Я хочу получить выплату, а не ремонт – как действовать?
Тем не менее, повлиять на возмещение по ОСАГО всё же можно.
Впрочем, на практике 2023 года с таким предложением активно выходят сами СК – на фоне подорожания запчастей им выгоднее выплатить потерпевшему деньгами, нежели организовывать гораздо более дорогой ремонт.
А если страховая предлагает деньги, а я, наоборот, хочу восстановить машину после ДТП?
Теперь рассмотрим обратную ситуацию – когда вам предлагают возместить ущерб по ОСАГО деньгами, но вас интересует исключительно ремонт машины.
И здесь у нас два варианта:
- Если по умолчанию вам и так полагается ремонт, но страховщик хочет выплатить деньгами – вы вправе не соглашаться на такую компенсацию и требовать именно ремонт, тем более, что закон на вашей стороне,
- А вот если выполняются условия из пункта 16.1 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО, а вы хотите получить направление на СТОА – увы, такой вариант невозможен.
Таким образом, если страховщик предлагает вам возмещение деньгами – это всего лишь предложение. И у вас нет обязанности по закону непременно его принимать. А вот если по закону вам полагается денежная выплата (например, при тотальной гибели машины в ДТП), то рассчитывать на ремонт вы, к сожалению, не сможете.
К слову, выплачивать деньгами вместо ремонта, когда условия для этого не выполняются, страховщик в 2023 году не может. В противном случае вы вправе требовать с него возмещения без учёта износа. На такую возможность указал Верховный Суд в Определении № 86-КГ20-8-К2 от 19 января 2021 года, где рассматривался спор между потерпевшим и СК как раз по вопросу самовольной выплаты без оснований на её совершение.
Когда следует оповещать страховую компанию
Большинство водителей задают вопросы на форумах, касающиеся темы автострахования, одним из которых является следующий: нужно ли вносить изменения в страховку ОСАГО при смене прав?
Сейчас мы вам расскажем, в каких именно ситуациях водителю необходимо в обязательном порядке уведомлять свою страховую компанию, для внесения изменений в полис.
Изменение списка лиц, допущенных к управлению ТС. Делается это исключительно до передачи руля водителю, который не вписан в ОСАГО.
Замена водительского удостоверения.
Изменение периода использования ТС. Уведомлять необходимо до истечения срока.
Если регистрация ТС была произведена после приобретения ОСАГО, то когда номера будут присвоены, в течение 3 рабочих дней необходимо сообщить данные страховщику.
Также, существуют ситуации, при которых внесение изменений не допускается:
Нельзя изменять автомобиль. На каждое транспортное средство оформляется свой полис ОСАГО.
Нельзя менять срок страхования. Полис по закону оформляется на один год (может быть изменен только срок использования ТС), а значит в случае продажи авто или других ситуациях, договор просто расторгается.
Изменить страхователя. Если вы продаете ТС, то переоформить на другое лицо полис не получится.
Все изменения в полис автострахования вносятся в день обращения. Страховщик в поле «Особые отметки» вносит соответствующую запись, а также время и дату их внесения, после чего заверяет запись печатью.
Если вносимые изменения требуют переоформления полиса, то срок увеличивается до двух рабочих дней с момента обращения.
А в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений, все поправки страховщик вносит в единую базу РСА.
При получении от страхователя заявления об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении договора обязательного страхования, страховщик вправе требовать уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению степени риска исходя из страховых тарифов по обязательному страхованию, действующих на день уплаты дополнительной страховой премии, и при ее уплате обязан внести изменения в страховой полис обязательного страхования.
Изменения в страховой полис обязательного страхования фиксируются путем внесения соответствующей записи в раздел “Особые отметки” с указанием даты и времени внесения изменений и заверения изменений подписью представителя страховщика и печатью страховщика или путем выдачи переоформленного (нового) страхового полиса обязательного страхования в течение двух рабочих дней с даты возвращения страхователем ранее выданного страхового полиса. Возвращенный страхователем страховой полис обязательного страхования хранится у страховщика вместе со вторым экземпляром переоформленного страхового полиса. На первоначальном и переоформленном страховых полисах обязательного страхования делается отметка о переоформлении с указанием даты переоформления и уникальных номеров первоначального и переоформленного страховых полисов обязательного страхования.
Изменения в страховой полис, оформленный в виде электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящих Правил, могут быть внесены в электронном виде или путем переоформления полиса обязательного страхования на бумажном носителе. В последнем случае страхователю выдается переоформленный (новый) полис обязательного страхования на бумажном носителе.
Страховщик вносит в автоматизированную информационную систему обязательного страхования информацию об изменении сведений, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении договора обязательного страхования, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования.
“Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).
Что касается доплаты за внесение изменений, то большинство поправок вносится бесплатно, однако, если степень риска будет увеличена, например, у вписываемого водителя маленький стаж вождения, тогда страховщик вправе потребовать доплату в соответствии с действующими тарифами, учитывая при этом оставшийся срок действия полиса.
Какие изменения произведены в сфере борьбы с переоборудованием автомобилей?
Новый Регламент усилил борьбу с незаконным переоборудованием автотранспортных средств и поставил половину (и даже больше) водителей в неприятную ситуацию конфликта с законом. Большинство водителей даже не представляет, что они являются нарушителями нормативных правовых актов, а ведь перечень переоборудования, которое может повлечь негативные последствия для владельца авто.
Все эти меры направлены на повышение безопасности на дорогах, ведь многие элементы конструкции автомобиля, не предусмотренные заводом-изготовителем, могут ограничить видимость на дороге или иным способом поставить под угрозу других участников дорожного движения.
Сотрудники ГИБДД абсолютно правомерно могут установить запрет на проезд подобного автомобиля по дорогам общего пользования и даже отправить автомобиль на штраф стоянку.
Мне сделали некачественный ремонт – кому предъявлять претензии?
Страховщику.
К сожалению, на практике 2023 года встречается немало случаев выполнения некачественного ремонта по ОСАГО. Недочётами можно считать, к примеру, непопадание деталей в стык, плохую окраску, неправильно подобранный цвет, использование б/у запчастей вместо новых и многие другие.
Теперь пару слов о том, как зафиксировать недочёты в ремонте. Будет большим плюсом, если вы заберёте автомобиль вместе с экспертом, чтобы тот на месте мог выявить все недостатки. Далее составляется акт приёма-передачи, где нужно перечислить все эти недоделки.
На основании выявленных проблем можно составлять претензию о ненадлежащем исполнении обязанностей по возмещению ОСАГО – эта претензия подаётся в офисе страховщика или направляется ему по почте. Далее будет назначен осмотр (куда вы, кстати, обязаны предоставить авто), по результату которого вам:
А зачем это нужно?
Но, собственно, замена транспортного средства далеко не всегда бывает необходима, чтобы решить вашу конкретную проблему. Часто её можно решить проще. Поэтому давайте рассмотрим вышеупомянутые ситуации и выясним, что в них можно сделать.
Я продал автомобиль и не хочу терять страховку
Этот случай как раз о том, когда страховку вы вовсе не теряете – если быть точнее, то теряете не полностью. И у вас есть целых два варианта, как поступить в этой ситуации:
- продать полис на автомобиль, включив его в стоимость или отдельно,
- расторгнуть ОСАГО со страховщиком и вернуть деньги (не все).
То есть оптимальный вариант, выигрышный для обеих сторон в этом случае – продать полис ОСАГО вместе с машиной, перерасчитав его стоимость за неиспользованный период. Например, если прошло только полгода годового срока действия страховки, то вы продаёте её за полцены.
Второй же вариант возможен, благодаря двум законодательным актам:
Как видим, вернуть можно только часть стоимости страховки. Это так, потому что небольшая доля идёт в пользу Российского союза автостраховщиков (гаранта при проблемах со страховками). И, если страховая организация была бы обязана вернуть и эту долю, то у неё получился бы убыток.
Если быть точнее, то эта доля в 2023 году составляет 23%. То есть формула для возврата немного сложнее, чем при продаже страховки новому хозяину автомобиля, но всё ещё в целом проста. Вы берёте полную стоимость полиса, затем вычитаете 23%, а потом вычитаете количество месяцев, округлённых в большую сторону, которое прошло с даты приобретения полиса. Оставшуюся часть вы можете вернуть.
Как итог, вы не можете оформить имеющуюся у вас страховку при продаже авто на другую машину. Но вы можете либо продать полис вместе с автомобилем, либо расторгнуть ОСАГО и вернуть часть страховой премии за него.
Я просто хочу отказаться от страховки
- изменение хозяина авто,
- отзыв лицензии у страховой компании,
- призыв владельца автомобиля на военную службу по мобилизации.
В других случаях вы не можете просто так отказаться от уже купленного ОСАГО. Придётся оформлять новую страховку на другой автомобиль, даже если на первом транспортном средстве вы не ездите, отказаться от полиса не получится.
Все иные случаи и ситуации также основываются на указанных выше законодательных постулатах:
- во-первых, нельзя просто так заменить автомобиль в полисе,
- во-вторых, отказаться от страховки можно только по определённым законом основаниям.
Что такое справка о ДТП для страховой?
Справка о ДТП – обязательный (ранее) документ, который должен быть предоставлен в страховую компанию вместе с остальными документами для получения суммы страхового возмещения. Ранее такая справка была необходима в случае любого ДТП, в том числе и при судебном разбирательстве. Исключением были лишь те случаи, когда при аварии использовался Европротокол – тут обязательный документ Извещение о ДТП (составленное и подписанное совместно участниками аварии).
Если происшествие оформлялось без участия сотрудников Госавтоинспекции получить справку о ДТП не представлялось возможным.
В 2017 году были внесены изменения, согласно которым было принято решение об отмене выдачи справок о ДТП. Вместо этого теперь необходимо сдавать страховой компании приложение к протоколу с места происшествия.
В справке обаятельно должно содержаться:
- точные координаты места аварии (широта и долгота может быть определена с помощью системы ГЛОНАСС);
- дата и время дорожно-транспортного происшествия;
- подробное описание обстоятельств происшествия;
- данные о водителях, участвующих в столкновении;
- данные об ТС, участвующих в столкновении;
- указание совершенных административных правонарушений, информация о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении;
- описание повреждений транспортного средства и его деталей;
- информация о пострадавших лицах, состоянии их здоровья;
- подписи сторон и информация о сотруднике Госавтоинспекции (его имя, должность и звание).
Срок выдачи
Первые документы об аварии участники получают сразу же, на месте происшествия. Если ситуация довольно простая, вред только имущественный, но требуются некоторые уточнения обстоятельств или информации о водителях, срок составления протокола может быть увеличен до 2 суток.
Время получения итогового постановления по административному нарушению точно растянется:
- Если в результате аварии участник получил легкий или средний вред здоровью водителям или пассажирам (ст. 12.24, 12.30 КоАП РФ). Для определения степени ущерба проводится судебно-медицинская экспертиза.
- Виновник скрылся с места происшествия.
- Требуется проведение экспертиз, например – трасологической.
- Есть подозрение, что участник аварии пьян, и его посылают на медицинское освидетельствование и т. д.
В этом случае возбуждается административное дело и проводится расследование. Назначается место и время разбора, о чем все участники ДТП получают уведомление. Предварительная подготовка и проведения процедуры занимает, по статистике, от 3 дней до месяца. Время рассмотрения может быть увеличено еще на 1 месяц в особых случаях по ходатайству инспектора ГИБДД.
То же относится к ситуации, когда в результате ДТП участники получили тяжкий ущерб здоровью или погибли. К делу подключается полиция, возбуждается дело по УК РФ, дальнейшее следствие происходит в отделении МВД.
По закону, оформление итогового постановления о ДТП в случае дополнительного расследования обстоятельств происходит (ст. 28.7 КоАП РФ):
- от месяца до 2, если ущерб только имущественный, и наказание может вынести сотрудник ГИБДД;
- до 3–4 месяцев, если дело передается в суд;
- до полугода, если причинен легкий или средний вред здоровью;
- до года, если вред тяжкий или в аварии кто-то погиб, и дело передается в полицию.
Сколько максимальная сумма ремонта по ОСАГО в 2023 году?
Максимальная сумма по ущербу транспортному средству по факту ДТП в 2023 году составляет 400 тысяч рублей. Её выплачивают не на всех потерпевших, а каждому из них.
Хватит ли денег на качественный ремонт?
Почти всегда не хватает.
Довольно распространённая ситуация, когда вы приезжаете на станцию технического обслуживания, вам делают калькуляцию стоимости ремонта и оказывается, что насчитанной по ОСАГО суммы не хватает. Иногда восстановление машины обходится в 2-3 раза дороже, чем посчитала страховая. Почему?
Дело в том, что страховые считают стоимость ремонта по Единой методике, а цены на запчасти для расчётов берут не рыночные, а те, которые указаны в справочниках РСА. И главная проблема этих справочников в неактуальных ценах на запчасти. Например, по базе РСА бампер может стоить 3 500 рублей, тогда как в реальности за эту цену не всегда купишь даже б/у деталь, не говоря уже о новой.
Что не так документами, которые оформляет ГИБДД?
Копии протоколов осмотра места происшествия, постановления об АПН выдаются участникам аварии по требованию. Если они забыли попросить документы, придется ехать в отделение ГИБДД. Но это еще полбеды, по мнению представителей Российского союза автостраховщиков, главная проблема — отсутствие информации об освидетельствовании на алкогольное опьянение в других документах, так как ее больше никуда не вносят. Врезался в вас автомобиль на перекрестке, водитель еле стоит на ногах, от освидетельствования отказался — очевидно, что правда на вашей стороне и вам положена страховая выплата. Но доказать это будет сложнее, чем раньше.
Также водители боятся, что инспекторы не будут подробно описывать все повреждения автомобилей в других документах — они в этом не заинтересованы. А ведь именно от этого описания во многом зависит размер выплаты.
Если не выдают
В некоторых случаях итоговое постановление по факту аварии водители получают не сразу: если дело сложное и планируется проведение экспертиз, которые требуют значительных временных затрат. Но если сотрудник ГИБДД намеренно и неправомерно не выдает документы о ДТП водителям, они вправе обжаловать его действия во внесудебном порядке.
Для этого пишется претензия на имя начальника подразделения, в котором этот инспектор служит. Ее можно подать:
- лично;
- по почте заказным письмом;
- онлайн или по email.
В тексте претензии нужно указать свои Ф. И. О., паспортные и контактные данные (анонимки не рассматриваются), описать обстоятельства случившегося, незаконные действия сотрудника, потребовать принять меры. При обращении напрямую в подразделение Госинспекции рекомендуется принести жалобу в 2 экземплярах: первый для адресата, на втором дежурный поставит дату и подпись о принятии.
На рассмотрение претензии у должностного лица ГИБДД есть 30 дней (п. 341 регламента № 664). Если окажется, что инспектор действительно нарушил права участников ДТП, он понесет наказание согласно своей должностной инструкции и будет обязан заполнить и выдать все необходимые документы.
Оба участника ДТП без страховки
В данном случае весь акцент по востребованию компенсации переносится на виновника ДТП, ведь требовать денежные средства на восстановления автомобиля придется именно с него.
Если авария незначительная и водители могут определить повреждения «на глаз» и договориться о сумме выплаты, то, как правило, вопрос решается на месте и не требует присутствия сотрудников ГИБДД. В таком случае потерпевший составляет расписку, в которой указывает причину и сумму получения денежных средств.
Когда вопрос стоит острее и виновник отказывается прийти к соглашению и мирно решить вопрос, то тогда необходимо:
- Вызвать инспекторов ГИБДД
- Записать данные водителя: ФИО, адрес прописки/ проживания, номер телефона.
- Проверить документы о ДТП и убедиться, что инспектор внес факт отсутствия полиса ОСАГО у виновника.
- Провести независимую экспертизу и письменно пригласить на ее проведение второго участника ДТП.
- Связаться с участником аварии устно или письменно, озвучить сумму ущерба.
- Определить сроки и порядок выплаты.
Если добровольно урегулировать конфликт не получится, то на адрес виновника высылается досудебная претензия (бланк). В случае ее игнорирования, потерпевший вправе обратиться суд с исковым заявлением о взыскании ущерба.
Тонкости направления на ремонт по ОСАГО
Ремонт проводится по заранее оговоренным правилам. Все они прописаны в Федеральном законе об ОСАГО, а если быть точнее – в статье 12 ФЗ-40.
Давайте посмотрим на эти тонкости:
- Прежде чем выдать направление на ремонт, страховщик производит осмотр и/или экспертизу машины после ДТП. В ходе неё устанавливаются повреждения, которые требуют устранения,
- Само направление – это некий «сертификат», где указаны ФИО потерпевшего, данные его автомобиля, перечень повреждений ТС, сумма возмещения, наименование и адрес автосервиса, куда вас направляют чиниться и т.п.
- Направление выдаётся страховщиком либо в офисе, либо заказным письмом по почте,
- Однако отсчёт этого срока начинается с даты сдачи авто в ремонт, по итогу чего вам должны выдать акт приёма или заказ-наряд в СТО,
Таким образом, законодательство чётко регулирует вопрос направления потерпевших на ремонт по ОСАГО. Однако здесь немало подводных камней, которые могут стоить вам качественного восстановления автомобиля.
Что можно подписывать со страховщиком, а что нельзя?
Итак, направляя потерпевшего на ремонт в сервисный центр, страховщик предлагает подписать направление. Но помимо него в 2023 году вам могут предложить расписаться и на других бумагах, где чаще всего и встречаются невыгодные для потерпевших пункты.
Так, вам могут дать на подпись следующие документы:
- согласие на доплату в автосервисе, если вдруг ремонт обойдётся дороже, чем страховщик насчитает вам после осмотра или экспертизы,
- согласие на ремонт в любом СТОА по предложению страховой (невыгодно в случае, если у вас новое ТС и чинить его должны у официального дилера),
- согласие на использование б/у, контрафактных, восстановленных и иных запчастей,
- согласие на переуступку права требования (цессии) – его могут дать на подпись в автосервисе до начала работ, и это, пожалуй, самый опасный документ для потерпевшего, поскольку последний утрачивает право предъявлять претензии страховщику по качеству будущего ремонта.
Обычно такие предложения идут в формате допсоглашений к направлению на ремонт. Но иногда невыгодные пункты включают в текст самого соглашения, где потерпевший в ДТП должен расписаться или проставить галочку. Однако делать этого не стоит!
Запомните главное – обязательных документов на подпись всего два: заявление на возмещение по ОСАГО и направление на ремонт/выплату. Остальные допсоглашения можете смело игнорировать. А если в них есть такие невыгодные пункты – смело зачёркивайте их ручкой и пишите о несогласии с ними. Например: «Согласия на увеличение срока ремонта не даю, он не должен превышать 30 дней», а рядом ставьте дату и подпись.
Есть ли срок действия у направления?
Да, его могут указывать.
По сложившейся практике в тексте самого направления на ремонт есть срок действия документа. Обычно это 15-30 дней с даты выдачи. В течение этого времени вы должны обратиться в указанный автосервис, предъявить им направление и получить ремонт.
Но что, если не уложиться в срок? Никакого наказания и тем более отказа в ремонте по ОСАГО за это законом не предусмотрено. Но в случае пропуска срока придётся ехать в страховую за повторным направлением.
Изменения в 2022 году
Европотокол в России, в виде эксперимента, был применен в 2009 году. И с тех пор постоянно дорабатывается и дополняется. 2022 год не стал исключением. Теперь, для отправки информации в страховую компанию, водителю, попавшему в ДТП, нужно нажать «тревожную кнопку» системы оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС». Такая передача стала возможной, поскольку она соединяется с АИС РСА для ОСАГО.
С этого года у водителей появилась возможность, в случае аварии, воспользоваться приложением для мобильных устройств «Помощник ОСАГО», и оформить её по упрощенной схеме, не привлекая инспектора ГИБДД. Приложение, в свою очередь, объединено с сайтом Госуслуги, и, в соответствие с требованиями, хотя бы один участник ДТП должен иметь его на своем телефоне.
Отсутствие связи не является препятствием. Можно вносить и сохранять данные, а как только появится сеть, произвести их отправку. После составления европротакола, ни пострадавшей, ни потерпевшей стороне не нужно обращаться в ГИБДД для того, чтобы получить страховые выплаты. Лимит выплат остался без изменений: стандартный 100 тыс., максимальный – 400 тыс.
ГИБДД мне не выдали справку после ДТП – а должны ли были?
Вы заметили, что выше мы писали о правилах выдачи этого документа в прошедшем времени. И это неспроста! Дело в том, что указанный выше Приказ №185 утратил свою силу.
Таким образом, никак. Фактически обязанность её выдавать должностными лицами Госавтоинспекции отменили.
Произошла отмена данной обязанности ещё в 2017 году (Приложение №2), когда вступил в законную силу новый документ, взамен того, что под номером 185. Новый Приказ №664 содержит изменённые правила проведения административных процедур сотрудниками ГИБДД, вместе с тем, и при дорожных происшествиях сейчас ГАИ не дают справку о ДТП.
Случилось ДТП: что делать?
Проблемы с документами при проверке
Иногда приобретение ОСАГО онлайн затрудняется на стадии оформления. Автовладелец обнаруживает, что его данные не проходят проверку РСА при попытке зарегистрироваться на сайте страховщика. Здесь тоже может быть несколько причин:
- Он сам неправильно вводит информацию, в том числе логии и пароль. Ошибка в одном знаке может привести к тому, что система не воспримет документ. И выдает результатом отказ во входе или регистрации.
- Сведения были введены с неточностью при оформлении предыдущего договора. Теперь они так и существуют в базе РСА. А верная информация, которую клиент пытается вбить, воспринимается как ошибочная.
- Документы не проходят проверку в РСА потому, что проблема заключается в них самих. Подобное может быть, если машина куплена с дубликатом ПТС, а он фальшивый. Или паспорт, другие бумаги содержат погрешности.
- Сайт компании блокирует прохождение проверки нежелательным клиентом (из убыточного региона или с плохой страховой историей). Технически подобное возможно.
Если речь о многократных не пройденных проверках РСА, что делать, зависит от причины проблемы. Собственные ошибки при введении номеров и серий документов автовладелец может исправить сам. Но если они есть в базе, придется обращаться к страховщику, только он сможет их устранить. Когда дело в погрешностях бумаг на авто, решать ее нужно там, где их выдали.
Европротокол — бланк 2023
Бланк европротокола утверждён Положением Банка России №431-П и имеет строгую форму заполнения. Фактически, это один лист бумаги формата A4, с обеих сторон которого необходимо заполнить соответствующие поля.
Вот сам бланк европротокола (обе страницы представлены друг за другом):
Вас также заинтересует:
- Новый Приказ №664 и справка о ДТП — нужна ли она?
- Куда обращаться, если страховая признана банкротом?
- Какие выплаты можно получить по ОСАГО после ДТП?
Бланк европротокола для распечатки
Изображение бланка выше можно скачать и распечатать. Но для удобства приводим бланки для распечатки в более удобном виде:
- отдельные изображения: скачать страницу 1 и страницу 2 бланка;
- скачать бланк европротокола в формате DOC (MS Word).
В случае картинок распечатайте сначала первую страницу европротокола, затем положите тот же лист бумаги в принтер другой стороной и распечатайте, таким образом, на второй стороне листа оборотную страницу.
В случае документа Word просто нажмите “печать” или Ctrl+P на компьютере под Windows и выберите опции печати всех листов и двустороннюю печать.
Вопреки возможным вопросам — бланк европротокола можно распечатать чёрно-белым. Цветной вариант не утверждён в качестве обязательного. Обязательны только наличие всех граф и записей в нём.
Образец заполненного европротокола
Ниже приводим образец заполненного европротокола. Тонкости его заполнения не очень сложные, но необходимо учесть небольшой ряд факторов:
- в примечании (п. 2 второй страницы) крайне желательно, чтобы виновник прямо написал о признании своей вины (в образце европротокола эта запись отмечена красным цветом),
- по схеме ДТП, списку повреждений и примечанию не должно быть противоречий.
В остальном ничего не должно вызывать вопросов и разногласий между участниками ДТП.
Европротокол можно заполнять от руки (по-другому у Вас вряд ли получится, ведь он заполняется на месте ДТП). В среднем столбце отмеченные пункты должны быть одинаковыми на обоих экземплярах. А остальные — не вызывать разногласия и не противоречить друг другу.
При этом, каждый водитель заполняет соответствующую себе графу (первую или третью) не на своём бланке. То есть оба экземпляра бланков европротокола должны быть заполнены во всех 3 столбцах.
