Что такое тонировка и зачем она нужна
Чаще всего под тонировкой понимают специальную пленку, занавеску, съемную шторку или то, что принято называть электронной тонировкой.
Специальная затемняющая пленка. Ее наклеивают на внутреннюю сторону стекла, со стороны салона. Есть много дешевых и дорогих вариантов: от 200 до 5000 Р за погонный метр. Они разные по структуре, по свойствам и по потребительским качествам. С ценами на работу похожая ситуация, все зависит от типа пленки и от автомобиля.
Затонировать заднюю полусферу хорошей пленкой на седане компакт-класса на момент публикации статьи в среднем стоит 7500 Р. Но это очень усредненная цена.
Водители часто тонируют машины сами — и могут уложиться примерно в 1000 Р. Такая экономия оправдана, если нужно затонировать классические Жигули или очень старую ржавую иномарку. Чем отличаются тонировочные пленки и почему лучше затонироваться в сертифицированном центре за 7500 Р — тема для отдельной статьи.
Съемная тонировка из ПВХ-пленки держится на стекле за счет электростатики, на ней нет клея. Ее легко убрать руками, следов на стекле не останется. Стоимость зависит от модели автомобиля, комплект для передних стекол стоит 1500—3000 Р.
Съемные каркасные шторки: жесткий каркас, обтянутый сетчатой тканью. Крепятся к двери на магнитах или специальных защелках. Цена — от 1400 Р за пару шторок на передние двери.
Шторы из ткани без каркаса и не соприкасаются со стеклами. Их крепят на крючках на небольшую гардину в салоне автомобиля. Цена — от 600 Р за комплект из двух штор.
Электронная тонировка. Есть несколько вариантов исполнения. Самый распространенный — это когда ставят специальные двойные стекла со специальным составом между ними и блоком управления. Водитель в таком случае может менять степень затемнения стекла с помощью пульта дистанционного управления. Стоимость комплекта под ключ с установкой — от 120 000 Р. По легенде, можно нажать кнопку и стекла через какое-то время станут прозрачными: сотрудники ГИБДД не успеют зафиксировать нарушение.
Такая тонировка требует от водителя особого внимания и служит недолго, даже если соблюдать все правила эксплуатации — и это тоже тема для отдельной большой статьи. Со временем стекло либо станет неравномерно фиолетовым, розовым или желтым, либо начнет становиться прозрачным не через минуту, а через три.
Конструкция у всех этих устройств разная, но с точки зрения закона это одно и то же.
Вот зачем людям тонировка:
- Салон меньше нагревается летом.
- Если тонировочная пленка качественная и способна задерживать ультрафиолетовые лучи, обивка салона не выгорает.
- Вещи, оставленные в салоне, не бросаются в глаза посторонним. Тем не менее на тонировку все равно полагаться не стоит: немало случаев, когда тонированные стекла выбивали и забирали с заднего сиденья сумку с документами, ноутбук или планшет.
- Стекло, оклеенное изнутри пленкой, сложнее разбить.
- Если оклеить лобовое стекло, водителя будет меньше слепить солнце и фары встречных машин.
Есть и недостатки. Пленка, шторки или занавески ухудшают видимость. В солнечный день это не критично, но ночью водитель может почти ничего не видеть.
Мифы и реальность о тонировке стекол
Прежде всего остановимся на двух, на первый взгляд очевидных моментах:
- Проверка сотрудниками ДПС тонировки на соответствие Требованием должна проводиться по определенным правилам.
- Несоблюдение этих правил позволит оспорить постановление о штрафе.
В этих двух пунктах, в принципе, содержится главное, зачем нужно выяснять весь процесс проверки – чтобы иметь возможность обойтись без штрафа. При этом в самой процедуре, как ни странно при наличии регламентирующих документов, сконцентрировано множество вредных мифов. Их развенчиванием и займемся для начала.
При какой влажности, температуре и атмосферном давлении можно производить замеры тонировки?
Действительно, в существующих ранее ГОСТах такие параметры имели значение и, к примеру, мерить тонировку в дождь или ночью было нельзя. Однако с принятием ГОСТ 5727-88 и, соответственно, отменой предыдущих, ни температура, ни влажность, ни атмосферное давление более не учитываются при измерении. Этот факт вызывает множество дискуссий в юридической среде, но, тем не менее, из нынешней версии ГОСТ ссылка на эти величины убрана.
Что интересно, ГОСТ 5727-88 устанавливает нормы проведения различных испытаний, связанных со стеклом, например, на прочность, искривление и т.д., но в других случаях параметры температуры, влажности и давления значения имеют, а именно в случае светопропускания – нет.
Параметры температуры, давления и влажности указаны в документации к измерительному прибору – разве они не должны быть учтены?
По правоприменительной практике, положения ГОСТ в спорных ситуациях и сотрудники ГИБДД, и суды ставят выше, чем документацию приборов. В результате, ссылаясь на ГОСТ, утверждается, что погодные условия проверки не установлены и не могут быть приняты к рассмотрению.
Это важно, т.к. малоопытные юристы или водители, не прибегающие к помощи профессиональных автоюристов, нередко пытаются вытроить защиту на основании инструкций к приборам измерения светопропускания
Правда ли, что проверку на светопропускание можно производить исключительно на стационарных постах ГАИ (ГИБДД)?
Нет, не правда. Больше не правда. Ранее действительно существовала нормативно-правовая документация, устанавливающая обязательность проверки только на стационарном посту, но в ныне действующих редакциях, данные нормы отсутствуют.
На этом вредные мифы закончим и перейдем к действительным процессуальным моментам.
Первоначальные сведения о тонировке
Перед тем, как выяснять, сколько штраф за тонировку, рекомендуется разобраться, что именно включает в это понятие действующее законодательство. Тонировка авто выполняется для снижения количество света, поступающего в машину извне, а также для решения ряда других задач. Затемнение осуществляется при помощи специальной пленки. Она может быть разных видов. Существует и альтернативные варианты тонировки.
Она может быть выполнена при помощи:
- нанесения напыления;
- установки заводских затемненных стекол;
- установки специальной съемной пленки.
Однако вышеуказанные варианты используется редко. Автомобиль признается тонированным, если указатель затемнение превышает 65%. Если значение меньше, пленка признается декоративной. Ее достаточно широко применяют. Автомобили с таким напылением нередко по ошибке признаются тонированными. Толщина пленки варьируется от 60 до 380 Микрон. Новый закон с 1 января 2022 года за тонировку никаких дополнительных санкций не предусматривает. Штраф, как и раньше, регламентирует КоАП РФ. Размер денежного взыскания составляет 500 руб.
- Последние изменения в правилах окраски были в 2016 году — изменили номера в хосте. В документе сказано, что не менее 70% света должно проходить через передние окна. Светопропускание заднего стекла не стандартизировано.
- Остальные требования остаются прежними: изменение цвета не должно отражать и искажать восприятие белого, желтого, красного, зеленого и синего цветов.
- Инспектор проверяет изменение цвета с помощью специального прибора — тауметра. Если прибор покажет, что через стекло проходит меньше света, чем должно, налагается штраф в размере 500 рублей.
- Оплатить штраф проще всего через онлайн-сервисы, например «Штрафы ГИБДД».
Правильное тонирование
Борьба чиновников с чрезмерной тонировкой вовсе не означает, что стекла совершенно нельзя затемнять. Сама затемняющая пленка — разрешенный элемент, и на автомобиле разновидность, пропускающая более 75% света (учитывайте пропускную способность самих окон — она редко достигает уровня 100%), не станет поводом для штрафных санкций. Чтобы избежать взыскания, следует знать, какой вид тонировки разрешен, и как должно проводиться измерение ее пропускной способности:
Допустимые нормы прозрачности тонировки автостекол в процентах
- заднее или заднее боковое стекло затемнять можно — какой проникающей способностью они должна обладать, решаете вы. Исключением является лишь пленка зеркального типа, полностью запрещенная законодательством;
- полосу шириной 14 см на лобовое окно клеить можно, однако ее пропускная способность должна быть не менее 75%;
- при назначении взыскания без проверки тауметром или с проведением процедуры в неподходящих условиях (низкая температура, высокая влажность) и месте (процедура считается выполненной корректно лишь на специально оборудованном посту) вы имеете право обжаловать решение ГИБДД без оплаты финансовых взысканий.
votes
Рейтинг статьи
Warning/var/www/u1191827/data/www/okuzove.ru/wp-content/themes/kuzov/widgets/ads/banner-rotation.php3Warning/var/www/u1191827/data/www/okuzove.ru/wp-content/themes/kuzov/widgets/ads/banner-rotation.php11Warning/var/www/u1191827/data/www/okuzove.ru/wp-content/themes/kuzov/widgets/ads/banner-rotation.php19
Что ещё нового?
Изменение штрафа за тонировку до 5 тысяч рублей – далеко не единственное новшество за последний год касательно это темы обсуждения.
Так, в конце марта 2018 года было предложение вообще запретить полностью тонировку. Если на сегодня она разрешена до 30% (светопропускаемость стёкол должна быть не менее 70%), а задние и вовсе можно тонировать хоть на 100% при наличии боковых зеркал, то один из инициаторов предложил полностью запретить любое затемнение окон машин в России, в том числе задних. И хорошо, что его никто не послушал.
Согласно другому нововведению, тонировку решили, наоборот, полностью разрешить. Хоть под 100%. Но и это, к сожалению или к счастью, оказалось неправдой.
Когда введут?
Согласно предлагаемому изменению, планируется на первый раз повысить штраф до 1500 рублей, а на второй – выписать водителю уже 5000 рублей либо лишать права управления на определённый (не утверждённый пока срок). Новый закон пока находится на обсуждении и не принят.
Что значит “находится на обсуждении”? А то, что до официального его действия ещё далеко. Формально документ внесён на обсуждение в Госдуму. И, чтобы новый штраф ГИБДД был введён в силу, сейчас возможны следующие события по порядку:
- законопроект должен пройти целых 3 чтения в Госдуме, между которым обычно бывает перерыв до нескольких месяцев;
- после третьего чтения новый закон подписывается Президентом;
- далее его текст должен быть опубликован на официальных порталах правительственной информации (publication.pravo.gov.ru, rg.ru);
- после опубликования он вступает в силу в течение 10 дней, если в самом законе не пропишут иной (больший) срок.
Таким образом, новый штраф за тонировку в размере 5000 рублей появится ещё очень нескоро и не факт, что в 2023 году.
Наказание за повторное нарушение
Сколько процентов разрешённая тонировка передних стёкол?
Вопрос о разрешённой тонировке передних стёкол машин актуален и вызывает много споров уже много лет. Если сейчас тонировка стёкол запрещена законом в 2023 году, то почему многие водители до сих пор ездят с тонировкой на своих машинах? Что изменится в новом году?
Сейчас размер штрафа за тонировку передних стёкол машины составляет от 5 000 до 10 000 рублей. Однако, новый закон, который будет вступать в силу в 2023 году, предполагает полный запрет на тонировку передних стёкол. Это означает, что наказания за нарушение этого запрета будут более строгими и могут составлять значительную сумму денег.
Такой изменения в законе о тонировке вызваны необходимостью обеспечения безопасности на дороге. Часто тонированные стёкла снижают видимость и затрудняют обзорность водителя. В связи с этим, установление запрета на тонировку передних стёкол является неотъемлемой частью мер, направленных на повышение безопасности движения на дороге.
Теперь остаётся вопрос: какой процент тонировки будет разрешён на задних стёклах машины? К сожалению, точных данных по этому вопросу пока нет. Официальная информация о разрешённой степени тонировки задних стёкол может быть представлена в виде таблицы, где будут указаны допустимые значения.
В итоге, новый штраф за тонировку передних стёкол в 2023 году будет означать полный запрет на эту процедуру. Однако, на задних стёклах может быть разрешена определенная степень тонировки, но точные числовые значения пока неизвестны
Важно помнить, что соблюдение правил и законов в области тонировки автомобильных стёкол является неотъемлемой частью безопасного поведения на дороге
Таблица наказаний за «тонер» 2023
Сейчас актуальным вопросом является то, какой размер штрафа будет установлен за тонировку стекол в 2023 году
Почему стоит обратить внимание на этот вопрос? Во-первых, многие водители ездят с тонировкой, а во-вторых, какой процент машин с разрешённой тонировкой будет в году запрета? Всё это подробно отражено в таблице наказаний
Таблица наказаний за тонировку стекол в 2023 году представляет собой перечень штрафов, которые могут быть наложены на водителей, нарушающих запрет на тонировку передних стёкол. Этот новый закон запретит тонировку передних стекол машин. Если водитель будет застукал с запрещенной тонировкой, то он может быть оштрафован на определенную сумму.
Размер штрафа за тонировку будет зависеть от года и типа нарушения. Например, если машина была с тонировкой в 2022 году, то в 2023 году за такое нарушение оштрафовать могут на 30% больше. То есть, если в 2022 году штраф составлял 1000 рублей, то в 2023 году это может быть уже 1300 рублей. Но точные цифры, установленные в таблице наказаний, можно будет узнать только тогда, когда закон вступит в силу.
Таким образом, таблица наказаний за «тонер» в 2023 году позволит водителям заранее оценить риски наложения штрафа и быть в курсе актуальных санкций. Но еще не совсем ясно, разрешат ли в будущем какую-нибудь тонировку, либо полностью запретят это вопрос, хотя их и много.
Что ещё может грозить за тонировку?
Шутка ли, но пока власти активно обсуждают, как бы ещё насолить любителям “ездить в ночи”, инспекторы ГИБДД и судьи уже действуют и сажают таких водителей и аннулируют регистрацию их автомобилей.
- в случае ареста: на первый раз автолюбителю выписывает штраф и требование о прекращении нарушения, и если тот попадётся во второй раз, то за неисполнение законного требования его направляют в суд, где судья назначает арест до 15 суток (на практике обычно 5-10 суток) по ч.1 ст. 19.3 КоАП; такое распространено во всех регионах России;
- в случае аннулирования регистрации такое позволяет сделать о регистрации ТС. Он обозначает, что если в конструкцию автомобиля внесены изменения без разрешения ГИБДД, то такое авто надлежит снятию с учёта.
О законности требования и на какой срок оно выписывается, мы уже обсуждали ранее.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Всё о новом предостережении в полиции в вопросах и ответах
- Новые штрафы за тонировку — правда или нет?
- Всё о новом законе о техосмотре 2018: когда вступит и сколько будет стоить технический осмотр?
Можно ли и как избежать ответственности и ездить с тонировкой?
Да, можно. Вот только возможность эта предусмотрена разрешённой законом плёнкой. То есть штрафа избежать можно, если только вы не нарушаете:
- светопропускаемость стёкол с тонировкой составляет более 70% в передней “полусфере”,
- либо вы не ездите на этой машине.
Всё остальное – это попытки уйти от ответственности. И здесь идёт постоянная война между новыми ухищрениями любителей тонировки и инспекторами ДПС вместе с судьями. Но нужно понимать, что последние не дураки
Проще говоря, ваша попытка зацепиться за формальности законодательства в надежде избежать штрафа может встретиться с вполне успешной попытки суда вообще не принять во внимание те или иные доводы и просто оштрафовать или посадить на 15 суток за невыполнение требования сотрудника полиции
Например, вы опустили стёкла перед проездом инспектора ДПС. Но он вас остановил и требует поднять их. Законно ли его требование? Да, так как это требуется для прямого выполнения его служебных обязанностей во исполнение закона О полиции и Административного регламента, введённого Приказом №664. Но вы указали сотруднику, что у вас сломались стеклоподъёмники, и вы двигаетесь к месту устранения этой неисправности. Так вот, сотрудник в этом случае запросто выпишет штраф или самостоятельно поднимет стёкла. А суд просто может проигнорировать ваши попытки доказать нарушения ваших прав.
Но есть всё же несколько важных тонкостей, которые делают привлечение к ответственности за тонировку незаконной. И о некоторых из них мы уже говорили выше. Но есть и мифы в этом плане. Рассмотрим несколько таких тонкостей!
Если оштрафовали без замера?
Как мы уже упоминали выше, так как законодательство в 2022 году в России устанавливает определённое значение разрешённой светопропускаемост, то её фиксация обязательна. Если замера не было, то штраф незаконен, так как не определено само событие правонарушения.
Если снять тонировку на месте?
А это уже нерабочий способ избежать штрафа. Дело в том, что наказывается водитель конкретно за управление. И сотрудник ГИБДД, остановивший вас, уже выявил факт такого управления.
Более того, если вы в состоянии снять тонировку на месте – то есть сообщите об этом официально инспектору, то вы обязаны это сделать. Так как начало движения с плёнкой образует новое событие правонарушения.
ДПС требует удалить плёнку – что делать?
Просто укажите, что не имеете технических средств для снятия тонировки и попросту не умеете этого делать. В этом случае, хотя и будет образовано новое событие правонарушения с началом движения, его состава не будет. Это так, потому что отсутствует ваша вина в том, что вы не смогли удалить плёнку.
На это однажды указал Верховный суд в Постановлении от 11.10.2019 №11-АД19-28, разъяснив, что требование удалить тонировку без предоставления разумного срока не отвечает разумности и исполнимости.
Как оспорить постановление по части 3.1 статьи 12.5?
Жалоба подаётся в свободной форме в течение 10 суток с даты вынесения постановления (да, главное, успеть в этот срок). Направляется она в одно из двух ведомств:
- либо в подразделение ГИБДД по району, где вынесено постановление (указано на оборотной стороне вашей копии постановления), на имя начальника ГАИ,
- либо в районный суд также по месту совершения нарушения.
Обратите внимание, что обжаловать штраф онлайн посредством официального сайта ГИБДД в 2022 году нельзя. Но есть пока ещё не идеально работающий инструмент на Госуслугах (в списке ваших штрафов должна быть кнопка “обжаловать”)
Какие правила тонировки изменились в 2022 году
Новый ГОСТ диктует новые правила тонировки. Теперь лобовое стекло и передние окна должны пропускать от 70% света. Но пока действуют старые правила, согласно которым максимальная отметка составляет 75% для переднего лобового стекла и 70% для окон. Решение разрешить 5% дополнительной светопропускаемости практически никак не повлияет на комфорт водителя. Для обычного глаза разница практически незаметна, но её могут рассмотреть специальные приспособления, которыми и будет выполняться измерение.
Что касается водителей, ничего принципиального для них не поменяется, поскольку даже старая передняя часть стекла тонирована по старым правилам, она вписывается в стандарты. Потому рассматриваемое правило может оказать влияние только для людей, которые хотят сделать новую тонировку и руководствоваться для этого обновлениями. Причина таких нововведений заключается в том, чтобы привести требования в соответствие с современным ГОСТом.
Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу
Что за новый закон?
Вас также заинтересует:
- Сколько новые штрафы ГИБДД за тонировку стёкол в 2023 году? Последние новости и изменения
- В России запретили тонировку полностью, в том числе задних стёкол – правда или нет?
- Новый штраф за тонировку 5000 рублей и лишение прав с 2020 года – правда или нет?
Далее ещё несколько раз правительство поднимало данный вопрос. Последняя из активностей по повышению штрафа до 5000 рублей – внесение на обсуждение в весеннюю сессию 2018 года Госдумы нового формата мер наказания.
Сам закон меняет следующее:
- на первый раз штраф за тонировку будет составлять 1500 рублей вместо 500,
- за повторное нарушение водителю грозит санкция в виде обсуждаемых нами 5000 рублей,
- также вводится штраф за факт установки на автомобиль тонировки – тоже 5000 рублей.
Было | Предлагается |
---|---|
Статья 12.4, часть 3: Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, – двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – пятисот тысяч рублей. | Статья 12.4, часть 3: Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси, аравно установка стёкол (в том числе их покрытие прозрачными цветнымиплёнками), светопропускание которых не соответствует требованиямТехнического регламента о безопасности колёсных транспортныхсредств, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, – двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – пятисот тысяч рублей. |
Статья 12.5, часть 3.1: Управление транспортным средством, на котором установлены стёкла (в том числе покрытые прозрачными цветными плёнками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств, влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. | Статья 12.5, часть 3.1: Управление транспортным средством, на котором установлены стёкла (в том числе покрытые прозрачными цветными плёнками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей. |
— | Статья 15.5, часть 3.2 (новая): Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи,влечёт наложение административного штрафа в размере пяти тысячрублей или лишение права управления транспортными средствами на срокот одного до трёх месяцев. |
То есть фактически в случае с тонированным автомобилем будет выписан не один штраф, а целых 2 и суммарно составит не 5, а 10 тысяч рублей:
- за управление тонированным авто,
- за установку тонировки на окна.
Штраф 5000 или лишение?
Как видим, новая часть 3.2 предлагает вилку наказаний в виде штрафа как альтернативы лишению. От чего зависит, что будет применено в данном конкретном случае? На это повлияет целый ряд факторов, включая обстоятельства нарушения и характер самого нарушителя.
Лишение прав по КоАП считается более суровым наказанием, поэтому при наличии смягчающих обстоятельств положен штраф, при наличии отягчающих – лишение. На практике всё также непредсказуемо.
В частности, на деле штраф 5000 рублей вместо лишения могут назначить, когда:
- у Вас нет текущих неоплаченных штрафов,
- в течение последнего года не было наказания за ту же тонировку,
- Вы раскаиваетесь в деянии и сняли плёнку.
И ещё небольшой ряд факторов. Мы рассмотрели этот вопрос в специальной статье.
Кто решает?
Назначить 5000 штрафа за тонировку или же лишить “стеснительного” автолюбителя прав, решает суд. Но дело сначала попадает к начальнику отделения ГИБДД, в чьём районе Вы были пойманы с тонировкой. На дороге постановление не выносится.
Инспектор ГИБДД составляет протокол и объявляет время рассмотрения дела (разбора) в Госавтоинспекции. И уже там начальник решает, назначить Вам штраф 5000 рублей или направить дело в суд. Самостоятельно сотрудник не может лишить водителя прав – такое наказание доступно только судье. И, если дело направят в суд, то там во второй раз, только теперь уже судья будет решать, назначить финансовое взыскание или лишить водителя права управления.
Вступил ли в силу?
Итак, на 10 Июня 2023 года изменения штрафа до 5000 рублей не произошло. По действующему законодательству финансовая санкция составляет в 10 раз меньшую сумму – 500 рублей. Такое наказание регулирует и наступает, если светопропускаемость стёкол в результате тонировки составляет менее 70% (окно пропускает менее 70% всего света в любую сторону), измеряется только прибором “Тоник” (или другим). Статья не предусматривает, в отличие от других статей, предупреждение как альтернативу штрафу за тонировку.
Мы ежедневно отслеживаем все изменения в российском законодательстве и изменяем материалы сайта в соответствии с ними.
Между тем, кроме денежного наказания, как мы уже упоминали выше, можно нарваться на требование о прекращении правонарушения и даже на прекращение регистрации машины. О дополнительных “обеспечительных” мерах мы поговорим ниже, а пока выясним, когда произойдёт изменение.
Что ещё нового?
Изменение штрафа за тонировку до 5 тысяч рублей – далеко не единственное новшество за последний год касательно это темы обсуждения.
Так, в конце марта 2018 года было предложение вообще запретить полностью тонировку. Если на сегодня она разрешена до 30% (светопропускаемость стёкол должна быть не менее 70%), а задние и вовсе можно тонировать хоть на 100% при наличии боковых зеркал, то один из инициаторов предложил полностью запретить любое затемнение окон машин в России, в том числе задних. И хорошо, что его никто не послушал.
Согласно другому нововведению, тонировку решили, наоборот, полностью разрешить. Хоть под 100%. Но и это, к сожалению или к счастью, оказалось неправдой.
И, наконец, третье нововведение якобы предписывало увеличить штраф за тонировку с 1 января 2018 года – как раз до обсуждаемых нами 5000 рублей. Но и этого не произошло, всё оказалось не более чем слухами.
Какая тонировка разрешена по ГОСТу?
«Привычка – вторая натура», – гласит народная мудрость, и в случае с тонировкой это находит очередное подтверждение. Именно по привычке часто в разговорной речи используют слово «ГОСТ», говоря о документе, регламентирующим эти нормы. Однако уже несколько лет, как правила в этой сфере устанавливает норматив иного типа.
На текущий момент документом, в котором определяется возможность тонировки автостекол, является Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а более точно – Приложение №8 к нему, носящее наименование «Требование к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации», раздел 4 которого, называется «Требование к обеспечению обзорности» (далее, Требования), и содержит необходимые нам параметры.
При этом есть и действующий ГОСТ 32565-2013, подтверждающий те же нормы, однако только в рамках стекол переднего обзора (70%, вне зависимости от типа стекла – закаленное или многослойное). Более того, этот документ устанавливает нормы проведения проверок, поэтому мы к нему еще вернемся далее.
Какую же тонировку допускают Требования? Рассмотрим по выбранным выше категориям:
Категория остекления | Нормы тонировки |
---|---|
Заднее стекло | При наличии боковых зеркал – без ограничений (за исключением зеркальной тонировки – она запрещена). |
Боковые задние окна | |
Боковые передние | Светопропускная способность не менее 70%, а в случае использования бронирования а/м – не менее 60%. |
Лобовое (ветровое) стекло, за исключением его нижеуказанной части | |
Верхняя полоса на лобовом стекле (темная, цветная, атермальная и пр.) | Для легкового транспорта – не более 14 см (140 мм), для некоторых типов крупнотоннажного транспорта допускается ширина полосы до верхнего края рабочей зоны стеклоочистителей. |
Что за новый закон?
Инициатива повышения штрафа за тонировку с текущих 500 рублей появилась ещё в далёком 2014 году – тогда депутаты впервые вынесли на обсуждение предложение более сурово наказывать любителей затонировать машину наглухо. Но тогда новый закон был отклонён.
Посмотреть статус законопроекта на официальном сайте Госдумы.
- Изменения ПДД и новые штрафы с 1 февраля 2022 года – что правда, а что нет?
- Новые ПДД: ГИБДД подготовили поправки и штрафы – это правда или нет? Когда вступают в силу?
- Всё о новом предостережении в полиции в вопросах и ответах
Далее ещё несколько раз правительство поднимало данный вопрос. Последняя из активностей по повышению штрафа до 5000 рублей – внесение на обсуждение в весеннюю сессию 2018 года Госдумы нового формата мер наказания.
Сам закон меняет следующее:
- на первый раз штраф за тонировку будет составлять 1500 рублей вместо 500,
- за повторное нарушение водителю грозит санкция в виде обсуждаемых нами 5000 рублей,
- также вводится штраф за факт установки на автомобиль тонировки – тоже 5000 рублей.
Посмотреть проект законопроекта с текстом изменений.
То есть фактически в случае с тонированным автомобилем будет выписан не один штраф, а целых 2 и суммарно составит не 5, а 10 тысяч рублей:
- за управление тонированным авто,
- за установку тонировки на окна.
Штраф 5000 или лишение?
Как видим, новая часть 3.2 предлагает вилку наказаний в виде штрафа как альтернативы лишению. От чего зависит, что будет применено в данном конкретном случае? На это повлияет целый ряд факторов, включая обстоятельства нарушения и характер самого нарушителя.
Лишение прав по КоАП считается более суровым наказанием, поэтому при наличии смягчающих обстоятельств положен штраф, при наличии отягчающих – лишение. На практике всё также непредсказуемо.
В частности, на деле штраф 5000 рублей вместо лишения могут назначить, когда:
- у Вас нет текущих неоплаченных штрафов,
- в течение последнего года не было наказания за ту же тонировку,
- Вы раскаиваетесь в деянии и сняли плёнку.
И ещё небольшой ряд факторов. Мы рассмотрели этот вопрос в специальной статье.
Кто решает?
Назначить 5000 штрафа за тонировку или же лишить «стеснительного» автолюбителя прав, решает суд. Но дело сначала попадает к начальнику отделения ГИБДД, в чьём районе Вы были пойманы с тонировкой. На дороге постановление не выносится.
Инспектор ГИБДД составляет протокол и объявляет время рассмотрения дела (разбора) в Госавтоинспекции. И уже там начальник решает, назначить Вам штраф 5000 рублей или направить дело в суд. Самостоятельно сотрудник не может лишить водителя прав – такое наказание доступно только судье. И, если дело направят в суд, то там во второй раз, только теперь уже судья будет решать, назначить финансовое взыскание или лишить водителя права управления.
Процедура замера
Кто имеет право вести замер
При остановке, экспертизу может проводить только представитель службы технического надзора, информация о должности обязательно должна присутствовать в его удостоверении.
Погодные условия
ГОСТ 27902-88 четко определяет границы условий, когда допускается измерение уровня светопропускания спецприбором на улице. Температура воздуха не должна быть ниже +15 и не выше +25, уровень влажности 40-80% и атмосферное давление — 647-797 мм. рт. столба.
Этапы замера
После ознакомления водителя с документами, проверки датчиков, сотрудник ГИБДД проводит калибровку прибора, протирает стекло и делает замеры в трех точках.
Если подготовка к экспертизе и сама процедура проведена корректно, все учтено, и водитель соглашается с показаниями, составляется и вручается под роспись квитанция-постановление.
Составление протокола
В случае нарушения любого из пунктов, нужно требовать оформить протокол. Повторное измерение проводится сотрудником ГИБДД в присутствии минимум двух понятых.
Если инспектор не спешит их искать и затягивает время, следует акцентировать, что согласно ст. 28.5 КоАП, составление протокола производится немедленно, а неправомерная задержка транспортного средства является основанием для звонка в “02”.