Когда назначается штраф за езду по обочине в 2023 году?

Противоречия законодательства

КоАП содержит подробное описание о том, как накладывается штраф и в какой последовательности осуществляются действия работников ГИБДД. Но технические моменты самого правонарушения проработаны плохо, что вносит в общение с сотрудниками дорожной инспекции много противоречий.

Но после введения системы штрафования водителей за езду по обочине многие сотрудники ГИБДД пытаются всеми силами подогнать под этот пункт и тех владельцев авто, которые просто припарковались на придорожной территории. Процедура выглядит примерно следующим образом:

  1. Владелец машины паркуется на обочине в отведенном для парковки месте.
  2. Выезжая с парковочного места на дорогу, он встречается с работником дорожной инспекции.
  3. Инспектор вполне законно останавливает транспортное средство и констатирует нарушение ПДД.
  4. Составляется протокол на немаленькую сумму.
  5. Итог – парадокс: парковаться на обочине можно, а двигаться — законодательство запрещает!.

Не всегда дело доходит до абсурда, описанного выше, и многие работники ГИБДД понимают противоречивость ПДД. Но доказать свою правоту водителю при вынесении постановления бывает весьма затруднительно.

Причиной введения системы административных штрафов за передвижение по обочинам послужило обострение ситуации на дорогах больших городов. Машины, съезжающие с проезжей части на обочину, создают обстановку с высокой аварийной вероятностью.

Пример 1: Антон решил обогнать пробку по обочине. Но впереди, через 200 метров, стоял экипаж ГИБДД, который и остановил Антона. На него составили протокол и выписали штраф на 1500 рублей.

Забота о жизни и здоровье пешеходов стала во главу угла и многие нестыковки введенного законодательства с действующим вызывают проблемы, непонимание водителей и контролирующих органов.

Каков размер штрафа и иных санкций за совершенное Правонарушение

Движение по правой стороне от проезжей части административным законодательством признается правонарушением и наказывается штрафом в размере полутора тысяч рублей. По сравнению с движением по встречной обочине, это маловероятно повлечет наступления тяжких последствий, в связи с чем и незначительность наказания.

Куда более строго наказывается движение по обочине встречного потока.

Подобное действие запрещается как в городе, так и на трассе на следующих видах дорог:
  • дорога в двух направлениях с количеством полос в одну сторону превышающем 2;
  • на дороге в двух направлениях, даже если в каждую сторону идет всего по 1 полосе, но между собой они разделены сплошной линией разметки;
  • дорога, направления которой разграничены трамвайными линиями;
  • дорога, в которой центральная полоса является реверсивной (по России почти не встречается, можно встретить только в крупных городах, расположенных в европейской части, например, на мкаде 2023).

Стоит отметить, что современные системы видео фиксации не умеют определять такое правонарушение, поэтому основанием для наложения санкции может выступать личное запечатление инспектором, либо передачи видеозаписи с нарушением другим участником дорожного движения. Если водитель был пойман, то ему грозит наказание в виде штрафа 5000 рублей или лишение водительского удостоверения до полугода. За совершение аналогичного правонарушения в течение 1 года с момента вынесения протокола о предыдущем, водитель может быть лишен прав на 12 месяцев.

ВАЖНО !!! Стоит отметить, что проезд по левой обочине, в случае, если встречные потоки разграничены прерывистой линией разметки, будет наказывать как езда по правой стороне – 1500 рублей. Таким образом, движение по обочине опасно во всех смыслах не только для нарушителя, но и для основного потока

По статистике из-за этого чаще происходят мелкие происшествия. При возникновении аварии в любом случае виновным будет считаться водитель, находившейся на обочине. По этой практике уже дана позиция ВС РФ

Таким образом, движение по обочине опасно во всех смыслах не только для нарушителя, но и для основного потока. По статистике из-за этого чаще происходят мелкие происшествия. При возникновении аварии в любом случае виновным будет считаться водитель, находившейся на обочине. По этой практике уже дана позиция ВС РФ.

К сожалению действующее законодательство недостаточно развито, поэтому правилами предусмотрено единственное правильное действие при возникновении аварийной ситуации – доведение транспортного средства до полной остановки. С другой стороны, предотвратит действительно опасную аварию, нарушив при этом правила дорожного движения, водитель может рассчитывать на освобождение от ответственности в связи с крайней необходимостью. Самостоятельно доказать в суде все нюансы будет довольно проблематично, поэтому следует обращаться за квалифицированной юридической помощью.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Езда по встречной обочине

Сегодня в Кодексе об административных правонарушениях и Дорожном кодексе нет четких указаний на запрет движения по встречной полосе. Но это не значит, что такое движение разрешено. На сегодняшний день дело определяется ч. 4 ст. 12.15 КоАП.

Некоторые технические нюансы наказания за данное нарушение просто не разъясняются. Часто бывает, что водитель просто получает штраф за парковку в месте, где это прямо разрешено действующим законодательством. Обычно это выглядит так:

  • водитель останавливается там, где это разрешено законом;
  • после начала движения это замечает сотрудник ГАИ;
  • затем составляется протокол и предъявляется обвинение в нарушении правил дорожного движения.

Законодательством предусмотрено, что квалификация наказания устанавливается на усмотрение следователя. Поэтому лучше обзавестись видеорегистратором.

Движение по дороге представляет опасность для пешеходов и других водителей, поэтому парковку и остановку необходимо производить с особой осторожностью. В общем, лучше избегать парковки в неподходящем месте

Это позволит избежать штрафов и других проблем.

Каким образом сотрудники ГИБДД могут доказать вашу вину?

При передвижении по обочине многие нарушители стараются немедленно встроиться обратно в ряд, заметив издалека инспектора ДПС. В некоторых случаях делать это удается незаметно, но не стоит забывать, что сейчас во многих местах установлена специальная техника для наблюдения за дорогами и выявлением нарушителей.

Сколько бы водителей не относились скептически к данной технике, многие из тех, кто уже получил штраф за езду с нарушениями, стараются впредь не повторять своих ошибок

Кроме фотоматериалов и видеосъемки, при вынесении решения принимаются во внимание и показания свидетелей

Также водителям нужно знать о таких нарушениях ПДД, как:

  • движение задним ходом;
  • поворот не со своей полосы;
  • поворот налево под знак, где движение разрешено только прямо;
  • разворот на пешеходном переходе.

Размер штрафа за езду по обочине

Этот штраф действителен в период с 2016 по 2017 год. Для многих водителей такой размер маловат, поэтому от нарушений подобного типа это не спасает.

Нарушение данного запрета подпадает под действие части 1 статьи 12.15 КоАП РФ. В этом случае штраф за управление транспортным средством составит 1,5 тысячи рублей в соответствии с данной статьей. Можно возразить. Но только если для этого есть достаточные основания. Чтобы обжаловать штраф за неправильное вождение, необходимо доказать, что обочина дороги не использовалась для вождения. Это сделать крайне проблематично.

Штраф в Москве

При движении по территории Москвы обочина дорог особенно популярна при движении автомобилей из-за наличия больших пробок. Особо «одаренные» и торопливые люди используют обочину для проезда в пробках.

Штраф в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург не такой оживленный, как Москва. Однако доброжелательностью водители не отличаются. Также в этом случае удалось навести порядок благодаря установке камер для автоматической видеозаписи правонарушений, связанных с дорожным движением. В некоторых городах повысили штрафы за езду по бездорожью. Но Санкт-Петербург и Мск в этот список не вошли.

На МКАДе

Часто это происходит на МКАД в час пик. Размер штрафа составляет 1,5 тысячи рублей, как и в других городах. Основное отличие — наличие большого количества камер для автоматической фиксации подобных нарушений.

В каких случаях по обочине ехать можно

Движение по обочине для транспортных средств запрещено, особенно если она отмечена разделительными полосами. Выезд правомерен только для совершения остановки по правой стороне. При этом дорога может быть с одно- или двусторонним движением, но без трамвайных путей посередине.

Кому разрешено двигаться по обочине:

  • Спецтехнике, ремонтирующей дорогу.
  • Транспорту коммунальных служб.
  • Грузовым машинам, обеспечивающим подвоз материала или товара на объекты, если других подъездов для них не предусмотрено.
  • Велосипедистам старше 14 лет.
  • Мопедам или двухколёсной технике со скоростью не больше 20 км/час.
  • Гужевым повозкам, вьючным животным или лошадям с всадниками.

Обочина является важной частью дороги, предусмотренной для движения пешеходов или транспорта, скорость которого из-за технической особенности не способна развиваться больше 20 км/час. Выезд на нее автомобиля запрещен, делать это водитель может только в особых случаях

Попытка несанкционированного движения предусматривает наказание в виде административной ответственности. При повторных аналогичных проступках установленная мера ужесточается.

Кому можно ездить по обочине?

Есть ряд транспортных средств, которым все же разрешено ездить по обочине:

  1. Механические средства.
  2. Тракторы.
  3. Медленный транспорт.
  4. Коммунальный транспорт.
  5. Дорожно-эксплуатационный транспорт.
  6. Транспорт, который подвозит грузы к торговым и другим объектам.

По обочине разрешается ездить велосипедистам при условии отсутствия велосипедной дорожки. При этом вы также не должны мешать движению пешеходов. Если же обочины нет, то движение велосипедиста осуществляется по проезжей части, но не далее 1 метра от правого края.

Также по обочине могут ездить водители мопедов. Допускаемое расстояние – 1 метр от правого края. Выезд далее разрешается, если нужно объехать препятствие или для осуществления поворота/разворота.

Согласно п.25.2 Правил Дорожного Движения в один ряд по обочине могут ехать гужевые повозки.

Что такое объезд в ПДД

Правила дорожного движения никак не разъясняют, что такое «объезд». Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах 9.2, 9.3 и 15.3 ПДД, а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за «неправильный» объезд.

Пункт 9.2 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения …

Пункт 9.3 ПДД — На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Пункт 15.3 ПДД — … Кроме того запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

Статья 12.15 ч. 3 — Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия – штраф от 1000 до 1500 руб. (на момент выхода публикации).

Таким образом, можно сделать вывод, что объезд – это маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, по причине невозможного дальнейшего по ней передвижения. Другими словами, далее по этой полосе движение невозможно, только объезд.

Объединив понятия «объезд» и «препятствие», можно сформулировать, что такое объезд препятствия.

Объезд препятствия — это выезд из занимаемой полосы, из-за невозможного дальнейшего по ней движения по причине имеющегося на ней препятствия (в соответствии с определением).

Формулировка «объезд препятствия» не имеет отношения к дорожным обстоятельствам, когда специальные службы перекрывают путь по всей половине проезжей части или по всей ширине дороги.

В таких случаях для указания направления объезда устанавливают знаки 6.17 «Схема объезда», 6.18.1 — 6.18.3 «Направление объезда», 6.19.1, 6.19.2 «Предварительный указатель перестроения на другую проезжую часть».

В статье рассматривается объезд препятствия в соответствии с его определением, данным в пункте 1.2 ПДД.

При объезде препятствия могут возникнуть следующие вынужденные нарушения:

  • пересечение сплошной линии, отделяющей встречную полосу (штраф 1000—1500 руб. ст.12.15 ч.3);
  • пересечение сплошной линии, отделяющей попутную полосу (предупреждение или штраф 500 руб. ст.12.16 ч.1);
  • движение по обочине (штраф 1500 руб. ст.12.15 ч.1) (намного реже — по велосипедной дорожке или тротуару (штраф 2000 руб. ст. 12.15 ч.2)).

