Какие штрафы отменили на сегодняшний день? Официальные источники

Тогда почему в 2023 году много машин ездят с тонировкой?

Всё очень просто! Потому что теория законодательства и практика несколько отличаются. Правоприменение работает далеко не всегда идеально. Так:

  • вы, возможно, чаще всего видите тех тонированных водителей, которые просто пока ещё не получили требования или не отсидели, получив его,
  • некоторые водители могут просто игнорировать все наказания – в нашей практике есть случаи, когда автолюбитель, получив арест 10 суток, всё равно продолжает ездить с затемнёнными окнами,
  • в целом, средства измерения есть далеко не у всех экипажей – чаще всего ими обладают стоящие специально для ловли на “тонер” инспекторы.

В любом случае, как показывает практика, если вы затонировались, то однажды попадётесь пусть не на аннулирование регистрации, но на требование с последующим арестом точно.

Можно ли получить разрешение на авто?

Есть ли какая-то категория водителей, которым разрешается ездить тонированными? Можно ли получить допуск?

Нет. По состоянию на 2023 год формат и наличие таких разрешений не регламентировано ни одни нормативно-правовым актом.

Но даже неписанные документы уже ушли в прошлое. Да, в середине «нулевых» практиковалась незаконная возможность на специальные машины раздавать такие разрешения. Но на сегодняшний день их нет. И, если вы найдёте в каких-либо изданиях данные якобы в новых законах о том, что можно оформить инкассаторский тип автомобиля, чтобы получить соответствующую законодательное одобрение на затемнение свыше положенных 70% светопропускаемости, то такой возможности нет и для этого типа автомобилей.

Легализация тонировки в 2023 году – вся правда

Нет. Но главная правда заключается в том, что тонирование стёкол и без того разрешили уже давно – и не только задних, но и лобового. И никакого нового закона о тонировке для этого не нужно. Есть лишь 2 условия, при которых нельзя ездить с ней и можно получить штраф. Но об этом немного ниже.

Давайте выясним, откуда взялись такие новости об изменении в законодательстве!

Из последних данных, актуальных на 11 Января 2023 года, есть проект Федерального закона об отмене штрафа в КоАП за покрытия, ухудшающие обзорность с места водителя.

Авторы данного законопроекта о легализации плёнки – депутаты фракции ЛДПР. Сам нормативный акт разработан в июне, 24 числа внесён в Госдуму и на следующий день направлен в Комитет ведомства.

Вот официальная страница проекта нового закона о тонировке на официальном сайте партии.

А вот его формальная трактовка при внесении в думу.

Какие наказания отменены в 2023 году?

Их несколько, и начнём мы с самого популярного по запросам у автолюбителей и вызвавшего в определённой степени ажиотаж в автосреде.

Штраф за букву “Ш”

И это как раз тот случай, когда отменена сама обязанность в ПДД. Объясним подробнее!

В КоАП же существует штраф за любые нарушения Основных положений ПДД . Но раз обязанности клеить букву “Ш” у водителей больше нет, то и санкции за это не положено. Таким образом, штраф за знак “Шипы” по состоянию на 2023 год отменён и не действует. У нас есть специальная статья на эту тему.

За ксенон

А вот здесь говорится больше о смягчении действующего наказания, нежели о полной отмене штрафа ГИБДД.

И в данной ситуации ранее крылся парадокс – даже, если быть точнее, самодурство исполнительной власти: КоАП официально предусматривал только штраф за это, а вот суды думали иначе. Дело в том, что за ксеноновые или светодиодные лампы в фарах, которые предназначены для галогеновых лампочек, ранее почти во всех случаях лишали прав.

Речь идёт о путанице (намеренной или случайной – не важно, а важна только сложившаяся судебная практика), когда судьи применяли часть 3 статьи 12.5 КоАП, которая и предусматривала лишение за запрещённый цвет фар одновременно с нарушенным их режимом работы. Между тем, как в случае ксенона, так и светодиодов цвет чаще всего не был запрещённым – он белый, что разрешается ПДД (но если речь о синем или фиолетовом оттенке, то уже запрещено)

Но и режим работы может быть либо проблесковым, либо постоянным – то есть при установке несоответствующего типа ламп в галогеновую фару режим тоже не менялся

Между тем, как в случае ксенона, так и светодиодов цвет чаще всего не был запрещённым – он белый, что разрешается ПДД (но если речь о синем или фиолетовом оттенке, то уже запрещено). Но и режим работы может быть либо проблесковым, либо постоянным – то есть при установке несоответствующего типа ламп в галогеновую фару режим тоже не менялся.

В угоду решения такого парадокса в июне 2019 года Верховный суд РФ разъяснил, что суды поступали до сих пор неправильно, и потому лишение прав отменили, а штраф сделали должным наказанием за данное нарушение. Впрочем, о полной отмене речи всё же не идёт – вас всё ещё могут лишить прав за ксенон и LED. Но при обжаловании такого постановления шансов выиграть дело и переквалифицировать на штраф гораздо больше.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Новые штрафы за тонировку — правда или нет?
  • Новые ПДД: ГИБДД подготовили поправки и штрафы – это правда или нет? Когда вступают в силу?
  • Как обжаловать штраф ГИБДД через Госуслуги с 1 сентября? Новый закон

За тонировку

А это одна из самых обсуждаемых новостей среди владельцев автомобилей. И каких только новостей по тонировке не было:

  • и про ужесточение санкции до 5 000 рублей и даже лишения прав,
  • и про полный запрет тонировки,
  • и про отмену штрафа за плёнку.

Итак, нас интересует последняя новость. И, к сожалению или счастью, это оказалось неправдой. Если быть точнее, то одна из партий, действительно, предлагала соответствующий законопроект, предложив отменить наказание за тонировку. Однако, его так и не приняли. Хотя в сети до сих пор продолжают обсуждать миф о разрешении затемнения стёкол с любой светопропускаемостью.

Но справедливости ради стоить отметить, что формально тонировка не запрещена при соблюдении одного из 2 условий:

  • светопропускаемость передних стёкол с плёнкой составляет не менее 70% по результатам замера,
  • машина никуда не едет, так как запрещено именно управление с недостаточной светопропускаемостью.

Могу ли я вернуть права без оплаты штрафа 30 000 рублей, если срок лишения уже истёк?

Да, но есть трудности.

За пьяную езду, передачу руля нетрезвому водителю, отказ от медосвидетельствования и употребление алкоголя после ДТП можно получить штраф 30 000 рублей одновременно с лишением водительских прав.

Что же получается? Штраф 30 тысяч рублей вами не оплачивался, поскольку «сгорел» по сроку давности. Следовательно, условие для возврата ВУ после лишения не исполнено. Получается замкнутый круг…

А если в ГАИ не отдают в/у?

И на практике 2023 года при попытке забрать водительские права в связи с окончанием срока лишения вас будет поджидать неудача – инспектор попросту не отдаст вам в/у, а предложит оплатить штраф 30 000 рублей. И даже любезно распечатает вам квитанцию для этого…

Вот только оплачивать ничего уже не требуется. По прошествии 2 лет постановление об административном правонарушении не подлежит исполнению. И здесь ваша задача – указать сотрудникам полиции на этот факт!

Как это сделать?

  1. Если в ГАИ вам не возвращают в/у, напишите заявление о прекращении взыскания штрафа по сроку давности в двух экземплярах – одно заявление передайте инспектору, а на втором экземпляре (он останется у вас) должны проставить входящий номер о принятии,
  2. Если отказывают устно и не хотят принимать заявление – включайте видеосъемку, чтобы у вас было доказательство попытки подачи заявления в ГИБДД. Альтернативный вариант – направить то же заявление на сайте https://гибдд.рф/request_main или ценным письмом по почте с описью и уведомлением о вручении,
  3. Если спустя 30 дней на ваше ходатайство так и не ответили или пришёл отказ, можно обращаться в суд,
  4. В суд подаётся иск о прекращении исполнения в связи с истечением срока давности. Сделать это нужно не позднее 10 дней с момента получения письменного ответа из ГАИ,
  5. Суд должен встать на вашу сторону и обязать ГИБДД вернуть вам ВУ после лишения.
  6. Далее на основании судебного акта останется лишь забрать водительское удостоверение.

Точно так же можно снять с автомобиля запрет регистрационных действий, если ранее ограничение было наложено приставами в связи с просроченным штрафом. Поскольку исполнительное производство прекращено, то и ограничения в отношение ТС больше не действуют, а если они остались – должны быть сняты.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Имеют ли право забрать автомобиль на штрафстоянку, если на ней арест или запрет приставов?
  • Всё о запрете на регистрационные действия в вопросах и ответах

Новые штрафы за скорость в 2023 году – это правда?

Да, но не совсем. В Госдуме, действительно, рассматривают полное обновление и переработку действующего КоАП, включая изменение большинства наказаний и в области дорожного движения. Однако, до тех пор, когда увеличение санкций вступит в силу, пройдёт ещё много времени.

Мы ежедневно отслеживаем актуальную информацию об изменениях законодательства, и эта статья будет обновлена по мере повышения штрафов.

Между тем, новый проект Административного кодекса предусматривает значительное повышение санкций на езду быстрее разрешённой на 20, 40 и 60 километров в час. Давайте в таблице рассмотрим, насколько могут увеличиться наказания в будущем!

Таблица новых штрафов 2023 за превышение скорости (не вступили в силу)
Превышение на величину Новые штрафы Сколько действующие штрафы
От 0 до 20 км/ч Нет санкции – ненаказуемое превышение Не будет санкции
От 20 до 40 км/ч 3 000 рублей (ч.1 статьи 21.9 обновлённого КоАП)
От 40 до 60 км/ч 1000-1500 рублей (ч.3 ст. 12.9) 4 000 рублей (ч.2 ст. 21.9)
От 60 до 80 км/ч 2000- рублей или лишение прав от 4 месяцев до полугода (ч.4 ст. 12.9) 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев (ч.3 ст. 21.9)
Превышение более чем на 80 км/час 5 000 рублей или лишение прав на полгода (ч.5 ст. 12.9) 5 000 или лишение прав на 4-6 месяцев (ч.3 ст. 21.9)
Повторное превышение на 40-60 км/час 2000-2500 рублей (ч.6 ст. 12.9) 10 000 или лишение на 1 год (ч.4 ст. 21.9)
Повторное превышение более чем на 60 км/час Штраф 5 000 на камеру или лишение на 1 год (ч.7 ст. 12.9) 10 000 или лишение на 1 год (ч.4 ст. 21.9)

Таким образом, самым резонансным, согласно таблицы выше, оказалась норма наказания за самое популярное на сегодняшний день в России превышение – на 20-40 км/ч. Размер штрафа, если новый закон вступит в силу, за это составит целых 3 тысячи, что означает 6-кратное увеличение финансовой санкции.

Впрочем, это изменение активно раскритиковали в Госдуме, указав, что ГИБДД не предоставляет никаких аргументов по ДТП в пользу такого увеличения именно минимального штрафа, а само такое обновление размера наказания говорит исключительно о “палочной системе” в ведомстве. Поэтому далеко не факт, что новые суммы штрафов вообще вступят в законную силу.

Изменения с 1 февраля – правда или нет?

Некоторые источники в то же время утверждают, что уже с 1.02.2023 года произошло существенное увеличение мер ответственности за скорость. Другие сайты пишут о повышении ещё с 1 января текущего года.

Но и это не соответствует правде. Ни один из новых законов не вступил в силу касательно данных санкций. И проверить это достаточно легко:

Но какие это – старые наказания? Давайте рассмотрим их все!

Вас также заинтересует:

  • Какие штрафы за проезд без оплаты по платной дороге? Новый закон о неоплате платного участка
  • Изменения в КоАП и увеличение штрафов – это правда или нет?
  • Новые штрафы за превышение скорости с 1 января 2021 года – это правда или нет?

Поправки с 15 августа

Нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств

Еще одна поправка касается возможности перераспределения полномочий между органами исполнительной власти по рассмотрению отдельных видов правонарушений.

Так, с 15 августа по соглашению между МВД России и Правительством Московской области последнему смогут передать часть полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств. Речь идет о правонарушениях, совершенных на территории Московской области, признаки которых обнаружены непосредственно должностными лицами органа исполнительной власти Московской области.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени областных органов власти смогут руководители этих органов и их заместители (Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 424-ФЗ “О внесении изменений в статьи 23.3 и 23.79 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Следует учитывать, что соответствующие поправки позволят властям Подмосковья применять и такую меру, как задержание ТС. Дело в том, что в , регулирующей правила и порядок задержания ТС, предусмотрена возможность ее применения при совершении правонарушения, предусмотренного . Поэтому наделение органов исполнительной власти Московской области полномочием по рассмотрению дел, предусмотренных этой нормой, автоматически позволит их должностным лицам также принимать решение о задержании автомобиля.

Авторы поправок уверены, что корректировки позволят не только снизить нагрузку на сотрудников Госавтоинспекции и сократить административные издержки, но и повысить оперативность реагирования на случаи совершения таких административных правонарушений и эффективность профилактической работы, что в конечном итоге будет способствовать поддержанию правопорядка на дорогах и созданию комфортной городской среды. По данным статистики, на территории Московской области существует необходимость в задержании и помещении на специализированную стоянку более 2000 транспортных средств в сутки, но фактически задерживается менее 300 автомобилей, так как не хватает экипажей дорожно-патрульной службы и инспекторов административной практики, задействованных при задержании ТС.

Не исключено, что в будущем законодатель предоставит аналогичные полномочия и другим субъектам РФ. Необходимость обсуждения этого вопроса упоминал в своем заключении по рассматриваемым поправкам на стадии их проектирования Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству. К тому же на рассмотрении нижней палаты парламента уже находится законопроект, предусматривающий аналогичные внесенным в КоАП РФ изменения в отношении органов исполнительной власти города федерального значения Севастополя. Напомним, сейчас соответствующие полномочия имеют только органы власти Москвы и Санкт-Петербурга ().

Когда разрешат?

Об этапах вступления в силу нового закона об отмене наказания мы уже выяснили. Но сколько это по времени? И здесь у нас для вас не очень хорошие новости. Правильный вопрос следует всё же задать такой: «Разрешат ли вообще тонировку передних стёкол и лобового по этому новому закону или нет и какова вероятность, что его не отклонят?«.

И ответа на него на сегодняшний день нет, разумеется, ни у кого. Одно лишь следует отметить – большинство проектов чаще всего отклоняется. И далеко не факт, что и новое изменение по их инициативе примут.

Отметим также, что по сети распространяется информация якобы о том, что тонировку уже разрешили с 8 июля 2019 года. Это также неправда. Никаких изменений в законодательство в этот день не вносилось, и часть 3.1 статьи 12.5 КоАП не отменена.

Так правда это или фейк?

А теперь самое главное! Вся вышеприведённая информация, распространяемая различными источниками под видом официальных изменений – это фейк и неправда. Абсолютно все меры ответственности, предусмотренные КоАП РФ по состоянию на дату написания данной статьи остаются неизменными с прошедшего года.

И проверить это достаточно несложно, если знать, где и как это делать.

Как вывод, не стоит верить всему тому, что пишут в соцсетях и мессенджерах. Очень часто такие фейки публикуются в разного рода группах и сообществах для их же популяризации. А авторы и модераторы не проверяют точность и актуальность такой информации. А вот к официальной правде они не имеют никакого отношения.

Допустимый процент светопропускаемости

Штраф за отсутствие техосмотра

Новое в техосмотре легковых автомобилей в 2022 году – это повышение взыскания за его отсутствие, теперь оно будет составлять 2000 рублей. Применить повышенную штрафную ставку за отсутствие диагностической карты собирались уже в 2021 году, но решили подождать год в связи с нестабильной ситуацией в стране.

Для того чтобы получить штрафную квитанцию, необязательно встретить инспектора на дороге. Камеры будут фиксировать авто, которые не прошли ТО в положенный срок. Оповещения о наложении штрафа будут отправляться владельцам транспортных средств автоматически раз в сутки.

Для организаций

Выпуск на линию транспортного средства без прохождения ТО наказывается для должностного лица штрафом 2 тыс. р, юридического лица 50 тыс. р.

Для физических лиц

Физлицам придется оплачивать две тысячи рублей за езду без ТО. Вряд ли оправдаются надежды, что автомашина не попадет в объектив камер. Если отложить поездку на ТО, набежит нескромная сумма.

Фиктивное оформление карты без осмотра или занесение информации в ЕАИС без практического обследования обойдется гражданину в 5-10 тысяч рублей. Повторное аналогичное нарушение повлечет ужесточение наказания до 10-20 тысяч.

Для операторов

Для аккредитованных специалистов, занимающихся оформлением диагностической карты, увеличены существующие штрафы, а также введены новые. Технические эксперты приравнены к должностным лицам.

НарушениеДля должностного лица, тысяч руб.Для юридического лица, руб.
Аккредитация с нарушением законодательстваОт 30 до 50От 200 до 500
Ведение реестра с нарушениямиОт 20 до 30От 100 до 200
Сокрытие сведений, которые должны быть внесены в единый реестрОт 3 до 5От 30 до 50
Оформление карты без проверки ТСОт 30 до 50От 200 до 300
Занесение сведений о проведении ТО в ЕАИС без осмотраОт 30 до 50От 200 до 300
Проведение проверки специалистом, о котором нет сведений в реестре или не уполномоченным для работы в данном пункте ТООт 3 до 5От 10 до 20
Проведение осмотра лицом без аккредитацииОт 30 до 50От 100 до 300
Повторное нарушениеДисквалификация на 1-3 годаОт 300 до 500

А какие последствия?

Формально последствий за отсутствие технического осмотра законодательно может быть несколько:

  • прямое наказание (штраф, лишение прав, административный арест и так далее) за отсутствие техосмотра,
  • регрессное требование по ОСАГО в случае отсутствия действующей диагностической карты,
  • карта как условие приобретения чего-либо обязательного или добровольного.

Так вот, все три этих меры существовали до недавнего времени. Но и это даже в настоящий момент довольно условно. Объясним, в чём здесь дело.

Техосмотр как условие для ОСАГО отменён – это правда

Начнём с последнего пункта. Выше мы уже писали, что единственная истина во всём этом – обязательность предоставления диагностической карты для покупки страховки ОСАГО .

И это правда. Соответствующий законопроект прошёл 3 чтения, принят Госдумой и ожидает вступления в законную силу.

Хотя, и без этих поправок соответствующими указаниями властей предъявление техосмотра было отложено в связи распространением коронавируса до октября 2021 года.

Штраф

И вот эта мера наказания как раз условна. Дело в том, что штраф за отсутствие техосмотра также введён и тоже ожидает вступления в законную силу. Но здесь дата уже иная – 1 марта 2022 года.

То есть формально на сегодняшний день не существует наказания, если вы не прошли ТО.

Однако, фейки о том, что якобы штраф отменён просто абсурдны. Ведь как можно отменить то, что и так ещё не действует!

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Новые штрафы ГИБДД с 1 и 20 августа – правда или нет?
  • Новые штрафы ГИБДД и изменения ПДД с 1 и 20 марта – правда или нет?
  • Новые штрафы ГИБДД с 1 и 20 ноября 2019 года – правда или миф?

Регресс ОСАГО

И вот это уже . Более того, оно может стать самым дорогим и жёстким в зависимости от конкретных обстоятельств.

Дело в том, что регрессное требование предусмотрено при следующих условиях:

  • произошло ДТП, где вы признаны виновником,
  • происшествие произошло в прямой причинно-следственной связи с неисправностью вашего автомобиля,
  • у вас на момент аварии не было действующего пройденного техосмотра.

Через сколько сгорают штрафы ГИБДД по сроку давности?

Сколько дней действует скидка 50% на оплату штрафа ГИБДД?

20 дней.

В 2023 году возможность оплаты штрафа ГИБДД в половину суммы предоставлена частью 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ. И распространяется льготный период только на штрафы за несоблюдение ПДД.

Вот как звучит официальная трактовка:

Формулировка длинная и не всем понятная. Давайте попробуем её упростить – и получим следующее:

  • Срок действия скидки на оплату штрафа ГИБДД составляет 20 дней,
  • Началом дисконта считается день, следующий за днём, когда в отношении водителя было вынесено постановление – именно так работают административные сроки по смыслу части 1 ст. 4.8 КоАП,
  • Оплатить штраф со скидкой можно до полуночи двадцатого дня с момента вынесения постановления.

Ещё раз обратите внимание на сроки. Исчисление 20 дней начинается со дня вынесения постановления, а не с момента получения его копии из рук инспектора ДПС или бумажного «письма счастья» на почте

В этом и заключается ключевое отличие от срока подачи жалобы на штраф!

Как правильно считать?

Многие водители знают о скидке, но не знают точно, с какого дня она начинается и в какой день заканчивается. Давайте остановимся на этом подробнее.

И для лучшего понимания расчёта сроков рассмотрим два примера:

Если штраф выписал инспектор:

  • 1 сентября – сотрудник ГИБДД оформил в отношении вас постановление за отсутствие полиса ОСАГО и вручил вам копию,
  • 2 сентября – первый день действия скидки 50% на оплату штрафа,
  • 21 сентября (до 23:59) – завершающий день льготного периода,
  • 22 сентября (от 00:00) – дисконт уже не действует.

Если штраф пришёл с камеры автофиксации:

  • 1 сентября вы превысили скорость на 30 км/ч и это попало в поле зрения комплекса видеофиксации нарушений,
  • 4 сентября на основании материалов с камеры сотрудник ЦАФАП вынес административное постановление,
  • 5 сентября – первый день действия дисконта,
  • 24 сентября (до полуночи) – последний день, когда можно воспользоваться скидкой 50% на оплату штрафа,
  • 25 сентября – дисконт закончился.

Но лучше не затягивать с оплатой штрафов. Если вы внесёте платёж в один из последних дней, сумма может не успеть поступить в базу ГИС ГМП. То есть ваша скидка не учтётся и в системе будет висеть неоплаченный штраф. И об этом неприятном факте вы можете узнать позднее, когда с вами свяжутся приставы в связи с просрочкой штрафа. Доказать, что вы совершили платёж в 20-дневный срок действия скидки, конечно, можно – с помощью квитанции об оплате. Но, опять же, это время и нервы при общении с ФССП. Чтобы исключить такие риски, рекомендуем не откладывать оплату на последние дни, а погашать долги заранее.

Новый штраф за тонировку с 1 января 2022 года – это правда?

Между тем, в сети вы можете встретить немало не совсем правдивой информации об этом. Давайте рассмотрим наиболее распространённую из таковой.

Фейк о повторном наказании

Чаще всего вы можете прочитать в сети якобы о том, что вводится ответственность за повторную езду с излишне тонированными передними боковыми или лобовым стёклами на машине. И это неправда… По меньшей мере, в настоящее время.

Хотя, есть инициатива по введению повторного штрафа за тонировку, до вступления в силу поправок и, тем более, официального начала действия и возможности сотрудников ГИБДД выписывать постановления по повышенным суммам ещё очень далеко. Поэтому, если вы где-либо прочитаете, увидите или услышите о том, что якобы за повторное нарушение тонировки уже введено наказание, то это фейк и вымысел либо просто неверно понятые данные официальных источников.

Фейк о повышении штрафа до 3 000 рублей

И здесь есть два основных вида такой подачи изменений:

  • одни источники без ссылок на официальные законы утверждают якобы о повышении штрафа за тонировку до размера 3 000 рублей,
  • другие – как раз о втором повторном штрафе в этой сумме за плёнку на стёклах.

И снова это не является правдой. Хотя, корни растут всё же из официальных инициатив. Ниже мы ещё поговорим подробнее о повторной ответственности.

Изменение размера санкции до 5 000 рублей

А это самый старый фейк о повышении штрафа за тонировку. И такая максимальная сумма санкции, действительно, депутатами думы и некоторое время находилась на рассмотрении. Однако, Госдума не одобрила впоследствии новый штраф в размере 5 тысяч рублей, и он перешёл в архив. К слову, было это почти 7 лет назад.

Вас также заинтересует:

  • Сколько новые штрафы ГИБДД за тонировку стёкол в 2023 году? Последние новости и изменения
  • Новый штраф за отсутствие страховки ОСАГО с 1 января 2023 года – правда или нет?
  • Новые штрафы с 1 и 20 октября 2018 года – правда или нет?
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий