Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП по этой причине?

Сопутствующие нарушения

Вождение без использования указателей поворота может привести к ДТП.

Например, водитель едет по главной дороге, которая уходит влево, соответственно прямо идет второстепенная. Водитель без поворотного указателя уходит влево. Встречный водитель на второстепенной дороге ехал прямо и думал, что первый поедет прямо (так как поворотник не моргал). В результате случилась авария.

Хоть первый водитель и нарушил правила, и возникло ДТП, он всё равно ответит только за «поворотник».

Лишь в редких случаях незадействованный указатель поворота станет поводом для дополнительной ответственности. Такой случай чаще бывает с наездом на пешехода (ст. 12.24 административного кодекса).

У меня случилось такое ДТП – кто будет виноват?

Главный вопрос: а кто именно принимает решение, что аварийная обстановка сложилась внезапно?

Эксперты.

Отслеживая видеозаписи, исследуя схемы ДТП, оценивая показания участников ДТП, они дают заключение: резкий маневр привел сразу к аварийной ситуации, минуя стадию опасности для движения, или нет. Если сразу, то торможение других водителей от ДТП не спасло. Следовательно, в их действиях по предотвращению одного столкновения, которые привели к возникновению другого ДТП, нет вины.

Но может быть и обратная ситуация. Эксперты могут сказать, что водитель, перед которым резко перестроились, мог избежать ДТП путем торможения, но не сделал этого. Тогда виноват он.

И одним из ключевых моментов, которые оценивают эксперты, как раз и является включение или невключение указателей поворота перед маневром.

По невключенному поворотнику экспертам сразу понятно, что виновник аварии просто исключил возможность других водителей вовремя успеть среагировать на его неожиданные действия.

Поведение водителя на дороге должно быть прогнозируемым, предсказуемым. Внезапные кульбиты даже одного водителя разрушают поток, создают нервозность.

Правила дорожного движения


Если обратиться к своду правил, которые разработаны для регулировки движения на дороге, то все автомобилисты обязаны соблюдать определенный порядок действий, чтобы не произошла авария на перекрестке или при съезде с основной дороги налево. Свои требования выдвигаются и к тому водителю, который намерен совершить поворот, и к другим участникам движения, перемещающимся в непосредственной близости. Типичной является ситуация в момент, когда ДТП случается при совершении двумя водителями маневров одновременно. То есть один поворачивает налево, а второй в это время осуществляет обгон.

При обгоне

Такой маневр считается весьма опасным по умолчанию. Поэтому к водителю, который намерен совершить обгон, выдвигаются сразу несколько важных требований. Игнорируя их, участник дорожного движения способствует возникновению аварийной ситуации. Так что, даже если не он виновен в полной степени при ДТП во время поворота налево, совершенного другим автомобилистом, все равно ему наверняка придется нести ответственность.

Например, перед обгоном важно удостовериться, что человек во впереди едущей машине не намерен никого обгонять или объезжать препятствие. И также запрещено приступать к маневру, когда водитель подал сигнал, что он собирается осуществлять поворот налево

Есть указание о запрете подобного движения, когда автомобиль уже кто-то обгоняет. И еще в правилах содержится формулировка, что обгон запрещен, когда из-за него может возникнуть аварийная ситуация либо машина станет помехой для других участников движения.

При повороте налево

Вполне логично, что и к водителю, который собрался поворачивать налево, есть определенные требования. И основное — его маневр не должен быть опасным. Когда есть вероятность спровоцировать ДТП, от такого движения необходимо отказаться.

Еще одно обязательное требование: о повороте следует предупредить остальных автомобилистов

Поэтому перед совершением маневра важно включить соответствующий световой указатель. Достаточно часто случается ДТП при развороте вне перекрестка

А все потому, что водитель не соблюдает два важных требования, закрепленных в ПДД:

необходимо удостовериться, что маневр не помешает другим автомобилям — как попутного, так и встречного следования;
важно предупредить остальных участников движения, что водитель намерен делать поворот налево.

Есть еще один спорный момент: виновен ли автомобилист, спровоцировавший ДТП при повороте налево на желтый сигнал светофора? В ПДД на этот счет есть такие указания. Движение на желтый свет запрещено. Однако если водитель начал маневр, нужно довести его до конца в случае, когда он не может прервать свои действия, не прибегнув к экстренному торможению. Так что виновным в аварии действительно может стать не тот автомобилист, который совершал поворот налево, а второй участник ДТП.

https://youtube.com/watch?v=7RgUjSzDvH4

Комментарии к п. 8.1 Правил

О чем идет речь:

Регламентирует порядок использования указателей поворота при выполнении маневров.
Наборы, которым вы должны уступить дорогу при маневрировании. Исключением будут случаи, когда отдельные пункты Правил или дорожные знаки не дают водителю преимущества движения.

Как использовать поворотники в обычных случаях

Процедура не вызывает затруднений у водителя и должна включать поворотники:

  1. Если поворачивает налево, то налево.
  2. Если правильно, то правильно.
  3. Во время реконструкции активируется сигнал в зависимости от направления движения.
  4. Если водитель начинает движение с края дороги или обочины, то по ходу движения загораются следующие указатели поворота: при выезде с обочины справа — слева, слева — справа (данные маневры разрешены для движения в одну сторону) или на дороге с двусторонним движением, где нет сплошной линии).
  5. Во время поворота в обратном направлении должен быть включен левый поворот.

Что делать при обгоне

С помощью этого маневра многие водители совершают ошибку, поворачивая налево, не выключая его, пока не вернутся на свою полосу движения. Однако обгон можно разделить на два типа смены полосы движения: когда автомобиль движется в левую сторону от встречного движения, затем едет прямо, затем перестраивается в правую полосу.

И при этом, при соблюдении пункта 8.1 ПДД, нужно два раза включить и выключить поворотники:

  1. Первый раз — левый поворот включается при выезде автомобиля на встречную полосу. При движении прямо он отключается, чтобы другие водители не подумали, что вы решили повернуть налево.
  2. Когда вы решите перестроиться в правую полосу, включается правый указатель поворота.

Также многие водители забывают, что сигналы нужно включать заранее, а не тогда, когда маневр уже начался. После окончания маневра повороты должны быть немедленно деактивированы. Также этот раздел требует не мешать другим транспортным средствам при обгоне. А точнее это описано в пунктах 11.1 и 11.2 ПДД.

Как пользоваться указателями поворота на круговом движении

Здесь дело обстоит несколько сложнее. По действующим Правилам на момент 2020 года перекресток с круговым движением считается перекрестком. Но трафик на ней такой же, как и на шоссе.

Поэтому необходимо действовать следующим образом:

  1. При въезде на кольцевую развязку вы поворачиваете направо (раздел 8.5), поэтому вам следует включить правый указатель поворота.
  2. При движении по кругу все указатели поворота должны быть выключены.
  3. При выезде с кольцевой развязки должен быть включен правый указатель поворота.

В таких требованиях вроде все понятно, но есть нюанс. Движение на некоторых перекрестках организовано таким образом, что сразу не понятно, какой именно поворот.

Это можно увидеть на следующем рисунке:

В этом случае, если вы будете соблюдать Правила, вы можете сбить с толку других водителей на дороге, если включите правильный сигнализатор. Кроме того, вы должны знать, что вы можете войти в круг с любой полосы, но вы можете выйти только с правой полосы.

Обжалование штрафа за лишнего пассажира

Требования ПДД

В требованиях ПДД четко отражены все аспекты использования поворотников. Однако в реальных дорожных условиях правила использования поворотников часто нарушаются. Происходит это по самым разным причинам: от особенностей личности водителя до полного незнания ПДД.

