Правила катания на электросамокате в 2023 году
В действующей редакции Постановления Правительства № 1090 о правилах дорожного движения указано, что перемещающийся на электросамокате человек приравнивается к пешеходу. Соответственно пешеходы обязаны соблюдать требования, изложенные в 4 разделе ПДД:
- Двигаться по велопешеходным дорожкам. При отсутствии специализированных полос – по обочинам и краям проезжей части.
- Использовать светоотражающие элементы для перемещения в темное время суток.
- Переходить дорогу по переходам: наземным, подземным и дорожным.
Установлена закономерность: движущееся по автомобильной трассе и велосипедным дорожкам лицо подчиняется правилам, распространяющимся на водителей транспорта. В остальным случаях – требованиям, предъявляемым к пешеходам.
Что делать при возникновении проблем с ГИБДД?
В данной части ПДД довольно много неточностей и расплывчатых формулировок, поэтому, если инспектор ГИБДД выписал штраф за езду без прав, его можно оспорить. Например, по постановлению Верховного суда РФ №13-АД15-1 наказывать водителей питбайков по статье 12.7 нельзя. Во многих других случаях оспорить штраф также можно.
Первым делом нужно написать заявление на имя начальника отделения ГИБДД. При неудаче в первом шаге нужно обращаться в суд. Однако иногда выиграть дело можно только при поддержке квалифицированного адвоката. Получить такую помощь можно прямо на нашем сайте. Консультация дежурного автоюриста бесплатна и проводится онлайн.
Что теперь говорит закон
Главное новшество – электросамокаты теперь разделены на две группы. Устройствам с мощностью до 250 Вт по-прежнему можно ездить по пешеходным зонам и обочинам, а их владельцы приравниваются к пешеходам. Более мощные самокаты теперь считаются мопедами: тротуары для них закрыты, а для управления таким устройством нужны права категории «М».
За неимением подойдут и любые другие: не только категории «А» для мотоциклов, но и «B», «С» и так далее. При этом ставить двухколесный электрический транспорт на учет в Госавтоинспекцию не нужно.
Мощные самокаты теперь недоступны детям до 16 лет и лицам, которые не могут получить права по иным причинам. Нарушение ПДД при передвижении по дорогам общего пользования или выезд на велодорожку или тротуар может повлечь административную ответственность – такую же, как для обычных водителей.
Правила вождения для разных городских зон
Городские власти устанавливают определенные ограничения на скорость в различных местах. В областях, определенных как медленные, прокатные электросамокаты снижают скорость до разрешенных значений автоматически. Ограничение в 20 км/ч установлено для жилых зон, дворовых территорий и некоторых велосипедных дорожек. В таких местах скорость нужно контролировать самостоятельно. При переходе автомобильной дороги по зебре нужно спешиться и вести СИМ с выключенным двигателем.
При наступлении темноты обязательно включать фонарик. У некоторых шеринговых транспортных средств они могут работать автоматически. Фонарик также может пригодиться для перемещения в пешеходных тоннелях. Его полезно установить на личном транспорте, даже если вы планируете ездить только днем.
Большинство СИМ не спроектированы для перевозки пассажиров, даже детей, или буксировки грузов. Для кикшеринга всегда действует правило: один человек на одном самокате. Личные транспортные средства могут быть оборудованы специальными приспособлениями: площадками для детей или местами для пассажиров. В таких случая правила использования будут подробно изложены в инструкции. В других случая лучше не нарушать технику безопасности и строго соблюдать ПДД.
Можно ли ездить на е-самокате без прав по тротуарам
Четкой регламентации прав и обязанностей владельцев этого вида техники в ПДД нет. Проект поправок в ПДД РФ, который должен данные вопросы урегулировать, обсуждается. Поэтому ездить по тротуарам на слабых самокатах мощностью до 250 Вт пока можно. Что касается более мощных моделей, то правила следующие:
- Если мощность двигателя е-самоката больше 250 Вт, то ему следует руководствоваться правилами для мопедов. Согласно п. 7 ПДД РФ мопедам разрешено движение по велосипедной полосе или по правому краю проезжей части. Также допускается движение по обочине. При этом движение по тротуарам и пешеходным переходам мопедам запрещено.
