часть ответов взаимосвязана с выводами исследований других предметных областей (обстоятельства ДТП, повреждения, «виновность»). Для производства такой экспертизы необходимо подготовить ходатайство в суд о назначении судебной автотехнической экспертизы и поставить все нужные вопросы к эксперту-автотехнику. Если же предмет исследования — только ущерб, то понадобится ходатайство о назначении автотовароведческой экспертизы.

При подготовке ходатайства важно:

обосновать производство экспертизы;

сформулировать вопросы;

отразить моменты, на которые суд и эксперт должны обратить особое внимание;

указать эксперта (экспертную организацию), которому заявитель хочет поручить производство экспертизы или перечень экспертов (организаций), у которых производство исследования нежелательно.

Отказ суда в назначении экспертизы может быть обжалован в вышестоящей судебной инстанции.

Как выбрать экспертную организацию для определения ущерба ДТП?

   Выбор экспертной компании является очень важным этапом. Из многообразия и многочисленности фирм, оказывающих услуги на рынке экспертиз, бывает не просто выбрать ту, которая сможет предложить квалифицированную помощь.

   Кроме того, нужно быть предельно внимательным при выборе оценочной организации, поскольку и здесь встречаются недобросовестные специалисты и мошенники. Так, например, в практике был случай с одним из оценщиков — «А», который производил оценку для известной страховой компании, и якобы назывался независимой экспертной организацией. По документам это действительно так. Но на самом деле «А» делал оценку только для страховой компании данного страховщика и была создана вышеуказанной страховой компанией.

   При определении ущерба существенно занижалась стоимость нормо-часа работы, стоимость запасных частей и расходных материалов для ремонта и окраски. Запчасти, указанные в калькуляции, не имели каталожных номеров деталей — это при расчете стоимости ремонта автомобилей иностранного производства. В самом отчете отсутствовали ссылки на источники информации по ценам на запасные части. Все это приводило к существенному занижению стоимости восстановительного ремонта вплоть до 20 процентов от реальной суммы ущерба.

   Наиболее гарантированным способом поиска достойного оценщика (эксперта), могут послужить опрос ваших друзей и знакомых, возможно кто-то из них уже обращался в независимую экспертизу по ДТП и остался доволен результатом. Если нет, то обзвоните несколько независимых экспертиз, поинтересуйтесь ценами на услуги экспертизы, сроками выполнения работ и выберите ту независимую экспертизу, которая вас больше устроит.

   Поинтересуйтесь также: какие специалисты работают в экспертной компании – обладают ли достаточными знаниями и опытом, чтобы оценить конкретно ваш автомобиль, какими источниками и компьютерными программами будут пользоваться при оценке. Если вас что-то настораживает, не стесняйтесь оговорить это при заключении договора с экспертной организацией.

   Выбор независимой экспертизы является решающим фактором при взыскании страховой выплаты со страховой компании, к этому шагу стоит подойти серьезно.

Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

  1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

  2. Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

    Основная цель – ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

    Статьи в помощь:

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

    Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

    В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

    Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

    Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

    Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Цена

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий