Что такое электросамокат по ПДД 2023 года?
Правила дорожного движения разделяют транспортные средства от самоходных машин, имеют градации в зависимости от максимальной скорости и мощности двигателя, а также количества колёс. В общем, можно легко запутаться в современных ПДД.
К сожалению, чёткого определения, что такое электросамокат по Правилам, по состоянию на 2023 год нет. Но есть устоявшаяся судебная практика по их разделению: в одних случаях их считают мопедами, в других – просто устройством для пешеходов. Соответственно, в определённых случаях вам потребуются права на них, а в других нет. Равно как и пьяным нельзя ездить в первом случае.
Какие же требования ПДД к электросамокатам, к чему они приравниваются и в каких случаях? Итак, Правила имеют определённые категории транспорта, давайте выясним, какие из них можно отнести по букве законодательного акта в обсуждаемому нами.
Это пешеходы?
Очень многие участники дорожного движения считают наездника на электросамокате не более чем пешеходом. И это, учитывая, что современные устройства могут разгоняться до 60 км/ч и более. Даже велосипедисты, которые едут гораздо медленнее, не являются пешеходами.
Здесь для ответа нам нужно выяснить 2 вопроса:
- приравнивается ли электросамокат по определению ПДД к транспортному средству,
- относится ли он к “другим аналогичным средствам” по официальному тексту из Правил?
Таким образом, электросамокат по сути является транспортным средством по ПДД 2023 года. Однако, прямой отсылки в Правилах на это нет, так как не указано прямо к чему приравнивается эта категория.
Это велосипед?
Нет. В определении велосипеда указано, что они должны приводиться в движение мускульной силой, в частности, с помощью педалей или рукояток. И потому электросамокат на дорогах России не является велосипедом.
Это мопед?
- имеет 2 или 3 колеса,
- максимальная скорость не выше 50 км/ч,
- электродвигатель с мощностью более 250 Вт, но менее 4 кВт.
Как видим, большинство электросамокатов по определению – это мопеды
Однако, нас всё же интересует вопрос практики правоприменения, и она в целом однозначна в 2023 году.
Вас также заинтересует:
- Где можно и нельзя передвигаться на моноколесе по новым ПДД?
- Должен ли пешеход убедиться в безопасности при переходе дороги? Кто будет виноват?
- Новый закон об электросамокатах с марта 2023 года – какие изменения ПДД?
На какие электросамокаты нужны права
Из-за увеличения числа ДТП с участием мопедов, скутеров, квадроциклов в 2013 г. была введена новая категория водительских прав «М». Она дает разрешение на управление легкими транспортными средствами, мощность двигателя которых 250 Вт и выше, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч.
В постановлении №221 от 22.03.2014 г. нет прямого указания, что владельцы электросамокатов обязаны получать водительские права категории «М». Однако мопеду дается определение как 2- или 3-колесному механическому транспортному средству с электродвигателем мощностью от 250 Вт, развивающему скорость до 50 км/ч. Сотрудники ГИБДД разъясняют, что под эту категорию подходят и некоторые мощные модели электрических самокатов.
Таким образом, ответ на вопрос, нужны ли права на электросамокат, зависит от технических характеристик конкретного устройства.
Какие последние новости и мифы для средств индивидуальной мобильности?
Однако, есть целый ряд проектов и инициатив от властей, которые предлагаются для введения в будущем. То есть законодательство для электрических самокатов всё ещё продолжает попытки усовершенствоваться. Ниже мы и рассмотрим главные из таких инициатив.
Запрет езды вдвоём
В сети интернет вы можете увидеть множество якобы свежих новостей о том, что для электросамокатов собираются ввести запрет передвижения с пассажирами.
На деле же большинство электросамокатов рассчитаны на одного человека, отсюда и уже существующий, а не перспективный запрет перемещения на таком устройстве вдвоём.
Обязанность устанавливать госномера на элекросамокаты
Говоря по правде, идея введения регистрационных знаков для СИМ по аналогии с полноценными транспортными средствами не нова. Ещё 2 года назад законодатели такое новшество. Но успехом предложение тогда не увенчалось.
Но и летом 2023 года снова выступили с инициативой идентификации данных средств. Соответственно, предлагается 2 новых обязанности для водителей СИМ:
- получать госномера для электросамокатов и ездить с ними – также как на автомобилях,
- в целях присвоения номеров придётся тогда ставить устройства и на учёт в ГИБДД.
Главной целью такого новшества является именно идентификация самокатов на дороге. Дело в том, что поправки то в Правила дорожного движения ввели, а вот за их соблюдением следить невозможно. От инспектора ДПС электорсамокатчик быстро уедет, а камеры автофиксации не могут распознать устройство и, соответственно, его собственника.
Повышение штрафов ГИБДД для электросамокатов
Вместе с тем, есть среди властей страны и предложение увеличить размеры штрафов для водителей средств индивидуальной мобильности.
Летом 2023 года они установлены двумя нормами Административного кодекса:
Поправками же предлагается ужесточить статью 12.29 КоАП РФ, в которую предлагается добавить новую ответственность конкретно для граждан, использующих СИМ, в размере до 30 000 рублей.
Запрет управления самокатом в пьяном виде
Однако, судебная практика июня 2023 года показывает обратное. Водителей электросамокатов всё ещё продолжают привлекать к лишению водительских прав. Однако, оставим вопрос законности такой меры ответственности пока без обсуждения. Такие постановления судов можно (и нужно, вероятно) обжаловать, а вот об успешности их отмены говорить пока рано.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Новый закон о средствах индивидуальной мобильности в вопросах и ответах
- Изменения правил перевозки детей в автомобиле в вопросах и ответах
- Всё об электросамокатах в вопросах и ответах: правила, штрафы и последние новости
Права на скутер (мопед) в 2019 году
Рассмотрим пункт 1 статья 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»:
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):…
категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
Водительское удостоверение категории М для управления мопедами и скутерами введено начиная с 5 ноября 2013 года.
На первый взгляд кажется, что 5 ноября 2013 года все водители скутеров и мопедов должны были отправиться в ГИБДД для сдачи квалификационного экзамена. Однако на практике все было не так просто. Новые правила выдачи водительских удостоверений были приняты 5 ноября 2014 года. Только начиная с этой даты сознательные водители смогли пройти обучение в автошколе и получить права на скутер.
Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что в правила дорожного движения также были внесены соответствующие изменения. А поскольку мопед (скутер) в соответствии с пунктом 1.2 ПДД является механическим транспортным средством, его водитель обязан иметь при себе водительского удостоверения (пункт 2.1 ПДД):
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб
см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
Данное изменение было внесено в ПДД 8 апреля 2014 года. Именно с этой даты водители мопедов и скутеров обязаны иметь при себе водительское удостоверение.
Правила вождения для разных городских зон
Городские власти устанавливают определенные ограничения на скорость в различных местах. В областях, определенных как медленные, прокатные электросамокаты снижают скорость до разрешенных значений автоматически. Ограничение в 20 км/ч установлено для жилых зон, дворовых территорий и некоторых велосипедных дорожек. В таких местах скорость нужно контролировать самостоятельно. При переходе автомобильной дороги по зебре нужно спешиться и вести СИМ с выключенным двигателем.
При наступлении темноты обязательно включать фонарик. У некоторых шеринговых транспортных средств они могут работать автоматически. Фонарик также может пригодиться для перемещения в пешеходных тоннелях. Его полезно установить на личном транспорте, даже если вы планируете ездить только днем.
Большинство СИМ не спроектированы для перевозки пассажиров, даже детей, или буксировки грузов. Для кикшеринга всегда действует правило: один человек на одном самокате. Личные транспортные средства могут быть оборудованы специальными приспособлениями: площадками для детей или местами для пассажиров. В таких случая правила использования будут подробно изложены в инструкции. В других случая лучше не нарушать технику безопасности и строго соблюдать ПДД.
Что такое электросамокат по ПДД 2023 года?
Правила дорожного движения разделяют транспортные средства от самоходных машин, имеют градации в зависимости от максимальной скорости и мощности двигателя, а также количества колёс. В общем, можно легко запутаться в современных ПДД.
К сожалению, чёткого определения, что такое электросамокат по Правилам, по состоянию на 2023 год нет. Но есть устоявшаяся судебная практика по их разделению: в одних случаях их считают мопедами, в других – просто устройством для пешеходов. Соответственно, в определённых случаях вам потребуются права на них, а в других нет. Равно как и пьяным нельзя ездить в первом случае.
Какие же требования ПДД к электросамокатам, к чему они приравниваются и в каких случаях? Итак, Правила имеют определённые категории транспорта, давайте выясним, какие из них можно отнести по букве законодательного акта в обсуждаемому нами.
Это пешеходы?
Очень многие участники дорожного движения считают наездника на электросамокате не более чем пешеходом. И это, учитывая, что современные устройства могут разгоняться до 60 км/ч и более. Даже велосипедисты, которые едут гораздо медленнее, не являются пешеходами.
Здесь для ответа нам нужно выяснить 2 вопроса:
- приравнивается ли электросамокат по определению ПДД к транспортному средству,
- относится ли он к “другим аналогичным средствам” по официальному тексту из Правил?
Таким образом, электросамокат по сути является транспортным средством по ПДД 2023 года. Однако, прямой отсылки в Правилах на это нет, так как не указано прямо к чему приравнивается эта категория.
Это велосипед?
Нет. В определении велосипеда указано, что они должны приводиться в движение мускульной силой, в частности, с помощью педалей или рукояток. И потому электросамокат на дорогах России не является велосипедом.
Это мопед?
- имеет 2 или 3 колеса,
- максимальная скорость не выше 50 км/ч,
- электродвигатель с мощностью более 250 Вт, но менее 4 кВт.
Как видим, большинство электросамокатов по определению – это мопеды
Однако, нас всё же интересует вопрос практики правоприменения, и она в целом однозначна в 2023 году.
Вас также заинтересует:
- Где можно и нельзя передвигаться на моноколесе по новым ПДД?
- Должен ли пешеход убедиться в безопасности при переходе дороги? Кто будет виноват?
- Новый закон об электросамокатах с марта 2023 года – какие изменения ПДД?
Что грозит в случае нарушения ПДД?
- За езду без документов (если требуются права, а у вас их при себе нет) – штраф до 500 рублей.
- За езду без прав (если не получена категория) – штраф до 15 000 рублей.
- За езду по тротуарам – штраф 2000 рублей.
- За езду без мотошлема – 1000 рублей штрафа
- За езду пьяным – 30 000 рублей + лишение прав на срок до 2 лет.
- Для водителя электросамоката, приравненного к велосипеду – штраф до 800 рублей за нарушения ПДД. А за пьяную езду на велосипеде – до 1500 рублей штрафа.
Подытожим. Вопреки мифам и легендам, тиражируемым СМИ о том, что езда на электросамокате никак не урегулирована законом, получается, что ПДД все же достаточно четко устанавливают границы дозволенного.
Важно помнить, что водитель электросамоката — полноценный участник дорожного движения, который несет такую же ответственность за свои действия, как и водитель автомобиля. Поэтому не нужно недооценивать электросамокаты и считать их простым аттракционом
Достаточно легко устанавливается связь между технической спецификацией электросамоката, его мощностью и правовым режимом управления. Рано или поздно ГИБДД запустит кампанию по пресечению свободного движения на электросамокатах. Поэтому надо повышать правовую грамотность среди населения в области мобильного транспорта.
Штрафы за нарушение ПДД
До вступления в силу изменений в ПДД было не ясно, по каким правилам наказывать пользователей электросамокатов. В ряде случаев им могли выписать штраф, как автомобилистам в соответствии со статьями главы 12 КоАП. Отсутствие четкой законодательной базы рождало сложные случаи, когда в юридическом плане водителя СИМ как бы не существует, но явное нарушение и ущерб налицо. Также было непонятно за что можно останавливать и какие документы спрашивать у пользователей индивидуального транспорта. Штраф могли выписать за вождение без шлема и защиты, за отсутствие прав или езду по обочине.
Теперь регламент и суммы штрафов для водителей СИМ определены четко:
- нарушение на переходе — 800 руб.;
- простое нарушение (превышение скорости) — 800 руб.;
- создание помех движению — 1000 руб.;
- состояние опьянения — 1000-1500 руб.;
- причинение легкого и среднего вреда — 1000-1500 руб.
Штрафы для пользователей СИМ близки к аналогичным для пешеходов или велосипедистов. Это объясняется более низкой опасностью для окружающих при управлении электросамокатом. Для автомобилистов денежные штрафы часто в десятки или сотни раз больше за аналогичные нарушения.
ВАЖНО! Кикшеринги и ГИБДД не штрафуют пользователей электросамокатов за одни и те же нарушения. Сервис аренды не требует с водителя денег за проезд на красный, но сотрудник ГИБДД может за это остановить и выписать штраф
А ответственность за неправильную парковку пользователь несет уже перед кикшерингом.
Какими ТС можно управлять без прав?
По ПДД транспортными средствами признаются устройства, созданные для перевозки людей или грузов. И это определение достаточно расплывчатое. Например, ролики и самокаты к ТС не относятся. А вот велосипед к транспортным средствам причисляется, хотя также может использоваться в спортивных или досуговых целях.
Самокаты, скейтборды и так далее
Любое приспособление, которое приводится в движение с помощью физического воздействия (то есть благодаря усилиям едущих на таком устройстве людей) не признаются транспортными средствами. Те, кто использует их для передвижения признаются пешеходами.
Список таких устройств довольно обширный:
- инвалидные и детские коляски;
- санки, тележки;
- самокаты, скейтборды, коньки;
- прочие аналогичные устройства.
Велосипеды и электровелосипеды
«Общие положения» ПДД четко устанавливают, что велосипед является транспортным средством. Однако от возникновения неясностей это не спасает. Сразу в этом же пункте документа есть разъяснения понятий «водитель» и «пешеход». С одной стороны, водителями признаются лица, управляющие любым ТС. С другой стороны, лица, ведущие велосипед, признаются пешеходами.
Несмотря на все эти противоречия, управлять велосипедом может любой желающий. Велосипедистам не требуется сдавать какие-либо экзамены, получать определенные документы или ставить свое ТС на учет в ГИБДД. Однако некоторые обязанности у велосипедистов все же есть: они должны передвигаться по велодорожкам, тротуарам (когда нет велодорожек) или обочине/краю проезжей части (если нет даже тротуара). Все данные правила распространяются и на электровелосипеды мощностью до 0,25 кВт.
Сигвеи, гироскутеры, электросамокаты, моноколеса
В России данные устройства стали общедоступны совсем недавно, поэтому и в законодательстве о них пока нет ни слова. Технически они являются механическими транспортными средствами, а некоторые, особо мощные модели можно даже приравнять к мопедам. Тем не менее никаких водительских прав для их управления не требуется. Для лиц, передвигающихся на электросамокатах, сигвеях и т.д., распространяются те же правила, что и для велосипедистов.
В конце 2019 года Министерство транспорта предложило внести в ПДД правки, вводящие новый термин – средства индивидуальной мобильности. К таким средствам будут приравниваться коньки, самокаты, скейты, их электрические аналоги и подобные средства, к которым также отнесут сигвеи, гироскутеры и моноколеса. Первая версия законопроекта уже выложена на Федеральном сайте проектов нормативных правовых актов. Подробнее о юридическом статусе гироскутеров, сигвеев и моноколес по ПДД можно прочесть в отдельной статье на нашем сайте (ВСТАВИТЬ ССЫЛКУ НА СТАТЬЮ «Сегвеи, гироскутеры и моноколеса – статус по ПДД»).
Мотоблоки
Термина «мотоблок» в ПДД также нет, поэтому, чтобы определить, является ли он транспортным средством, вернемся к определению ТС. Как уже было сказано, транспортные средства должны предназначаться для перевозки людей или грузов. Мотоблок же предназначен для обработки почвы, а его конструкция предполагает, что человек будет самостоятельно идти за ним. Отсюда и его альтернативное название – пешеходный трактор.
Тем не менее, некоторые владельцы мощных мотоблоков покупают для них различные прицепы, позволяющие перевозить людей или грузы. По закону выезжать на таком устройстве на дорогу общего пользования нельзя. Чтобы ездить на таком мотоблоке по дорогам, его придется зарегистрировать в ГИБДД и, конечно, получить права необходимой категории. На практике сделать это очень сложно, а иногда даже невозможно, так как мотоблоки не соответствуют многим стандартам безопасности. Так что «водители» мотоблоков, выехавшие на них на проезжую часть, нарушают законодательство и будут нести административную ответственность. А сам мотоблок при составлении протокола могут эвакуировать на штрафстоянку.
Питбайк
Для управления стандартными мотоциклами водительское удостоверение, конечно, необходимо, однако на питбайки это не распространяется. Это – еще одно механическое устройство, которое создавалось не для передвижения по проезжей части. Питбайками называются мотоциклы, приравненные к спортивному инвентарю. Многие из них конструктивно также не соответствуют российским стандартам безопасности. Поэтому, даже если водитель будет иметь права, разрешающие управление мотоциклами, выезжать на питбайке на дорогу ему нельзя.
Можно ли ездить пьяным и без прав?
Здесь всё аналогично в зависимости от мощности:
- на электросамоткате мощностью до 250 Вт можно ездить в опьянении, в том числе алкогольном или наркотическом,
- а вот вождение этого устройства в пьяном виде, если его мощность превышает значение, запрещается и приведёт к лишению водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет и штрафу в размере 30 000 рублей по части 1 статьи 12.8.
Также обстоит дело и с ездой без наличия права управления (если вы никогда в жизни не получали водительское удостоверение), будучи лишённым или не имея в/у с собой. Запрещается вождение электросамоката, который имеет двигатель более 250 Ватт.
Странная ситуация получается в том случае, если вы взяли устройство напрокат в пьяном виде. В этом случае должны также привлечь и того, кто передал вам его по части 2 указанной статьи за передачу управления лицу в состоянии опьянения.
Судебная практика
Практически все решения судов по вопросу, можно ли водить электросамокат пьяным, схожи и следуют описанному выше алгоритму в зависимости от мощности мотора.
Вот пример наиболее стандартного решения суда, где управляющего электрическим самокатом признали виновным за езду в пьяном виде и привлекли по части 1 статьи 12.8 КоАП к лишению прав и штрафу 30 000 рублей. Все доводы водителя относительно того, что это не транспортное средство, были отвергнуты судьями обеих инстанций, потому что в документации к устройству была указана мощность более 250 Вт.
Как было до изменений
Ранее электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и другой похожий транспорт не упоминались в ПДД. Для них на дороге действовали те же правила, что и для пешеходов. Они могли передвигаться по пешеходным и велосипедным дорожкам, а также тротуарам. Если ни тротуаров, ни дорожек нет — можно было выезжать на обочину проезжей части навстречу движению.
Такой порядок вызывал непонимание и приводил к большому количеству ДТП с участием электросамокатов, пешеходов и автомобилей. Однако теперь Правительство для пользователей современного транспорта новые правила движения, которые уже действуют..
Как можно самостоятельно бороться с автохамством?
Пешеходы, которым довелось наблюдать передвижение автовладельцев по запрещённым зонам, могут самостоятельно привлечь нерадивых водителей к ответственности. Попытка наказать автохама не означает, что человек должен преграждать путь мешающей ему машине. Знак «Стопхам», наклеенный на стекло авто, редко помогает перевоспитать нарушителя.
Существует два способа, поясняющих, куда можно жаловаться на нарушение ПДД:
- Сообщить в правоохранительные органы о факте езды по людному тротуару (устно или по телефону).
- Зафиксировать манёвры возмутителя спокойствия на камеру мобильного телефона.
Если на видеозаписи хорошо видно госномер машины нарушителя, то копия доказательства передаётся в органы ГИБДД или размещается на официальном Интернет-портале ведомства.
В случае направления электронного обращения необходимо отразить следующие сведения:
- модель (выпуск) транспортного средства и его государственный номер;
- данный устройства, на котором была сделана запись (телефон, камера);
- адрес места, где зафиксировано нарушение (наименование улицы, номера зданий);
- краткая информация, в каком направлении двигался автомобиль (манёвры водителя);
- дата и время происшествия;
- контактные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, телефон, e-mail).
Указание личной информации является обязательным требованием, анонимное обращение не будет рассматриваться органами охраны правопорядка.
По общим правилам срок рассмотрения заявления составляет 30 дней. Если в течение месяца заявитель не получит ответ, то ему желательно повторно обратиться в ГИБДД.
Верховный суд признал электросамокат транспортным средством!
Раздел добавлен 30.03.2022 в связи с важным решением Верховного суда России, который разъяснил, что электросамокат – это транспортное средство.
С конца марта в интернете начала распространяться информация о том, что якобы вышел некий новый закон, который поставил данный вид устройства рядом с автомобилями и мотоциклами по своим правам и, главное, обязанностям.
Если вы в сети найдёте подобного рода информацию, то знайте, что правдой это не является.
А истина в том, что Верховный суд, рассматривая одну из жалоб водителей, разъяснил, что электросамокат является транспортным средством. Однако, не всё так просто! ВС РФ рассматривал конкретное дело с конкретным устройством и при конкретных обстоятельствах.
Дело в том, что, во-первых, право в России не прецедентно. Нижестоящие суды обязаны руководствоваться мнениями вышестоящих инстанций, однако, из-за разноплановости всех административных дел ровно такие же решения выносить никто не обязан.
И самое главное, Верховный суд признал транспортным средством конкретный электросамокат, рассматривая определённое дело. А суть здесь заключается в том, что отношение этого устройства к ТС существенно зависит от его характеристик. Если говорить грубо, то все самокаты с номинальной мощностью электродвигателя больше 250 Ватт можно по ПДД отнести к мопедам. Но есть ещё ряд тонкостей. И обо всём этом мы говорим ниже в данной статье.
Поэтому важно понимать, что никакого нового закона о том, что электросамокат – это в 2023 году теперь транспортное средство, нет. Есть лишь решение Верховного суда, и его статус и правомочность мы объяснили выше
Где можно ехать?
Для устройств менее 250 Вт, то есть для пешеходов:
- электросамокаты должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам,
- если вышеперечисленного нет на данном участке, то по обочине,
- если и обочины нет, то по краю проезжей части дороги навстречу потоку автомобилей.
Для средств свыше 250 Вт:
- по дороге по правому краю проезжей части или по полосе для велосипедистов,
- а также по обочине при условии, что при этом нет помех пешеходам.
Обратите внимание, что на электросамокате мощностью свыше 250 Ватт по ПДД запрещается ездить по тротуарам, а также по пешеходным дорожкам и велодорожкам
Где можно ехать?
Для устройств менее 250 Вт, то есть для пешеходов:
- электросамокаты должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам,
- если вышеперечисленного нет на данном участке, то по обочине,
- если и обочины нет, то по краю проезжей части дороги навстречу потоку автомобилей.
Для средств свыше 250 Вт:
- по дороге по правому краю проезжей части или по полосе для велосипедистов,
- а также по обочине при условии, что при этом нет помех пешеходам.
Обратите внимание, что на электросамокате мощностью свыше 250 Ватт по ПДД запрещается ездить по тротуарам, а также по пешеходным дорожкам и велодорожкам
Где можно ехать после изменений ПДД?
Давайте подробнее рассмотрим каждый участок дороги.
По велодорожке
По новым ПДД водители СИМ старше 14 лет не просто могут, а именно обязаны двигаться по:
- велодорожкам,
- велозонам,
- велополосе на проезжей части.
Но эта обязанность, конечно же, действует при наличии перечисленной инфраструктуры. Но даже если вы едете на обычных роликовых коньках, то при наличии велодорожки тротуар вам противопоказан по новым ПДД.
По тротуару
Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов.
По обочине
Здесь всё в той же закономерности – при отсутствии велоинфраструктуры и тротуара можно ехать по обочине, но только лицам старше 14 лет.
По краю проезжей части
- И уже если нет ни обочины, ни тротуара, ни велодорожек, можно ездить по правому краю проезжей части только водителям средств мобильности старше 14 лет. Также такая возможность есть, если отсутствует возможность двигаться по перечисленным участкам дороги. При этом, аналогично велосипедистам, нельзя обгонять другие СИМ, нужно двигаться в один ряд.
- Если данная дорога не автомагистраль, а также если на этой дороге есть ограничение скорости 60 км/ч и не запрещено ездить велосипедистам.
- Если мобильное устройство оборудовано электродвигателем, тормозами, звуковым сигналом, светоотражателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета по бокам и красного цвета сзади, а также рабочим фонарём белого цвета спереди.
Отдельный запрет для гироскутеров, сигвеев и моноколёс
Добавлено и определённое запрещение для владельцев СИМ, которые оборудованы системой стабилизации для передвижения – теперь им нельзя ездить по проезжей части дорог в любом случае (кроме ПЧ велозоны).
Официальная трактовка:
Что будет при ДТП с электросамокатом?
Довольно необычная тонкость заключается в разнице ответственности между случаями, когда вы управляете самокатом менее 250 Вт и более, являясь, соответственно, пешеходом или водителем мопеда.
Вообще, меры ответственности разделяются на административную и гражданскую. И обе из них имеют разницу. Давайте рассмотрим её!
Нарушение | Мощность менее 250 Ватт | Более 250 Ватт |
---|---|---|
Лёгкий вред здоровью потерпевшего | ||
Средней тяжести вред при ДТП | Тот же штраф 1 000 – 1 500 рублей | Штраф 10 000 – 20 000 рублей или лишение прав на 1,5-2 года |
Тяжкий вред здоровью или смерть человека | Уголовная ответственность в обоих случаях |
Как видим, наказания разительно отличаются – всё, потому что во втором случае речь идёт о водителе мопеда как полноценного транспортного средства.
Но есть в этом ещё одна тонкость. Дело в том, что устройство, которое может выйти из-под контроля, по российскому законодательству, признаётся источником повышенной опасности (ИПО). При этом, всё зависит от относительности участников ДТП, транспорт которых причинил вред:
- при наезде автомобиля на пешехода первый – источник повышенной опасности,
- при наезде авто на велосипедиста – машина снова является ИПО,
- а при наезде велосипедиста на пешехода – уже велосипед становится ИПО.
Зачем мы затронули эту тему? Всё дело в том, что действующее на 2023 год законодательство устанавливает ответственность владельца ИПО вне зависимости от его вины в ДТП.
Последние новости в законодательстве о самокатах: трансляция
На фоне участившихся инцидентов с участием данного вида транспорта, а вместе с этим и инициатив по контролю безопасности их передвижения, ниже приводим свежие новости по таким новшествам.
8 июня 2021:
Министерство транспорта выступило с предложением запретит на электросамокатах с массой более 35 кг выезжать на тротуары. Таким образом, для такого транспорта открыта будет исключительно проезжая часть дороги.
3 июня 2021:
Комитет думы РФ по строительству и транспорту предложил ввести госномера для электросамокатов, обязать их приобретать ОСАГО, а также ограничить их максимальную разрешённую скорость для передвижения. Также предлагается выделить отдельные полосы для их движения и ограничить минимальный возраст для их использования.
Июнь 2021:
Во многих городах России начали запрещать ездить на электросамокатах в части районов городов, где локализовано много пешеходных дорожек и в целом плотное движение пешеходов.
Кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Красноярске и ряде других городов введены следующие ограничения:
- запрет на движение электросамокатов в определённых районах,
- ограничение скорости (самое жёсткое – до 10 км/ч),
- также запрещена аренда такой техники в ряде точек городов,
- изредка поступают предложения ограничить максимальный вес самокатов для возможности езды на них в пределах населённых пунктов
Апрель 2021:
Электросамокаты предложили прямо приравнять к мопедам. С такой инициативой выступила общественная палата, хотя, и без такого предложения их чаще всего считали такой категорией транспортных средств. Между тем, на мопеды нужна любая категория водительских прав, а за управление в нетрезвом виде могут привлечь к лишению автомобильных прав.
Инициатива поступила приравнять к мопедам, не только самокаты, но и велосипеды и всё, что имеет электродвигатель, в том числе велосипеды, за исключением гироскутеров, сигвеев и моноколёс.
Ноябрь 2020:
Глава ФАР РФ вынес на обсуждение инициативу по запрету продажи электросамокатов, максимальная конструктивная скорость которых превышает 20 км/ч.
Обратите внимание, все указанные выше последние новости о самокатах являются лишь инициативой. Они не введены законодательно, и соответствующих проектов новых законов по ним также нет
Мы ежедневно мониторим информацию по изменениям законодательства и обновим статью, как только таковые появятся.