Проверка технического состояния авто (в том числе ксенон)
Вот мы дошли и до законных причин для проверки техсостояния машины. К их числу относятся и ограничиваются ими:
- визуально обнаруженные признаки использования компонентов авто, которые не составляют его конструктивную целостность (проще говоря, признаки изменения конструкции, к числу которых относятся и ксеноновые лампы в фарах с блоками разжигателей — если инспектор издалека увидел ксенон на транспортном средстве, которое может не подходить для установки ксенона по маркировке фар или по другим причинам),
- информация о причастности автомобиля к ДТП,
- ориентировки на автомобиль,
- спецмероприятия.
Понятие обоюдной вины и в каком порядке она может быть установлена
Правила дорожного движения, как и прочие законодательные акты РФ, не подразумевают юридического термина «обоюдная вина» в случае, если речь идёт о ДТП.
Действия каждого водителя рассматриваются отдельно и составляют свой состав преступления (правонарушения), что влечёт за собой определённые санкции и выплаты.
«Обоюдка» – это слово, которое используется правоохранительными органами (в частности, сотрудниками ГИБДД). Этот термин означает, что оба водителя виноваты в сложившемся происшествии.
Юридически такая ситуация означает, что каждый водитель получит свой протокол происшествия и будет проходить по отдельному делу в суде (при необходимости). Степень вины не влияет на сам факт того, будет ли признана обоюдка в том или ином случае, или нет.
Обоюдная вина может быть установлена или сотрудником ГИБДД, или же в судебном порядке, если вердикт инспектора кажется водителям незаконным. Страховая служба оспаривать акт работника дорожной службы или решение судьи не может.
Каждый протокол, который окажется на руках у обоих пострадавших водителей, обязательно должен содержать в себе информацию о том, какие именно правила дорожного движения были нарушены и какова ответственность за подобного рода нарушения. В документах словосочетание «обоюдная вина» фигурировать не будет.
Для того, чтобы поспособствовать быстрой фиксации правонарушения и правильному вынесению вердикта сотрудником ГИБДД, участникам дорожного движения, попавшим в ДТП, необходимо:
После столкновения сразу же остановить машины. То, как они расположены, начиная от положения корпуса и заканчивая углом поворота колёс может помочь инспектору правильно установить вину той или иной стороны.
Вызовите дорожную службу и займитесь фиксацией деталей самостоятельно. В первую очередь нужно остановить на дороге свидетелей или попросить прохожих, которые видели момент ДТП, выступить в их роли. После этого на мобильный телефон или камеру нужно сделать снимки места происшествия и обеих машин, на случай, если свою правоту придётся доказывать в суде, либо если второй виновник ДТП решит скрыться с места происшествия.
Следующий шаг – уведомление страховщиков. Агент должен выехать на место происшествия после первого вызова, дабы оценить первичный ущерб и зафиксировать в своих документах факт ДТП. Таким образом вы увеличите свои шансы получить достойные выплаты.
Ни в коем случае не соглашайтесь решить дело «полюбовно», без вызова инспектора ГИБДД, кроме тех случаев, когда ущерб минимален (царапина) и нет пострадавших (даже косвенно).
После прибытия сотрудника дорожной службы, внимательно проследите за составлением протокола
Акцентируйте внимание на своей позиции по делу, но сделайте это вежливо и корректно. Добейтесь того, чтобы ваши пояснения были официально зафиксированы в протоколе
Привлекайте свидетелей.
Что делать при утрате?
В случае потери или порчи документа, не возникало никаких трудностей, поскольку в любой момент можно беспрепятственно получить копию справки в Госавтоинспекции, которая ее выдавала. Обратиться моно было письменно, либо лично. Единственное ограничение – срок для получения (не позднее трех лет с момента аварии), поскольку все документы в ГИБДД хранятся не более установленного срока.
Хотим отметить, насколько важен был данный документ, поскольку зачастую от него также зависело решение страховой компании об отказе или удовлетворении заявления о выплате суммы страхового возмещения
Поэтому очень важно относиться к документам с особым вниманием и контролировать процесс их оформления и подписания всеми участниками дорожно-транспортного происшествия
Напоминаем, что на данный момент эта справка более не является обязательной.
https://youtube.com/watch?v=6HyVdHLcrO0