- Если мощность двигателя е-самоката меньше 250 Вт, то следует ориентироваться на правила движения для велосипедов, как наиболее близких по параметрам транспортных средств. Согласно пп. 24.1 и 24.2 ПДД РФ взрослый (старше 14 лет) велосипедист должен двигаться по велосипедным дорожкам или полосам. Если их нет, то по правому краю проезжей части. Если нет и ее, то по обочине дороги. А если нет ничего из вышеперечисленного либо движение по ним затруднительно — по тротуарам.
Если же е-самокатом управляет ребенок до 14 лет, то он должен двигаться только по велодорожкам или тротуарам, а также в пределах пешеходных зон. Выезд на проезжую часть для детей на е-самокатах запрещен.
Можно ли ездить на электросамокате с ребенком?
Можно, запрета на езду на электросамокате с детьми нет. Не запрещено также ездить нескольким взрослым одновременно.
Но учитывайте, что самокаты не сконструированы для того, чтобы перевозить несколько человек, поэтому мы не рекомендуем передвигаться таким образом, это небезопасно. Кроме того, изучите технический паспорт устройства. В нем указан максимальный вес, который может перевезти ваш самокат.
Что будет при ДТП с электросамокатом?
Довольно необычная тонкость заключается в разнице ответственности между случаями, когда вы управляете самокатом менее 250 Вт и более, являясь, соответственно, пешеходом или водителем мопеда.
Вообще, меры ответственности разделяются на административную и гражданскую. И обе из них имеют разницу. Давайте рассмотрим её!
Нарушение | Мощность менее 250 Ватт | Более 250 Ватт |
---|---|---|
Лёгкий вред здоровью потерпевшего | ||
Средней тяжести вред при ДТП | Тот же штраф 1 000 – 1 500 рублей | Штраф 10 000 – 20 000 рублей или лишение прав на 1,5-2 года |
Тяжкий вред здоровью или смерть человека | Уголовная ответственность в обоих случаях |
Как видим, наказания разительно отличаются – всё, потому что во втором случае речь идёт о водителе мопеда как полноценного транспортного средства.
Но есть в этом ещё одна тонкость. Дело в том, что устройство, которое может выйти из-под контроля, по российскому законодательству, признаётся источником повышенной опасности (ИПО). При этом, всё зависит от относительности участников ДТП, транспорт которых причинил вред:
- при наезде автомобиля на пешехода первый – источник повышенной опасности,
- при наезде авто на велосипедиста – машина снова является ИПО,
- а при наезде велосипедиста на пешехода – уже велосипед становится ИПО.
Зачем мы затронули эту тему? Всё дело в том, что действующее на 2023 год законодательство устанавливает ответственность владельца ИПО вне зависимости от его вины в ДТП.
Где можно ездить на электромотоцикле?
И начнём мы с самой распространённой проблемы в этой категории транспорта. Дело в том, что большинство электрических мотоциклов – это не более чем игрушки… “Спортинвентарь”, как его ошибочно называют многие авто- и мотолюбители.
Объясним, в чём здесь дело!
В вопросах законодательного регулирования дорожного движения наивысший приоритет в России имеет его безопасность. В соответствии с этой целью много лет назад был принят соответствующий Федеральный закон “О безопасности дорожного движения”. И он устанавливает два важные требования для любого транспорта:
- для возможности управления большинством видов транспортных средств граждане обязаны получить специальное право (и доказать, что они его заслужили: сдали экзамены, получили медсправку и так далее),
- а для возможности ездить по дорогам в РФ сам транспорт должен удовлетворять требованиям закона в 2023 году.
Первый пункт мы рассмотрим немного ниже. И данный раздел как раз о втором пункте.
Во исполнение указанного пункта в 2023 году действует специальный Технический регламент О безопасности колёсных транспортных средств. Он устанавливает требования по техническому оснащению транспорта для обеспечения безопасности.
Вот в этом и кроется самая большая проблема 2023 года для электромотоциклов. Подавляющее большинство из них не имеют одобрения типа, и потому не могут иметь допуска к участию в дорожном движении в РФ. Более того, многие из электрических мотоциклов не имеют даже ПТС. Особенно, если они куплены где-нибудь на Aliexpress или перепродаются российскими магазинами, но куплены в том же Китае очень недорого.
Так вот, если на электромотоцикл нет одобрения типа, то передвигаться на нём по дорогам запрещено
Обратите внимание, что по ПДД дорога – это не только обустроенная для езды полоса, но и приспособленная. То есть полевая или лесная колея тоже является дорогой
И потому на таком электрическом мотоцикле есть возможность езды только на закрытых специально подготовленных территориях.
Совет здесь простой и нехитрый: обязательно перед покупкой электромотоцикла проверяйте наличие ПТС с одобрением типа транспортного средства (без такого одобрения устройство и не получит паспорт ТС).
Что грозит в случае нарушения ПДД?
- За езду без документов (если требуются права, а у вас их при себе нет) – штраф до 500 рублей.
- За езду без прав (если не получена категория) – штраф до 15 000 рублей.
- За езду по тротуарам – штраф 2000 рублей.
- За езду без мотошлема – 1000 рублей штрафа
- За езду пьяным – 30 000 рублей + лишение прав на срок до 2 лет.
- Для водителя электросамоката, приравненного к велосипеду – штраф до 800 рублей за нарушения ПДД. А за пьяную езду на велосипеде – до 1500 рублей штрафа.
Подытожим. Вопреки мифам и легендам, тиражируемым СМИ о том, что езда на электросамокате никак не урегулирована законом, получается, что ПДД все же достаточно четко устанавливают границы дозволенного.
Важно помнить, что водитель электросамоката — полноценный участник дорожного движения, который несет такую же ответственность за свои действия, как и водитель автомобиля. Поэтому не нужно недооценивать электросамокаты и считать их простым аттракционом
Достаточно легко устанавливается связь между технической спецификацией электросамоката, его мощностью и правовым режимом управления. Рано или поздно ГИБДД запустит кампанию по пресечению свободного движения на электросамокатах. Поэтому надо повышать правовую грамотность среди населения в области мобильного транспорта.
Последние поправки в ПДД об электросамокатах
Раздел обновлён 17.10.2021 в связи с подготовкой последней редакции проекта изменений в Правила дорожного движения.
Правительство России после долгих обсуждений (см. раздел ниже), наконец, подготовили последнюю редакцию обновления ПДД по части электросамокатов – регулирования их движения по тротуарам и проезжей части, а также запретов, ограничений и условий разрешения передвижения.
Поправок, на самом деле, достаточно много. Однако все они направлены на добавление нового термина “средства индивидуальной мобильности” в большинство пунктов Правил, где так или иначе упоминаются транспортные средства и велосипеды. То есть здесь мы получаем, что фактически при тех или иных обстоятельствах и организации дорожного движения электросамокатчики должны будут вести себя как водители автомобилей либо как велосипедисты (а иногда даже как пешеходы – спешиваться).
Давайте подробнее рассмотрим, какие изменения предлагаются Правительством РФ.
Определение СИМ
Наконец-то, появилось чёткое (на самом деле, не совсем точное) определение средств индивидуальной мобильности. Однако, перечислены основные их представители:
- электросамокаты,
- самокаты (без двигателя),
- роликовые коньки,
- гироскутеры,
- электроскейтборды,
- скейтборды,
- моноколёса,
- сигвеи,
- другие аналогичные средства.
И вот как раз последний пункт делает определение СИМ довольно сильно “плавающим”. То есть получаем, что сюда можно отнести многие средства, которые соответствуют самому определению средств индивидуальной мобильности:
Обратите внимание, что сюда также не относятся инвалидные коляски. А всё, что мы пишем далее, уже относится непосредственно ко всему такому транспорту, подпадающему под данное определение
А всё, что мы пишем далее, уже относится непосредственно ко всему такому транспорту, подпадающему под данное определение.
Максимальная скорость передвижения на электросамокатах
В сети вы можете прочитать много информации о том, что якобы для электрических самокатов теперь по новым ПДД будет установлено скоростного режима в 25 км/ч. Это не совсем правда!
Вообще, здесь “фейков” ещё больше. Так, многие СМИ пишут 3 главные вещи:
- ограничение скорости для электросамокатов общее – 25 км/ч,
- в случае передвижения вместе с пешеходами (по тротуарам) – 20 км/ч,
- а с автомобилями – 60 км/ч.
Так вот, в проекте Постановления Правительства РФ, то есть в официальной трактовке поправок вы не найдёте первого и последнего пункта. Указано только ограничение для совместного движения с пешеходами – 20 км/ч (пункт 1.33, изменения в пункт 24.6 ПДД). А вот про 25 и 60 км/час – такого в тексте проекта нет.
Ограничения и запреты
Есть довольно много иных запретов для электросамокатчиков. А также новые ограничения для велосипедистов. Рассмотрим основные из них!
- Если движение по тротуару электросамоката или велосипедиста создаёт помехи пешеходам либо представляет для них опасность, то первые обязаны спешиться (но для СИМ допускается снизить скорость до скорости движения пешеходов).
- При движении по краю проезжей части СИМ должны ехать в сторону движения потока – запрещается движение против хода потока автомобилей.
- Сигнал светофора в виде пешехода или велосипедиста также распространяется на водителя средства индивидуальной мобильности.
- В жилой зоне электросамокатчики приравниваются к пешеходам – имеют право ездить везде, а водители машин обязаны уступать им дорогу. Но и они СИМ не должны создавать необоснованные помехи автомобилям.
- Для лиц старше 14 правилами устанавливается возможность движения по участкам дорог такая же, как для велосипедистов.
- А до 14 лет на электросамокате запрещено выезжать на проезжую часть и обочину.
- По проезжей части СИМ могут ехать только в один ряд (как и велосипедисты).
- Появился прямой запрет вождения электросамокатов и иных СИМ в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (в том числе после лекарств).
Санкции за управление электросамокатом без прав
Сотрудники ГИБДД в редких случаях останавливают водителей электросамоката. Это связано с тем, что в 2021 году мало автошкол, которые имеют необходимое количество специалистов и площадок для обучения езды на подобном транспорте. Для передвижения по дорогам и тротуарам достаточно предъявить водительские права категории В.
Если же водителя без прав остановили на дороге общественного пользования, сотрудник ГИБДД имеет право ввести санкции. В наказании предусматривается денежный штраф на 5000-15000 рублей и отправление транспортного средства на штрафстоянку. Получить обратно конфискованный гаджет человек сможет только после предъявления прав категории М. В случае остановки несовершеннолетнего нормативные взыскания налагаются на его родителей.
Чем грозит нарушение правил
Наказание за нарушение ПДД на электросамокате также зависит от того, к какой группе принадлежит агрегат. Поскольку владельцы маломощных самокатов считаются пешеходами, им грозит лишь штраф в размере от тысячи до полутора тысяч рублей.
Даже если авария повлекла вред здоровью легкой или средней тяжести (статья 12.30 КоАП). Зато выезд на таком самокате на проезжую часть расценивается теперь как переход в неположенном месте. Штраф за это нарушение – всего лишь 500 рублей (часть 1 статьи 12.29 КоАП).
Важно! За езду на электросамокате без прав теперь могут выписать штраф до 15 000 рублей. Если водителя уже лишили прав, наказание – штраф до 30 000 рублей, 15 суток ареста или обязательные работы
Пьяная езда и не только
Проезд на красный свет обойдется в тысячу рублей, а наказание за повторное нарушение – пять тысяч штрафа или лишение прав на срок до полугода (статья 12.12 КоАП). Отсутствие мотошлема на дороге будет стоить 1 000 рублей.
Другие возможные санкции:
Нарушение | Санкция | Статья КоАП |
Отказ уступить пешеходу или велосипедисту | Штраф до 2 500 рублей | 12.18 |
Отказ остановиться по требованию инспектора | Штраф до 800 рублей | 12.25 |
Пользование телефоном во время движения | Штраф до 1 500 рублей | 12.36.1 |
Наезд с причинением вреда здоровью | Штраф до 25 000 рублей Лишение прав на 2 года | 12.24 |
Управлять электросамокатом запрещено и в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Это грозит штрафом в размере 30 000 рублей и потерей прав на срок от полутора до двух лет.
Авария с человеческими жертвами в таком состоянии может наказываться лишением свободы на срок до пятнадцати лет – в самом неблагоприятном сценарии.
Штраф за езду на электросамокате
За несоблюдение правил дорожного движения водители наказываются. Мера подбирается в зависимости от вида проступка.
Управляющим в 2023 году электросамокатом с мощностью выше 250 Вт лицам назначаются штрафы, как для водителей транспортного средства, для остальных – как для пешеходов, согласно судебной практике.
Тип нарушения | Тип транспорта | |
Маломощный СИМ (до 250 Вт) | Мощный СИМ (от 250 Вт) | |
Езда без шлема либо с расстегнутым убором | Наказание не назначается | Считается административным нарушением. Статья 12.6. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) гласит, что нарушитель штрафуется на 1000 рублей. |
Переезд дороги по пешеходному переходу | Нет санкций | КоАП, пункт 12.15, часть 2: налагается штраф в размере 800 рублей. |
Езда по тротуару | Разрешена данному типу электросамокатов | Статья 12.15, часть 2 КоАП устанавливает штраф в размере 2000 рублей. |
Езда по дороге | Статья 12.29 КоАП рассматривает 2 вида наказания: предупреждение для первого случая и штраф для повторного в размере 500 рублей. | Разрешена СИМ, приравненным к мотоциклам и мопедам |
Нет при себе водительского удостоверения | Не наказывается | Статья 12.3. КоАП, часть 2 предусматривает наказание в виде штрафа 500 рублей и предупреждения |
Вождение без прав | Разрешено | Назначается штраф от 5 000 до 15 000 рублей, пункт 12.7 Кодекса об административных правонарушениях |
Езда по дороге в состоянии опьянения | Устанавливается штраф до 1 500 рублей, статья 12.19 | Предусмотрено наказание в виде лишения прав до 2 лет и штрафа 30 000 рублей |
Езда по тротуару в состоянии опьянения | Нет наказания, но не одобряется | Статья 12.15 закрепляет материальное наказание – 2000 рублей |
Скрытие с места ДТП | Нет санкций | Арест до 15 суток либо лишение прав до 2 лет, пункт 12.27 |
Точный срок изъятия прав, размер штрафа зависит от конкретной ситуации, рассматривается в индивидуальном порядке.
О каких видах транспорта идет речь
Электросамокат — это двухколесное устройство, основными элементами конструкции которого являются рама, колеса, руль с рулевой стойкой и электродвигатель, приводящий его в движение. Предназначен он для перемещения стоя, однако ряд моделей электросамокатов имеют сиденье в качестве дополнительного аксессуара.
Детские модели электросамокатов оснащаются двигателем мощностью порядка 150 Вт и способны развивать скорость до 25 км/ч, выдерживая нагрузку до 70 кг. Взрослые модели оснащаются двигателем мощностью 250 Вт и более (до 2000 Вт) и могут разгоняться до 100 км/ч. Запас хода современного электросамоката без замены аккумулятора и подзарядки составляет в среднем 10-45 км.
Электроскутер — это двух- или трехколесное устройство, имеющее в качестве основных элементов конструкции раму, колеса, руль и рулевую стойку, сиденье и электродвигатель.
Элекроскутеры обычно делят на две большие группы:
- Мини-скутеры — устройства, мощность двигателя которых не превышает 1500 ватт, способные преодолевать без подзарядки расстояния до 50 км. Наиболее распространенные модели мини-скутеров визуально похожи на мопеды или мотороллеры и предназначены для эксплуатации в городских условиях. При этом их основное отличие от бензиновых аналогов — это наличие электродвигателя. Также к мини-скутерам принято относить и другие двух- и более колесные устройства для передвижения на электротяге (электроскейты, электровелосипеды).
- Полноразмерные электроскутеры — это значительно более мощные двух- и трехколесные транспортные средства, которые можно использовать как в пределах города, так и вне населенных пунктов. По целям использования они сходны с мотоциклами, квадроциклами и иными подобными транспортными средствами.
Что изменится для владельцев электросамокатов
С 2023 года перемещаться на электросамокате можно будет со скоростью до 25 км/час. Пользователям СИМ разрешено ездить по:
- велосипедным дорожкам;
- велопешеходным дорожкам;
- проезжей части велосипедной зоны;
- велосипедной полосе;
- пешеходной зоне (только, если вес электросамоката до 35 кг);
- по тротуару (если нет велосипедной дорожки).
При совместном движении приоритет сохранят за пешеходами: владелец самоката должен уступить пешеходу. Но на велодорожке пешеходам придется пропустить СИМ или велосипед.
Для регулирования движения электросамокатов введут специальные дорожные знаки. Они будут разрешать или, напротив, запрещать передвижение на СИМ. Переходить дорогу по пешеходному переходу можно будет только рядом с электросамокатом.
Если СИМ тяжелее 35 кг, то при отсутствии инфраструктуры они могут выехать на дорогу или на проезжую часть (двигаться по правой стороне). Но исключительно тем, кто старше 14 лет при условии ограничения скорости движения до 60 км/час. На СИМ, которые едут по дороге, должны быть тормоза и фары.
Если на дороге действуют скоростные ограничения в 90 км/ч, то выезжать на нее на электросамокате нельзя.
На электросамокатах могут ездить дети старше 7 лет. Если ребенок младше 14 лет, то он может передвигаться только по:
- тротуарам;
- пешеходным и велосипедным дорожкам;
- по велопешеходным дорожкам;
- в пределах пешеходных зон.
Дети до 7 лет могут пользоваться СИМ только в сопровождении взрослых.
Что изменится в Правилах езды на электросамокатах с 1 марта 2023 года?
Самое время обсудить главные новшества в ПДД для самокатчиков, благо их предостаточно. Тем не менее, спорных моментов также хватает. Но давайте по порядку!
Официальный статус «средств индивидуальной мобильности»
Пожалуй, главное изменение – это классификация электротранспорта в качестве средства передвижения людей. Шутка ли, но раньше в ПДД не было даже определения. С 1 марта оно появится в официальной трактовке.
Определение СИМ будет звучать так:
Обращает на себя внимание объединение электрических колёсных устройств с двигателем в новую общую категорию – средства индивидуальной мобильности. А если устройство не оснащено двигателем, его нельзя причислить к СИМ
То есть обычные ролики и скейтборды по-прежнему не вынесены в отдельную категорию, а значит передвигающиеся на них – пешеходы.
Максимальная скорость
С 1 марта 2023 года пункт 24.6 ПДД дополняется уточнением о максимально допустимой скорости движения на электросамокатах и других СИМ. Ограничение составляет 25 км/ч. Вместе с тем, если вы собираетесь ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, в законе будет ещё одно требование – масса личного или арендованного электроустройства не должна превышать 35 кг.
Но даже со скоростью всё условно! Преимущество при движении по тротуару по-прежнему имеют пешеходы, а едущие на электросамокате не должны создавать им помех. Если помехи могут быть созданы или существует опасность наезда на людей – придётся либо спешиться, либо снизить скорость до оптимальной. Получается, что самокатчики не могут даже посигналить пешеходу, чтобы тот его пропустил. Придётся самим подстраиваться под идущих по тротуару людей.
Где и как можно передвигаться на электросамокате?
Движение на средствах индивидуальной мобильности условно приравняли к езде на велосипеде. Требования к владельцам таких устройств практически идентичны.
Давайте рассмотрим все эти новшества:
- Если вес вашего электроустройства превышает 35 кг, заезжать на тротуары на нём нельзя – можно двигаться лишь по велодорожкам или полосам для велосипедистов, а при отсутствии таковых – по правому краю проезжей части,
- Управлять электросамокатом может любой желающий, независимо от возраста – но есть несколько ограничений: дети до 7 лет могут ездить на СИМ лишь в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, с 7 до 14 лет – им доступна та же зона катания + велосипедные зоны, но присутствие взрослых уже необязательно, а с 14 лет помимо указанных мест допускается и движение на самокате по краю проезжей части,
- Скорость движения на участке дороги не должна превышать 60 км/ч – так что ездить на электросамокате по автомагистралям и трассам ПДД запрещают,
- Для возможности передвигаться на СИМ по проезжей части устройство должно быть оборудовано исправными тормозами и фарами: белыми спереди, красными – сзади. То есть на моноколесе, гироскутере или сигвее на дороге делать нечего!
Кроме того, если вы собираетесь пересечь проезжую часть по «зебре», вам придётся спешиться и катить электросамокат рядом с собой (аналогичное требование в ПДД есть и для велосипедистов).
Что запрещено?
Пользователи СИМ вынесены в отдельную категорию участников дорожного движения, поэтому обязаны соблюдать ПДД и в части ограничений.
Таких запретов несколько:
- двигаться со скоростью свыше 25 км/ч и заезжать на тротуары на электросамокате массой от 35 килограммов и выше,
- ехать, не держась за руль хотя бы одной рукой (исключения: моноколесо, гироскутер, электроскейт – устройства, где руль не идёт в составе конструкции),
- перевозить пассажиров, если модель СИМ не предусматривает совместные поездки,
- перевозить груз, если он мешает управлению самокатом или выступает за его пределы на 0,5 метра в длину или ширину,
- буксировать СИМ или СИМом что-либо, за исключением прицепа (если он входит в комплект эксплуатации устройства),
- поворачивать налево и совершать разворот на дорогах с двумя и более попутными полосами или с трамвайными путями.
Словом, запретов предостаточно – но на практике с соблюдением всех правил явно могут наблюдаться проблемы.
Новые дорожные знаки в ПДД
Одновременно с выделением средств индивидуальной мобильности в обособленную группу транспорта, власти добавили в ПДД несколько новых знаков – специально под электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и другие устройства.
Дорожный знак 8.4.7.2 – распространяет действие исключительно на тех, кто управляет любым СИМ:
Знак 8.4.16 – напротив, не действует в отношении едущих на электроустройствах:
Дорожный знак 3.35 – запрещает дальнейшее движение на СИМ:
Если я еду на электросамокате, я водитель?
Да. Только дети в возрасте до 7 лет являются пешеходами, а также те, кто несёт СИМ с собой, ведёт или везёт его рядом.
Любое лицо, которое едет на мобильном устройстве, является водителем. Понять это достаточно просто из термина транспортного средства – средства мобильного передвижения формально подпадают под это определение, так как являются устройствами, предназначенными для передвижения по дорогам (а тротуары, к слову, тоже включены в дорогу).
А водитель – это лицо, управляющее ТС.
В этом и кроется главное изменение ПДД – если раньше вы могли ехать на электросамокате, который развивает скорость выше многих скутеров, и являться по сути пешеходом, то теперь эту “лазейку” прикрыли, и отвечать придётся по полной.
Как сейчас | Как может стать после изменений |
---|---|
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, | Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также дети до 7 лет, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности. |
Но не спешите начинать бояться огромных штрафов и возможного лишения водительских прав за нарушения езды на электросамокатах и гироскутерах! Всё же правила движения для средств индивидуальной мобильности значительно мягче и во многих случаях водители СИМ всё же приравнены к пешеходам и могут пользоваться большинством их преимуществ по части перехода дороги. Об этом и поговорим ниже.
Нужны ли права?
Как раз в зависимости от характеристик вашего электросамоката и выясняем, в каких случаях потребуется водительское удостоверение. И у нас здесь всего 2 варианта:
- если электросамокат имеет мощность меньше 250 Вт, то права на него не потребуются,
Третий вариант – когда у вашего электросамоката максимальная конструктивная скорость выше 50 км/ч. По определению это уже не мопед, а мотоцикл. Но судебной практики по таким случаям ещё не было. Почти всегда суды приравнивают такое устройство именно к мопедам.
Таким образом, для езды на электросамокате мощностью свыше 250 Ватт нужны водительские права любой категории.
Нужно ли ставить на учёт ГИБДД электрический самокат?
Здесь та же ситуация, когда практика несколько отличается от теории.
Фактически правила регистрации регулирует одноимённый Федеральный закон:
То есть формально, если ваш электросамокат может ехать быстрее 50 км/ч, то его необходимо регистрировать. С другой, вы этого сделать не сможете, потому что он не прошёл все испытания на соответствие Техрегламенту и не имеет ПТС.
На практике сотрудники ГИБДД ни за что не будут требовать у вас регистрационные документы.
Отставить панику
Волна беспокойства на тему того, что Верховный суд якобы приравнял электросамокаты к транспортным средствам, фактически не имеет под собой оснований. Дело в том, что решение Верховного суда касается одного определенного инцидента и одного вполне конкретного самоката и не устанавливает новые законодательные нормы. Это первое громкое дело в суде об электросамокатах, и именно поэтому оно, вероятно, вызвало большой резонанс. Но не стоит спешить с выводами.
В мае 2021 года в подмосковных Химках Давит Чапечян, поворачивая налево на своем автомобиле, сбил водителя электросамоката Dualtron Ultra с двигателем мощностью 5,4 кВт и максимальной скоростью до 85 км/ч.
Разнообразие и мощность современных электросамокатов поражает воображение. Фото: dualtron.ru
“За несколько метров до автомобиля, как сообщало издание со ссылкой на видео с камер наблюдения, этот человек потерял управление и упал, на полном ходу попав головой в автомобильное колесо. От полученных травм он умер”, — пишут РБК.
Было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК, максимальное наказание по ней — до 5 лет лишения свободы. В результате автотехнической судебной экспертизы самокат погибшего был определен как механическое транспортное средство. А значит, Давит должен был пропустить человека на электросамокате.
И именно этот момент в Верховном суде и пытался оспорить Чапечян. По мнению стороны защиты, водитель электросамоката является пешеходом и не должен передвигаться по проезжей части. Однако в удовлетворении иска Давиту было отказано.
“Так как исчерпывающий перечень всех возможных видов средств передвижения не установлен и установлен быть не может, возможность отнесения электросамоката к тем или иным транспортным средствам сопряжена с оценкой соответствия конкретного электросамоката требованиям к колесным транспортным средствам”, — цитирует слова представителя правительства РФ в Верховном суде по имени Гайк Марьян Российское агентство правовой и судебной информации.
Следовательно, в данном конкретном случае самокат был признан механическим транспортным средством. Но не более того. Cуд рассматривает дела только в пределах одного иска либо заявления. Пленум Верховного суда может объединять судебную практику и издавать разъяснения положений законодательства по отдельным категориям дел. Например, в законе какого-то определения может не быть, но на основании накопленной судебной практики суд выводит определение и издает постановление Пленума Верховного суда, которое может применяться в судебной практике. Но в случае с электросамокатами это первое подобное дело, и речи о таком постановлении не идет.
Также важно отметить, что решение Верховного суда не вступило в законную силу и может быть обжаловано
Где можно ехать после изменений ПДД?
Давайте подробнее рассмотрим каждый участок дороги.
По велодорожке
По новым ПДД водители СИМ старше 14 лет не просто могут, а именно обязаны двигаться по:
- велодорожкам,
- велозонам,
- велополосе на проезжей части.
Но эта обязанность, конечно же, действует при наличии перечисленной инфраструктуры. Но даже если вы едете на обычных роликовых коньках, то при наличии велодорожки тротуар вам противопоказан по новым ПДД.
По тротуару
Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов.
По обочине
Здесь всё в той же закономерности – при отсутствии велоинфраструктуры и тротуара можно ехать по обочине, но только лицам старше 14 лет.
По краю проезжей части
- И уже если нет ни обочины, ни тротуара, ни велодорожек, можно ездить по правому краю проезжей части только водителям средств мобильности старше 14 лет. Также такая возможность есть, если отсутствует возможность двигаться по перечисленным участкам дороги. При этом, аналогично велосипедистам, нельзя обгонять другие СИМ, нужно двигаться в один ряд.
- Если данная дорога не автомагистраль, а также если на этой дороге есть ограничение скорости 60 км/ч и не запрещено ездить велосипедистам.
- Если мобильное устройство оборудовано электродвигателем, тормозами, звуковым сигналом, светоотражателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета по бокам и красного цвета сзади, а также рабочим фонарём белого цвета спереди.
Отдельный запрет для гироскутеров, сигвеев и моноколёс
Добавлено и определённое запрещение для владельцев СИМ, которые оборудованы системой стабилизации для передвижения – теперь им нельзя ездить по проезжей части дорог в любом случае (кроме ПЧ велозоны).
Официальная трактовка:
Нужно ездить по проезжей части или по тротуару?
- Велосипеды ездят по велосипедным дорожкам и полосам. В случае их отсутствия – по правому краю проезжей части, а если и она отсутствует – по тротуарам. При этом пешеходы имеют безусловный приоритет, а если движение велосипедиста мешает пешеходу, тот должен спешиться и продолжать движение как пешеход.
- Мопеды ездят по правому краю проезжей части либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. По тротуарам ездить нельзя.
- Мотоциклы ездят так же, как и автомобили.
Подытожив, по тротуару могут ездить только маломощные электросамокаты, в случае отсутствия дороги или велодорожки.