Можно ли двигаться в левой полосе дороги в городе?
Вы узнали, да и, скорее всего знали до этого (но, возможно, трактовали по-иному), что на трассах движение по крайней левой полосе при свободных правых запрещается.
Но мало кто подозревает ещё две важные вещи:
- те же обязанности двигаться как можно правее и не занимать крайний левый ряд при свободных правых действует на некоторых дорогах и внутри городов и других поселений,
- кроме того, для населённых пунктов есть отдельное требование ПДД по езде по левой полосе и случаи, когда это запрещено.
Итак, у вас есть обязанность двигаться как можно правее при наличии такой возможности, а также не занимать левую полосу, если правые свободны, на 3 типах дорог в населённых пунктах:
- при наличии на данном участке дороги дорожного знака 5.1 “Автомагистраль”, вот такого:
- либо если это знак 5.3 “Дорога для автомобилей”:
- или же если на данном участке разрешено движение со скоростью 80 км/ч или более.
- Если на дороге 3 и более рядов в вашем направлении, то занимать левую полосу легковым автомобилям можно только при интенсивном движении, когда другие заняты.
- Либо можно её занять при любой интенсивности трафика, если это делается в целях дальнейшего поворота налево или разворота.
- А грузовым автомобилям более 2,5 тонн нельзя перестраиваться на левую полосу даже при интенсивном движении, а только для поворота/разворота.
Обратите внимание, что последний пункт также распространяется на запрет движения в левом ряду большинства видов Газелей, так как они относятся по своей массе к данному критерию. Речь идёт о разрешённой максимальной массе машины
У нас есть отдельная статья о возможности езды на Газели в левой полосе.
Таким образом, ехать в левом ряду может быть запрещено ПДД не только вне населённых пунктов, но и в пределах городов при наличии 3 полос нельзя занимать крайнюю левую при неинтенсивном движении либо если вам не нужно на ближайшем пути развернуться или повернуть налево. Причём, если на трассе вы просто должны двигаться возможно праве, то в населённом пункте Правила устанавливают обязанность не занимать левый ряд при указанных 2 условиях.
Пример, когда при интенсивном движении в населённом пункте разрешается перестраиваться на левую полосу
Считается ли автобусная полоса?
Да, конечно! Полоса для маршрутных транспортных средств (именно так она правильно называется, а не просто “автобусной” в простонародье) является полноценной. И потому она также учитывается при правиле не занимать левый ряд.
То есть, если вы движетесь по дороге, и в вашем попутном направлении справа идёт полоса для маршрутных ТС, а затем ещё 2 общие, то ехать в крайней левой вам можно только при интенсивном движении либо для поворота налево или разворота.
А если слева трамвайные пути?
- они должны быть на одном уровне с проезжей частью,
- находиться слева от проезжей части,
- полосы движения должны быть заняты.
Таким образом, трамвайные пути по сути аналогичны крайней левой полосе в данном случае – ехать по ним можно, если есть техническая возможность (они на одном уровне с проезжей частью), а также если заняты полосы движения справа.
При этом, немного странной выглядит дорожная ситуация, когда у вас 3 или более автомобильных ряда в вашем направлении, а слева есть ещё и трамвайные пути. В этом случае вам и крайнюю левую полосу, и пути разрешается занимать только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы.
Кто окажется виновным в ДТП?
Любопытная ситуация с определением вины в ДТП, если один или оба водителя двигались задом. Рассмотрим, как правильно разбирать данные аварии.
Если только я ехал задним ходом?
Вероятнее всего, вас и признают виновным в ДТП.
В чём тут логика? Пункт 8.12 ПДД разрешает сдавать назад только при условии проверки безопасности и отсутствии помех. В случае ДТП можно сказать, что эти условия вами не соблюдались – иначе авария бы не произошла. Следовательно, вас и сделают виновным в ДТП.
Однако в ряде случаев это не работает, и штраф можно обжаловать! Чуть ниже мы разберём, что это за ситуации на конкретных примерах.
Если оба сдавали назад?
Такое возможно при выезде с парковки. Оба водителя трогаются со своих мест задним ходом, но из-за неправильного расчёта движения врезаются в зад друг друга. Как решается вопрос?
Здесь возможны два сценария:
- Если оба сдавали назад на парковке/во дворе и произошло ДТП – вина обоюдная. Ни первый, ни второй участник аварии не убедились в безопасности своего манёвра.
- Бывает, что оба сдавали назад, но один водитель успел остановиться. Например, вовремя заметив опасность (и даже посигналив). Другой водитель ничего не заметил и продолжил движение задом, в результате чего врезался в первый автомобиль. Кто виноват? Конечно же тот, кто не остановился, а продолжил выезд с парковки. И доказательством выступит запись с видеорегистратора первого автовладельца. Или запись с уличной камеры.
Учитывайте эти моменты, и при необходимости – обжалуйте неправомерно выписанный штраф за нарушение ПДД.
Если въехал задом в стоящий автомобиль?
Почти наверняка виновным в ДТП признают ехавшего задом водителя.
Опять же, вспоминаем положения пункта 8.12 Правил о безопасности будущего манёвра. Раз проигнорировал требование – получи штраф! Хотя, стоп, при наезде на стоящую машину штрафа не предусмотрено.
Если ущерб от ДТП незначительный, можно составить европротокол. В иных случаях оформлением происшествия займутся инспекторы ДПС. Вместо постановления о штрафе они выпишут определение об отказе в возбуждении административного правонарушения. С этим определением потерпевший может обратиться в страховую и получить выплаты по ОСАГО. А если у виновного в ДТП нет страховки – взыскать с него сумму ущерба в судебном порядке.
Когда ПДД запрещает движение задним ходом
Движение на территории большой парковки, на автостоянке
Такие аварии происходят регулярно, часто возле супермаркетов и других мест, где парковка носит спонтанный характер, и несколько автомобилей могут быть припаркованы одновременно.
Именно в таких местах можно встретить угонщиков автомобилей, которые специально создают опасные ситуации, чтобы впоследствии получить компенсацию за причиненный ущерб. Наиболее распространенной причиной таких аварий является небрежность водителя при движении задним ходом.
При движении задним ходом водитель сталкивается с рядом трудностей и должен быть особенно внимательным. Это делается для того, чтобы водитель сам не спровоцировал аварию или не нарушил правила дорожного движения.
Чтобы не платить штраф и не попадать в неприятные ситуации, следует быть внимательным и производить замеры только при движении задним ходом.
Если водитель движется задним ходом на перекрестке, мосту, в туннеле, на обочине дороги или железнодорожном переезде, ему грозит штраф в размере
штраф в размере 500 рублей.
Пункт 2 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Если водитель выезжает задним ходом на автомагистраль, ему грозит штраф в размере 2 500 рублей:
2 500 рублей штрафа
Пункт 3 статьи 12.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Важная тонкость про нарушителя, не имеющего преимущество
О том, что не надо уступать дорогу тому, кто движется в нарушение правил, сперва указывалось лишь в конкретных делах, которые доходили до Верховного Суда. Сейчас, в 2021 году, такое разъяснение включено в указанное выше Постановление Пленума.
В описанных нами ситуациях данный подход тоже применяется, например, когда кто-то сдает назад на перекрестке, соответственно, нарушает ПДД, и ни о каком приоритете в таком случае речи идти не может.
Чтобы обосновать это суду, можно следовать данной инструкции-последовательности:
- необходимо указать, какими пунктами Правил должен был руководствоваться каждый из водителей,
- процитировать данные пункты ПДД, а также определения, что такое перекресток, что такое прилегающая территория, что такое уступить дорогу,
- необходимо сделать акцент на том, что уступать дорогу (не создавать помех) нужно только тем участникам движения, которые имеют приоритет в движении,
- указать на то, что водитель, нарушающий ПДД, лишён этого самого приоритета, и обязанности ему уступать нет.
Требования ПДД для автомобиля, выезжающего из двора
Что говорится в ПДД
Движение задним ходом: где разрешено, где запрещено, и за что можно получить штраф
Нередко в случае, когда водитель пропустил поворот на второстепенную дорогу или проехал мимо свободного парковочного места, он просто сдает задним ходом, чтобы затем выполнить нужный маневр. Кроме того, в движении задним ходом есть и тонкие моменты вроде дорог с односторонним движением. Где ехать задом можно, а где нельзя, и какой штраф положен за нарушение?
Разумеется, официальный документ, регламентирующий движение задним ходом – это ПДД. Пункт 8.12 уточняет, что «движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения», а также обозначает места, где ехать задом запрещено.
Согласно этому пункту с учетом отсылок к пункту 8.11, движение задним ходом запрещается:
Еще один пункт ПДД, касающийся движения задним ходом – это 16.1, где указаны правила движения по автомагистрали: помимо прочего, он гласит, что движение задним ходом на автомагистралях запрещается.
Действительно, один из спорных вопросов, встречающихся в практике – это движение задним ходом по односторонней дороге. Исключил двусмысленность в трактовках Верховный Суд: актуальный документ на эту тему – постановление № 20 от 25 июня 2019 года. Дело в том, что штрафовали водителей не за движение задом по односторонней дороге, а за выезд на нее задним ходом.
Верховный суд в своем постановлении подчеркивает, что «исходя из содержания пункта 8.12 ПДД РФ движение задним ходом по дороге с односторонним движением не запрещается». Однако «нарушение водителем требований любого дорожного знака, повлекшее движение управляемого им транспортного средства во встречном направлении по дороге с односторонним движением, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.16 КоАП РФ (например, нарушение требований дорожных знаков 3.1 «Въезд запрещен», 5.5 «Дорога с односторонним движением», 5.7.1 и 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением»)». Именно поэтому Верховный суд указывает, что «действия водителя, выехавшего задним ходом на дорогу с односторонним движением в нарушение требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», следует квалифицировать по части 3 статьи 12.16 КоАП РФ, а в случае, когда такой маневр был совершен на перекрестке, — также и по части 2 статьи 12.14 КоАП РФ».
Проще говоря, водитель, двигавшийся вперед по односторонней дороге, а затем по необходимости остановившийся и сдавший назад, правила не нарушает. А вот тот, кто выезжает на одностороннюю дорогу задним ходом с другой дороги или из двора – нарушает, и может быть наказан по части 3 статьи 12.16 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае, если он выехал на одностороннюю дорогу задом с перекрестка, получит еще один штраф в размере пятисот рублей по части 2 статьи 12.14. Ну а сам спорный прецедент возник во многом из-за водителей, которые срезали путь, выезжая на одностороннюю дорогу задом и двигаясь так до ближайшего нужного перекрестка.
С выездом задним ходом на одностороннюю дорогу мы разобрались – осталось выяснить, какие штрафы предусмотрены непосредственно за езду задним ходом. Здесь, как и в ПДД, есть два варианта.
Согласно части 2 статьи 12.14 КоАП разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, касающихся движения по автомагистрали, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. В числе запрещенных мест – то, что перечислено в пунктах 8.11 и 8.12 ПДД – перекрестки, мосты, пешеходные переходы и так далее.
Если же водитель движется задним ходом по автомагистрали, он будет наказан более сурово по части 3 статьи 12.11 КоАП: движение задним ходом по автомагистрали влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.
Могу ли я избежать лишения прав за езду против хода в 2021 году?
Да, в большинстве случаев суды ограничиваются штрафом, а не лишением прав за движение против хода по однонаправленной дороге. Также разберём ситуации, когда наказание по 12.16.3 КоАП неправомерно.
Если нарушение зафиксировала камера?
Дорожные камеры фото и видеофиксации ещё не научились идентифицировать личность водителя. Они определяют только госномер автомобиля. Далее в ЦОДД оформляют нарушение, а собственнику машины приходит «письмо счастья» со штрафом в 5 000 рублей.
Иначе говоря, если вы въехали на одностороннее движение под знак «кирпич» или развернулись и едете в обратном направлении, а камера это зафиксировала – ждите штрафа. Не имеет значения, первый штраф за езду «против шерсти» или второй – всё равно с камер придёт только штраф. Лишение прав не предусмотрено!
Если я нарушил впервые?
Скорее всего, отделаетесь штрафом.
Первое нарушение для ГИБДД и судов «безобидное». В том плане, что вас не отнесут к числу злостных нарушителей ПДД. Это значит, что одно из главных отягчающих обстоятельств исключено – речь о повторности правонарушения. Обычно в таких случаях и начальники ГИБДД, и мировые судьи выносят наказание в виде штрафа в 5 000 рублей за движение против хода по однонаправленной дороге.
Совет! Чтобы точно склонить чашу весов в свою пользу, лучше признать вину, посетовать на собственную неосмотрительность и пообещать оплатить штраф в кратчайшие сроки. И, если верить статистике судебных решений в 2021 году, это прекрасно работает, при условии, что вы попались в первый раз.
Крайняя необходимость
Встречается редко, но зато это повод избежать ответственности.
Крайней необходимостью считают действия, повлекшие нарушение ПДД или ущерб, если это было нужно для устранения опасности, а иные способы не подходили (ст. 2.7 КоАП РФ).
Что это может быть в контексте езды навстречу потоку на дороге с односторонним движением:
Ситуации могут быть и другими. Но в любом случае вы должны доказать, что действовали вынужденно, в связи с экстренной ситуацией. Скачайте запись с видеорегистратора, распечатайте новостные сводки из газет, найдите свидетелей – это подкрепит вашу позицию и поможет избежать санкций по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ.
Двигался задним ходом по односторонней дороге
Накажут или нет – зависит от конкретного манёвра и знаков рядом.
Движение задом по дороге с одним направлением – разрешено:
Исключением является движение задом под «кирпич». В остальных случаях вас не могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ. Но если это случилось, следует собирать доказательства и обжаловать постановление. И ссылаться нужно, в том числе, на Постановление Пленума ВС № 20.
Если не было знака «Кирпич»?
Значит вы ничего не нарушили, и лишение со штрафом не грозят.
Что значит не было знака? Например, знак «Въезд запрещён» сдуло от сильного ветра, замело снегом или он развёрнут в другую сторону. Одним словом, нет «кирпича» – нет и зоны его действия. А значит не образуется состав административного правонарушения с вашей стороны.
Но не всё так просто, как кажется. Инспекторы ДПС могут поймать вас дальше, чем должен был находиться знак 3.1 «Въезд запрещён». Следовательно, ваши аргументы в духе «Знака не было, вот я и проехал» – покажутся неубедительными. В таком случае нужно зафиксировать отсутствие или разворот «Кирпича» на фото и видео. Даже если на вас составят протокол, в дальнейшем эти доказательства помогут оспорить нарушение на разборе в ГИБДД или в суде.
К слову, если знак 3.1 действительно отсутствует на своём месте, сотрудник ДПС должен составить акт в адрес Дирекции по организации дорожного движения. На этом основании рабочие установят знак в нужное место.
А если я проехал под «Кирпич»?
Поблажки уже не действуют, накажут во всей строгости.
Вновь обратимся к § 5 ст. 16 Постановления Пленума ВС № 20:
Никак по-другому этот пункт не трактуется. Если вы въехали задним ходом на однонаправленную дорогу через знак 3.1 («Кирпич»), а затем двигались «против шерсти» – от наказания не уйти.
И в данном случае мы имеем целых два нарушения:
Получается, что вы нарушили дважды. Но в то же время дважды за одно правонарушение наказывать не могут – в силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ. В данном случае назначается самая строгая из двух санкций – а у нас это езда против хода по односторонке. То есть будет применяться «вилка» наказаний, либо штраф в 5 000 рублей, либо лишение права управления транспортным средством на 4-6 месяца.
ДТП при движении задом
1. Параллельная парковка.
Например, водитель зеленой машины может испугаться паркующегося автомобиля, быстро включить задний ход и врезаться в красный автомобиль, подъехавший к нему сзади. Несколько лет назад мне довелось увидеть подобное ДТП на практике, так что ситуация не вымышленная.
Обратите внимание, что при столкновении зеленой и красной машин водитель, выполняющий параллельную парковку, не является участником ДТП и платить за ремонт поврежденных автомобилей не будет. Оплачивать ремонт будет водитель зеленого автомобиля
2. Движение задним ходом на территории парковки супермаркета или автостоянки.
Подобные ДТП происходят с завидной регулярностью около всех крупных магазинов. Причиной ДТП, как и в предыдущем случае, служит невнимательность водителя оранжевого автомобиля, сдающего назад.
Предлагаем ознакомиться: Порядок заполнения строки 020 формы 6-НДФЛ
Какой штраф за невключенный поворотник?
Если на дороге находится инспектор, и ему удалось зафиксировать неправильное использование поворотников, то водитель получит административное взыскание, предусмотренное ч.1,ст.12.14 КоАП.
Штраф составляет 500 рублей. Его можно выплатить в меньшем размере (со скидкой в 50%), если оплачивать через сайт Госуслуги не позднее, чем через 20 дней после его назначения.
Инспектор может ограничиться предупреждением, если водитель продемонстрирует согласие и признание своей ошибки и при этом у него не будет документально зафиксированных нарушений ПДД за последние полгода.
Как накажут водителя за неисправность сигналов поворота?
Если, при наблюдении за участниками движения, инспектор заметит автомобиль с неработающими(неисправными) поворотниками, его владелец получит административное взыскание в размере 500 руб.
При наличии примерного поведения как минимум в последние полгода инспектор может ограничиться предупреждением.
Какая объективная необходимость разрешает ехать задним ходом?
По букве правового акта, Верховный суд перечислил лишь 2 такие необходимости: парковку и наличие препятствия. Но привёл их в качестве примеров. Это значит, что возможна и другая объективная необходимость.
Здесь логично предположить, что таковой необходимостью является невозможность выполнить нужный разрешённый манёвр, не прибегая к заднему ходу. Например, если Вы проехали нужный съезд с односторонней дороги или поворот, то эта необходимость вернуться задним ходом не является объективной, ведь можно проехать дальше вперёд, сделать круг и снова таким образом вернуться к нужному повороту или съезду. Будьте осторожны, многих водителей лишают прав именно за это заблуждение.
Аналогичным образом Вы не можете проехать задом к месту высадки пассажира или парковочному месту, если не остановились сразу за ним в той мере, какая необходима для параллельной парковки, к примеру. Какое расстояние разрешено, 2 метра, 3 или 20, нигде не уточняется, и в этом заключается неоднозначность даже разъяснённого Верховным судом пункта 8.12 ПДД касательно нашего вопроса.
В целом же, сама отсылка при разъяснении на объективную необходимость в принципе неверная, так как чёткого определения такой необходимости не даётся ни в одном нормативном законодательном акте.
ПДД на дороге с односторонним движением
Для трансфера на дорогах с односторонним движением существует четкий регламент. Его необходимо соблюдать всем автомобилистам. Он продиктован соображениями безопасности участников процесса. При высокой ответственности водителей гарантирована комфортная безаварийная поездка.
Въезд
Выезд на дорогу с односторонним движением может быть осуществлен с нескольких траекторий:
- прямо;
- слева или справа;
- поворачивая на дорогу, где выделена встречная полоса.
Для каждого случая есть свои особенности действий водителей. При перемещении происходит въезд:
- с двустороннего потока при продолжении перемещения без изменения траектории;
- продолжение езды без изменения траектории, минуя перекресток.
Поворачивая с прилегающей полосы, водителю, согласно правилам ПДД (п. 8.6.), нужно перестроиться на крайнюю правую. После этого он может уклониться влево, если в дальнейшем есть необходимость изменить траекторию движения.
Поворачивая налево, стоит соблюдать правила проезда перекрестков, и заранее стать в нужный ряд, сигнализируя об этом световым указателем. При рельсах на одном уровне с дорогой поворачивают в следующих случаях:
- если автомобиль не создает помехи рельсовому ТС;
- не является причиной аварийной ситуации.
После выезда на трассу с односторонним направлением разрешено двигаться в любом ряду – крайнем справа или слева (в средине при наличии 3-х рядов).
В случае, если нужно изменить траекторию и выехать на дорогу с полосой для ТС, следующих по маршруту (знак 5.11), руководствуются выше упомянутыми рекомендациями. Учитывается, что запрещено следовать во встречном потоке.
Остановка
Предпочтительнее останавливать автомобиль справа, максимально близко к обочине или на ней. Главное условие – если нет запрета знаками или перехода, остановки маршрутного ТС и других обстоятельств. Возможна параллельная парковка во встречном направлении – за езду задним ходом штраф в этом случае не взимается.
Стоять с левой стороны улицы можно всем ТС, кроме габаритных выше 3,5 т, за исключением действий с грузами и только в населенных пунктах.
Выезд
Обычно выезд не представляет опасности. Обозначения заранее информируют об окончании существующих правил
Присутствует предупреждающий знак 1.21, на который автомобилисты должны обратить внимание. Двигаясь по магистрали в прямом направлении, главное своевременно перестроиться в необходимый ряд, чтобы не создавать аварийные последствия
Проезд на перекрестке
При попадании на место пересечения дорог, необходимо соблюдать все правила, касающиеся проезда таких участков. Чтобы не допустить аварийной ситуации, лучше заранее занимать нужную полосу, пропускать людей на пешеходном переходе, руководствоваться сигналами светофора и разрешающими знаками.
Выезжая на перекресток, необходимо:
- оценивать дорожную обстановку;
- не двигаться вперед, если есть затор, рискуя несвоевременно закончить проезд на перекрестке и мешать другим;
- поворачивая влево, обязательно уступить дорогу транспортным средствам встречного потока;
- обязательно учитывать приоритетность рельсовых ТС.
Как правильно двигаться задним ходом?
Внимательность и серьезное отношение к проведению маневра – ключ к его успешности. У каждой машины есть слепые зоны. Это места вокруг кузова, где водитель не способен видеть ничего. Меньше их у легковушек, больше – у большегрузов. Чтобы проверить слепые зоны своего авто, можно попросить кого-либо обойти машину сначала вблизи, затем немного отступив. Слепые зоны знать необходимо, и всегда учитывать их, особенно, при маневрировании задом.
Если машина с прицепом, следует особое внимание уделить тому, чтобы прицеп стоял ровно. Для этого удобно смотреть в заднее стекло
Если прицеп слишком велик, то можно пользоваться боковыми зеркалами, но всегда лучше выйти и перепроверить свою работу. Задача сильно усложняется для новичков, поэтому стоит действовать максимально аккуратно.
Парковка
При осуществлении параллельной парковки возможно возникновение непредвиденных ситуаций в том случае, если водитель не научился правильно использовать зеркала заднего вида.
Некоторые предпочитают применять только одно или два стекла вместо трех, что является недопустимой погрешностью. Обычно столкновение осуществляется с автомобилем, который выполняет парковку рядом. Он как-бы подпирает ТС сзади.
Есть и более экстренные ситуации. Иногда неопытные водители совершают резкие движения из-за испуга или рассеянности. Некоторые въезжают в автомобили, которые едут задним ходом по всем правилам и при этом по своей полосе.
При подтверждении данного факта невиновности водителя, выполняющего парковку задним ходом, никакие расходы по ремонту машин на него не ложатся, также он не признается виновным, поэтому на него не накладываются санкции.