Сколько времени нужно ожидать ГИБДД на месте ДТП по регламенту?

Если Вы решили оформить схему ДТП без участия ГИБДД

Запишите данные свидетелей происшествия

Обсудите с другими участниками обстоятельства ДТП. Все мнения должны совпадать.

Составьте и подпишите схему ДТП

Не нужно, наверное, объяснять. что от правильности и понятности схемы ДТП будет зависеть решение ГАИ о виновности того или иного участника. Поэтому:

  • Рисуем схему понятную и четкую.
  • Обязательна привязка положения ТС к объектам на местности (перекресткам, километровым столбам и т.п.)
  • Указываем длину тормозного пути
  • Обязательно указание даты и времени ДТП
  • Если участник ДТП только один (вид ДТП — наезд на препятствие и т.п.), необходимо указать двух свидетелей ДТП, они должны подписать схему.

На схеме следует обязательно зафиксировать:

  • ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газона, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положения транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления

Как ускорить инспекторов?

Как бы цинично это ни звучало, но в скором и благополучном разрешении вопроса заинтересованы прежде всего вы — вам и проявлять инициативу.

Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»

Сергей Радько, адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора»

Я рекомендую повторно сообщить о ДТП примерно через 30 минут после первого звонка в экстренные службы. Лучше обращаться по телефонам «02» или «112», поскольку такие обращения отслеживаются контролирующими органами более тщательно, чем звонки в территориальный отдел ГИБДД. Не факт, что «систематический обзвон» ускорит приезд экипажа, однако сделать это не помешает. Ваша заявка могла затеряться в череде других обращений, либо мог поступить другой сигнал о происшествии, до которого инспекторам ехать ближе.

Обязательно объясните диспетчеру, что ваш автомобиль находится на проезжей части и затрудняет проезд другим участникам дорожного движения. Самостоятельно передвигать машину вы не имеете права, поскольку второй водитель скрылся с места ДТП. Следовательно, вы создаете условия для возникновения других ДТП на этом участке дороги. Такая информация позволит сотрудникам ДПС правильно «расставить приоритеты»: первым делом им необходимо будет отработать ваш вызов, а уже потом отправляться на те ДТП, участники которых имеют возможность отогнать автомобили на обочину.

Документальное оформление ДТП – варианты действий

Порядок действий при ДТП в 2023 году

Процедура подачи иска в суд — сроки

Срок рассмотрения иска – это отрезок времени, который дает суду закон на рассмотрение проблемы иска и вынесению по нему справедливого вердикта.

Сроки рассмотрения иска в суде регулирует ГПК РФ и его уже вышеупомянутая статья 154. По ее первому пункту максимальный срок рассмотрения и разрешения искового заявления составляет до 2 месяцев со дня принятия заявления. Если же исковое заявление отправляется в мировой суд РФ, то там минимальный срок составляет 1 месяц.

Но закон предусматривает также приостановку сроков на судебное разбирательство по иску.

На рассмотрения иска для принятия или отказа дается ровно 5 дней.

Сроки разбирательства иска могут длиться долго.

Если установленный срок заканчивается на день какого-нибудь праздника, то срок автоматически будет продлен до первого рабочего дня.

На сроки судебного разбирательства не влияет характер дела и отрасль права, которая была нарушена. Сроки включают в себя время на принятие искового заявления, проведение первого разбирательства, проведение разбирательств до окончательного решения суда. Также в срок рассмотрения дела судам входит промежуток времени, который суд совещался до окончательного вынесения вердикта.

Как определить виновника аварии

Для этого законодательство допускает несколько способов. За основу берутся материалы, составленные по месту ДТП

В частности, важное значение имеет схема, о которой рассказывалось выше. Однако вина водителя при ДТП устанавливается и другими путями

В их число входят данные камер наблюдения, установленные на окрестных объектах (офисах, кафе, магазинах).

Разбор ДТП в ГАИ

При вынесении постановления о нарушении, работники ГИБДД изучают составленные ранее документы по происшествию. Водитель может участвовать в данном процессе и давать дополнительные пояснения.

