Что делать, если пришел штраф?
Если штраф ГИБДД передан судебным приставам — куда оплачивать штраф?
Чаще всего штрафы за езду выписывает инспектор, поэтому у нарушителя на руках будет протокол. Поступить можно разными способами:
- Перечислить деньги на банковский счет. Это удобно для индивидуальных предпринимателей. Такой метод оплаты поможет доказать в дальнейшем, что были понесены расходы; информация нужна для налоговой службы.
- Сформировать квитанцию можно, воспользовавшись сайтом ГИБДД, и оплатить ее через любой банк, например, Сбербанк. Но в этом случае придется заплатить комиссию.
- Кроме этого, можно воспользоваться сайтом Госуслуги или официальным сайтом ГИБДД и оплатить взыскание там, выбрав удобную систему — это может быть электронный платеж или банковская карта.
- Возможно для оплаты использовать Яндекс деньги, подходит платежная система Киви, WebMoney. Все сервисы довольно удобны в работе и позволяют произвести оплату онлайн.
Важно! При оплате онлайн потребуется внести комиссию, размер которой зависит от конкретного сервиса, поэтому перед совершением транзакции следует изучить условия
Законы, регулирующие работу такси
Прямого закона, регламентирующего организацию работы, а также правила и порядок предоставления услуг такси, до настоящего времени не издано. Неофициальное название «закон о такси» получил Федеральный Закон (ФЗ) № 69 в редакции 2014 года, который внес изменения в отдельные положения нормативных актов и, в том числе, предусмотрел несколько статей, связанных с этим видом деятельности:
- 3-я определяет наказание за нарушение работы такси, в их число входят штрафы за перевозку людей без лицензии (КаАП РФ);
- 7-я устанавливает ответственность за нарушения порядка перевозки людей и багажа (ФЗ №259 от 8.11.2007 года);
- 8-я защитила права юридических и физических лиц, занимающихся предоставлением услуг перевозки при проведении контрольных и надзорных проверок уполномоченными государственными или муниципальными органами (ФЗ №294 от 26.12.2008 года);
- 9-я прямо определила порядок предоставления услуг такси, от условий получения лицензии и состояния автотранспорта, до организации работы, а также контроля ее результатов.
Именно 9-я статья послужила причиной «народного» названия ФЗ № 69, как «закон о такси», но в нормативно-правовых документах отсылка к первоисточнику носит официальное наименование.
Кто платит штраф назначенный таксисту?
В ситуации, когда таксист является частником, не работает ни на одну из компаний, ответ на этот вопрос остается понятным и закономерным. Все штрафы оплачивает он сам, и ответственность за свои действия он также несет самостоятельно. Однако таких частников на улицах большинства городов страны становится все меньше. Тех же водителей, что работают на одну из компаний, предлагающих услуги такси, подобные вопросы интересуют самым живым образом. Кто должен платить за нарушения, особенно если человек работает не на собственном автомобиле, а на машине из таксопарка компании?
Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ , ответственность за все административные нарушения должен нести собственник автомобиля. То есть, в первую очередь все штрафы должны направляться именно в сторону таксопарка. Но это еще не все. Собственник автомобиля имеет возможность освободиться от ответственности, доказав, что за рулем был арендатор. Либо взыскать сумму, которую пришлось выплатить, с этого лица (ч.3 ст. 28.6, ФЗ 210).
При этом стоит иметь в виду, что нарушения одного и того же типа могут потребовать совершенно разных выплат со стороны юридических и физических лиц. Как правило, юрлицо платит значительно больше. Учитывая, что эта сумма может быть в дальнейшем взыскана с водителя, ему часто бывает целесообразнее принять штраф на себя изначально, ответив за нарушение как физлицо, если такая возможность у него имеется. Если можно доказать, что за рулем был именно арендатор, а не владелец, то это реально.
В стиуации, когда останавливает сотрудник ГИБДД, штраф оформляется на самого таксиста, ведь он подает собственные документы. Однако взыскания через камеры приходят изначально на собственника, это необходимо иметь в виду.
Штрафы за нелегальное такси по закону
Что касается законов, то прямое отношение к деятельности такси имеют такие статьи:
- Федеральный закон № 69-Ф3 (Статья 3 — административные санкции за нарушения в работе);
- Статья 9 состоит из 24 пунктов – именно она и является законом о деятельности такси;
- 10 статья указанного закона (сроки и порядок вступления закона в силу);
- Дополнительная статья 36.1 в ФЗ № 259-Ф3 (области административных обязательств);
- Федеральный закон № 2940-Ф3 (защита прав ИП и ЮЛ).
Ответственность в виде штрафа за такси без имеющейся лицензии предусматривает в 2021 году следующее:
- По закону штраф за перевозку пассажиров без необходимого на это разрешения на сегодняшний день имеет размер в 5 000 – 10 000 руб;
- Если же автомобиль не был подготовлен к деятельности и не имел опознавательных знаков, то водителя оштрафуют на сумму в 3 000 руб;
- При этом сотрудники ГИБДД в некоторых обстоятельствах могут лишить транспортное средство номеров и отправить его на штрафстоянку;
- Если владелец не выдал пассажиру чек, то это наказывается штрафом, составляющим тысячу рублей;
- Если владелец авто использует опознавательные для такси атрибуты нелегально, то должен будет заплатить взыскание до 5 000 руб.
Обязательно ли разрешение?
Заниматься извозом не имея лицензии, противозаконно, поэтому ответ на вопрос, можно ли работать без лицензии, может быть только один – нельзя. Такого таксиста не примет ни один таксопарк.
Конечно, на свой страх и риск автовладелец может заниматься частным извозом, но это не сделает его деятельность более легальной. Первая же проверка приведет к административному наказанию, а повторные нарушения – к лишению водительских прав и даже самого автомобиля.
Пренебрегать правилами перевозок пассажиров, определенно, не стоит. Каким бы привлекательным ни был быстрый заработок, гораздо выгоднее и безопаснее оформить лицензию и получить постоянный источник дополнительного или основного дохода, чем «таксовать» неофициально и потерять весь заработок на покупку новой машины и уплату штрафов.
С лицензией любой автовладелец может присоединиться к приглянувшемуся автопарку и работать не со случайными попутчиками, а на надежных заказах через диспетчера.
Когда назначается штраф таксисту в 2020 году?
Перед началом работы в такси, следует изучить требования к перевозчикам, которые устанавливает законодатель, так как их неисполнение приведёт к назначению штрафных санкций. В 2020 году таких требований действительно много, за нарушение каждого таксисту назначается штраф.
Штраф за отсутствие лицензии такси.
Перевозки пассажиров относятся к лицензируемой деятельности. Закон запрещает заниматься перевозками при отсутствии специального разрешения. Данное требование установлено ФЗ №69 от 21.04.2011 года, в статье 9. Лицензия таксисту выдаётся сроком от пяти лет. Получить её может ИП или организация, но не физическое лицо.
В пункте 2.1.1 ПДД установлено, что таксист обязан иметь при себе и предоставлять по требованию сотрудника ГИБДД разрешение на право работать в такси. Наказание за отсутсвие лицензии предусмотрено в статье 12.3 пункте 2.1 КоАП РФ и выражается в виде штрафа на сумму в пять тысяч рублей.
В большинстве регионов пока не создали реестры перевозчиков
Тимур Ханов/ПГ
Отложить рассмотрение законопроекта, вводящего штрафы за сотрудничество служб заказа такси с водителями, у которых нет разрешения на перевозку пассажиров, решил Совет Госдумы 15 мая. Специальные реестры, в которых по новому закону о такси должна храниться информация о водителях и авто, пока создали далеко не во всех регионах. Представители таксопарков предлагают отложить вступление в силу отдельных положений закона о такси, а в Совфеде считают, что регионам нужно помочь создать реестры, чтобы поездки стали безопаснее.
Нет разрешения — нет движения
К 1 сентября, когда новый закон о такси вступит в силу, в каждом регионе должны быть созданы информационные системы — реестры. Всего их три: реестр перевозчиков, реестр такси и реестр служб заказа. Наличие полных и достоверных данных о каждом авто и водителе должно сделать поездки на машинах с шашечками безопаснее и прозрачнее, говорили парламентарии при рассмотрении закона. А чтобы заказ вдруг не получил шофер без лицензии, агрегаторам вменили в обязанность отслеживать, чтобы в их базы такие люди не попадали.
За сотрудничество с водителями-нелегалами для агрегаторов хотят ввести штраф до полумиллиона рублей. Штрафовать службы заказа хотят и за работу без уведомления и за нарушение порядка обработки информации о заказе. Такой законопроект думский Комитет по госстроительству и законодательству одобрил на заседании в апреле, однако на днях Совет Госдумы решил отложить его рассмотрение парламентом. «Проект отправлен авторам на доработку по предложению правового управления», — сказали «Парламентской газете» в аппарате комитета.
Проект о штрафах еще в 2019 году внесла группа депутатов и сенаторов, но он относился к другой версии законопроекта о такси. Поэтому в правовом управлении Госдумы указали, что документ следует синхронизировать с принятым законом по содержанию, терминологии и срокам вступления в силу.
Прозрачность водителей и поездок
Возможность получить штраф заставит агрегаторы соблюдать все положения закона и тщательно следить за актуальным содержанием реестров. Но сами эти реестры в большинстве регионов пока не созданы, сообщил «Парламентской газете» руководитель секции «Цифровая трансформация транспорта» Совета по цифровой экономике при Совфеде Артем Шейкин: «Государственная информационная система легковых такси находится в стадии разработки, а региональные реестры такси не созданы в связи с отсутствием финансирования».
Регионам, считает сенатор, нужно помочь с созданием реестров — выделить им для этого целевое финансирование либо предложить формат государственно-частного партнерства. «Кроме того, необходимо подключить к работе специалистов, которые могут предложить варианты удешевления разработки и внедрения этих систем, а затем будут обеспечивать их стабильное и бесперебойное функционирование», — отметил сенатор.
Общественный совет по развитию такси в апреле сообщал, что реестры создали не больше двух десятков регионов, а также говорил об огромном количестве данных, которые операторам приходится в них вносить. «При этом власти требуют, чтобы сведения обновлялись мгновенно — так они смогут в любой момент проверить любого водителя», — сказала нашему изданию председатель совета Ирина Зарипова.
Коллапса не будет
В Общероссийском объединении пассажиров предложили перенести на один год вступление в силу некоторых положений закона о такси, ссылаясь на отсутствие реестров в большинстве регионов и государственной информсистемы. Об этом накануне написал РБК со ссылкой на письмо главы объединения Ильи Зотова в адрес вице-спикера Совфеда Андрея Турчака.
Вопрос о переносе сроков вступления отдельных норм обсуждают и перевозчики, сообщили «Парламентской газете» в совете по такси. «Мы видим проблемы, которые, скорее всего, не удастся решить к 1 сентября — ОСАГО для такси, пункты медосмотров, — рассказала Ирина Зарипова. — Многое будет зависеть от решений, которые примут в регионах — будут ли в них дополнительные требования к такси. Если будут, это ограничит возможности по легализации рынка».
Полностью подготовиться к работе по новому закону смогут только в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, считает Зарипова. Но серьезных проблем с работой такси, по ее мнению, скорее всего, не возникнет и в других регионах. «Не придерживаюсь мнения, что будет коллапс, — добавила эксперт. — При грамотном применении закона есть шанс вывести из тени сотни тысяч нелегалов».
Требования к работе легковых такси
Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:
- Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.
Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.
Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.
Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:
- Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
Расценки за услуги.
Визитка водителя с его фото.
Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.
Работа в такси без лицензии или разрешения
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ
Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…»
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
По общему правилу, штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
По нарушениям, указанным в главе 12 КоАП РФ, штраф можно оплатить в размере половины суммы. В нашем случае, это штрафы, полученные за отсутствие при проверке документов (п. 2.1 ст. 12.3 КоАП), за незаконное нанесение на машину опознавательных признаков такси (п. 2 и п. 3 ст. 12.4 КоАП, п.7 ст. 12.5 КоАП РФ). Условием уплаты штрафа в размере половины суммы является его оплата не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Течение срока начинается на следующий день после дня вынесения постановления и заканчивается в последний день установленного срока. Если последний день срока выпадает на выходной, то он переносится на первый рабочий день после выходных (ст. 4.8 КоАП РФ).
Что касается штрафов за отсутствие разрешения на занятие таксомоторной деятельность, а также лицензируемой деятельностью по перевозкам пассажиров автобусами и маршрутными такси, то они оплачиваются только в полном размере.
***
Таким образом, для использования автомобиля в качестве такси необходимо получить специальное разрешение, которое оформляется в отношении конкретной машины. Если водитель на постоянной основе занимается перевозкой людей на легковом такси, то ему следует всегда иметь этот документ при себе.
Оснований для применения в отношении водителя такси или таксомоторного предприятия штрафных санкций законом предусмотрено немало, и применяться они могут одновременно. Размеры штрафов за езду без лицензии для такси в 2022 году пока остались прежними. Они зависят от состава и субъекта правонарушения.
Российское законодательство не предусматривает оплату за оформление лицензии. Но местные органы власти могут по своему усмотрению устанавливать государственный сбор. Поэтому информацию относительно того, за сколько можно купить лицензию на такси, следует узнавать в транспортном департаменте того региона, где она оформляется.
В Москве и Московской области документ выдается бесплатно. Автовладельцу надо только оплатить госпошлину за открытие ИП. Исключение составляет обращение за помощью в компании, оказывающие посреднические услуги по лицензированию. Здесь тарифы за оформление разрешения на пассажироперевозки могут достигать 10 тысяч рублей.
Автовладельцу, кроме оплаты лицензии, придется выделить деньги на:
- технический осмотр автомобиля;
- страховку;
- нанесение опознавательной разметки;
- приобретение необходимого оснащения (рация, таксометр и т. п.);
- оклейку машины, если цвет кузова не соответствует требованиям.
С учетом всех расходов сделать лицензию на такси будет стоить около 30 тысяч рублей. В эту сумму входит также оформление ИП или ООО. Как уже было сказано выше, разрешение действительно на протяжении 5 лет, а затем его можно продлить или переоформить, совершенно бесплатно. Необходимость в переоформлении может возникнуть, если изменились:
- регистрационный номер автомобиля;
- наименование юрлица или место его нахождения;
- ФИО индивидуального предпринимателя, его адрес регистрации.
В каких случаях аннулируется лицензия
Если автомобиль или организация перевозок не соответствует требованиям, которые предъявляются к такси и перевозкам, инспектор выдает предписание об устранении нарушений. Соответствие требований контролирует ГИБДД, в Москве этим также занимается МАДИ.
Нарушения нужно устранить в установленный срок (не более месяца) и передать подтверждающие документы в ведомство, которое выдало предписание. Если нарушения не исправлены, действие лицензии приостанавливается на месяц. В дальнейшем разрешение могут аннулировать на основании решения суда.
Например, в Москве МАДИ выявила, что у двух водителей таксопарка стаж вождения менее 3-х лет. Суд аннулировал лицензию для тех автомобилей, которыми управляли эти водители.
Также разрешение аннулируется судом:
Если лицензия была аннулирована, восстановить ее не получится — только получать заново.
Есть ли скидка на штрафы таксисту?
На данный момент многие штрафы ГИБДД могут выплачиваться со скидкой в 50 процентов, если факт оплаты произойдет не позднее, чем через 20 дней после наложения взысканий. Штрафы, которые выписываются таксистам, тоже попадают под эту категорию. Но определенные исключения здесь присутствуют, и это стоит иметь в виду.
Так, скидки не будет, если нарушитель пойман в состоянии алкогольного опьянения. Также она не распространяется на случаи повторного наказания, если после первого штрафа человек ничего не исправил. И разумеется, что скидки не будет, если человек пропустил все сроки, предполагающие подобную возможность. И потому рекомендуется своевременно оплачивать все штрафы, не допускать грубых нарушений, и устранять все проблемы, которые возникают, своевременно, чтобы не попадаться с ними повторно, а в идеале — и в первый раз.
А что касается ситуаций с алкоголем, таксист обязан помнить, что он несет ответственность не только за себя, но и за своих пассажиров. Он находится на работе, и езда в состоянии алкогольного опьянения является для него совершенно непростительным фактом.