Ответственность при технически неисправных фарах
Лампы в фарах имеют свойство со временем перегорать, особенно если были использованы изделия, произведенные без соблюдения ГОСТа. Это случается обычно в самый неподходящий момент, например, во время выезда на объездную дорогу. В этом случае водитель также несет ответственность и может получить штраф за негорящую фару. Это объясняется тем, что такой транспорт является потенциально опасным для других участников движения.
Будет ли тут наказание? Нарушение входит в перечень неисправностей, при котором использование транспорта запрещается. Осветительные приспособления выделены отдельным пунктом, так как обеспечивают видимость водителю. Если один прибор неработающий или загрязнен, в дневное время инспектор ГИБДД может сделать устное предупреждение. Но такое бывает крайне редко, а если водитель эксплуатирует транспорт ночью, то это является правонарушением, и избежать наказания не получится.
Какой штраф?
Все меры ответственности за нарушения перечня условий, при которых запрещается ездить на машине, в 2020 году регулирует статья 12.5 КоАП. И её первая часть устанавливает штраф за отсутствие ПТФ как одно из таких условий:
Таким образом, без противотуманок ездить нельзя, и штраф за это 500 рублей. В редких случаях можно отделаться и предупреждением. Но последнее выносится, действительно, в очень редких случаях. Даже при обжалованиях штрафа судьи и начальники ГИБДД, согласно судебной практики, практически никогда не заменяют финансовую санкцию предупреждением.
Данный штраф за отсутствие противотуманных фар можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления, а других мер обеспечения (эвакуация, запрещения эксплуатации) не предусмотрено.
Но в 2020 году более страшная ответственность за отсутствие ПТФ, о ней мы и поговорим!
Аннулирование регистрации
Пункт 3 Приказа №399 о порядке регистрации ТС предписывает, что инспекторам ГИБДД регистрировать автомобили запрещается в тех случаях, если в их конструкцию внесены изменения без разрешения Госавтоинспекции.
В то же время, пункт 50 говорит о возможности прекращения регистрации при наличии оснований, указанных в п.3.
Удаление противотуманок по любой причине – будь то самовольным действием или результатом ДТП – является, по сути своей, внесением изменений в конструкцию. Следовательно, по закону сотрудники обязаны (не просто имеют право, а именно обязаны) аннулировать регистрацию автомобиля.
Эта практика сложилась не так давно и действует последние несколько лет. Но, в основном, учёт машины аннулируют за тонировку и реальные изменения конструкции (замену двигателя на более мощный, неродные кузовные детали и другие). А вот за отсутствие противотуманок такой практики в 2020 году нет. Она есть только в нормах законодательства, но ничто не мешает воплотить ее в реальность любому инспектору ГИБДД.
Читать дальше: Вычитают ли с больничного листа подоходный налог
Штраф за езду с одной фарой
Зачастую на пути разъезжают машины с введенной одной фарой. Вторая либо отсутствует, либо перегорела лампа. Такое движение также будет рассмотрено как правонарушение, на шофера наложится взыскание. Но ситуация будет описана как нарушение запрета применения автотранспортного средства при условиях наличия перечня поломок. Наказание будет предусмотрено согласно статье 12.5 КоАП наложением штрафа 500 рос. рублей согласно обстоятельству выключенного либо грязного светового устройства. Также возможно устное предупреждение.
Несоблюдение списка неисправностей, эксплуатация машины с одним фонарем может послужить причиной аварии, в которой будут виноваты два участника, при условии, что нарушителем выступает один. Такое решение будет выдвинуто, если обнаружится неисправность одной фары у стороны, которая, как бы не нарушила правила езды.
Правила применения штатных ходовых огней
В устройстве многих современных автомобилей конструкцией предусмотрено наличие дневных (штатных) ходовых огней.
Законом разрешено их применение в дневной промежуток времени вместо фонарей ближнего освещения.
А вот самостоятельная установка такого осветительного оборудования без получения соответствующего разрешения и оформления запрещена. Это рассматривается как несанкционированное внесение изменений в конструкцию автомобиля.
Карается штрафом и предписанием на демонтаж установленного оборудования. Но если монтаж ДХО произведен в соответствии с ГОСТ Р 41.48-2004, имеются соответствующие сертификаты и разрешения, то эксплуатация такого транспортного средства законом допускается.
Важно! Владельцам автомобилей, с установленными в заводских условиях ДХО, не стоит волноваться о своевременном включении этого устройства. Конструкцией таких ТС предусмотрено автоматическое зажигание дневных ходовых огней при запуске мотора.. По требованиям ГОСТа, так же должно срабатывать и самостоятельно установленное оборудование
Чтобы ДХО функционировали правильно, их установку лучше доверить специалистам техобслуживания
По требованиям ГОСТа, так же должно срабатывать и самостоятельно установленное оборудование. Чтобы ДХО функционировали правильно, их установку лучше доверить специалистам техобслуживания.
Только мастер сможет гарантировать соответствие монтажа устройства нормативным предписаниям.
Дневные ходовые огни и их особенности
Такие приборы заводом-производителем предусматриваются не во всех моделях авто, и при их отсутствии автовладельца не наказывают, но, если ним самостоятельно внесены изменения в конструкционные характеристики своего транспортного средства – ему грозит серьезный штраф. Это правонарушение легко определяется инспекторами ДПС или работниками сервиса. Передвигаться с кустарным оборудованием водителю придется недолго.
Польза от ходовых огней большая, ведь они потребляют меньше энергии. Такого освещения будет достаточно, чтобы водители встречные или пешеходы смогли разглядеть приближающееся авто.
ВНИМАНИЕ !!! В большинстве случаев включаются дневные габаритные огни автоматически при запуске ТС. В подобных случаях водитель не получит штрафного взыскания при выключенном ближнем свете, так как он имеет обозначение своего авто
Парковочные габаритные огни нельзя использовать в качестве ближнего свет в дневное время, иначе это будет как нарушение ПДД.
Если огни монтируются владельцем авто самостоятельно, то необходимо учитывать наличие сертификата на это изделие. Не все лампы подходят к любым приборам. Зачастую проблемы могут возникать у поклонников ксенона.
Что нужно делать, если фара резко перестала работать
Рекомендуемые действия:
- вызов эвакуатора;
- буксировка другим транспортом;
- ожидание светлого времени суток.
Днем Правила разрешают добраться с негорящей светотехникой до станции техобслуживания или автостоянки.
Если ни один из предложенных вариантов не подходит, автомобилист действует в следующей последовательности:
- Включает аварийную сигнализацию и останавливает транспортное средство на обочине дороги.
- Проверяет работоспособность ДХО, ПФ и габаритных огней.
- В случае исправности световых приборов зажигает все имеющиеся в наличии и начинает движение на низкой скорости в правом ряду. При неработающих габаритах автомобиль требуется убрать с проезжей части (п. 19.4), а при отсутствии такой возможности — обозначить его при помощи знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря (п. 9.11).
Если все бортовое освещение оказалось нерабочим, принимают следующие меры:
- прикрепляют к бамперу подручными средствами либо удерживают в руках фонарь;
- устанавливают на полку у заднего стекла знак аварийной остановки со светоотражателями.
После этого начинают двигаться с небольшой скоростью. Желательно пристроиться вслед за другим медленно движущимся ТС – фурой, например. Такое решение поможет избежать столкновения со встречным автомобилем.
Чтобы не остаться ночью без света, следует ознакомиться с инструкцией в части замены реле и ламп, а также иметь при себе несколько запасных деталей.
Можно ли избежать наказания?
На оплату штрафной квитанции водителю дается два месяца. Отсчет времени начинается с даты, когда потенциальный нарушитель уведомлен о наказании официально. Если деньги в указанный срок не поступят, то исполнительные власти вправе увеличить сумму в два раза и взыскать штраф в принудительном порядке.
Закон дает право автолюбителю оспорить наложенные санкции. Закон отводит на это стандартный срок в десять дней. Обратиться можно в вышестоящий орган ГИБДД, в прокуратуру или суд.
Действия инспектора предсказать трудно, но если вы сумеете его убедить в случайности происшедшего, то штрафа можно избежать.
Это правило не распространяется на ночные поездки, поскольку появление на дороге автомобиля без освещения делает его невидимым для остальных участников движения. Здесь выходом будет только вызов эвакуатора. Транспортировка авто на лямке также запрещена, поскольку неисправный автомобиль сделает невидимым того, кто взял его на буксир.
Вопросы и ответы
Можно ли поставить светодиодные лампы на ближний свет в машине?
ОтветЕсли это предусмотрено конструкцией, то можно установить такие лампы. Если не предусмотрено, то можно ставить только лампы того типа, который ставил производитель.
Сотрудники ГИБДД остановили и выписали штраф за невключенный ближний свет. При этом фары у меня были включены. Я написал об этом в замечаниях к протоколу. Что делать дальше?
ОтветВы можете обжаловать такой протокол в суде. Лучше всего обратиться к юристу, чтобы он более подробно изучил документы по вашей ситуации.
Остановили сотрудники ГИБДД, указали, что ближний свет не работает. Начали составлять протокол. Фары действительно не работали в тот момент, видимо немного отошел предохранитель. Я немного подергал и все заработало. Но сотрудники всё равно оформили протокол. Как можно обжаловать?
ОтветВы можете подготовить документы и обратиться в суд для обжалования. Но в вашей ситуации шансов мало. Вы ведь не отрицаете, что в момент остановки фары не работали. Вы должны были проверить работоспособность фар перед выездом и устранить поломку.
Я ехал солнечным днем по городу с выключенным ближнем светом. Меня остановил сотрудник ГИБДД. Составил протокол и выписал штраф 500 рублей. Допускается ли это?
ОтветВ вашей ситуации сотрудник мог выписать штраф или дать предупреждение. Он выписал штраф, это разрешено по закону. Если вы не согласны, обжалуйте в суде.
Габаритки — это не ходовые огни
На междугородних трассах нередко встречаются ситуации, когда грязные автомобили визуально сливаются с асфальтом и незаметны на дальности 200-300 метров. Для совершения обгонов необходимо расстояние вдвое больше. И в итоге грязные «невидимки» на встречке проявляются из небытия буквально перед носом начавших обгон водителей. Оправдываются эти грязнули опять же статьей 19.5 ПДД.Однако путать современные ходовые огни с примитивными габаритками нельзя. Это разные вещи. Ходовые огни специально разрабатывались для движения днем, а габаритки используются лишь для подсветки машины на стоянке у обочины.Путаница в понятиях возникла из-за того, что к 2010 году многие автопроизводители внедрили новую конструкцию фар с расширенным функционалом. В одном блоке совместились и габаритные огни, и классический ближний свет, а также дальний, противотуманные фонари, а еще адаптивный прожектор, парковочные и ходовые секции. Для обозначения автомобилей днем производители придумали дополнительные светодиодные секции со специальными лампами. Их яркость не уступала классическим галогеновым фонарям. И появление новых мудреных терминов запутало автомобилистов.Многие водители просто перепутали технические понятия и принялись считать себя владельцами машин с «ходовыми» огнями. А если это так, то надобность в ближнем свете отпадает
Здесь важно помнить, что новые иностранные блоки с ходовыми огнями ставятся пока на дорогие премиальные модели. На старые ВАЗы, «Волги» и «Москвичи» они не подходят.Таким образом, подавляющему большинству автомобилей в российском автопарке все еще запрещено ездить без ближнего света фар как в городе, так и за его пределами
И никакие габаритки его заменить не могут.За нарушение требований пункта 19.5 ПДД полагается штраф в размере 500 рублей, предусмотренный статьей 12.20 КоАП РФ.
Какое наказание грозит за неправильное использование
Результатом несоблюдения ПДД является создание потенциально опасной ситуации на дороге. Поэтому нарушитель привлекается к ответственности в рамках КоАП.
Выключенные фары в ночное время
Эксплуатация автомобиля в таком состоянии трактуется как нарушение правил использования световых приборов. Применяется ст. 12.20 КоАП.
Она устанавливает 2 меры воздействия:
- предупреждение;
- штраф в размере 500 руб.
Работающие ДХО либо ПФ не могут служить оправданием отсутствия основного света, автомобилист все равно будет считаться виновным.
Если горит только одна фара, тогда как во второй перегорела лампочка, в действие вступает ст. 12.5 КоАП, ч. 1. Передвижение на таком автомобиле трактуется как нарушение «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства». Предусмотрены такие же меры наказания — предупреждение либо взыскание в размере 500 руб.
Дальний свет в городской территории
Похожие посты
Обзор сервисов для проверки оплаченных штрафов ГИБДД
Согласно п. 19.2 ПДД езда с ДС в пределах населенного пункта является нарушением, если выполняются 2 условия:
- она осуществляется в темное время суток;
- дорога освещается фонарями.
Водителя, не переключившегося на БС, могут оштрафовать по ст. 12.20 КоАП.
Если же он движется по городским улицам в светлое время суток с ДС, это не может считаться нарушением, так как в ПДД прямого запрета на такие действия нет. Также не вступает в противоречие с Правилами езда ночью, если дорога не освещена.
Неправильное использование противотуманок
Нарушениями считаются следующие действия:
- использование противотуманок с выключенным ДС или БС в темное время суток;
- то же при движении в туннеле;
- подключение противотуманной светотехники к стоп-сигналам;
- установка только 1 такой фары;
- использование заднего противотуманного фонаря в условиях хорошей видимости.
Наказание за перечисленные действия также устанавливает ст. 12.20 КоАП.
Какой штраф предусмотрен за невключенные фары?
Еще несколько лет назад езда без постоянно включенных ближних фар считалась нормой на дороге и не считалась правонарушением, соответственно, никакого наказания за нее не предусматривалось. С 2010 года положение изменилось: согласно ст.12.20 КоАП запрещено двигаться без включенных световых приборов 24 часа в сутки.
Вынужденная данная мера была заимствована у зарубежных коллег и привела к сокращению аварий на дорогах. Впрочем, поспособствовало снижению ДТП не только требование двигаться с включенными фарами, а и ряд других факторов: отремонтированные дороги, запрет к езде за рулем в нетрезвом виде и др.
Тем не менее, многие инспекторы ГИБДД отмечают немалую заслугу в уменьшении статистики ДТП именно благодаря требованию включать фары перед тем как двинуться в дорогу.
Езда без ближнего света днем
Начиная движение, включайте фары ближнего света независимо от того, в какое время суток вы совершаете передвижение.
Штраф за езду без ближнего света днем предусмотрен в размере 500 рублей. Вас не оштрафуют, если нарушение было совершено впервые (инспектор ГИБДД может ограничиться устным предупреждением).
Дальний свет в городе
Штраф за дальний свет в городе несет административное взыскание в размере 100 рублей, так как является нарушением, в данном случае – правил пользования световыми приборами.
Такие требования к дневным ходовым огням обусловлены тем, что дальний свет в городе ослепляет встречных водителей, что может привести к аварийной ситуации на дороге.
Не включайте дальний свет фар при движении в населенном пункте. Ослепив водителя в встречном транспорте, вы создаете тем самым угрозу для жизни и безопасности других людей!
Езда с одной фарой
Какой штраф полагается, если не горит одна лампа ближнего света и можно ли продолжать движение в этом случае? Инспектор ГИБДД, если заметит, то практически всегда остановит «одноглазого» водителя и выпишет штраф в размере 100 рублей.
Если не жаль времени, то можно попытаться оспорить данное административное наказание в течение 10 суток после вынесения решения. Только вот перед тем, как это сделать, стоит спросить себя – правильно ли это?
ВАЖНО: Ведь, не соблюдая правила на дороге, вы тем самым создаете аварийную ситуацию как для себя, так и для встречных водителей. Впрочем, если говорить в рамках закона, то он в данном случае весьма противоречив
Впрочем, если говорить в рамках закона, то он в данном случае весьма противоречив
С одной стороны, вроде как можно двигаться к месту назначения с повреждением световых приборов, соблюдая предосторожность, включив аварийные огни
По факту же, при остановке автомобиля сотрудником госавтоинспекции, водителю редко удается уехать без штрафа. Так что, если кажется, что инспектор был к вам несправедлив, можно попытаться оспорить в суде вынесение административного наказания в виде денежного взыскания.
Возможно, вам будет интересно узнать о следующих нарушениях ПДД и положенных за них штрафах, а именно: за проезд на красный свет на ж/д переезде и разговор по телефону за рулем, за превышение скорости и пересечение двойной сплошной линии, за непристегнутый ремень безопасности и нарушение дорожного знака «Въезд запрещен», за тонировку, за парковку на месте для инвалидов, на газоне зимой или на тротуаре.
Когда нужно включать и выключать
Все автомобили имеют различные конструктивные решения внешнего освещения.
Иногда о включении габаритов просто забывают. В старых машинах эта опция включалась одновременно с подсветкой, забыть было невозможно технически.
В современных ТС все отдельно: и подсветка, и габариты. Включение и выключение оптики в определенных ситуациях нужно контролировать.
Пункт 19.3 ПДД предусматривает обязанность водителя к обязательному включению габаритных огней в следующих случаях:
- При остановке (стоянке) в темное время суток на неосвещенных дорожных участках.
- В условиях недостаточной видимости. Дополнительно допускается одновременное включение дневных ходовых огней, фар ближнего света, и противотуманных приборов (передних фар и задних фонарей).
Значительное ухудшение видимости наступает при таких условиях:
- при сильном тумане;
- ночью и в сумерки;
- при выпадении осадков, снеге или дожде;
- при движении в тоннеле.
В условиях ограниченной видимости на остановке и стоянке водителю дано право самостоятельно решать, как сделать автомобиль заметнее, какие приборы освещения необходимо включить дополнительно.
При этом нельзя забывать: даже в сложных погодных условиях выбор места для остановки и стоянки регламентирован Правилами дорожного движения.
Считается, что движение представляет наибольшую сложность в темноте, при сильном тумане. Не стоит дожидаться, когда туман сделает дорогу неразличимой.
Габариты лучше включать даже при небольшом тумане.
Во время ночной остановки на обочине, для улучшения видимости, помимо габаритных огней, следует включить аварийную сигнализацию.
Лучше взять для себя за правило: стало хуже видно – нужно включить габариты. Не стоит забывать и о том, что все водители обладают разным зрением. Обозначать габариты автомобиля действительно необходимо, ведь в темноте авто без габаритов – просто призрак.
И еще, практический совет: если ближний свет фар стал различим на дороге, пора пользоваться габаритными огнями.
Какие приборы используются ночью
Правильнее, конечно, сказать «в темное время суток», которое даже имеет определение в ПДД. Без сильного углубления в формулировки — это просто такое время, когда темно, в сумерках с утра или вечером и ночью.
Тут применяются фары в режимах дальнего и ближнего света. Если у вас ночная стоянка (или, если вы едите с прицепом, или поставлены на буксир), то необходимо перейти на габариты. Противотуманки в таком случае не должны работать отдельно, они сопровождаются дальним светом или ближним.
У кого имеется фара-прожектор, то не используйте ее, если едите по населенному пункту или когда видите встречный автомобиль. Это нарушение ПДД.
Правилами установлен порядок, который позволяет обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. А потому не разрешается слепить встречных водителей дальним светом, если машины приблизились более чем на 150 м. Помимо того, водитель на встречной, может попросить вас переключить режим световых приборов. Это принято делать «морганием» фар.
Передвигаясь по территории хорошо освещенного населенного пункта, также не используют дальний свет. И, как в ситуации с дневным режимом, противотуманки на освещенной дороге запрещено применять без сопровождения ближним или дальним светом. ДХО ночью также не включают.
Для движения по тоннелям днем и ночью применимы все вышеперечисленные требования.
Светодиодные лампы
Некоторые водители любят ездить с задними противотуманными фарами постоянно. Это недопустимо. Вы можете использовать их только в условиях плохой видимости. Хотя использовать передние противотуманные фары можно.
Помните, что на заводе устанавливают определенные лампы, которые вы можете использовать. Если вы решите их заменить на более мощные, за это тоже могут оштрафовать.
Если вы хотите внести какие-либо изменения, то посоветуйтесь со специалистами и сотрудниками ГИБДД. Можете у них получить разрешение на использование определенного типа фар.
По статистике, включенный ближний свет помогает сделать ситуацию на дороге более безопасной. Количество ДТП снижается. Особенно это заметно, когда едет серая машина в пасмурный день. Без ближнего света ее легко можно не заметить.
Если вы попали на доброго инспектора, то можете отделать обычным предупреждением, без получения штрафа.
Помните, если постоянно ездить с включенным ближним светом, через 3-4 года у вас полностью выгорит отражатель в фарах. Их нужно будет обязательно заменить в этом случае. Именно по этой причине днем и в светлое время суток лучше ездить на противотуманных фарах.
Стоимость замены противотуманных фар намного дешевле, чем замена ближнего света.
Если у вас есть возможность, можно установить дневные ходовые огни. На многие машины их сейчас ставят прямо на заводе. С ними вы точно не забудете про включение фар. Они работают по следующему принципу. Как только вы заводите автомобиль, они сразу включаются автоматически.
Что говорят правила ПДД о ближнем свете?
Подпункт 19.5 ПДД РФ четко оговаривает, что все автотранспортные средства, передвигающиеся по проезжей части дороги, должны обозначить себя, включив фонари ближнего освещения или дневные ходовые огни (ДХО).
Исполнение этого параграфа обязательно днем (в светлое время суток).
Правилами предусматриваются и условия, при которых в темное время суток дальний свет необходимо переключить на ближний:
- На освещенной дороге (за пределами селений) или улице (в пределах селений).
- За 150 м до приближающегося навстречу ТС.
- В случаях, когда появляется опасность ослепления прочих участников движения.
На сегодняшний день нарушение подпункта 19.5 является самой частой причиной остановки, написания протокола и получения водителем взыскания.
Штраф за езду без ближнего света не так и велик, но пренебрегать требованиями ПДД не стоит.
Ведь обозначенное наружными световыми приборами средство передвижения становится заметнее на проезжей части, а это является немаловажным фактором профилактики ДТП.
И это непустые слова: статистика свидетельствует, что с момента введения новшества количество аварий днем существенно сократилось.
Внимание! Перед началом движения каждый водитель должен убедиться, что фары ближнего освещения включены. Ведь даже одно взыскание за это нарушение значительно повысит стоимость следующего оформления полиса ОСАГО или КАСКО.
Когда какие фары нужно включать по ПДД
В Разделе 19 Правил гражданин может получить всю интересующую его информацию относительно порядка использования световых приборов.
В городе
В Разделе 19 Правил не так много нормативных положений, регламентирующих какие-либо отличия в порядке использования фар и фонарей в городе и за его пределами.
В дневное время
Постановление Правительства № 316 от 10 мая 2010 года “О внесении…” регламентировало некоторые поправки в пункт Правил 19.5.
Если в редакции Правил № 15 от 24 февраля 2010 года (ныне не действующей) п. 19.5. обязывал включать ближний свет всем водителям вне городов, а также водителям в городах, но лишь при определенных условиях (при движении в колонне, при перевозке детей группами и др.), то в действующей редакции (№ 56 от 30 мая 2020 года) требования ужесточились.
Однако есть небольшое послабление – водители могут в пределах города (и за его пределами тоже) двигаться на противотуманных фарах. При этом ближний свет можно выключить.
Тем не менее, ехать на одних “противотуманках” (без включенного совместно с ними ближнего света) запрещено в следующих случаях:
- при недостаточной видимости;
- при движении в тоннеле;
- в темное время суток (вечером или ночью).
Ночью
Главное требование – ночью или вечером (в темное время суток), в тоннеле, а также при наличии недостаточной видимости (вне зависимости, где находится водитель – в городе или за его пределами), на авто должен быть включен:
- или ближний свет;
- или дальний.
На каком именно свете ехать (ближнем или дальнем), решает сам водитель. Известно, что дальний свет в большинстве случаев используется при отсутствии уличного освещения в городе для создания лучшей видимости. Также дальний незаменим на неосвещенных участках загородной трассы.
Несмотря на то, что водителю предоставлено право выбора – на каком свете ехать – все же необходимо, чтобы были соблюдены требования п. 19.2. Правил, регламентирующего обязанность переключения дальнего света на ближний при:
- езде в городе по освещенной дороге;
- встречном разъезде на расстоянии не менее 150 метров до ТС;
- большем расстоянии до встречного ТС, при том условии, что водитель сигнализирует о необходимости выключить дальний (попеременным включением и выключением дальнего света);
- любых случаях возникновения угрозы ослепления попутных или встречных водителей.
В остальных случаях дальний свет использовать разрешается без каких-либо дополнительных ограничений.
При плохой видимости
В Правилах понятие “плохая видимость” не представлено, зато представлено понятие “недостаточная видимость”, с которым можно ознакомиться в п. 1.2. Правил.
Там сказано, что недостаточная – это видимость автомобильной дороги меньше 300 метров в условиях дождя, тумана, снегопада и иных неблагоприятных погодных условий, а также в сумерки.
П. 19.1. Правил в таком случае обязывает водителей включать:
- либо ближний свет;
- либо дальний (при условии соблюдения требований п. 19.2. Правил).
Совместно с ближним (или дальним) светом могут быть включены противотуманные фары (аб. 2 п. 19.4. Правил).
Требования к использованию внешних световых приборов за городом практически те же, что и в его пределах.
Штрафы
ПДД четко регламентирует, как пользоваться головным и дополнительным автомобильным освещением в зависимости от погодных условий, времени суток и местности
Водителям важно помнить, что закон запрещает сотрудникам ГИБДД самовольно открывать капот автомобиля или снимать фару, проверяя, какой тип лампы установлен в блоке
Инспектор останавливает автомобиль, если визуально наблюдает следующие нарушения:
- Регулировка фар не соответствует ГОСТу. Это видно каждому участнику дорожного движения: дальние огни слепят прохожих и освещают не полосу дороги, а горизонт.
- Фонари не работают или очень грязные.
- На фарах отсутствуют рассеиватели либо используются лампы, которые не предусмотрены как штатные для конкретной модели.
Кроме штрафа до 3000 руб., при некоторых нарушениях водителю грозит потеря прав на период от 6 месяцев до года.
За ксенон
Если ксеноновые фары установлены на авто вместо штатных галогенных огней и инспектор без технического осмотра определил, что такая яркость нехарактерна для галогенок ближнего или дальнего освещения, последует:
- Составление протокола.
- Направление ТС на станцию техосмотра.
- Проверка соответствия световых приборов штатным.
- Штраф до 3000 руб. плюс лишение прав на срок от 6–12 мес., если обнаружится, что галогеновые огни были заменены на ксенон.
За ксенон в противотуманках также грозит штраф и лишение прав. При выборе ксенона для ПТФ рекомендуется выбирать лампу цветовой температуры до 3000 К. Желтый блок фары снизит дальность светового пучка, видимость улучшится без изменения яркости.
ЛЭД лампы
Штраф за диодные лампочки в фарах не предусмотрен, если этот тип света указан изготовителем. Если в модельном ряду в базовой версии авто установлен галоген, а более укомплектованная версия имеет штатные диоды, водитель может заменить галогеновую лампу на диодную. Автопроизводители предусматривают такую возможность для моделей автомобиля одного поколения.
Установка диодных элементов вместо штатного галогена позволяет значительно увеличить яркость фары, при этом параметры освещения будут в пределах правил. Определить, какая лампа стоит в блоке фары, без разборки последней нельзя. Диоды в зависимости от количества блоков дают мягкий ровный свет, не перегревают рассеиватель и имеют большой срок эксплуатации.
Несмотря на все преимущества ЛЭД блоков, за светодиодные лампочки, установленные без разрешения, также грозит штраф 500 руб. Могут и лишить прав на срок до 12 месяцев.
Чтобы установить светодиоды в фары головного света легально, нужно выполнить следующие пункты:
- Приобрести оптику, которая соответствует модельному ряду авто.
- Переоборудовать систему освещения в автомобиле.
- Посетить отделение ГИБДД (по месту, где стоит на учете автомобиль), заполнить заявление о внесении изменений в конструкцию ТС.
- Пройти техосмотр и внести поправку в карту диагностики.
- Выписать свидетельство.
Если сгорела лампа
Если машина передвигается с выключенными фарами, независимо от причины (перегорела лампочка, невнимательность, включен не тот свет и пр.) водителю грозит штраф 500 р. В отдельных случаях штрафа удастся избежать:
- Если автомобилист убедит инспектора, что нерабочей фара стала несколько минут назад.
- Штраф за неработающую фару не будет взыскан, если авто едет в направление сервиса и есть подтверждение — звонок на СТО.
- Автомобилисты могут получить только устное предупреждение за невключенные фары, если это первое нарушение по невнимательности.
- Если днем горят все фары головного света — это не нарушение, такой пункт не предусмотрен правилами. Поэтому инспектор может просто посоветовать не разряжать аккумулятор.
Наиболее распространенные причины, когда положен штраф за отсутствие освещения:
- За управление ТС с одной фарой.
- При въезде в тоннель забыли включить ближний или дальний свет, посчитали, что ПТФ или ДХО достаточно.
- Нет переключения света ночью при разъезде транспорта.
- Разбитые линзы не позволяют скорректировать пучок света, который слепит водителей встречного транспорта.
- Использование ДХО ночью без головного освещения.
За повторное нарушение правил использования осветительных приборов на ТС в 80 % случаев, кроме штрафа, лишают прав.
За «моргание фарами» штраф не предусмотрен. В редких случаях инспектор придирается к водителю и пытается вменить ему «неправомерное использование светового прибора», но водитель всегда может ответить, что он делал это, предупреждая встречных автомобилистов о возможном маневре обгона со своей стороны.