Штраф за непропуск пешехода: размер и порядок наложения
В соответствии с Правилами дорожного движения водитель автомобиля обязан уступить дорогу (пропустить) пешехода. За невыполнение этого требования водитель несет ответственность . На него может быть наложен штраф за непропуск пешехода в размере от 1500 до 2500 рублей.
Термин «уступить дорогу» пешеходу (пропустить пешехода) означает следующее. Что водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если может вынудить пешехода изменить направление его движения или скорость.
Рассмотрим более подробно случаи, при которых водитель обязан уступить дорогу пешеходу (пропустить пешехода):
- водитель должен дать возможность пешеходам завершить переход проезжей части (трамвайных путей). Даже если на регулируемом пешеходном переходе включается разрешающий сигнал светофора;
- при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода;
- если перед нерегулируемым пешеходным переходом автомобиль остановился или снизил скорость, то водители других автомобилей также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешается после перехода дороги пешеходом;
- если посадка и высадка пассажиров производится с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней, то водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей);
- водители обязаны пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью во всех случаях. Даже если это происходит пешеходных переходов.
Как видим, вариантов непропуска пешеходов, за которые будет наложен штраф, не так уж и мало.
Полезно иметь в виду, что размер штрафа можно уменьшить вдвое. Для этого его надо уплатить не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о штрафе.
Несколько слов о том, как накладывается штраф за непропуск пешехода.
При нарушении составляется протокол, и водитель привлекается к административной ответственности. Сделать это может любой сотрудник ГИБДД, имеющий специальное звание. Водитель вправе попросить сотрудника ГИБДД предъявить служебное удостоверение и переписать данные.
В случае согласия с сотрудником ГИБДД по оценке ситуации (непропуск пешехода) водителю следует соблюдать его указания.
Если водитель не согласен с нарушением, он вправе попросить сотрудника ГИБДД взять показания у пешехода. Тогда инспектор приобщит объяснения пешехода к протоколу об административном правонарушении.
В случае отказа инспектора взять объяснения с пешехода водитель вправе указать об этом в протоколе. Водитель может сделать в протоколе, например, такую запись: «Помеху пешеходу не создавал. В опросе пешехода и приобщении к протоколу его показаний сотрудник ГИБДД отказал».
Водитель может обжаловать действия сотрудника ГИБДД в течение 10 дней с даты составления протокола.
Нарушение, связанное с непропуском пешехода, может быть зафиксировано автоматическими камерами. В этом случае штраф за непропуск пешехода оформляется постановлением о штрафе. Его направляют по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения. Либо могут направить в форме электронного документа с использованием Единого портала госуслуг.
Не пропустил пешехода на зебре, как доказать свою невиновность и остаться без штрафа
Для начала следует разобраться в том, какой штраф грозит за то, что не пропустил пешехода. Согласно статье 12.18 КоАП РФ, если вы не предоставите преимущества пешеходу в тот момент, когда он уже начал движение по переходу, то вам грозит штраф в размере 1 500 рублей.
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Статья 12.18 КоАП РФ
Теперь, когда мы знаем о наказании, то давайте разбираться в том, как доказать невиновность, если не уступил дорогу пешеходу.
Изначально, следует дождаться того, чтобы инспектор представился, предъявил удостоверение и сообщил причины остановки.
Если ваше нарушение было зафиксировано при помощи технических средств, то лучше, конечно, будет просто согласиться с обвинением и выплатить штраф. Но если фиксации не было, то побороться стоит.
Попросите сотрудника ДПС составить протокол и пригласить пешехода, для приобщения его сведений к протоколу.
Далее, вы можете самостоятельно объяснить пешеходу, что если переход был небезопасен (пешеход выскочил на зебру перед машиной), то штраф следует выписывать и на него тоже. Инспектор, в свою очередь, не может вам в этом препятствовать, так как на основании части 1 статьи 25.1 КоАП РФ и части 1 статьи 51 Конституции РФ, он обязан сам это сделать.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Часть 1 статьи 51 Конституции РФ
После этого, пешеход автоматически становится свидетелем. Следовательно будет стараться доказать, что вы никаких помех ему не создавали, иначе ему тоже будет выписан штраф.
Если инспектор отказывается звать пешехода, ссылаясь на то, что он уже ушел, или слишком далеко, в этом случае состав нарушения будет считаться отсутствующем, так как без пешехода, доказать что вы не уступили дорогу, будет очень сложно, если конечно не велась фото или видеофиксация нарушения.
Что касается трамваев и людей, которые выходят из него, то водитель не обязан тормозить, как только трамвай остановится. Пассажир не будет считаться пешеходом до тех пор, пока не вступит на проезжую часть, соответственно, останавливаться для того, чтобы люди могли выйти вы совершенно не обязаны.
Что важно учитывать во время пропуска граждан?
Штраф за пешехода, настигнет обязательно невнимательного шофера, если он ориентируется только на соседние машины
Важно иметь обширный обзор перехода, чтобы не препятствовать переходящим людям
Помните, что, следуя по широкой автотрассе, на ваши изменения направления и скорость движения реагируют соседние водители. Тем труднее будет доказать свою невиновность в непропуске пешехода на пешеходном переходе, особенно в отсутствие очевидцев или видеорегистратора. Помощь свидетелей и видеозапись помогут оспорить штрафную санкцию ГИБДД за создание препятствия пешеходу.
Следующий момент важно учесть, чтобы не оплачивать штраф за непропущенного человека. Участник дорожного движения не начинает, не возобновляет и не продолжает езду, чтобы переходящий не менял скорость и направление ходьбы
Именно такой смысл имеет выражение «уступить дорогу» (или не инициировать помеху сторонним участникам движения).
Стоит отметить тот факт, что на широкой полосе (до 6 полос) не имеет смысла останавливаться шоферу. Когда пешеходы, находящиеся на противоположной стороне, только еще вступили на проезжую часть пути, вполне уместно продолжать езду. Нахождение людей со стороны ТС предусматривает торможение авто. Отошедшие граждане не подвергаются опасности, если находящиеся сзади машины возобновят езду. Главное, чтобы переходящие не меняли скорость и направление ходьбы. На нерегулируемых объектах так обычно и происходит.
Из вышесказанного приходим к выводу – лучше остановиться при виде пешего человека. Предупредительное отношение избавит автолюбителя от ДТП, а также от траты сил и времени на обжалование наказания. Зачастую оспорить санкцию становится затруднительно, поскольку не всегда имеются доказательства непричастности.
Инструкция о том, как правильно уступать дорогу
Фраза «уступить дорогу» многократно изменялась, что вызвало много споров и заблуждений среди автомобилистов. Согласно закону, она означает требование, при котором шофер не должен совершать любой маневр, если это приведет к изменению скорости или движения пешехода, имеющего преимущество перед ним.
Также является нарушением следующие ситуации:
- Совершение обгона на зебре;
- Если автовладелец сигналит пешим участникам, подгоняя их завершить переход.
Таким образом, лучше всегда пропускать пешеходов на зебре или в неположенном месте, чтобы избежать уплаты штрафов и дорожно-транспортных происшествий. Водителю стоит всегда смотреть по сторонам и лишний раз остановиться, чтобы уберечься от крупных неприятностей — не только штрафов, но и тюремного заключения.
В этом видео вы узнаете о штрафах водителю за то, что не пропустил пешехода, а также о том, что грозит пешеходу за переход дороги в неположенном месте:
Напишите свой вопрос юристу в форму ниже:
Порядок назначения штрафа
В случае несоблюдения пункта 14.1. ПДД заметившие проступок служащие ДПС задерживают транспортное средство для разъяснений проступка и вынесения постановления об административном взыскании в денежном выражении. Происходит процесс по следующему алгоритму:
- Сотрудник полиции останавливает машину, подходит к автомобилю и представляется. К таким действиям его обязывает пункт 45 Административного Регламента МВД.
- По требованию водителя в соответствии с тем же пунктом 45 регламента сотрудник дорожной службы предъявляет удостоверение, не выпуская его из рук.
- Затем инспектор ДПС запрашивает документы, устанавливающие права на владение автомобилем, водительское удостоверение, страховой полис ОСАГО; разъясняет причину остановки.
- Если есть какие-либо доказательства непропуска пешехода, они должны быть представлены согласно ч. 1. ст. 25.1 КоАП РФ. Это могут быть, например, записи с видеокамер или фотографии. Также в обязанности сотрудника ДПС входит опрос очевидцев происшествия и самих пострадавших.
- После этого служащий дорожной полиции заполняет протокол, где указывает сумму материального взыскания. Он передает копию бланка водителю и разъясняет сроки обжалования, порядок оплаты штрафа за непропуск пешехода, ответственность за его игнорирование.
Пешеход во дворе или жилой зоне
Запомните одно единственное правило: въезжая во двор, преимущество автоматически передается пешеходу.
В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
Пункт 17.1 ПДД
Следовательно, если вы въезжаете в жилую зону или во двор, то обязаны уступать дорогу другим участникам дорожного движения.
17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.
17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.
Пункт 17.3 и 17.4 ПДД
Непропуск пешеходов в неположенном месте
Владельцам автомобиля также сулит взыскание наказания, если они не пропустили пешего участника в неположенном месте. Хотя пешеходы и нарушают правила ПДД и не имеют приоритета при таком переходе, автоводители будет признаны виновным, так как есть вероятность столкновения.
Обычно выделяют две распространенные ситуации:
- Владелец автомобиля нарушил правила ПДД, например, превышение скорости. Наряду с таким правонарушением, ответственность будет за причинённые травмы здоровью;
- Шофер специально не остановил авто, чтобы проучить пешего участника. В таком случае он уголовно наказуем, так как у него был умысел на причинение здоровья.
Действия водителей при приближении к пешеходному переходу
- Вы подъехали к «зебре» и видите, что человек уже идет по переходу. В этом случае вы должны его пропустить (пункт 14.1).
- Если автомобиль, который едет впереди вас, снизил скорость, чтобы пропустить пешехода, вы тоже должны затормозить (пункт 14.2). Обгон по пешеходному переходу и выезд на полосу встречного движения являются грубыми нарушениями, за них могут лишить водительского удостоверения. Более того, может произойти ДТП.
- Если на светофоре для водителя горит разрешающий сигнал, но пешеходы еще не перешли дорогу, то надо дождаться, пока они закончат движение, и только потом ехать (пункт 14.3).
- Согласно пунктам 14.5, 14.6, 14.7 пешеходов следует пропускать в следующих случаях:
- Слепой пешеход подает сигнал белой тростью (независимо от того, пешеходный это переход или нет);
- Если пешеходы идут к остановке, на которой стоит общественный транспорт, сажающий людей на проезжей части;
- Если водитель приближается к машине с включенной «аварийкой», и у этой машины есть опознавательный знак «перевозка детей», то водитель должен замедлиться, при необходимости остановиться полностью и пропустить детей.
Обязанности водителей на переходе
Как водителю можно избежать наказания
Причины ДТП на пешеходных переходах
Пешеходный переход
Второе название пешеходного перехода – зебра. Она предназначена для безопасного перемещения людей через проезжую часть. Требования к размещению зебры и ее отметке на дорожном полотне прописаны на законодательном уровне. Она может располагаться на месте как регулируемого перехода со светофором, так и нерегулируемого.
Зебра проходит по дороге и трамвайной линии. Соответственно, вагоновожатые тоже должны предусматривать вероятный выход на рельсы пешеходов и заранее снижать скорость для обеспечения возможности полной остановки трамвая. На больших дорогах переходы отмечаются более широкой зеброй и могут иметь указатели направления движения людей (разметка 1.14.2).
Наказание за непропуск пешехода на «зебре» с камеры ГИБДД
Камеры, основным назначением которых является фиксирование нарушений на пешеходных переходах, функционируют на территории России уже несколько лет, однако для многих они становятся открытием уже после прихода электронных уведомлений о штрафах за непропуск пешехода. Принцип их действия основывается на следующих особенностях:
- камеры автоматически анализируют ситуацию на «зебре»: вычисляют пешеходов, рядом находящиеся автомобили, их скорость, траектории движения;
- нарушение наступает тогда, когда между пешим человеком и транспортным средством определяется дистанция меньше, чем одна полоса для движения;
- расстояние между автомобилем и спиной пешехода в расчет не берется.
Когда камера замечает несоблюдение пункта 14.1. ПДД (непропуск пешехода на пешеходном переходе), она делает не только фотографии, но и видеозапись, на основании которых инспектор дорожных служб выносит постановление о необходимости материального взыскания в виде штрафа от 1500 руб. до 2500 руб.
Человек в неположенном месте
Непропуск пешехода в неположенном месте также сулит наказание. Хоть у людей, переходящих дорогу в не отведенном для этого месте, нет приоритета, хоть они сами нарушают правил движения, но автоводитель также будет признан виновным, если произойдет столкновение с человеком. И здесь могут быть две развязки:
- шофер нарушил какие-либо пункты ПДД, например, скоростной режим, выехал на встречку, автомобиль имел неисправности и пр. Наряду с основным нарушением будет и ответственность за травмы и увечья.
- водитель ничего не нарушил, но нарочно, чтобы проучить человека совершил наезд. То есть имел возможность, но не остановился/не увернулся. Такое поведение подразумевает умысел на причинение вреда здоровью или смерти, что преследуется уголовным законом.
А вот если автовладелец вне пешеходного перехода был осторожен, соблюдал правила и предпринял все требуемые меры во избежание печальных последствий, то ответственности можно миновать.
Разъяснения и комментарии
Давайте разберемся, как необходимо осуществлять пропуск пешеходов. Как можно понять из Правил, водитель должен уступить дорогу. До изменений 2014 года ПДД и Административный кодекс не соответствовали между собой. Правила заставляли пропускать пешеходов, а КоАП предписывал наказание за то, что не уступили дорогу. Поэтому законодатели сделали поправки, чтобы эти нормативные акты соответствовали ситуации. Но в чем была неясность?
Вопрос в том, что понятие пропуска не разъяснено в ПДД, а как уступать дорогу, там подробно описано. Водитель не должен мешать пешеходам, и вынуждать их изменять направление движения, скорость ходьбы.
Учитывайте, что в понятии «уступить дорогу» содержится важный фактор. Ваши пути движения с человеком, переходящим дорогу, должны пересекаться сразу по времени и траектории движения. Другими словами, если вы не дадите возможность перейти дорогу, то столкнетесь с ним, или вынудите изменить направление движения и скорость. В результате будет нарушаться п. 14.1 Правил.
Учитывая вышесказанное, можно утвердить следующий порядок пропуска пешеходов:
- Вы подъехали к «зебре», а пешеход вступил на нее. Если он пока не находится на проезжей части, то водитель еще не должен уступать дорогу.
- Вы должны притормозить, либо остановиться, чтобы дать возможность человеку перейти дорогу, не меняя из-за Вас направление и скорость ходьбы. Тогда вашей вины не будет. Но если пешеход испугался быстро приближающегося автомобиля, то сотрудник ДПС может наказать вас, выписав постановление о штрафе.
- Когда пешеход прошел линию вашего пути, то можно продолжать движение. Вы не обязаны ждать, пока он пройдет всю дорогу, а только уступить ему. И вы это сделали.
Ниже на рисунках видно, что водитель не создает помех пешеходу, и соблюдает ПДД п. 14.1.
Если вы будете ехать, когда пешеход начал переход еще на другой стороне проезжей части:
Если пересечете переход еще до окончания прохода дороги пешеходом:
Если пешеход на середине дороги по своей воле решил возвращаться назад:
Что происходит на практике
Если Вы не пропустили пешехода, и это нарушение записала видеокамера, то при этом не важно, уступили Вы ему дорогу или нет. Если Вы на фото находитесь на «зебре», а пешеход еще не перешел дорогу, то ждите наказания
Сегодня такая недоработка камер существует, и данные постановления можно оспорить в суде.
На практике сотрудники ГИБДД стараются штрафовать водителей в любых ситуациях, когда пешеход находится на дороге. Они пользуются тем, что не все водители знают ПДД, и часто «разводят» на этом.
Перечисленные рекомендации могут оказать помощь, если на вашем автомобиле установлен видеорегистратор. Его видеозапись может доказать, что Вы не создавали помех пешеходу, и не нарушали п. 14.1 Правил. Поэтому таким образом можно избежать штрафа. Нужно просто сказать инспектору, что у Вас есть видеорегистратор, и штраф вы обжалуете. Большинство сотрудников знают все тонкости ПДД, и пункта 14.1 в частности.
Если в вашей машине нет видеорегистратора, то вам пригодится следующая информация:
- Показания свидетелей будут иметь вес, если они не являются родственниками, и не сидели с вами в машине.
- Инспектор должен объективно рассматривать дело о нарушении, и по возможности может привлечь пешехода в качестве свидетеля.
- Только одного протокола, составленного сотрудником ДПС, недостаточно для доказательств. Об этом было сказано в Верховном суде России. Инспектор должен предоставить другие доказательства того, что пешехода не пропустили. Если Вы будете обжаловать постановление в суде, то нужно обязательно напомнить данный факт.
Согласно новым ПДД, сотрудник ДПС может сразу оформить постановление. При вашем несогласии составляется протокол, и в нем Вы должны описать все нарушения сотрудника. Кроме этого, если он не разъяснил Вам ст. 51 Конституции, а также ст. 25.1 Административного кодекса, то данный факт также нужно пометить в протоколе. При отказе инспектора в составлении протокола в постановлении нужно указать это.
Как доказать непричастность к нарушению
Внимательно стоит подойти к вопросу невиновности или степени вины, если водитель все же совершил правонарушение. Здесь должен учитываться фактор «крайней необходимости».
Ст. 2.7 КоАП РФ призывает не считать совершенный по «крайней необходимости» поступок административным нарушением законодательства. Такое поведение можно классифицировать, как ликвидацию ситуации, напрямую угрожающей жизни или личному здоровью «правонарушителя». Иными словами, это события, препятствующие водителю выполнить установленные законом правила, которые имеют однозначное объяснения и обязывают автовладельца понести наказание.
Важно знать: самые неоспоримые из подобных обстоятельств, это доставка ребенка или другого человека в больницу. Наиболее распространена ситуация с перевозкой рожающих женщин в роддом
Помимо этого снизить степень вины и размер штрафа помогут смягчающие вину обстоятельства.Ст. 4.2 разъясняет ситуации, когда могут быть применены более мягкие штрафные санкции:
- совершенное правонарушение было сделано в состоянии аффекта или в ситуации непреодолимого стечения разной степени тяжести обстоятельств,
- водитель содействует расследованию произошедшего инцидента;
- в случае добровольного прекращения нарушения и исправления поведения;
- если лицо, совершившее правонарушение раскаялось или осознало степень вины;
- самовольного признания в нарушении и явка в место, уполномоченное для проведения делопроизводства по факту совершения нарушения;
- при добровольной компенсации последствий;
- в случае совершения правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Инспектор ГИБДД, рассматривающий дело, может опереться и на другие моменты, которые способны смягчить вину. Сотрудник определиться с наказанием, оценив всю ситуацию. Автовладелец должен пояснить все причины своего поступка.
Для смягчения санкций возможно добавить некоторые из следующих факторов (при их действительном наличии):
- сниженная дальность видимости;
- неудовлетворительные погодные условия;
- плохое состояние дорожного полотна;
- наличие рекламы, не позволяющей сосредоточиться;
- неадекватное движение пешехода.
Избежать штрафа поможет также доказанный факт неисправного состояния технического средства — камеры фиксации.
Сроки обжалования
В общих случаях срок подачи жалобы на любые штрафы ГИБДД составляет 10 дней с даты получения копии постановления:
- со дня, когда инспектор вручил вам копию постановления,
- со дня, когда вы вынули её из почтового ящика, если штраф выписан камерой автофиксации.
Очень часто автолюбители путают постановление с протоколом. Первое – это и есть штраф в формальном виде. Последний не обжалуется, а лишь означает, что штраф ещё не назначен, а будет разбирательство в ГИБДД в вашем присутствии, куда вас обязаны пригласить, и уже по результату разбора вынесут такое постановление.
Если 10 дней пропущены, то можно вместе с жалобой подать ходатайство в свободной форме о восстановлении сроков, но на это должны быть уважительные причины.
Уголовная ответственность водителя
Выше мы перечислили, при каких условиях возникает обязанность водителя пропустить пешехода. Нарушение этих условий изначально является нарушением Правил дорожного движения, и ответственность за это регламентируется двумя кодексами – УК РФ и КоАП.
В соответствии со ст. 264 УК РФ любое нарушение ПДД, повлекшее по своим последствиям причинение вреда здоровью или причинение смерти другим участникам движения является уголовным преступлением.
По своим конститутивным признакам ст. 264 УК говорит о неумышленных преступлениях, при совершении которых виновный не желал наступления тяжких последствий, но знал или должен был знать о том, что они могут наступить.
То есть водитель, не пропустивший пешехода, заведомо не желает ничьей смерти. Однако он знает, что несоблюдение ПДД на пешеходных переходах может привести к наезду на пешехода. Именно это нежелание наступления последствий и осознание, что последствия могут наступить и отличает умышленные преступления от неумышленных.
Статья 264 УК РФ содержит в себе в общей сложности 7 частей, позволяющих квалифицировать каждое деяние, связанное с нарушением ПДД. Так:
- часть 1 ст.264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение ПДД, если в результате нарушения был причинен тяжкий вред здоровью другого участника движения, в нашем случае – пешехода;
- часть 2 ст. 264 УК РФ содержит те же последствия, что и ч.1, но при иных обстоятельствах – либо в состоянии алкогольного опьянения, либо с оставлением места совершения ДТП. Само по себе совершение преступления в состоянии опьянения – это уже отягчающее обстоятельство, а применительно к вождению транспортных средств это также и основа отдельной квалификации;
- части 3 и 4 ст.264 УК устанавливают ответственность за нарушение ПДД, если в результате этого нарушения погиб человек. Диспозиции частей практически идентичны и различаются по признаку совершения преступления в состоянии опьянения и с оставлением места ДТП;
- части 5 и 6 ст. 264 УК устанавливают уголовную ответственность за нарушение ПДД, если в результате этого нарушения погибло двое и более человек.
Помимо диспозиций, перечисленные части содержат и санкции, также диверсифицирующиеся в зависимости от тяжести последствий, а именно:
- часть 1 предусматривает наказание либо в виде лишения свободы на срок до 2 лет, либо в виде принудительных работ, либо в виде ареста сроком до 6 месяцев, либо в виде ограничения свободы. Кроме того, санкция предусматривает также и дополнительную меру наказания в виде лишения водительских прав;
- часть 2 предусматривает наказание либо в виде принудительных работ, либо в виде лишения свободы. Дополнительная мера наказания в виде лишения водительских прав является обязательной;
- часть 3 предусматривает наказание либо в виде исправительных работ, либо в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав;
- часть 4 предусматривает уголовную ответственность за те же действия, что и часть 3, но при условии, что преступление было совершено в состоянии опьянения либо водитель оставил место ДТП. Санкция предусматривает только лишение свободы с обязательным лишением водительских прав;
- часть 5 устанавливает наказание либо в виде принудительных работ, либо в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав;
- за те же действия, что предусмотрены частью 5, если имели место управление в состоянии опьянения или оставление места ДТП, часть 6 предусматривает наказание только в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав.
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.
Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.
Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.
- «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
- «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.
Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.
Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:
- В любом случае снизьте скорость перед переходом.
- Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
- На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
- На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.
Очевидно, что доказать правоту, да и верно рассчитать дистанции по п. 4, проблематично, поэтому лучше обращать внимания на п. 1 и 2.
Когда еще водитель обязан пропустить пешеходов?
Кроме уже упомянутой ст.14.1 ПДД РФ, есть и другие, прямо или косвенно связанные с пешеходами.
Ситуация, когда необходимо пропустить пешехода | Статья ПДД | Иллюстрация |
При повороте в любую из сторон | 13.1 | |
При въезде на прилегающие территории или выезде из них | 8.3 | |
Дорогу переходит слепой, обозначивший себя белой тростью | 14.5 | |
Пешеходы направляются к общественному транспорту со стороны дверей | 14.6 |
Все эти случаи так же могут классифицироваться по ст.12.18 КоАП – непропуск пешеходов – со штрафом в 1500 – 2500 рублей.
Надо ли пропускать вне пешеходного перехода?
Здесь надо рассматривать два случая – переход в неположенном месте и места, не размеченные зеброй или знаками, но переход в которых не запрещен. Во втором случае неуступление дороги может быть зафиксировано. В предыдущем разделе мы как раз рассматривали нормы ПДД, требующие уступить пешеходу, наличие разметки при которых не всегда требуется (вне зебры).