Причины столкновения
Рассмотрим возможные причины ДТП в пределах полосы:
- Движение автомобилей с разной скоростью. Например, белый автомобиль едет со скоростью 40 км/ч, а оранжевый — 90 км/ч.
- Экстренное торможение белого автомобиля. Например, на дороге может неожиданно появиться ребенок, либо на полосу мог резко перестроиться зеленый автомобиль, который участником столкновения не является. Также экстренное торможение может быть выполнено и без необходимости, т.е. просто так.
- Движение оранжевого автомобиля на слишком малом расстоянии от белого.
- Движение белого автомобиля задним ходом, либо его откат назад на уклоне. ДТП при движении задним ходом рассмотрено в рамках отдельной статьи.
Правила движения назад
Виновным сложившейся дорожной ситуации считается тот, кто управлял транспортным средством, стоящим впереди. На основании правил поведения на дороге автомобилист, транспортное средство которого сдает назад, обязан побеспокоиться о безопасности совершения маневра заднего хода. Скатывание автомобиля по любой причине также считается движением задним ходом.
Следовательно, водитель первой машины сделал заведомо опасный манёвр при движении назад и в большинстве случаев считается виновником возникшей аварийной ситуации. Это подтверждается и пунктом 8.12 ПДД, согласно которому условием разрешения сдачи назад средством транспорта является безопасность для других объектов дорожного движения.
На дороге действует безусловный принцип: виноват всегда тот, кто въехал в стоящее на месте транспортное средство
Не важно даже состояние водителя второго авто. Он может быть хоть лишенным водительского удостоверения, демонстрирующим признаки алкогольного опьянения
Виновным на основании закона считается автомобилист, въехавший на своем средстве транспорта в стоящую сзади машину.
Как доказать невиновность?
Чтобы доказать, что наезд на впереди идущий автомобиль был совершен не по вашей вине, необходимо использовать:
видеозаписи;
Крайне желательно наличие регистратора с хорошим качеством съёмки в вашем авто. К делу также приобщите файлы с видеозаписывающих устройств, находящихся в мимо проезжавших машинах. Не стоит забывать и о камерах, установленных на дорогах общего пользования и домах в рамках программы «Безопасный город». На них может быть снято, что водитель догнал передний авто не по своей вине.
показания свидетелей.
Для доказательства невиновности можно привлечь свидетелей. Это могут быть водители и пассажиры другого автотранспорта, пешеходы, находящиеся рядом с местом происшествия.
Возникшие споры по определению виновного в случившемся могут разрешаться в судебном порядке. Инстанция вынесет решение о единоличной или обоюдной ответственности.
Обратите внимание, что пассажиры вашего автотранспортного средства являются заинтересованными в исходе дела лицами. Их показания не будут учитываться в суде
Поэтому лучше взять контакты у других людей на месте происшествия.
Судебная практика 2023 года
Практика в судах по таким ДТП различная и обобщить её не получится, но мы более подробно остановимся на одном деле, и на его примере расскажем, как и что обычно бывает в суде.
Решение по этому делу вынес Первоуральский городской суд 29 июля 2014 года, затем это решение было обжаловано, но решение устояло и вступило в законную силу.
Коротко о ситуации: водитель ехал в крайней левой полосе, и какой-то учитель решил его подрезать. В результате его действий водителю пришлось тормозить, и машина потеряла управление. Как итог, автомобиль потерпевшего выскочил на встречку, где столкнулся с большегрузом. Были пострадавшие. Учитель скрылся с места происшествия, контакта с его машиной не было.
Сразу отметим 3 фактора, которые, как нам кажется, привели к положительному решению по данному делу в пользу пострадавшего.
- У пострадавшего водителя в машине был видеорегистратор. Прибывший на место сотрудник ДПС сразу же просмотрел видеозапись и передал ориентировку на скрывшийся с места ДТП автомобиль. Его нашли и даже установили водителя. Далее именно запись видеорегистратора играла ключевую роль при проведении экспертиз, в том числе судебных.
- В данном ДТП были пострадавшие и уголовное дело. Хоть это плохо звучит, но именно этот факт повлиял на то, что в рамках уголовного дела проводилась автотехническая экспертиза, которая также была учтена судом при вынесении решения.
- Нашлись свидетели данного происшествия, и они дали показания в суде.
Основной довод виновника ДТП был в том, что это другой водитель сам не справился с управлением, начал крутить рулём и выехал на встречную полосу, а он не при делах.
Поэтому важно помнить о том, что мы писали выше, ваши действия не должны расходиться с Правилами дорожного движения, и, если в конкретной ситуации вы, просто тормозя, не избежите столкновения, может быть, вы тем самым избежите более серьезных последствий и разбирательств. Даже если у вас будет видеозапись, нельзя быть на 100% уверенными в том, что вас не признают виновными
По делу могут быть проведены несколько экспертиз, и мнения экспертов могут кардинально отличаться. Важно, как суд в конечном итоге оценит все доказательства по делу
Даже если у вас будет видеозапись, нельзя быть на 100% уверенными в том, что вас не признают виновными. По делу могут быть проведены несколько экспертиз, и мнения экспертов могут кардинально отличаться
Важно, как суд в конечном итоге оценит все доказательства по делу
В заключении хотелось бы сказать, что самое надежное средство – это стараться избегать таких ситуаций, соблюдать ПДД и не провоцировать других водителей на агрессию. Основные правила здесь просты:
- никогда никого не провоцируйте, даже если ничего не нарушаете при этом,
Что делать, если признают виновным
Такое нередко случается на российских дорогах. Сотрудники полиции могут халатно и однобоко подойти к исполнению своих служебных обязанностей и не до конца разобравшись, наложить штраф за несоблюдение дистанции на водителя, въехавшего в задний бампер впереди движущегося авто. Не все граждане понимают, что делать в этом случае.
Необходимо максимально подробно объяснить все, что произошло, привести факты и показания свидетелей.
Запись видеорегистратора, несомненно, поможет прояснить ситуацию. Если данные изложенные в протоколе не соответствуют действительности можно сделать пометки при его подписании, ссылаясь на недоказанность вины.
Когда это не действует и инспектор вынес постановление о привлечении к административной ответственности или выписал квитанцию об уплате штрафа необходимо в течение 10 дней написать жалобу в городской или районный суд, где оспорить это решение.
Суд, начав разбирательство, обычно разрешит спорный случай. Если на лицо некомпетентное выполнение своих функциональных обязанностей сотрудниками ГИБДД – можно пожаловаться в УСБ МВД РФ или подать заявление в Прокуратуру.
Чем она отличается снаружи?
Главные различия между новой Niva Travel 2021 и знакомой Chevrolet Niva — во внешности. Профиль в целом остался прежним, облик «Шнивы» по-прежнему легко читается по стойкам кузова. Однако передняя часть — совершенно новая, здесь и массивная решетка с ВАЗовской «ладьей», и куда более агрессивная, чем у предшественницы, форма оптики. Фейслифт определенно удался — возрастная в плане дизайна «Нива» заметно помолодела и уже не смотрится в потоке этаким «приветом из нулевых».
Удалась «подтяжка лица» не только в плане дизайна. Вазовцы рассказали, что работа по осовремениванию стремительно устаревавшей модели началась еще на совместном предприятии «АвтоВАЗа» и GM. Основные наброски нового дизайна были сделаны специалистами СП, а после покупки у американцев части этого предприятия и самой модели заодно, за проект «новой «Нивы» взялась команда Lada Design во главе со Стивом Маттином. Любой рестайлинг — это всегда компромисс между желанием изменить машину и нежеланием тратить на это много денег. В случае с «Нивой» это блестяще удалось. Все панели, скрытые под новыми фарами, решеткой радиатора и бампером — такие же, как у Chevrolet Niva.
Задняя оптика, к слову, тоже новая. Как нам рассказал источник, близкий к производству, дизайн фонарей разработан известной российской компанией «Освар», специалисты которой на ВАЗовской оптике собаку съели. Казалось бы фонари — деталь не шибко значительная, но облик задней части «Нивы» они изменили здорово. Вместе с задним бампером, конечно же, он здесь тоже новый.
Еще одна заметная деталь экстерьера — новые колесные арки. Их рубленая форма визуально рифмуется с бамперами и не дает профилю машины слишком уж навязчиво напоминать о той самой Chevrolet Niva. На этом, собственно, ключевые изменения во внешности заканчиваются. Есть еще новые колесные диски и молдинги, но они при первом взгляде на машину в глаза не бросаются. В отличии от массивной передней части, которую любители игры «найди сходство между разными машинами» сразу же отметили и принялись наперебой сравнивать с моделями Toyota, Mitsubishi и даже Land Rover.
Как избежать ДТП
Последствия аварий при езде задних ходом чаще минимальны, так как маневр обычно выполняется на низкой скорости. И все же лучше избежать ДТП, чем потом оценивать ущерб. Что поможет в этом:
Если автомобилист видит, как на него пятится другая машина, не стоит тоже включать задний ход. Лучше посигналить, чтобы оппонент остановился. Если он продолжает ехать задом, выходом станет движение вперед и в сторону. И нужно не прекращать сигналить.
Обязательно при движении задним ходом пользоваться поочередно всеми установленными на авто зеркалами
В том числе тем, что находится в салоне.
При маневре важно сразу же реагировать на звуковой сигнал, подаваемый из другой машины. Необходимо сразу прекратить движение и выяснить, в чем дело
Поводом сигналить может быть возникшее на пути машины препятствие, которого ее водитель не увидел, а другой автомобилист заметил.
При движении на парковке следует контролировать ТС слева и справа от себя. Не менее важно замечать, что происходит спереди и сзади. Видеть на 360 градусов нужно вне зависимости от того, паркуется ли автомобиль или пытается выехать на дорогу
Особое внимание машинам, водители которых остаются за рулем.
Спешить при выполнении маневра нельзя, именно это часто провоцирует ДТП. Торопящемуся водителю лучше вообще не использовать задний ход.
Если без маневра не обойтись, а его выполнение затруднено, обязательно следует воспользоваться помощью другого человека
Но это все равно не снимает ответственности за все с водителя.
Рекомендуем прочитать о штрафе за езду задним ходом. Вы узнаете о том, когда разрешено движение задним ходом, знаках, запрещающих маневр, штрафах за езду задним ходом. А здесь подробнее о причинах возникновения ДТП.
В большинстве случаев ДТП при использовании заднего хода случаются на парковках возле офисов и магазинов. Неопытным водителям имеет смысл заранее определиться: стоит ли рисковать, выполняя маневр, или лучше поставить машину на обочине чуть подальше и пройти пешком. Если же авария случилась, а последствия ее незначительны, уезжать оттуда нельзя. Нужно разобраться с другим участником по поводу претензий, чтобы избежать применения статьи за оставление места ДТП.
А если не было разметки – как выяснить, кто перестраивался?
Очень часто на дороге может не быть разметки. Её могут не успеть нанести после ремонта или она попросту стёрлась. В таком случае опять водителям придётся доказывать свою точку зрения на произошедшее.
В обязательном порядке в таком ДТП необходимо фиксировать на фото-видео расположение транспортных средств относительно друг друга и с привязкой к каким-то стационарным объектам (к столбу, указателю, дереву и тому подобное).
Также следует детально сфотографировать повреждения машин, ведь по направлению, глубине и характеру следов повреждений можно будет доказать направление движения машин. Делается это с помощью трасологической экспертизы.
Необходимо следить за тем, чтоб прибывшие инспекторы правильно составили схему ДТП и, если с чем-то не согласны, то указать на это, когда дадут подписывать данную схему. Именно схема в данной ситуации может стать решающим фактором в определении виновности участников.
Может ли задний водитель не виноват, если передний тормозил без причины
Экстренное торможение это одно из разрешенных действий Правилами, призванных предотвратить возможное ДТП (п. 10.5 ПДД).
Однако запрещено совершать резкое торможение непреднамеренно на дороге, так как это может ввести в заблуждение или угрожать безопасности иных участников движения. Говоря простым языком – резко притормаживать можно только в экстренных случаях.
В рассматриваемой ситуации, если первый водитель тормозил без причины, он будет признан виновным, при условии доказанности нарушения с его стороны.
Второй участник ДТП, въехавший в его бампер, также будет привлечен к административной ответственности, так как не соблюдал безопасную дистанцию при движении.
Поэтому когда водитель врезался в бампер другой машины, применившей экстренное торможение, по причине предотвращения аварии, то виновником будет признан второй участник столкновения, который не соблюдает необходимое расстояние.
При этом первому водителю необходимо доказать то, что ДТП действительно могло случиться и он резко снизил скорость или остановился.
Когда виноват впереди идущий автомобиль
Бывают нередко и такие происшествия на дорогах. Часто впереди идущий или стоящее ТС может спровоцировать серьезную аварию, нередко с очень тяжелыми последствиями.
Это может произойти в следующих случаях:
- Водитель двигался задним ходом и врезалось в едущий автомобиль.
- Произошел неправильный маневр машины (автоподстава).
- ТС находилось в неположенном месте на трассе, и плохо просматривалось из-за ограниченной видимости другими участникам движения.
Практически во всех перечисленных случаях виноватым будет впереди двигающийся автомобиль. Однако каждый из этих случаев рассмотрим более подробно, обратившись к действующему законодательству, регламентирующему данный вид правонарушений.
Передний двигался задом
Правила дорожного движения конкретно говорят, что такой маневр относится к категории сложных, и требует профессиональных навыков вождения и повышенной внимательности водителя.
Пункт 8.12 раздела № 8 ПДД указывает, что ехать задним ходом, при условии, что машина не создает помех для иных участников и не влияет на их движение и маневрирование.
Однако Правила дают формулировку, когда это запрещено. Так нельзя сдавать задом на перекрестках. Кроме того, такой маневр нельзя делать в местах, где запрещен разворот.
В соответствии с п. 8.11 ПДД РФ, это запрещается:
- На пешеходных переходах.
- На перекрестках и мостах.
- В тоннеле и автомагистрали.
- На железнодорожных переездах и на остановках.
- На эстакадах и путепроводах.
- Где видимость на дороге составляет меньше 100 метров.
Поэтому если автомобиль сдавал назад и ударил машину, виновником будет признан тот, кто нарушал правила дорожного движения.
Обратите внимание! При движении задом нужно контролировать ситуацию, быть предельно внимательным, двигаться с очень низкой скоростью, при необходимости включить аварийные огни или сигналить.
Автоподстава
Это не редкость на современной российской дороге. Поэтому находясь за рулем нужно быть предельно внимательным.
Лучшим спасением от неприятности будет запись видеорегистратора и вызов представителей ГИБДД. В таких ситуациях всегда есть основания подозревать преступный сговор злоумышленников, ведь на дороге орудует не одна банда мошенников.
В таких ситуациях, главное не теряться и не идти на их уговоры. А если они начинают «прессовать», необходимо вызывать полицию и писать заявление.
Типичным случаем аварии на дороге, является когда водитель резко подрезает автомобиль, и подставляет зад. Вследствие чего происходит столкновение. Здесь единственным спасением будет видеорегистратор и свидетели ДТП.
ТС стояло в неположенном месте
Имеется в виду, когда его припарковали там, где запрещено останавливаться, так как оно создает помехи другому транспорту. Это могут быть обочины узких дорог, трамвайные пути.
Например, большегрузный грузовик находится в зоне с ограниченной видимостью.
При совершении такого столкновении со стоящим транспортным средством зоне с ограниченной видимостью не редкость. Часто водитель в последний момент не усматривает перед собой препятствие.
Поэтому виновным будет признан тот, кто оставил на обочине свой внедорожник или автобус, который послужил причиной аварийной ситуации.
Как доказать невиновность?
Чтобы доказать, что наезд на впереди идущий автомобиль был совершен не по вашей вине, необходимо использовать:
видеозаписи;
Крайне желательно наличие регистратора с хорошим качеством съёмки в вашем авто. К делу также приобщите файлы с видеозаписывающих устройств, находящихся в мимо проезжавших машинах. Не стоит забывать и о камерах, установленных на дорогах общего пользования и домах в рамках программы «Безопасный город». На них может быть снято, что водитель догнал передний авто не по своей вине.
показания свидетелей.
Для доказательства невиновности можно привлечь свидетелей. Это могут быть водители и пассажиры другого автотранспорта, пешеходы, находящиеся рядом с местом происшествия.
Возникшие споры по определению виновного в случившемся могут разрешаться в судебном порядке. Инстанция вынесет решение о единоличной или обоюдной ответственности.
Обратите внимание, что пассажиры вашего автотранспортного средства являются заинтересованными в исходе дела лицами. Их показания не будут учитываться в суде
Поэтому лучше взять контакты у других людей на месте происшествия.
В каких ситуациях водитель сзади идущего автомобиля не виноват?
На дорогах бывают разные ситуации. В ППД РФ имеются определённые оговорки о виновности шофёра. Например, водитель сзади не виноват в следующих случаях:
1. Автомобиль, который двигался впереди, резко затормозил из-за непредвиденных обстоятельств:
Участники дорожного движения обязаны соблюдать дистанцию, чтобы предотвратить столкновение даже при незапланированном торможении. Однако если впереди движущаяся машина врезалась в какое-то препятствие (например, дорожное ограждение) и резко встала на месте? Это может возникнуть из-за невнимательности, неисправности с тормозной, рулевой системой или по другой причине.
Тормоза не позволят мгновенно остановить автомобиль. В результате произойдёт удар. При этом шофёр второй машины будет невиновен, так как не смог избежать аварии.
2. Если въехавшего в зад ударила другая машина:
Рассмотрим ситуацию, когда водитель въехал в зад автомобиля из-за того, что его ударили самого. По трассе друг за другом передвигалось 3 авто. Первое притормаживает (перед светофором, поворотом, объездом препятствия и т.д.), второе, находясь на безопасной дистанции, также начинает останавливаться. Третье врезается во вторую машину, которая, двигаясь по инерции, ударяет первую.
В такой ситуации виновным будет признан шофёр третьего ТС. Именно последний не соблюдал ПДД, что стало причиной случившегося.
Обратите внимание, что при групповых авариях часто возникают спорные ситуации. Виновность того или иного водителя зависит от следующих факторов:
- Соблюдалась ли необходимая дистанция для предотвращения аварии.
- Учитывались ли особенности погоды и общая скорость движения потока.
- Наличия файлов с авторегистраторов и показаний свидетелей.
Только точное восстановление картины автоаварии позволит разобраться в произошедшем.
водитель автотранспортного средства сдавал назад и совершил наезд;
Согласно п. 8.12. перед началом выполнения такого манёвра шофёр должен убедиться, что не создаёт помех для прочих водителей. Сдавать назад запрещено на перекрёстках и мостах, пешеходных переходах, ж/д переездах, а также в других местах, где плохая видимость (менее 100 м).
Водитель передней машины может совершить наезд непреднамеренно из-за ошибки при выборе передачи или «откате» при начале движения в гору.
автотранспортное средство находилось в неположенном месте, было едва различимо из-за неблагоприятных погодных условий, особенностей рельефа местности.
Если водитель въехал в заднюю часть переднего автомобиля, который был неправильно припаркован, например, находился на трамвайных путях или располагался в зоне с плохой видимостью, то он не будет наказан. Здесь можно сфотографировать место происшествия и предоставить материалы с авторегистратора, на которых будут сразу видны нарушения владельца другого ТС.
Что говорят ПДД?
- тот, кто едет сзади, должен соблюдать дистанцию; при этом, нет чёткого обозначения размера дистанции. В ПДД указывается лишь, что она должна быть безопасна, это говорит пункт 9.10;
- тот кто просто едет, должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы избежать столкновения с внезапно появившимся препятствием – это говорит пункт 10.1 ПДД.
Как видим, в пункте 9.10 речь идёт только о движущихся впереди машинах. Если вы въехали в заднюю часть стоящей машины, то 9.10 тут не применим, а усматривается нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения.
Теперь давайте в примерах рассмотрим различные ДТП, когда не обязательно вина ложится на того, у кого разбита передняя часть машины.
Какие Ваши доказательства?
Если Вы выступаете в роли подъехавшей сзади машины, то второй участник аварии вполне может сказать, что это Вы въехали в него сзади. Это довольно распространённая ситуация на дорогах в 2019 году.
И в этом случае Вам поможет:
- наличие видеорегистратора, где будет видно, что Вы стояли, а автомобиль впереди откатился в Вас,
- свидетели, которые смогут подтвердить то же самое.
Частный случай здесь заключается в том, что сотрудники ГИБДД, подъехавшие оформлять аварию, скорее всего, поверят именно второму участнику. А обыденный водитель примет виновность за отсутствием у него доказательств. И совершенно напрасно.
Всё дело в том, что Вы можете ходатайствовать о проведении специальной экспертизы – трасологической, прямо в объяснениях, которые будете писать при оформлении ДТП либо протоколе или постановлении, которое выпишут в отношении Вас в части несоблюдения пунктов 9.10 и/или 10.1 ПДД. Такая экспертиза, как правило, с точностью до 100% показывает направление удара и поможет Вам, таким образом, отстоять правоту.
Ударил в зад автомобиль
И вроде самое очевидное ДТП: ехавший сзади автомобиль не соблюдал дистанцию и въехал в заднюю часть ехавшего или стоящего впереди транспортного средства. Но не всегда причиной является несоблюдение дистанции, поэтому не всегда задний оказывается виноват при таких авариях. Ниже мы и рассмотрим не совсем стандартные ситуации.
Важная тонкость про нарушителя, не имеющего преимущество
О том, что не надо уступать дорогу тому, кто движется в нарушение правил, сперва указывалось лишь в конкретных делах, которые доходили до Верховного Суда. Сейчас, в 2021 году, такое разъяснение включено в указанное выше Постановление Пленума.
В описанных нами ситуациях данный подход тоже применяется, например, когда кто-то сдает назад на перекрестке, соответственно, нарушает ПДД, и ни о каком приоритете в таком случае речи идти не может.
Чтобы обосновать это суду, можно следовать данной инструкции-последовательности:
- необходимо указать, какими пунктами Правил должен был руководствоваться каждый из водителей,
- процитировать данные пункты ПДД, а также определения, что такое перекресток, что такое прилегающая территория, что такое уступить дорогу,
- необходимо сделать акцент на том, что уступать дорогу (не создавать помех) нужно только тем участникам движения, которые имеют приоритет в движении,
- указать на то, что водитель, нарушающий ПДД, лишён этого самого приоритета, и обязанности ему уступать нет.
Как не попасть в подобные ситуации?
К сожалению, ДТП с ударом в зад является одним из самых частых на дорогах. Доказать свою невиновность непросто. Придерживаясь перечисленных рекомендаций, вы сведете риск возникновения подобной аварии к минимуму.
Въехал в зад – ДТП: в каких случаях тот, кто сзади, не виноват?
Ударил в зад автомобиль
И вроде самое очевидное ДТП: ехавший сзади автомобиль не соблюдал дистанцию и въехал в заднюю часть ехавшего или стоящего впереди транспортного средства. Но не всегда причиной является несоблюдение дистанции, поэтому не всегда задний оказывается виноват при таких авариях. Ниже мы и рассмотрим не совсем стандартные ситуации.
Если же от столкновения не уйти
Вы остановились на перекрестке и вдруг сзади несется «оно»… Кстати, водители с опытом постоянно отслеживают ситуацию посматривая регулярно в зеркала, но это уже сложившаяся годами привычка.
Что же предпринять, если «оно» позади уже не остановится? Первое – «влипните» в спинку своего кресла, а затылок прижмите к подголовнику, это понизит риск получить травму позвоночника. Второе – если спереди авто есть свободное пространство, лучше отпустите педальку тормоза и лучше начать движение, так можно не только снизить силу удара, но и вовсе избежать его. Случалось, что водители уводили свою машину от летящей сзади, за счет увода ее с траектории движения авто нарушителя, но для таких маневров нужен опыт и фортуна.
Но если ваш автомобиль зажат, а впереди пешеходы или другие машины, лучше удержите свой авто на тормозе, этим вы снизите путь ее «вылета» вперед. Если автомобиль имеет самые дорогие элементы спереди (оптика, радиатор и пр.), то если рассудить трезво, удар в зад лучше, чем, если вы еще вдобавок въедете и впереди стоящий автомобиль. А еще лучше, поставьте фаркоп, и вы защитите задний бампер авто.
Что говорит ПДД, если при ДТП догнал автомобиль
Накопленный опыт российских автоюристов, занимающихся рассмотрения ситуаций связанных с нарушениями ПДД, указывает, что не стоит делать поспешных решений (когда произошел подобный случай) и сразу признавать свою вину и погашать причиненный ущерб.
Для начала дадим определение ПДД – это нормативно-правовой документ призванный регулировать не только перемещение транспортных средств, но разрешать все спорные моменты, которые могут возникнуть при дорожном происшествии между водителями.
Для каждого конкретного случая в этом своде правил есть соответствующая формулировка, какие действия следует предпринять в той или иной нештатной ситуации.
Чтобы не столкнуться с впереди едущей машиной следует придерживаться требований и рекомендаций, которые прописаны в Правилах.
Информация к размышлению
Обратимся к разделу № 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части» пункт 9.10: «…управляющий автомобилем человек должен соблюдать такую безопасную дистанцию по отношению к впереди едущему ТС, чтобы при экстренном торможении удалось избежать столкновения с ним. Это же относится и к боковому интервалу».
Суть этого постулата – когда едешь по дороге, расстояние до впереди идущего автомобиля, должно быть таким, что если он начнет тормозить, то у водителя сзади была возможность вовремя снизить скорость.
Остановить любой автотранспорт, мгновенно нажав на педаль невозможно. Это достижимо если он врежется в препятствие (дерево, стена). Поэтому соблюдение определенной ПДД дистанции при вождении – важнейший фактор безопасного движения, как в городе, так и за его пределами.
Пункт 1 раздела 10 Правил говорит, с какой скоростью можно ехать по дороге, “… двигаться транспортное средство должно в таком режиме, который установлен на данном участке, при этом обязательно учитываются погодные условия, загруженность трассы, технической состояние машины, видимость и масса и характер перевозимого груза”.
Выбранная скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянно контролировать складывающуюся вокруг обстановку, чтобы при возникновении риска совершения ДТП он мог ее снизить или прекратить движение, предотвратив столкновение.
Поэтому когда на загородном шоссе или перекрестке в городе одному из автомобилей въехали в зад и нужно определить кто виноват, прежде всего, необходимо внимательно изучить случившееся, исходя из норм, прописанных в Правилах, с учетом всех объективных и субъективных причин.
Основные причины аварий
Несмотря на наличие определенных правил, количество случаев возникновения аварий на автопарковках не уменьшается. Этому есть свои обоснования. Специалисты исследовали обстоятельства, способствующие аварийным ситуациям, и составили их отдельный список.
К факторам, влияющим на создание аварийных случаев, относят:
- модификации автомобилей – отдельные выпущенные авто имеют изменения в габаритах;
- изменчивость процессов урбанизации – меняются схемы дорожной (придорожной) инфраструктуры;
- повышенная плотность нахождения (движения) транспорта на парковках;
- не организованы парковочные места в соответствии со стандартами ГИБДД;
- используемый транспорт неисправен;
- водитель невнимателен, неопытен;
- водитель с самого начала парковки избрал неверное для авто положение, из-за чего движение назад стало затруднительным.
Статистика случаев не утешает – частота происшествий заметно увеличена в местах для парковки. Сейчас специалисты убеждены, что при использовании на транспорте дополнительного оснащения аварийные ситуации можно свести к минимальным.
Внимание! Узнайте подробности здесь
Что делать, если признают виновным
Такое нередко случается на российских дорогах. Сотрудники полиции могут халатно и однобоко подойти к исполнению своих служебных обязанностей и не до конца разобравшись, наложить штраф на человека, въехавшего в задний бампер впереди движущегося авто. Не все граждане понимают, что делать в этом случае.
Необходимо максимально подробно объяснить все, что произошло, привести факты и показания свидетелей.
Запись видеорегистратора, несомненно, поможет прояснить ситуацию. Если данные изложенные в протоколе не соответствуют действительности можно сделать пометки при его подписании, ссылаясь на недоказанность вины.
Когда это не действует и инспектор вынес постановление о привлечении к административной ответственности или выписал квитанцию об уплате штрафа необходимо в течение 10 дней написать жалобу в городской или районный суд, где оспорить это решение.
Суд, начав разбирательство, обычно разрешит спорный случай. Если на лицо некомпетентное выполнение своих функциональных обязанностей сотрудниками ГИБДД – можно пожаловаться в УСБ МВД РФ или подать заявление в Прокуратуру.
Ответственность по КоАП РФ
Положения п.1 ст.12.24 КоАП РФ применяются в случаях причинения здоровью граждан вреда, определяемого легкой и средней степенью.
Вид и тяжесть наказания варьируются в зависимости от серьезности нарушения и последствий.
Штраф в размере 2000 руб. – 5000 руб. применяется, если причиненный здоровью вред характеризуется легкой степенью тяжести. Также предусмотрена возможность лишения прав на 1 – 1,5 года.
Штраф в размере 10000 руб. – 25000 руб. назначается, если здоровью был причинен вред средней степени тяжести. Также это деяние может повлечь лишение водительских прав на период от 1,5 лет до 2 лет.
Вид применяемого наказания определяется тяжестью проступка.
Часто причинами аварий становятся другие правонарушения, а именно:
- пользование мобильными устройствами связи при управлении автомобилем (ст. 12.36.1 КоАП РФ);
- отсутствие включенного сигнала поворота при изменении направления движения (ст. 12.14 КоАпП РФ);
- нарушение норм дистанции (ч.1 ст.12.15 КоАП РФ).
Ст. 4.6 КоАП РФ устанавливает, что лицо, совершившее проступок, с применением мер административной ответственности считается подвергнутым данному наказанию на протяжении 1 года. Отсчет идет с даты, когда закончилось исполнение соответствующего постановления о привлечении к ответственности.
Если то же самое нарушение совершается повторно, когда еще не истек указанный выше срок, данное обстоятельство отягчает ответственность виновного лица (ст. 4.3 КоАП РФ).
Подводя итог, можно выделить следующие виды административной ответственности:
- предупреждение. Эта мера фиксируется в постановлении, вынесенном судьей или уполномоченным органом. Документ вручается виновному лицу;
- административный штраф. Вынесение постановления становится основанием для уплаты штрафа в бюджет;
- лишение водительских прав. Постановление выносится судом.
Запомните! Любое административное правонарушение сопровождается составлением протокола, с которым должностное лицо знакомит нарушителя. Документ составляется в его присутствии.
Ситуация № 1: решил наказать
По всем правилам, водитель обязан держать дистанцию между своим авто и тем, которое едет впереди. В Правилах дорожного движения конкретный метраж не указан — дистанция должна быть безопасной, чтобы избежать столкновения. Как учат в автошколе — водитель должен видеть колеса едущего впереди авто. Врезался — значит, слишком приблизился к соседней машине.
Но бывают исключения. Представьте, едет автобус по маршруту, при перестроении он помешал водителю соседнего автомобиля — так посчитал сам водитель. И решил наказать шофера — выехал перед ним и резко затормозил. Авария. Сначала признали виновным водителя автобуса, он же не выбрал безопасную дистанцию. Но потом посмотрели запись с видеорегистратора на автобусе и поняли — водитель легковушки виноват. Он резко затормозил, нарушив пункт 10.5 Правил дорожного движения. С водителя автобуса сняли вину.
Многие помнят скандальное поведение нижегородского водителя на крутой иномарке, который решил наказать водителя школьного автобуса и 40 минут выписывал перед ним пируэты, резко тормозил, подрезал, создавая опасность находившимся в автобусе детям. В начале этого года его наказали за помехи автобусу по новой статье Уголовного кодекса — 267.1 за угрозу безопасности транспортного средства. Ему вынесли штраф, минимальный по этой статье, — 150 000 рублей. Для большинства водителей это значительная сумма, поэтому прежде чем учить соседей по дороге, подумайте, на какое наказание можете нарваться вы. Штраф может доходить до 300 000 рублей. Могут также удержать доход за 2 года или ограничить свободу на этот же срок, либо даже отправить в тюрьму на 2 года.