При этом не исключено появление новых свидетелей. Если это так, то их объяснения группа разбора ДТП в ГИБДД приобщает к материалам административного дела. В дальнейшем данный тип доказательств исследуется в суде наравне с прочими собранными на момент вынесения решения материалами.

Обоюдная вина

При обоюдной вине водителей отвечает каждый автовладелец. Степень санкций определяется пропорционально участию каждого гражданина в ДТП. При таком раскладе есть вероятность, что все стороны аварии примут на себя обязательства возместить материальный, моральный вред потерпевшим лицам.

Степень основного наказания определяет ГИБДД или суд в зависимости от характера, сложности ДТП. Свои претензии может выдвинуть и страховая компания. В первую очередь это касается регрессных выплат, взыскиваемых по отдельному механизму.

Личная ответственность

Ее вид зависит от типа нанесенного ущерба, его размера. В расчет берется и степень повреждения здоровья пострадавших лиц. Исходя из этого, водитель может быть наказан в административном, уголовном порядке.

Если во время ДТП у человека отсутствовал полис ОСАГО или был просрочен, он должен компенсировать весь нанесенный вред. Его размер определяется судебным решением с учетом всех обстоятельств дела.

Определение виновника ДТП в суде 

Это происходит в том случае, когда рассмотрения дела об административном правонарушении отнесено к компетенции органа правосудия положениями КоАП. Сказанное касается и случаев, когда дорожный инцидент имеет признаки уголовного преступления.

С целью подтверждения вины суд может по собственной инициативе или на основе ходатайства заинтересованной стороны назначить дополнительные экспертизы. При этом очерчивается круг вопросов, которые должен выяснить специалист и описать в своем заключении.

Существует несколько типов экспертиз. Медицинская призвана еще раз удостовериться в состоянии здоровья водителя при ДТП. Трасологическая, анализирует все оставшиеся на месте аварии следы. В их число входят не только видимые невооруженным взглядом повреждения автомобиля, но и осколки поврежденного стекла, автомобильных фар.

Чем регулируется время выезда и прибытия?

Как мы уже говорили время выезда и прибытия сотрудников по сути ничем не регламентировано. Даже отчасти эти нормы не затрагиваются даже Приказом МВД №185, который детально регулирует данную деятельность.

Возможно мы еще увидим, какие-либо поправки по этому вопросу, но пока это довольно сложно. При изучении административного права в области деятельности ГИБДД стоит изучать, что его законодательства, как и наука периодически меняется. Так как это устоявшаяся система, то она изменяется медленно, чаще всего это обосновывается крупными политическими, социальными и экономическими изменениями

Тем не менее, изменения даже в существующих составах происходят, и на них стоит обращать пристальное внимание, так как это от этого могут завесить многие обстоятельства административных процедур

Кроме того, уточним, что административное само отмечает на возможность изменения законодательства, так закон не имеет обратной силы. То есть, если во время совершения ДТП не было нормы, уточняющей, что это несоответствующее поведение сотрудника. В то же время, если во время ДТП — это деяние считалось таковым, а сейчас оно таковым не считается, то тогда человек опять-таки не может считаться недобросовестным водителем в данный момент

Таким образом, стоит обращать пристальное внимание на изменения законодательства не только с позиции того, чтобы правильно квалифицировать деяния и способствовать правильному раскрытию дел по дорожно-транспортным происшествиям, но еще и для того, чтобы реабилитировать теперь уже участников ДТП, и исключить возможность обвинения невиновных лиц в совершении дорожно-транспортных происшествий

На этом же обстоятельстве стоит обратить внимание, что изменения в административном законодательстве не такое уж частое явление и пропустить данное событие в случае работы в данной сфере практически невозможно. Еще раз вернемся к сложности вопроса поправок

Дело в том, что если регламентировать время, то это может привести больше бед, нежели плюсов. Да, время ожидания теоретически может измениться, но какой ценой. Если установить время в данном Приказе, но не будет учитываться, например, то что в мегаполисе сотрудники могут ехать 4 часа из-за большой загруженности, а в маленьком населенном пункте они могут приехать через 20 минут, так как здесь мало машин

Еще раз вернемся к сложности вопроса поправок. Дело в том, что если регламентировать время, то это может привести больше бед, нежели плюсов. Да, время ожидания теоретически может измениться, но какой ценой. Если установить время в данном Приказе, но не будет учитываться, например, то что в мегаполисе сотрудники могут ехать 4 часа из-за большой загруженности, а в маленьком населенном пункте они могут приехать через 20 минут, так как здесь мало машин.

Если будет строго регламентировано время, то опять-таки многие сотрудники будут торопиться и делать свою работу некачественно. Подобные явление были в других сферах, как правило это приводило к немалому количеству бед. Так дела будут оформляться формально без разбора ситуации и должной оценки, а учитывая, что ДТП бывает достаточно спорными, то это приведет к большому количеству жалоб на сотрудников и саму систему.

В то же время, если законодатель придумает возможность регулировки этого вопроса таким образом, чтобы, урегулировав время это не принесет никаких негативных последний, то это, естественно, будет положительным явлением.

В теории даже предлагаются, например, варианты установить данную норму следующим образом:

При выезде на место дорожного-транспортного происшествия сотрудник государственной автоинспекции должен явиться на место незамедлительно с учетом нагрузки. Максимальное время прибытие не может превышать:

Даже при такой градации нельзя быть уверенным в просрочке. Во-первых, при подсчете могут возникнуть проблемы при граничных населениях. Например, если в городе 990 тысяч человек, то время на прибытие у сотрудника 1.5 часа, хотя по сути режим езды ничем не отличается от города, у которого 1 миллион человек, в котором дается 2 часа на прибытие. Кроме того, опять-таки сложно учесть обстоятельства, когда в один день может быть 100 аварий, а в другой 1000. Также нельзя забывать о климатических и погодных условиях, когда в дождь и снег движение замедленно, а значит сотрудникам более затруднительно попасть на место ДТП.

Таким образом, совершенствования законодательства, конечно же, требуется, тем не менее, это должно быть продумано и обоснованно, в ином случае отсутствие нормы о времени гораздо лучше, чем ее неграмотное присутствие.

Случилось ДТП: что делать?

Инспектор ГИБДД не оформляет

Часто бывает, когда вы вызвали наряд полиции на место аварии, но никто не приехал. Если такое происходит, то существуют законные и незаконные способы действий.

Вас заставляют заполнять европротокол

Такие действия полиции незаконны. Правила, устанавливающие, в каких ситуациях водитель должен, а в каких нет вызывать инспектора, определяют именно эти действия. Ни один закон прямо не указывает на то, что участники происшествия на дороге должны в обязательном порядке оформлять европротокол.

То же самое изложено и в инструкциях для сотрудников ГИБДД, которые определяют, что они могут предложить автовладельцам оформить европротокол, но не принуждать к этому. Такое указание отмечено в Административном регламенте пункте 284, который утвержден Приказом МВД №664. Если ознакомиться с пунктом 285 того же регламента, то в нем указаны действия сотрудника полиции, если автовладелец отказывается от оформления европротокола. В таком случае ему будет предложено прибыть на пост ГИБДД и оформить аварию как положено.

Практически часто бывает так, что сотрудники приезжают, ДТП не оформляют, а заставляют заполнять европротокол для страховщика, а затем уезжают. При этом необходимо повторно позвонить в дежурную часть полиции, и высказать жалобу на действия сотрудников, сообщить, что вы по-прежнему стоите и ждете их для оформления документов.

Рекомендуется также узнать у дежурного номер входящего звонка. После оформления происшествия, вам необходимо повторно отправить жалобу через форму на официальном сайте ГИБДД.

Чтобы не портить отношения с сотрудниками полиции, можете сообщить им, что у вас нет бланков европротокола, нечем писать.

Сотрудники предложили прибыть в ГИБДД

Такие действия будут вполне законными. В пункте 2.6.1 ПДД сказано, что участник ДТП должен выполнять указания инспектора, который предлагает прибыть для оформления в определенное место. В Административном регламенте в пункте 285 об этом также имеется указание для сотрудников.

Чтобы правильно оформить происшествие на посту ДПС или в отделении ГИБДД, вначале нужно сделать фотоснимки дорожного происшествия. Только после этого можно составить схему аварии на листе бумаги от руки.

Практически можно прибегнуть к такой хитрости. Согласно Правилам, вы должны сделать снимок места происшествия в обязательном порядке. Исключением является тот случай, когда на ДТП прибывают сотрудники полиции. Это означает, что при отсутствии у вас возможности сделать фотографии или записать видео, нужно ждать прибытия автоинспекторов. По телефону сообщите дежурному, что у вас нет фотоаппарата и видеокамеры.

Аварийные комиссары

Существует другой вариант событий, когда к вам отправят аварийных комиссаров, либо они прибудут самостоятельно до приезда сотрудников. Если вы не можете отличить сотрудников ГИБДД и комиссаров, то дело обстоит хуже

Отличие между ними большое – аварийный комиссар не относится к сотрудникам полиции, и для вас он не играет важной роли

Поэтому, если происшествие оформлено с участием комиссара, это считается действием без сотрудников ГИБДД. В таком случае лучше не прибегать к их помощи.

Если участник ДТП не прибыл в ГИБДД

В Административном кодексе 2023 года можно найти две части статьи 12.27, которые подходят под наш случай:

  • Первая часть определяет наказание за оставление места происшествия на дороге -лишением водительского удостоверения до 1 года 6 месяцев.
  • Вторая часть содержит ответственность за иные нарушения по ДТП и штраф за них 1000 рублей.

Первая часть содержит более мягкое наказание, и сразу кажется, что она подходит под случай, когда вы не прибыли в ГИБДД для оформления. Ведь вы сами сообщили о происшествии на дороге, просто решили не оформлять аварию.

На самом деле ситуация обстоит по-другому, теперь за это могут изъять водительское удостоверение. Это связано с нарушением Правил, ведь водитель уехал с места происшествия. Наказание при этом будет не за то, что он скрылся, а только за оставление, независимо от того, что вы самостоятельно сообщили о ДТП дежурному.

На какой срок сотрудник может удерживать водителя?

Итак, ответ на наш вопрос содержится в Административном регламенте, но в различных пунктах. Однако, указания конкретного срока здесь, увы нет – всё сводится к тому, что такой срок должен быть минимальным.

Сразу после остановки

Пункт 89 регламента предписывает, что сотрудник ГИБДД обязан сразу подойти к автомобилю, который он остановил – без промедления.

Значит ли это, что промедление допускается, если он остановил сразу несколько машин и подходит к ним по-очереди? Нет, никаких условностей админрегламент не допускает – сказано “без промедления”, значит, сразу.

Подойдя к водителю, у инспектора появляются другие соответствующие обязанности:

  1. сразу после остановки инспектор ДПС должен представиться, назвав фамилию, звание или должность,
  2. предъявить служебное удостоверение по требованию водителя,
  3. сказать об основании остановки,
  4. потребовать документы для проверки.

Полный перечень правил остановки автомобилей мы привели в соответствующей статье.

Сколько может проверять документы?

Идём далее. Срок проверки документов не регламентирован прямо законами 2023 года. Однако, пункт 91 Административного регламента указывает, что дальнейшие действия сотрудника полиции должны идти в полном соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, в теории инспектор ДПС обязан проверить и сразу отдать вам документы, если вы не совершили правонарушения, и пожелать доброго пути. На практике же, так как совершенно не регулируется конкретное время проверки, то инспектор может, к примеру, пробивать по базе водительские права, а сколько на это потребуется времени, учитывая возможную плохую связь на трассе, вопрос второй, увы.

Пункт 100 регламента также указывает инспектору отпустить водителя сразу после завершения цели проверки документов. А пункт 105 предписывает те же действия в случае остановки пешехода.

Время для составления протокола и/или постановления

Двигаемся по порядку и доходим до составления административного материала. Здесь данный вопрос регулируется пунктами 35-37 регламента, которые указывают на то, что:

  • сроки выполнения админпроцедур, куда входит составление бумаг по нарушению водителя, должны быть минимально необходимыми для этого – то есть здесь есть запрет умышленно тянуть время сотрудником ГИБДД,
  • заполнение протокола или постановления должны быть начаты сразу после наступления факта нарушения (но, конечно же, после кратчайших сроков обращения к водителю и проверки его документов),
  • если инспектор специально тянет время, удерживая водителя после остановки автомобиля, то такие действия могут быть обжалованы.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?
  • Сколько времени нужно ожидать ГИБДД на месте ДТП по регламенту?
  • Имеет ли право инспектор ДПС задавать вопросы при остановке, куда и откуда я еду?

Новые Правила

Законодатель разделил все дорожно-транспортные происшествия на две группы:

  • аварии, которые оформляются только инспекторами ГИБДД;
  • происшествия, которые могут оформляться, как с привлечением сотрудников ГИБДД, так и без них.

Рассмотрим подробнее каждую из групп ДТП. К первой группе относятся автоаварии предусмотренные п.2.6 ПДД – это дорожно-транспортные происшествия, при которых был нанесен вред здоровью людей или произошел летальный исход. Если автолюбитель причастен к такой аварии, то он обязан вызвать сотрудников ГИБДД и дождаться их приезда на месте столкновения.

Когда нужно ехать в полицию после автоаварии?

Вторая группа автоаварий рассматривается п. 2.6.1 ПДД. Главное условие всех ДТП, которые относятся ко второй группе – причинен только материальный вред транспортным средствам и другому имуществу. Ключевое слово «только». Ведь, если кто-то из участников столкновения, получил повреждения, то происшествие относится к первой группе.

  1. Между водителями, которые стали участниками дорожно-транспортного происшествия возникают разногласия, по поводу обстоятельств столкновения и нет понимания, кто его спровоцировал. Также, когда автолюбители не могут прийти к согласию относительно характера и количества повреждений, полученных машинами, в результате автоаварии.
  2. Разногласия между участниками аварии, как по поводу причиненного вреда имуществу, так по причинам столкновения отсутствуют. Один из автовладельцев признал свою вину.

Для того чтобы оформить ДТП первой категории водителям необходимо позвонить в полицию и сообщить о случившемся. Сотрудник полиции даст указания, куда должны прибыть автолюбители для оформления документов с участием инспекторов ГИБДД. Участникам аварии предложат подъехать к ближайшему посту дорожно-патрульной службы или подразделению полиции.

Прежде чем покидать место столкновения автовладельцам необходимо провести фотосъёмку и видеозапись последствий автоаварии. Они фиксируют положение автомобилей относительно друг друга и дорожной разметки, а также каждое повреждение. Кроме того, ищут свидетелей столкновения и записывают их ФИО, адрес проживания, номер контактного телефона.

Когда водителям необязательно посещать ГИБДД?

Нужно ли ехать в ГАИ после ДТП? При оформлении автомобильных аварий второй категории Правилами дорожного движения предоставлено водителям три варианта действий. Мы подробно рассмотрим каждый, но предварительно напомним, что между автолюбителями нет никаких разногласий касательно случившегося дорожно-транспортного происшествия.

Заполнение извещения о ДТП.

В зависимости от размера причиненного ущерба при столкновении автовладельцы могут выбрать один из вариантов оформления ДТП:

  1. Если выполняются все условия Европротокола и материальный ущерб не превышает 100 тыс. рублей, а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 400 тыс. рублей, то участники аварии могут оформить Европротокол. Согласно, п. 2.6.1 ПДД водители не обязаны сообщать о ДТП в полицию.
  2. Когда полученный ущерб превышает лимит Европротокола, то автолюбители могут поехать на ближайший пост ГИБДД или подразделение полиции для оформления документов. Такой вариант следует выбирать автовладельцам, которые не уверены, что в результате столкновения машины не получили скрытых повреждений и они правильно оценили размер причиненного вреда. Предварительно им нужно сделать фото и видеосъёмку места аварии, а также записать контактные и личные данные свидетелей.
  3. Водители могут вовсе не оформлять документы о ДТП, если пострадало только их имущество и у каждого из них отсутствует необходимость оформлять документы. Например, ущерб настолько невелик, что автовладельцы предпочитают возместить его собственными деньгами и не тратить время на все процедуры по оформлению документов для страховщика.

Такой подход к оформлению автомобильных аварий направлен на то, чтобы водители самостоятельно оформляли документы для страховых компаний и не тратили лишнее время на ожидание приезда сотрудников ГИБДД. Тем самым, уменьшится количество дорожных пробок, которые создавали мелкие ДТП.

Как на практике?

Как видим, Административный регламент не указывает чёткого времени прибытия на место ДТП после вызова в 2021 году: ни полчаса, ни 2 часа, ни 10 и ни сутки и более. Указано просто, что сотрудники ГИБДД должны действовать незамедлительно. А как это незамедлительно, не указано, и ждать инспекторов приходится порой по много часов. На практике же могут быть случаи, когда:

  • другие ДТП, которые ДПС оформляют в порядке очереди (а может и пропуская «особо важных персон» вперёд), и ваш вызов 20-й по порядку, к примеру, остаётся только догадываться, сколько ещё придётся ждать ДПС,
  • отсутствие свободных патрулей, так как в вашем городе проводится мероприятие, и подавляющее их большинство стянуто для охраны общественного порядка туда,
  • не все экипажи ГАИ уполномочены оформлять документы по авариям, поэтому ждать приходится часто долго.

Невозможно применить общие отрезки времени, сколько времени можно дожидаться полицию на место происшествия, так как это зависит от многих факторов даже внутри одного города. Но если заключить в целом с большим плюсом/минусом, то можно сделать такой вывод:

  • в Москве ждать сотрудников ГИБДД, как правило, приходится меньше всего – от часа до 3-4 часов,
  • в крупных городах, включая Петербург, Самару, Краснодар, Екатеринбург, Казань и другие время ожидания может увеличиваться до 8-9 часов,
  • а в мелких городах происходит чаще всего полное самоуправство и использование предписания регламента в свою пользу, поэтому были случаи промедления ГАИ вплоть до суток и более.

Дело в том, что во многих подразделениях заинтересованы в том, чтобы вы оформились по европротоколу, поэтому умышленно могут медлить, чтобы не повадно было.

Вас также заинтересует:

  • Сколько времени может сотрудник ГИБДД удерживать водителя после остановки?
  • Отстранение от управления транспортным средством в вопросах и ответах
  • Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ГИБДД?

Можно ли покидать место ДТП в 2023 году?

Что ещё говорит закон?

Обратите внимание, что в 2021 году ДТП оформляется не обязательно с приездом ГАИ. Есть 3 варианта исхода событий:

  1. вы вызываете сотрудников ГИБДД и ждёте их прибытия по указанию по телефону самих инспекторов,
  2. вы вызываете сотрудников, но те указывают вам составить схему и приехать в отделение для оформления – это ваша обязанность,
  3. вы решаете оформить ДТП с помощью европротокола и в этом случае вообще не нуждаетесь в полицейских, либо звоните сотрудникам, а те указывают вам заполнить европротокол.

Ситуация, когда ДПС заставляют вас оформлять аварию с помощью европротокола и отказываются приезжать, незаконна.

А ещё есть возможность – опуская вопрос, зачем это делать – не ехать в отделение ГИБДД, а дождаться сотрудников на месте. Просто укажите, что у вас нет авторучки, бумаги, чтобы нарисовать схему, а также отсутствуют средства фотофиксации, чтобы запечатлеть обстоятельства происшествия. Но в этом случае будьте готовы к справедливой ответной реакции ДПС – вопрос о том, сколько придётся ждать сотрудников на место, встанет для вас боком, и они, возможно, специально будут ехать очень долго.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий