Особенности полиса ОСАГО на прицеп для выезда за границу
Покидая страну проживания на собственной машине, путешественники должны ознакомится с правилами страны посещения. Если автомобильный прицеп эксплуатируемый в России не нуждается в указании в полисе, то при пересечении границы и поездки в другие страны действуют другие правила.
Так, законами сопредельных государств определена обязанность оформления иностранцами зеленой карты на прицеп и машину. При этом в автостраховке указываются все данные об обоих автотранспортных средствах.
В нашей стране достаточно чтобы в страховом сертификате была отметка о прицепном устройстве и в случае ДТП Европротокол или стандартное разбирательство с присутствием сотрудников ГИБДД будет проходить в стандартном порядке.
При аварии с прицепом, виновник в протоколе обязан указать номера автотранспорта и приспособления к нему. Это необходимо, даже если дополнительный багажник не пострадал в происшествии. Техосмотр на прицеп при поездке за рубеж не требуется. Но не забывайте, что сертификат должен быть куплен на оба автотранспорта.
Что представляет собой ОСАГО
Это один из типов страхования ответственности автогражданского типа. Он дает возможность пострадавшей в дорожном происшествии стороне получить компенсацию за причиненный ущерб.
Чтобы оформить полис, необходимо посетить фирму, занимающуюся оформлением страховок, со следующей документацией:
- паспорт хозяина транспортного средства;
- регистрационное свидетельство;
- водительские права лиц, которым разрешено управлять автомобилем;
- карта диагностики.
Если клиент желает получить скидку за вождение без аварии, то потребуется справка формы № 4. После предъявления документов заполняется заявление, оплачивается страховая премия и на руки выдается полис ОСАГО. Срок действия страховки – год.
Но бывают исключения:
- для оформления транзитной страховки срок может достигать 20 дней;
- для специальной техники – 5 лет;
- в случае, когда собственник транспортного средства имеет регистрацию другой державы – 5 дней.
В случае происшествия на дорог пострадавшая сторона гарантированно получит компенсацию, размер ее достигает 500 тысяч рублей (если нанесен вред здоровью), если было повреждено другое имущество – 400 тысяч рублей.
В законе «Об ОСАГО» говорится, что если транспорт используется вместе с прицепом, на него необходимо оформлять отельную страховку. Так ли это?
Нужно ли страховать по ОСАГО или вносить отметку «используется с прицепом» в полис автомобиля
Правила страхования регулируются ст. 4 ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Важно отметить тот факт, что в настоящее время отдельной страховки для прицепов не существует. Новый вид ОСАГО для автомобилей содержит отметку о том, используется транспортное средство с тягачом или нет
Легковой автомобиль
Согласно п. «д» ч. 3 ст. 4 вышеуказанного ФЗ отдельное включение прицепа в полис для владельцев (физических лиц) легковых автомобилей не требуется, но только при соблюдении условий:
- масса прицепа не превышает 750 кг (категория «01»);
- общая масса автомобиля и прицепа не превышает 3500 кг.
При соблюдении указанных условий вносить тягач в страховку на легковой автомобиль нет необходимости, так же как нет необходимости при аналогичных условиях проводить на него технический осмотр.
Никто не запрещает оформить добровольную страховку КАСКО или ОСАГО в данной ситуации, ведь это позволит минимизировать некоторые риски.
При добровольном включении прицепа в полис ОСАГО пострадавший в ДТП с автомобилем, обладающим застрахованным прицепом, получит возмещение ущерба.
При оформлении КАСКО владельцу будет возмещен ущерб за хищение тягача или его элементов, за порчу, разрушение воздействием погодных и стихийных условий и т.д.
Грузовой автомобиль
Для грузовых автомобилей также не нужно оформлять отдельную страховку, но закон обязывает вписать факт осуществления перевозок с использованием прицепа или тягача в ОСАГО на само транспортное средство (п. 44 ППВС РФ № 58 «О применении судами законодательства об ОСАГО»).
При внесении отметки «используется с прицепом» стоимость страховки увеличивается в зависимости от коэффициента:
- для грузовых автомобилей до 16 тонн – 1,4;
- более 16 тонн – 1,25.
Конкретная модель прицепа в страховой полис не вписывается. Страхуется сама возможность осуществления перевозок с его использованием.
Имеются ли отличия для юридических лиц
Независимо от того, является автомобиль легковым или грузовым, если он принадлежит организации, наличие отметки об использовании прицепа, как и в случае с грузовыми автомобилями физических лиц, обязательно. Приобретать отдельный полис не нужно.
Какие виды прицепов требуют обязательного вписывания
Обязательная отметка в полисе на транспортное средство на использование прицепа должна быть:
- у всех видов автомобилей, принадлежащих юридическим лицам;
- для грузовых автомобилей;
- в том случае, если масса легкового автомобиля вместе с прицепом превышает 3,5 тонн.
В каких ситуациях прицеп нужно застраховывать
По закону ОСАГО должно быть у всех транспортных средств, однако на некоторые прицепы это правило не распространяется.
Все возможные ситуации делятся на три категории:
- Если владельцем выступает физическое лицо, а его автомобиль считается легковым, ОСАГО оформлять не нужно. Главное, не превышать установленный вес – 750кг для самого прицепа и 3500кг для автомобиля с ним.
- Юридические лица по закону обязаны оформлять ОСАГО на любой прицеп.
- Если физ. лицо владеет грузовиком с прицепом, то также требуется оформление ОСАГО.
К преимуществам получения полиса можно отнести то, что страховщикам не нужно предоставлять точных характеристик конкретного прицепа. При необходимости его можно легко поменять, не изменяя данные в полисе.
Нужно ли вносить отметку “используется с прицепом” в полис автомобиля?
С пометкой о возможности управления автомобилем с прицепом также всё просто, и никаких автотонкостей тут нет. В указанном выше Федеральном законе прописана обязанность страхования прицепов только к грузовым автомобиля, и ни слова об отметках об использовании с прицепом легковых автомобилей не сказано.
При этом, пункт 7 статьи 4 ФЗ “Об ОСАГО” предусматривает порядок заключения договора обязательного страхования на прицепы к грузовым машинам:
7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
И, если Вы когда-то что-то слышали об обязательном наличии отметки “используется с прицепом” в полисе страхования, то это относится к грузовым автомобилям. Вписывать прицеп в полис грузовых автомобилей нужно.
Почему ставится именно эта пометка, а не выдаётся отдельный полис к прицепу? Дело здесь в том, что среди грузовых автомобилей есть тягачи с прицепами (фуры в простонародье). И в этом случае один тягач может даже в рамках одного дня ездить с разными прицепами. Поэтому нелогично, если каждый прицеп должен иметь страховой полис. А пометка в полисе ОСАГО самой фуры даёт право ездить ей с любым прицепом.
Как оформить страховку онлайн
- Предварительно рассчитать стоимость страховки с помощью нашего онлайн-калькулятора, выбрав марку и модель машины, регион и др. необходимые для расчёта параметры.
- Подтверждение регистрации придёт на почту, после этого вы узнаете свои данные для входа в личный кабинет.
- Зайти в личный кабинет и заполнить заявление на оформление ОСАГО. Здесь следует указать марку и модель машины, год выпуска, мощность двигателя и др. параметры авто, данные водительского удостоверения, ПТС или СТС и диагностической карты.
- Далее происходит сверка данных в единой автоматизированной системе, после чего в кратчайшие сроки вам приходит ответ, который можно увидеть в личном кабинете.
- Затем вы получаете расчёт страховой премии и производите оплату любым удобным способом: банковской картой, через терминал или электронный кошелёк.
- После оплаты в личный кабинет придут следующие документы, которые вы можете распечатать: страховой полис, экземпляр заявления, памятка страхователя и перечень отделений страховой компании.
Всегда ли нужно оформлять ОСАГО на прицеп
Страховые компании рассматривают отдельно оформление полиса для легковых и грузовых автомобилей. Также они поступают с прицепами, ведь от того, с какой именно машиной они будут эксплуатироваться, зависит форма выдачи документа о страховании.
На легковых авто
Согласно Федеральному закону «Об ОСАГО», статье 4 пункту 3, страховой полис на прицепы не требуется:
…Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев: …. д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям…
Таким образом, обязанность приобретения страховки на прицеп снимается только для владельцев легковых авто. Не нужно вписывать в уже действующую страховку на основное транспортное средство и отметку о том, что оно используется вместе с прицепом.
Индивидуальное страхование прицепов для легковых автомобилей по законодательству не является обязательным. Но и запрета на добровольное оформление ответственности владельца такого транспортного средства не существует. Страхующийся может существенно сэкономить, если будет составлять полис ОСАГО только на определенное время (когда прицеп эксплуатируется особенно активно), а не на 12 месяцев.
По закону юридические лица могут страховаться минимум на 6 месяцев, физические – на 3 месяца.
К грузовым автомобилям
По законодательству прицепы к грузовым автомобилям должны быть застрахованы, об этом указано в статье 4 подпункте 3 Федерального закона:
…Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования…
Оформлять отдельный страховой полис к прицепу или указывать его в списке ограниченной страховки не нужно, достаточно пометки в документе «эксплуатируется с прицепом». Это облегчает процесс оформления и эксплуатации тягачей с прицепами (фуры), потому что даже в рамках одного дня транспортное средство может передвигаться с разными прицепами.
Технический осмотр для прицепа и к легковым, и к грузовым автомобилям проходится только при оформлении страхового полиса ОСАГО. Диагностическую карту не требуется предъявлять даже при проверке документов работниками ГИБДД, поэтому ее оформление требуется только при смене страховки.
Какие документы нужно оформлять на прицеп?
Мнение, что прицепы для легковых автомобилей вообще не требуют оформления дополнительных документов, также не совсем верно. Да, на прицепы не нужно оформлять ОСАГО и диагностическую карту.
Однако на него должны быть следующие документы:
- паспорт ТС (прицепа);
- свидетельство о регистрации прицепа (СТС);
- государственные номера.
ПТС будет получен при покупке прицепа, он потребуется при получении других документов или при продаже. А вот СТС нужно постоянно возить с собой, его могут потребовать сотрудники ГИБДД при проверке документов. При этом за оформление документов нужно платить госпошлины.
Их суммы немного меньше, чем госпошлины на соответствующие документы для автомобилей:
- номера – 1500 рублей;
- СТС – 500 рублей;
- ПТС – 800 рублей.
А при использовании сервиса Госуслуги граждане могут оплачивать пошлины со скидкой 30%.
Какие тонкости оформления ДТП?
А вот порядок оформления происшествия при наличии прицепа вне зависимости от того, легковой это автомобиль или грузовой, является абсолютно таким же, как если бы его не было.
Можно ли оформить европротокол?
Согласно пп. «б» части 1 ст. 11.1 закона, вы имеете право оформить европротокол, в том числе если один из автомобилей двигался с прицепом
При этом, важно, чтобы были соблюдены другие условия:
- вред причинён только участвовавшим в ДТП автомобилям,
- столкнулись только 2 ТС и между ними был прямой контакт – даже если точкой контакта был в том числе прицеп одного из них,
- у обоих есть действующие полисы ОСАГО,
- у вас нет разногласий по обстоятельствам ДТП (либо если есть в особых случаях).
Куда обращаться потерпевшему: в свою страховую или виновника?
Если соблюдены другие условия для прямого возмещений убытков, то наличие прицепа исключает возможности обращения потерпевшего в свою страховую компанию. Об этом говорит пп. «б» части 1 статьи 14.1 ФЗ Об ОСАГО.
Среди иных условий такой возможности:
- вред в результате ДТП причинён только самим автомобилям,
- у обоих есть действующие страховки ОСАГО.
Обратите внимание также, что с недавних пор не обязательно, чтобы в аварии участвовало не более 2 авто – в 2021 году их может быть 3 и более
Кто виноват, если ударили прицепом?
По букве законодательства прицеп – это отдельное транспортное средство. Более очевидным это выглядит, когда речь идёт, к примеру, о тягаче с длинным полуприцепом. Следовательно, у него отдельно от самого тянущего автомобиля может быть свой отличающийся собственник. То есть, к примеру, тягач принадлежит Иванову, а полуприцеп – Петрову.
Напрашивается вопрос, кто будет виновным в ДТП, если вред причинён именно этим прицепом другой машине? Данный вопрос разъяснил Верховный суд (абзац 2 пункта 44 ППВС №58), указав, что не имеет значения различие собственников между тягачом и прицепным устройством – так как рычаги управления находятся у водителя, то и ответственность несёт он. И вариантов ответственности может быть несколько:
- если вред причинён прицепным устройством легкового автомобиля физлица, то это вред покрывает ОСАГО на эту машину,
- если прицепом тягача задели другое авто, и в полисе есть отметка об использовании с ним, то также покрывается страховкой,
- если в этой же ситуации отметки «используется с прицепом» у грузовой машины нет, то страховая выплачивает потерпевшему, а водителю грузовика предъявляет регресс,
- и, наконец, если сам водитель причинил вред прицепленному к его же авто же устройству, то в этом случае возмещения по ОСАГО не будет.
Получение выплат при ДТП с участием прицепа
Если автовладелец использует ТС для перевозки грузов, то отметка об этом обязательно должна присутствовать в полисе. Без нее хозяину авто грозит штраф, а в случае ДТП страховая компания имеет право не выплачивать деньги на восстановление поврежденного прицепа. В случае, когда владелец машины виноват в ДТП и не имеет такой отметки, он сам обязан будет компенсировать нанесённый ущерб (без участия страховщика).
При каких случаях после ДТП с участием прицепа можно получить возмещение ущерба:
- В страховом договоре сделана отметка о возможном применении средства для перемещения грузов.
- В ДТП попали только два ТС.
- Урон нанесен только потерпевшей стороне.
При соблюдении перечисленных условий пострадавший может получить от страховой компании виновника соответствующие выплаты.
Надо ли вписывать в полис ОСАГО в 2021 году?
Да, но не всем и не во всех случаях. На самом деле, здесь всего 2 простых варианта, и ответим на них ссылками на официальный закон.
Для легкового автомобиля
Прицепы, которые используются на легковых автомобилях физическими лицами, в 2021 году не требуют внесения отметки в полис ОСАГО. В том числе не нужно обращаться в страховую и ничего указывать в страховке, если вы приобрели таковой.
В подтверждение этому 3 отсылки на нормативную базу РФ:
- подпункт «д» части 3 статьи 4 Федерального закона Об ОСАГО указывает прицепы граждан для легковых автомобилей как исключение по обязанности оформлять на них отдельное ОСАГО,
- часть 7 этой же статьи предписывает, что в остальных случаях обязанность по страхованию ответственности ТС с повозками реализуется в виде приобретения страховки с указанием в соответствующей графе, что они используются с прицепом,
- Верховный суд прямо то же самое указал в одном из своих разъяснений (пункт 44 Постановления Пленума ВС РФ №58).
Таким образом, есть 2 условия, когда ОСАГО на прицеп и соответствующая отметка в полисе не нужны:
- если ваш автомобиль легковой,
- если вы не являетесь юридическим лицом.
Для грузовой машины
А вот для прицепов к грузовым транспортным средствам нужна пометка в страховом полисе об использовании прицепа. Речь идёт о следующих авто:
- фуры, где прицеп находится в состыковке с тягачом,
- грузовые машины с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонн,
- так как определения грузовика ни в законе Об ОСАГО, ни в других нормативных актах не даётся, то по сути сюда относятся и Газели и подобного рода автомобили – то есть отметка для них требуется.
Нужно ли страховать прицеп
Основываясь на требованиях действующего законодательства РФ, можно сделать следующий вывод: на прицепное устройство страховка нужна, так как оно тоже является участником дорожного движения. Но на практике это правило не касается граждан,имеющих категории ВЕ и В1Е, при условии, что они не оформлены как юридические лица. А вот для юрлиц получение ОСАГО к прицепу считается обязательным, вне зависимости от типа их движимой собственности.
На легковое авто
Как мы уже выяснили, ОСАГО на прицеп к легковому автомобилю в 2019 году не требуется для рядовых граждан. Однако относятся к подобным исключениям лишь те устройства для сцепки, у которых:
- Снаряженная масса не превышает отметку в 750 кг;
- Общий вес, в паре с легковой машиной, не достигает 3,5 тонн.
Если вышеперечисленные условия не будут соблюдены, то и обойтись без страховки при управлении самоходной техникой с погрузочной платформой автовладелец не сможет.
На грузовые машины
В соответствии с настоящими правилами дорожного движения, грузовым транспортным средством называется автомобиль, с массой более 3,5 тонн. Но в водительском удостоверении, помимо категории С, существует еще и отметка С1, подразумевающая легкие тягачи с весом менее 3500 кг. Так вот для них, как и для машин группы В, отдельная страховка на прицеп не нужна, при условии, что выбранная автомобилистом погрузочная платформа будет весить менее 750 килограмм, а общая масса состава не достигнет 3,5 т.
Документы для покупки ОСАГО
5. Для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции, за исключением случая, предусмотренного статьей 111 настоящего Федерального закона.
ПОДРОБНЕЕ: Оплата через интернет транспортной карты
5. Страховщик принимает решение об осуществлении страхового возмещения либо о мотивированном отказе в осуществлении страхового возмещения на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и предусмотренных правилами обязательного страхования. Документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями.
Суть изменений заключается в том, что до 29 октября 2019 года страховая компания принимает только документы, выданные сотрудниками полиции.
Начиная с 29 октября документы, подтверждающие факт ДТП, могут выдаваться:
- полицией (в том числе ГИБДД);
- аварийно-спасательными службами;
- медицинскими организациями.
Пока что не понятно, каким образом данный фактор можно будет использовать на практике. Однако страховые компании должны будут принимать в расчет документы, выданные спасателями и медицинскими работниками.
3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:
в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:
в) выписка из единого государственного реестра юридических лиц о государственной регистрации юридического лица (если владельцем транспортного средства является юридическое лицо);
Ранее юридическое лицо должно было предоставить в страховую свидетельство о государственной регистрации, теперь же вместо него потребуется выписка из ЕГРЮЛ.
г) регистрационный документ, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортного средства (свидетельство о государственной регистрации транспортного средства или свидетельство о регистрации машины), либо паспорт транспортного средства или паспорт самоходной машины и других видов техники при заключении договора обязательного страхования до государственной регистрации транспортного средства;
До 29 октября 2020 года в страховой компании могли потребовать от водителя предоставить ПТС или свидетельство о регистрации. Поскольку ПТС с собой практически никто из водителей не носит, это могло послужить причиной для отказа в продаже полиса.
В обновленном законе об ОСАГО говорится о том, что в первую очередь водитель должен предоставить свидетельство о регистрации. И только если машина еще не зарегистрирована в ГИБДД может потребоваться ПТС.
ж) документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства), либо документ, подтверждающий право владения транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается в отношении арендованного транспортного средства).
Также в перечне появился и новый документ — документ, подтверждающий право собственности на автомобиль. В качестве такого документа может выступать договор купли-продажи или договор дарения. Договор нужно предоставлять страховой компании в том случае, если машина только получена в собственность и еще не зарегистрирована в ГИБДД.
ПОДРОБНЕЕ: Образец заявление о распоряжении средствами частью средств материнского семейного капитала
Требуются ли диагностическая карта и техосмотр для прицепов?
Прохождение отдельной процедуры технического осмотра прицепа также не является обязательным, несмотря на то, что по ПДД это транспортное средство. На сегодняшний день талон ТО необязательно показывать сотрудникам ГИБДД. По действующим правилам свидетельствовать о прохождении техосмотра будет диагностическая карта. Да и проверять этот документ ГИБДД не будет. Компетентными для проверки наличия диагностической карты являются лишь страховые компании. Поэтому диагностическую карту следует взять с собой только при оформлении полиса ОСАГО. Итак, ни талон ТО, ни диагностическая карта для прицепа любой категории не нужны.
Какие виды прицепа подлежат страхованию?
Особенность страховки этого средства передвижения, квалифицируется его предназначением и возможностями перевозки грузов.
Так как для легковых средств передвижения прицеп оформлять не нужно согласно закону ФЗ «об ОСАГО» (статья 4, пункт 3), то закон должны соблюдать автовладельцы, которые имеют транспортное средство выше 3500 килограмм.
Они должны поставить запись в полисе «ОСАГО»- «Управляется прицепом». Эта запись необходима для выездов за границу России. А также это необходимо делать юридическому лицу, владельцу грузового и легкового транспортного средства.
Прицепы, на которые нужно оформлять страховку бывают:
- тентированные;
- бортовые;
- самосвальные;
- платформа;
- одно и двухносные;
- изометрические;
- полуприцепы.
Они делятся на виды грузоподъемности.
Прицеп должен быть оснащен устройством, которое работает без помощи водителя, если прицеп весит больше 750 килограмм. У большинства таких прицепов есть поворотный механизм.
Итоги
Сегодня такое транспортное средство набирает все большую популярность. Если вы поставили четкие задачи и цели, для которых будет использоваться прицеп можно подобрать наилучший вариант, как в плане практичности, так и в ценовой категории. Благо, что рынок в полной мере может удовлетворить потребности каждого автовладельца.
Также прицепы являются достаточно затребованным транспортным средством не только для частного использования, но и для мелкого, и даже среднего бизнеса, когда необходимо перевозить различные грузы, но габариты автомобиля не позволяют это сделать. Это позволяет сэкономить немалые средства на переоборудовании автомобиля или на покупке нового.
Преимуществ использования такого ТС много. Не нужно прибегать к помощи компаний, предоставляющих услуги по грузоперевозках и соответственно платить за это деньги. Более того, страхование автоприцепа до 3.5 тон не обязательно.
Единственное, что необходимо учитывать, это мероприятия по регистрации, но много времени это не отнимет. Также стоит еще раз уточнить, что юридическое лицо обязательно обязано страховать автоприцеп.
Чтобы мероприятия по страхованию прошло, как можно быстрее необходим тех-талон, подтверждающий прохождение ТО. Техосмотр ТС для физ-лиц не обязателен, а вот юридические лица должны обязательно совершать подобную процедуру.