Когда водитель обязан подавать сигнал поворота

Чтобы исключить возможность получения штрафа, каждый водитель должен ознакомиться с правилами использования поворотника. Включать поворотник необходимо в следующих случаях:

Водитель выезжает на круговую развязку. В соответствии с ПДД любой выезд на кольцо должен сопровождаться включением правильного указателя поворота. В случае его автоматического отключения автомобилист обязан продублировать сигнал. Менять сигнал поворота с правого на левый следует только при выезде с перекрестка.
Водитель хочет остановиться на краю дороги. Неважно, с какой стороны произойдет остановка: справа или слева. Единственным исключением является прекращение обращения из-за красного сигнала светофора.
Подача сигнала в начале движения. Если вы хотите прекратить остановку или припарковаться и вернуться на дорогу, водитель обязан уведомить об этом других участников дорожного движения. Делать это нужно с помощью левого поворотника.
Водитель выполняет маневр разворота или разворота Независимо от наличия перекрестка на светофоре, владелец транспортного средства обязан подать сигнал поворота. Избежать ответственности за неиспользованный указатель можно только при движении по одноповоротной дороге, не имеющей других съездов и ответвлений.
Владелец автомобиля хочет перестроиться. Вы должны подавать сигнал как при обычном перестроении, так и при временном занятии полосы в случае обгона. Также важно помнить, что въезд на соседнюю полосу — маневр с высокой степенью риска. Это означает, что водитель должен заранее убедиться, что смена полосы движения безопасна.

Этот список не является исчерпывающим описанием ситуаций, когда может потребоваться сигнал поворота. Поворотник может понадобиться даже при выезде со двора, чтобы указать направление движения пешеходам. Однако с большой долей вероятности тикет можно получить только по зарегистрированным видам нарушений.

Санкция будет применяться только в случае явного нарушения. Стоит отметить, что движение по включенному знаку также является наказуемым правонарушением. Даже если на прямой дороге нет поворотов, сотрудник ГИБДД имеет полное право выписать талон за горящий поворотник.

Как действовать, если поворотник неисправен

При неработающем поворотнике автомобилист обязан всеми доступными способами предотвратить аварийную ситуацию. Первое действие водителя в таких ситуациях — немедленно остановиться и попытаться устранить проблему. Однако ремонт может быть недоступен из-за отсутствия необходимых инструментов.

Если не удалось отремонтировать поворотник на месте, автолюбителю следует обратиться в ближайший сервис для ремонта. Однако неисправность индикатора не освобождает водителя от необходимости информировать других участников движения о направлении последующего движения. В таких ситуациях необходимо подавать сигнал поворота рукой. Как правильно указывать адрес рукой, автовладелец может прочитать в ПДД.

Игнорирование требования об информировании водителей о направлении движения при неисправном сигнале поворота является административным правонарушением. Однако на практике водителей редко привлекают к уголовной ответственности за такие проступки. Такая статистика объясняется вероятностью своевременного выявления нарушений и относительно низким уровнем ответственности.

Важно знать: даже если не работает сигнал светофора, сотрудники ГИБДД не могут лишить автомобилиста права управления автомобилем по причине невозможности дальнейшего управления автомобилем. Такие действия инспекторов будут квалифицированы как непрофессиональные

Главная дорога, поворот налево

Главная дорога, меняющая направление на поворот налево, делает обязательными соблюдение правил:

  • Если машина едет по ней, и нужно проследовать прямо, никого пропускать не надо. Ведь те, кто может приближаться справа, едут по второстепенной.
  • При необходимости свернуть направо уступать тоже некому. Маневр выполняется из крайней полосы. И справа никого не должно быть вообще.
  • Если надо уехать влево, автомобиль опять-таки имеет преимущество. Ведь и повернув он оказывается на отрезке, где действует символ 2.1. А приблизившиеся с правой стороны машины едут по пути, имеющим более низкий статус.

Только разворот, когда маневр уже завершается, может потребовать уступить транспорту, приближающемуся справа. Ведь он тоже следует по приоритетной дороге.

Дает ли включенный «поворотник» преимущество при маневре на дороге

Если продолжать движение без поворотников вы напрочь отказываетесь, то придется решать вопрос на месте. Как именно — звонком в службу оперативной технической помощи или своими руками — выбирать вам. В машинах не разбираетесь от слова совсем? Тогда, наверное, лезть под капот (или снимать пластик под рулевой колонкой) особого смысла нет. А коль какие-либо знания и навыки все же имеются, проверьте первым делом реле поворотников и аварийной сигнализации. Хотя если «аварийка» у вас включилась, значит проблема не в нем.

Самое трудное в этой процедуре — добраться до «релюшки». Как мы уже сказали, она может располагаться как в подкапотном пространстве, так и в салоне, под обивкой. В эпоху интернета разузнать, где прячется виновник в том или ином автомобиле, не составляет никакого труда. Отсоедините от реле контактные провода, открутите «массу» от прерывателя и снимите его. На место старой детали «пропишите» новую — приобрести ее можно в любом магазине автозапчастей.

Какой бы вариант не был вам ближе, постарайтесь решить вопрос с поворотниками как можно скорее. Вы же помните о том, что согласно ст.12.14 КоАП, «невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей»? За руки, выполняющие роль указателей, ГИБДД не штрафует. Но вы ведь долго не проездите, размахивая ими?

Источник

Когда нужно включать поворотники по ПДД 2020 года?

Естественно, простая забывчивость по выключению указателей поворота не может автоматически стать причиной виновности в ДТП. Потому необходима скрупулезная оценка всех фактов, приводящих к аварии, где одну из ключевых ролей может сыграть поворотник.

Для начала вспомним Главу 8 из ПДД, где перечислены все маневры:

  1. начало движения,
  2. остановка,
  3. перестроение – смена полосы,
  4. обгон – связан с перестроением на встречную полосу,
  5. объезд неподвижного транспортного средства или препятствия, связанный с перестроением,
  6. поворот, когда водитель одну дорогу покидает на другую въезжает,
  7. разворот – смена направления движения на противоположное в пределах одной дороги,
  8. въезды и выезды с кругового движения (правые повороты),
  9. въезды и выезды с прилегающей территории (повороты).

Признаки и причины неисправности поворотных и аварийных сигналов

Данные элементы осветительной системы перестают работать из-за:

  1. Перегорания блока предохранителей в салоне. Такая проблема возникает часто. Если автомобиль снабжен реле, регулирующим работу осветительных приборов, причину стоит искать в нем. В зависимости от марки машины эта деталь может располагаться на разном расстоянии от предохранителей. Приложенная к инструкции схема помогает найти ее.
  2. Замыкания в бортовой сети. Из-за этого поворотные огни не горят, вместо них срабатывает аварийная сигнализация. Система перестает реагировать на команды пользователя. Для обнаружения поломки потребуется мультиметр. Водитель должен разбираться в устройстве электрической цепи.
  3. Выхода источника освещения из строя. В таком случае заменяют перегоревшую лампочку.
  4. Обрыва проводки. С этим сталкиваются владельцы устаревших моделей автомобилей ВАЗ. Если провода пролегают в местах присутствия движущихся деталей, оплетка со временем перетирается. Нарушается целостность участка электроцепи.
  5. Выхода из строя элемента управления поворотными огнями или подрулевого переключателя. В таком случае требуется тщательная диагностика регулирующих кнопок.

Определить наличие неисправностей в оптической системе машины помогают следующие признаки:

  1. Поворотники горят непрерывно. Признак появляется при поломке реле, в частности его электромагнитного компонента. Его часто заклинивает в одном положении, из-за чего он не может вернуться в исходную позицию.
  2. Изменилась частота мигания поворотных огней. Источником этой неисправности оказывается не только реле, но и неподходящий тип лампочки. При приобретении новых осветительных средств учитывают заявленное производителем автомобиля значение.
  3. Оптическая система не функционирует. Не горят не только лампочки, но и индикаторы на центральной консоли. Щелчки, возникающие при включении указателей, не наблюдаются. Причин возникновения подобных неисправностей множество.

Появятся ли в действительности новые штрафы ГИБДД с 2020?

На самом деле «пугалки» по поводу многократного повышения штрафов ходят по интернету со времен последнего реального изменения в 2018 году. Интернет пестрит заголовками типа «Новые штрафы ГИБДД с 2022 года, таблица». Однако в значительной части опубликованных таблиц приводятся данные буквально «с потолка».

На самом деле за незаконную тонировку как штрафовали на 500-1000 рублей, так и продолжают. Пятитысячные штрафы за такое нарушение остались лишь очередной «страшилкой», сформулированной на основе предложения какого-либо депутата. Не изменились штрафные санкции за непредставление преимущества пешеходу, проезд на «красный», ремень безопасности и прочее.

На данный момент штрафы ГИБДД с нового года также не изменились. Изменения, безусловно, будут – раз уж законопроект реально обсуждается Думой. Но когда это будет, и какие именно конкретные цифры штрафов будут объявлены, со стопроцентной точностью прогнозировать невозможно.

Ясно лишь одно – закон обязательно регламентирует по-новому моменты, которые составляют основную суть предложений МВД:

  • Изменение «не штрафуемого порога» нарушения скоростного режима в сторону уменьшения скорости и увеличения суммы штрафа
  • Ужесточение наказаний за нарушение ПДД на ж/д переездах
  • Штрафы за использование зимней шипованной резины летом (раньше штрафы ГИБДД за это не были предусмотрены)
  • Не пристегнутый ремень, отсутствие полиса ОСАГО, вождение без прав будут проверяться автоматически (видеокамерами, синхронизированными с базой данных).

В каких случаях тот, кто не включил указатель, виноват?

Для определения виновности нам нужно понимать, как именно воздействует включение поворотников на причину ДТП.

Итак, в целях исполнения указанных выше обязанностей водитель в первую очередь включает поворотники, чтобы предупредить окружающих о своих намерениях, и чтобы его действия не были неожиданностью для других водителей или пешеходов.

Вполне логично, что указатель поворота должен сработать минимум 3-4 раза, лучше 5-6.

“Моргает” указатель поворота с периодичностью одна секунда. Следовательно, от момента, когда водитель с помощью сигналов сообщил другим участникам движения о своих намерениях и до начала выполнения маневра имеет место пауза в несколько секунд.

Среднее время реакции водители при спокойном движении по городу 0,8-1,0 секунды. Если водитель заблаговременно увидел включенный у другого автомобиля указатель поворота, то он однозначно будет готов к его маневру.

Теперь обратимся к экспертам, которые выделяют 3 стадии на пути к аварии.

Простая дорожно-транспортная ситуация

Она не требует от водителя повышенного внимания, и быстрых действий. Именно в такой ситуации водителю ПДД разрешается начинать движение. Правда, формулировка в Правилах иная – и в них указано, что водитель обязан уступить дорогу всем, чью траекторию он пересечет, начиная перемещение в пространстве.

Сложная дорожно-транспортная ситуация

Ее отличие – большой поток информации, которую сознание водителя должно успеть обработать. Человек на основании информации должен быстро принять решение и претворить его в жизнь. Причем, допускается действовать двумя основными способами: тормозить или маневрировать.

Аварийная ситуация

Она имеет место, когда от ДТП никакое торможение не спасет

И здесь внимание! В аварийной ситуации, в отличие от опасности для движения, маневрирование не запрещено

Если водитель прохлопал “сложную дорожно-транспортную ситуацию” с заключительной стадией “опасность для движения”, его виновность в создании аварийной ситуации сомнений не вызывает. И если он, ликвидируя аварийную обстановку, попадет в ДТП, то он и будет в ней виноват.

На практике 2023 года в 97% случаев водитель выходит сухим из воды из созданной им аварийной ситуации.

Его огрехи подчищают другие водители. В том числе за счет маневрирования.

В первый раз водитель, создавший аварийную обстановку, чувствует себя неуютно – он сделал гадость окружающим. А через год такого поведения на дороге он становится хамом, и ему плевать на то, что о нем думают другие. Хочет – метнется от правой обочины в левый ряд, выигрывая у потока доли секунды, хочет – остановится посреди дороги, болтая по телефону.

Но дурные привычки на дороге рано или поздно приводят к ДТП.

И яркий пример – маневрирование без включения указателей поворота.

  • Во-первых, если указатель поворота не включен, то отсутствует пауза в действиях водителя, которая позволяет окружающим подготовится к его маневру.
  • Во-вторых, у водителя, перед которым резко перестроились, нет времени на то, чтобы успеть среагировать, и в первую очередь, нет времени оттормозиться. Следовательно…

Другие водители во внезапно сложившейся обстановке пытаются, как было сказано выше, выйти из аварийной ситуации. И в 97% им это удается. Но, увы, в 3% случаев ДТП все равно случается.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Можно ли взыскать ущерб и как, если дети задели автомобиль во дворе?
  • ДТП и открытая дверь машины: является ли ДТП, кого вызывать и кто виновен?
  • Водитель впереди перестроился и затормозил: кто будет виноват в ДТП и как доказать?

