Должен ли пешеход убедиться в безопасности при переходе дороги? Кто будет виноват?

Обязанности пешеходов на переходе

Пешеходы обязаны переходить дорогу исключительно по пешеходным переходам, в том числе надземным или подземным. Если они отсутствуют, но при этом имеются дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, то необходимо переходить дорогу по линии тротуаров или обочин.

5.19.1, 5.19.2 “Пешеходный переход”.
При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 – слева от дороги на дальней границе перехода.

Знаки 5.19.1 и 5.19.2 ПДД

Также с 1 июля 2015 года были внесены поправки, которые разрешают переходить дорогу по диагонали, но только при наличии специальной разметки. В том случае, если пешеходного перехода нет в зоне видимости (в 50 метрах от вас – не считается), то проезжую часть необходимо переходить в таком месте, где имеется хорошая видимость в обе стороны, нет разделительной полосы и каких-либо ограждений, придерживаясь траектории под прямым углом.

Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

Пункт 4.3 ПДД

На перекрестках, где движение регулируется светофором или регулировщиком, следует опираться на сигналы регулировщика или светофора.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

Пункт 4.4 ПДД

Теперь о том, как пешеходы обязаны переходить проезжую часть:

  • Для начала необходимо оценить скорость и расстояние до приближающегося транспорта.

  • Убедитесь в том, что вы не создаете помех водителям. Не выходите из-за стоящего транспортного средства.

  • При переходе не останавливайтесь, если вы вышли, продолжайте движение, не задерживаясь при этом.

  • Если вы слышите звук сирены от приближающего авто (полиция, скорая помощь, пожарная и т.д.), незамедлительно покиньте проезжую часть.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197, от 02.04.2015 N 315)
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути). (п. 4.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

Пункт 4.5, 4.6 и 4.7 ПДД

Читая данные правила сразу понимаешь, что пешеходы зачастую сами инициаторы аварий, в которые они попадают. Но давайте перейдем к обязанностям водителей.

Памятка пешеходам

Итоги сказанного + еще несколько важных советов вы найдете в нашей памятке для пешеходов:

Ночью водитель видит только фары встречных машин

Не важно, какого цвета на вас куртка – если на ней нет светоотражающих полос, для водителя вы невидимы ровно до того момента, когда тормозить будет уже слишком поздно. Имейте это в виду, когда будете переходить дорогу;
не стоит расслабляться на пешеходном переходе

Вас и на зебре могут сбить. Даже на той, где есть светофор. Единственный безопасный переход – подземный или надземный;
капюшон не поворачивается вместе с головой – снимите его перед тем, как переходить дорогу;
пешеход – не танк, не нужно переть напролом, потому что по правилам вас все должны пропускать. Помните, что в одной из машин за рулем может сидеть новичок, который путает газ с тормозом, водитель, который на ходу отвечает на смс, или пьяный психопат, которому наплевать не только на ваши права, но и на вашу жизнь;
если машина в первой полосе остановилась и пропускает вас, это еще не значит, что машина во второй тоже остановится. Прежде чем выходить из-за первого авто, загляните за него и убедитесь, что в других полосах все тоже останавливаются. Особенно это касается мамочек и папочек с колясками! Ни в коем случае не толкайте коляску через дорогу впереди себя!
вы не в состоянии на глаз оценить скорость автомобиля – даже если машина находится очень далеко, она может поравняться с вами в считанные секунды;
держитесь как можно дальше от дороги – водитель инстинктивно может дернуть руль в вашу сторону, чтобы объехать яму, собаку или встречное авто;
если вы заметили, что машина сдает задом прямо на вас, – просто отойдите. Водитель вас не видит и задавит вне зависимости от того, на чьей стороне правда.

Оборудуйте одежду своих детей светоотражателями и ходите с ними за ручку, пока они не выучат правила поведения на дороге. Знания ПДД и здравый смысл – ваш залог безопасности на дороге.

Обязан ли водитель пропускать пешеходов при повороте?

Согласно правилам ПДД, человек, управляющий авто, просто обязан пропускать пешеходов.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. (п. 13.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

Пункт 13.1 ПДД

Но тут также существую свои нюансы, которые приводят водителей в замешательство.

  • Пешехода необходимо пропускать в любом случае, даже в том случае, если переход проезжей части осуществляется на красный свет или в нарушении других правил Дорожного Движения. В случае ДТП, водитель останется крайнем и всю ответственность за случившееся возложат на него.

  • Уступать дорогу следует исключительно пешеходам. То есть, если горит зеленый cвет светофора, который предназначен для пешеходов, то не стоит стоять посреди дороги и дожидаться когда загорится красный цвет для них.

Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

Пункт 13.7 ПДД

Но данное правило действует исключительно для перекрестков. Применив его на обычной дороге, вы рискуете получить штраф в размере 1 000 рублей.

Что грозит, если водитель не виноват в наезде на пешехода на трассе?

Теперь мы вынуждены перейти к плохим для водителей новостям. Даже в том случае, если по результатам рассмотрения дела о сбитом пешеходе виновником будет признан исключительно последний, водитель всё равно будет обязан возместить вред его здоровью и моральный.

Обратите внимание, что речь идёт именно о гражданской ответственности – по компенсации вреда здоровью. О привлечении водителя к штрафу, лишению прав или иному наказанию речи не идёт

Кроме того, вред имуществу пешехода (разбитый телефон, испачканная и/или порванная одежда) также не входят в обязанности по возмещению.

Есть и хорошая новость – если на автомобиль был действующий полис ОСАГО, то уже на страховую компанию ложится обязанность по возмещению такого вреда. Однако, сюда не входит моральный ущерб – его всё ещё придётся возмещать из собственного кармана водителю.

Однако, не забываем о главном факторе, о котором мы уже писали выше – обоюдной вине в наезде на человека на трассе в том случае, если у водителя выявят какие-либо сопутствующие нарушения: неисправность тормозной системы, превышение скорости движения и другие возможности избежать столкновения (нормальная реакция, оценка тормозного пути).

Сбил человека, что делать — инструкция для водителей

Причинение живому человеку травм, а тем более смерти — не только гражданское преступление, но и тяжелая психологическая травма. Но как ни тяжела ситуация, в которую вы попали надо держать себя в руках. Из любой ситуации нужно искать и находить выход.

Шаг первый — действия при ДТП

Сразу же остановиться. Включить «аварийку». Если есть травмы у людей необходимо вызвать скорую помощь и сообщить в ГИБДД о случившемся.

Отвозить пострадавших в больницу водителю можно только тогда, когда нет никакой другой возможности сделать это, то есть не могут приехать врачи и нет других автомобилистов. Но и в таком случае водитель обязан сразу же возвратиться к месту происшествия для оформления его инспекторами ГИБДД.

Поэтому если ДТП случилось не в чистом поле за несколько километров от цивилизации, не уезжайте от места аварии ни под каким предлогом. Поверьте, у бригады скорой больше шансов добраться к вам быстрее, чем вы доедете до больницы, кроме того, пострадавший сразу получит квалифицированную помощь.

Первую помощь надо оказывать с осторожностью, если есть соответствующие знания. Иначе, особенно когда ранения внутренние, тяжелые, можно и навредить раненому

Шаг второй — фиксируем обстоятельства

Нужно записать имена и координаты свидетелей. Они очень понадобятся. Равно как и видеозаписи происшествия. Это может быть видеорегистратор, ваш или других участников движения, а также видеозаписи с камер наружного наблюдения. Попросите очевидцев остаться до оформления аварии.

Если авария произошла в месте, неположенном для перехода, сделайте общий снимок в оба направления дороги. Это будет дополнительным доказательством нарушения прохожим ПДД.

Шаг третий — оформление аварии

Если из-за происшествия движение автотранспорта становится невозможным, то проезжую часть можно освободить, перед этим сфотографировав и описав положение предметов, относящихся к аварии.

Дождавшись сотрудников ГИБДД, приступайте к оформлению аварии. Если вы не нарушали ПДД, обязательно укажите это, не спешите признавать за собой вину, если это ее на самом деле нет. Будет отлично, если вашу точку зрения подтвердят свидетели. Проследите, чтобы в документах были закреплены все обстоятельства. Хорошо, если при оформлении будет присутствовать и потерпевший.

Что делать дальше

Ни в коем случае не употребляйте спиртное после аварии до прохождения медосвидетельствования. Поскольку если оно покажет опьянение, вас однозначно признают совершившим аварию в пьяном виде, и никто не будет выяснять, когда именно вы выпивали.

Оказывайте посильную помощь потерпевшему, постарайтесь максимально загладить свою вину. От этого во многом будет зависеть наказание за аварию, в случае вашей виновности. Обязательно посещайте и активно участвуйте в досудебном следствии и в судебных заседаниях, особенно если ваша виновность отсутствует или спорна.

Помните, в том числе и от вашей активности зависят последствия происшествия. Постарайтесь расположить к себе потерпевшего и его родственников. Их позиция относительно вашего наказания также имеет сильное влияние на меру наказания.

Что бы ни случилось, не отчаивайтесь. И не стыдитесь понести наказание, если вы его заслуживаете. Потому что Неземного Суда никому не избежать.

Может ли страховщик взыскать с пешехода сумму, выплаченную водителю?

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 52 человек(а).

Хотите узнать, как выжить при дорожно-транспортном происшествии (ДТП), если вы выступаете в роли пешехода? Несмотря на то, что всегда будут существовать факторы, которые вы не сможете контролировать, увеличить ваши шансы на выживание все же возможно.

  • Немедленно закройте вашу голову руками таким образом, чтобы ваш лоб оказался закрытым между локтями, а ваши ладони закрывали затылок.
  • Попытайтесь сгруппировать ваше тело, чтобы основной удар не пришелся в область головы. Кроме того, попытайтесь избежать попадания головы под колеса автомобиля.

Во время удара о стекло, попытайтесь свернуться в клубок, зажав вашу голову между локтями.

  • При столкновении с автомобилем немного подпрыгните.
  • Если автомобиль движется на небольшой скорости, вы можете попытаться упасть на капот и, перелетев через крышу, очутиться на багажнике. Это лучший вариант развития событий, который вы можете ожидать. Однако вы должны понимать, что в случае с большими автомобилями (минивэн, внедорожник) рассчитывать на такой результат гораздо сложнее.

Для уменьшения вероятности попадания в ДТП следуйте приведенным рекомендациям.

Новый комментарий и пояснения к Разделу 4 ПДД России

Пешеход VS автомобиль. Кто кого должен пропускать на пешеходном переходе

 Здесь совсем все просто. Пешеходный переход для пешеходов, а водитель согласно ПДД должен пропускать этих самых пешеходов на нем. Об этом в главе 14 ПДД «Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств»

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу <*>, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

 Здесь тоже вроде как все понятно, что у пешеходов однозначный приоритет. Единственное замечание, так это то, что если все же возникнет ситуация с тем, что пешеход необоснованно подверг свою жизнь опасности на пешеходном переходе, то есть не убедился в безопасности. Скажем, водитель ехал быстро и не мог пропустить пешехода или видно было видно, что водитель не собирался этого делать, то здесь по нашему мнению должен быть к административной ответственности привлечен и сам пешеход, так как нарушил п. 4.5 ПДД «Обязанности пешеходов»

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

 То есть приоритет у пешехода, но в случае конфликтной ситуации или привлечения водителя к административной ответственности, необходимо привлечь к ответственности и пешехода. Более подробно в статье «Штраф за то, что не пропустил пешехода».

Правила дорожного движения – единый норматив для всех

Комментарии к пункту 4.1 ПДД

Если пешеход виноват в ДТП, он может получить компенсацию за причиненный ему вред?

Если пешеход виновен, то взыскивать компенсацию за причинение вреда здоровью нужно не со страховой компании, а с водителя.

Пострадавший пешеход независимо от его вины может рассчитывать также на возмещение морального вреда. Компенсация взыскивается с причинителя вреда.

В качестве доказательств физических и нравственных страданий суду нужно будет предоставить фотографии травмы, описать болезненные процедуры, которым пешеход подвергался в больнице, рассказать, как изменилась его жизнь и чего он лишился из-за произошедшего ДТП.

Если виновным в происшествии будет признан пешеход, то размер расходов судьей может быть снижен, а имущественный ущерб не будет возмещен.

Причины ДТП на пешеходных переходах

Наказание за неправильное движение по проезжей части

Административная ответственность предусматривается не только за нарушение ПДД водителями, но распространяется и на пешеходов. Так, в КоАП РФ представлен ряд норм, за нарушение которых граждане привлекаются к ответственности:

Нарушение
Статья КоАП РФ
Санкция
Нарушение ПДД пешеходом или пассажиром. Предполагается обычное нарушение, которое не влечёт за собой существенных последствий в виде дополнительного повреждения какому-либо участнику движения

Также важно, чтобы такое нарушение не создавало помех окружающим, например, речь может идти о переходе в неположенном месте при отсутствии рядом транспорта или движение не по той стороне дороги.
Ч. 1 ст

12.29

Предупреждение или штраф в размере 500 рублей
Нарушение ПДД при условии создания помех транспорту. Здесь уже пешеход мешает иным участникам движения, например, проезжающей машине, если игнорирует сигнал светофора.
Ч. 1 ст. 12.30

Штраф 1000 рублей
Нарушение ПДД пассажиром, повлекшее причинение лёгкого и среднего вреда здоровью. При наступлении тяжкого вреда предусматривается уже уголовная ответственность.
Ч. 2 ст. 12.30

Штраф 1500 рублей

Все нарушения пеших граждан, включая переход дороги в неположенном месте и иные распространённые нарушения, наказываются в соответствии с данными статьями.

Наказание водителя за наезд на пешехода вне перехода

Не зависимо от ситуации, водитель несёт ответственность за наезд на пешехода, даже если пешеход грубо нарушал ПДД или был «в стельку» пьяным. Это гражданско-правовая ответственность, которая регулируется ст. 1079 ГК РФ:

То есть, водитель в любом случае обязан оплатить лечение пострадавшего, даже если абсолютно не виноват в наезде.  Также пострадавший имеет право подать иск «за моральный вред», но тут уже как решит суд. 

Водитель не будет платить, только если докажут, что пешеход сам бросился под колёса, например, решил покончить жизнь самоубийством, либо это был мошенник, который таким образом хотел «развести» водителя на деньги, или наезд был совершён в результате сильного удара сзади в автомобиль и водитель физически не мог избежать наезда. То есть должны быть доказаны «обстоятельства непреодолимой силы». Но это встречается достаточно редко, и как правило, водитель платит за лечение пешехода.

Итак, в нашей ситуации, когда водитель абсолютно не виноват, а пешеход виноват, то наказание шофёра ограничивается описанной выше гражданско-правовой ответственностью и оплатой лечения пешехода.

Что касается административной ответственности и штрафов по статье 12.24 КоАП, то они возникают только в случае, если доказана виновность водителя. 

Уголовная же ответственность возникает в любом случае, если причинен тяжкий вред здоровью или был смертельный исход, не зависимо от того, виноват водитель или нет. Но эту ситуацию в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.

Пешеход VS автомобиль. Кто кого должен пропускать на регулируемом перекрестке

 Это быть может наиболее интересная ситуация из вышеперечисленных, и та из-за которой мы собственно и решили написать статью. Что же в этом интересного, давайте разберемся вместе. Если вы еще здесь…  Начинается все с того, что горит зеленый свет для машин и пешеходов. В итоге водители руководствуются пунктом 13.8 ПДД При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.Все здесь хорошо. У пешехода приоритет, водитель пропускает. Теперь еще вариант, когда разрешающий сигнал для машин горел, а для пешеходов нет. В этом случае, когда все машину успевают разъехаться до того как пешеходы начнут движение, у нас не возникает вопросов. Однако это не всегда жизненный вариант. Случается что водитель завершает движение после того как ему уже горит запрещающий, на основании пункта  13.7. все тех же ПДД, а пешеходы только начинают свой путь на разрешающий.

Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.

Здесь вроде как водитель должен уехать, а пешеходы, которым загорелся разрешающий свет светофора, должны убедиться в безопасности перехода. Знающий пешеход, так скажем осведомленный в ПДД, должен понимать, что водитель завершает маневр на перекрестке, а значит, переходит дорогу опасно пока он не уехал. Вот и получается, что опять на законодательном уровне точки над «И» не расставлены, однако водитель пешеходу в этой ситуации ничего не должен, а должен завершить маневр. При этом пешеход обязан обеспечивать себе безопасность. Здесь уже можно подумать о приоритете для автомобиля, то есть дать ему спокойно завершить маневр на перекресте при завершившемся разрешающем, а лишь потом переходить дорогу на свой зеленый. Практика же по этому поводу сами знаете какая, водители стоят вначале пропуская все машины на разрешающий, а потом еще и на запрещающий, пока не пройдут все пешеходы. Вот действительности наших реалий, не подкрепленные законными нормативными актами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий