Что еще интересно?
В настоящее время ПДД стали более усовершенствованными, чем были раньше. Ведь, по новым правилам, пропуск пешеходов на пешеходных переходах, которые пересекаются с трамвайными путями, считается обязательным. В прежней редакции ПДД этого не было.
Поэтому многие водители, объезжая потоки транспорта, при пересечении трамвайных путем, даже не думали уступить дорогу людям, идущим через пути по зебре. Потому что пешеходы не имели там преимущества в движении. Таким образом, жизнь людей находилась в большой опасности. Кроме того, в случае дорожной аварии, водитель, сбивший пешехода на зебре на трамвайных путях, мог найти лазейку в законе и остаться невиновным в случившемся ДТП. В настоящее время это сделать уже не получится. Ведь теперь участок трамвайных путей относится к пешеходному переходу.
Общие права и обязанности пешеходов по ПДД
Наказание за непропуск пешехода на «зебре» с камеры ГИБДД
Камеры, основным назначением которых является фиксирование нарушений на пешеходных переходах, функционируют на территории России уже несколько лет, однако для многих они становятся открытием уже после прихода электронных уведомлений о штрафах за непропуск пешехода. Принцип их действия основывается на следующих особенностях:
- камеры автоматически анализируют ситуацию на «зебре»: вычисляют пешеходов, рядом находящиеся автомобили, их скорость, траектории движения;
- нарушение наступает тогда, когда между пешим человеком и транспортным средством определяется дистанция меньше, чем одна полоса для движения;
- расстояние между автомобилем и спиной пешехода в расчет не берется.
Когда камера замечает несоблюдение пункта 14.1. ПДД (непропуск пешехода на пешеходном переходе), она делает не только фотографии, но и видеозапись, на основании которых инспектор дорожных служб выносит постановление о необходимости материального взыскания в виде штрафа от 1500 руб. до 2500 руб.
Правила и порядок перехода дороги
При выходе на проезжую часть пешеход не должен останавливаться или задерживаться, за исключением ситуации, связанной с обеспечением эффективной безопасности движения.
Если пешеходы по какой-то причине не успели закончить переход, должны остаться на линии, которая разделяет основные транспортные потоки в произведенных противоположных направлениях.
Продолжать переход можно только после того, как человек полностью убедился в полной безопасности последующего движения на основе актуального на момент перехода светофорного сигнала.
Как показывает инструкция ПДД, пешеходу разрешается остановиться на линии, разделяющей потоки автомобилей, перемещающихся в противоположных направлениях.
Данный маневр не желательно проводить на дорогах, для которых характерно оживленное движение. Необходимо заранее рассчитать свой потенциал и по максимуму просчитать ситуацию, выбрать максимально удобный момент и за один переход перейти дорогу.
В каких случаях налагается штраф 1500 рублей за пешехода?
Для начала взглянем, в каких случаях водитель должен уступить дорогу пешеходам в 2023 году:
Вы заметили, что во всех пунктах выше используется термин “обязан уступить дорогу” пешеходу? Дело в том, что штраф положен именно за неуступление дороги, а этот термин имеет свои нюансы, и не всегда водитель виновен в неуступлении дороги пешеходу. И в вопросе какой штраф за пешехода ответ может быть и вовсе однозначен — штрафа за пешехода в определённых случаях не может быть, так как не было неуступления дороги пешеходу.
Что значит уступить дорогу пешеходу, и в каких случаях штраф за пешехода незаконен?
Термин “уступить дорогу” по Правилам дорожного движения — это:
Каки видим, уступить дорогу пешеходу означает, что водитель не должен продолжать, возобновлять или начинать движение, если это вынудит пешехода изменить направление или скорость движения. То есть пешеход должен вынужденно остановиться, замедлиться или изменить направление движения, если мы ему не уступили дорогу.
Что же происходит на самом деле? В случае, если пешеходы только вступили на проезжую часть, а до пути траектории автомобиля им ещё идти и идти, то инспектор ДПС всё равно чаще всего выписывает штраф за пешехода 1500 рублей. И он не прав.
Говоря другими словами, чтобы имело место неуступление дороги пешеходу (и, соответственно, штраф за пешехода), траектории движения пешехода и автомобиля должны пересекаться. И пересекаться они должны не только в пространстве (как это трактуют сотрудники ГИБДД), а во времени. И только в этом случае мы можем вынудить пешехода изменить скорость или траекторию движения. Иначе штраф за пешехода незаконен.
Но, к примеру, на данном фото из постановления с камеры автофиксации нет данных о том, изменил ли скорость или тректорию пешеход, но штраф всё равно был выписан, а потому такое постановление следует обжаловать:
Кроме того, подпунктом “b” пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении предписано, что, если движение автомобиля на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны надлежащим образом снизить скорость, когда приближаются к переходу, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; а в случае необходимости следует остановиться и пропустить пешеходов. Видите, только в случае необходимости!
Заметьте, выше мы описали не инструкцию к действию по правильному пропуску пешеходов, а лишь факт незаконности в определённых случаях постановления о штрафе за пешехода по статье 12.18 КоАП на 2023 год, в случае которой это постановление можно (и нужно) обжаловать. Вы всё ещё должны руководствоваться здравым смыслом и пропускать пешеходов максимально внимательно и, в первую очередь, руководствуясь максимальной безопасностью. Помните, лучше перебдеть!
К слову, на практике в случае обжалования у Вас должно быть доказательство того, что Вы уступили дорогу пешеходу — увы, но презумпция невиновности тут работает не совсем правильно. Лучшим доказательством будет видеозапись с регистратора, немного хуже — показания самого пешехода и/или свидетелей в Вашу сторону. Кстати, инспектор в целях всестороннего рассмотрения дела обязан привлечь пешехода как свидетеля при вынесении в отношении Вас штрафа за пешехода.
Обжалование штрафов
По действующим законам водитель, нарушивший правила дорожного движения, вправе оспорить наказание. Это касается и ситуации, когда человек за рулем не пропустил человека на «зебре». В таких обстоятельствах необходимо оформить жалобу на имя работника ГИБДД или передать ее сразу в суд района
Чтобы повысить вероятность выиграть дело, важно давить на следующие аспекты:
- Применение работником ГИБДД приборов, которые не прошли сертификацию.
- Отсутствие свидетелей (понятых).
- Неправильное заполнение документации.
На то, чтобы оспорить наказание у человека имеется 10 дней. Если решение судебного органа оказалось не в пользу автовладельца, можно вновь оформить жалобу и передать ее в инстанцию выше. Но такое действие актуально лишь в том случае, если человек полностью уверен в своей правоте.
Если говорить в целом, при остановке инспектором водителю за рулем требуется сделать такие шаги:
- Попросить работника ГИБДД представиться и озвучить причину остановки.
- Требовать оформления протокола.
- Использовать показания пешехода, как свидетеля. Если человек выбежал на дорогу, объясните, что по правилам ПДД он также несет наказание.
- Найти иных свидетелей и использовать показания регистратора.
Если правильно подойти к защите, наложенный штраф можно оспорить. Но главное правило остается незыблемым — быть внимательным и не нарушать ПДД, в том числе в части пропуска пешеходов на «зебре».
Произошли изменения
Новые правила проезда пешеходного перехода стали действовать с конца октября 2014 года. В настоящее время, в ПДД также были внесены определенные изменения
Особое внимание здесь уделяется взаимоотношениям между водителями и пешеходами. Необходимо указать и на то, что теперь нарушениями считаются действия участников движения, которые были раньше разрешены
Кроме того, уже осенью 2017 года были внесены поправки, касающиеся увеличения штрафа за то, что водитель не пропустил пешехода.
В новой редакции ПДД зафиксированы все внесенные изменения. К ним относятся следующие:
- запрещен обгон на нерегулируемых переходах;
- изменены правила пропуска пешеходов;
- велосипедисты больше не могут ездить по переходам, предназначенных для пеших участников движения.
Но должны ли пешеходы, у которых загорелся зёленый, позволить машинам завершить манёвр?
Из вышеприведённых пунктов правил получаем 3 важных вывода:
- если водитель выехал на зелёный светофор, то он имеет право завершить манёвр вне зависимости от сигнала на выезде с перекрёстка (если на нём нет стоп-линий),
- водители, для которых загорелся разрешающий сигнал, должны посмотреть по сторонам, чтобы дать возможность завершить проезд перекрёстка автомобилям из пункта выше,
- но эти же водители должны смотреть не только на завершающих выезд с перекрёстка автолюбителей, но и заканчивающих переход дороги пешеходов (пункт 13.8 ПДД).
А теперь к самой сути!
Чёткая позиция ПДД
Итак, в Правилах 2023 года вы не найдёте чёткого указания на то, что пешеходы, для которых загорелся зелёный сигнал светофора, означающий, что им можно начинать переход дороги, обязаны пропустить водителей автомобилей, заканчивающих манёвры на перекрёстке.
Таким образом, получаем интересную ситуацию: водители транспортных средств, когда для них загорается зелёный сигнал, обязаны дать возможность завершить переход дороги пешеходам. Однако, аналогичной обязанности у пешеходов нет – если им загорелся зелёный светофор, то по сути они вообще могут не смотреть по сторонам и начинать переход дороги.
Но есть ещё одно мнение – правда, совсем “высосанное из пальца”.
Если нужно “завиноватить” пешехода
Данная ситуация относится, в основном, к перекрёсткам, где нет отдельных пешеходных светофоров, и пешие участники руководствуются транспортным (общим) светофором для начала перехода дороги.
Дело в том, что некоторые юристы и эксперты считают, что, несмотря на отсутствие прямой обязанности пешеходов уступить автомобилям, завершающим проезд, такая обязанность образуется в совокупности нескольких пунктов Правил.
Конечно же, не всё так абсурдно! Само право пешехода руководствоваться транспортным светофором не обязывает его подчиняться правилам именно проезда перекрёстков. В противном случае это повлекло бы ещё большие нелепые ситуации.
Из этого следует тот факт, что право одного участника дорожного движения не должно быть нарушено правом или обязанностью другого. И в данном случае мы получаем некое противоречие:
- с одной стороны, 13.7 предписывает возможность водителя выехать в намеченном направлении с перекрёстка, если въезд на него осуществлён на зелёный,
- с другой, ПДД дают право пешеходам начинать движение на их зелёный без обязанности пропускать кого-то.
То есть в данном случае имеем пересечение траекторий пешеходов и автомобиля в пространстве и, что самое главное, времени. Пока водитель машины проедет весь перекрёсток, может загореться красный в его направлении – и это норма. Но, так как загорелся красный, то пешеходам на противоположном направлении загорается зелёный. И те имеют право на переход в этот момент, и водитель на проезд в это же время.
Как быть? Разумеется, нарушение права водителя завершить манёвр не даёт ему права давить пешеходов. Увы и ах, но придётся пропускать.
Обгон на переходе
На пешеходной «зебре» действуют особые правила для обгона двигающихся в другом (противоположном) потоке транспортных средств.
Факты об обгоне на переходе:
- По пункту 11.4 правил движения на переходе нельзя делать обгон другого транспортного средства.
- Указанную норму устанавливал документ, выпущенный под № 1197 14.11.2014 г. Конкретная фраза из ст. № 7, которую посчитали нужным исключить из правил, звучит так: «при наличии на них пешеходов». Выбрасывание указанной фразы из контекста предполагает запрет обгона на указанном участке дороги — на зебре-переходе, даже при отсутствии на нем пешеходов.
- Речь идет о переходе, как разметке на проезжей части, позволяющей пешеходам более безопасно переходить на другую сторону улицы, не боясь двигающихся через переход машин.
- Также следует запомнить, что обгоном считается дорожный маневр, который предполагает выезд обгоняющей машины на встречную полосу движения.
Что нового стало с нормами поведения на переходе проезжей части? Теперь правило стало проще и строже: в любом случае обгон не выполняется, несмотря на окружающую обстановку, а разрешение делать опережение и последующий обгон авто, едущих в ту же сторону по параллельной, соседней полосе движения, осталось (об этом говорится в пункте 1.2 (первая глава «Общие положения»).
Самой последней редакцией этого определения является постановление, выпущенное правительством от 10 мая 2010 г. (№ 316), в котором устанавливается описанная формулировка определения обгона).
Судебная практика 2023 года: пока пешеход на дороге, вы обязаны стоять!
Увы и ах, но практика правоприменения в нашем вопросе сильно разнится с теорией и буквально сводит на нет само изменение ПДД, когда обязанность пропустить заменили на новое правило – уступить дорогу.
Дело в том, что с большой долей вероятности, даже если траектории движения водителя и пешехода не пересекаются во времени, то автолюбителю всё равно выпишут штраф, если тот проедет переход, когда пешеход ещё не покинул проезжую часть. То же самое будет, если человек начал переходить на дальней полосе, и ещё далеко не дошёл до той, где едет водитель. Но главное в том, что и суд при обжаловании с большой долей вероятности не удовлетворит такую жалобу водителя.
Вы можете сами взглянуть на судебные решения и постановления
Вот пример одного из наиболее ярких актов суда, когда судья вообще оперировал термином “пропустить” пешехода, не приняв во внимание доводы водителя о том, что обязанность по ПДД уступить дорогу он выполнил, не заставив пешехода не изменить ни скорость, ни траекторию
Обратите внимание, что решения Верховного суда РФ обязательны для руководства нижестоящих судов. Хотя, выносить абсолютно такие же решения, они не обязаны
Таким образом, здесь как раз та ситуация, когда теория расходится с практикой
И для того, чтобы не нарваться на штраф, вам нужно остановиться, как только пешеход вступил на проезжую часть – неважно, как далеко он от вас находится. И вам требуется стоять до того, как пешеход покинет переход
Хотя, ПДД прямо такого не требуют.
А если пешеход остановился?
Не разъяснённым ни ГИБДД, ни судами осталась ситуация, когда пешеход по тем или иным причинам переходит дорогу очень долго. Например, он упал и не встаёт, специально остановился, чтобы “зависнуть” в телефоне.
Но здесь будут хорошие новости. По букве Правил дорожного движения вы не должны изменить его скорость или траекторию движения. И, если поедете дальше, это требование будет соблюдено. Ведь пеший остановился не в причинно-следственной связи с вашим возобновлением, продолжением или начало движения.
По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?
Обязанности пешеходов на переходе
Пешеходы обязаны переходить дорогу исключительно по пешеходным переходам, в том числе надземным или подземным. Если они отсутствуют, но при этом имеются дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, то необходимо переходить дорогу по линии тротуаров или обочин.
5.19.1, 5.19.2 “Пешеходный переход”.
При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 – слева от дороги на дальней границе перехода.
Знаки 5.19.1 и 5.19.2 ПДД
Также с 1 июля 2015 года были внесены поправки, которые разрешают переходить дорогу по диагонали, но только при наличии специальной разметки. В том случае, если пешеходного перехода нет в зоне видимости (в 50 метрах от вас – не считается), то проезжую часть необходимо переходить в таком месте, где имеется хорошая видимость в обе стороны, нет разделительной полосы и каких-либо ограждений, придерживаясь траектории под прямым углом.
Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.
Пункт 4.3 ПДД
На перекрестках, где движение регулируется светофором или регулировщиком, следует опираться на сигналы регулировщика или светофора.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
Пункт 4.4 ПДД
Теперь о том, как пешеходы обязаны переходить проезжую часть:
Для начала необходимо оценить скорость и расстояние до приближающегося транспорта.
Убедитесь в том, что вы не создаете помех водителям. Не выходите из-за стоящего транспортного средства.
При переходе не останавливайтесь, если вы вышли, продолжайте движение, не задерживаясь при этом.
Если вы слышите звук сирены от приближающего авто (полиция, скорая помощь, пожарная и т.д.), незамедлительно покиньте проезжую часть.
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, от 02.04.2015 N 315)
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути). (п. 4.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
Пункт 4.5, 4.6 и 4.7 ПДД
Читая данные правила сразу понимаешь, что пешеходы зачастую сами инициаторы аварий, в которые они попадают. Но давайте перейдем к обязанностям водителей.
Последние изменения в ПДД
Согласно новым законам п. 14.1 ПДД регламентировано, что шофер автотранспорта, близящегося к нерегулируемому пешеходному переходу, должен понизить скорость, чтобы не препятствовать переходу через зебру пешеходов, переходящих проезжую часть дороги или же вступивших на неё. В прошлых же законах Российской Федерации правило соответствующего пункта трактовалось таким образом, что водитель обязан был заблаговременно остановиться и уступить проезжую часть пешеходам, переходящим проезжую часть шоссе, по нерегулируемому пешеходному переходу.
Кроме этого, в согласовании с новыми инструкциями п. 14.1 ПДД, шофер автотранспортного средства, находящийся вблизи с неконтролируемым пешеходным переходом, обязан убавить скорость или затормозить, чтобы пропустить пешеходов не только лишь переходящих по пешеходному переходу, но и только вступивших на него с целью исполнения перехода.
В обновленных правилах никак не отображено (в прежних правилах отображено), что водитель должен уменьшить скорость автотранспорта либо прекратить его движение, чтобы прохожие, переходящие дорогу по неконтролируемому пешеходному переходу имели возможность продлить передвижение без преград и опасности собственной безопасности. Подразумевается, что вышеописанная недоработка может спровоцировать различное восприятие и понимание данного пункта правил, что же в собственную очередь способна сформировать проблему в объективности оценки действий шоферов в рамках соответственного принятия решения на проезжей части.
Какой размер штрафа за непропуск пешехода на пешеходном переходе?
В 2023 году в соответствии со статьей 12.18 КоАП РФ за непредоставление преимущества пешеходу на пешеходном переходе на водителя налагается административный штраф в размере от 1500 до 2500 рублей.
Каждый случай подлежит индивидуальному рассмотрению, размер материальной ответственности рассчитывается инспектором, исходя из сложившегося положения. За основу берется статья 4.3. КоАП РФ, в которой указаны отягчающие обстоятельства. Их наличие приводит к назначению максимального штрафа за непропуск пешехода. Это такие факторы, как, например:
- повторный непропуск пешехода;
- непризнание собственной вины гражданином, совершившим правонарушение;
- умышленное создание помех пешим участникам дорожного движения и др.
Суть некоторых понятий, устанавливающих правило проезда перехода
Перечень некоторых ссылок на законы, определений и нюансов выполнения нового предписания, знание которых поможет водителю машины правильно преодолевать (проезжать) пешеходные переходы:
- В ПДД России обязанность уступать дорогу пешеходу, давая возможность перейти ее по очерченному (размеченному) нерегулируемому переходу, прописана в пункте № 14.1.
- Под определением «нерегулируемых» в указанном контексте нужно понимать такое состояние пешеходного нерегулируемого перехода, которое также можно отнести к нерегулируемым перекресткам.
- Пункт 13.1 Правил определяет понятие нерегулируемости перекрестков, как таких, движение на которых не контролируется и не направляется сигналами регулировщика либо светофора. Также к этой категории относят перекрестки, управляемые светофором, который в настоящее время сломан, о чем говорит его постоянный немигающий желтый сигнал.
- В том же пункте указанного нормативно-правового акта, кроме пешеходов, также водителю пропускать требуется велосипедистов.
- Если правила относительно пеших людей улучшились, от велосипедистов, которым уступают дорогу, требуется остановить велосипед (если они перед приближением к дороге ехали на нем), а после — продолжить движение пешком, ведя свое транспортное средство рядом (с правой или левой стороны).
- Пропустить пешехода — термин, который был признан неточным и неверным, поэтому от него отказались, исключив из перечня сборника ПДД.
- Уступать дорогу — значит, не совершать никаких действий, которые напугали бы пешехода, заставив тем самым сменить направление движения или оставить попытку перейти дорогу. Более того, правила не только рекомендуют, а даже запрещают вообще трогать с места, пока пешеход идет по «зебре».
Что делать водителю в случае назначения штрафа за пешехода в 2023 году?
Как именно пропускать пешеходов
Во время движения автотранспортного средства по дороге:
- водитель во время движения должен смотреть внимательно не только на саму дорогу, дорожные знаки и ее разметку, но и на прилегающие территории: тротуары, трамвайные пути;
- когда на любом из прилегающих к дороге месте появится двигающийся в сторону дороги человек, авто должно быть остановлено, если перед автомобилем находится спец.разметка нерегулируемого перехода для пешеходов;
- после того, как пешеход перешел на другую сторону улицы, сойдя с проезжей части, водитель может снова осуществлять движение на своем ТС;
- несмотря на упомянутое изменение, согласно пункту правил под номером 4.5, человек, который намерен перейти дорогу по никем и ничем нерегулируемому переходу с нанесенной разметкой типа «зебра», должен предварительно оценить уровень безопасности обстановки на проезжей части дороги.
Таким образом, ответом на вопрос «Как пропускать пешехода?» будет «Заблаговременно остановиться и подождать, пока человек не перейдет дорогу».
Обязанности водителей на переходе
Штраф для пешеходов
Пешеходы такие же участники дорожного движения, как и водители. Следовательно, они несут такую же ответственность перед водителями во время перехода проезжей части.
“Участник дорожного движения” – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 1.3, 1.5 и 1.6 ПДД
При несоблюдении данных пунктов Правил Дорожного Движения, пешеходу будет грозить штраф, на основании части 1 статьи 12.29 КоАП РФ.
Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
Часть 1 статьи 12.29 КоАП РФ
В том случае, если пешеходом была создана помеха в движении транспортных средств, то штраф уже будет иным.
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
Часть 1 статьи 12.30 КоАП РФ
А если из-за ошибок пешехода был причинен вред здоровью легкой или средней тяжести, то штраф опять же будет увеличен.
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
Часть 2 статьи 12.30 КоАП РФ
Поэтому прежде чем переходить дорогу следует убедиться в том, что вы не препятствуете движению автомобилей.
Нововведения в ПДД
Пункт 14.3. устанавливает правила поведения автомобилистов на регулируемых пешеходных переходах.
Более того, водитель не вправе подавать звуковой сигнал, тем самым подгоняя пешеходов. Такое действие карается достаточно высокими штрафами.
Уступите дорогу пешеходу!
В новой редакции ПДД изменилась трактовка некоторых пунктов, касающихся движения на нерегулируемых переходах.
Старая редакция обязывала всех водителей «пропустить пешехода» на переходе, а в новой встречается другая формулировка – «уступить дорогу». Рядовому автолюбителю может показаться, что смысл остался тот же, однако на самом деле подход изменился кардинально.
Как пропускать пешехода на пешеходном переходе по новым правилам? Старые ПДД под термином «пропустить пешехода» имели ввиду следующие действия – только пешеход ступил на дорожную разметку, все автолюбители обязаны остановиться и пропустить его, другими словами, — ожидать, пока он до конца не пройдет «зебру».
Новая редакция Правил дорожного движения предусмотрела обязанность автомобилиста остановиться, уступить дорогу пешеходу тогда, когда он находится еще не на дорожной полосе, а на небольшом расстоянии от нее, а движущийся автомобиль может создать помеху для его передвижения.
Таким образом новые поправки защищают в большей мере права пешеходов. Ведь если машина не остановится, человек будет вынужден поменять либо скорость своего движения, либо его траекторию.
Если же пешеход стоит на тротуаре и разговаривает по телефону, водитель не обязан пропускать его. Согласно задумке законодателей, этот подход будет стимулировать людей быстро переходить переход, не создавать тем самым заторы. Такое нововведение окажется особенно полезным для мегаполисов.
Предотвращение заторов
Заторы на дорогах в мегаполисах — это уже привычное явление. Поэтому часто случается, что водители вынуждены останавливаться непосредственно на «зебре», а это уже запрещено новой редакцией ПДД.
Согласно ПДД, если есть вероятность того, что водителю автомобиля придется затормозить прямо на дорожной разметке, он должен заранее предотвратить эту ситуацию.
Другими словами, даже если автомобиль встал на «зебре» в результате затора, в любом случае водитель должен понести наказание. Данное требование объясняется следующими факторами:
- оставаясь на дорожной разметке, автомобиль создает помеху для нормального движения пешеходов;
- стоящая на «зебре» машина снижает видимость, из-за чего другой автомобилист может начать движение в то время, когда по разметке идут люди.
Во всех вышеперечисленных случаях повышаются шансы возникновения ДТП и получения травм.
Также стоит заметить, что правила дорожного движения для водителей запрещают на пешеходном переходе следующие действия:
- разворачиваться;
- оставлять свои автомобили;
- двигаться назад.
Поскольку пешеходный переход – это особый участок дороги, в отношении него разработаны эти отдельные нормы.
Трамвайные пути
В новой редакции ПДД добавили текст о пешеходном переходе на трамвайных путях. Благодаря этому удалось устранить спорную ситуацию в старой редакции Правил.
Ранее участок трамвайных путей, пересекающийся с пешеходным переходом сквозь проезжую часть, не давал преимущества для движения пешеходу.
В новой редакции ПДД участок трамвайных путей может относиться к пешеходному переходу. В ней говорится, что пешеходный переход – участок проезжей части дорожного покрытия, в том числе, и трамвайных путей, который обозначен разметкой и соответствующими знаками.
Теперь на этих участках дороги от водителя трамвая требуется пропускать людей, которые идут по переходу.
Конечно, пешеходы, в свою очередь, также должны быть внимательными, поскольку это транспортное средство огромной массы не способно мгновенно затормозить.
Обгон на разметке
Разрешен ли обгон на пешеходном переходе? На «зебре» обгон ТС категорически запрещается даже тогда, когда на ней нет пешеходов.
Если раньше один автомобиль мог остановиться или притормозить перед разметкой, другие, при отсутствии пешеходов, могли на небольшой скорости продолжать движение по соседним полосам.
Дополнения к ПДД теперь обязуют всех автомобилистов понижать скорость или останавливаться на пешеходном переходе, если одна из машин притормозила.
Причины ДТП на пешеходных переходах
Где водитель обязан пропускать пешеходов?
По действующим ПДД водителю необходимо уступить дорогу пешим людям в таких ситуациях:
- На пешеходном переходе. Вне зависимости от того, регулируемый это переход или нет, каждый водитель знает, что согласно пункту 14.1. он не должен создавать помех идущим по «зебре» людям.
- При повороте на перекрестке. В 2023 году пункт 13.1. ПДД предписывает автомобилисту, совершающему поворот направо или налево, пропустить всех лиц, пересекающих дорогу пешком. Данное правило распространяется даже на ситуации, когда: -на проезжей части нет нанесенной разметки перехода; -транспортное средство движется по главной дороге; -водитель проезжает на зеленый свет светофора, который позволяет совершить поворот в нужном направлении; -людям, идущим пешком, загорелся запрещающий свет, однако они не успели завершить маневр.
- При въезде и выезде с прилегающей территории. Пункт 8.3. четко прописывает обязанности водителя, чье движение так или иначе связано с примыкающей территорией: -совершая выезд с прилегающего участка, нельзя создавать разного рода помехи пешеходам и транспортным средствам, уже находящимся на проезжей части; -совершая съезд с дороги, приоритетом пользуются те участники дорожного движения, чью траекторию перемещения пересекает автомобиль, в том числе и пешеходы.
- Незрячие пешеходы. Пункт 14.5. ПДД в 2023 году устанавливает обязанность пропускать слепых пешеходов, сигнализирующих о своем намерении перейти дорогу белой тростью. Они имеют преимущество на дороге во всех случаях. Даже если представители этой категории лиц не находятся на «зебре», их необходимо пропустить.
- Общественный транспорт. Пункт 14.6. ПДД предписывает водителям уступать дорогу пассажирам, идущим к транспортному средству, движущемуся по строго отведенному маршруту, или выходящим из него, в том случае, если соблюдены все три условия: -автобус или иной транспорт находится на специально обозначенной остановке; -двери, к которым подходят пассажиры, расположены со стороны проезжей части; -приостановившийся транспорт считается маршрутным (а не является, к примеру, автобусом, производящим развозку служащих какой-либо частной компании).Пассажиры, осуществляющие высадку из трамвая или посадку в него, имеют преимущество в движении во всех случаях.
- На обочине. Пешеходам, движущимся по обочине, также необходимо уступать дорогу согласно пункту 4.1. ПДД, но только при отсутствии специально оборудованных тротуаров и пешеходных дорожек.