Проверка документов у пешехода
Она также регулируется Приказом №664 (точнее, его регламентом), для неё нужны основания, а порядок проверки документов прописан в точных указаниях.
Среди причин для проверки документов:
- подозрение на нарушение пешеходом ПДД,
- наличие признаков подделки паспорта,
- ориентировки либо основательные причины полагать, что именно данный пешеход находится в розыске,
- если требуется привлечь пешехода как понятого или свидетеля.
Если у пешехода нет с собой паспорта
В этом случае возникает двоякая спорная ситуация:
- с одной стороны, ни в одном законе не прописана обязанность пешеходов носить с собой удостоверение личности и предъявлять его инспектору,
- с другой, инспектору дано право проверять паспорта (п. 6.2 регламента) и требовать их от пешеходов (п. 103), а на основании части 1 статьи 27.3 КоАП; если пешеход нарушил ПДД, то сотрудник обязан провести его задержание для выяснения личности, так как это требуется для всестороннего рассмотрения дела (дело не может быть рассмотрено без идентификации нарушителя).
Таким образом, даже при отсутствии обязанности иметь при себе и предъявить для проверки паспорт, пешехода при его нарушении ПДД или другим норм закона и ,если у того нет с собой этого документа, имеют право доставить в отделение для задержания. Поэтому удостоверение личности лучше всегда иметь при себе.
Могут ли наказать за ПДД
Пункт 211 Устава сообщает, что работники ППС должны выполнять обязанности в соответствии со статьями 12 и 13 закона «О полиции», но в пределах своей компетенции. Это ещё раз подтверждает, что наказать, например, за неправильную парковку, наряд не может, их дело ‒ патрулировать местность и охранять безопасность людей.
За несоблюдение ПДД могут наказывать только должностные лица ГИБДД. Сюда же относится эвакуация автомобилей, мопедов и иных ТС на штрафстоянку. Принимать такое решение патрульный полицейский не может, он должен передать информацию в госавтоинспекцию.
Системой МВД создан приказ № 403 от 05.05.2012 по распределению полномочий в части применения наказаний. По пункту 4.10 должностные лица ППСП вправе составить протокол, однако только за административные нарушения общего порядка.
Материал в тему! За употребление алкоголя в общественных местах грозит наказание от 500 до 5 000 руб.
Могут ли привлечь по ст. 20.25 КоАП за неоплату?
Да, могут. И это самое неприятное, что ожидает водителя за неоплаченные штрафы ГИБДД.
Должников ожидает одно из наказаний:
- первоначальный штраф в 2 раза больше,
- обязательные работы сроком до 50 часов,
- арест на срок до 15 суток.
После того, как ИДПС составит протокол, он обязан передать его в мировой суд вместе со всеми материалами дела (постановлением о правонарушении и распечаткой из ГИС ГМП об отсутствии платежа от автолюбителя). Далее рассмотрением дела и вынесением наказания займется уже мировой судья. Он может назначить двойной штраф, отправить водителя на обязательные работы или за решётку.
Но есть одна тонкость. Арест не может грозить тем водителям, которые не оплатили штраф, ранее выписанный им с камеры автофиксации на дорогах. Наказание по ч. 1 ст. 20.25 КоАП сокращается для них с трёх до двух – то есть это будет либо удвоение первоначального штрафа, либо обязательные работы.
Но законно ли задержание должника?
Незаконно, но на практике водителя могут задержать.
Задержание – это административная процедура. Для её применения, как и для любых других процедур, должны быть основания. Исчерпывающий перечень таких оснований приводится в ст. 27.3 Кодекса – и факта составления протокола там нет:
Никакого постановления в отношении водителя за неуплату штрафа дорожный инспектор выносить не уполномочен. Поэтому в данном случае основанием может быть лишь своевременность рассмотрения дела. И по логике препятствием к этому будут ваши слова о том, что вы намерены уклониться от ареста или не собираетесь являться в суд.
В иных случаях задержание будет считаться незаконным.
Но это в теории. А как на практике? Вот тут в 2023 году возможны две ситуации – либо сотрудник ГИБДД отпустит вас до ожидания судебной повестки о дате и времени рассмотрения дела, либо всё же задержит и доставит в спецприёмник до суда. Если дело происходит вечером или все мировые судьи заняты, придётся побыть за решёткой в ожидании ближайшего «окошка» у сотрудников правосудия.
И обжаловать незаконные действия полицейских в виде задержания вы сможете только после того, как суд рассмотрит дело и вас выпустят на свободу (а при назначении ареста за неуплату штрафа придётся отбыть еще и срок в специзоляторе).
Могут ли стажирующиеся останавливать машины?
Нет.
Но для ответа на вопрос, имеет ли право стажёр остановить авто для проверки документов, выясним, чьи указания надлежит исполнять водителю – то есть взглянем сначала на обязанности автолюбителей. Их регулируют Правила дорожного движения. Так, пункт 2.4 говорит о том, что право остановки транспортных средств предоставлены регулировщикам.
Кто же это такие, и относятся ли к ним стажёры ГИБДД? Ответ на этот вопрос также содержится в ПДД – пункте 1.2:
Видите, чтобы быть регулировщиком, человек должен быть наделён этим правом в установленном порядке! А порядок регулирования дорожного движения, к которому относится право останавливать автомобили, для стажёров устанавливает Приказа МВД №942 О порядке привлечения сотрудников ОВД:
Может ли ППС составлять протокол?
- протоколы имеют право составлять должностные лица, которые уполномочены рассматривать соответствующее дело – то есть, если речь идёт о нарушениях ПДД, то рассматривать такие дела могут, в основном, только ГИБДД,
- но пункт 2 этой статьи говорит о том, что есть также “иные случаи”, когда протоколы могут составляться полицейскими.
В частности, подпункт 1 этого пункта предписывает следующие правонарушения по части дорожного движения, протоколы по которым уполномочены составлять любые представители МВД, в том числе ППС:
- 12.2, часть 4 – езда с подложными госномерами,
- частями 2 и 2.1 статьи 12.3 – вождение без водительского удостоверения или полиса ОСАГО с собой, а также осуществление деятельности такси без получения разрешения,
- вся статья 12.4 и 12.5 – по незаконным цветографическим схемам и нарушениям по установке и управлению со спецсигналами, кроме тонировки,
- часть 2 статьи 12.7 – вождение водителем, лишённым прав,
- вся статья 12.8 – нетрезвое вождение, передача управления автомобилем лицу в состоянии опьянения,
- часть 7 статьи 12.9 – повторное превышение скорости на 80 км/ч и более,
- часть 3 статьи 12.10 – повторное нарушение проезда через ж/д пути,
- часть 5 статьи 12.15 – повторный выезд на встречную полосу,
- часть 3.1 статьи 12.17 – повторное движение против хода по односторонней дороге,
- 12.24 – причинение вреда здоровью при ДТП,
- 12.26 – отказ от медицинского освидетельствования,
- части 2 и 3 статьи 12.27 – если вы уехали с места ДТП или употребляли алкогольные напитки или наркотические вещества после ДТП и до приезда сотрудников ГИБДД,
- 12.34 – нарушения при содержании, эксплуатации и ремонте дорог.
Кроме того, согласно пункта 1 Приказа МВД №685 от 30.08.2017, составлять протоколы за нарушение ПДД могут и другие сотрудники полиции, помимо ГАИ, но только “с учётом осуществляемых полномочий”. А полномочий по 664 приказу у ППС на дороге нет.
Законно ли нахождение скрытого патруля ГИБДД
Недовольные тем, что теперь за любым углом может сидеть дорожный полицейский и видеть нарушение, жалуясь, ссылаются на «Административный регламент МВД РФ», в статье 41 которого сказано:
При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.
А на спецтранспорте должна быть соответствующая цветографическая схема, световые приспособления и устройство для подачи звуковых сигналов.
Скрытое патрулирование ведется на машине, которая не имеет этих знаков. И приближающийся к ней автомобилист не заметит, что за ним уже наблюдают. Но использование подобной техники и сама мера скрытого контроля дорожного движения вполне законны. Они регламентируются пунктом 12.2 «Наставления по работе ДПС»:
Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль — на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков.
Тем более что явно вмешиваться в происходящее на дороге сотрудники «в штатском» могут лишь в исключительных случаях. Например, если стали свидетелями аварии или видят за рулем пьяного человека. Они также могут оставить без внимания мелкие правонарушения, не угрожающие жизни и здоровью участников движения.
Как распознать патрулирование?
Как правило, скрытое патрулирование осуществляется на самых сложных участках дороги, где наиболее высока вероятность совершения нарушения водителями. Например, в местах, где часто скапливаются пробки, водители любят объезжать их по полосам, специально выделенным для общественного транспорта. Или за городом, где максимальная скорость движения 90 км в час, многие лихачи не соблюдают установленного режима. Наверняка узнать о присутствии скрытого патруля нельзя, но есть несколько косвенных примет, сообщающих о возможном тайном контроле за дорогой со стороны ГИБДД:
- Наличие поста ДПС впереди и (или) позади по ходу движения. Скрытый патруль всегда работает в паре с основным нарядом;
- Стоящая на обочине машина. Часто в таких машинах находятся сотрудники ГИБДД с радаром скорости или с обычным видеорегистратором, направленным на дорогу.
Кроме того, как уже указано выше, несмотря на скрытность патрулирования, инспектора Госавтоинспекции должны быть одеты в свою штатную форму, поэтому всегда есть шанс заметить их в проезжающем рядом автомобиле. С другой стороны, инспектор в форме, сидящий за рулем гражданского автомобиля, не всегда является представителем скрытого патруля. Возможно, он возвращается с работы домой или едет по своим делам.
Кого это касается и что это значит
Закон «О полиции» — федеральный. Полиции он дает определенные права, и все, что требует полиция от граждан в рамках этих прав, обязательно для исполнения гражданами. В том числе и теми, кто этот закон не читал.
Соответственно, если гражданин попал в зону блокирования и его не выпускают, придется подчиниться. Ругаться и зачитывать сотрудникам полиции статьи Конституции бесполезно. Сначала придется выполнить их требования, а уже потом, если гражданин считает, что его права нарушены, можно жаловаться на сотрудников в прокуратуру или в суд.
Зато при проверке сообщений о преступлениях от граждан у полиции появится больше полномочий — теперь можно провести исследование без лишней волокиты. В итоге граждане от этого выиграют.
Эти поправки сложно оценивать с точки зрения «хорошо или плохо». Все зависит от того, как они будут применяться. И каждый случай будет индивидуальным.
Плохо — для того, чью машину вскрыли, так как свидетели ошиблись и указали сотрудникам полиции, что в ней спрятались уличные грабители.
Хорошо — для тех, кому вернули похищенное, вскрыв квартиру, где прятались реальные грабители.
Замечательно — для тех, чью жизнь успел спасти сотрудник полиции, потому что ему не нужно было перед этим представляться.
На что имеют право служащие Росгвардии
Согласно ст. 8 и 9ФЗ от 03.07.2016 №226-ФЗ, в полномочия входит следующее:
- задержание, вскрытие транспортных средств;
- контроль за соблюдением общественного порядка;
- пресечение административных правонарушений;
- проверять документы людей;
- досматривать транспортные средства, нарушающие правила на охраняемых объектах;
- останавливать автомобили, если это требуется для выполнения возложенных на них обязательств.
На первый взгляд может показаться, что Росгвардию приравняли к ГИБДД. Но это не так. Проверять документы и останавливать автомобили они могут только в рамках отдельных надзорных функций. В остальном же проверка осуществляется в отношении служебных автомобилей.
Как быть, если требование незаконное?
Нередко сотрудники ГИБДД перегибают палку, подменяя понятия «требование» и «просьба». Если нет законных оснований садиться в машину ДПС, а вас пытаются склонить к этому или оформить за неисполнение – собирайте как можно больше доказательств неправоты инспектора.
Что можно сделать? Спорные моменты стоит фиксировать на фото и видео. Параллельно следует звонить по номеру дежурной части или по телефону 112, описав обстоятельства конфликта и сообщив данные ИДПС. Кроме того, если у вас возникла конфликтная ситуация с должностным лицом, попросите прислать ответственного.
Если ситуация выходит за рамки, лучше не упорствовать, а подчиниться – выйти из ТС или сесть в патрульное авто. Опираясь на видеозапись и показания свидетелей, вы сможете в дальнейшем написать жалобу на незаконные действия сотрудника ГИБДД и привлечь его к ответственности. Жалоба подаётся вышестоящему начальству инспектора и в прокуратуру.
За что могут оштрафовать
Самой популярной считается ситуация, когда полицейский остановил машину, а водитель отказывается показывать документы, ссылаясь на то, что должностное лицо превышает свои полномочия. Здесь гражданин неправ и нарушает требования п. 2.1.1 ПДД. Наряд всё равно может оштрафовать его на 500—1 000 руб. или арестовать на 15 суток за неповиновение (ст. 19.3 КоАП).
Фото: последствия неповиновения
На заметку! По закону сотрудники патрульной службы также обязаны представиться, назвать причину остановки и, по требованию водителя, предъявить удостоверение.
Иногда полицейские сталкиваются с блокировкой транспортных коммуникаций. Например, из-за поломки автомобиль перегородил проезжую часть или железнодорожные пути, создал крупные препятствия проезду. В этом случае гражданин должен немедленно освободить хотя бы часть дороги, иначе работник ППС может наказать его штрафом — от 50 000 до 300 000 руб. (ст. 20.18 КоАП).
Ещё ситуация — несовершеннолетний пьяный гражданин сел за руль или планирует совершить поездку. Для предотвращения опасных последствий наряд должен его остановить. Однако наказать он может только лиц, не достигших 16 лет и находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении. По ст. 20.22 КоАП он выставит штраф в размере 1 000—2 000 руб. его родителям или законным представителям. В случае, когда пьяный водитель совершеннолетний, им будут заниматься уже ГИБДД, которых вызовет наряд.
При обнаружении факта уклонения от исполнения административного наказания любой полицейский может наложить ещё один штраф в двукратном размере от неоплаченной суммы (не менее 1 000 руб.), арестовать на 15 суток или привлечь к обязательным работам на срок до 50 часов (ст. 20.25 КоАП).
Во всех остальных случаях сотрудник ППСП не может принимать решения о наложении административного наказания самостоятельно. Он должен вызвать ДПС, передать нарушителей или же продолжить исполнять закон, но уже совместно с уполномоченными лицами ГИБДД.
Пример нарушения! Мытье автомобиля во дворе – штраф от 500 руб.
В сюжете «Право руля» эксперт Виктор Травин разъясняет, что остановить транспорт может любой сотрудник полиции.
Обязанности стажера полиции
9. Перед выполнением обязанностей, возложенных на полицию, сотрудники проходят проверку знаний, умений и навыков в установленном порядке, а стажеры — проверку знания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.
Имеет ли право стажер гибдд останавливать для проверки документов
В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера.
Рекомендуем прочесть: Расчёт зарплаты в рб 2021
Имеет ли право ГАИ останавливать без причины транспортное средство? Если сотрудник ГИБДД остановил транспорт при наличии любой из вышеназванных причин, с соблюдением всех предусмотренных правил, то его действия правомерны. Если же сотрудник ГИБДД остановил средство транспорта без законной причины, то подобные действия будут противоречить требованиям правовой системы.
да, можно, но только не в том случае, когда СТАЖЕР, который вышел первый ну или второй раз на дорогу, уже начинает заниматься дешевым, лоховским разводом, Вам не кажется, что самое подходящее выражение для него — это то, которое я ему и сказал. Кстати, Вы не обратили внимания на фразу о том, что концовка проходила «…под пристальным взглядом инспектора…» который к тому времени освободился и наблюдал за нами. Никакой реакции инспектора не было и это может говорить только о том, что я был прав. Вообще — это все мое личное мнение, Вы можете поступать как Вы считаете нужным, можете долго разговаривать с таким дебилом и объяснять то, что чисто физически он не может одновременно замерить скорость двух и боле машин ну и т.д. я лично сберег свое время и нервы.
Что делать, если остановил стажёр?
- установленные зрительно либо зафиксированные техническими средствами признаки нарушений ПДД;
- наличие информации, свидетельствующей о причастности пассажиров, водителя к преступлению, ДТП, административному правонарушению;
- необходимость использования автомобиля;
- наличие данных об использовании транспорта в противозаконных целях;
- необходимость опроса участников дорожного движения об обстоятельствах преступления, ДТП, административного правонарушения, если они являются очевидцами;
- наличие причин полагать, что средство транспорта разыскивается;
- необходимость привлечения водителя либо пассажира в качестве понятого;
- исполнение регулировочно — распорядительных функций на дороге;
- необходимость привлечения водителя к оказанию помощи сотрудникам полиции, участникам дорожного движения;
- проведение особых мероприятий, например, специальная операция на трассе;
- проверка прав и документов, предусмотренных ПДД (лишь на стационарных постах ДПС).
11. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя испытание может не устанавливаться для граждан, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий.
Стажёр ГИБДД – это сотрудник полиции или нет?
Нет.
С одной стороны, Федеральный закон «О полиции» говорит о том, что на стажёров возлагаются все права и обязанности, распространяющиеся на сотрудников полиции.
С другой, та же статья 32 ФЗ «О полиции» регулирует, что привлечение лиц такого статуса к службе осуществляется в порядке, определённым законодательством. И в 2021 году есть 2 нормативно-правовых акта, регулирующих деятельность лиц такого положения, и оба они устанавливают, что эти «лица» должностными никак не являются:
- Федеральный закон №342-ФЗ устанавливает, что стажёр ДПС назначается без присвоения ему специального звания,
- Приказ МВД №942 прямо указывает, что стажирующийся на должность ГИБДД не является сотрудником полиции.
Таким образом, стажёр выполняет все полномочия и обязанности и обладает правами сотрудника МВД, но не является сотрудником – должностным лицом. Кроме того, обучающийся на полицейского фактически не имеет власти над водителями автомобилей. И вот почему!
Вас также заинтересует:
- Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?
- Могут ли ГИБДД патрулировать в гражданском или личном автомобиле, останавливать и штрафовать?
- Сколько времени может сотрудник ГИБДД удерживать водителя после остановки?
Какие ещё права и обязанности?
Итак, из всех прав, которыми наделены сотрудники МВД, стажёру запрещено:
- регулировать дорожное движение – останавливать машины,
- прямого запрета проверять документы у водителей нет, но обязанности передавать их стажёру нет у водителей,
- составлять любые виды протоколов (о нарушении, досмотра, отстранения, задержания и иные) и выписывать постановление со штрафом на водителя,
- оформлять ДТП,
- выполнять любые действия (точнее, запрещено поручать такие действия руководителями стажирующегося), которые могут быть связаны с безопасностью самого стажёра, а также с ущемлением прав и свобод граждан,
- носить оружие,
- знакомиться с документами, составляющими гостайну.
А провести досмотр, осмотр и обыск?
Начнём с самого “безобидного” – осмотра. Его по своей сути может провести любой сотрудник полиции, так как для этого действия водителя не требуются. Вопрос только стоит с тем, что будет ППС делать далее – в случае обнаружения запрещённых предметов. И ответ на него кроется в вопросах составления протокола и рассмотрения дела, раскрытых выше.
Что касается обыска, то его вообще не могут проводить ни ППС, ни ДПС, ни любые другие представители органов внутренних дел без соответствующего ордера. А уполномоченными на это лицами являются, в основном, следственные органы, и проводится процедура в рамках уже возбуждённого уголовного дела.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Инспектор ДПС увидел/снял на видео нарушение, но не остановил – что будет?
- Обязан ли водитель садиться в служебную машину по новому Приказу №664?
- Имеет ли право стажёр ГИБДД останавливать автомобили и проверять документы?
Как обжаловать действия участкового в отношении водителя?
Незаконные действия участкового можно обжаловать точно так же, как и действия сотрудника ДПС. Но прежде нужно зафиксировать факт противоправных действий, которые нарушают ваши интересы.
Для этого лучше сразу включать видеосъемку и фиксировать происходящие события. Параллельно следует звонить по телефону 102 и сообщать о нарушениях со стороны участкового уполномоченного. Плюс в том, что разговоры записываются и ваше обращение не оставят без внимания.
Далее можно подать письменную жалобу:
- начальнику МВД территориального отдела, где служит участковый,
- в Управление собственной безопасности (УСБ),
- в прокуратуру,
- в суд.
Новшество и его последствия – День скрытого патруля
Эксперименты с неявным контролем дорожного движения проводились во многих регионах. Это позволило, например, в Мурманске:
- сократить количество аварий на 22%;
- уменьшить число погибших в них на 61%, травмированных – на 27%;
- снизить количество выезжающих на встречную полосу на 44%.
Итоги подведены за целый год, а цифры сравнивались с прошлым отчетным периодом. Такой эффект вызван прежде всего тем, что автомобилисты, зная о скрытом патруле, стараются соблюдать ПДД не только вблизи постов, но и на всем пути следования.
В Москве, где движение очень плотное, а дороги проблемные, игнорирующих правила водителей огромное количество. Соответственно, много и аварий с фатальным исходом.
Поэтому в столице скрытые патрули действуют уже на постоянной основе. Город поделен на сектора, за каждым закреплено несколько экипажей ГИБДД на машинах без опознавательных знаков службы. Их присутствие позволяет выявить автомобилистов, лишенных прав, нетрезвых, использующих незарегистрированные машины, даже находящихся в федеральном розыске.
Скрытое патрулирование сделало более безопасной и эффективной работу постовых сотрудников службы. Им не нужно бежать через дорогу с шестью полосами движения, стремясь остановить нарушителя. Инспектор теперь заранее знает, в каком ряду едет нарушитель, и может ждать его там.
Эффект, который дало использование патрулей, привел к тому, что эта форма контроля находит применение во всех регионах страны. В большинстве они пока работают в определенные дни месяца.
Руководство МВД собирается дать скрытым патрулям больше полномочий, чем они имеют сейчас. Но сначала машины оснастят необходимой техникой. В будущем скрытые патрули смогут трудиться самостоятельно, то есть останавливать нарушителей, оформлять протокол и т.д. Но для этого требуется внести изменения в Административный регламент МВД, касающийся дорожной безопасности.
Автомобилистам неприятно сознавать, что за ними следит всевидящее око ГИБДД в виде скрытых патрулей. Но, возможно, это научит их ездить по правилам не только около постов и камер видеофиксации, а всюду. Тогда дорога станет более безопасной, а надобность в скрытом патрулировании отпадет.
Джентльменский набор патрульного
Следующая остановка случается из-за небольшого грузовика. «Пробило колесо. Все снял, заклеил, а насоса нет», — рассказывает водитель.
Благо у «Дорожного патруля» насос есть, а еще — несколько разных шлангов к нему. Накачать колесо, поставить его обратно на ось и проверить, все ли в порядке, — всего на «спасение» уходит не больше десяти минут.
Кроме насоса, в кузове пикапа целый набор: два троса для машин разного тоннажа, домкрат, набор ключей и других инструментов, дорожные знаки для обозначения ДТП (их почему-то чаще всего не бывает у водителей), упоры-башмаки (они незаменимы, если на склоне застрял большегруз), баллонный ключ (нужен, чтобы открутить поврежденное колесо) и лестница. Кроме того, дополнительные огнетушители и аптечка, так что первую помощь, и обычную, и автомобильную, «Дорожный патруль» может оказать без проблем. А чтобы специалисты не растерялись в нештатных ситуациях, к ним готовят заранее.
Как узнать, стажёр перед водителем или нет?
Очень просто! У стажирующихся нет соответствующего служебного удостоверения сотрудника полиции. У настоящего инспектора ДПС такой документ есть.
Если вашу машину остановил стажёр ГИБДД, то вы имеете полное право потребовать у него это удостоверение:
- пункт 2.4 (последний абзац) Правил указывает, что регулировщики обязаны передавать его по требованию водителя,
- ФЗ «О полиции» предписывает уже самим инспекторам ДПС предъявлять при обращении к гражданину удостоверение.
Кроме того, стажёра вы увидите даже ещё до остановки:
- им не выдаётся форменная одежда, а обязательны только светоотражающие жилеты в целях их же безопасности на дороге, то есть стандартной синего или чёрного цвета формы у них не будет,
- у стажёра также нет нагрудного знака,
- наконец, у обучающимся на сотрудников полиции нет пистолета, им его запрещено выдавать.
Что говорит закон?
Ответственным за обеспечение безопасности в сфере дорожного движения является ГИБДД – структурное подразделение МВД России. Есть ли в этой системе участковые? Для того чтобы это выяснить, нужно заглянуть в законодательные акты – они дадут представление о статусе и функциях участковых полиции, а также их прав в отношении водителей.
Нормативно-правовые акты представлены:
- ПДД – содержат обязанности для автолюбителей, а также уточняют, кто из должностных лиц вправе останавливать транспортные средства, проверять документы, проводить освидетельствование на опьянение и т.д.
- КоАП РФ – даёт представление об особенностях проведения тех или иных процедур, а также описывает наказания за административные правонарушения на дороге,
- Административный регламент по Приказу № 664 – содержит должностные рекомендации для сотрудников полиции,
- наконец, от 29 марта 2019 года – это уже более детальный документ, который включает инструкцию и наставления для участковых по осуществлению служебных обязанностей на вверенной им территории.
Но при чём здесь безопасность дорожного движения? И с какой стати водитель обязан подчиняться требованиям участкового, если речь идёт о соблюдении ПДД. Многие ошибочно думают, что за сферу дорожного движения отвечают только сотрудники ГИБДД. Однако это не так!
Если заглянуть в Приказ МВД России № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции…», то мы увидим, что:
Как видно, закон 2023 наделяет участковых контролем за безопасностью дорожного движения. Следовательно, последние могут взаимодействовать с водителями. Это значит, что участковые действуют в рамках данных им прав и обязанностей – их мы и рассмотрим далее.
Сотрудник записывал видео – могут ли прислать штраф по почте?
На практике, могут, хотя таких случаев очень мало. Но по закону нет. Но и водители в таких ситуациях часто путают уже вынесенный штраф по почте с простым приглашением в отделение ГИБДД.
Дело в том, что ДПС, несущий на дороге службу с камерой в руках – это всё тот же сотрудник. Камера не является в данном случае средством автофиксации, а полученное видео таким способом автоматически не делает виновным собственника автомобиля.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
- Общение с ГИБДД: что почитать для повышения юридической грамотности?
- Могут ли ГИБДД патрулировать в гражданском или личном автомобиле, останавливать и штрафовать?
Поэтому вполне закономерной может показать ситуация, когда и инспектор, сняв нарушение, но даже не остановив водителя, просто пришлёт штраф по почте.
Но камера в руках ГИБДД не является специальным техническим средством для функций автофиксации нарушений. И потому здесь действует общее правило презумпции невиновности: инспектор ДПС не просто должен снять видео нарушения, но и установить личность водителя.