Варианты использования фар со светодиодами
Эксплуатация любого транспортного средства подразумевает всего три варианта использования светодиодных ламп, два из которых разрешены законом:
- лампы дальнего или ближнего света на светоизлучающих диодах уже установлены в автомобиле на заводе изготовителе;
- самостоятельная установка светодиодных ламп дальнего или ближнего света, если на более дорогих моделях данной серии транспортного средства предусмотрена их установка;
- монтаж светодиодных лампочек в штатные галогеновые фары транспортного средства.
В последнем случае у инспектора ГИБДД могут возникнуть претензии, обоснованность и характер которых мы рассмотрим далее.
Преимущества
Светодиодные лампы становятся все более популярными среди автомобилистов в качестве ламп ближнего/дальнего света фар. В основном, это связано с такими его качествами:
Более высокая яркость (по сравнению с их галогенными аналогами).
Надежность (при выходе из строя одного из светодиодов фара продолжает работать, только с чуть меньшей светоотдачей).
Отсутствие ослепляющего эффекта, который негативно сказывается на утомляемости глаз.
Низкое энергопотребление (значительно снижает нагрузку на генератор и автомобильный аккумулятор).
Мгновенный переход в рабочий режим, т.е включение/выключение по инерции.
Повышенная виброустойчивость (что особенно важно при использовании в автомобиле).
Отсутствие радиации и вредных компонентов, то есть экологическая безопасность. На заметку: для утилизации светодиодных ламп нет необходимости придерживаться каких-то строгих требований.
Длительная безаварийная работа.
Современный дизайн.
Цвет излучения, который вы можете выбрать на свое усмотрение.
оптимальное соотношение цены и качества.
Высокая стойкость ко всем видам внешних воздействий и сил.
Способность не нагреваться.
Какой штраф за светодиодные лампочки, если их нельзя ставить в фары?
Если Вы установили LED лампы в машину с типом фар, отличным от разрешённой для установки таких ламп, то у нас для Вас плохие новости… Дело в том, что в этом случае законодательство может показать Вам воочию, как теория может отличаться от практики. Потому что в теории и по закону за это возможен только штраф в размере 500 рублей, а на практике Вас лишат прав с вероятностью 90%, аналогично тому, как если бы Вы поставили ксенон. Давайте разбираться!
Почему за LED лишают прав?
Лишение, а не штраф за светодиодные лампы LED в 2023 году может быть, потому как сотрудники ДПС привлекут Вас по части 3 статьи 12.5 Административного кодекса, который предусматривает наказание за несоответсвующий режим работы и цвет фар Основным положениям, цитату о несоответствии ламп типу фар мы привели выше.
- и цвет огней,
- и режим работы фар.
Поэтому, казалось бы, если Ваши светодиоды отдают, например, синевой и светят зелёным, фиолетовым и другим цветом, то да, Вас могут лишить прав уже по закону, ведь светодиодные лампы в не соответствующей маркировкой фаре запрещены, и у них не соответствует режим работы типу фары. Но нет, даже в этом случае лишения прав не должно быть по закону. И вот почему!
Какое законное наказание за светодиоды в фарах?
Режим работы фары — это не её тип. Да, при лишении прав за светодиоды в судах так и пишут, якобы “светодиодный режим работы” или “ксеноновый режим работы” соответственно. Однако, в том же регламенте, хоть и непрямо, но определён режим работы внешних световых приборов, и он, согласно пункту 3.10.2, может быть постоянным или проблесковым:
Поэтому единственным законным наказанием за светодиоды в фарах по состоянию, в которые нельзя ставить такие лампочки, на 2023 год является штраф по части 1 той же статьи 12.5 КоАП в размере 500 рублей, а в редких случаях можно обойтись и предупреждением:
Впрочем, как мы уже отмечали выше, законного наказания вовсе не должно быть, так как светодиодный источник света вообще не причислен ни в Техрегламенте, ни в каком-либо другом нормативно-правовом акте к какому-либо типу фары.
Можно ли ставить светодиодные лампы в фары?
Итак, пункт 3.4 Основных положений по допуску автомобилей к участию в процессе дорожного движения говорит нам о том, что запрещена эксплуатация транспортных средств, если тип ламп не соответствует типу светового прибора, то есть фары:
Как видим, если в фары автомобиля установлены лампы, которые не соответствуют типу первых, то это нарушение ПДД, которое влечёт за собой наказание. Типы внешних световых приборов регулирует Технический регламент, который выделяет 4 основных типа фар по возможным используемым в них лампам:
- фары с лампами накаливания,
- фары с галогеновыми лампами,
- фары с ксеноновым светом,
- противотуманные фары.
Какая маркировка фары должна быть для установки светодиодных ламп LED?
Фары с лампами накаливания маркируются буквами R, C или CR. R — это лампы накаливания ближнего света, C — дальнего света, а CR — это лампы которые могут работать одновременно в двух режимах в фарах, где такое используется (как правило, в бюджетных автомобилях).
Галогеновые лампы имеют маркировку на фаре HR, HC, HCR — то есть к указанной выше маркировке вначале добавлена буква “H” соответственно.
Ксеноновые лампы маркируются аббревиатурами DR, DC, DCR – здесь всё аналогично лампам накаливания соответствуют лампочкам ближнего, дальнего или двухрежимного типа.
Противотуманные фары имеют общую маркировку В или F3. Но они нас в теме о том, можно ли ставить в фары светодиодные лампы LED, не интересуют.
А вот типы фар для светодиодного источника света в Техрегламенте не описаны… от слова “совсем”. Увы, но это так. Поэтому светодиодные лампы в теории могут применяться в любом типе фар с любой маркировкой. Почему в теории? Потому что на практике проверяющие сотрудники ГИБДД и судьи зачем-то приравнивают их к галогеновому типу, хотя это совершенно разные конструкции лампочек.
Поэтому здесь и ниже мы будем исходить от практики правоприменения, какой бы нелогичной она ни была, и считать, что тип галогенового источника света — это и есть подходящая для LED-лампочек маркировка. Ещё один довод в сторону такого приобщения — на автомобилях, на которые с завода устанавливаются LED-лампочки, фары маркируются именно как галогеновые.
Итак, такой тип фар имеет маркировку HR, HC, HCR, где HC означает ближний свет, HR — дальний, а HCR — двухрежимный вариант работы.
Таким образом, светодиодные лампы LED можно ставить только в фары, которые имеют маркировку HR, HC или HCR.
Наказание за ксенон
А светодиоды?
LED-источник света также не устанавливается на отечественные автомобили. Мы уже разъясняли вопрос установки светодиодов, когда это можно, а когда нельзя.
Вообще, это уже более современный тип головного света, и вошёл в моду совсем недавно. Ряд производителей для своих моделей даже уже начали при получении одобрения типа транспортного средства предоставлять документацию для возможности установки светодиодных ламп в такие фары. К ним относятся, к примеру, Hyundai и Kia. Это, конечно, ещё не значит, что вы можете просто поменять галогеновые лампы в таких авто на LED. Но внесение изменений производится в несколько упрощённом режиме. К тому же, даже на самые бюджетные модели – Kia Rio и Hyundai Solaris – устанавливается ксенон.
Но мы говорим об автомобилях ВАЗ. И для них светодиодные лампы в фарах, к сожалению, запрещены, так как конструкция их модуля источника света не предусматривает установку ничего, кроме ламп накаливания (галогена).
Почему лишение прав за светодиодные лампы незаконно?
А вот для светодиодных LED ламп отдельной маркировки вовсе нет. Но на практике их приравнивают к галогеновым по обозначению самих фар, предназначенных для использования с такими лампочками.
Допустим, Вы установили в фары светодиоды, хотя фары предназначены для использования только с обычными лампами накаливания. В этом случае Вы, действительно, нарушаете пункт 3.1 Приложения ПДД, потому как тип ламп не соответствует фарам.
А лишение прав за светодиодные лампы незаконно по одной простой причине — нет статьи в КоАП, предусматривающей лишение права управления за это нарушение. По закону привлечение должно быть по статье 12.5, части 1 КоАП, которая предусматривает нарушение основных положений по допуску, и штраф по этой части — 500 рублей, а то и вовсе можно обойтись предупреждением (письменным):
Чем грозит водителю установка светодиодных ламп в фары ТС
ГИБДД считает самостоятельную установку светодиодов в фары ближнего/дальнего света транспортных средств административным правонарушением. Дело в том, что в результате модернизации осветительные приборы уже не соответствуют требованиям к эксплуатации автомобиля. Поэтому вождение такого автомобиля становится достаточно опасным, так как может привести к аварийной ситуации на дороге.
Запрещены ли светодиодные лампы? Да. Согласно Кодексу об административных правонарушениях (п. 3 ст. 12.5 КоАП), лишиться водительских прав можно на срок от полугода до года. Также наказание за светодиодные лампы может быть выражено в виде штрафа в размере пятисот рублей. Также в обязательном порядке снимаются самостоятельно установленные осветительные приборы. Да и в ПДД сказано, что их установка приравнивается к такому нарушению, как оснащение транспортного средства специальными знаками.
Могут ли аннулировать регистрацию ТС?
Да, могут – это практикуется.
Происходит буквально следующее:
Вас поймали на дороге, например – с LED-лампами вместо галогеновых. Инспектор ГИБДД выписывает постановление со штрафом и вручает его вам под роспись. Одновременно с этим ИДПС выпишет предписание о приведении автомобиля в стандартное состояние в течение определенного срока. В то же время информация поступит в ГИБДД, где её внесут в базу.
Если вы не позаботитесь о замене светодиодов на стандартные лампы по ГОСТу, то возникнет проблема. При следующей остановке на дороге, уже другой инспектор заглянет в базу ГИБДД, и обнаружит, что вам было наказано устранить нарушение. Но поскольку вы проигнорировали требование убрать светодиоды, то вам аннулируют регистрацию вашего автомобиля. И будут правы – соответствующие полномочия закреплены в Административном регламенте МВД от 21 декабря 2019 года.
Лишают ли в 2023 году водительских прав за езду с LED-лампами в галогеновых фарах?
Нет, не лишают!
Вообще, в 2023 году нет никакого наказания за установку или езду с LED-лампами вместо галогеновых источников света. Речь идёт только о нарушениях несоответствия либо маркировки, либо цвета и режима работы световых приборов. В подавляющем большинстве случаев за это грозит штраф или предупреждение.
Но давайте разберёмся, почему сегодня вас не могут лишить водительских прав за светодиоды в галогенных фарах:
- ПДД предписывает, чтобы количество, тип, цвет, расположение и режим работы световых приборов не шли вразрез с конструкцией автомобиля (пункт 3.1 Положений по допуску ТС),
- в КОАП есть лишь одна «лишенческая» часть за несоответствие световых приборов установленным требованиям – речь о части 3 ст. 12.5 Кодекса, которая предусматривает наказание, если вы управляете автомобилем с передними огнями красного цвета, либо с огнями, чья гамма и режим работы не соответствуют требованиям ПДД (см. выше).
- фары с LED-лампами светят белым или жёлтым цветом и не могут отдавать краснотой – поэтому это нарушение для лишения прав в случае со светодиодами на практике не встречается,
- единственное определение режима работы фар можно найти в пункте 2,54 ГОСТ Р33997-2016 – и нарушением будут ситуации, когда работающий световой прибор на вашей машине вместо непрерывного свечения мигает как проблесковый маячок (но это редкость),
- таким образом мы имеем отсутствие состава правонарушения по части 3 ст. 12.5 КоАП РФ, за которое предусмотрено лишение прав за LED в габаритах, а также ближнем и дальнем свете.
Однако в той же статье Кодекса есть часть 1, по тексту которой водителю грозит штраф в 500 рублей за управление автомобилем при наличии неисправностей. Так вот, такая неисправность всё же есть!
Дело в том, что в каждом транспортном средстве конкретный источник света. Он определяется в соответствии с Техрегламентом Таможенного союза № 877. Так, для традиционных галогеновых лампочек один класс источника света – 0 или H, а для светодиодов другой – LED. И если вы установите в галогеновые фары диодные лампочки – это будет считаться нарушением. Ведь в данном случае вы нарушите пункт 3.1 Приложения ПДД – вставите лампы в не соответствующие по типу фары. Поэтому при обнаружении подобного нарушения с оптикой вас могут законно привлечь к ответственности по части 1 ст. 12.5 КоАП и оштрафовать.
Судьбоносное Постановление Пленума ВС РФ
До недавнего времени на практике была путаница, по какой же части привлекать водителей за езду с LED-лампочками в галогенках. Ясность наступила после разъяснений Верховного Суда.
25 июня 2019 года ВС РФ выпустил объемное Постановление Пленума № 20, в котором давались разъяснения по ряду спорных моментов. И по мнению Гаранта, при применении «лишенческой» части 3 ст. 12.5 Кодекса, требуется соблюдение двух условий одновременно.
Вот цитата из пункта 6 ППВС №20 с выделением ключевых моментов:
Что мы имеем? Цвет огней LED-ламп не может быть красным. Но даже если допустить этот фантастический вариант, то для лишения прав всё равно нужно установить еще и нарушение режима работы световых приборов. Если диодная лампочка исправна, она не будет мигать (как поворотник). А значит, что с режимом работы всё в порядке и водителя не могут лишать прав за нештатный LED.
Самарскому водителю удалось добиться в районном суде переквалификации правонарушения с части 3 на «мягкую» часть 1 ст. 12.5 Кодекса. В своём решении судья сослался в том числе на ППВС № 20, заменив лишение прав на 500-рублёвый штраф (Решение № 12-109/2020 от 28 февраля 2020 года).
Но в отличие от Англии и США, судебная система в России не является прецедентной. Поэтому нижестоящие суды не всегда следуют рекомендациям Верховного судебного органа. На практике в 2023 году никто не застрахован от лишения прав за езду с нештатными LED-лампами. Но сегодня у вас есть 100% шансы успешно оспорить решение по светотехнике, а в качестве весомого козыря при обжаловании привести как раз вышеназванный пункт Постановления Пленума ВС № 20.
Ответственность автолюбителя за использование ламп на светодиодах
ГИБДД рассматривает установку светодиодных ламп LED в головные фары ТС как административное правонарушение. Обращаясь к дорожной практике, видно, что если автолюбитель поставил на машину светодиодные лампы, которые не предусмотрены производителем, то с вероятностью 90% он попрощается с возможностью сесть за руль на срок до одного года.
При неофициальной установке диодных светоизлучающих элементов можно попытаться убедить инспектора ДПС в том, что нарушена ч.1 ст.12.5 КоАП РФ, наказание по ней достаточно лояльно – предупреждение или 500 рублей штраф. Однако в этой же части четко оговаривается, что она применяется в ситуациях, не озвученных в остальных частях этой статьи. Соответственно, использование диодных автоламп подпадает под п.3 и делает п.1 не актуальным.
Пункт 11 положения по допуску ТС к эксплуатации запрещает передвижение автомобиля, не отвечающего нормам.
С целью повышения безопасности на дороге и не допущения эксплуатации неисправных автомашин наказание за правонарушение жесткое – лишение водительского документа сроком от 6 месяцев до 1 года.
Маркировка фар для возможной установки LED-ламп
В разделе Определения (раздел II) Технического регламента даются основные обозначения для маркировки всех видов фар дальнего и ближнего света:
- фары с галогенными лампами обозначаются сочетаниями английских букв HR, HC или HCR, где тип HR обозначает устройства ближнего света, HC — дальнего, а обозначение HCR означает двухрежимный (ближний/дальний) источник света;
- фары с традиционными лампами накаливания отмечают буквами типа R, C или CR;
- газоразрядные (ксеноновые) фары обозначаются аббревиатурами DR, DC или DCR.
Также Техрегламент указывает и на обозначение противотуманных фар — тип В или F3.
Одной из особенностей эксплуатации фар со светодиодами выступает тот факт, что в Техрегламенте нет как такового обозначения светодиодных источников света, а производители, в своих обозначениях установленных на заводах фар, маркируют такие устройства как галогеновые.
Правомерность такой маркировки для светодиодных фар подтверждает общение с инспекторами ГИБДД, которые однозначно приравнивают световые приборы с LED-лампами к галогеновым источникам света.
Штраф или лишение прав?
Ответственность за установку ксеноновых или светодиодных ламп в галогеновые фары до недавних пор стояла достаточно остро. Дело в том, что суды назначали наказание в виде лишения прав по части 3 статьи 12.5 КоАП за изменённый режим работы и цвет световых приборов.
Но испокон веков это было незаконно, потому что цвет в большинстве случаев от изменения типа фар не меняется. Лишь изредка при установке “холодного” света ксенона появляется эффект синевы. Но для судов это было неубедительно.
Почему же до недавних пор? Потому что Верховный суд РФ совсем недавно поставил точку в этом вопросе, указав всё то, что мы описали выше, для нижестоящих судов. То есть за незаконную установку ксенона или LED в галогеновые фары положен только штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП.
Опасны ли они?
Светодиодные лампы считаются одними из самых экологически чистых источников света. Принцип работы светодиодов подразумевает использование в производстве ламп только безопасных компонентов. Самое главное, продукт не содержит ртути, поэтому не беспокойтесь, если колба повредится или выйдет из строя.
Некоторые специалисты настаивают на вредности холодного излучения светодиодов, которое во много раз выше по сравнению с другими светоизлучающими элементами. Но это утверждение справедливо только в том случае, если речь идет о длительном прямом взгляде на источник света. Другие ученые считают, что они повреждают сетчатку через синее свечение. Но сегодня уже разработаны светодиоды с адаптированным для человеческого глаза световым спектром.
Почему светодиодные лампочки, скорее всего, не подойдут в обычные фары?
Большинство автомобильных фар — это больше, чем просто лампочка в отражателе, присоединенная к плюсу и минусу. Это действительно высокоточная система, оттачиваемая поколениями инженеров. В научной среде даже отдельное направление изучения влияния света есть, основа основ любой инженерной мысли — фотометрия называется.
Интенсивность, или мощность светового потока (единица силы света измеряется в кандела), световой поток, измеряемый в люменах (Лм), освещенность, световая эффективность и множество других, не менее важных параметров.
Вплоть до отражателей (сложной системы зеркал), которые имеют строго выверенную для каждого типа источника света форму. Для эллиптической оптики — одну, для ламп с двойным накаливанием H4 — другую. Ну а для светодиодов — третью.
И все это для того, чтобы свет, излучаемый лампой, попадал на дорогу таким образом, чтобы обеспечить максимальную видимость для водителя, не ослепляя встречный транспорт.
Большинство светодиодов не излучают свет из того же места в корпусе фары, что и лампы накаливания, и с этого момента они обречены на посредственные результаты!
Преимущества
Светодиодные лампы приобретают все большую популярность у автомобилистов в качестве ламп для фар ближнего/дальнего света. Это обусловлено, прежде всего, их:
Увеличенной яркостью свечения (по сравнению с галогенными аналогами). Надежностью (при выходе из строя одного из светодиодов фара продолжает работать, только с несколько меньшей светоотдачей). Отсутствием слепящего эффекта, который неблаготворным образом влияет на усталость глаз. Низким энергопотреблением (что значительно уменьшает нагрузку на генератор и аккумулятор автомобиля). Довольно быстрой окупаемостью. Происходит это в течение 6-7 месяцев с момента начала их эксплуатации. Моментальным переходом в рабочий режим, то есть безинерционностью включения/выключения
Повышенной устойчивостью к вибрации (что особенно важно при использовании в автомобиле). Отсутствием вредных излучений и составляющих, то есть экологической безопасностью
На заметку: для утилизации светодиодных ламп не надо придерживаться каких-либо строгих требований. Долгим сроком бесперебойной эксплуатации. Современным дизайном. Цветом излучения, который можно выбрать на свое усмотрение. Оптимальным соотношением цены и качества. Высокой устойчивостью к всевозможным внешним воздействиям и прочностью. Способностью не греться.
Заблуждения водителей
Большинство автолюбителей в курсе, что за переоборудование галогенных фар ксеноновыми лампами им может грозить лишение водительских прав. А вот по поводу светодиодных такой определенности нет, и многие наивно полагают, что устанавливать их в фары ближнего или дальнего света можно совершенно безнаказанно.
Скорее всего, это происходит из-за того, что продавцы предоставляют потенциальному покупателю всевозможные сертификаты, уверяя, что данный вид продукции (а именно LED-лампы) разрешен в России для продажи и, естественно, для применения.
На заметку: многие представленные сертификаты на момент продажи либо утратили свою силу, либо приостановлены. Никто не запрещает продавать подобную продукцию. Вопрос заключается в другом: можно ли использовать светодиодные лампы в автомобиле.
Могут ли в ГИБДД аннулировать регистрацию автомобиля за светодиоды?
Да, запросто. Но только в случае, если вы не выполните требование предоставить машину с исправной оптикой.
Рассмотрим, как это происходит на практике:
- Вы едете на авто с нештатными LED-лампами вместо галогенных источников света.
- Инспектор ДПС замечает слишком яркий свет от вашей машины и останавливает вас. После нехитрых манипуляций он обнаруживает несоответствие источника света (диодов) маркировке фары (галогеновая).
- Далее автоинспектор составляет постановление со штрафом по части 1 ст. 12.5 КоАП и отпускает вас домой.
- Вместе с тем полицейский пишет рапорт своему начальнику о выявленном правонарушении. После всех проверок из ГИБДД вам придёт предписание в 10-дневный срок предоставить на осмотр исправную машину (то есть с лампочками, которые будут соответствовать маркировке фары).
- Если вы проигнорируете это предписание, то в МРЭО ГИБДД автоматически прекратят регистрационный учёт вашего автомобиля. И ограничение сохранится до тех пор, пока вы не устраните неисправность с фарами.
После прекращения регистрации транспортного средства вам придётся самостоятельно сдать бумажный ПТС и СТС в подразделение ГАИ. Вдобавок вы лишитесь присвоенных ранее регистрационных номеров (в том числе «красивых»). Если не сдадите, их объявят в розыск, и после следующей остановки на дороге у вас изымут номера, а машину отправят на спецстоянку.
Как получить разрешение на переоборудование автотранспортного средства под светодиодную оптику
Можно узаконить установку оптики с светодиодными элементами и на автомобиле, на котором не предусмотрено размещение LED-оптики. Для этого необходимо получить разрешение на изменение конструкции, которая состоит из этапов:
- купить светодиодную оптику, соответствующую марке и модели авто. У продавца должен быть действующий сертификат;
- подать заявление в ГИБДД, где зарегистрировано ТС, на разрешение внести конструктивные изменения;
- осуществить монтажные работы;
- пройти техосмотр на соответствие нормам и требованиям безопасности;
- получить документ в отделение ГИБДД, подтверждающий законность внесенных изменений.
Полученный разрешающий документ свидетельствует о соответствии установленной оптики нормам закона, и можно эксплуатировать авто без опаски лишиться прав.
Причины запрета светодиодных ламп в фарах
Во-первых, лампы данного типа склонны к рассеиванию света, что приводит к освещению не только передних, но и боковых объектов. Это создаёт опасность ослепления едущих на встречу автомобилистов.
Во-вторых, существуют варианты с цветовой температурой выше 3000 кельвинов, создающие очень яркий свет. Но даже они имеют отличную видимость лишь на близком расстоянии, плохо освещая дальние участки дороги. Это становится причиной несчастных случаев при нечеткой видимости приближающихся объектов. Из-за яркого света диодов, чаще всего останавливают на посту ДПС и выписывают штраф.
В-третьих, установка диодных ламп на устройствах, этого не предусматривающих, влечёт за собой невозможность регулировки угла наклона.
Установка диодных ламп в галогенные фары
Важно знать, можно ли ездить со светодиодными фарами вместо галогенных, запрещены ли подобные переустановки. Водители с удовольствием сами вставляют в фары светодиодные лампочки, подходящие по цоколю
Кажется, что свет ярче и эстетичнее
Водители с удовольствием сами вставляют в фары светодиодные лампочки, подходящие по цоколю. Кажется, что свет ярче и эстетичнее.
Однако в таком случае происходит нарушение ПДД, а конкретно пункта 3.1:
- если внешние приборы освещения не соответствуют конструктивным особенностям конкретного транспортного средства по месту расположения, цвету и типу, количеству, предусмотрены санкции согласно части 3, статьи 12.5 КоАП;
- категорически запрещается устанавливать световые приборы красного цвета для световозвращения, а также любые приборы для освещения, у которых режим работы и цвет света не соответствуют требованиям (при нарушении водителя могут лишить прав на срок 6-12 месяцев).
Следовательно, предусмотрен не только штраф за светодиоды в фары головного света, но и лишение водительского удостоверения на длительный срок.
Эта мера вынужденная, поскольку светодиодные лампы не соответствуют отражателям фар. В результате подобные нарушения вполне могут спровоцировать серьезные ДТП.
Маркировка фар для ламп LED
В разделе №2 Техрегламента приводятся обозначения маркировки фар.
1. Для ламп накаливания фары обозначаются как R, C и CR.
R – для ближнего света;
C – для дальнего света;
CR – для элементов, работающих в двух режимах (устанавливаются в бюджетных авто).
2. Буква H в обозначении фонарей свидетельствует, что эти приборы используются для установки галогеновых элементов и соответствует обозначениям как у ламп накаливания (HR, HC и HCR).
3. Маркировка ксеноновых автофар отличается от галогеновых наличием буквы D вместо H (D R, D C и D CR).
4. Противотуманки обозначаются символами В или F3.
На этом маркировка и описание фар в документе завершается. Использование светодиодных автоламп в регламенте не прописано. Поэтому теоретически их можно ставить в любую оптику. На практике же нспектор ДПС и рассматривающие дела мировые судьи приравнивают эти приборы к галогеновым, хоть это и ошибочно (они конструктивно различаются).
Возможно, эта практика исходит от того, что автопроизводители машин, на которых применяются диодные фонари, обозначают их, используя маркировку галогеновых.
Какие светодиодные лампы лучше для авто?
Многие производители светоизлучающих автомобильных приборов сейчас выпускают весьма популярные светодиодные лампы. Самый распространенный стандарт цоколя ламп ближнего/дальнего света H4 и H7.
На рынке автомобильных аксессуаров наиболее широко представлены изделия от многочисленных производителей из Поднебесной (NightEye, Oslamp, Infitary, Partol, S&D и так далее)
Однако к их продукции надо отнестись с большой осторожностью. Почему? Стоимость комплекта из двух лампочек составляет всего 1500-2000 рублей
Причем заявленные характеристики просто впечатляют: мощность – от 25 до 36 Вт; яркость – от 3500 до 4500 лм. То есть за такую низкую стоимость такие шикарные эксплуатационные характеристики: скорее всего, это хитрый маркетинговый рекламный ход.
Например, комплект H4 G9X (мощностью 24 Вт и световым потоком 2400 лм) от фирмы Philips, проверенной в течение нескольких десятилетий, сегодня стоит 6900 рублей. В заявленные голландским производителем показатели почему-то сразу хочется поверить.
Из российских производителей наиболее широко представлены изделия от компаний DLED и Netuning.
Лампа H4 SL7 Standart от DLED стоимостью около 2000 рублей (за штуку) была разработана специально для замены стандартных двух нитевых галогенных ламп. Потребляемая мощность составляет всего 15 Вт, яркость – 1300 лм. Компактные размеры (как самой лампы, так и драйвера) позволяют разместить их внутри практически любой фары и закрыть штатной крышкой. По утверждению производителя, светотеневая граница области освещения при использовании этих светодиодных излучателей полностью совпадает с обычными галогенными лампами, поэтому не требуется регулировка и перенастройка угла наклона фар.
H4 SL7 Premium c 12 миниатюрными светодиодами новейшего поколения Lumi leds Luxeon ZES стоит значительно дороже – около 3000 рублей за штуку. Однако и технические характеристики ее выше – мощность 25 Вт и яркость 1900 лм.
На заметку: весьма удобным для потребителя является то, что DLED продает свои изделия по 1 штуке. При выходе из строя одной лампы автомобилисту не придется тратить лишние 2000-3000 рублей.
Еще одним хорошо зарекомендовавшим себя среди автолюбителей российским разработчиком является компания Netuning. Комплект из двух ламп H7-Smart2, в каждой из которых установлено по 6 светодиодов Philips ZES, стоит около 4500 рублей. Мощность – 25 Вт, световой поток – 2500 лм. Для сравнения: стандартный “светильник” мощностью 55 Вт создает всего лишь 1500 лм.
Представленный обзор светодиодных ламп для авто дает некоторое представление о положении дел на отечественном рынке.
Есть ли смысл ставить светодиоды в лампы?
фото: vintagecarleds.com
Светодиоды при правильном размещении и правильной регулировке (в теории) могут преобразовывать минимальную потребляемую мощность в большое количество света, что в целом делает эту технологию привлекательной.
При прочих равных похоже, что замена энергоемких разрядных ламп на более яркие светодиоды с меньшим потреблением энергии убивает сразу двух зайцев. Плюс к этому у LED присутствует эффект «мгновенного включения» и визуальная четкость света (что на практике утомляет водителей в длинных поездках больше из-за резкого перехода от яркого света к темноте, чем мягкий градиент обычных газоразрядных ламп и даже ксенона), что заставляет экспериментаторов ставить их на свои автомобили. А еще, и это один из главных плюсов, светодиоды могут придать старым автомобилям современный стиль.
Проще говоря, светодиодные фары — это легкоустанавливаемые и легкодоступные «игрушки» с флером безопасности и технологичности, благодаря которым автомобили выглядят круче.
Как узаконить монтаж светодиодных ламп в фары?
Чтобы легализовать установку СЛ, выполненную самостоятельным образом, необходимо осуществить следующие мероприятия:
- Приобрести световую оптику, которая абсолютным образом соответствует модельному ряду автотранспорта (если в данной линейке производитель выпускает другие модели в схожей комплектации). На заметку: на световую оптику продавцом должен быть представлен действующий сертификат.
- Осуществить ее монтаж в фары транспортного средства.
- Обратиться в Госавтоинспекцию МВД России (по месту учета автотранспорта) с заявлением о внесении необходимых конструкционных изменений автомобиля.
- Пройти такую процедуру как техосмотр машины.
- Получить документ, свидетельствующий о том, что конструкция ТС полностью соответствует всем требованиям и стандартам.
Если все эти мероприятия будут осуществлены, то никакие штрафы вам не угрожают.
Как легально улучшить свет автомобиля?
Официальный ответ Госавтоинспекции дает два варианта легального улучшения освещения автомобиля:
- Если на автомобиль не устанавливалась ксеноновая или светодиодная оптика при производстве, то можно приобрести фары для ксенона или светодиодов и заменить ими стандартные фары, оформив это как переоборудование автомобиля.
- Если автомобиль изначально оборудован ксеноновой или светодиодной оптикой, то нужно купить фары, совместимые с ксеноном или светодиодами. Если выбран ксенон, то автомобиль также должен быть оборудован омывателем фар.
Важно отметить, что в обоих случаях необходимо приобретать оптику, соответствующую требованиям законодательства РФ и имеющую соответствующую маркировку
Маркировка led линзы и фар
Маркировка LED линзы и фар является важным инструментом для определения ее характеристик и соответствия стандартам. Обычно она состоит из нескольких букв и цифр, которые определяют производителя, модель, тип линзы или фары, ее характеристики и классификацию. Вот краткое описание основных элементов маркировки:
- Литера E, которая означает, что линза или фара соответствует европейским стандартам качества и безопасности.
- Число после литеры E обозначает номер страны, которая выдала сертификат соответствия. Например, Е4 соответствует сертификату, выданному в Германии.
- Буква или цифра после литеры E и номера страны обозначает тип линзы или фары. Например, ECE R112 обозначает светодиодную фару с линзой.
- Буква или цифра после типа линзы обозначает класс фары или линзы. Например, класс A обозначает фару дальнего света, а класс B – фару ближнего света.
- Другие символы или буквы могут использоваться для указания других характеристик линзы или фары, таких как цвет свечения, мощность, эффективность и т.д.
В России классификация определяется ГОСТом, который регулирует параметры освещения, уровень освещенности дорог и другие характеристики, важные для безопасности на дороге.
Аннулирование регистрации авто
При выявлении нештатной оптики ГИБДД может наложить штраф, а также забрать техпаспорт и свидетельство о регистрации автомобиля на рассмотрение. После проведения экспертизы и установления факта несоответствия оптики требованиям производителя автомобиля, регистрация автомобиля может быть аннулирована.
Важно: после вынесения предписания у вас будет 10 дней, чтобы устранить несоответствие. Только в случае, если водитель игнорирует предписание и за 10 дней не предоставляет авто на повторный осмотр, то ГИБДД может автоматически снять регистрацию
Лишение прав за нештатную оптику
Лишение прав за установку нештатной оптики в 2023 году не предусмотрено, однако, такая практика существовала до 2019 года.
Однако заметим, что это может стать отягчающим обстоятельством в случае аварии.
Лишение прав на управление транспортными средствами может быть назначено в случае нарушения Правил дорожного движения, связанного с использованием нештатной оптики. Например, если вы установили линзы, которые создают блики и слепят водителей на встречной полосе, и именно это стало одной из причин аварии, то в этом случае речь может идти о лишении прав.
Плюсы и минусы использования светодиодных ламп в фары
Почему же так много автолюбителей продолжают ставить лампы LED в фары, в надежде, что их не оштрафуют? Что так притягивает владельцев поменять лампы в фарах автомобилей? Разберем плюсы и минусы установки светодиодного освещения.
Плюсы:
- Меньше нагреваются, чем обычные лампы, а это помогает производителям изготавливать лампы маленького размера и веса, не переживая за то, что расплавится пластиковая часть;
- Срок службы светодиодных ламп намного превышает срок эксплуатации обычных ламп в фарах;
- Дают более интенсивный свет и загорается светодиод при подаче питания чуть раньше обычных ламп, что делает работу стоп-сигналов лучше, а это может предостеречь авто от аварии;
- Имея в себе множество мелких световых источников, лампы LED намного лучше освещают перед собой дорогу и охватывают большую территория освещения;
Минусы:
- Эффективность подающего света падает со временем, то есть тускнеет, правда происходит это практически незаметно;
- Ценовая политика: стоимость LED-ламп достаточно высока;
- Конструкция осветительной ячейки очень сложная и при поломке приходится менять блок – фару полностью;
- Сама фара не нагревается при работе такой лампы, что приведет зимой к наледи на фаре и придется часто убирать лед с фар;
- Если купить светодиодную лампу с увеличенным световым потоком, не имея специальные настройки фар в авто, это будет приводить к ослеплению водителей встречных автомобилей.