За все перечисленные действия при объезде препятствия в КоАП РФ предусмотрены соответствующие санкции (штрафы).

Каким образом целесообразно поступить, чтобы вынужденное нарушение ПДД при объезде препятствия не было засчитано нарушением?

Во-первых, нужно стараться объезжать препятствие в пределах своей половины проезжей части (по ходу движения с правой стороны от объекта или через правую сторону дороги).

Во-вторых, из двух возможных вариантов объезда препятствия целесообразно выбрать тот, который не будет являться нарушением.

В-третьих, если любой из вариантов объезда является нарушением ПДД, целесообразно исходить из серьезности возможных последствий по каждому из них. Далее станет понятно, почему.

На случай, когда иного варианта, кроме как нарушить ПДД, нет, на помощь приходит статья 2.7 КоАП «Крайняя необходимость»:

«Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Если простыми словами, в случае крайней необходимости допускается нарушение ПДД, и оно не будет являться нарушением, если данное нарушение предотвратит бОльший вред, чем его нанесет нарушение.

Основания для наложения штрафа

За езду по обочине в 2019 году предусмотрен штраф. Получить его могут водители легковых или грузовых транспортных средств, которые перемещались по ней без крайней необходимости.

Основаниями для составления протокола считаются следующие ситуации:

  • Водитель перемещается по двухполосной трассе, и при заторе или медленном движении пытается проехать участок по грунтовой части.
  • Транспорт совершает обгон по встречной обочине.
  • Отделенный разделительной полосой участок дороги используется в качестве второй полосы при одностороннем движении.
  • Водитель пытается проехать поворот или перекресток по обочине, чтобы срезать путь или ускорить прохождение этих участков.

Кому разрешено движение по обочине

Движение по обочине запрещено не всегда. Езда разрешена, если:

  • водителю нужно загрузить или разгрузить автомобиль (при условии, что иного подъезда к месту нет);
  • на дороге авария, объехать которую можно только по обочине;
  • нужно развернуться, когда недостаточно места для совершения маневра (только вне перекрестка);
  • водитель хочет остановиться или припарковаться на обочине.

Также движение автомобиля по обочине разрешено для:

  • коммерческих транспортных средств;
  • авто, принадлежащих коммунальным службам;
  • транспортным средствам, которые принадлежат МЧС, скорой помощи, ГИБДД и другим экстренным службам.

Кроме того, передвигаться по обочине могут велосипедисты, пешеходы, повозки с верховыми и вьючными животными, водители мопедов, сигвеев, самокатов и гироскутеров.

Руководитель проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев придерживается той же точки зрения. Он добавляет, что вместо широкой обочины можно было бы организовать еще одну полосу, главное, не перед сужением дороги, иначе это усугубит ситуацию с пробками. Поэтому для начала надо решить хотя бы частично проблему заторов. Если взять за пример то же сужение дороги, где из двух полос делают одну, то знак надо ставить не за 300 метров, а хотя бы за километр, чтобы водители успели перестроиться. Для этого необходимо ограничить скорость, уменьшить дистанцию, и таким образом сохранить движение на дороге. В России же пробки часто возникают как раз из-за нехватки времени для перестроения. В итоге водители пытаются в последний момент «влезть» на оставшуюся полосу и создают помехи.

Изменения в ПДД вводят новую разметку для зон платной и бесплатной парковки. Территорию для платной стоянки будут обозначать синими линиями, а бесплатные парковки останутся белыми. Цветовая дифференциация должна помочь водителям лучше ориентироваться на городских улицах. Разметка при этом может быть в виде прямоугольников, обозначающих паркинг целиком, или в виде «гребенки» из нескольких полос. Все эти зоны должны обозначаться знаками. У знаков платной парковки к традиционной букве «P» добавятся монеты, которые раньше изображались на отдельной белой табличке.

Для инвалидов тоже вводится отдельный знак парковки, на котором рядом с буквой «P» появится изображение инвалида-колясочника.

Кому разрешена езда по боковому участку дороги?

Согласно законодательству Российской Федерации, в нашей стране некоторым транспортным средствам разрешено передвижение по обочине.

К ним относятся:

  1. Механические транспортные средства;
  2. Тракторы, экскаваторы, грузоподъемники;
  3. Медленные виды транспорта, например, дорожный каток;
  4. Коммунальные виды транспорта;
  5. Грузовой транспорт, перевозящий продукты;
  6. Государственные автомобили скорой помощи, МЧС, МВД и других служб.
  7. Мопеды, мотоциклы;
  8. Верховые и вьючные животные.

Конечно же по боковой части дорожного покрытия разрешено ездить велосипедистам, если отсутствует велосипедная дорожка

При этом это следует делать осторожно, чтобы не вызвать опасность для пешеходов своим передвижением

Но обратите внимание, что в этом случае разрешается проезд только на обочине в сторону движения

Как фиксируется нарушение

Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья.

Водителю можно препираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей. То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции.

Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.

В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.

АлексейЕхал по загородной трассе, перед поворотом на другую дорогу включил поворотник. После этого меня остановили сотрудники ГАИ и сказали, что я ехал по обочине. Я с этим конечно был не согласен. Позже был составлен протокол об административном правонарушении. Как я теперь могу обжаловать действия ГАИ?

ОтветВ течение десяти дней вы можете обжаловать постановление. Составьте жалобу, приведите свои аргументы. После этого отправьте документы в суд.

АннаСегодня получила в почтовый ящик два письма о нарушении ПДД за езду по обочине. Причем оба нарушения с одного участка с разницей в 15 секунд. Можно ли как-то обжаловать?

ОтветДа, вам нужно обжаловать один из штрафов в суде. Подготовьте свои возражения, возьмите с собой оба письма. Суд, скорее всего, примет решение в вашу пользу и отменит один из штрафов.

СергейУ нас на загородном участке, владелец одного из домов построил забор у самой дороги. В итоге водители стали ездить не вплотную, а по обочине. Это явное нарушение правил ПДД. Что делать в этой ситуации?

ОтветВам нужно обратиться в администрацию, за которой закреплен этот участок. Они примут решение, насколько законна установка забора. Если есть нарушения, забор снесут. Также можете вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы они дали разъяснение как теперь нужно ездить на этом участке.

ОлегЕхал по загородной трассе зимой. На дороге был гололед и меня занесло. Скорость была у меня в пределах допустимой. После заноса, я ехал по обочине. Это зафиксировали камеры и мне выписали штраф. Что теперь делать?

ОтветНужно обращаться в суд и оспаривать протокол об административном правонарушении. Также можно узнать, кто должен был обслуживать этот дорожный участок. Можно потребовать компенсацию.

АнатолийЭтой зимой девушка выезжала из магазина и поехала по заснеженной обочине. Ее остановил сотрудник ГИБДД и выписал штраф. Я где-то слышал, что зимой можно ездить по обочине. Скажите, как на самом деле?

ОтветЕзда по обочине является нарушением правил ПДД. Нельзя ездить ни зимой, ни летом по ней.

Каков размер штрафа и иных санкций за совершенное правонарушение

Движение по правой стороне от проезжей части административным законодательством признается правонарушением и наказывается штрафом в размере полутора тысяч рублей. По сравнению с движением по встречной обочине, это маловероятно повлечет наступления тяжких последствий, в связи с чем и незначительность наказания.

Куда более строго наказывается движение по обочине встречного потока.

Подобное действие запрещается как в городе, так и на трассе на следующих видах дорог:
  • дорога в двух направлениях с количеством полос в одну сторону превышающем 2;
  • на дороге в двух направлениях, даже если в каждую сторону идет всего по 1 полосе, но между собой они разделены сплошной линией разметки;
  • дорога, направления которой разграничены трамвайными линиями;
  • дорога, в которой центральная полоса является реверсивной (по России почти не встречается, можно встретить только в крупных городах, расположенных в европейской части, например, на мкаде 2022).

Стоит отметить, что современные системы видео фиксации не умеют определять такое правонарушение, поэтому основанием для наложения санкции может выступать личное запечатление инспектором, либо передачи видеозаписи с нарушением другим участником дорожного движения. Если водитель был пойман, то ему грозит наказание в виде штрафа 5000 рублей или лишение водительского удостоверения до полугода. За совершение аналогичного правонарушения в течение 1 года с момента вынесения протокола о предыдущем, водитель может быть лишен прав на 12 месяцев.

ВАЖНО !!! Стоит отметить, что проезд по левой обочине, в случае, если встречные потоки разграничены прерывистой линией разметки, будет наказывать как езда по правой стороне – 1500 рублей. Таким образом, движение по обочине опасно во всех смыслах не только для нарушителя, но и для основного потока. По статистике из-за этого чаще происходят мелкие происшествия

При возникновении аварии в любом случае виновным будет считаться водитель, находившейся на обочине. По этой практике уже дана позиция ВС РФ

По статистике из-за этого чаще происходят мелкие происшествия. При возникновении аварии в любом случае виновным будет считаться водитель, находившейся на обочине. По этой практике уже дана позиция ВС РФ

Таким образом, движение по обочине опасно во всех смыслах не только для нарушителя, но и для основного потока. По статистике из-за этого чаще происходят мелкие происшествия. При возникновении аварии в любом случае виновным будет считаться водитель, находившейся на обочине. По этой практике уже дана позиция ВС РФ.

К сожалению действующее законодательство недостаточно развито, поэтому правилами предусмотрено единственное правильное действие при возникновении аварийной ситуации – доведение транспортного средства до полной остановки. С другой стороны, предотвратит действительно опасную аварию, нарушив при этом правила дорожного движения, водитель может рассчитывать на освобождение от ответственности в связи с крайней необходимостью. Самостоятельно доказать в суде все нюансы будет довольно проблематично, поэтому следует обращаться за квалифицированной юридической помощью.

Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?

Несмотря на строгие наказания за передвижения по обочинам, существуют и ситуации, в которых возможно проехать по данному элементу дороги, не получив при этом взысканий. Разрешено проезжать по обочине транспорту дорожно-сервисных служб, можно по ней двигаться груженым фурам, которые к тому же могут остановиться там, где им будет удобно.

Фурам разрешено остановиться у обочины в случае, если пункт, куда совершается доставка, расположен рядом с ней. Некоторым другим транспортным средствам также можно двигаться по обочине в тех случаях, если они не создают пешеходам помех. Такая привилегия доступна следующим видам транспорта:

  • Велосипеды под управлением человека старше 14 лет.
  • Мопеды.
  • Гужевые повозки, если ширина обочины позволяет это.

Внимание! Велосипедистам старше 14 лет доступна возможность передвижения по специальным велосипедным дорожкам. Если они не предусмотрены, велосипедистам разрешается движение по автомобильной дороге, принимая крайнее правое положение

Если нет велосипедной дорожки, а вся проезжая часть занята машинами, велосипедам разрешено движение по обочине. Велосипедистам младше 14 лет можно двигаться исключительно по тротуару или в пределах жилой зоны. На мопеде или скутере можно проехать по крайней правой части автомобильной дороги, а при загруженности проезжей части – и по обочине, если при этом не создается помех для пассажиров.

Для автомобилистов тоже существуют ситуации, когда им не запрещают передвигаться по обочине. Например, так может быть при масштабной аварии, когда вся дорога занята или движение перегородил пострадавший в результате аварии автомобиль

У других автомобилистов не остается возможности проехать по правилам, поэтому представители ГИБДД не обратят внимание на то, что машины объезжают место аварии по обочине

Подведем итоги

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка, примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

https://youtube.com/watch?v=lAQqZSpdytU

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий