Имеют ли право эвакуировать ТС?
Да, такое право сотрудникам ГИБДД дано. Оно предусмотрено ст. 27.13 того же кодекса, предусматривающей задержание транспорта. Ч. 1 этой статьи прямо содержит ссылку на ст. 12.19 и разрешает использовать эвакуатор для перемещения машины на специальную стоянку. Возвращена машина будет только после уплаты штрафа и стоимости хранения машины на спецстоянке. Размер стоимости утверждается на региональном уровне в соответствии с федеральными Методическими указаниями.
Важно помнить, что обязанность оплатить «услуги» штрафстоянки должна быть отражена в постановлении по административному делу. Если такого указания там нет – водитель имеет полное право не оплачивать перемещение и хранение своей машины
Перемещение на штрафстоянку – это необязательная мера. Инспектор ГИБДД, обнаруживший нарушение, может ограничиться наложением штрафа. Более того, никаких других мер, предусмотренных ст. 27.13 КоАП РФ (например, использования блокирующих устройств), применяться при стоянке на полукруге не может.
О задержании машины и отправке ее на штрафстоянку при отсутствии водителя составляется отдельный протокол в присутствии двух понятых, либо с использованием видеозаписи. При этом нужно помнить: ч. 1.1 ст. 27.13 КоАП РФ прямо говорит о том, что если причина задержания устранена до начала движения эвакуатора, то перемещение машины на штрафстоянку должно быть отменено прямо на месте. Это означает следующее: если в присутствии инспектора водитель перепарковал машину, поставив ее за пределами полукруглой разметки – будет наложен только штраф, а эвакуация уже не требуется и применяться не должна.
Получение водительских прав после лишения за сплошную линию
Прежде всего необходимо сказать, что при лишении прав на протяжении первых трех дней после суда необходимо сдать не только водительское удостоверение, но и временное разрешение, если оно есть. Те, кто попытается таким образом избежать наказания, только продлят срок лишения.
Первое, что нужно для возвращения прав после лишения за пересечение сплошной, – забрать копию судебного постановления и документ, который подтверждает, что вы передали удостоверение инспектору. Забрать его можно уже на следующий день после того, как истечет срок лишения, начало которого отсчитывается со дня передачи прав в отделение ГИБДД. Для этого нужны следующие документы:
- Паспорт.
- Документ, выданный инспектором при изъятии удостоверения.
- Копия судебного постановления.
Согласно последним поправкам, водитель, забирая права, не обязан иметь при себе медицинскую справку, однако рекомендуется брать и ее, поскольку нередко сотрудники ГИБДД требуют и этот документ. Их действия можно оспорить в судебном порядке, однако это отнимет больше времени, чем оформление медсправки.
Неизбежной частью возвращения прав также является повторный экзамен по теории Правил дорожного движения. Подойти к этому следует ответственно: пересдача возможна только через 7 дней. Забрать права законным путем, не сдавая экзамен, нельзя.
После окончания срока лишения ВУ и оплаты штрафов вы можете забрать свое удостоверение в отделении ГИБДД, в котором оставили его, там же сдав экзамен. Процедура редко занимает больше одного дня.
Возврат прав при их лишении в другом городе отличается мало. Можно либо поехать в то подразделение ГИБДД, в котором вы сдали документ, либо обратиться в ваше учреждение, откуда будет подан запрос о возвращении. Права доставят в отделение по месту вашего жительства, но это займет до двух недель.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что процедура восстановления водительских прав достаточно проста и состоит из таких этапов:
- Подача предусмотренных в данном случае документов.
- Сдача экзамена по теории ПДД.
- При наличии штрафов – их оплата.
- Восстановления водительского удостоверения.
Движение по трамвайным путям
Одно из частых нарушении ПДД — это объезд пробки по трамвайным путям. Как мы знаем, трамвайные пути не являются проезжей частью. Тем не менее водители получают штраф по статье части 1 статьи 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения на проезжей части.
Как же так, движение вне проезжей части, а штраф за расположение на проезжей части? Все просто, движение по трамвайным путям регламентировано правилами расположения на проезжей части. Расположение за пределами проезжей части, не соответствующее правилам является нарушением.
Это единственное условие движения по трамвайным путям в соответствии с требованиями Правил.
Как выглядит разметка 1.16.1 – 1.16.3? Фото треугольника безопасности
Казалось бы, что может быть проще – сфотографировать островок безопасности, и предоставить читателю его внешний вид? Однако, если бы все было настолько просто, статья бы на этом и завершилась. Но… нет! Сложности только начинаются, и именно во внешнем виде разметки (вернее в его интерпретации) и кроются основные проблемы, о которых пойдет речь далее.
Придется снова обратиться к ГОСТам. Уже упомянутый ГОСТ Р 52766-2007 в свою очередь ссылается на другой нормативный акт, регламентирующий нормы дорожной разметки. До недавнего времени это был ГОСТ Р 51256–2011, но теперь заменен на ГОСТ Р 51256–2018.
Остров безопасности, обозначенный в этих нормах, визуально отличается. Давайте сравним:
Номер | ГОСТ Р 51256 – 2011 | ГОСТ Р 51256 – 2018 |
---|---|---|
1.16.1 | ||
1.16.2 | ||
1.16.3 |
Нумерация указанных пунктов совпадает в обоих ГОСТах. Отличается ли внешний вид островков? Если смотреть на фото, кажется, что да, и довольно сильно. Но фактически все несколько сложнее. Это требует отдельного пояснения.
В чем отличие разметок, и какие проблемы с этим связаны?
При действии старого ГОСТ проблема связывалась со штрафными санкциями. Конкретного ПДД, запрещающего заезжать на островок безопасности, нет. Однако автолюбители получали штрафы. Аргументация была в пересечении сплошной разметки 1.1 , которой ограничен островок.
Водители часто настаивали, что указанная линия не является сплошной, а есть лишь часть общей разметки. Нередко удавалось убедить суды, что нарушения не происходило.
Теперь, по новому ГОСТ, сплошная разметка на рисунках и вовсе отсутствует. Может показаться, что спор решен в пользу участников движения, но это не так – запрет не только не снят, он стал еще более очевидным!
Вернемся к ГОСТ Р 52766-2007. Теперь в нем указано, что пп.1.16.1 (по ГОСТ Р 51256 – 2018) — это разметка площади островка безопасности, т.е. разметка внутренней части. Отдельно обозначено, что его границы обозначаются в соответствии с п.1.1 ГОСТ Р 51256 – 2018 – сплошной наклонной линией, т.е. прямо указано, что граница островка есть сплошная.
Иллюстрация разметки 1.1 по ГОСТ Р 51256 – 2018
С трудом, но с первой проблемой разобрались. Теперь однозначно указано, что проезд по островку безопасности есть пересечение одиночной сплошной. Но это еще не все.
Требования к островку безопасности по ГОСТу
Еще немного нормативов. Согласно ГОСТ Р 52766-2007 существуют следующие нормы:
- Поток автотранспорта в местах установления островков составляет не менее 400 ед./ч.
- Ширина проезжей части от края островка до ближайшей обочины проезжей части – не менее 7,5 м.
- Островок не может быть меньше, чем ширина пешеходного перехода, а его минимальная длина – 1,5 м.
Есть свои требования к разметке и у ГОСТ Р 51256 – 2018:
- Линия 1.1 «Сплошная» . Это белая непрерывная линия шириной 0,10 или 0,15 м.
- Разметка 1.16.1 «Внутренняя разметка островка». Белые наклонные сплошные полосы параллельные друг другу. Ширина каждой полосы (а) – 0,40 м. Расстояние между полосами (с) – 1,2 м. Угол наклона оси данных полос относительно оси сплошной (α) равен 45˚.
Иллюстрация разметки 1.16.1 в ГОСТ Р 51256 – 2018
Параметры полос по пунктам 1.16.2 и 1.16.3 соответствуют нормам линии 1.16.1.
Можно ли парковаться на полукруглой разметке?
Официально считается, что парковать машину там, где нанесен полукруг, нельзя. Связано это с тем, что п. 12.4 ПДД прямо запрещает остановку и тем более стоянку (парковку) там, где машина станет препятствием для других участников движения на дороге, то есть:
- мешает въезду и выезду на примыкающую территорию;
- заграждает обзор на знаки или сигналы светофора.
Поэтому часто водителя, запарковавшего машину на полукруге, ждет наказание. Полукруг в этой ситуации выступает как обозначение конца платной парковочной зоны.
В ПДД есть п. 1.2, дающий определение прилегающей территории и проезжей части. Если проезжая часть, предназначенная для движения транспорта, на прилегающей территории имеется, то, согласно п. 12.4, парковаться на дороге с примыканием ближе 5 м от края пересечения запрещено. Но если проезжей части там нет — то формально парковка на полукруге нарушением не будет являться. Тем более, что в некоторых местах Москвы длина полукруглой зоны может достигать 10 м – что намного больше предусмотренного ПДД размера.
К сожалению, по состоянию на 2019 год это противоречие между пунктами ПДД еще не разрешено – да и сама полукруглая разметка в Правилах не указана. Поэтому нередки ситуации, когда в одном и том же месте на оставленную на полукруге машину сегодня не обратят внимания – а завтра заберут на штрафстоянку. Но это же одновременно часто дает возможность водителю обжаловать наложенный на него штраф.
Однако, выбирая место для парковки, надо следить за тем, мешает ли машина другим водителям – и нет ли запрещающих знаков.
Для чего нужен островок безопасности на дороге?
Прежде чем переходить к другим проблемам, давайте уточним параметры островков безопасности. В первую очередь установим разницу между внутренней разметкой по пунктам 1.16.1 – 1.16.3:
- 1.16.1 – это прямые параллельные линии разной длины. Используются для обозначения островков, разделяющих потоки разных направлений.
- 1.16.2 – ломаные полосы, чьи вершины направлены в сторону сближения потоков. Применяется для обозначения островков при разделении потока одного направления.
- 1.16.3 – так же ломаные, но их вершины противоположны сближению потоков. Обозначают слияние одностороннего потока.
В большинстве случаев, островки безопасности соответствуют пункту 1.16.1. Остальные чаще применимы для направляющих островков (которые не являются темой данной статьи). Однако бывают и исключения, поэтому мы указываем на все виды возможной разметки.
Обжалование постановления за стоянку на дуге
Допустим, водителя оштрафовали за парковку на полукруге, но он с этим не согласен. Что конкретно ему делать? Для начала поможет консультация автоюриста. У нас она бесплатная!
Алгоритм действий для Москвы, где штрафы за парковку обычно выписывает не ГИБДД, а МАДИ, будет выглядеть следующим образом:
По этому же алгоритму можно действовать и в других городах, если там имеется разметка в виде полукруга – с поправкой на структуру местных органов власти. Однако основная цепочка «СОДД – прокуратура – жалоба в суд» останется без изменений. Впрочем, за пределами Москвы полукруги практически не встречаются.
Все эти меры работают, только если знака 3.27 нет, либо он установлен незаконно. Если же согласование размещения было – увы, штраф и эвакуация оказываются абсолютно обоснованными, и оспорить их не удастся.
Разметка парковки полукруг на улицах – одно из спорных нововведений с не ясным до конца правовым статусом. Поэтому водитель, желающий оспорить административное наказание, довольно часто добивается нужного себе результата. Тем не менее, стоять на полукруглой разметке рекомендуется воздерживаться в любом случае – так автомобилист сэкономит себе время и нервы.
Штраф за заезд, остановку и пересечение островка безопасности
Здесь начинаются главные расхождения и трудности. Одну проблему мы уже уточнили – это пересечение сплошной полосы (нарушение действия разметки – ч.1 ст.12.16 КоАП). К санкциям по ней мы еще вернемся, пока же рассмотрим другие возможные нарушения:
- Можно ли парковаться на островке безопасности? Вспомним, что островок напрямую связан с пешеходным переходом. Соответственно, вторым нарушением может быть признана остановка / стоянка (парковка) на островке, как остановка / стоянка (парковка) на пешеходном переходе (ч.3 и 6 ст.12.19 КоАП).
- При этом вполне могут быть применены и санкции за парковку «далее правой полосы», что предусмотрено ч.3.2 той же статьи.
- Статья 8.1 ПДД РФ запрещает разворот на пешеходном переходе. Часть 2 ст. 12.14 КоАП РФ устанавливает за это штраф (к точным цифрам вернемся чуть ниже).
- Статья 11.4 ПДД РФ полностью запрещает обгон на пешеходном переходе. Это относительно недавние изменения в правилах, и в КоАП пока не выделено точной статьи для случая. Однако, в зависимости от обстоятельств, применяется либо уже упомянутое нарушение разметки (ч.1 ст.12.16 КоАП), либо выезд на встречку (ч.4 ст.12.15 КоАП).
От указанных условий зависит и размер штрафов. В основном они такие:
Нарушение
Штраф
Примечание
Нарушение действия разметки (ч.1 ст.12.16 КоАП)
500 руб.
Так может интерпретироваться выезд на островок безопасности, а также минимальное наказание за обгон по островку.
Остановка / стоянка на переходе (ч.3 ст.12.19 КоАП)
1 000 руб.
Внимание: при аналогичных нарушениях, произошедших в Москве или Санкт-Петербурге, применяется часть 6 данной статьи – штраф составит 3000 рублей.
Остановка / стоянка «далее первого рада» (ч.3.2 ст.12.19 КоАП)
1500 руб.
Разворот на «зебре» (ч.2 ст. 12.14 КоАП)
500 руб.
К этому может быть приравнен разворот на островке безопасности.
Выезд на встречную полосу (ч.4 ст.12.15 КоАП).
5000 руб
или лишение прав до полугода
Таким образом может быть интерпретирован наихудший вариант обгона по островку безопасности.
Кроме этого, в некоторых обстоятельствах может быть применен совокупный метод наказания по нескольким статьям.
Нужно понимать, что разрешено останавливаться на разметке в случае технической неисправности ТС или плохого состояния здоровья водителя.
Что это такое? Определение
Постараемся не сыпать юридической терминологией (хоть без нее совсем и не обойтись), а объяснять все простым и доступным большинству языком.
Островок безопасности – это место на разделительной полосе или проезжей части в районе пешеходного перехода, где пешеходы могут дождаться возможности перейти дорогу далее.
Это может быть территория, выделенная только разметкой, или и разметкой, и бордюром (приподнятый островок безопасности). Кроме этого существует ГОСТ Р 52766-2007 (регламентирует элементы обустройства дорог общего пользования), задающий отдельные нормы. О них поговорим ниже подробнее.
Сразу оговоримся, что приподнятые островки, а тем более переходы в местах, оборудованных ограждением, рассматривать не будем. Мало кому придет в голову ездить там или парковаться. Наша дальнейшая задача разобраться с островками, обозначенными только разметкой.
Пересечение направляющего островка и островка безопасности с разметкой 1.16.1 -1.16.3
Фотофиксация пересечения направляющего островка — разметки 1.16.2
Водители стали получать штрафы с камер автоматической фиксации за пересечение дорожной разметки 1.16.1-1.16.3 по статье 12.16.1
Давайте разберемся, справедлив ли такой штраф? Все что имеется в пдд об этой разметке.
Никаких требований по ее пересечению Правила не содержат, то есть прямых указаний нет. Мы видим только направляющие островки. Напомним, что Правила не содержат никаких изображений дорожных знаков или разметки. В них указана только нумерация со ссылкой на ГОСТ. Смотрим ГОСТ по применению.
Рисунок В.12. Пример нанесения разметки 1.16.*
Следуя данной выдержке и иллюстрации из ГОСТ видно изображение разметки 1.1, однако остается вопрос где находится граница разметки 1.1 и 1.16.1 и является ли разметка 1.1 составляющей разметки 1.16.1? Нам ничего не остается как обратится к правилам применения разметки 1.1.
Разметкой 1.16.1-1.16.3 обозначаются непосредственно направляющие островки — их площадь, разметкой 1.1 обозначается их граница
То, что сплошную линию разметки 1.1. пересекать запрещается всем известно, соответственно выезд на разметку 1.16.1-1.16.3 запрещен и нарушение Правил дорожного движения не вызывает сомнений.
Еще раз хочу ответить на замечания: «ГОСТ не для водителей, водитель не должен знать ГОСТ — это для строителей» — должен в касаемо его части. Правила прямо ссылаются на ГОСТы. Без ГОСТ водители не знали бы как выглядят знаки и разметка, какая допустимая светопропускаемость тонировки и прочее.
Что делать, если выписали протокол о нарушении?
Если штраф выписан и водитель с ним согласен, его надо оплатить. Причем большинство штрафов, за исключением повторных нарушений, если они были оплачены в течение 20 дней, могут быть погашены со скидкой в 50% (ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ).
Если водитель не согласен с выписанным постановлением, он может обжаловать штраф. Оспорить можно:
- В течение 10 дней с момента оформления постановления (например, при фотофиксации — ст.30.3 КоАП).
- В течение 10 дней со дня, следующего за днем оформлением постановления (при оформлении непосредственно сотрудником ГИБДД — ст.4.8 КоАП).
Обжалуется штраф за наезд или движение по островку безопасности по месту произошедшего. Обратиться с заявлением можно либо к начальнику местной ГИБДД, либо в районный суд. Оба варианта равнозначны по возможности решения данного вопроса.
В завершении хотим еще раз напомнить, речь в статье шла именно об островке безопасности, т.е. ограниченном пространстве, связанном с пешеходным переходом. Нередко с ним путают «направляющие островки» — похожи разметки, но не имеющие отношения к пешеходам. Правила для обоих случаев могут отличаться.
Что касается островков безопасности, то очевидно, что нарушений, связанных с ними, довольно много. В зависимости от обстоятельств, это могут быть небольшие проступки со штрафов в 500 рублей или серьезные правонарушения, предполагающие лишение прав. В последнем случае вам поможет юрист по лишению водительских прав.
Не стоит нарушать ПДД и стоять, оставлять машину на островке безопасности, но нужно знать и свои права, чтобы не быть обвиненным напрасно.
Для чего нужна и где наносится?
Прежде всего нужно определиться с тем, что вообще обозначают словами «полукруглая разметка». Обычно под этим термином понимают следующие вещи:
На парковочных зонах – начало и конец платной стоянки. Разметка в этом случае указывает направление и угол разворота.
На улично-дорожных зонах – примыкание въезда или выезда на придомовую территорию, а также пересечение улиц и поворотов.
Полукруг рисуется на примыкающей зоне – территории, которая расположена близко к дороге, но сама ею не является и для сквозного движения не предназначена. Такими зонами являются прежде всего стоянки, заправки, дворы у домов и т. д.
При этом нужно помнить, что на примыкающей зоне проезжая часть может иметься – но ее может и не быть. Это две принципиально разные ситуации, про которые нужно помнить, паркуя машину.
Штраф за остановку и парковку на полукруге
В том случае если машина будет запаркована прямо на полукруглой разметке, водителя может ждать ответственность по ст. 12.19 КоАП РФ. Согласно п. 4 этой статьи, за нарушение правил остановки и стоянки машин, в результате которого были созданы препятствия для движения транспорта, караются штрафом. Его сумма составит 2000 рублей.
Если дело происходит в Москве либо Санкт-Петербурге, наказание будет более суровым. Здесь действует уже п. 6 этой же статьи, предусматривающий штраф уже в размере 3000 рублей. Связано это с тем, что напряженность транспортного потока в этих городах в разы больше, чем в среднем по России, и потому препятствия для движения машин легко могут парализовать транспорт и вызвать очередную пробку. Чтобы избежать этого, законодатель специально предусмотрел повышенную сумму штрафа.
Обжалование лишения водительских прав за сплошную линию
Важно знать свои права, чтобы в случае необходимости отстоять их, а также чтобы не пытаться оспорить решение сотрудника ГИБДД, когда для этого нет оснований. Рассмотрим случаи, когда возможно сохранить водительское удостоверение
Ненадлежащее состояние дорожной разметки
Людям, которые оспаривают лишение прав, автоюристы рекомендуют обращать внимание суда на плохое состояние дорожной разметки, если таковое присутствовало. На суде в доказательство необходимо предъявить фотоснимки с места, где было совершено пересечение сплошной линии, или запись с уличной камеры наблюдения либо с видеорегистратора
Предоставленные доказательства в обязательном порядке должны быть рассмотрены.
Дорожная инспекция составит протокол на месте нарушения, в протоколе сам нарушитель может описать, в каком состоянии находится дорожная разметка, указывая на несоответствие ГОСТу.
Считается, что горизонтальная дорожная разметка не соответствует регламентированным на уровне законодательства ГОСТам, если:
- сплошная линия из-за плохого состояния трудноразличима;
- местами отсутствуют существенные части разметки.
Крайняя необходимость
Если завершить обгон до конца прерывистой линии помешал автомобиль, который двигался впереди и начал обгон после вас, на этом также можно акцентировать внимание, обратившись к пункту Правил «Крайняя необходимость»
Подлог
Не исключены случаи, когда события, описанные в протоколе, не соответствуют действительности. Рассмотрим несколько примеров:
- Объезд аварии могут оформить как нарушение четвертой части статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушения РФ. В таком случае водителю необходимо собрать все возможные доказательства, опросить свидетелей, зафиксировать на фото или видео дорожную обстановку. Даже если была возможность объехать аварию с правой стороны, пересечение в данном случае не может повлечь лишение водительского удостоверения, только штраф, поэтому нужно не сомневаясь отстаивать свою правоту.
- Водитель начинает выполнять обгон на еще прерывистой линии разметки, однако по ходу совершения маневра понимает, что не успеет вернуться на свою полосу до начала сплошной, и, сбросив скорость, перестраивается обратно. Тем не менее через полкилометра-километр на посту ГИБДД предъявляется обвинение в пересечении сплошной. В таком случае также нужно собрать доказательства невиновности и предоставить их на рассмотрение суда.
Если случилось так, до суда водитель этого сделать не смог, в течение 10 дней возможно обжалование приговора. Для этого необходимо письменно изложить свои доводы в двух экземплярах и приложить к ним фото- и видеодоказательства
После один экземпляр нужно подать в канцелярию суда либо секретарю, причем важно проследить, чтобы была отметка о принятии, а второй сохранить у себя. Так суд пересмотрит дело
Если сотрудники ГИБДД забрали у водителя права (что делать до постановления решения суда запрещено!), и к тому же он не получил повестки в суд, нужно обратиться в отделение ГИБДД по месту прописки. В случае, когда после подачи заявления удостоверение не будет найдено, необходимо написать заявление уже в прокурату.
Неправильно заполненный протокол
В интересах нарушителя тщательно изучить протокол, поскольку если он заполнен некорректно, рассмотрение дела пересечения сплошной линии может быть отклонено или приостановлено.
Кроме того, в любом случае предпочтительно воспользоваться услугами хорошего автоюриста, это значительно повысит шансы на успех.