Как фиксируется нарушение

Проступок с невключенным световым указателем пока не выявляется в автоматическом режиме дорожными камерами. Нарушение может обнаружить сотрудник ДПС воочию.

Именно работник госавтоинспекции в одном лице и выявляет, и документирует (составляет протокол), и наказывает (выписывает штраф).

Попавшемуся водителю рекомендуется поинтересоваться у служащего ГИБДД: как было зафиксировано несоблюдение ПДД.

Когда же есть свидетели или видеозапись, отпираться бессмысленно. Это лишь бесполезно займет Ваше время и нервы. Лучше предложить на первый раз обойтись предупреждением.

Если на предупреждение не идут, то будет денежное взыскание. Задачу какой размер штрафа за невключенный поворотник работник ГАИ не решает. Так как размер штрафной санкции един, то есть без «вилки».

Когда включать и выключать поворотники

В Кодексе об административных правонарушениях нет четкой формулировки, когда именно автомобилисты должны включать сигнал поворота. Единственное требование состоит в том, что индикатор должен быть включен задолго до маневра.

Понятие «заранее» можно трактовать по-разному. Однако стоит придерживаться устоявшегося мнения на практике. Заблаговременная сигнализация подразумевает, что автомобилист должен подать сигнал так, чтобы другие участники дорожного движения могли легко понять намерения водителя, включившего сигнал поворота. Если индикаторы включить заранее, то других автомобилистов не заставят срочно менять траекторию движения.

Советы водителям

Ситуации с разбором ДТП с поворотом налево всегда довольно спорные. Поэтому в таком положении лучше перестраховаться, чем подвергать риску и себя, и остальных участников дорожного движения

Чтобы не допустить ДТП на развороте либо на повороте налево, важно не только учитывать разметку, дорожные знаки, световые сигналы светофора или указания регулировщика

Водителю поворачивающего автомобиля перед маневром следует осмотреть дорогу со всех сторон, чтобы удостовериться, что нет препятствий для его движения и он сам не станет помехой для прочих участников движения. Естественно, с учетом правил приоритетности. Не стоит забывать о том, что есть и так называемые слепые зоны, которые не получается просмотреть в зеркала.

Если говорить об автомобилисте, который намерен совершить обгон, то ему стоит напомнить, что этот маневр сам по себе считается довольно рискованным

Чтобы не стать виновником ДТП, важно придерживаться нескольких правил. В первую очередь, соблюдать скоростной режим и просчитывать, успеет ли машина закончить маневр, не становясь помехой на пути встречного транспорта

Во вторую — следует соблюдать интервал, предусматривая, что ситуация может разворачиваться и не по плану автомобилиста: на нее способны повлиять непредвиденные обстоятельства, в том числе поворот налево другого участника движения. Любому автомобилисту стоит не только соблюдать ПДД, но и иметь видеорегистратор. Он поможет изучить обстоятельства аварии, даже если второй участник скрылся с места ДТП.

Может ли быть задний не виноват, если передний тормозил без причины?

В теории может быть и должна быть обоюдная вина (но с большей степенью виновности сзади едущего всё же). На практике же 2023 года всегда виноватым будет тот, кто ехал сзади и ударил в зад первый автомобиль.

Почему обоюдка? Да потому что ПДД чётко запрещают экстренно тормозить, если это не требуется для предотвращения ДТП – пункт 10.5 говорит об этом. Таким образом, нарушение здесь усматривается у обоих участников дорожно-транспортного происшествия. Но по той же причинно-следственной связи, бóльшая виновность лежит на въехавшем в зад.

Вину переднего автомобиля (опять же, в теории) могли бы увеличить доказательства того, что тот специально тормозил – так называемый “учитель на дороге”. Опасное вождение (п. 2.7 ПДД) – более грубое нарушение, нежели просто резкое торможение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий